российский этнографический музей история создания
Российский Этнографический музей
Содержание:
Историческая справка
Экспозиция и достопримечательности
Интерактивный тур по музею
Где находится и как добраться
Каждый посетитель, следуя по музейным залам, может лично убедиться в многообразии этноса, населяющего просторы России на протяжении многих веков. Как самобытны и уникальны нравы, устои и традиции больших и малых народов! И все-таки как много общего у всех нас в мировоззрении, понимании зла и добра, в том, что принято называть народной мудростью.
Этнографический музей: историческая справка
Идея создания этнографического музея зародилась в Русском Географическом обществе в Санкт-Петербурге в середине XIX века.
«Впервые у нас явилось намерение создать такой музей, где представлена была бы бытовая жизнь всех разнообразных, многочисленных народностей, вошедших в состав Русского государства. Мысль грандиозная беспримерная», — писал критик, искусствовед и общественный деятель В. В. Стасов.
У истоков создания центра этнографии стояли знаменитые русские ученые-академики: В. И. Ламанский, Н. П. Кондаков, А. А. Шахматов, В. В. Радлов, А. Н. Пылин, С. Ф. Ольденбург.
Неудивительно, что их устремления нашли понимание в правящих кругах, ведь члены императорской фамилии были увлеченными коллекционерами. Николай II, выполняя волю отца императора Александра III, выступил учредителем музея и подарил личную и специально приобретенные коллекции для основания его фондов.
Тем не менее, музей возник не сразу, сначала – это был отдел этнографии, основанный в 1902 году в Русском музее. Для размещения обширной экспозиции к 1916 году был построен и оборудован специальный корпус в стиле русского неоклассицизма по проекту архитектора Высочайшего двора В. Ф. Свиньина.
Первая экспозиция в отдельном здании открылась для посетителей лишь в июне 1923 года, очевидно, в обстановке революции и гражданской войны было не до музеев. Самостоятельный статус музею этнографии был присвоен в марте 1934 года.
Здание музея расположено на площади Искусств и органично вписано в ансамбль архитектурных шедевров, фасады которых (как и сама площадь), были разработаны К. И. Росси в едином стиле с Михайловским дворцом еще в первой половине XIX века. Дальнейшая застройка площади другими зодчими велась в соответствии с этим проектом.
Фронтон здания музея украшен скульптурной группой, в центре которой – Афина, древнегреческая богиня мудрости, покровительница мастерства и ремесел.
Музей серьезно пострадал от наводнения 1924 года и во время Великой Отечественной войны. На фронтах и в блокадном городе погибла половина его сотрудников, часть здания разрушилась от прямого попадания снарядов в Мраморный зал и фондохранилище, многие экспонаты были утрачены. Реставрация продолжалась долгие 15 лет (1942-1957 годы). Героических усилий потребовало восстановление Мраморного зала, воссоздание мраморного покрытия, хрустального потолка и горельефа по фотографиям и сохранившимся фрагментам.
В 1991 году музей включен в реестр объектов культурного наследия РФ, а в 1992 году переименован в Российский Этнографический музей (РЭМ).
Экспозиция и достопримечательности музея
Собрание музея содержит около полумиллиона памятников культуры быта 157 народов. Коллекции отличаются невиданной широтой диапазона, полнотой и разнообразием. Все экспонаты музея подлинные, собраны несколькими поколениями сотрудников в экспедициях или приобретены у коллекционеров. Фонды включают более 150 тысяч фотографий и уникальный архив рукописных и печатных изданий этнографической литературы.
Естественно, невозможно одновременно выставить все сокровища музея, площадей для этого не хватит. Кроме того, для целостного восприятия экспозиция знакомит с бытовыми и культовыми предметами в контексте обрядов, обычаев или традиционных занятий представителей этноса. Для этой цели научные сотрудники музея тщательно отбирают из коллекций наиболее подходящие экземпляры. Подлинные вещи экспонируются в сценках-реконструкциях, позволяющих показать, зачем, как и по какому случаю, они использовались.
