ростовская чернолощеная керамика история

Ростовское гончарное ремесло

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. С открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.
Примерно в IX-X вв. на Руси появился гончарный круг, который упростил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей декоративной ценности. Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При «лощении»-поверхность изделия натирают до зеркального блеска, например, камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. Этот несложный способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.
Существует краснолощёная и чернолощёная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымлённая, обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода.
В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ветошь, сырой навоз или солому — т.е. всё, от чего получался густой дым. После томления сосуды получали глубокий чёрный цвет.

История «чёрного» обжига уходит в глубокую древность, на тысячелетия назад.
Чёрные, гладкие, с металлическим отблеском сосуды встречаются среди древнегреческих керамических изделий.

Античная чернолощеная керамика. V в до н.э..

Аналогичные по технологии керамические произведения археологи находили и в Индии, и по всему Средиземноморью.
Также эта техника называется буккеро. Это вид чёрной, блестящей с внешней стороны керамики этрусков, изготавливавшейся с середины VIII по начало IV вв. до н. э.

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Этрусская керамика буккеро из музея г.Гроссето (Тоскана, Италия).
больше фотографий смотрите по этой ссылке.

В настоящее время промыслы чернолощёной керамики существуют и на севере Италии, и в Румынии, и в Германии, и т.д..
В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные способом задымливания, упоминаются под названием «dymezi».
Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова – «смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землёй, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела черный с синеватым отливом цвет, ее называли «сiняй», реже «чорнай». На чёрном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Техника чернолощения заключается в том, что изделие в необожжённом виде коптится без доступа кислорода в связи с чем получается насыщенный чёрный цвет с металлическим отливом. Это и является основным отличаем от техники буккеро. Эффект тем не менее, получается схожим: чёрный цвет подчеркивает форму изделия, а лощение придает ей неброский, но очень красивый металлический блеск, кроме того чернолощёная керамика становится более прочной и не впитывает воду.
Также черную керамику называют томлёной или морёной. Говорили, что «синяя» посуда лучше, чем обварная или глазурованная.

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Изготовление чернолощёной керамики в Гавареччине (Западная Украина).

Чернолощёная керамика известна на территории Москвы с III века нашей эры (Дьяковская культура). Но особенно широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века.
В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли чёрную посуду – крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.
В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощёной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершённость и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, рукомоев, разных размеров горшков для каши, сметаны и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях.
В окрестностях Ростова Великого залегают различные керамические глины, и гончарное мастерство здесь развивалось столетиями. В XIX в. на Ростовской земле процветал промысел чернолощёной керамики: корчаги, крынки для молока, рукомойники. Их главными художественными достоинствами являются красивая форма сосудов, отличное качество лощения, прочность материала.
Посуда сбывалась на местных базарах, а также во время ежегодной Ростовской ярмарки, которая была третьей по значению в России (после Макарьевской и Нижегородской). Местная керамика была так хороша, что её демонстрировали на Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году. Там ростовская чернолощёная керамика была удостоена диплома и закуплена для Петербургского Императорского музея Александра III (ныне Русский музей).
Керамический промысел в Ростовском крае просуществовал до 50-х годов XX века, а затем угас.
Возрождением почти утраченного промысла можно считать создание в 1998 году мастерской Александра Ивановича Шабалова, которая располагается на площади Успенского собора в Ростове.
Здесь гончары создают свои творения — крынки, горшки, бальзамники, лепят игрушки-свистульки.

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история
В магазине при мастерской на Соборной площади.

Александр Иванович усовершенствовал способ морения керамики, при этом добившись аналогичности традиционным образцам.
Посещение мастерской Шабаловых входит в программу многих туристических маршрутов. Гости Ростова знакомятся не только керамическими произведениями, но и могут наблюдать процесс их изготовления.

Сайт Дома ремёсел.

Адрес гончарной мастерской;
где также можно купить чернолощёную керамику — традиционную посуду, игрушки, сувениры:
г. Ростов, Кремль, площадь Успенского собора
телефон +7 (48536) 6 44 52

Источник

Ростовская чернолощеная керамика

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Колокольчик. Коллекция Д. Боганова

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Колокольчик. Коллекция Д. Боганова

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Колокольчик. Коллекция О. Поповой

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Изготовление чернолощёных изделий процветало в Ростове и окрестностях в XIX в. Изделия широко сбывались на местных базарах, а также во время ежегодной, знаменитой ростовской ярмарки (третьей по значению в стране после Макарьевской и Нижегородской).

Керамический промысел просуществовал до 50-х годов XX в., а затем угас. В настоящее время образцы местной керамики можно увидеть только в музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и Музее этнографии в Петербурге.

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Девушка работает над созданием очередного колокольчика. Фото Д. Боганова, 2005 г.

