россия спустила на воду мощнейший в истории ракетный крейсер
Россия спустила на воду мощнейший в истории ракетный крейсер
Недавно состоялось, можно сказать, эпохальное событие – после долгих лет модернизации на воду спущен атомный ракетный крейсер
«Адмирал Нахимов». Почему так долго шли работы и какие возможности приобрёл крейсер мы сейчас и расскажем.
Атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Пётр Великий».
Начнём с длительности. Официально крейсер находится на модернизации ещё с 1999 года, однако по известным причинам работы так и не стартовали. Однако время шло и в МО понимали, что выполняющий роль флагмана СФ «Пётр Великий» устаревает как морально, так и физически, следовательно, ему нужна замена в ближайшем будущем – без корабля такого класса пришлось бы трудно. Поэтому в 2013 году контракт перезаключили и работы по модернизации крейсера наконец-то стартовали. По началу всё шло гладко – демонтаж устаревшего оборудования не такое сложное занятие. Затем начались работы по дефектации корпуса и вот тут корабелы столкнулись с ожидаемыми проблемами – атомный крейсер слишком большой объект, поэтому работы затянулись аж до 2016 года. Во многом этому поспособствовало то, что одновременно с выгрузкой старого оборудования начали изменения в корпусе корабля для новых оружейных систем и другой техники. Военные поняли что к чему и было решено пересмотреть планы ввода крейсера в строй. Теперь срок не 2018, а 2021, что не столь критично, хотя и неприятно.
Однако не только серьёзная переделка корпуса виновата в затягивании сроков, во многом тут можно сказать «спасибо» новому оружию, которого на корабле будет ну очень много – его установка, доводка и настройка крайне сложное дело, вспомните хотя-бы как долго вводили в строй головной фрегат проекта 22350. Но вернёмся к вооружении и начнём с обороны крейсера – заявлено, что он получит сразу два комплекса противолодочной и противоторпедной обороны – это
«Пакет-НК» и «Ответ». С первым всё понятно, он не раз светился в СМИ и уже давно стоит на множестве кораблей ВМФ России. Кратко напомним, что это за комплекс. «Пакет-НК» – это малогабаритный торпедный комплекс калибра 324-мм. В его состав входят классические торпеды с дальностью до 20 км, а также противоторпеды с дальностью до 2 км. А вот «Ответ» это уже совсем другая «песня» – в его основе лежит ракето-торпеда 91Р, только с улучшенными характеристиками. Дальность применения, в некоторых источниках, около 100 километров. Запускается «Ответ» из универсальной пусковой установки 3С14, о которой чуть позже. В общем, комплекс очень интересный и как только о нём появится больше информации, обязательно расскажем.
Дальше по списку идёт ЗРК и здесь всё очень интересно. Скорее всего на крейсере появится морская версия С-400 в замену С-300Ф. И тут, само собой, появляются новые возможности, в частности поражение практически любых целей на расстоянии до 400 километров. Боекомплект при этом останется таким же – 96 ракет. Однако есть вероятность того, что на крейсере будет стоять «Редут», но об этом информации крайне мало. Также добавится морская версия «Панциря», что очень сильно повысит шансы на перехват целой стаи крылатых ракет (а учитывая, что у американцев и их друзей в основном «Гарпуны», то шансы довольно велики). И тут мы подходим к самому главному – ударному вооружению. Из открытых источников известно, что крейсер получит
10 пусковых установок 3С14 на 8 ракет. Итого 80 ячеек для самого разного вооружения – это «Калибры», «Ониксы» и «Цирконы». Такого количества ПКР хватит с лихвой для того, чтобы любая корабельная группа противника, будь то АУГ или классическая, потеряла всю свою мощь и силу ещё на подходе. Совокупность данных оружейных систем и делает наш крейсер самым мощным в своём классе. Надеемся, что и «Пётр Великий» пройдёт аналогичную модернизацию, однако тут очень много подводных камней.
Источник: Максим Воркунков. Вывод крейсера из наливного бассейна.