На двух этажах Российского этнографического музея в 24 залах расположены постоянные выставки, относящиеся к периоду XVIII-XX веков. Представлены экспозиции по народам:
Национальная одежда, образцы керамики и текстиля, утварь и украшения, предметы быта и атрибуты культовых обрядов размещаются в аутентичных интерьерах. Здесь можно увидеть жилища и хозяйственные строения из разных районов: чумы и юрты обитателей Севера, каменные многоярусные постройки народностей горного Кавказа, бревенчатые избы из Сибири, разборные дома скотоводов Средней Азии.
Четыре зала представляют этнографию русских – самого многочисленного народа восточных славян. Экспозиция воспроизводит сцены крестьянского труда и традиционных ремесел, обустройство жилища и массовые гулянья по праздникам.
Пятый зал посвящен русскому национальному костюму. Всегда соответствующий ситуации или событию, позволяющий легко определить возраст человека, социальную принадлежность и благосостояние, русский традиционный костюм отличался многообразием и был атрибутом многих обрядов.
При входе в украинский зал посетителей встречает Кобзарь на фоне цветущих садов малороссийской деревни. О женских занятиях белорусских хозяек рассказывает ткацкий стан, находящийся в рабочем состоянии. Большой раздел посвящен традиционному занятию молдаван – виноградарству и виноделию.
Далее экспозиция знакомит с народностями, населяющими берега Волги, характеризует их общие и специфические черты. Особый интерес вызывают жанровые сценки: мордовская свадьба, башкиры-кочевники, женская половина татарского дома, пермяки, работающие на крыльце.
Земли Северо-Западной России и Прибалтики на протяжении многих веков служили своеобразным перекрестком между Северной, Центральной и Восточной Европой. Народы, населявшие эти территории, издавна играли важную роль в развитии государства Российского. Композиция построена как культурно-антропологический очерк, включает разделы: «Люди земли», «Люди моря», «Люди тундры» и «Люди леса».
Следующие два зала представляют хозяйство, быт и духовную культуру народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, населяющих огромное пространство от Уральских гор и Северных морей до степной Азии на юге. Здесь можно узнать, что балаган – это не только шутовское шумное зрелище, но и постройка – старинное жилище якутов, увидеть промысловую одежду эскимосов из кишок морских животных, ознакомиться с атрибутами шаманов, наделенных даром «общения с духами», в которых так верили эвенки.
Своеобразие региона Средней Азии и Казахстана определялось сосуществованием кочевой и оседлой культур. Экспозиция поэтому разделена на две части. Первый раздел повествует о жизни таджиков и узбеков, которые занимались земледелием и ремеслами. Вторая часть посвящена кочевым народам: киргизам, туркменам, казахам. Здесь представлены знаменитые туркменские ковровые изделия, вызывающие повышенный интерес у посетителей.
Движение по экспозиции «Народы Южного Кавказа» проведет по пути, открывающему культурные ландшафты: городские улочки, усадьбу в сельской местности, подворье монастыря, застолье на природе, лавку в мастерской Тифлисского ювелира.
Макеты в натуральную величину создают атмосферу сопричастности, эффект перемещения во времени и пространстве. Наши современники находят здесь творческие идеи, понимание истоков поведенческой психологии человека, и просто место, располагающее к размышлению, где есть на что посмотреть.
Особая достопримечательность музея — величественный Мраморный зал (Памятный зал императора Александра III). По праву считается одним из красивейших выставочных помещений Северной столицы.
Для отделки грандиозного сооружения в античном стиле площадью 935 кв. метров использовался розовый мрамор из карьеров Олонецкой губернии (север России). 28 монолитных мраморных колонн размещены вдоль галереи. Дополняют убранство хрустальный плафон и горельефный фриз (авторы М. Д. Харламов и В. С. Богатырев) с изображением сцен народного быта различных этносов, расположенный по периметру зала под галереей.
Этнографический музей сегодня
За столетнюю историю существования, со дня основания и до наших дней, музей хранит верность основной идее создателей – рассказать о народах, населяющих Россию. Сотрудники музея проводят лекции по этнографии, обзорные и тематические экскурсии. Постоянная экспозиция не вмещает все богатство коллекций, периодически проводятся тематические выставки, они же знакомят с народными промыслами.
Для самостоятельного посещения предусмотрен бесплатный и удобный аудиогид. Если подойти к витрине и отсканировать код, можно услышать рассказ о том, что видишь.
