ростовщичество на руси когда появилось
КОГДА ПРИШЁЛ РОСТОВЩИК…
Как зарождалось банковское дело? О цивилизационных корнях этого явления рассказывает профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов
И в сфере теологии (богословия), и в сфере практической церковной политики католицизм после отделения от православия пошел по пути мелких (на первый взгляд не очень видимых) реформ, уступок, послаблений, которые подготовили условия для Реформации.
Чем были обусловлены эти уступки и послабления?
Во-первых, давлением реальной жизни: капитализм явочным порядком появлялся и укреплялся в Европе (к примеру, возникновение капиталистических городов-полисов в Южной Италии).
Во-вторых, тем, что католическая церковь, особенно крупные монастыри, вынуждена была заниматься хозяйством, а слишком жесткие ограничения и запреты мешали ей осуществлять хозяйственную деятельность. Прежде всего запреты или ограничения на частную собственность, доходы от аренды земли и другого имущества, использование наемного труда, выдачу и получение кредитов.
В-третьих, стремлением Римского престола усилить свое политическое влияние на королей и князей. Для этого нужны были деньги, причем немалые. Ведением обычного монастырского хозяйства таких денег не заработаешь. Большие деньги тем более требовали снятия церковных ограничений (или закрытия глаз на нарушение этих ограничений). Большие деньги церковь могла получать (и получала), используя преимущественно два средства: ростовщичество и торговлю индульгенциями.
Наиболее наглядно расхождение между тем, что проповедовала западная церковь, и тем, что происходило в реальной жизни христианской Европы, видно на примере ростовщичества. Официальная позиция церкви в отношении ростовщичества – самая непримиримая, жесткая и где-то даже жестокая. Несмотря на расхождения между восточной и западной церквями в догматической сфере, по вопросу ростовщичества принципиальных отличий у них не наблюдалось. Восточная и западная церкви руководствовались решениями Вселенских соборов. Первый Никейский собор 325 года запретил духовным лицам заниматься ростовщичеством. Позднее запрет был распространен и на мирян.
В ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВИ РОСТОВЩИЧЕСТВО ПРИРАВНИВАЛОСЬ К ГРЕХУ СОДОМИИ
В западной церкви вопросу ростовщичества, пожалуй, уделялось даже больше внимания, чем в восточной. Там ростовщичество приравнивалось к греху содомии. На Западе еще во времена раннего Средневековья появилась пословица «Деньги не порождают деньги». Католические схоласты разъясняли: получение процентов, которые начисляются с учетом срока кредита, – это фактически «торговля временем», а время принадлежит только Богу, следовательно, ростовщичество есть посягательство на Бога. Ростовщик грешит непрерывно, так как даже во время его сна происходит прирастание процентов. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 году папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274-м папа Григорий Х устанавливает более строгое наказание – изгнание из государства. В 1311-м папа Климент V вводит наказание в виде полного отлучения от церкви.
Однако параллельно происходили другие процессы. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году, дали мощный толчок обогащению церковной верхушки за счет полученной крестоносцами добычи. В этом смысле особенно знаменателен Четвертый крестовый поход, апогеем которого было разграбление столицы Византии Константинополя в 1204 году. По разным оценкам, стоимость добычи составила от 1 до 2 млн марок серебром, что превышало тогдашний годовой доход всех европейских государств.
Резкий рост доходов церкви привел к тому, что у нее появились возможности давать деньги в рост. Также надо иметь в виду, что такие доходы приучили священство к высоким стандартам потребления (проще говоря, к роскошной жизни), поэтому в тех случаях, когда доходы падали, оно стремилось компенсировать эти падения заимствованиями.
