ростовщики это в истории
Кто такой ростовщик
Устаревшие термины иногда трансформируются в совершенно новые понятия, но при этом сохраняют первичную суть. Именно так произошло с ростовщичеством, которое зародилось еще до появления первых денег. Бробанк разобрался, кто такой ростовщик, как возникло это понятие и в каких формах оно встречается сегодня.
Кто такие ростовщики
Ростовщики — лица, которые предоставляют заемщикам деньги в долг под определенный процент и на указанный срок. Теперь деятельность ростовщиков отрегулирована законодательством. А раньше они могли сами определять условия, поэтому устанавливали слишком большие, порой непосильные проценты.
В 1974 году был издан закон о потребительском кредите. Он послужил заменой более раннему закону о деятельности ростовщиков. В новом постановлении к частным кредиторам предъявляют более строгие требования. У ростовщиков обязательно должна быть регистрация и лицензия, которая дает право заниматься выдачей денег гражданам под проценты. Также обязательно нужно указывать процентную ставку в год на заемные деньги, которую оговаривают до получения суммы.
Появление ростовщичества
Ростовщичество описано в учебниках истории, и его как понятие изучают школах в 5 классе. Принцип, по которому ростовщик ведет деятельность, возник раньше, чем изобрели первые деньги или другую меру расчетов. Сначала зажиточные люди давали в долг скот или зерно на определенный срок. В конце заранее оговоренного периода заемщик должен был вернуть взятое в большем размере, не мешок зерна, а два, не двух быков, а пять. Каждый ростовщик устанавливал свою «наценку» за пользование переданным в распоряжение имуществом.
В европейских государствах к услугам ростовщиков прибегали феодалы, ремесленники, торговцы и крестьяне. Представители этой сферы быстро наживали состояние за счет должников и процентов. Некоторые заемщики вовсе оставались без имущества из-за непосильных комиссий, которые набегали за время пользование. Другие попадали в долговую кабалу или за них расплачивались другие родственники.
Способы «давления» на должников были такие, что приходилось изыскивать все возможности. В Древней Руси ростовщическая деятельность считалась позорной, кредиторов не уважали, их считали аморальными личностями.
Представители ведущих мировых религий тоже выражали негативное отношение к выдаче денег под проценты:
Религия | Характеристика |
Христианство | Ростовщиков порицали авторитетные в христианстве лица — Иоанн Златоуст и Василий Великий. Ветхий Завет рекомендовал ограничить ростовщическую деятельность или же вовсе упразднить ее. А Новый Завет не запрещает давать деньги под проценты, но рекомендует не требовать долг с заемщика. |
Ислам | Ислам активно выступает против ростовщиков. В некоторых странах их деятельность вовсе считается незаконной. Банковские учреждения в исламских странах могут выдавать деньги людям в долг, но либо на беспроцентной основе, либо под минимальные проценты. |
Иудаизм | Иудаизм запрещает давать деньги под проценты представителям этой же веры или гражданам своей страны. К лицам, исповедующим другую религию и живущим в другом государстве, таких жестких ограничений нет. |
Даже в древние времена при оформлении займа у ростовщика условия по срокам и процентам оговаривались заранее, но это не исключало обмана.
Ростовщичество в законодательстве
Сейчас термин «ростовщик» используется очень редко. Но в Гражданском Кодексе РФ в статье 809 указано, что если проценты по займу превышают стандартные ставки, то такая деятельность считается ростовщической.
У ростовщичества от обычных кредитов банковских учреждений такие отличия:
Ростовщики получают прибыль за счет повышенных процентов или же продажи залоговых вещей.
Но у такой деятельности существуют и минусы:
Считается, что деятельность ростовщика в принципе относится к теневому бизнесу, и там проходят только незаконные сделки. Но это не всегда так.
