розенталь фарфор история бренда
Розенталь фарфор история бренда
История одной из самых крупных фарфоровых фабрик в Европе.
Филип Розенталь основал свою фабрику в городе Зельбе в 1879 году, но он в то время и подумать не мог на сколько широко раскинется его производство. За следующие 50 лет после основания Филип присоединил к себе более десяти других фабрик в Зельбе и за его пределами, в Кронахе, Нейролау, Вальденбурге, Марктредвитце и Софиентале. В эти же полвека он преобразовал свою фирму в акционерное общество – Rosenthal AG и стал одним из самых известных производителей фарфора в мире.
Началось все с росписи неокрашенного фарфора, который производили другие фабрики и в тот момент, когда поставщики отказались поставлять ему белый неокрашенный фарфор Филип, изготовил свой первый фарфор под маркой Rosenthal. А уже к 1886 году его знаменитая пепельница с надписью: «Место отдыха для горящих сигар» была внесена в реестр королевского двора в г. Хофе.
В 1934 году основателю фабрики, как и многим его коллегам, пришлось эмигрировать из Германии из-за своих еврейских корней. В 1950е его сын, тоже Филип Розенталь, вернулся в родные края своего отца и продолжил семейное дело. Филип Розенталь младший оказался очень хорошим бизнесменом, который сумел приумножить богатство и известность бренда Rosenthal.
Филип младший, проживший до 2001 года, был очень коммуникабельным человеком и постоянно общался с мировой арт элитой, частенько приглашая их в свой замок, который он выкупил, реконструировал и дал ему семейное имя. Дружба с известными архитекторами: Пейн, Хундертвассер, Морандини отразилась на фасаде офисных зданий компании. В 1961 году Филип создает Rosenthal studio line – творческую мастерскую в которой работали известные в то время: Коллани, Беллини, Арад, Моррисон.
Одним из главных правил марки Rosenthal в то время и сейчас была классические довоенные произведения, которые соседствовали с дизайнерскими новинками. Именно такое сочетание традиций и авангарда стало «фишкой» бренда вплоть до наших дней.
В 1980х, после окончания холодной войны, начался процесс реструктуризации всей европейской фарфоровой промышленности, так как открылись огромные возможности для автоматизации промышленности. Rosenthal очень грамотно отнеслась к реструктуризации, разделила производства на разные территории и инвестировала десятки миллионов в модернизацию производства. Результатом грамотного подхода стала одно из самых современных производств в мире.
В 1993 году началось сотрудничество с итальянским домом моды VERSACE.
Продукция Rosenthal всегда отличалась высочайшим качеством и отвечала самым высоким требованиям, которые только могут быть предъявлены к посуде.
Ниже приводим маркировку (клеймо) которая использовалась фабрикой Розенталя в первой половине ХХ века.
С 1879 года использовалась печатная маркировка в зеленом цвете.
C 1922 года, печатная маркировка.
С 1933, печатная маркировка зеленого цвета.
Использовалась до 1954 года.
ХХ век, синяя подглазурная маркировка.
Фарфор Розенталь (Rosenthal): посуда и сувениры от знаменитых художников
Фарфор Розенталь (Rosenthal) появился в конце XIX века. Мануфактура была основана Филиппом Розенталем (Philipp Rosenthal) и получила его имя. Производство, сосредоточенное в городе Зельб на границе Германии и Чехии, быстро стало успешным. Девиз фабрики остается неизменным уже больше столетия: «Жить с искусством». Это не просто слова — фарфор Rosenthal и правда можно отнести к произведениям искусства. Эскизы для него создавали прославленные художники: Сальвадор Дали (Salvador Dali), Вальтер Гропиус (Walter Gropius), Энди Уорхол (Andy Warhol). Также к сотрудничеству привлекаются дизайнеры ведущих модных домов, таких как Versace и Bulgari.
История фабрики Rosenthal
Фарфор Rosenthal не случайно появился в Зельбе. Баварский городок славится давними традициями фарфорового производства. Розенталь изначально занимался лишь росписью белого фарфора, который закупал у других мануфактур. Его мастерская находилась в Верле. Когда с поставками белья возникли перебои, предприниматель решил перейти на производство полного цикла и запустил его в Зельбе в 1879 году.
