ролевые игры на уроках истории
Сюжетно-ролевые игры на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сюжетно-ролевые игры на уроках истории (из опыта работы)
«Игра – свободное творчество,
важнейшее … средство проникновения
в сферу смыслов…. Постижение
единства мира и его Творца»
Современный урок истории невозможно представить без применения активных и интерактивных методов обучения, способствующих личностному развитию обучающихся. Одним из таких методов является сюжетно-ролевые игры, в процессе которых активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления, у учеников формируются коммуникативные навыки, устойчивый интерес к предмету, лучше усваивается материал. Сюжетно-ролевые игры на основе исторических событий помогают «донести до сердца ребенка идеи добра и справедливости, гуманности и человечности, чувство национальной гордости» [1]
В заключение отметим, что использование сюжетно-ролевых игр на уроках истории вызывает у обучающихся интерес к предмету, делает процесс обучения занимательным, объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности, активизирует психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление, создает условия для развития творчества ребенка,
способствует лучшему усвоению материала, выполняет воспитательную функцию. Знания, приобретаемые в сюжетно-ролевой игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху. Вместе с тем следует отметить, что у сюжетно-ролевой игры как метода обучения есть свои недостатки, такие, как нехватка учебного времени, большая предварительная подготовка,
необходимость постоянно контролировать дисциплину, проблема объективного выставления оценок, непредсказуемость результата. Но в любом случае, учитель, использующий на уроках сюжетно-ролевые игры, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
История. 5-8 классы: интерактивные методы преподавания / авт.-сост. Н.Б.Суркова, О.А.Яровая. – Волгоград: Учитель, 2011. С.5
Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории./Послесловие С.Б.Лаврова. – М.; Экопрос, 1992. С. 58
Статья «Ролевая игра на уроках истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ролевая игра на уроках истории.
Как особая форма коллективной познавательной деятельности учащихся может рассматриваться ролевая игра. В ходе ролевой игры ученики совершают целенаправленные игровые действия в моделируемой (воображаемой) ситуации прошлого и современности в соответствии с сюжетом игры к распределённым ролям.
Но ролевая игра возможна благодаря способности человека представить себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему. Но для того, чтобы изучаемый материал нашел у учащихся эмоциональный отклик, необходимо помочь им понять особенности конкретной исторической обстановки, сущность изучаемых событий, сформулировать умение правильно оперировать полученными знаниями.
Однако эффективность ролевой игры зависит не только от уровня сформированности исторических знаний, общих и специфических умений, но и от соответствующей психологической подготовки учащихся, включающей опыт исполнения ролей исторических личностей, создание установки на игру и личностное отношение к её содержанию.
Ролевая игра готовится учителем и учащимися длительное время (1,5 – 2,5 недели), требует от участников активизации всех познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), эмоционального отношения к содержанию, поэтому учитель не может и не должен планировать большое количество ролевых игр в течение учебного года. И тем более игра не отождествляться с инсценировкой на историческую тему. Когда учитель пытается составить текст ролей, добиться безукоризненного знания их учащимися, отрепетировать ход игры и т.д., то при этом игра с её непринуждённой атмосферой, особым эмоциональным состоянием и возможностью широкого диапазона действий перестаёт быть игрой и превращается в театрализованное преставление, не требующее от его участников самостоятельных оценок и выводов.
Для организации ролевой игры нужно определить роль руководителя. И здесь встаёт вопрос: кто должен руководить – учитель или учащийся. Чтобы показать образец деятельности ведущего целесообразно, чтобы первыми играми руководил учитель, а затем эту роль может исполнять один из учеников или несколько учащихся.
При подготовке ролевой игры нужно обратить внимание на игровые интересы учащихся, а выявить их можно с помощью бесед или анкетирования. Игра – это всегда импровизация, поэтому заранее могут распределяться только основные роли, требующие предварительной работы с дополнительным источником, остальные роли, известные учащимся заранее, распределяются в начале самой игры. В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, убеждений, т. е. Ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию.
Виды ролевой игры могут быть самыми различными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды. Пресс-конференция предполагает роли представителей администрации, партий, различных социальных групп государства или государств, а также роли представителей теле- и радиокомпаний, репортёров различных газет и журналов, которые своими выступлениями помогают политикам, историкам, военным специалистам раскрыть сущность тех или иных проблем истории и современности.
Среди подобных примеров ролевой игры можно, в качестве примера, привести проведённый в 9 классе урок на тему «Россия в октябре 1917 года». Это урок – дискуссия, где несколько человек обсуждали проблему в присутствии аудитории. Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на тему : «Октябрь 1917. Социальная революция? Бунт? Переворот?» в присутствии остальных учащихся, которые вступают в обсуждение позже. Они высказывают свои мнения и задают вопросы участникам беседы.
Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьёзное. Ролевая игра требует от её участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. Учебные игры, конечно, не могут рассматриваться как универсальное средство и должны использоваться только в совокупности с другими приемами и средствами обучения.
Доклад на тему:»Ролевые игры на уроках истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие познавательного интереса учащихся через использование ролевой игры и элементов театрализации на уроках истории
Изучить, повторить, закрепить или обощить материал.
Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или специальными умениями и навыками.
Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.
В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.
Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.
Какие роли могут играть учащиеся?
Реально существовавшее лицо ( король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Работа с учащимися:
сообщение темы, даты проведения ролевой игры,
распределение ролей и заданий,
разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих,
знакомство с планом игры,
объяснение целей и ожидаемых результатов,
форма представления материала,
по необходимости – консультации, репетиции,
изготовление необходимых дидактических материалов,
сообщение о контроле знаний.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-309333
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ролевые игры на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ролевые игры на уроках истории
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является древнейшей формой передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ и позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса. Игра повышает мотивацию эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение, и поэтому является более надежным способом усвоения и применения знаний. [1]
Особое значение при изучении истории имеют ролевые игры.
Другим предшественником ролевых игр являются внешкольные подростковые объединения, которые позволяли не только осознанно выбирать себе роль, но и жить внутри её, а не просто изображать её внешне. Кроме этого, в подростковых клубах, от отдельно взятой личности действительно зависело очень многое. И, наконец, в качестве ещё одного предшественника, можно назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х годов) на Бородинском поле сражение русской и французской армий. [2]
По источнику создаваемого в процессе игры мира ролевые игры можно разделить на три основные группы: литературные, исторические и фэнтезийные. При этом не стоит забывать, что в чистом виде эти типы игр практически не встречаются. Литературные ролевые игры имеют чётко указанный литературный источник (один, реже несколько). В таком случае, большинство ролей описаны в используемом произведении, указаны имена и род занятий персонажей. Исторические ролевые игры могут иметь, а могут и не иметь литературно-художественных описаний. Их основные источники — исторические и лингвистические очерки, серьёзные научные труды. Пример — ролевая игра «Суд над Сократом». Фэнтезийные ролевые игры основаны на совместном литературном и художественном творчестве их организаторов, причём это может быть, как искусно выполненный коллаж из литературных и исторических источников, так и собственные оригинальные разработки. Естественно, что в таких играх предъявляются повышенные требования к творческим способностям игроков и организаторов игры.
По степени свободы игроков ролевые игры можно разделить на: театральные и творческие. В театральных играх заранее известен основной ход сюжета, а часто и его многие вспомогательные линии. Поэтому, основные усилия игроков направляются на воссоздание этого сюжета с возможно большей реалистичностью. В творческих ролевых играх, заранее заданного сюжета нет, а есть только начальная ситуация, хотя иногда и её может и не быть.
По месту проведения ролевые игры делятся на:
Настольные — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.
Кабинетные — игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры. Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.
Полигонные — наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников. [3]
Деление ролевых игр по методу создания:
1. Базовые игры — в их основе лежит настрой на идею точного соблюдения фактов, изложенных в историческом первоисточнике. Берутся базовые факты, законы и условия существования выбранного мира. Повторяются ситуации, которые возникали в реальной истории при изменении этих условий.
2. Условные игры — условия и законы существования игрового мира разрабатываются создателями и участниками игры самостоятельно, вплоть до физических, биологических и исторических. [4]
Участников ролевых игр также можно классифицировать по нескольким признакам.
По отношению к игре и игровому опыту участники ролевых игр делятся на:
экскурсантов (пассивных участников) — участник не принимает активных действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми событиями он может свободно перемещаться по игровой территории и задавать вопросы.
Ведомых (ограниченно участвующих) — участник непосредственно включен в игру. Он включен в команду или имеет индивидуальную роль, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры.
Игроков (свободно участвующих) — игрок самостоятельно определяет свои действия в игре. Он сам разрабатывает личные и командные легенды на основе мастерских установок. В игре могут иметь место театрализованные моменты, но в основном ход игры зависит от самих участников. В таких играх ведущие следят за соблюдением правил и регулируют ход игры. [5]
Другим подвидом ролевых игр является театрализованная игра, где в моделируемой ситуации тексты персонажей не прописаны заранее, а их составляют сами дети. Главным ее отличием от предыдущего подвида является более широкая импровизация участников игры (они же и очевидцы событий прошлого). Однако в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе, о которой идет речь и которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Поэтому необходима общая программа или сценарий игры, которого придерживаются все участники. Данный тип игры отличается от театрализованного представления и большим количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать любой ученик.