Респектабельные конторы ростовщиков
Ростовщичество существует наряду с банковскими организациями и их кредитными продуктами. Но ростовщиков редко называют именно таким словом, оно вызывает недоверия у многих людей. Поэтому существуют такие микрофинансовые организации, которые выдают деньги в рост заемщикам.
От банков МФО отличаются тем, что у них высокие ставки — в год доходит до 500-800%, а то и выше. При этом даже самые большие проценты в банке редко превышают 22-25%. Но с должниками МФО работают так же, как и банки: присылают уведомления на почту, нанимают коллекторов, передают дело в суд. На сегодняшний день недобросовестных компаний становится все меньше, а деятельность МФО регулируется Банком России наравне с другими кредитно-финансовыми компаниями.
К респектабельным конторам относят и ломбарды. Но их отличие в том, что ростовщики получают доход в виде залогового имущества, а не только от процентной ставки. При этом сумму займа они выдают равной либо меньше, чем цена залоговой вещи.
Некоторые ломбарды пользуются положением клиентов, поэтому хитрят и указывают стоимость имущества в несколько раз ниже реальной. Так они получают прибыль в случае, если заемщик не вернет деньги. Бывает и так, что даже если заемщик вернул долг вместе с процентами, ломбард отдаст имущество только после еще большей платы. При этом по законодательству любой заемщик может заложить вещь и через время получить ее обратно. А самый большой риск клиента — потеря залога.
Ломбарды не нанимают коллекторов и не доводят дело до суда, а просто продают оставленный заклад. Проценты в этих компаниях могут доходить до 15-30% в месяц.
Частные кредиторы
Частных кредиторов тоже можно причислить к ростовщикам. У них нет собственной рекламы в крупных издательствах, их находят обычно через знакомых. Частный ростовщик — человек, который хочет получить от свободных денег дополнительную прибыль, в основном это предприниматели. Такие кредиторы берут под залог и имущество. Но их не заинтересует бытовая техника или драгоценности. Гарантией для них может служить дорогой автомобиль или квартира. От предпринимателей они могут под залог взять бизнес, но только в случае, если он стабильный и прибыльный.
Частные кредиторы в обязательном порядке заключают договор с заемщиком, в котором указывают, что залоговое имущество переходит ростовщику при непогашении задолженности. В некоторых ситуациях чтобы узаконить сделку и обеспечить себе гарантированный возврат денег, ростовщики настаивают на страховании залогового имущества.
Как обманывают заемщиков
Многие заемщики обращаются к ростовщикам по таким причинам:
Но у такого кредитования существуют и недостатки. Заемщик идет на очень большие риски, вступая в сотрудничество с таким кредитором:
Стоит связываться с ростовщиками или нет — зависит от конкретной жизненной ситуации. Бывают случаи, когда обращаться в банк за кредитом нет времени или финансовая организация уже отказала. Тогда единственный возможный вариант — взять деньги у ростовщиков. Но нужно быть максимально осторожными при оформлении долговых отношений, а также требовать письменного договора о залоге и обязательствах.
Комментарии: 3
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Кто такой ростовщик
Ростовщичество — это явление, которое зародилось в древности и продолжает существовать в современном мире. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое ростовщичество, и кто такой ростовщик.
Содержание
Значение слова ростовщик
Ростовщичество как явление зародилось до изобретения денег. Во времена натурального обмена ростовщики давали в долг материальные ценности, например, скот или зерно. Должник обязан был с избытком вернуть то, что взял.
Часто должники не могли выполнить взятые на себя обязательства. Это приводило к разорению семьи и даже к продаже должника в рабство. Способы возврата долга не ограничивались. Иногда ростовщики требовали с должников даже больше, чем было оговорено изначально.
В современном мире ростовщик — это не обязательно частный кредитор. Заниматься подобной деятельностью может и юридическое лицо (компания). Ростовщичеством можно назвать работу микрофинансовых финансовых организаций, которые выдают кредиты под высокие проценты.