Детям доступны познавательно-развлекательные программы с народными песнями, танцами, играми, мастер-классами. Каждый желающий может научиться плести лапти, попробовать себя в гончарном деле, проникнуть в тайны художественной росписи.
Праздничные мероприятия — День рождения в музее или свадебная фотосессия в интерьере Мраморного зала — запомнятся на всю жизнь.
Интерактивный тур по Этнографическому музею
Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.
1. Экспозиция музея.
2. Экспозиция музея.
4. Экспозиция музея.
5. Экспозиция музея.
6. Фазад здания Этнографического музея.
10 интересных фактов о Российском этнографическом музее в Петербурге
Российскому этнографическому музею в Санкт-Петербурге уже более 100 лет. Свою историю он берёт с этнографического отдела Русского музея, основанного Именным высочайшим указом от 25 апреля 1895 года «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
Сегодня Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге — один из крупнейших этнографических музеев Европы и мира. Если вам интересны истории и факты о нём, рассказываем обо всём самом уникальном.
1. Указ императора и основание отдела
Российский этнографический музей был основан в Петербурге императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца императора Александра III. Начало указа гласило так:
Музей основан в память незабвенного покровителя русского искусства, императора Александра III, имея целью соединить все, относящееся к его личности и истории его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России.
Николай II и другие члены императорской семьи были увлечёнными коллекционерами и, по сути, стали одними из первых фондообразователей Этнографического отдела, в собрание которого вошли дары из личных коллекций дома Романовых.
2. Даты основания и День рождения музея
Датой основания Российского этнографического музея считается 1895 год, когда под руководством Самуила Дудина был образован отдельный этнографический отдел при Русском музее.
Учредителем этнографического отдела Русского музея считается Николай II, а инициатором открытия стал путешественник, этнограф, художник Самуил Дудин. Однако для свободного посещения всех желающих музей был открыт лишь в 1923 году.
Всё же днём рождения Российского этнографического музея (РЭМ) принято считать 23 января 1902 года. Именно в тот год он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учреждённого 25 апреля 1895 года указом императора Николая II.
3. Три названия музея
Этнографический отдел был преобразован в самостоятельный музей в 1934 году и стал именоваться — Государственным музеем этнографии. В 1948 году его переименовали в Государственный музей этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР).
С 1992 года его название — Российский этнографический музей (РЭМ). Этнографический музей в Санкт-Петербурге получил в 1992 году современное название в связи с новым государственным статусом России.
4. «Этнографический Эрмитаж» и учёные музея
Сегодня РЭМ — один из крупнейших этнографических музеев мира. За рубежом его называют «Этнографическим Эрмитажем». У истоков создания этнографического музея в Петербурге стояли крупнейшие учёные России:
Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день.
5. Фонды РЭМ
Фонды Российского этнографического музея составляют свыше 500 тысяч этнографических предметов по 157 многочисленным и малым народам России, начиная с XVIII века. Объём коллекций, отражающих культуру каждого этноса, позволяет построить самостоятельную экспозицию.
6. Костюмы народов России
В залах Русского этнографического музея представлена целая галерея костюмов народов России, включая, уникальную одежду из рыбьей кожи и крапивного волокна, а также редкие комплексы атрибутов шаманов народов Сибири и Дальнего Востока.
6. О чём и о ком рассказывает РЭМ?
Российский этнографический музей рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жильё; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили.
При этом, что примечательно и замечательна, что каждый из музейных комплексов имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только данному народу.
7. Памятник императору Александру III
В музее думали об установке памятника императору Александру III в центре Мраморного зала. Cогласно проекту, в центре зала предполагалось установить бронзовую статую Александра III работы скульптора М. Я. Харламова. С 3-х сторон под галереей думали разместить бронзовый горельеф с изображением сцен из жизни народов России.
Осуществлению этих замыслов помешала начавшаяся Первая мировая война и революционные события 1917 года. Готовый памятник Александру III не был установлен; горельеф остался незаконченным и дошёл до нас не в бронзе, а в гипсе, тонированном под бронзу.
8. Мраморный зал музея
Центр музейного здания занимает Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, — один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга. Мраморный зал этнографического музея является шедевр архитектурной и инженерной мысли.
