ростовская набережная 5 история дома
Дом архитекторов на Ростовской набережной
Здание построено в стиле постконструктивизма по проекту архитектора Алексея Щусева и стало абсолютным долгостроем своего времени: строительство началось в 1934 году, остановилось в 1938 (первая очередь включила около половины полуциркулярной части здания), а закончилось лишь в 1960-х.
В 1934-1935 годах Щусев работал над реконструкцией Ростовской и Смоленской набережных, и когда Союзу Архитекторов СССР потребовалось новое жильё для увеличившегося числа членов, работу поручили именно ему. Для строительства был выбран участок на возвышенном берегу Москвы-реки, где располагалось Ростовское подворье и Церковь Благовещения Господня, построенная в 17 веке.
В 1938 году завершилась первая очередь строительства: была построена часть полукруглого здания (примерно 2/3), и на этом работа остановилась. Ансамбль Ростовской и Смоленской набережных не состоялся: к тому времени было построено всего несколько отдельных домов, но ни один из них не был закончен полностью.
В течение 25 лет над Ростовской набережной высилась одинокая среди малоэтажной застройки громада наполовину построенного полукруга Дома архитекторов, и лишь в 1960-х годах полукруг достроили, а по обе стороны от него пристроили боковые крылья. Интересно, что полукруг достраивали по аналогии с уже существовавшей частью здания, а боковые крылья не стали вписывать в общий вид и построили по-новому, облицевав бежевым кирпичом.
Церковь Благовещения перед достройкой здания была снесена, на её месте впоследствии был обустроен сквер и смотровая площадка на Ростовской набережной.
Знаменитые жители
Так как дом строился для Союза Архитекторов СССР, в разные годы в нём проживало большое количество архитекторов СССР и России: братья Веснины, Моисей Гинзбург, Владимир Кринский, Сергей Бархин, Георгий Орлов, Александр Ополовников и другие.
Также в доме проживали Министр лёгкой промышленности СССР Николай Тарасов, советский лингвист Дитмар Розенталь, пианистка Мария Юдина, художница Ника Гольц, статистик Владимир Старовский и многие другие выдающиеся советские деятели из разных областей.
Дом архитекторов находится по адресу Ростовская набережная, 5. Добраться до него можно пешком от станций метро «Киевская» и «Смоленская».
Дом на Ростовской набережной, 5: Уголок архитекторов (Мск)
Дом на Ростовской набережной, 5 появляется в фильме «Три тополя на Плющихе» далеко не сразу, а только на 52-й минуте, ближе к концу. Кстати, его замечательного фасада зритель даже не видит. Действие фильма происходит либо во дворе дома, либо в одной из квартир. Но, может, это и подталкивает всех поклонников старого советского кино разузнать об этом доме побольше.
Дом на Ростовской набережной, 5 появляется в фильме «Три тополя на Плющихе» далеко не сразу, а только на 52 минуте, ближе к концу. Кстати, его замечательного фасада зритель даже не видит. Действие фильма происходит либо во дворе дома, либо в одной из квартир. Но, может, это и подталкивает всех поклонников старого советского кино разузнать об этом доме побольше.
Вокруг храма
То, что может быстро разузнать каждый, набрав запрос в поисковике, это то, что дом № 5 на Ростовской набережной является образцом стиля «сталинский ампир» и что он был построен по проекту известнейшего столичного архитектора Алексея Щусева (а также его ученика Андрея Ростковского, о котором почему-то часто забывают упомянуть).
К тому времени, когда начинал разрабатываться проект развития застройки Смоленской и Ростовской набережных в годах (а дом № 5 был только частью задуманного), у Щусева уже был наработан огромный опыт. Портфель его проектов, в частности, был пополнен даже строительством храмов (в части которых и Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, Италия), а также мавзолеем Ленина на Красной площади, комплексом зданий Казанского вокзала, нескольких институтов, участием в разработке проекта гостиницы «Москва».