Прославился фарфор Rosenthal всего через несколько лет благодаря одному изделию: знаменитой пепельнице со словами: «Место отдыха для зажженной сигары». Уже тогда производитель дал понять, что видит в фарфоре не просто утилитарные предметы. Эта пепельница с готическим шрифтом была оригинальной для своего времени и получила огромную популярность.
В следующие 50 лет постоянно развивающаяся фабрика присоединила более 10 других компаний, выкупленных Розенталем. Постепенно акционерное общество Rosenthal AG приобрело статус одного из лучших в мире производителей художественного фарфора.
В 1934 году Филипп Розенталь был вынужден оставить фабрику из-за своего еврейского происхождения. Через три года он умер, а его сын и наследник уехал за границу. Еще некоторое время мануфактура продолжала работать, но в 1945 году закрылась. Уже в 1950-е Филипп Розенталь младший вернулся на родину и продолжил дело отца. Возрождение мануфактуры оказалось успешным, и вскоре бренд снова занял место среди лидеров в фарфоровом производстве.
Сейчас мануфактура Rosenthal — современная фабрика с отличной репутацией, входящая в итальянскую группу Sambonet Paderno Industrie. Бренд постоянно сотрудничает со знаменитыми художниками и дизайнерами, поэтому его продукция задает моду в сфере посуды и ценных сувениров. Например, недавно появился новый дизайн Бетан Лауры Вуд (Bethan Laura Wood), которая вдохновлялась ткацкими работами Анни Альберс (Anni Albers) из Баухауза. Всего с брендом сотрудничало более ста художников. Вот некоторые из них:
Оформление фарфора Rosenthal представляет множество стилей от классических до смелого авангарда. И за эту особенность его высоко ценят коллекционеры. Если вы любите художественный фарфор и другие предметы коллекционирования, то найдете много интересного на аукционах сайта Very Important Lot!
Интересный немецкий фарфор XX века
С тех пор как в 1710 году на мануфактуре Мейсена был изготовлен первый европейский фарфор, немецкие марки продолжают лидировать на рынке элитной керамики. Крупнейшие производители до сих пор сосредоточены в Тюрингии и Баварии, а также в Саксонии, Баден-Вюртенберге и Браденбурге. У российских антикваров с понятием «немецкий фарфор» прочно ассоциируются сервизы и малая пластика в стиле рококо – с пышным лепным декором и утончённой росписью. Хотя в XX веке появились новые, не менее яркие стилевые течения: модерн, функционализм и конструктивизм, где ставка делалась на строгие и лаконичные формы.
Исторический обзор
В истории немецкого фарфора можно отметить несколько переломных моментов. Один из них приходится на начало XX века, когда преобладавший ранее историзм сменился новаторским югендстилем – национальной разновидностью модерна. Для него характерна чистота линий, почти полное отсутствие лепного декора и стилизованная роспись с преобладанием орнаментов. Малая пластика тяготела к натурализму и развивалась в двух направлениях: анималистика и жанровые сценки. Отдельно следует выделить детскую тематику, которая, пользуясь большой популярностью у скульпторов, отличалась разнообразием и реалистичностью образов.
В 1920-х годах на смену романтичному югендстилю пришёл модернизм, ставший гимном промышленной эстетике. В создании фарфора участвовали знаковые дизайнеры эпохи – основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус, Герман Гретч и Альберт Каасманн. Вместо пышных ваз, сервизов и статуэток XIX века появились изделия с простыми, изящными формами и локальным цветовым решением. Сегодня такая продукция кажется привычной, однако в предвоенные годы она стала настоящим прорывом. Новаторские поиски характерны, преимущественно, для баварских производителей, в том числе крупнейшей фарфоровой фабрики «Розенталь».
