роллан ромен краткая биография
Ромен Роллан
французский писатель, Нобелевский лауреат
Ромен Роллан
Ромен Роллан (фр. Romain Rolland) родился 29 января 1866 года в Кламси, в семье нотариуса. Окончил лицей Людовика Великого в Париже и поступил в высшую школу Эколь Нормаль. Затем Роллан прожил два года в Италии, где изучал изобразительное искусство и музыку.
По возвращении во Францию в 1895 году Роллан защитил диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и получил звание профессора истории музыки.
Роллан читал лекции в Эколь Нормаль и в Сорбонне, написал ряд произведений по истории музыки. Также он начал писать художественные произведения, первым из которых стала трагедия «Святой Людовик».
После постановки цикла его пьес о Великой Французской революции («Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля») он стал известным. Наиболее популярными произведениями писателя являются романы «Жан Кристоф», «Очарованная душа», «Кола Брюньон».
В годы Первой мировой войны Роллан принимал участие в европейских организациях пацифистов, написал большое количество антивоенных статей. В 1915 году получил Нобелевскую премию по литературе.
Роллан поддерживал отношения с русскими писателями Львом Толстым, Максимом Горьким, а также с Альбертом Эйнштейном и Альбертом Швейцером.
Умер писатель Ромен Роллан 30 декабря 1944 года в Везле от туберкулеза.
Ромен Роллан
Биография
Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.
Детство и юность
Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.
Юный Ромен Роллан с сестрой
В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.
Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.
Ромен Роллан в молодости
Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).
Книги
Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.
Ромен Роллан за фортепиано
Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.
С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.
Писатель Ромен Роллан
В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.
Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».
Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор
Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.
Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.
«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».
Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».
Ромен Роллан и Максим Горький
На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».
В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:
«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».
Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.
Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.
Личная жизнь
Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.
Ромен Роллан и Мария Кудашева
Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.
Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.
Смерть
В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.
Могила Ромена Роллана
Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.
После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.
Ромен Роллан
Ромен Роллан (1866-1944) – французский писатель, прозаик, эссеист, общественный деятель, драматург и музыковед. Иностранный почетный член АН СССР.
Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
В биографии Ромена Роллана есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.
Итак, перед вами краткая биография Роллана.
Биография Ромена Роллана
Ромен Роллан появился на свет 29 января 1866 г. во французской коммуне Кламси. Он рос и воспитывался в семье нотариуса. От матери ему передалась увлечение музыкой.
Еще в раннем возрасте Ромен обучился игре на пианино. Стоит заметить, что в будущем многие его произведения будут обращены к музыкальной тематике. Когда ему было около 15 лет он с родителями переехал жить в Париж.
В столице Роллан поступил в лицей, а затем продолжил получать образование в высшей школе Эколь Нормаль. По окончании учебы парень отправился в Италию, где на протяжении 2-х лет изучал изобразительные искусства, наряду с творчеством известных итальянских музыкантов.
Интересен факт, что в этой стране Ромен Роллан познакомился с философом Фридрихом Ницше. По возвращению домой, он защитил диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти».
В результате Роллан удостоился степени профессора истории музыки, что позволило ему читать лекции в вузах.
Книги
Ромен дебютировал в литературе в качестве драматурга, написав пьесу «Орсино» в 1891 г. Вскоре он опубликовал пьесы «Эмпедокл», «Бальони» и «Ниобея», которые относились к античной эпохе. Интересен факт, что ни одно из этих произведений не было издано при жизни писателя.
Первым напечатанным трудом Роллана стала трагедия «Святой Людовик», вышедшая в 1897 г. Эта работа, вместе с драмами «Аэрт» и «Настанет время» составит цикл «Трагедии веры».
В 1902 г. Ромен опубликовал сборник эссе «Народный театр», где представил свои взгляды на театральное искусство. Любопытно, что он критически отозвался о творчестве таких великих литераторов, как Шекспир, Мольер, Шиллер и Гете.
По словам Ромена Роллана, эти классики не столько преследовали интересы широких масс, сколько стремились развлечь представителей элиты. В свою очередь он написал ряд произведений, которые отражали революционный настрой простых людей и стремление изменить мир к лучшему.
Роллан плохо запомнился публике в качестве драматурга, поскольку в его работах присутствовал неуместный героизм. По этой причине он решил сконцентрироваться на жанре биографии.
Из-под пера литератора вышел первый крупный труд «Жизнь Бетховена», который наряду с биографиями «Жизнь Микеланджело» и «Жизнь Толстого» (1911) составил серию – «Героические жизни». Своим сборником он показал читателю, что современными героями теперь являются не военачальники или политики, а деятели искусства.
По словам Ромена Роллана творческие люди страдают куда больше, нежели простые люди. Им приходиться противостоять одиночеству, непониманию, бедности и болезням ради удовольствия получить признание у публики.
В ходе Первой мировой войны (1914-1918) мужчина состоял в разных европейских пацифистских организациях. Одновременно с этим он усердно работал над романом под названием «Жан-Кристоф», который писал на протяжении 8 лет.