Ростковский же впоследствии, вместе с Дмитрием Чечулиным, работал над созданием высотки на Котельнической набережной.
Сегодня дом на Ростовской очень красиво смотрится с Москвы-реки, возвышаясь на холме (который назывался Мухиной горой). Но сегодня мало кто помнит, что, когда было задумано освоить набережную под жилое строительство, на холме находился храм — Благовещенская церковь (приблизительно XV века). И дом выстроен полукругом неспроста — он как бы огибал храм. Что, согласитесь, для советской эпохи, тем более для годов довольно либерально. Ведь с 1917 года богослужений в этом храме уже не велось, и снести его было «делом техники».
Может быть, сказалось вмешательство самого Щусева, который занимался реставрацией и строительством храмов в начале своего архитекторского пути? Хотя некоторые исследователи настаивают на том, что архитектор вовсе не защищал храм, а даже, напротив, был намерен построить на этом месте лестницу, спускающуюся прямо к набережной. И только благодаря дороговизне проекта, он был «завернут» заказчиком (а это был Союз архитекторов СССР, то есть дом был кооперативным) и переделан, а храм сохранился.
Но вот довольно странное совпадение: в 1949 году Щусев умирает. И уже в следующем, 1950 году, Благовещенскую церковь начинают постепенно разбирать. «Теперь этой церкви нет, агония ее длилась долго: сломали Благовещенскую церковь не сразу. Начали в годах, остатки исчезли в а колокольню снесли позже всего: она еще долго стояла перед построенным на высоком берегу жилым домом, полукругом огибавшим ее», — пишет Сергей Романюк в книге «По землям московских сел и слобод».
Так как основной корпус дома № 5 был возведен в годах (боковые «крылья» присоединились только около 1960 года), то жильцы дома почти десять лет «любовались» не только Москвой-рекой, но и постепенно разрушаемой церковью.
Сегодня в мэрии Москвы существует план по развитию района Плющихи и прилегающих к ней улиц. Об этом в сентябре 2011 года говорил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. «Согласно подготовленному Москомархитектурой плану благоустройства улицы и ее окрестностей предполагается, в частности, на Ростовской набережной воссоздать храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Кулишках», — прозвучало в новостных лентах.
Обрадуются ли нынешние жильцы дома стройке на «их холме» — вопрос. Но, поскольку вид из окон изменится и станет вновь близким к историческому, то, может быть, и цена квартир подрастет? Увы, похоже, эти ожидания не оправдаются. «Квартиры, предлагающиеся на продажу по этому адресу, находятся в высокой ценовой категории. Что касается строительства церкви, то вряд ли оно окажет влияние на увеличение цены квартир в этом доме. Наличие церкви может сделать предложение более привлекательным, а также улучшить видовые характеристики, но изменить цену вряд ли сможет», — прокомментировала Инна Игнаткина, директор отделения компании»МИЦ-недвижимость» на Пресне.
Виды с Мухиной горы
Конечно, за прошедшие пятьдесят с лишком лет окрестности возле дома сильно изменились. Когда дом только был в проекте, да и в первые несколько лет после его возведения, он считался самым высоким зданием в Москве — и это при своих, достаточно скромных по сегодняшним меркам, двенадцати этажах. Но уже в годах громкое звание было утеряно с появлением высотки на Котельнической набережной — в ней 26 жилых этажей плюс шпиль, 176 метров.
На фото примерно конца можно увидеть Дом на Ростовской набережной еще без пристроенных крыльев, а также Бородинский мост, по которому ходит трамвай. Сейчас трамваев в районе Плющихи нет совсем. А тогда ходил маршрут № 30 — «дорогомиловский трамвай», как его называют любители истории старой Москвы. Впервые он прошел по Бородинскому мосту 5 ноября 1909 года. Маршрут пролегал от Бауманской площади до Брянского вокзала (с 1934 года и ныне — Киевский). Трамвай ходил через мост вплоть до 1979 года.