Ну что же, основные работы закончены – сейчас крейсер спущен на воду, с него снимается различное строительное оборудование. Остались мелкие внутренние работы и начинается подготовка к испытаниям, которые должны стартовать уже через несколько месяцев. Они продлятся около года, в самых разных условиях, с применением всех оружейных систем и в 2021 году «Адмирал Нахимов» должен вступить в строй.
Россия спустила на воду мощнейший в истории ракетный крейсер
Недавно состоялось, можно сказать, эпохальное событие – после долгих лет модернизации на воду спущен атомный ракетный крейсер
«Адмирал Нахимов». Почему так долго шли работы и какие возможности приобрёл крейсер мы сейчас и расскажем.
Атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Пётр Великий».
Начнём с длительности. Официально крейсер находится на модернизации ещё с 1999 года, однако по известным причинам работы так и не стартовали. Однако время шло и в МО понимали, что выполняющий роль флагмана СФ «Пётр Великий» устаревает как морально, так и физически, следовательно, ему нужна замена в ближайшем будущем – без корабля такого класса пришлось бы трудно. Поэтому в 2013 году контракт перезаключили и работы по модернизации крейсера наконец-то стартовали. По началу всё шло гладко – демонтаж устаревшего оборудования не такое сложное занятие. Затем начались работы по дефектации корпуса и вот тут корабелы столкнулись с ожидаемыми проблемами – атомный крейсер слишком большой объект, поэтому работы затянулись аж до 2016 года. Во многом этому поспособствовало то, что одновременно с выгрузкой старого оборудования начали изменения в корпусе корабля для новых оружейных систем и другой техники. Военные поняли что к чему и было решено пересмотреть планы ввода крейсера в строй. Теперь срок не 2018, а 2021, что не столь критично, хотя и неприятно.
Крейсер «Адмирал Нахимов» в самом начале модернизации.
Однако не только серьёзная переделка корпуса виновата в затягивании сроков, во многом тут можно сказать «спасибо» новому оружию, которого на корабле будет ну очень много – его установка, доводка и настройка крайне сложное дело, вспомните хотя-бы как долго вводили в строй головной фрегат проекта 22350. Но вернёмся к вооружении и начнём с обороны крейсера – заявлено, что он получит сразу два комплекса противолодочной и противоторпедной обороны – это
«Пакет-НК» и «Ответ». С первым всё понятно, он не раз светился в СМИ и уже давно стоит на множестве кораблей ВМФ России. Кратко напомним, что это за комплекс. «Пакет-НК» – это малогабаритный торпедный комплекс калибра 324-мм. В его состав входят классические торпеды с дальностью до 20 км, а также противоторпеды с дальностью до 2 км. А вот «Ответ» это уже совсем другая «песня» – в его основе лежит ракето-торпеда 91Р, только с улучшенными характеристиками. Дальность применения, в некоторых источниках, около 100 километров. Запускается «Ответ» из универсальной пусковой установки 3С14, о которой чуть позже. В общем, комплекс очень интересный и как только о нём появится больше информации, обязательно расскажем.
Дальше по списку идёт ЗРК и здесь всё очень интересно. Скорее всего на крейсере появится морская версия С-400 в замену С-300Ф. И тут, само собой, появляются новые возможности, в частности поражение практически любых целей на расстоянии до 400 километров. Боекомплект при этом останется таким же – 96 ракет. Однако есть вероятность того, что на крейсере будет стоять «Редут», но об этом информации крайне мало. Также добавится морская версия «Панциря», что очень сильно повысит шансы на перехват целой стаи крылатых ракет (а учитывая, что у американцев и их друзей в основном «Гарпуны», то шансы довольно велики). И тут мы подходим к самому главному – ударному вооружению. Из открытых источников известно, что крейсер получит
10 пусковых установок 3С14 на 8 ракет. Итого 80 ячеек для самого разного вооружения – это «Калибры», «Ониксы» и «Цирконы». Такого количества ПКР хватит с лихвой для того, чтобы любая корабельная группа противника, будь то АУГ или классическая, потеряла всю свою мощь и силу ещё на подходе. Совокупность данных оружейных систем и делает наш крейсер самым мощным в своём классе. Надеемся, что и «Пётр Великий» пройдёт аналогичную модернизацию, однако тут очень много подводных камней.