Особенно резким контрастом на фоне церковного запрета ростовщичества выглядела финансово-ростовщическая деятельность ордена храмовников, или тамплиеров. Примечательно, что первоначально этот орден назывался «Нищие рыцари» (1119). После папского благословения и освобождения от налогов в 1128 году рыцари ордена стали именоваться храмовниками. Историки утверждают, что рыцари ордена в бедности пребывали недолго. Одним из источников их богатства была добыча, полученная в результате разграбления Константинополя в 1204-м (кстати, еще раз пограбить город тамплиерам удалось в 1306 году). Другим источником доходов ордена были добровольные пожертвования. Например, Альфонс I Спорщик, воинственный король Наварры и Арагона, завещал тамплиерам часть своих имений. Наконец, уходя в крестовые походы, рыцари-феодалы передавали свое имущество под наблюдение (как сказали бы сейчас, в трастовое управление) братьев-тамплиеров. Но назад имущество забирал лишь один из десяти: одни рыцари погибали, другие оставались жить на Святой земле, третьи присоединялись к ордену (их имущество по уставу становилось общим). Орден имел разветвленную сеть опорных пунктов (более 9 тыс. командорий) по всей Европе. Было также несколько штаб-квартир – тамплей. Две основные штаб-квартиры находились в Лондоне и Париже.
Тамплиеры занимались самыми разными финансовыми операциями: расчетами, обменом валют, переводом средств, доверительным хранением имущества, депозитными операциями и др. Однако на первом месте находились кредитные операции. Кредиты выдавались как сельскохозяйственным производителям, так и (в первую очередь) князьям и даже монархам. Тамплиеры были более конкурентоспособны по сравнению с еврейскими ростовщиками. Они выдавали кредиты «солидным заемщикам» под 10% годовых. Еврейские ростовщики обслуживали в основном мелких клиентов, и цена их кредитов составляла примерно 40%.
Как известно, орден тамплиеров был побеждён в начале XIV века французским королем Филиппом IV Красивым, в этом ему помогал папа Климент V. У тамплиеров изъяли более 1 миллионов полновесных ливров (для сравнения, постройка рыцарского замка средних размеров тогда обходилась в 1–2 тыс. ливров). И это не считая того, что значительная часть средств ордена перед его разгромом была эвакуирована за пределы Франции.
ТАМПЛИЕРЫ ВЫДАВАЛИ КРЕДИТЫ «СОЛИДНЫМ» КЛИЕНТАМ ПОД 10% ГОДОВЫХ
Ростовщичеством в средневековой Европе занимались не только тамплиеры, но и многие другие лица, которые формально принадлежали к католической церкви. Речь идет прежде всего о ростовщиках, чьи конторы находились в таких городах Италии, как Милан, Венеция и Генуя. Некоторые историки считают, что итальянские банкиры Средних веков – потомки тех ростовщиков, которые жили в этих местах еще в эпоху Римской империи и относились к латинам. В Древнем Риме ростовщичеством занимались не римские граждане, а латины, имевшие усеченные права и обязанности. В частности, на них не распространялись римские законы о наказаниях за ростовщичество.
Уже в XIII веке банки были в любом сколь-нибудь крупном итальянском городе. Капиталы, необходимые для занятия ростовщичеством, предприниматели сумели заработать на международной торговле. Говоря о средневековой Венеции, историк Андрей Ваджра подчеркивает, что первоначальный капитал ее купцы сумели накопить благодаря своему уникальному положению между Византией и Западной Римской империей: «Политически лавируя между Византийской и Западной Римской империями, она [Венеция. – В. К.] захватила под свой контроль основные товарные и денежные потоки того времени». Многие купцы превратились в банкиров, не оставляя, впрочем, прежнего торгового дела.
Между итальянскими банкирами и Папским престолом сложились очень деловые, «творческие» отношения. Банкиры активно кредитовали папу и его окружение, а Римский престол «прикрывал» этих банкиров. В первую очередь закрывал глаза на нарушение запрета на занятие ростовщичеством. Со временем банкиры стали кредитовать священство по всей Европе, а Римский престол использовал «административный ресурс», заставляя своих подчиненных в полном объеме выполнять обязательства перед банкирами. Кроме того, он оказывал давление на феодалов-должников, угрожая им отлучением от церкви в случае невыполнения обязательств перед кредиторами. Среди банкиров, кредитовавших престол, особенно выделялись флорентийские дома Моцци, Барди и Перуцци. Однако в 1345 году они обанкротились, причем последствия банкротства распространились далеко за пределы Италии. По сути, это был первый мировой банковский и финансовый кризис. Примечательно, что он разразился в католической Европе задолго до Реформации и появления протестантизма с его «духом капитализма».