Замечательный сосед
Поскольку дом был заказан «архитекторами для архитекторов», безусловно, место было выбрано одно из престижных. С конца XIX века тут селились довольно именитые дворяне и, как бы выразились позже, интеллигенция. Например, на Плющихе жили родители Льва Толстого (правда, недолго, около полугода). На самой улице и в прилегающих переулках селились художники — Суриков, Саврасов, Иванов, писатели — Ходасевич, Фет, врачи — Бурденко, Снегирев. В доме № 17 в Ростовском переулке жил и впоследствии умер по возвращению из ссылки декабрист Михаил Бестужев, а позднее в этом доме бывала Марина Цветаева.
В общем, атмосфера Плющихи вполне соответствовала среде архитекторов, была одновременно и богемной, и современной. Кроме того, уже был к тому времени построен самый известный номенклатурный Дом на набережной (Серафимовича, 2). И, безусловно, еще один участок на набережной приглянулся Союзу архитекторов — тем самым можно было оказаться на одном уровне с «тем самым домом».
В разное время в доме на Ростовской набережной жили архитекторы и архитектурные критики (конструктивисты — братья Веснины и Моисей Гинзбург, автор проектов нескольких ГЭС Георгий Орлов, автор проекта Северного речного вокзала Владимир Кринский) и многие другие.
Сегодня, очевидно, среди жильцов дома еще можно встретить потомков этих славных людей. Но не удивительно, если большую часть проживающих составляют представители шоу-бизнеса. Так, поговаривают, неподалеку видели Сергея Безрукова и Бориса Моисеева.
Как рассказала генеральный директор агентства отличной недвижимости «Great reality» Наталья Ракова, этот дом также пользуется популярностью у арендаторов-иностранцев.
Цена красивой жизни
Поселиться в этом доме, купив в нем квартиру, сегодня сложно: в год появляется не более предложений для купли-продажи. «Здание находится в престижном районе Хамовники. Из окон дома открывается прекрасный вид на набережную. Сегодня часто объекты недвижимости сталинской эпохи пользуются спросом у покупателей в силу их исторического прошлого», — говорит Инна Игнаткина.
Цены на квартиры соответствующие, поскольку квартиры в домах на набережных в центре Москвы — товар довольно дефицитный. «Основной фонд домов на набережных составляют сталинки. Вид на воду может прибавить к стоимости квартиры до отмечает Наталья Ракова. — Частенько собственники оценивают прелести вида и значительно дороже (до но такая разница не находит взаимопонимания у покупателей».
Средние цены в домах на Ростовской набережной — рублей за 1 кв. метр. Сегодня в базах можно найти квартиры в доме № 5 стоимостью от 40 млн рублей (трехкомнатная общей площадью 92 кв. метра) до 12 млн рублей (однокомнатная площадью 41 кв. метр с обычным ремонтом).
В аренду предлагаются квартиры в этом доме со ставкой рублей в месяц.
Корреспондент ГдеЭтотДом.РУ Юлия Зябликова
Дом на Ростовской набережной, 5: Уголок архитекторов (Мск)
Дом на Ростовской набережной, 5 появляется в фильме «Три тополя на Плющихе» далеко не сразу, а только на 52-й минуте, ближе к концу. Кстати, его замечательного фасада зритель даже не видит. Действие фильма происходит либо во дворе дома, либо в одной из квартир. Но, может, это и подталкивает всех поклонников старого советского кино разузнать об этом доме побольше.
Дом на Ростовской набережной, 5 появляется в фильме «Три тополя на Плющихе» далеко не сразу, а только на 52 минуте, ближе к концу. Кстати, его замечательного фасада зритель даже не видит. Действие фильма происходит либо во дворе дома, либо в одной из квартир. Но, может, это и подталкивает всех поклонников старого советского кино разузнать об этом доме побольше.