На востоке в течение XX века «сохраняли верность» историзму. Чтобы как-то отличаться от конкурентов, многие фабрики выбирали «нишу» и развивали её, находя свой путь к славе. Примером служат два ведущих производителя Тюрингии: «Ильменау» и «Веймар Порцелан», сделавшие ставку на кобальтовый фарфор и цветочный декор в барочном стиле. Похожие сервизы создавал в 1960-х годах ещё один восточногерманский завод – «Кала», ставший символом роскоши в СССР. Вероятно поэтому, сегодняшним коллекционерам в России особенно близок немецкий фарфор классического направления.
Этими предпочтениями умело манипулируют небольшие предприятия Германии, возникшие в 1980 – 1990-х годах, когда фарфоровая промышленность в целом пошла на спад. Используя старые формы известных фабрик или их современные копии, фальсификаторы поставляют на российский рынок продукцию сомнительного качества. Она выдаётся за истинно «немецкий фарфор», хотя в Германии давно отдают предпочтение авангардным стилям. Даже старейшие предприятия, вроде Мейсена или Нимфенбурга, наряду с признанными «хитами», сегодня предлагают изделия актуального дизайна, удивляющие креативностью и свежестью решений.
Хрупкая память нацистской Германии
Отдельного внимания заслуживает немецкий фарфор середины XX века, выпускавшийся Третьим рейхом. Его привлекательность в глазах инвесторов год от года растёт, несмотря на негативный исторический фон. Известнее других продукция фарфоровой фабрики «Аллак», которая работала с 1935 по 1945 годы в одноименном районе Мюнхена. На клейме предприятия изображены две руны «Соул» – знак подразделений СС.
Фабрика выпускала элитную посуду, статуэтки и предметы декора, призванные воспитать художественный вкус у представителей новой немецкой формации. Продукция отличалась высочайшим качеством, поскольку большая её часть поставлялась на заказ рейхсфюреру СС – Генриху Гиммлеру. Этот высокопоставленный военный чиновник лично курировал фабрику «Аллак», проверяя ассортимент на соответствие идейным запросам нацистов.
Гиммлер мечтал о фарфоре, который затмит всё, что было создано до этого в Германии и прославит Третий рейх. Фабрика работала в псевдо-античном стиле, а выпускаемые ею скульптуры отличались гипер-реалистичностью. Большинство изделий был представлено как в цветном, так и в чисто белом варианте. Мечта рейхсфюрера практически сбылась – в настоящее время продукция «Аллак» стоит дороже мейсенской и не менее востребована, что объясняется её красотой и редкостью.
«Тёмное пятно» в истории предприятия – период работы на территории концлагеря Дахау, с привлечением труда заключённых. Это не позволяет в полной мере оценить уникальный фарфор «Аллака». История производства закончилась с падением Третьего рейха. Однако некоторые модели до сих пор копируются другими фарфоровыми фабриками Германии.
Компания «Розенталь»
Основанное в 1845 году семейное предприятие Филиппа Розенталя, достигло своего расцвета в XX веке. В 1950-х годах компания возродилась после падения нацистского режима, чтобы изменить концепцию немецкого фарфора. Этому способствовало сотрудничество с передовыми дизайнерами Германии, США и скандинавских стран. Настоящий фурор вызвал сервиз Form 2000, разработанный для «Розенталя» американским дизайнером Раймоном Лоуи. Авангардные формы в сочетании с безупречного качества фарфором, казались свежей идеей на фоне рококо Мейсена и его подражателей. С этим предложением «Розенталь» покорил заокеанский рынок.
Почти 20 лет спустя, в 1969 году, Вальтер Гропиус разработал для компании серию чайной посуды ТАС, воплотив в ней собственные постулаты модернизма. Сотрудничество с мэтром архитектуры началось ещё раньше – с проектирования корпусов производственного предприятия «Розенталь» в Зельбе.
С 1960 по 1990-е годы компания стремительно расширялась, превращаясь из семейной фабрики в международную корпорацию, известную как Rosenthal AG. Это стало возможным на фоне структурного кризиса, охватившего в конце XX века фарфоровую индустрию Германии. Окончание холодной войны, смещение потребительских интересов и падение экономики ударили в первую очередь, по производству предметов роскоши. Однако, «Розенталь» выбрав курс на консолидацию, не только сам удержался «на плаву», но и позволил сохранить под своим началом такие известные немецкие фабрики фарфора, как «Хутченройтер» и «Арцберг». С 1992 года компания сотрудничает с миланским Домом моды «Версаче», выпуская коллекции с декорами фешн-бренда.