Мраморный зал был задуман как памятный, в честь императора Александра III. Зал выстроен в традициях греко-римского перистиля (внутреннего двора, окруженного крытой колоннадой), с плафоном, набранным хрустальными плитами на которых изображены двуглавый орёл и дубовые листья.
Высота свода в нём составляет — 17 метров; 28 колонн на галерее, каждая весом 24 тонны, сделаны из монолитных мраморных блоков; стены, пол, карнизы и ступени выложены плитами из этого же камня, искусно подобранными по рисунку.
Весь нижний уровень занимает горельеф — протяжённостью 96 метров. Мраморный зал обрамляет горельефный фриз, выполненный в 1902-1907 годах. Он представляет своеобразную летопись народов России и изображает представителей различных этносов.
9. Сокровища Особой кладовой
В Российском этнографическом музее есть особый отдел под названием «комната сейф». «Бронированная комната», «комната-сейф», «Особая кладовая» — так на протяжении столетия менялось название этой небольшой части Российского этнографического музея, снабжённой внушительными сейфовыми замками, бронированными ставнями и дверьми, за которые не так-то просто попасть даже его сотрудникам.
Позже в «Особой кладовой» появились коллекции по разным народам, переданные музею императором Николаем II с 1902 по 1915 год. В дальнейшем при формировании фонда сюда на хранение поступали ценные предметы от известных собирателей, приобретённые сотрудниками музея в экспедициях, а также купленные у частных лиц.
10. Расположение и украшение залов музея
В центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, расположен один из крупнейших в России и мире этнографических музеев — Российский этнографический музей (РЭМ).
Этнографический музей существует уже более 100 лет. Он расположен в здании, которое специально возвели для показа этнографических коллекций. Автор проекта: архитектор императорского двора В. Ф. Свиньин.
По проекту архитектура, внутренняя отделка здания музея была осуществлена таким образом, чтобы она оптимально подходила к его предназначению — показу этнографических коллекций. Стены экспозиционных залов окрашены в спокойные тона без росписей и лепных украшений.
Одновременно, со строительством здания этнографического музея в Санкт-Петербурге, была заказана специальная герметичная мебель в Германии. Была построена дезинфекционная камера, которые служат музею до настоящего времени.
Внутри РЭМ имеет чёткую симметричную планировку с торжественными Мраморным залом и парадным Аванзалом в центре. На каждом из 2-х этажей — в левой и правой частях здания расположены по 12 залов, объединённых центральной галереей.
О музее
Российский этнографический музей (РЭМ) рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили. Однако каждый из музейных комплексов имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только данному народу.
Этнографы изучают народы (этносы) во времени и пространстве, в их общности и культурном своеобразии. Все вещи музея подлинные, собранные в среде самих народов многими поколениями музейных сотрудников. Этнографический предмет может многое рассказать о разных сторонах жизни целого народа, его вековых традициях. К примеру, старинное вышитое полотенце русских крестьян использовалось не только по прямому назначению, то есть служило «утиральником», им также покрывали иконы в красном углу. Оно обязательно входило в состав приданого, полотенцами невеста на свадьбе одаривала жениха и его родню, по старинному обычаю на нем подносили хлеб-соль дорогим гостям; на полотенцах опускали гроб в могилу, провожая покойного в последний путь. А сколько труда, мастерства, терпения и вкуса вкладывала женщина в тканье холста и украшение полотенца узором!
В Музее воочию убеждаешься, насколько многолика и красочна традиционная культура разных народов, как каждый из них создавал свой этнический облик в разных условиях проживания и на основе веками отточенного представления о красоте и достоинстве.
РЭМ существует более ста лет. Он расположен в здании, специально построенном по проекту архитектора императорского двора В.Ф.Свиньина для показа этнографических коллекций. У истоков создания Музея стояли крупнейшие ученые России: П.Н.Кондаков, А.Н.Пыпин, В.И.Ламанский, В.В.Радлов, П.П.Семенов-Тяньшанский, В.В.Стасов. Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день.
В центре музейного здания расположен Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, – один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга.
Вместе с Россией Музею пришлось пережить многие испытания: страшное наводнение 1924 года погубило многие экспонаты; не обошли его стороной репрессии 1930-х годов; на фронтах в Великую Отечественную войну погибла половина сотрудников, а само здание в 1942 году получило значительные разрушения.