Вокруг храма
То, что может быстро разузнать каждый, набрав запрос в поисковике, это то, что дом № 5 на Ростовской набережной является образцом стиля «сталинский ампир» и что он был построен по проекту известнейшего столичного архитектора Алексея Щусева (а также его ученика Андрея Ростковского, о котором почему-то часто забывают упомянуть).
К тому времени, когда начинал разрабатываться проект развития застройки Смоленской и Ростовской набережных в годах (а дом № 5 был только частью задуманного), у Щусева уже был наработан огромный опыт. Портфель его проектов, в частности, был пополнен даже строительством храмов (в части которых и Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, Италия), а также мавзолеем Ленина на Красной площади, комплексом зданий Казанского вокзала, нескольких институтов, участием в разработке проекта гостиницы «Москва».
Ростковский же впоследствии, вместе с Дмитрием Чечулиным, работал над созданием высотки на Котельнической набережной.
Сегодня дом на Ростовской очень красиво смотрится с Москвы-реки, возвышаясь на холме (который назывался Мухиной горой). Но сегодня мало кто помнит, что, когда было задумано освоить набережную под жилое строительство, на холме находился храм — Благовещенская церковь (приблизительно XV века). И дом выстроен полукругом неспроста — он как бы огибал храм. Что, согласитесь, для советской эпохи, тем более для годов довольно либерально. Ведь с 1917 года богослужений в этом храме уже не велось, и снести его было «делом техники».
Может быть, сказалось вмешательство самого Щусева, который занимался реставрацией и строительством храмов в начале своего архитекторского пути? Хотя некоторые исследователи настаивают на том, что архитектор вовсе не защищал храм, а даже, напротив, был намерен построить на этом месте лестницу, спускающуюся прямо к набережной. И только благодаря дороговизне проекта, он был «завернут» заказчиком (а это был Союз архитекторов СССР, то есть дом был кооперативным) и переделан, а храм сохранился.
Но вот довольно странное совпадение: в 1949 году Щусев умирает. И уже в следующем, 1950 году, Благовещенскую церковь начинают постепенно разбирать. «Теперь этой церкви нет, агония ее длилась долго: сломали Благовещенскую церковь не сразу. Начали в годах, остатки исчезли в а колокольню снесли позже всего: она еще долго стояла перед построенным на высоком берегу жилым домом, полукругом огибавшим ее», — пишет Сергей Романюк в книге «По землям московских сел и слобод».
Так как основной корпус дома № 5 был возведен в годах (боковые «крылья» присоединились только около 1960 года), то жильцы дома почти десять лет «любовались» не только Москвой-рекой, но и постепенно разрушаемой церковью.
Сегодня в мэрии Москвы существует план по развитию района Плющихи и прилегающих к ней улиц. Об этом в сентябре 2011 года говорил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. «Согласно подготовленному Москомархитектурой плану благоустройства улицы и ее окрестностей предполагается, в частности, на Ростовской набережной воссоздать храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Кулишках», — прозвучало в новостных лентах.
Обрадуются ли нынешние жильцы дома стройке на «их холме» — вопрос. Но, поскольку вид из окон изменится и станет вновь близким к историческому, то, может быть, и цена квартир подрастет? Увы, похоже, эти ожидания не оправдаются. «Квартиры, предлагающиеся на продажу по этому адресу, находятся в высокой ценовой категории. Что касается строительства церкви, то вряд ли оно окажет влияние на увеличение цены квартир в этом доме. Наличие церкви может сделать предложение более привлекательным, а также улучшить видовые характеристики, но изменить цену вряд ли сможет», — прокомментировала Инна Игнаткина, директор отделения компании»МИЦ-недвижимость» на Пресне.
Виды с Мухиной горы
Конечно, за прошедшие пятьдесят с лишком лет окрестности возле дома сильно изменились. Когда дом только был в проекте, да и в первые несколько лет после его возведения, он считался самым высоким зданием в Москве — и это при своих, достаточно скромных по сегодняшним меркам, двенадцати этажах. Но уже в годах громкое звание было утеряно с появлением высотки на Котельнической набережной — в ней 26 жилых этажей плюс шпиль, 176 метров.