Сейчас получить кредит у ростовщика можно, подав онлайн заявку. У современных ростовщиков должна быть регистрация и лицензия, которая разрешает выдавать деньги под залог. Требования распространяются и на организации, и на частных кредиторов.
Но человек, который не зарабатывает на массовом кредитовании, ростовщиком не является. Один раз дать деньги в долг под расписку можно без лицензии.
Ростовщичество в мировой культуре
Ростовщичество оставило значимый след в мировой культуре. Расцвет этого явления случился в европейских государствах, где к ростовщикам обращались представители всех слоев населения. Представители профессии быстро наживали состояние за счет высоких процентов по займам.
Во многих художественных произведениях ростовщики показаны аморальными личностями. В ад представителей этой профессии помещают Данте и Пушкин. Отрицательными персонажами они являются у Гоголя и Бальзака. Достоевский выбрал на роль жертвы именно старуху-процентщицу.
Взгляд со стороны религии
Как разные религии отвечают на вопрос, что такое ростовщик:
Религия | Отношение к ростовщичеству |
Христианство | Многие святые порицали ростовщичество как явление, считая жадность грехом. В Ветхом Завете есть призвание упразднить эту деятельность. Новый Завет разрешает давать деньги под проценты, но не рекомендует требовать возврата. |
Ислам | Догматы ислама жестко осуждают ростовщичество и накопительство. Зачастую в мусульманских странах банки выдают кредиты под минимальные проценты. Также распространены беспроцентные займы (рассрочка). |
Иудаизм | Иудаизм запрещает наживаться на займах людям своей веры. По отношению к иноверцам ограничений нет. Поэтому в Европе ростовщиками часто были иудеи. |
Кто такой ростовщик в современном мире
Статья 809 ГК РФ определяет ростовщичество как превышение стандартной банковской ставки. Ростовщиками также являются граждане и организации, которые выдают кредиты вне правового поля. Для их деятельности характерны следующие признаки:
Последние два признака характерны и для банков. Но ростовщики предлагают менее выгодные условия. Поэтому к ним обращаются люди, которым отказывают в банках. Это люди с плохой кредитной историей или люди без работы. Во многих случаях они не могут вернуть заемные деньги. Но высокая процентная ставка покрывает возможные риски.
МФО и ломбарды
Что такое ростовщик в современном мире — это микрофинансовая организация или ломбард. Ростовщичеством занимаются МФО, которые выдают на короткий срок займы до 1 000 000 рублей под 200-365% годовых (максимальная ставка в банке: 25% годовых). У подобных организаций нет лицензии на выдачу кредитов, она зарегистрированы как ООО.
Ломбарды, в отличие от МФО, выдают кредит не по онлайн-заявке, а под залог какой-либо вещи. При этом озвученная цена вещи может быть меньше реальной. Так часто поступают при залоге ювелирных изделий. Недобросовестные ломбарды завышают сумму, необходимую для возврата залога. Иногда вещь могут объявить потерянной, чтобы выгодно ее перепродать.
Частные кредиторы
В большинстве случаев частными кредиторами являются предприниматели, которые инвестируют деньги таким образом. Частные кредиторы крайне редко дают рекламу, обычно из находят через знакомых.
Кредиторы заинтересованы в максимальной гарантии на возврат. Они могут настаивать не только на заключении договора, но и на страховании кредита. Могут потребовать в залог недвижимость, автомобиль или даже бизнес заемщика.
Законодательные ограничения на ростовщичество
Последний закон, ограничивающий процентные ставки по кредитам, вступил в силу в 2019 году. Этот закон устанавливает максимальную ставку для потребительского кредитования: не более 1% в день.
Закон ограничивает максимальную сумму, которую заемщик должен вернуть кредитору (с учетом пени и штрафов). С 1 января 2020 года сумма к возврату не может превышать сумму займа более чем в 1,5 раза.