Фабрика Генриха Винтерлинга
В 1906 году в баварском городе Рёслау открылось ещё одно семейное фарфоровое предприятие – Генриха и Фердинанда Винтерлингов. И почти сразу же приобрело популярность в средней ценовой категории. Визитной карточкой фабрики стали добротные сервизы в стиле барокко с цветочным и луковым узором. Производство оказалось коммерчески выгодным, поэтому братья начали расширять его, поглощая всё новые небольшие заводы в Баварии, соседней Тюрингии и даже Чехии.
Коллекционный интерес представляет сувенирная продукция для замка Халлерштайн в Шварценбах-ан-дер-Заале, который ежегодно посещают сотни туристов. Она выпускалась местным филиалом фабрики Винтерлингов – бывшим заводом Оскара Шаллера. В ассортимент входил и прототип культового сервиза «Мадонна» с характерными расписными виньетками, позолотой и люстровым покрытием. Однако среди его сюжетов преобладала античная, а не библейская тематика.
В 1992 году концерн Winterling PORZELLAN-AG, вошёл в четвёрку самых крупных фарфоровых производителей Германии. Но уже через семь лет обанкротился, сохранившись только как бренд. Сегодня он включён в состав своего бывшего филиала Eschenbach Porzellan – Neue Porzellanfabrik Triptis GmbH, в Тюрингии.
«Томас порцелайн»
В каталогах немецкого фарфора продукцию фабрики «Томас» можно встретить только в «дуэте» с другими, более известными торговыми марками: «Энс» и «Розенталь». Практически с момента своего основания Фрицем Томасом в 1903 году, предприятие не принадлежало одному владельцу. В 1907 году его окончательно выкупила компания «Розенталь», сохранив бренд и художественную индивидуальность. Фабрика, заложенная в городке Марктредвице (Бавария), дважды меняла расположение, однако, в конце концов, вернулась на прежнее место.
Бренд Thomas существует до настоящего времени, как отдельная линейка продукции концерна Rosenthal AG. Его сервизы отличаются стильным современным дизайном минималистского направления. Однако для коллекционеров намного больший интерес представляют изделия, выпущенные до 1908 года, в «соавторстве» с мануфактурой Карла Энса. Цветовая гамма и стиль росписи этого периода напоминают лучшие образцы французского Лиможа.
Список наиболее известных предприятий
Европейский фарфоровый рынок XX века определялся, преимущественно, немецкими производителями. Расцвет большинства из них пришёлся на послевоенный период и продлился до 1970-х годов. Почему ещё вчера успешные и востребованные предприятия почти одновременно потеряли конкурентоспособность? Ответ следует искать в глобализации рынка, открывшей путь на запад недорогому и массовому китайскому ширпотребу. Если в начале XVIII века фарфор из Поднебесной способствовал зарождению и развитию европейской элитной керамики, то три столетия спустя, он практически погубил её.
Подход к производству изменился: нужна была масштабность выпусков, простота форм и декора, сведение к минимуму ручного труда. Засилье предприятий, выпускающих похожую, пусть и качественную продукцию, не оправдывало себя. На рынке удержался только элитный фарфор, недосягаемый для массовых производителей. Зато фабрики, оставшиеся в прошлом, ещё долго будут радовать артефактами коллекционеров антиквариата.
Лучше покупать старинный немецкий фарфор следующих марок:
Есть и менее крупные производители, отличавшиеся высоким художественным уровнем продукции:
Клейма
Клейма немецкого фарфора позволяют легко производить атрибуцию. Помимо заводской маркировки, на продукцию могут наноситься: товарные знаки дистрибьюторов или продавцов, указания на принадлежность какому-либо лицу или компании (например, гостиничной сети, сервисам аэрофлота, членам монархической семьи и так далее), а также личная подпись художника, которая обычно делается красной или золотой краской. В отдельных случаях обозначается дизайнер, разработавший модель, номер формы и название декора, сортность. Для фарфора, предназначенного на экспорт, с 1887 года предусмотрена дополнительная маркировка: «Германия».