Сегодня РЭМ – один из крупнейших этнографических музеев мира. Неслучайно зарубежные коллеги назвали его «этнографическим Эрмитажем». Он хранит 500 тысяч этнографических предметов по 157 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века. Объем коллекций, отражающих культуру каждого этноса, позволяет построить самостоятельную экспозицию, но, в связи с отсутствием необходимых музейных площадей, сегодня мы можем увидеть лишь небольшую часть этого богатейшего собрания.
Российский этнографический музей, выполняя свое основное призвание, собирает, изучает и воссоздает в экспозициях традиционную культуру народов многонациональной страны, пробуждая интерес к историческим корням собственной культуры, способствуя росту этнического самосознания и понимания необходимости уважительного отношения к устоям жизни, нравам и обычаям других народов.
В 2020 году исполнилось 155 лет со дня рождения Василия Федоровича Свиньина – архитектора, построившего здание Российского этнографического музея. Наша выставка – попытка осмысления его наследия.
Судьба проекта здания Этнографического отдела Русского музея императора Александра III (так тогда назывался наш музей) была непростой, а его оценка современниками – неоднозначной.
Мы предлагаем познакомиться с биографией В.Ф. Свиньина и историей строительства, узнать, где добывали мрамор для украшения интерьеров, и взглянуть на здание музея глазами его сотрудников.
Авторы выставочного проекта:
Дирекция
Отдел экскурсионного обслуживания и приема посетителей
Выставочный отдел
Пресс-служба
Российский этнографический музей (РЭМ) рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили. Однако каждый из музейных комплексов имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только данному народу.
Этнографы изучают народы (этносы) во времени и пространстве, в их общности и культурном своеобразии. Все вещи музея подлинные, собранные в среде самих народов многими поколениями музейных сотрудников. Этнографический предмет может многое рассказать о разных сторонах жизни целого народа, его вековых традициях. К примеру, старинное вышитое полотенце русских крестьян использовалось не только по прямому назначению, то есть служило «утиральником», им также покрывали иконы в красном углу. Оно обязательно входило в состав приданого, полотенцами невеста на свадьбе одаривала жениха и его родню, по старинному обычаю на нем подносили хлеб-соль дорогим гостям; на полотенцах опускали гроб в могилу, провожая покойного в последний путь. А сколько труда, мастерства, терпения и вкуса вкладывала женщина в тканье холста и украшение полотенца узором!
В Музее воочию убеждаешься, насколько многолика и красочна традиционная культура разных народов, как каждый из них создавал свой этнический облик в разных условиях проживания и на основе веками отточенного представления о красоте и достоинстве.
РЭМ существует более ста лет. Он расположен в здании, специально построенном по проекту архитектора императорского двора В.Ф.Свиньина для показа этнографических коллекций. У истоков создания Музея стояли крупнейшие ученые России: П.Н.Кондаков, А.Н.Пыпин, В.И.Ламанский, В.В.Радлов, П.П.Семенов-Тяньшанский, В.В.Стасов. Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день.
В центре музейного здания расположен Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, – один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга.
Вместе с Россией Музею пришлось пережить многие испытания: страшное наводнение 1924 года погубило многие экспонаты; не обошли его стороной репрессии 1930-х годов; на фронтах в Великую Отечественную войну погибла половина сотрудников, а само здание в 1942 году получило значительные разрушения.
Сегодня РЭМ – один из крупнейших этнографических музеев мира. Неслучайно зарубежные коллеги назвали его «этнографическим Эрмитажем». Он хранит 500 тысяч этнографических предметов по 157 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века. Объем коллекций, отражающих культуру каждого этноса, позволяет построить самостоятельную экспозицию, но, в связи с отсутствием необходимых музейных площадей, сегодня мы можем увидеть лишь небольшую часть этого богатейшего собрания.
Российский этнографический музей, выполняя свое основное призвание, собирает, изучает и воссоздает в экспозициях традиционную культуру народов многонациональной страны, пробуждая интерес к историческим корням собственной культуры, способствуя росту этнического самосознания и понимания необходимости уважительного отношения к устоям жизни, нравам и обычаям других народов.