Источник: Максим Воркунков. Вывод крейсера из наливного бассейна.
Ну что же, основные работы закончены – сейчас крейсер спущен на воду, с него снимается различное строительное оборудование. Остались мелкие внутренние работы и начинается подготовка к испытаниям, которые должны стартовать уже через несколько месяцев. Они продлятся около года, в самых разных условиях, с применением всех оружейных систем и в 2021 году «Адмирал Нахимов» должен вступить в строй.
Последний «Орлан»: крейсер «Петр Великий» спустили на воду 32 года назад
Корабли проекта «Орлан» задумывались в конце 60-годов для борьбы с авианосными группировками США и стран НАТО. По замыслу флотоводцев «Орланы» должны были нести все самые современные виды боевых и технических средств, созданные в Советском Союзе для боевых надводных кораблей, и поэтому они получили особую классификацию «тяжелые атомные ракетные крейсеры».
Главным конструктором атомных крейсеров стал известный кораблестроитель Борис Купенский, а работы над проектом курировал главнокомандующий ВМФ СССР, адмирал флота Сергей Горшков. Советским инженерам-проектировщикам пришлось решить множество нестандартных задач, чтобы выполнить пожелания военных.
Крейсера проекта «Орлан» стали первыми после Великой Отечественной войны, в проекте которых было заложено бронирование. Машинные отделения, ракетные погреба комплексов «Гранит» и реакторные отсеки с бортов защищены 100-мм броней, со стороны палубы 70-мм броней. Броневую защиту получили также помещения боевого информационного поста корабля, главного командного пункта, вертолетного ангара и склады боезапаса и авиационного топлива.
В соответствии с военной доктриной СССР планировалось построить семь тяжелых атомных ракетных крейсеров, но политическая ситуация внесла коррективы: в строй ввели только четыре боевых корабля. Крейсер «Петр Великий» завершил серию исполинов.
От торпед «Петр Великий» защищен комплексом «Удав», который одним залпом формирует эшелонированный заградительный рубеж. На носу и корме корабля находятся реактивные бомбометы «Смерч», готовые засыпать глубинными бомбами любую цель, приблизившуюся к крейсеру на километр.
«Аналогов нет»: как российский атомный крейсер «Адмирал Нахимов» станет самым мощным кораблём в мире
После модернизации российский тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» станет самым мощным надводным кораблём в мире. Об этом заявил гендиректор Северного проектно-конструкторского бюро (СПКБ) Андрей Дьячков.
Несмотря на появление современных кораблей, тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144.2, такие как «Адмирал Нахимов», по-прежнему являются визитной карточкой Военно-морского флота России, считает Дьячков.
Советское наследие
Напомним, строительство тяжёлых атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», спроектированных специалистами СПКБ, началось в 1973 году. До 1996 года было построено четыре таких корабля из семи запланированных: «Киров» (с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» (позднее — «Адмирал Лазарев»), «Калинин» (переименованный в «Адмирал Нахимов») и «Куйбышев» (затем получивший название «Пётр Великий»).
«Адмирал Нахимов» был заложен в 1983 году, спущен на воду в 1986-м и принят на вооружение ВМФ СССР в 1988-м. Однако уже в 1999 году крейсер прибыл на верфи «Севмаша» для ремонта и модернизации, направленной на повышение его ударной мощи.
В рамках текущего глубокого обновления «Адмирала Нахимова» будет заменён весь комплекс радиоэлектронного оборудования, а также усилено вооружение.
В открытых источниках появлялись сообщения о том, что модернизированный крейсер будет оснащён высокоточными крылатыми ракетами «Калибр», противокорабельными «Ониксами» и гиперзвуковыми «Цирконами».
Кроме того, корабль планируется усилить комплексами ПВО морского базирования «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочными системами «Пакет-НК» и «Ответ».