Розенталь фарфор история бренда
Красота, совершенство и высочайшие стандарты качества — основа работы Rosenthal. Название марки объединяет в себе современный дизайн и высокое искусство: Rosenthal делает роскошные предметы без которых немыслимы современные интерьеры, украшение обеденных столов и просто наслаждение прекрасным.
Дань традициям здесь сочетается с веяниями современного мира. За более чем 125 летнюю историю компания постоянно вводила инновации. Сотрудничала с лучшими дизайнерами, художниками и декораторами и четко придерживалась своей философии.
В 1879 г. Филипп Розенталь старший вместе с художником по фарфору заложил первый камень в фундамент компании, которой через 50 лет суждено было стать одним из самых известных изготовителей фарфора в мире –Rosenthal AG, в поместье возле города Сельб.
Феодальное поместье Erkersreuth возле города Сельб
Филипп Розенталь начал с росписи неокрашенного белого фарфора, который производили другие фабрики для последующей продажи. Когда эти производители отказали ему в дальнейших поставках неокрашенного фарфора, он основал общество с ограниченной ответственностью (AG) и изготовил первый фарфор под маркой Розенталь.
Предприятие Rosenthal быстро набирало силу. В 1886 году его первый образец был записан в реестр местного королевского двора в Хофе. Это изделие представляло собой пепельницу с забавной надписью: «Место отдыха для горящих сигар».
К 1929 году — через 50 лет после своего образования — компания уже имела многочисленные производственные мощности в Германии, а также национальные и международные филиалы продаж.
В 1934 году основатель марки вынужден был из-за своего еврейского происхождения эмигрировать из Германии. Во многих случаях история марки в тот момент и заканчивалась. Но с Rosenthal вышло иначе.
Он, в частности, выкупил замок, с которого начиналась история бренда, дал ему семейное имя и реконструировал его. Замок стал своеобразным отражением характера хозяина: например, отреставрированные залы XVII века соседствуют здесь с авангардистскими пространственными решениями – фарфоровые тарелки-светильники встречают посетителей в вестибюле, в сводчатом подвале устроен бассейн. В замке гостили художники, дизайнеры и архитекторы с мировыми именами.
Дружба хозяина с мировой арт-элитой не прошла бесследно для бренда.Фасады офисных зданий компании оформили такие известные архитекторы, как Морандини, Пейн и Хундертвассер. Здание главной мануфактуры компании в местечке Ротбюле, неподалеку от Зельба, спроектировано одним из ведущих архитекторов школы «Баухаус» Вальтером Горпиусом, специально прибывшим для этого из Америки. Само по себе оно является образцом позднего конструктивизма. Горпиус окружил фабрику парком, населенным косулями, а первое, что видит человек, заходящий на фабричную территорию,– это пруд с фламинго.
Еще одним результатом дружбы с именитыми гостями стало создание а 1961 году творческой мастерской Rosenthal studio line. В ней по приглашению работали Энди Уорхолл, Луиджи Колани, Марио Беллини, Рон Арад, Джаспер Моррисон.При этом довоенные вещи, ставшие теперь классикой марки, остались в производстве. В арсенале Rosenthal они соседствуют с дизайнерскими инновациями. Такое сочетание стало традицией брэнда, которая была заложена отцом и сыном Розенталями, и неуклонно блюдется в наши дни, когда марка уже перестала быть семейной и управляется советом директоров.
Процесс далеко идущей реструктуризации был начат по всей европейской промышленности фарфора после окончания холодной войны и открытия рынков в конце 1980-х годов. Был обнаружен огромный потенциал в области автоматизации и рационализации.Компания активно запустила программу реструктуризации, что и определило будущее направление компании. Компания сосредоточена на производстве фарфора высокого качества на собственной производственной базе, а производство стекла и столовых приборов было вынесено и сосредоточено на двух других производственных мощностях. В последующие годы Rosenthal инвестировал свыше € 30 млн. в модернизацию производства. В результате в настоящее время компания является одной из самых современных производственных площадок в мире.