ПОСЛЕ ОТКАЗА АНГЛИЙСКОГО КОРОЛЯ В ВЫПЛАТАХ ФЛОРЕНТИЙСКИМ РОСТОВЩИКАМ ЕВРОПУ ПОРАЗИЛ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
Английский король Эдуард III влез в большие долги перед флорентийскими банкирскими домами в связи с тем, что ему потребовалось оплачивать расходы на войну с Шотландией (фактически с этого началась Столетняя война). Войну Эдуард III проиграл и вынужден был выплачивать контрибуции. Выплаты осуществлялись опять-таки за счет кредитов, полученных от итальянских банкиров. Кризис возник в результате того, что в 1340 году король отказался возвращать свой долг банкирам. Сначала лопнули банкирские дома Барди и Перуцци, а затем обанкротились еще 30 связанных с ними компаний. Кризис распространился на всю Европу. Это был не только банковский кризис. «Дефолты» объявили Папская курия, Неаполитанское королевство, Кипр, ряд других государств и королевств. После этого кризиса место разорившихся кредиторов Папского престола заняли известные банкирские дома Козимо Медичи (Флоренция) и Франческо Датини (Прато).
Говоря о банковской деятельности в средневековой Европе, нельзя забывать, что наряду с активными (кредитными) операциями банки стали все мощнее разворачивавать пассивные операции – привлечение средств на депозитные счета. Владельцам таких счетов выплачивались проценты. Это дополнительно развращало христиан, формируя у них сознание буржуа-рантье, желающего, подобно ростовщику, не трудиться, а жить на проценты.
Выражаясь современным языком, итальянские города-государства были в средневековой католической Европе своеобразными офшорами. И не только в финансово-экономическом смысле (особый режим налогообложения и т. п.), но также в религиозно-духовном. Это были «островки», где нормы хозяйственной этики католицизма не действовали или действовали в очень усеченном виде. По сути, это были уже «островки капитализма», которые разными способами заражали «духом капитализма» всю католическую Европу.
Известный немецкий историк, основоположник геополитики Карл Шмитт писал о политической, экономической и духовно-религиозной уникальности Венеции (на фоне средневековой Европы) следующее:
«Почти половину тысячелетия республика Венеция считалась символом морского господства и богатства, выросшего на морской торговле. Она достигла блестящих результатов на поприще большой политики, ее называли «самым диковинным созданием в истории экономики всех времен».
Все, что побуждало фанатичных англоманов восхищаться Англией в XVIII–XX веках, прежде уже было причиной восхищения Венецией: огромные богатства; преимущество в дипломатическом искусстве; толерантность в отношении религиозных и философских взглядов; прибежище свободолюбивых идей и политической эмиграции».
Итальянские города-государства с их «духом капитализма» дали толчок хорошо известному Возрождению, которое проявило себя как в искусстве, так и в философии. Как пишут во всех учебниках и словарях, Возрождение – система светских гуманистических взглядов на мир на основе возврата к культуре и философии античного мира. Отсюда можно заключить, что это возрождение античного язычества и отход от христианства. Ренессанс внес немалый вклад в подготовку условий для Реформации. Как точно заметил Освальд Шпенглер, «Лютера можно объяснить только Ренессансом».
ПРИ ОФИЦИАЛЬНОМ ЗАПРЕТЕ НА ПРОЦЕНТ, ПОСЛЕДНИЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В ГЛАВНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ВСЕЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАТОЛИЦИЗМА
Трудно переоценить развращающее влияние ростовщичества на христианское сознание средневекового европейца. Вот что по этому поводу пишет исследователь католицизма Ольга Четверикова:
«Таким образом, крепко связав себя с ростовщичеством, Римская курия сделалась по существу олицетворением и заложницей коммерческих сделок, в интересах которых нарушалось и право, и закон. При официальном запрете на процент, последний превратился в главный стержень всей финансовой системы католицизма, и этот двойной подход роковым образом сказывался не только на развитии экономики, но и, самое главное, на сознании западного человека. В условиях полного расхождения между учением и практикой происходило раздвоение общественного сознания, при котором следование нравственным нормам принимало чисто формальный характер».
Впрочем, ростовщичество было не единственным греховным делом, которым в Средние века полулегально (или полуоткрыто) занимались католики. Как рядовые, так и принадлежащие к церковной иерархии. Последние активно практиковали симонию – торговлю церковными должностями. Один из епископов Флера следующим образом описал механизм обогащения с помощью симонии: «Архиепископ приказал мне для получения епископской должности передать 100 золотых су; если бы я не передал ему, я бы не стал епископом… Я дал золото, получил епископство, и в то же время если я не умру, то вскоре компенсирую свои деньги. Я рукополагаю священников, посвящаю в диаконы и получаю золото, оттуда ушедшее… В Церкви, являющейся собственностью одного только Бога, нет почти ничего, что не давалось бы за деньги: епископство, священство, диаконство, низшие звания… крещения». Дух сребролюбия, стяжательства и лихоимства проник и прочно обосновался внутри церковной ограды в Западной Европе. Очевидно, что случаи, подобные тому, который описал епископ Флера, были не единичными, а массовыми. Они способствовали распространению этого духа во всем западноевропейском обществе. Одновременно они подрывали доверие к католической церкви, вызывали недовольство среди прихожан и части рядового священства. В католицизме вызревал кризис, который закончился Реформацией.
История ростовщичества в Российской империи
История ростовщичества в Российской Империи. Державин против Полякова.
Среди русских бытовало презрительное отношение к ростовщикам, «резоимцам», берущим «лихву», которых в народе прозвали “христопродавцами, жидами, гиенами немилосердными” (В. И. Даль).
В русских деревнях бытовала такая присказка: «Зашел как-то Иван к ростовщику одолжить 100 рублей на год. Тот отозвался на его просьбу с условием выплаты 100% ростовщического дохода и передачи в залог топора. Отдал Иван топор, получил деньги, однако по размышлении решил, что единовременно отдать 200 рублей ему будет сложно, и, вернувшись с полпути, он вернул первую половину сразу. Идет он домой и размышляет: «Денег нет, топора нет и еще 100 рублей должен. Но самое интересное в том, что все это строго по закону».
В русских народных поговорках говорится “Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом”, “Неправедная корысть впрок нейдет”, “Неправедная нажива — огонь”, “Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание — прах”, “Не от скудости скупость вышла, от богатства”, «Торговать бедою- заложить головою»,»Чужим богат не будешь»,»Чужой бедой сыт не будешь», «Шерсть стриги, да шкуры не дери», «От займа богат не будешь»; «Не только тот вор, кто крадет, а и тот, кто лестницу подает»; «Навоз у бога хлеб крадет», “Лихва да лесть дьяволу честь”.
Народное понимание нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори». Замечательно, что такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю.
По наблюдениям С.Я.Дерунова, собиравшего материал в Пошехонском уезде Ярославской губернии; крестьяне считали, что, не уплатив долга на земле, не будешь развязан с земной жизнью на том свете. Поэтому, если должник долго не платил, то давший ему ссуду грозил стереть запись о долге (соседский долг обычно записывался мелом), т.е. лишить его возможности рассчитаться. Иногда долг записывали зарубками на палках или бирках, тогда пускалась в ход угроза сжечь их. Должник кланялся и просил не стирать или не сжигать свидетельство о долге”. Русские. М.: Наука, 1999.
Один из авторов «Владимирского Сборника», изданного в связи с 950-летнем Крещения Руси в Белграде, пишет: «Русская душа во всех ее тончайших, возвышенных идеальных чертах глубоко воспитана православием. В ней все высокое и характерное от Православия: аскеза, непорабощенность материализмом даже при скопидомстве и хозяйственности, смирение и долготерпение, широта и щедрость всепрощения, соборность, братолюбие, жалостливость и сострадание к меньшей братии, жажда решать все дела не по черствой юстиции, а «по-Божьи», т. е. не по правде законной, а по любви евангельской».
Плешанов Александр
Член-корреспондент Русской Академии
Сайт: pleshanov-paradigma.narod2.ru
Информация в файлообменнике, коды для скачивании файлов прилагаются
Сайт: proza.ru, кабинет Плешанова Александра.
(Ростовщичество (частный институт ссудного процента) является легальным механизмом мошенничества, обмана, грабежа, воровства и на территории России. Оно должно быть устранено юридически и практически)
Система ростовщичества официально (юридически) узаконена различными государственными актами.
В России согласно п. 5 ст. 809 Гражданского кодекса РФ, ростовщическими признаются те проценты, которые значительно превышают «обычно взимаемые в подобных случаях и потому являющиеся чрезмерно обременительными для должника».
Данная формулировка является размытой, т.к. уровень «обычно взимаемые» процентов в ходе исторического развития менялся значительным образом (а начале «перестройки» был обычным на уровне 200%).
Кроме того, Государственная дума рассмотрит проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части запрета ростовщических сделок)». Данная инициатива станет дополнением к президентскому законопроекту, принятому 27 апреля 2012 г. в первом чтении, который устанавливал понятие ростовщических процентов только между гражданами.
Изменения предусматривают запрет мелким ростовщикам – частным лицам-процентщикам суживать деньги под проценты гражданам. По сути, это усиление банковской монополии на ростовщичество. Процентщики могут только скомпрометировать это «святое дело».
В то же время, ростовщичество, как мошенничество попадает под статью 159 (Уголовный кодекс Российской Федерации, Часть 2, Раздел VIII, Глава 21, Преступление против собственности, в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ):
Статья 159 (Мошенничество). Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
* * *
Национальная идея России
«РОССИЯ БЕЗ РОСТОВЩИЧЕСТВА И ФИНАНСОВОГО ПАРАЗИТИЗМА».
Этот лозунг будет «лакмусовой бумажкой», проявления истинного характера того или иного протестанта, или той или иной группы оппозиционеров, или лидера движения, или партии.
Прочитал сам, информируй ближнего!
Редакция текста юристами приветствуется.
Ростовщичество
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Исходя из расплывчатых определений термина (определение которого, к слову, ни в каких российских законах не встречается), можно сказать, что любая деятельность, связанная с выдачей займов является ростовщичеством. Однако, в обыденном понимании, банки не считают ростовщическими организациями, а под словом «ростовщик» понимают частное лицо, ссужающее суммы денег нелегально.
Иными словами, под «ростовщичеством» обычно понимается ситуация, когда ты приходишь к богатому дяде, и он дает тебе в долг десять тысяч рублей. А отдать ему надо через месяц двадцать, иначе сумму долга у тебя заберут совсем негуманными и незаконными методами.
История ростовщичества
Обращаясь к истории возникновения этого явления, можно обнаружить, что классическое ростовщичество намного старше банковского дела и уходит своими корнями в глубокую древность. Встретить описание этого явления можно у греческого поэта Гесиода, жившего в Элладе на два века раньше, чем там появились первые чеканные деньги.
Возникает вопрос, как же такое возможно. Все дело в том, что в те времена займы выдавались и возвращались домашними животными, продуктами производства и т.п. Существует версия, что идея выдачи под процент появилась именно благодаря скоту. Давая теленка в долг, кредитор получал его обратно изрядно прибавившего в весе.
Античность
В Древней Греции услуги ростовщиков встречались двух видов, различавшихся ответственным лицом.
В Древней Греции они носили название трапезисты от древнегреческого слова «стол», потому как они вели свои дела на рынке, где заседали за столами. Перечень предоставляемых трапезистами услуг был достаточно широк. Помимо выдачи денег под процент, это было и хранение денег, и ведение счетов и переводы сумм между городами и множество других функций, которыми в наши дни занимаются нотариусы.
Позже, в средневековье, в ростовщиков не было четкой специализации и документа, регламентирующего круг обязанностей. Поэтому часто кроме займов ростовщики занимались обменом денег, что было одной из самых прибыльных операций. Чаще всего ростовщики ничем не выделялись среди других торговцев и даже могли являться членами гильдии.
Движущая сила торговли
В далекие времена существовал очень рискованным вид ссуды, так называемый «морской процент». Уходившие в плаванье торговцы должны были прибегать к услугам ростовщиков, чтобы оснастить корабль всем необходимым. В конце экспедиции, продав привезенный товар, торговец рассчитывался с кредитором из вырученных денег.
Но, учитывая то, каким опасным и непредсказуемым делом были в те времена морские путешествия, нетрудно догадаться, что многих корабли не возвращались вовсе, либо приходили с пустыми трюмами, что приводило к большим потерям ростовщика.
Именно из-за степени риска эти кредиты имели очень высокий процент, к тому же часто ростовщик вкладывался в предприятие собственными средствами, чтобы разделить прибыть. Эти отношения легли в основу первых компаний, позже частных фирм, сыгравших большую роль в морской и сухопутной торговле.
Средневековье
К началу одиннадцатого века в Европе шло смешение народов, возникали новые страны и города, где пышным цветом расцветало ростовщичество, достигшее небывалой жестокости. Чтобы хоть немного уменьшить кредитные ставки, правители способствовали выходу на рынок ростовщиков-евреев, ставки которых было до десяти раз ниже.
Лишь к шестнадцатому веку вложение капитала под процент стала привычной и обыденной операцией. В те времена единственным условием для принятия таких денег было доказательство законности их происхождения. Помимо этого многие предприниматели вкладывали излишек свободных средств во всякого рода сомнительные предприятия, что неизбежно вело к повышенному риску и для кредитора и для заемщика. Поэтому ростовщики взимали в качестве некой страховки дополнительные проценты.
Ростовщичество в царской России
С древности на территории Руси ростовщиков считали христопродавцами, преступающими церковные заветы. Во времена Киевской Руси в основном ростовщичеством занимались приезжие, что не один раз приводило к кровавым бунтам против ростовщиков.
Ростовщичество в наши дни
Вид ростовщического кредита успешно дошел до наших дней, в основном в странах, где плохо развит внутренний рынок, а банковская система нестабильна (Африка, Латинская Америка). Что касается территории СНГ, то тут нишу ростовщиков занимают многочисленных микро-финансовые организации, выдающие короткие и небольшие займы населению.
Уголовная ответственность за ростовщичество в России
Уголовным Кодексом предусмотрены две статьи, косвенно касающихся ростовщической деятельности: о незаконном предпринимательстве и о незаконном обогащении. Так же ростовщик может быть обвинен за сокрытие прибыли от налогов. Однако, на практике это достаточно сложно, поскольку какие-либо финансовые документы, по которым можно было бы отследить доход, отсутствуют.
Так что можно сказать, по фактически ростовщичество в современной России недоказуемо и как преступлением как таковым не является.
Ростовщичество Исламе и Христианстве
Хотя профессия ростовщика и кажется прибыльной и несложной, на протяжении всей истории эти люди не были в почете. Прямой или косвенный запрет на занятие ростовщичеством часто встречался как у светских, так и у религиозных властей.
Во многих учениях и трудах великих философов заимодавцы осуждались и клеймились, а если государство не запрещало прямо эту деятельность, то сильно ограничивало ее в возможностях.
Завершая этот рассказ о профессии ростовщика можно сказать, что столь однозначное отношение практически во все времена и у всех народов, такое горячее порицание профессии заимодавца может свидетельствовать лишь о том, что сам народ виновен в этом «грехе», ведь как известно, только спрос рождает предложение.