В конце прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко сообщил, что модернизированный «Адмирал Нахимов» войдёт в состав ВМФ РФ в 2022 году.
«Нами проверен ход ремонтных работ. Как и запланировано, получение корабля ожидается в конце 2022 года. Эти сроки не подвергаются сомнению», ― подчеркнул Криворучко.
Замглавы Минобороны ранее также подтвердил, что «Адмирал Нахимов» будет оснащён ракетами «Циркон» — с дальностью превышающей 1 тыс. км и скоростью полёта 9 Махов.
Ударная мощь
В классификации НАТО корабли проекта 1144.2 именуются Kirov-class battlecruiser, то есть «линейные крейсеры», из-за их внушительных габаритов и ударного вооружения. Эти суда предназначены для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне: борьба с группами кораблей и их перехват, охрана морских караванов и поддержка крупных флотских соединений.
«Адмирал Нахимов» имеет водоизмещение в 24,3 тыс. т при длине 252 м и ширине 28,5 м. Как и другие крейсеры проекта 1144.2, он стал одним из самых крупных в мире неавианесущих кораблей, построенных после Второй мировой войны. Его экипаж составляет 727 человек, включая 97 офицеров.
Корабли 1144.2 являются атомными — их питает энергетическая установка мощностью 342 МВт с двумя реакторами КН-3, работающими на обогащённом уране. Она может снабжать судно энергией на протяжении 10—11 лет без перезарядки.
Максимальная скорость «Адмирала Нахимова» составляет 32 узла (около 60 км/ч), при этом корабль не имеет ограничения по запасу хода на атомных реакторах. Длительность автономного плавания составляет до 60 дней.
Напомним, что одной из главных отличительных особенностей крейсера проекта 1144.2 является его вооружение.
Ударная мощь обновлённого «Адмирала Нахимова» будет представлена многоцелевым комплексом «Калибр» и «Оникс» с боезапасом до 80 ракет.
До начала модернизации в боекомплект этого корабля входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.
За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».
«Адмирал Нахимов» несёт и артиллерийское вооружение — спаренную установку АК-130 калибра 130 мм. На крейсере размещаются три противолодочных вертолёта Ка-27 ПЛ.
При этом в Минобороны России ранее сообщили, что после завершения модернизации «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём, отметили в оборонном ведомстве.
Эксперты, в свою очередь, называют крейсеры проекта 1144.2 уникальными, отмечая, что у других государств нет схожих по ударной мощи кораблей.
«Прежде всего, это самые большие атомные крейсеры, которые существуют в мире. Аналогов им нет», — подчеркнул в разговоре с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин.
По его словам, после модернизации с ними станет ещё сложнее конкурировать по мощи.
«Если мы говорим про «Адмирала Нахимова», то на его борту будут размещены ракеты «Калибр», «Оникс», будут поставлены системы С-400, будут заменены другие комплексы вооружений, которые сегодня только внедряются в вооружённые силы или должны быть внедрены в перспективе», — пояснил он.
Дмитрий Литовкин напомнил, что модернизацию пройдёт и другой крейсер 1144.2 — «Пётр Великий», который также получит новые виды вооружения. При этом такие большие корабли должны применяться в составе ударных морских соединений, говорит эксперт.
«Надо понимать, что один крейсер в море не ходит. Его должны окружать корабли сопровождения для того, чтобы создавать барьеры для средств поражения противника. Сейчас строятся фрегаты, которые должны будут ходить вместе с «Петром Великим» и «Нахимовым», — пояснил аналитик.
По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Адмирал Нахимов» и крейсеры проекта 1144.2 выделяются на фоне других кораблей в том числе и благодаря своей энергетической установке.
«Атомная энергоустановка обеспечивает практически неограниченную автономию. Это, в свою очередь, даёт ВМФ России весомое преимущество в защите национальных интересов, в том числе и в дальней морской зоне», — говорит Коротченко.
По его словам, корабли такого класса с тяжёлым вооружением сейчас очень востребованы в российском флоте, в том числе и из-за сложной геополитической ситуации в мире.