При подготовке к ролевой игре в первую очередь учителю необходимо определить ожидаемые учебные результаты. Затем следует разработать или адаптировать учебные материалы с учетом возрастных и образовательных особенностей учащихся. В зависимости от ожидаемых учебных результатов, от подготовленности обучающихся, от имеющегося времени сценарий игры может меняться. Педагогу необходимо тщательно планировать время, отведенное на каждый этап игры и следить за соблюдением плана – только тогда игра будет иметь значительный обучающий эффект. [7]
Таким образом, ролевая игра дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует «зону ближайшего развития», т.е. зону дальнейшего совершенствования. Игра для школьника – это часть его жизненного опыта. Она позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, географических названий, с которыми связаны исторические события.
[1] Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009, с. 11.
Из опыта работы: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры.
Основы технологии игровых форм обучения.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже целого раздела;
в качестве урока или его части
( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы и др.
Термин игра психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом ( играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает». Важной особенностью игры является ее двуплановость:
Играющий выполняет вполне реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;
Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обеспечивает развивающий характер игры..
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1) свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
2) творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности ( « поле творчества» );
3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. ( чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входит
анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект..
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание)- область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры могут быть самых разных видов:
долговременные и кратковременные,
деловые и ролевые
сценарные ( с расписанными ролями и инструкциями).
такие виды исторических игр, как кроссворды, чайнворды, криптограммы и головоломки, стали весьма распространённой формой для выполнения домашнего задания. Конкурсы знатоков истории, ролевые театрализованные игры на уроке (на пример, тема «Культура Древней Греции 5-4 века до н.э.) или урок – викторина по теме « Древнее Двуречье и Передняя Азия» и другие вызывают особый интерес у пятиклассников.
Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Применяя игры, можно многого достичь. В ходе игр запоминаются не только даты, имена, названия местности, но и приобретается навык давать краткие, четкие ответы, закрепляются синхронные представления, лучше усваивается графический и иллюстративный материал учебника.
Средства обучения и способы мотивации.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
Работа с учебником.
Использование аппарата учебника.
Иллюстрации учебного пособия.
Исторические карты.
Учебные исторические картины.
Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
Тексты художественных произведений.
Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
Любая учебная деятельность школьника мотивирована. Мотив, как потребность, побуждение, влечение. Важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.
Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. 1
Виды мотивации:
Познавательные:
Широкие мотивы (овладевание знаниями).
Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).
Социальные:
Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).
Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.
Старший школьный возраст.
Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.
Способы организации учебно-познавательной деятельности.
Тема игры: « Политические деятели второй половины XXвека»
Разбивка на команды, группы.
После предварительного самоопределения и формирования групп, которое требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки, тестовых
заданий, ответы на вопросы. 
Выберем вариант формирования групп: ответы на вопросы: по содержанию политического анекдота определить историческую эпоху и политического лидера, о котором идет речь в анекдоте.
Количество групп: не более 5 : «Сталин», «Хрущев», «Брежнев», «Горбачев», «Ельцин».
Ведущий следит за равномерным распределением участников по группам.
Рефлексия участников игры: ведущий проверяет правильность распределения игроков по историческим эпохам, задействуя при этом всех участников игры.
Развитие игровой ситуации:
Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. В ходе работы внутри группы определяется лидер, который впоследствии будет представлять и защищать работу группы.
По истечении времени коллажи вывешиваются на стене, при этом каждый из коллажей имеет только заглавие эпохи.
Рефлексия: Коллективный анализ работы каждой их групп. Рефлексия- определить лучший ( по мнению каждой из групп) «Политический коллаж». Критерием оценки рефлексивного обсуждения является умение:
Создание образного представления о исторической эпохе..
Получение конкретных знаний через личное ощущение.
5. Умение ориентироваться в исторических знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.
6. Отбор нужной информации.
7. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
8. Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
9. Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.
Заключение
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.
Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их. Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией.
Любой учитель может с помощью своих помощников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
— в ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов, необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в большинстве случаев рационально отказаться от состязательности;
— необязательна предварительная подготовка к игре, заучивание определенных ролей;
— игра должна вызвать интерес;.
— игра должна выполнять определенные образовательные задачи ( преподавателю следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники в результате занятия и как это соотносится с целями образования).
Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения:
— всякая игра есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым признаком игры;
— игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития;
— игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.
1 Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9