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

В мастерской. Фото О. Поповой

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

В мастерской. Фото О. Поповой

Изделия мастерской изготавливаются способом шликерного литья, а не на гончарном круге, что значительно облегчает их вес. Модернизирован способ морения керамики, благодаря которому полученная мореная поверхность полностью аналогична традиционным образцам, хранящимся в музее.

Источник

Какой керамикой гордится Ростов Великий?

В Несторовской «Повести временных лет» лето 6370-е от сотворения мира, то есть 862 год послепетровского летоисчисления, отмечено упоминанием города Ростова как давным-давно существующего. С года 1137, когда княжил Юрий Долгорукий, Ростов носит титул Великий и играет особую роль в церковной истории.

ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика история

Здесь в 991 году был поставлен самый первый храм в северо-восточной Руси — церковь Успения Богородицы из дубовой древесины. Ростовские иерархи были наиболее влиятельными церковными владыками. Здесь находилась архиерейская резиденция, ныне известная как Ростовский кремль.

В кремле на площади Успенского собора есть мастерская. В нее очень приятно заходить. На полках стоят незаурядные произведения гончарного искусства, здесь же мастера дорабатывают глиняные заготовки, чтобы к моменту помещения в печь они были безупречно гладкими, и охотно отвечают на вопросы. Мы попросили, и нам разрешили поработать рядом с мастерами. Глина в первые мгновения немного не слушалась, но сноровка пришла довольно быстро. Теперь можно про несколько горшочков думать, что они из моих рук пошли в мир нести радость людям.

Керамика здесь уникальная — чернолощёная, похожая на чугун. Такая встречалась в Дьяковской культуре III века. В XVII веке была распространена довольно широко, но в Ростове Великом морёные или томлёные изделия были особого качества, за что попали в собрание Русского музея, в то время музея Александра Третьего.

Чтобы получить насыщенный черный цвет с синеватым отливом, изделия обжигали, а затем сутки охлаждали в печи с березовыми поленцами, которые без доступа воздуха начинали сильно чадить. Жерло печи замуровывали, трубу перекрывали, и светлые горшки постепенно обретали свой особый цвет. Черный выглядел сам по себе выразительно и элегантно, а лощение придавало ему высоко ценимый металлический блеск.

По-видимому, берёзу использовали не всегда, в описании процесса изготовления упоминались не только сосновые «смоляки», но и тряпье, навоз, папоротник, от которых шел густой дым. Посуда получалась прочная и водостойкая. Наибольшее количество такой глиняной посуды изготавливалось к еврейскому празднику Песах, или Пейсах.

Для чернолощёных керамических изделий брали готовое глиняное тесто, вытягивали его на ручных или ножных гончарных кругах, полировали еще сырое деревянной циклей, после обжига снова лощили ложкой или циклей до появления блеска, затем томили без доступа кислорода при температуре 800−900 градусов.

Это не окислительный обжиг, при котором получается красная и белая посуда, а восстановительный. Железо восстанавливается из его оксидов: Fе2O3+ ЗСО = 2Fе + ЗСО2 + 32 кДж/моль. А может быть, получается закись, окалина Fе3О4, она черного цвета.

Для лощеной керамики не требуется ни глазурь (а она дорогая), ни второй обжиг. Прочность резко возрастает. Изделие выглядит одновременно и древним, и суперсовременным.

В отличие от техники Букеро с неравномерным распределением матово-черного цвета, чернолощёные изделия окрашены равномерно. У них металлический блеск и металлический звон. Мне не известно другое место в России, помимо Ростовского кремля, где бы делали настоящую чернолощёную керамику. Кувшины, горшки, подсвечники, пивные кружки, окарины и остроумные игрушки из Ростова Великого могут быть хорошим подарком в силу своей уникальности.

Козье молоко в ростовском глечике по десять дней не скисает. Козу за это благодарить, керамику или холодильник — не знаю.

Проголосовали 6 человек

Комментарии (10):

Войти через социальные сети:

Людмила Шабалова, в 1998 г. приехавшая в мужем в Ростов Великий и организовавшая мастерскую.
Автору следовало бы сопроводить текст собственными фотографиями, чтобы не на пальцах объяснять читателям особенности художественного промысла. А редакции имело смысл поискать фотографию, соответствующую статье.

Люба Мельник, за правильные фотографии спасибо, а вот поучения неуместны. И фантазии насчет лепки тоже. Говорилось о доработке заготовок. Может не слушаться не только глиняное тесто, но и хрупкая глина высушенных отформованных изделий.
Людмила Николаевна не проводила мастер-класс, просто рассказывала-показывала. И была она тогда значительно моложе, чем на фотографии, с милой застенчивой улыбкой и со спокойным ласковым голосом. Приятно вспомнить.