На фото примерно конца можно увидеть Дом на Ростовской набережной еще без пристроенных крыльев, а также Бородинский мост, по которому ходит трамвай. Сейчас трамваев в районе Плющихи нет совсем. А тогда ходил маршрут № 30 — «дорогомиловский трамвай», как его называют любители истории старой Москвы. Впервые он прошел по Бородинскому мосту 5 ноября 1909 года. Маршрут пролегал от Бауманской площади до Брянского вокзала (с 1934 года и ныне — Киевский). Трамвай ходил через мост вплоть до 1979 года.
Замечательный сосед
Поскольку дом был заказан «архитекторами для архитекторов», безусловно, место было выбрано одно из престижных. С конца XIX века тут селились довольно именитые дворяне и, как бы выразились позже, интеллигенция. Например, на Плющихе жили родители Льва Толстого (правда, недолго, около полугода). На самой улице и в прилегающих переулках селились художники — Суриков, Саврасов, Иванов, писатели — Ходасевич, Фет, врачи — Бурденко, Снегирев. В доме № 17 в Ростовском переулке жил и впоследствии умер по возвращению из ссылки декабрист Михаил Бестужев, а позднее в этом доме бывала Марина Цветаева.
В общем, атмосфера Плющихи вполне соответствовала среде архитекторов, была одновременно и богемной, и современной. Кроме того, уже был к тому времени построен самый известный номенклатурный Дом на набережной (Серафимовича, 2). И, безусловно, еще один участок на набережной приглянулся Союзу архитекторов — тем самым можно было оказаться на одном уровне с «тем самым домом».
В разное время в доме на Ростовской набережной жили архитекторы и архитектурные критики (конструктивисты — братья Веснины и Моисей Гинзбург, автор проектов нескольких ГЭС Георгий Орлов, автор проекта Северного речного вокзала Владимир Кринский) и многие другие.
Сегодня, очевидно, среди жильцов дома еще можно встретить потомков этих славных людей. Но не удивительно, если большую часть проживающих составляют представители шоу-бизнеса. Так, поговаривают, неподалеку видели Сергея Безрукова и Бориса Моисеева.
Как рассказала генеральный директор агентства отличной недвижимости «Great reality» Наталья Ракова, этот дом также пользуется популярностью у арендаторов-иностранцев.
Цена красивой жизни
Поселиться в этом доме, купив в нем квартиру, сегодня сложно: в год появляется не более предложений для купли-продажи. «Здание находится в престижном районе Хамовники. Из окон дома открывается прекрасный вид на набережную. Сегодня часто объекты недвижимости сталинской эпохи пользуются спросом у покупателей в силу их исторического прошлого», — говорит Инна Игнаткина.
Цены на квартиры соответствующие, поскольку квартиры в домах на набережных в центре Москвы — товар довольно дефицитный. «Основной фонд домов на набережных составляют сталинки. Вид на воду может прибавить к стоимости квартиры до отмечает Наталья Ракова. — Частенько собственники оценивают прелести вида и значительно дороже (до но такая разница не находит взаимопонимания у покупателей».
Средние цены в домах на Ростовской набережной — рублей за 1 кв. метр. Сегодня в базах можно найти квартиры в доме № 5 стоимостью от 40 млн рублей (трехкомнатная общей площадью 92 кв. метра) до 12 млн рублей (однокомнатная площадью 41 кв. метр с обычным ремонтом).
В аренду предлагаются квартиры в этом доме со ставкой рублей в месяц.