Также закон запрещает начислять проценты по займам, которые соответствуют условиям:
Ограничения на ростовщичество в других странах:
Страна | Ограничения |
Канада | Максимальная процентная ставка ограничена 60% годовых. |
Япония | Максимальная процентная ставка 15-20% годовых (в зависимости от суммы займа). |
США | В каждом штате принят собственный закон, ограничивающий процентную ставку. |
Риски при обращении к ростовщику
Как мы говорили, некоторые нелегальные кредиторы не подписывают документов с заемщиками. Это означает, что права клиента не защищены законом. Кредитор может менять условия сделки по своему усмотрению.
Если клиент не возвращает долг банку, организация может обратиться в суд или перепродать долг в «белое» коллекторское агентство. Ростовщики обращаются к «черным» коллекторам, которые используют незаконные методы воздействия на должников.
Для получения кредита в банке клиент должен предоставить паспортные данные. Это важно для подтверждения личности заемщика. Ростовщики также требуют паспортные данные, что является нормальной практикой. Недобросовестные кредиторы могут использовать данные для получения других займов или для доступа к счетам клиента
Видео по теме
Рекомендуем к просмотру видео «Хочу весь мир + 5%» (Фабиан). Мультфильм-сказка рассказывает о становлении ростовщичества, развитие денежной системы.
Подведем итоги
Ростовщик — это не только персонаж из литературы, но и наш современник. Ростовщичество сохранилось до наших дней, хотя максимальные ставки по кредитам ограничиваются по закону. Так как ростовщики дают кредиты на невыгодных условиях, к ним обращаются в основном люди, которым отказывают в банках. Некоторые ростовщики могут применять незаконные способы для возврата долга.
История ростовщичества в Российской империи
История ростовщичества в Российской Империи. Державин против Полякова.
Среди русских бытовало презрительное отношение к ростовщикам, «резоимцам», берущим «лихву», которых в народе прозвали “христопродавцами, жидами, гиенами немилосердными” (В. И. Даль).
В русских деревнях бытовала такая присказка: «Зашел как-то Иван к ростовщику одолжить 100 рублей на год. Тот отозвался на его просьбу с условием выплаты 100% ростовщического дохода и передачи в залог топора. Отдал Иван топор, получил деньги, однако по размышлении решил, что единовременно отдать 200 рублей ему будет сложно, и, вернувшись с полпути, он вернул первую половину сразу. Идет он домой и размышляет: «Денег нет, топора нет и еще 100 рублей должен. Но самое интересное в том, что все это строго по закону».
В русских народных поговорках говорится “Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом”, “Неправедная корысть впрок нейдет”, “Неправедная нажива — огонь”, “Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание — прах”, “Не от скудости скупость вышла, от богатства”, «Торговать бедою- заложить головою»,»Чужим богат не будешь»,»Чужой бедой сыт не будешь», «Шерсть стриги, да шкуры не дери», «От займа богат не будешь»; «Не только тот вор, кто крадет, а и тот, кто лестницу подает»; «Навоз у бога хлеб крадет», “Лихва да лесть дьяволу честь”.
Народное понимание нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори». Замечательно, что такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю.
По наблюдениям С.Я.Дерунова, собиравшего материал в Пошехонском уезде Ярославской губернии; крестьяне считали, что, не уплатив долга на земле, не будешь развязан с земной жизнью на том свете. Поэтому, если должник долго не платил, то давший ему ссуду грозил стереть запись о долге (соседский долг обычно записывался мелом), т.е. лишить его возможности рассчитаться. Иногда долг записывали зарубками на палках или бирках, тогда пускалась в ход угроза сжечь их. Должник кланялся и просил не стирать или не сжигать свидетельство о долге”. Русские. М.: Наука, 1999.