Именно благодаря данному произведению в 1915 г. Роллан удостоился Нобелевской премии по литературе. Героем романа выступал немецкий музыкант, который преодолевал на своем пути множество испытаний и пытался отыскать житейскую мудрость. Интересно, что прототипом основного персонажа выступили Бетховен и сам Ромен Роллан.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
«Когда вы видите мужчину, вы задаетесь вопросом, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет подобно реке». На основе данной мысли он создал жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а позднее и «Очарованной душе».
В разгар войны Роллан издал пару антивоенных сборников – «Над схваткой» и «Предтечи», где критиковал любые проявления военной агрессии. Он был сторонником идей Махатмы Ганди, который проповедовал любовь среди людей и стремился к миру.
В 1924 г. писатель закончил работать над биографией Ганди, а по прошествии примерно 6 лет смог и познакомиться со знаменитым индийцем.
Ромен положительно относился к Октябрьской революции 1917 г., несмотря на последующие репрессии и установленный режим. Кроме этого, он отзывался об Иосифе Сталине, как о величайшем человеке современности.
В 1935 г. прозаик посетил СССР по приглашению Максима Горького, где смог увидеться и поговорить со Сталиным. Согласно воспоминаниям современников, мужчины рассуждали о войне и мире, а также о причинах репрессий.
В 1939 г. Ромен представил пьесу «Робеспьер», с которой он подвел черту революционной тематике. Здесь он размышлял о последствиях террора, осознав всю нецелесообразность революций. Оказавшись в оккупации вначале Второй мировой войны (1939-1945), он продолжил трудиться над автобиографическими произведениями.
За несколько месяцев до смерти Роллан издал свою последнюю работу «Пеги». После кончины литератора были опубликованы его мемуары, где наглядно прослеживалась его любовь к человечеству.
Личная жизнь
Со своей первой женой, Клотильдой Бреаль, Ромен прожил 9 лет. Супруги решили расстаться в 1901 г.
В 1923 г. Роллан получил письмо от Марии Кювилье, в котором юная поэтесса давала свою рецензию роману «Жан-Кристоф». Между молодыми людьми началась активная переписка, которая помогла им развить взаимные чувства друг к другу.
Иосиф Сталин, Ромен Роллан и его жена
В результате, в 1934 г. Ромен и Мария стали мужем и женой. Стоит заметить, что детей в этом драке так и не родилось.
Девушка была настоящим другом и опорой для супруга, оставаясь рядом с ним до конца его жизни. Интересен факт, что после смерти мужа она прожила еще 41 год!
Смерть
В 1940 г. французскую деревню Везле, где жил Роллан, захватили нацисты. Несмотря на тяжелые времена, он продолжал заниматься писательской деятельностью. В тот период он завершил мемуары, а также успел окончить жизнеописание Бетховена.
Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 г. в возрасте 78 лет. Причиной его смерти стал прогрессирующий туберкулез.
Фото Ромена Роллана
Максим Горький и Ромен Роллан
Мария Кудашева и Ромен Роллан
Краткая биография Ромена Роллана
Роллан Ромен (1866-1944 гг.)
Французский романист и драматург. Родился в Кламси (Бургундия), на юге Франции, в семье адвоката. В 1880 г. родители Роллана переехали в Париж, чтобы дать сыну хорошее образование. В 1886 г. окончил лицей Людовика Великого, продолжил высшее образование в Высшей нормальной школе в Париже, получив диплом историка.
В годы юности страстью Роллана была классическая музыка. Он отправился в Рим, где продолжал изучать историю, после чего у него возник интерес к созданию пьес о событиях и героях итальянского Возрождения. Также интересовался взглядами и творчеством Ф. Ницше и музыкой Р. Вагнера. Три года он изучал историю музыки, после чего написал работу «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти», которая стала первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.
Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе.
Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене.
Сначала появились пьесы «Святой Людовик», «Аэрт», «Триумф разума». За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: «Дантон», «14 июля» и «Робеспьер». Тогда же он начал свой самый знаменитый роман «Жан-Кристоф». Главный герой книги — немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь. Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: «Жизнь Бетховена», «Микеланджело» и «Жизнь Толстого», с которым он состоял в переписке.
Потом были жизнеописания некоторых индийских мудрецов — «Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие». Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике «Над схваткой» и в романе «Клерамбо».
В 1915 г. Роллан был удостоен звания лауреата Нобелевской премии по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». В 1925—1933 гг. Роллан издал семитомный роман «Очарованная душа», посвященный проблеме женской эмансипации.
Гостил в СССР по приглашению А.М. Горького. Встречался со многими писателями, музыкантами, артистами.
teachron
Театральный хронограф
29 января 1866 года родился французский писатель и драматург Ромен Роллан (Romain Rolland).
Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.
Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.
Юный Ромен Роллан с сестрой
В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.
Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.
Ромен Роллан в молодости
Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).
Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.
Ромен Роллан за фортепиано
Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.
С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.
Писатель Ромен Роллан
В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.
Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».
Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.
Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.
«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».
Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».
Ромен Роллан и Максим Горький
На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».
В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:
«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».
Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.
Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.
Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.
Ромен Роллан и Мария Кудашева
Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.
Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.
В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.
Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.
После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.
Могила Ромена Роллана