Корреспондент ГдеЭтотДом.РУ Юлия Зябликова
Дом на Ростовской набережной Москва
Дом на Ростовской набережной
Дом на Ростовской набережной носит название Дом архитекторов. Официальный адрес дома – Москва, Ростовская набережная, 5. Здание является частью нереализованного проекта парадного ансамбля Смоленской и Ростовской набережных, задуманного архитектором Щусевым. Оно было отстроено в 1930-х годах в стиле «сталинского ампира». Боковые крылья, облицованные бежевым кирпичом, построены в конце 1950-х – начале 1960-х годов.
Дом был построен на месте, издавна называемом Ростовским подворьем. Здесь высилась церковь Благовещения Господня XVII века. С приходом к власти большевиков в ней прекратились богослужения. В 1930 годах Союз Архитекторов СССР потребовал возвести новое жильё для постоянно увеличивающегося числа членов. Под строительство выдали участок земли у Ростовской набережной, на высоком берегу реки Москвы. Участок был выдан при одном условии – Благовещенская церковь останется неизменной.
Разработка проектов будущего сооружения была поручена архитектору А.В. Щусеву. Он набросал величественный проект застройки всего высокого берега в духе сталинского монументализма и меоконструктивизма со множеством портиков, стел, арок и других декоративных элементов. Громадность строения сближала его с Гостиницей «Москва», Госпромом и ансамблем площади Гагарина. Однако проект не был утверждён из-за очевидной дороговизны и чрезвычайной сложности предстоящих работ. Архитектору было поручено изменить проект здания.
Таким образом, на смену грандиозному плану пришёл другой – более практичный. Сократив площадь, занимаемую домом, Щусев оставил в проекте лишь полукруглое строение. Таким образом, новое здание должно было огибать церковь с двух сторон. В отличие от предыдущей задумки, дом должен был быть украшен массивной колоннадой. Колонны венчали конструкцию сверху и подчеркивали ее снизу. Однако этому проекту также не суждено было воплотиться. В результате был принят наиболее экономичный вариант без колоннады.
Работы начались в 1936 году, а закончились в 1938 году. В 1960-х годах прошла реконструкция здания с применением новых технологий. С двух сторон к дому были пристроены крылья из кирпича. Церковь Благовещения, сохранение которой было главным условием строительства высотки, была снесена.
В доме проживало немало архитекторов СССР и России, таких, как Д. Аркин, Г. Орлов, В. Кринский, братья Веснины, В. Кусаков, А. Ополовников, М. Бархин, В. Шквариков, В. Магидин, А. Чалдымов, Н. Былинкин, В. Гольц, М. Гинзбург, Н. Поляков, М. Парусников, Я. Корнфельд, Д. Барщевский, Б. Гурнов, Г. Герасимов, Т.И. Макарычев, Б.Т. Макарычев, Л. Н. Макарычева, Л. Кислинская, Т. Колесниченко, Ю. Орса, В. Пономарев, Ю. Сдобнов, Т. Бархина.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава VI Воронцово поле Между Воронцовым Полем и Серебрянической набережной реки Яузы
Глава VI Воронцово поле Между Воронцовым Полем и Серебрянической набережной реки Яузы На правом берегу реки Яузы поднимается холм, крутой склон кото рого, подобно соседней Ивановской горке (в районе улицы Забелина), обращен к югу и когда-то был занят садами. На самой бровке
Воспоминания Александры Авксентьевны Крыжановской (6/V 1903, Одесса – 13/III 1984, Москва) Предисловие и публикация Т. В. Цивьян (Москва)
Воспоминания Александры Авксентьевны Крыжановской (6/V 1903, Одесса – 13/III 1984, Москва) Предисловие и публикация Т. В. Цивьян (Москва) От публикатора Когда-нибудь и наши письма и дневники будут иметь такую же незабываемую свежесть и жизненность, как все живое. Из дневников М. А.