Один из авторов «Владимирского Сборника», изданного в связи с 950-летнем Крещения Руси в Белграде, пишет: «Русская душа во всех ее тончайших, возвышенных идеальных чертах глубоко воспитана православием. В ней все высокое и характерное от Православия: аскеза, непорабощенность материализмом даже при скопидомстве и хозяйственности, смирение и долготерпение, широта и щедрость всепрощения, соборность, братолюбие, жалостливость и сострадание к меньшей братии, жажда решать все дела не по черствой юстиции, а «по-Божьи», т. е. не по правде законной, а по любви евангельской».
Значение слова «ростовщик»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РОСТОВЩИ’К, а́, м. Человек, эксплоатирующий обращающихся к нему людей, давая деньги в долг под проценты на кабальных условиях. Вы сегодня недоступны и недоверчивы, как семидесятилетний ростовщик. Тургенев.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ростовщи́к
1. тот, кто дает деньги в рост (в долг, под высокий процент) ◆ Я для того привел их, чтобы показать вам, как часто этот народ находится в необходимости искать одной только внезапной, временной помощи, прибегать к займам; и тогда поселяются между ними особого рода ростовщики, снабжающие небольшими суммами под заклады и за большие проценты. Н. В. Гоголь, «Портрет», 1835 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сказительница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «ростовщик»
Синонимы к слову «ростовщик»
Предложения со словом «ростовщик»
Цитаты из русской классики со словом «ростовщик»
Сочетаемость слова «ростовщик»
Каким бывает «ростовщик»
Понятия, связанные со словом «ростовщик»
Дополнительно
Предложения со словом «ростовщик»
Горько рыдая, совсем потеряв человеческий облик, старый ростовщик ползал на четвереньках по полу здания.
С другой стороны, многие горожане, задолжавшие еврейским ростовщикам, видели в погромах возможность не возвращать долги и принимали в гонениях активное участие.
Через несколько минут в доме ростовщика поднимался такой звериный вопль, что вся окраина остро и сладко вздрагивала, густо собираясь в толпу.
КОГДА ПРИШЁЛ РОСТОВЩИК…
Как зарождалось банковское дело? О цивилизационных корнях этого явления рассказывает профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов
И в сфере теологии (богословия), и в сфере практической церковной политики католицизм после отделения от православия пошел по пути мелких (на первый взгляд не очень видимых) реформ, уступок, послаблений, которые подготовили условия для Реформации.
Чем были обусловлены эти уступки и послабления?
Во-первых, давлением реальной жизни: капитализм явочным порядком появлялся и укреплялся в Европе (к примеру, возникновение капиталистических городов-полисов в Южной Италии).
Во-вторых, тем, что католическая церковь, особенно крупные монастыри, вынуждена была заниматься хозяйством, а слишком жесткие ограничения и запреты мешали ей осуществлять хозяйственную деятельность. Прежде всего запреты или ограничения на частную собственность, доходы от аренды земли и другого имущества, использование наемного труда, выдачу и получение кредитов.
В-третьих, стремлением Римского престола усилить свое политическое влияние на королей и князей. Для этого нужны были деньги, причем немалые. Ведением обычного монастырского хозяйства таких денег не заработаешь. Большие деньги тем более требовали снятия церковных ограничений (или закрытия глаз на нарушение этих ограничений). Большие деньги церковь могла получать (и получала), используя преимущественно два средства: ростовщичество и торговлю индульгенциями.
Наиболее наглядно расхождение между тем, что проповедовала западная церковь, и тем, что происходило в реальной жизни христианской Европы, видно на примере ростовщичества. Официальная позиция церкви в отношении ростовщичества – самая непримиримая, жесткая и где-то даже жестокая. Несмотря на расхождения между восточной и западной церквями в догматической сфере, по вопросу ростовщичества принципиальных отличий у них не наблюдалось. Восточная и западная церкви руководствовались решениями Вселенских соборов. Первый Никейский собор 325 года запретил духовным лицам заниматься ростовщичеством. Позднее запрет был распространен и на мирян.
В ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ РОСТОВЩИЧЕСТВО ПРИРАВНИВАЛОСЬ К ГРЕХУ СОДОМИИ
В западной церкви вопросу ростовщичества, пожалуй, уделялось даже больше внимания, чем в восточной. Там ростовщичество приравнивалось к греху содомии. На Западе еще во времена раннего Средневековья появилась пословица «Деньги не порождают деньги». Католические схоласты разъясняли: получение процентов, которые начисляются с учетом срока кредита, – это фактически «торговля временем», а время принадлежит только Богу, следовательно, ростовщичество есть посягательство на Бога. Ростовщик грешит непрерывно, так как даже во время его сна происходит прирастание процентов. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 году папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274-м папа Григорий Х устанавливает более строгое наказание – изгнание из государства. В 1311-м папа Климент V вводит наказание в виде полного отлучения от церкви.
Однако параллельно происходили другие процессы. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году, дали мощный толчок обогащению церковной верхушки за счет полученной крестоносцами добычи. В этом смысле особенно знаменателен Четвертый крестовый поход, апогеем которого было разграбление столицы Византии Константинополя в 1204 году. По разным оценкам, стоимость добычи составила от 1 до 2 млн марок серебром, что превышало тогдашний годовой доход всех европейских государств.
Резкий рост доходов церкви привел к тому, что у нее появились возможности давать деньги в рост. Также надо иметь в виду, что такие доходы приучили священство к высоким стандартам потребления (проще говоря, к роскошной жизни), поэтому в тех случаях, когда доходы падали, оно стремилось компенсировать эти падения заимствованиями.
Особенно резким контрастом на фоне церковного запрета ростовщичества выглядела финансово-ростовщическая деятельность ордена храмовников, или тамплиеров. Примечательно, что первоначально этот орден назывался «Нищие рыцари» (1119). После папского благословения и освобождения от налогов в 1128 году рыцари ордена стали именоваться храмовниками. Историки утверждают, что рыцари ордена в бедности пребывали недолго. Одним из источников их богатства была добыча, полученная в результате разграбления Константинополя в 1204-м (кстати, еще раз пограбить город тамплиерам удалось в 1306 году). Другим источником доходов ордена были добровольные пожертвования. Например, Альфонс I Спорщик, воинственный король Наварры и Арагона, завещал тамплиерам часть своих имений. Наконец, уходя в крестовые походы, рыцари-феодалы передавали свое имущество под наблюдение (как сказали бы сейчас, в трастовое управление) братьев-тамплиеров. Но назад имущество забирал лишь один из десяти: одни рыцари погибали, другие оставались жить на Святой земле, третьи присоединялись к ордену (их имущество по уставу становилось общим). Орден имел разветвленную сеть опорных пунктов (более 9 тыс. командорий) по всей Европе. Было также несколько штаб-квартир – тамплей. Две основные штаб-квартиры находились в Лондоне и Париже.
Тамплиеры занимались самыми разными финансовыми операциями: расчетами, обменом валют, переводом средств, доверительным хранением имущества, депозитными операциями и др. Однако на первом месте находились кредитные операции. Кредиты выдавались как сельскохозяйственным производителям, так и (в первую очередь) князьям и даже монархам. Тамплиеры были более конкурентоспособны по сравнению с еврейскими ростовщиками. Они выдавали кредиты «солидным заемщикам» под 10% годовых. Еврейские ростовщики обслуживали в основном мелких клиентов, и цена их кредитов составляла примерно 40%.
Как известно, орден тамплиеров был побеждён в начале XIV века французским королем Филиппом IV Красивым, в этом ему помогал папа Климент V. У тамплиеров изъяли более 1 миллионов полновесных ливров (для сравнения, постройка рыцарского замка средних размеров тогда обходилась в 1–2 тыс. ливров). И это не считая того, что значительная часть средств ордена перед его разгромом была эвакуирована за пределы Франции.