Люба Мельник, Вы рассуждениями называете упоминание, да и во многом другом как-то странно действуете словами. Не лучше ли было бы новые статьи писать, чем на комментарии тратить силы? У Вас есть своя аудитория, которой, наверное, нравится Ваш стиль, и пусть вам будет хорошо вместе.
Хотя, судя по комментариям и ответам на них, вместе вам не очень хорошо.
В очередной и далеко не первый раз прошу Вас держать дистанцию и на меня не наезжать. Рассказы о том, у кого какие права на этом сайте, здесь неуместны, просто покиньте ветку.

Источник

РУССКИЕ НАПЕРСТКИ

Чернолощеная керамика

Слово «керамика» происходит от греческого «keramos», что означает глина. Керамикой принято называть гончарные, фаянсовые, фарфоровые изделия.

Обычно гончарные промыслы возникали там, где была доброкачественная глина. Глину смешивали с водой до тестообразного состояния и на гончарном круге формовали изделия, затем сушили и после этого обжигали в печи. ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть фото ростовская чернолощеная керамика история. Смотреть картинку ростовская чернолощеная керамика история. Картинка про ростовская чернолощеная керамика история. Фото ростовская чернолощеная керамика историяОдним из старейших приемов украшения глиняных изделий было лощение — блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости (лощила) покрывали часть либо всю поверхность не совсем высохшего и необожженного еще изделия. Лощение делало поверхность более прочной и менее водопроницаемой. Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Первая — естественного цвета красной гончарной глины, вторая — задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой и мореной. Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах России, в некоторых местах он сохранился до наших дней.
Чернолощеная керамика широко бытовала в Ростове в XIX веке. В окрестностях Ростова залегают керамические глины хорошего качества — желтые, коричневые, черные. Для производства чернолощеной керамики, по внешнему виду напоминающей чугунные изделия, требуются черные глины, т.к. из более светлых предметы получаются черновато-серого цвета. Ростовские чернолощеные изделия отличались высоким качеством, они даже попали в собрание Русского музея, это произошло после Всероссийской кустарной выставки, которая проходила в Петербурге в 1902 году. Случилось так, что к середине прошлого века знаменитый промысел угас, но в настоящее время он возрождается: на территории Ростовского кремля в Успенском соборе создана гончарная мастерская А.И.Шабалова, в которой изготавливаются посуда, игрушки и сувениры. Изделия производятся методом шликерного литья, способ морения керамики модернизирован. Мастерская изготавливает (среди прочего) сувенирные колокольчики как чернолощеные, так и краснолощеные. Возможно, наперстки с надписью «Ростов Великий» выполнены в той же самой мастерской. Оба наперстка украшены гербом Ростова: «в червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя (высочайше утвержден 31.8.1778)».
Один из наперстков — более крупный (высотой 2,5 см, диаметром 3см) — выполнен в чернолощеной технике, другой — маленький (высотой 1,5 см, диаметром 2 см) — в краснолощеной. Изготовлены и расписаны наперстки вручную.

Автор Ирина Сотникова

Использованные материалы:
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. — М.: Детская литература, 1982.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Колокольная галерея
Ростов Великий
zvon.yaroslavl.ru

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт «Русские наперстки» обязательна.

Источник

Мастерская чернолощеной керамики

Чернолощёная керамика в Ростове Великом – удивительный промысел. По внешнему виду изделия чернолощёной керамики напоминают металлические. Такой эффект достигается за счёт того, что перед обжигом подсушенные заготовки заглаживают, или как говорят мастера, лощат специальным инструментом. В XVI веке, с которого и ведёт свою историю этот промысел в Ростове, лощилом мог служить гладкий камушек. Затем идёт […]

Подробное описание:

Чернолощёная керамика в Ростове Великом – удивительный промысел. По внешнему виду изделия чернолощёной керамики напоминают металлические. Такой эффект достигается за счёт того, что перед обжигом подсушенные заготовки заглаживают, или как говорят мастера, лощат специальным инструментом. В XVI веке, с которого и ведёт свою историю этот промысел в Ростове, лощилом мог служить гладкий камушек. Затем идёт морение – обжиг в коптящем пламени без доступа кислорода. Такая обработка придаёт изделию смолисто-чёрный или серебристый отлив, причём оттенки получаются разные. Всё зависит от того, какой породы дерево послужило дровами для обжига. Расцвет промысла в Ростове пришёлся на XIX век. Изделия чернолощёной керамики бойко продавались на знаменитой Ростовской ярмарке и даже попали в коллекцию Русского музея. В советское время промысел угас, и технология была утеряна. Возрождение производства чернолощёной керамики началось в 1998 году благодаря упорству Александра Шабалова, сумевшего разыскать секреты промысла. В мастерской Александра, под звонницей, посуду, игрушки и колокольчики делают, как встарь, вручную, способом шликерного литья, без гончарного круга. Это делает стенки изделий тоньше, облегчая вес изделий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *