российский институт истории искусства
Об институте
Российский институт истории искусств — старейшее в стране искусствоведческое научное учреждение. Основанный графом В. П. Зубовым в 1912 году, за более чем вековой период существования институт сохранил статус одного из ведущих мировых центров изучения истории и теории искусств. Научный фундамент исследовательской деятельности РИИИ был заложен выдающимися учеными, создателями научных школ и направлений: Ю. Н. Тыняновым, Б. М. Эйхенбаумом, Б. В. Асафьевым, А. А. Гвоздевым, В. Я. Проппом, Ф. А. Рубцовым. Труды сотрудников РИИИ сформировали сокровищницу отечественного искусствоведения и составили славу российской науки. Свыше десяти тысяч научно-исследовательских работ различного масштаба: от статей и докладов до многотомных энциклопедий — внесли неоценимый вклад в историю мирового искусствознания.
В настоящее время институт ежегодно осуществляет более пятидесяти научно-исследовательских работ и организует свыше семидесяти научных мероприятий (конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов и др.) по следующим основным направлениям:
Научно структуру института формируют восемь секторов:
Аспирантура института осуществляет образовательную деятельность по программе подготовки научно-педагогических кадров 50.06.01 — «Искусствоведение», по основным образовательным программам:
17.00.02 — музыкальное искусство;
17.00.09 — теория и история искусства.
Диссертационный совет Д 210.014.01, работающий на базе РИИИ, проводит процедуры защит докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:
17.00.02 — музыкальное искусство;
17.00.09 — теория и история искусства.
С самого основания в институте работает Научная библиотека. Кабинет рукописей РИИИ хранит бесценные материалы, в числе которых рукописи выдающихся деятелей мировой культуры. Предпечатную подготовку и публикацию научных работ сотрудников РИИИ осуществляет редакционно-издательский отдел.
Институтом издается рецензируемый научный журнал «Временник Зубовского института».
Материалы к истории РИИИ
Андреева В. И. Гаральд Боссе. СПб.: ИД «Коло», 2009. 287 с.: ил. Из содерж.: «Дом графа А. А. Закревского…». С. 135–143.
Берберова Н. Н. Курсив мой: Автобиография. М.: Согласие, 1996. 735 с.: ил. Из содерж.: С. 174, 658.
Богомолов Н. А. Русская литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Водолей, 1999. 640 с. Из содерж.: К двухлетию факультета словесных искусств РИИИ. С. 615–637.
Букина Т. В. Музыкальная наука в России 1920–2000-х годов (очерки культурной истории). СПб.: Рус. христианская гуманитарная академия,2010. 191 с. Из содерж.: С. 18–22, 37–48, 51–54, 63–64, 81, 88–89.
Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М.: Изд-во «Независимая газета», 2001. 543 с.: ил. Из содерж.: С. 351, 429.
Временник Зубовского института. Вып. 8: Зубовский институт: страницы истории / Гл. ред. Т. А. Клявина; ред. Е. В. Хаздан. СПб.: РИИИ, 2012. 154 с.: ил.
Временник Зубовского института. Вып. 11: Фольклористика в Зубовском институте / Ред.-сост. С. В. Кучепатова. СПб.: РИИИ, 2013. 168 с.
Гинзбург Л. Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб: Искусство, 2002. 767 с. Из содерж.: С. 24, 89, 93, 116.
Город. Литература. Искусство. Сборник первый. Пб., 1923. 112 с.: ил.
Государственный институт истории искусств: 1912–1927. Л.: Academia, 1927. 63 с.
Николай Гумилев в воспоминаниях современников / Ред.-сост. В. Крейд. М.: СП «Вся Москва», 1990. 316 с.
Диаспора: Новые материалы. Вып.3: Альманах / Отв. ред. О. Коростелев. Париж; СПб.: Athenaeum-Феникс, 2002. 736 с. Из содерж.: Вейде В. Воспоминания. С. 69, 72–72, 139, 140.
Диаспора: Новые материалы. Вып. VIII: Альманах / Отв. ред. О. Коростелев. Париж; СПб.: Athenaeum-Феникс, 2007. 789 с. Из содерж.: Семенов М. Н. Воспоминание неврастеника. С. 7–72.
Задачи и методы изучения искусств / Отв. ред. А. Ф. Некрылова. СПб.: РИИИ, 2012. 264 с.
Задачи и методы изучения искусств. Пб.: Academia, 1924. 239 с. Из содерж.: Очерк истории института. С. 171–237.
Зеленый зал: альманах / ГНИИ «Ин-т истории искусств»; сост. Ю. А. Смирнов-Несвицкий. СПб., 2008. 181 с.
Злочевский Г. Д. Наследие Серебряного века: избранные страницы. М.: Институт Наследия, 2006. 367 с.: ил. Из содерж.: С. 208–209.
Зубов В. П. Страдные годы России / Сост. Т. Д. Исмагулова. М.: Индрик, 2004. 319 с.: ил.
Иванов Г. В. Мемуарная проза. М.: Вагриус, 2001. 456 с. Из содерж.: С. 195–196.
Из истории литературных объединений Петрограда–Ленинграда 1910–1930-х годов: Исследования и материалы. Кн.1. СПб.: Наука, 2002. 391 с.: ил. Из содерж.: С. 52, 89, 93–116.
Инвалидный дом графов Зубовых. Пб.: Бг [1915]. 25 с.: 1 л.
Исмагулова Т. Д. Граф В. П. Зубов: «страдные годы эмиграции» // Зарубежная Россия. 1917–1939. Кн. 2. СПб.: Лики России, 2003. С. 66–72.
Каверин В. А. Литератор: Дневники и письма. М.: Сов. писатель, 1988. 297 с.: ил.
Каверин В. А. Собеседник: Воспоминания и портреты. М.: Сов. писатель, 1973. 335 с.
Каверин В. А. Эпилог: Мемуары. М.: Аграф, 1977. 559 с.: ил. Из содерж.: С. 39, 57, 111–112, 209–210, 518.
Кино Санкт-Петербурга: материалы конференции / Ред. Д. Г. Иванеев, И. П. Садовская. СПб.: ТЕССА, 2004. 204 с. Из содерж.: Садовская И. П. Создание Кабинета истории кино Российского института истории искусств. С. 63–68.
Краеведческие записки. Вып. 3. СПб.: Акрополь, 1995. 198 с. Из содерж.: Золотинкина И. А. К характеристике художественной жизни Петербурга начала ХХ века. С. 137–139.
Крусанов А. В. Русский авангард. 1907–1932: исторический обзор: В 3-х т. Т. 2. Кн.1–2. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Из содерж.: С. 302–304.
Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920–1930 годы: по материалам архивов. М.: Изд-во Акад. горных наук, 2000. 439 с.: ил. Из содерж.: С. 68, 146–147, 150, 218.
Левченко Я. С. Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии. М.: ИД Высшей школы экономики, 2012. 299 [5] c.
Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии: Сборник статей. Л., 1971. Из содерж.: С. 181–193, 268–273, 194–204, 303–333, 385–388.
Литературное наследство. Т. 82. Луначарский А. В. Неизданные материалы. М., 1970. Из содерж.: С. 61–62, 395–397.
Луначарский А. В. В мире музыки. М.: 1958. Из содерж.: С. 204–229.
Малевич о себе. Современники о Малевиче: Письма. Документы. Воспоминания. Критика: В 2-х т. Т. I–II / Авт.-сост. И. А. Вкар, Т. Н. Михиенко. М.: RA, 2004. Из содерж.: ГИИИ. 1928–1930. Т. I. С. 524–526.
«Младоформалисты»: русская проза / Сост. Я. Левченко. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. 256 с.
На рубеже двух столетий / Сост. В. Багно и др. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 847 с. Из содерж.: К. Купман. С. 345–360
Наппельбаум И. М. Угол отражения: Краткие встречи долгой жизни. Изд. 3-е. СПб.: ИД «Ретро», 2004. 235 с.: ил. Из содерж.: Тоныч [о В. П. Зубове].
Недошивин В. М. Прогулки по Серебряному веку: дома и судьбы. СПб.: ИД «Литера», 2005. 447 с. Из содерж.: С. 288.
Новая музыка. Вып. 1. Л., 1926. Из содерж.: Друскин М. Концерты Гос. института истории искусств. С. 32–36.
Петербургские чтения 97: Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». СПб.: Блиц, 1977. Из содерж.: Петрова Т. В. История Зубовского института и его библиотеки.
Петровская И. Ф. В конце пути. Изд. 2-е, доп. СПб.: ИД Петрополис, 2009. 404 с.: ил.
Помарнацкий А. В. Биографическая проза. Семейные хроники. Эссе. СПб.: Изд-во «АРС», 2011. 439 с.: ил. Из содерж.: С. 109–113, 115–118.
Пушкинский Петербург. Изд. 2-е. Л., 1933. Из содерж.: А. Яцевич. С. 111–114.
Российский институт истории искусств в мемуарах / Под общ. ред. И. В. Сэпман. СПб.: РИИИ, 2003. 304 с.
Русский фольклор. Вып. XXXII: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2004. 589 с. Из содерж.: Иванова Т. Г. Фольклористика в Государственном институте истории искусств в 1920-е гг. С. 48–66.
Семенов М. Н. Вакх и Сирены / Сост. В. И. Кейдан. М.: Новое лит. обозрение, 2008. 676 с.: ил. Из содерж.: С. 273–274, 435–441.
Синдаловский Н. А. Петербургские адреса русской литературы. М.; СПб.: Центрополиграф: Русская тройка. СПб., 2011. 413 с.: ил.
Фрезинский Б. Я. Судьбы Серапионов (портреты и сюжеты). СПб.: Акад. проект, 2003. 590 с.: ил. Из содерж.: С. 320.
Чижова И. Б. «Души волшебное светило…». Л.: Лениздат, 1988. 351 с. Из содерж.: А. Ф. Закревская. С. 150–160.
Чистотинова С. Л. Федор Иванович Шмит. М.: Изд-во «Дело», 1994. 206 с.
Шиповник: Историко-филологический сборник к 60-летию Р. Д. Тименчика. М.: Водолей Publishers, 2005. 567 с.: ил. Из содерж.: Купман К. К. К истории возникновения Кинокомитета при ГИИИ. С. 175–201.
Шмит Ф. И. Избранное. Искусство: Проблемы теории и истории. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 911 с.
Юнгер Е. Все это было. М.: Союзтеатр СТД, 1990. 238 с.: ил.
Российский институт истории искусств
Российский институт истории искусств был основан графом В.П.Зубовым в Санкт-Петербурге в 1912 г. и стал первым в России искусствоведческим научным учреждением.
Институт разместился в собственном доме Зубова — особняке постройки архитектора
Показать полностью.
Боссе (1843-1846) на Исаакиевской пл. 5, где он находится и по сей день. В 1916 г. Институт преобразовывается в высшее учебное заведение. В 1917 г. Институт вместе со зданием был передан в собственность рабоче-крестьянскому правительству. В 1920-е гг. окончательно формируется структура Института, с некоторыми модификациями сохранившаяся до сих пор. Институт становится центром художественной жизни города и средоточием отечественной научной мысли. В его стенах выступали Блок и Есенин, Мейерхольд и Маяковский, в его аудиториях вели занятия Гумилев и Лозинский, Тынянов и Эйхенбаум, Шкловский и Жирмунский. Здесь создавались новые научные школы, ставшие сейчас классическими.
После многократных изменений статуса и названий Институт с 1968 г. стал научно-исследовательским отделом Института театра, музыки и кинематографии. В октябре 1990 Институт вновь обрел статус самостоятельного научного учреждения, а в 1992 г. вернул свое историческое имя.
Российский институт истории искусств запись закреплена
В среду, 27 октября, в РИИИ пройдет ВТОРАЯ ВСТРЕЧА «ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЙ: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ИСКУССТВ»
Год назад мы провели первое пробное заседание, посвященное истории нашего института, на котором выступили В. В. Сомина, Н. А. Таршис, А. Б. Никаноров, Е. В. Хаздан, рассказавшие об истории института, о замечательных людях, связанных с ним: театральных деятелях П. П. Громове и С. В. Владимирове, фольклористе и музыковеде Ф. А. Рубцове, возглавившем сектор источниковедения А. Я. Альтшуллере и других.
Этот год отмечен тремя юбилеями, важными для института: 70-летием Т. Д. Исмагуловой, историка нашего института и страстного собирателя исторических материалов о его прошлом, 80-летием исследователя русского музыкального фольклора В. А. Лапина, проработавшего на секторе фольклора более 50 лет, длительное время занимавшего пост директора, а также заместителя председателя Диссертационного совета. И наконец, в конце декабря исполнится 100 лет сотруднице института О. Л. Данскер, работавшей в Кабинете рукописей института, человеку ясного ума и удивительной памяти, запечатлевшей подробности жизни института и особенности эпохи, отошедшей в прошлое.
В заседании примут участие А. Ф. Некрылова, А.Л. Порфирьева, Е. В. Хаздан, Д. А. Рыбакова, В. А. Голомбевский и другие.
Мероприятие пройдет в формате видеоконференции. Для получения ссылки на трансляцию необходимо отправить запрос по адресу: galanina_julia@mail.ru.
https://artcenter.ru/vtoraya-vstrecha-den-vospominani..
Российский институт истории искусств запись закреплена
18–20 октября 2021 г. в Санкт-Петербурге, в Российском институте истории искусств в онлайн формате состоится ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСКУССТВО ЗВУКА И СВЕТА». На конференции рассматриваются проблемы взаимодействия феноменов звука и света в различных видах искусства. Особое внимание уделяется реализации светозвукового синтеза в современной аудиовизуальной практике.
Показать полностью.
В программе запланировано более 50 онлайн-докладов, которые объединены в тематические блоки:
Предпосылки взаимодействия звука и света в искусстве: синестезия и кроссмодальные соответствия.
Свет, цвет и звук в традиционной культуре.
Синестезия в изобразительном искусстве.
Звук и свет в музыкальном искусстве.
Звук и изображение в искусстве кино.
Звук и свет как элементы сценического пространства.
Оптический театр и театр света.
Звук и свет в искусстве мультимедиа.
Историко-библиографические обзоры и презентации изданий.
В демонстрационную программу мероприятия войдут композиции музыкальной светоживописи Оптического театра С. Зорина (Москва) и Московского «Театра света», рук. А. Голтыхов; работы студентов Тринити-колледжа и их куратора М. Макдоннелл (Дублин, Ирландия); аудиовизуальные композиции и звуковые этюды, созданные на базе Екатеринбургской студии электроакустической музыки [YEAMS], директор Т. Комарова; 3D-визуализации, выполненные выпускниками Университета ИТМО, руководитель А. Спиридонова, научный консультант О. Колганова (Санкт-Петербург).
В программу показов включены также работы режиссера-аниматора И. Евтеевой (Санкт-Петербург); мультимедийного художника Ж. Гьенеша (Печ, Венгрия); композитора и медиахудожника Д. Блинкхорна (Сидней, Австралия) и документальный фильм «Прометей. Поэма Казанского огня» (2021, реж. Дидар Оразов). В исполнении ансамбля Spread spectrum будут продемонстрированы произведения композитора Х. Хау (США) и фото- и видеохудожника Г. Рахматуллина (Казань), композитора Р. Низамутдиновой и видеохудожника М. Мухамедзянова (Казань).
Научная библиотека
Научная библиотека – старейшее подразделение Института. В основу этого книжного собрания положена личная библиотека графа В. П. Зубова (около 3000 томов).
Для пополнения собрания на средства В. П. Зубова приобреталось большое количество книг и журналов, как в России, так и за рубежом, и к моменту открытия Института в марте 1912 г. фонд библиотеки насчитывал уже более 6 000 томов. Впоследствии были приобретены или получены в дар книжные и нотные коллекции ряда выдающихся деятелей российской культуры (историка Н. В. Покровского, историка искусств барона Н. Н. Врангеля, музыкантов и композиторов А. И. Зилоти, Э. Ф. Направника, Н. А. Римского-Корсакова, театроведа А. А. Гвоздева, библиофила В. В. Рейтца и др.). В Научную библиотеку были частично переданы собрания библиотек Придворного оркестра, Императорского историко-филологического института и других учреждений.
Сегодня фонд Научной библиотеки насчитывает около 200 000 книг и брошюр, более 36 000 нотных изданий и более 120 000 единиц хранения периодики на русском и иностранных языках. Библиотечное собрание содержит литературу по истории искусств, театроведению, киноведению, музыкознанию, культурологии, фольклору, философии, истории, художественную литературу. В связи с научной деятельностью РИИИ, библиотека хранит диссертации и имеет большое собрание авторефератов диссертаций. Особую ценность представляет собрание редких книг.
В читальном зале библиотеки обслуживаются научные сотрудники сторонних учреждений культуры, аспиранты и студенты-дипломники гуманитарных вузов (последние – по предъявлении гарантийного письма установленного образца).
Библиотека открыта в понедельник, среду и пятницу с 10 до 17 часов.
Российский институт истории искусств
Российский институт истории искусств (РИИИ) был создан в 1912 году в Санкт Петербурге по частной инициативе и на личные деньги графа Валентина Зубова, ставшего первым его директором. Институт истории искусств, как он тогда назывался, был одним из первых в России и в мире специальным искусствоведческим научным учреждением, занимающимся изучением изобразительных искусств.
В 1920 году с официальным признанием его российского значения институт получил название Российский институт истории искусств, в 1925 1931 годах – Государственный институт истории искусств.
В 1920 году помимо отделения изобразительного искусства были открыты отделения истории музыки, театра, словесных искусств, в 1925 году – киноотделение.
В 1912 1931 годах при институте работали Высшие государственные курсы искусствознания (ВГКИ).
В 1931 году институт был переформирован в ленинградское отделение Государственной академии искусствознания.
В 1962 году произошло слияние института с Ленинградским театральным институтом в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне Санкт Петербургская государственная академия театрального искусства).
В 1968 году институт стал научно исследовательским отделом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
В 1992 году институт обрел самостоятельность и вернул себе прежнее название Российский институт истории искусств (РИИИ).
Сотрудниками РИИИ в разные годы были Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум, Игорь Глебов (Борис Асафьев), Виктор Жирмунский и другие известные литературоведы и музыковеды.
Российский институт истории искусств осуществляет фундаментальные исследования в области теории и истории искусства и художественной культуры. Научно исследовательская тематика концентрируется вокруг четырех основных направлений: «История и теория искусства: типология, эволюция, прогнозы», «Современное общество и художественная культура», «Санкт Петербург — художественный мегаполис», «Источниковедение истории искусства». В институте восемь научно исследовательских секторов – музыки, изобразительных искусств, театра, кино, музыкального инструментоведения, фольклора, художественной культуры и источниковедения.
В настоящее время в РИИИ работают 17 докторов и 49 кандидатов наук. При институте имеется аспирантура, с 1994 года открыт диссертационный совет по специальностям «музыкальное искусство» и «теория и история искусства».
Ежегодно РИИИ выпускает 10 15 книг и около 200 статей. В институте проходят международные многопрофильные конгрессы, тематические конференции, симпозиумы, круглые столы.
19 июня 2013 года стало известно, что Минкультуры РФ расторгло трудовой договор с директором подведомственного ему петербургского РИИИ Татьяной Клявиной из за «вопросов к ней как к руководителю института». Замминистра Григорий Ивлиев сообщил, что директор РИИИ была уволена по статье 278, части 2.
Исполняющей обязанности директора РИИИ назначена проректор Санкт Петербургского государственного университета культуры и искусств Ольга Кох.
Сохраним Российский Институт Истории Искусств!
7 октября 2014 года директором Российского института истории искусств официально назначена Елена Всеволодовна Третьякова. Спасибо всем, кто нас поддерживал всё это время!
Российский институт истории искусств (РИИИ), на протяжении столетия являющийся единственным искусствоведческим учреждением Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона России, ВСТАЛ ПЕРЕД РЕАЛЬНОЙ УГРОЗОЙ УНИЧТОЖЕНИЯ!
Институт был основан в 1912 году на личные средства графа Зубова в его родовом особняке и стал неотъемлемой частью петербургского культурного ландшафта. Все эти годы здесь осуществляются крупнейшие исследовательские проекты, формируются научные школы европейского и мирового масштабов, готовятся научные и педагогические кадры высшей квалификации.
Делается это под благородной маской заботы об ученых и исследователях. Коллектив возмущен политикой двойных стандартов и возвращением к идеологии и лексике 30-х годов.
Институт на Исаакиевской площади – неотъемлемая часть петербургского культурного ландшафта.
Татьяна Алексеевна Клявина в течение двадцати лет руководит Институтом. За это время коллектив имел возможность оценить деловые и человеческие качества своего руководителя. Татьяна Алексеевна Клявина — директор не назначенный, ее выбирал коллектив всего Института. Она обладает исключительной способностью мыслить «вперед», видеть перспективу научного будущего Института; умеет создать психологически комфортный климат, всегда поддерживает в коллективе атмосферу творчества.
Требовательность, принципиальность, честность – вот стиль её руководства.
Отношения с Министерством культуры всегда были открытыми и позитивными – до тех пор, пока в нём не возобладала идея перекраивать саму структуру Института, его научные направления. Выполняя задачу реорганизации, в Министерстве культуры захотели сменить директора РИИИ для проведения политики в духе нового времени.
Т.А.Клявина, опытный ученый, искусствовед, знающий специфику научной работы Института, как раз и имеет все личностные и профессиональные предпосылки для осуществления этой новой политики.
Мы очень надеемся, что мнение ученых, деятелей культуры России и зарубежья будет решающим в действиях Министерства культуры по отношению к РИИИ.
В конце 2012 года общественное мнение страны вынудило Министерство культуры РФ приостановить реализацию своих планов по уничтожению гуманитарных научно-исследовательских институтов, финансируемых из государственного бюджета. Тогда профессиональное сообщество продемонстрировало удивительную для людей творческого труда и строя мыслей солидарность и гражданскую ответственность. Оно было горячо поддержано согражданами, понимающими, что науки о культуре и искусстве – это не забава интеллектуалов, а важнейшая часть фундамента, на котором стоит самосознание нации.
Теперь, учтя ошибки и промахи первой попытки, МК РФ начинает новый этап борьбы с учеными, используя старый проверенный принцип «разделяй и властвуй». Руководство страны велело отраслевым чиновником повысить зарплату научным сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу научных и образовательных учреждений, как, впрочем, и работникам всей социальной сферы. На практике это похвальное решение оборачивается массовым разрушением самих учреждений и конкретных человеческих судеб. Необходимость повышения зарплаты без каких-либо