ТАМПЛИЕРЫ ВЫДАВАЛИ КРЕДИТЫ «СОЛИДНЫМ» КЛИЕНТАМ ПОД 10% ГОДОВЫХ
Ростовщичеством в средневековой Европе занимались не только тамплиеры, но и многие другие лица, которые формально принадлежали к католической церкви. Речь идет прежде всего о ростовщиках, чьи конторы находились в таких городах Италии, как Милан, Венеция и Генуя. Некоторые историки считают, что итальянские банкиры Средних веков – потомки тех ростовщиков, которые жили в этих местах еще в эпоху Римской империи и относились к латинам. В Древнем Риме ростовщичеством занимались не римские граждане, а латины, имевшие усеченные права и обязанности. В частности, на них не распространялись римские законы о наказаниях за ростовщичество.
Уже в XIII веке банки были в любом сколь-нибудь крупном итальянском городе. Капиталы, необходимые для занятия ростовщичеством, предприниматели сумели заработать на международной торговле. Говоря о средневековой Венеции, историк Андрей Ваджра подчеркивает, что первоначальный капитал ее купцы сумели накопить благодаря своему уникальному положению между Византией и Западной Римской империей: «Политически лавируя между Византийской и Западной Римской империями, она [Венеция. – В. К.] захватила под свой контроль основные товарные и денежные потоки того времени». Многие купцы превратились в банкиров, не оставляя, впрочем, прежнего торгового дела.
Между итальянскими банкирами и Папским престолом сложились очень деловые, «творческие» отношения. Банкиры активно кредитовали папу и его окружение, а Римский престол «прикрывал» этих банкиров. В первую очередь закрывал глаза на нарушение запрета на занятие ростовщичеством. Со временем банкиры стали кредитовать священство по всей Европе, а Римский престол использовал «административный ресурс», заставляя своих подчиненных в полном объеме выполнять обязательства перед банкирами. Кроме того, он оказывал давление на феодалов-должников, угрожая им отлучением от церкви в случае невыполнения обязательств перед кредиторами. Среди банкиров, кредитовавших престол, особенно выделялись флорентийские дома Моцци, Барди и Перуцци. Однако в 1345 году они обанкротились, причем последствия банкротства распространились далеко за пределы Италии. По сути, это был первый мировой банковский и финансовый кризис. Примечательно, что он разразился в католической Европе задолго до Реформации и появления протестантизма с его «духом капитализма».
ПОСЛЕ ОТКАЗА АНГЛИЙСКОГО КОРОЛЯ В ВЫПЛАТАХ ФЛОРЕНТИЙСКИМ РОСТОВЩИКАМ ЕВРОПУ ПОРАЗИЛ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
Английский король Эдуард III влез в большие долги перед флорентийскими банкирскими домами в связи с тем, что ему потребовалось оплачивать расходы на войну с Шотландией (фактически с этого началась Столетняя война). Войну Эдуард III проиграл и вынужден был выплачивать контрибуции. Выплаты осуществлялись опять-таки за счет кредитов, полученных от итальянских банкиров. Кризис возник в результате того, что в 1340 году король отказался возвращать свой долг банкирам. Сначала лопнули банкирские дома Барди и Перуцци, а затем обанкротились еще 30 связанных с ними компаний. Кризис распространился на всю Европу. Это был не только банковский кризис. «Дефолты» объявили Папская курия, Неаполитанское королевство, Кипр, ряд других государств и королевств. После этого кризиса место разорившихся кредиторов Папского престола заняли известные банкирские дома Козимо Медичи (Флоренция) и Франческо Датини (Прато).
Говоря о банковской деятельности в средневековой Европе, нельзя забывать, что наряду с активными (кредитными) операциями банки стали все мощнее разворачивавать пассивные операции – привлечение средств на депозитные счета. Владельцам таких счетов выплачивались проценты. Это дополнительно развращало христиан, формируя у них сознание буржуа-рантье, желающего, подобно ростовщику, не трудиться, а жить на проценты.