Коломенское Москва
Коломенское Москва Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Изначально это была вотчина Московских великих князей, затем царей.Коломенское было загородной резиденцией русских
Дом на Котельнической набережной Москва
Дом на Котельнической набережной Москва Знаменитая сталинская высотка на Котельнической набережной расположена по адресу Котельническая набережная, 1/15. Это здание, одно из самых высоких в Москве, было построено архитекторами Д.Н. Чечулиным (он также спроектировал и
«Дом на набережной» Москва
«Дом на набережной» Москва Это здание имеет несколько наименований. Официальное – Дом Правительства, кроме этого его называют Первый Дом Советов, или Дом ЦИК и СНК СССР. Это комплекс сооружений на Берсеневской набережной Москвы-реки на Болотном острове, по адресу: улица
Г. И. Вздорнов Измалково в рисунках Марии Осоргиной. Москва – Пенза – Москва
Г. И. Вздорнов Измалково в рисунках Марии Осоргиной. Москва – Пенза – Москва В восемнадцати километрах от Москвы на окраине дачного поселка Переделкино находится одна из примечательных подмосковных – усадьба Измалково. Точнее сказать – то, что от усадьбы осталось. А
Дом на Ростовской набережной
Вид с Площади Европы
Дом на Ростовской набережной (также Дом Архитекторов) — жилой дом, расположенный в Москве на Ростовской набережной, 5. Отстроен архитектором Щусевым в стиле «сталинского ампира» в 1930-х годах. Здание является частью нереализованного проекта парадного ансамбля Смоленской и Ростовской набережных, задуманного Щусевым. Боковые крылья, облицованные бежевым кирпичом, построены в начале 1960-х.
Содержание
История
Предыстория
Дом был построен на месте, издавна называемом Ростовским подворьем. Здесь высилась Церковь Благовещения Господня XVII века. С приходом к власти большевиков в церкви прекратились богослужения.
В 1930-х Союз Архитекторов СССР потребовал возвести новое жильё для постоянно увеличивающегося числа членов. Под строительство выдали участок земли у Ростовской набережной, на высоком берегу реки Москвы. Участок был выдан при одном условии — Благовещенская церковь останется неизменной.
Проекты
Разработка проектов будущего сооружения была поручена архитектору А. В. Щусеву. Он набросал величественный проект застройки всего высокого берега в духе сталинского монументализма и меоконструктивизма со множеством портиков, стел, арок и других декоративных элементов. Громадность строения сближала его с Гостиницей «Москва», Госпромом и ансамблем площади Гагарина. Однако проект не был утверждён из-за очевидной дороговизны и чрезвычайной сложности предстоящих работ.
На смену грандиозному плану пришёл другой — более практичный и выгодный. Сократив площадь, занимаемую домом, Щусев оставил в проекте лишь полукруглое строение. Таким образом, дом должен был огибать церковь с двух сторон. В отличие от предыдущей задумки, здание сверху венчалось, а снизу подчёркивалось массивной колоннадой. Но и этому проекту не суждено было воплотиться. В результате был принят наиболее экономичный вариант без колоннады.
Строительство
Работы начались в 1936 году, закончились в 1938 — двумя годами позже. В 1960-х прошла реконструкция здания с применением новых технологий. С двух сторон к дому были пристроены крылья из кирпича. Церковь Благовещения была снесена.
Именитые жители
В Доме проживало немало архитекторов СССР и России, таких, как Д. Аркин, Г. Орлов, В. Кринский, братья Веснины, В. Кусаков, А. Ополовников, М. Бархин, В. Шквариков, В. Магидин, А. Чалдымов, Н. Былинкин, В. Гольц, М. Гинзбург, Н. Поляков, М. Парусников, Я. Корнфельд, Д. Барщевский, Б. Гурнов, Г. Герасимов, Т.И. Макарычев, Б.Т. Макарычев, Л. Н. Макарычева, Л. Кислинская, Т. Колесниченко, Ю. Орса, В. Пономарев, Ю. Сдобнов, Т. Бархина.
Дом в искусстве
Дом неоднократно был запечатлён в кинематографе. Возможно, причиной этому — необычная архитектура строения. [источник не указан 825 дней]