С августа 2009 года Розенталь является частью группы Sambonet Paderno – итальянского лидера в производстве столовых приборов и кухонных принадлежностей. Это значительная сделка укрепляет растущую роль Sambonet.
Приобретение позволяет Sambonet расширить и обогатить свой портфель, который включает в себя такие бренды, как Sambonet, Paderno, Артур Крупп, Розенталь, Томас, Hutschenreuther.
Девиз компании «Жить с искусством» подпитывает стремление производителей постоянно совершенствовать качество продукции. Продукция Rosenthal всегда тличалась наивысшим качеством и отвечала самым высоким требованиям, предъявляемым к посуде.
Основной принцип «Philipp Rosenthal & Co» – сплав традиции с авангардом. Несмотря на внешнюю простоту изделий Rosenthal, это имя котируется очень высоко и считается символом действительно хорошего вкуса. Лучшие дома мира украшает посуда и аксессуары этой торговой марки.
Розенталь Studio-line был зарегистрирован в качестве дизайнерского бренда с 1961 года. Это концепция, которая во всем мире служит синонимом всего оригинального в фарфоре, стекле и столовых приборах. Линией Studio-line фирма Розенталь представляет коллекцию разнообразных направлений дизайна, не навязывая какой-либо определенный стиль или диктуя формальные установки. Это обеспечивается участием многих художников и дизайнеров со всего мира, зачастую с противоположными характерами творчества. Каждый вносит в эту концепцию свой персональный вклад со своим индивидуальным независимым отпечатком.
Основной объединяющий знаменатель – единый высокий стандарт и осознание того, что создается подлинное проявление современной культуры. В коллекцию Studio-line входят только те дизайнерские работы, которые соответствуют этим требованиям, таким образом, они попадают в Торговые дома Розенталь и в розничные отделы самых изысканных магазинов. Там и происходит встреча «концепции Розенталь» с покупателем. Первое впечатление он получает от витрины фирмы Розенталь с постоянно меняющимся оформлением.
Коллекция «Rosenthal для VERSACE» захватывает экстравагантными великолепно-цветными декорами, драгоценными аксессуарами и персональными подарочными идеями. Творческий источник для данной роскошной коллекции — многообразие идей, созданных экстравагантным модным дизайнером Gianni Versace, который создал уникальную связь между традиционными и современными элементами.
Не стоит забывать и о направлении Rosenthal classic, где формы и дизайны XIX века нашли воплощение в современных технологиях. Классические элегантные рисунки, связанные с древними немецкими традициями, подчеркиваются качеством работы современных мастеров. Никогда не устаревающая классика в исполнении компании Rosenthal радует взгляд посетителей самых известных ресторанов и отелей.
Неотъемлемой частью немецкой культуры стола стали произведения Rosenthal Hutschenreuther. В этом направлении можно найти не только посуду с необычным дизайном, но и подсвечники,пепельницы, вазы, колокольчики, статуэтки, различные шкатулки и подарки, призванные сделать весь стол, всю кухню или столовую по-настоящему уютными и изысканными.
Вино – важный атрибут праздничного стола. Направление посуды для вина предлагает diVino by Rosenthal.
Говоря о фарфоре Rosenthal, нельзя не упомянуть линию Thomas, которая занимает совершенно особое место и даже производится на другой мануфактуре. Сотрудники компании упорно называют ее «молодой», хотя этот брэнд появился в 1904-м, а в состав Rosenthal вошел в 1908-м. Видимо, слово «молодая» характеризует общую направленность разработок Thomas – очень функциональные современные предметы, среди которых и те, в которых готовят, и те, в которых подают на стол. Последнее время дизайнеры линии увлечены созданием специальной посуды, подходящей для блюд разных национальных кухонь. «Юбилейная» новинка от Thomas – набор для горячих напитков Coup (дизайн Константин Grcic), который уже получил целых три дизайнерских премии.