Выражаясь современным языком, итальянские города-государства были в средневековой католической Европе своеобразными офшорами. И не только в финансово-экономическом смысле (особый режим налогообложения и т. п.), но также в религиозно-духовном. Это были «островки», где нормы хозяйственной этики католицизма не действовали или действовали в очень усеченном виде. По сути, это были уже «островки капитализма», которые разными способами заражали «духом капитализма» всю католическую Европу.
Известный немецкий историк, основоположник геополитики Карл Шмитт писал о политической, экономической и духовно-религиозной уникальности Венеции (на фоне средневековой Европы) следующее:
«Почти половину тысячелетия республика Венеция считалась символом морского господства и богатства, выросшего на морской торговле. Она достигла блестящих результатов на поприще большой политики, ее называли «самым диковинным созданием в истории экономики всех времен».
Все, что побуждало фанатичных англоманов восхищаться Англией в XVIII–XX веках, прежде уже было причиной восхищения Венецией: огромные богатства; преимущество в дипломатическом искусстве; толерантность в отношении религиозных и философских взглядов; прибежище свободолюбивых идей и политической эмиграции».
Итальянские города-государства с их «духом капитализма» дали толчок хорошо известному Возрождению, которое проявило себя как в искусстве, так и в философии. Как пишут во всех учебниках и словарях, Возрождение – система светских гуманистических взглядов на мир на основе возврата к культуре и философии античного мира. Отсюда можно заключить, что это возрождение античного язычества и отход от христианства. Ренессанс внес немалый вклад в подготовку условий для Реформации. Как точно заметил Освальд Шпенглер, «Лютера можно объяснить только Ренессансом».
ПРИ ОФИЦИАЛЬНОМ ЗАПРЕТЕ НА ПРОЦЕНТ, ПОСЛЕДНИЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В ГЛАВНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ВСЕЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАТОЛИЦИЗМА
Трудно переоценить развращающее влияние ростовщичества на христианское сознание средневекового европейца. Вот что по этому поводу пишет исследователь католицизма Ольга Четверикова:
«Таким образом, крепко связав себя с ростовщичеством, Римская курия сделалась по существу олицетворением и заложницей коммерческих сделок, в интересах которых нарушалось и право, и закон. При официальном запрете на процент, последний превратился в главный стержень всей финансовой системы католицизма, и этот двойной подход роковым образом сказывался не только на развитии экономики, но и, самое главное, на сознании западного человека. В условиях полного расхождения между учением и практикой происходило раздвоение общественного сознания, при котором следование нравственным нормам принимало чисто формальный характер».
Впрочем, ростовщичество было не единственным греховным делом, которым в Средние века полулегально (или полуоткрыто) занимались католики. Как рядовые, так и принадлежащие к церковной иерархии. Последние активно практиковали симонию – торговлю церковными должностями. Один из епископов Флера следующим образом описал механизм обогащения с помощью симонии: «Архиепископ приказал мне для получения епископской должности передать 100 золотых су; если бы я не передал ему, я бы не стал епископом… Я дал золото, получил епископство, и в то же время если я не умру, то вскоре компенсирую свои деньги. Я рукополагаю священников, посвящаю в диаконы и получаю золото, оттуда ушедшее… В Церкви, являющейся собственностью одного только Бога, нет почти ничего, что не давалось бы за деньги: епископство, священство, диаконство, низшие звания… крещения». Дух сребролюбия, стяжательства и лихоимства проник и прочно обосновался внутри церковной ограды в Западной Европе. Очевидно, что случаи, подобные тому, который описал епископ Флера, были не единичными, а массовыми. Они способствовали распространению этого духа во всем западноевропейском обществе. Одновременно они подрывали доверие к католической церкви, вызывали недовольство среди прихожан и части рядового священства. В католицизме вызревал кризис, который закончился Реформацией.