роль взрослых в формировании навыков самообслуживания включает
О воспитательном значении самообслуживания
Татьяна Белоногова
О воспитательном значении самообслуживания
Самообслуживание.
Одним из видов труда дошкольников является – самообслуживание. Самообслуживание – это удовлетворение естественных потребностей в еде чистоте, одежде. Умывание, одевание раздевание, прием пищи, уход за внешним видом могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.
— «Формирование самостоятельности»
Методы формирования самообслуживания:
2. Подробные словесные объяснения
3. Последовательность выполнения действий
4. Результат выполнения
Основным методическим приемом формирования навыков является показ каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в тоже время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе.
По мере формирования навыков воспитатель постоянно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.
Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Так дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.
Что дает детям самообслуживание:
— меньшую зависимость от взрослого;
— уверенность в своих силах;
— желание и умение преодолевать препятствия.
Формируя у детей младших групп навык самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться.
Например: обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Также постепенно воспитательприучает пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.
В целях ознакомления с требованиями по самообслуживанию используют: занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художеств. произведений, просмотры кукольных спектаклей.
Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
В средней группе помимо закрепления раннее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.
Поскольку дети к 5 годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача оказание взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда,когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье.
Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.
Условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в умения, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Анализ результатов труда, объективная оценка становятся эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя. Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для детей авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. В этом возрасте от детей уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.
Старшая и подготовительная к школе группы.
За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Например, семилетки помогают малышам овладеть некоторыми правилами самообслуживания. Старшие дети учат младших следить за чистотой своего костюма, замечать в нем неполадки, учат умению подойти к взрослому и попросить устранить их. Дети старшего школьного возраста приучают малышей содержать игрушки и материалы в порядке, поддерживать чистоту в помещении. Обучая малышей тем или иным умениям, семилетние дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания.
Таким образом и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям в этом виде деятельности. Воспитатель обращает внимание на то, кто первым из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка. Чтобы разъяснения оказывали педагогическое воздействие на поведение детей, надо познакомить их с рядом конкретных правил по организации помощи, к которой детей приучают.
Требование «Будь помощником сверстников и малышей»можно раскрыть примерно в таких правилах:
1. Оказывай посильную помощь другому в деятельности самообслуживания, если он тебя просит об этом (ему трудно справится самому, или он что-то не умеет).
2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад, один не справится).
3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они также отнесутся к тебе).
4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).
Овладение детьми навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения ребят, для достижения своими силами более высоких результатов в других видах деятельности.
Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»
Лариса Мешкова
Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»
Сообщение из опыта работы по теме:
«Формирование навыков самообслуживания и трудовых действий»
Подготовила: воспитатель Мешкова Л. И.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности.
На первом родительском собрании кроме знакомства и ознакомления родителей с программами детского сада, я провожу беседу о необходимости воспитания в ребенке самостоятельности. Объясняю родителям, что необходимы самые простейшие действия по самообслуживанию: снимать, надевать колготки и носочки, надевать обувь, намыливать и смывать руки, уметь их вытирать. Если ребенок это научится делать дома, ему будет намного легче адаптироваться в детском саду. У некоторых детей отрицание детского сада и происходит из-за трудностей, связанных с самообслуживанием. Например, ребенок боится идти на прогулку только из- за того, что не умеет переодеваться, поэтому он не хочет идти в детский сад. Там нет мамы, которая все сделает за него.
Но не всегда родители прислушиваются к советам воспитателя и приходят в детский сад без навыков самообслуживания. Вот здесь и проявляется умение педагога помочь ребенку поверить, что он может это сделать сам. Обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка. Большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
У меня в группе придумана дидактическая игра «Бабочка» и «Пчелка». В первые дни адаптации эта игра помогает отвлечь ребенка развеселить и помочь сделать первые шаги к самообслуживанию. На палочку прикреплена красивая бабочка она сначала знакомится с детьми, а потом предлагает её поймать. В ходе игры она приглашает их на улицу, но в группе не все игрушки на месте и бабочка присаживается на игрушку и просит её убрать. Обычно дети с удовольствием выполняют просьбу бабочки. Бабочка может подсказать, где живет игрушка в группе, если дети поставили, ее не на то место.
Пчелка более строгий герой и знакомимся мы с ней, когда дети уже привыкли к детскому саду и у них уже появились навыки по самообслуживанию. Пчелка во всем любит порядок и хочет, чтобы все были опрятными и трудолюбивыми.
Например, перед мытьём рук,говорю:
— Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки.
Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка. После того как ребенок выполнил поручения, его надо похвалить. Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Тем самым обеспечивая принцип «Психологической комфортности». У себя в группе, если ребенок первый раз смог снять или одеть что-то, я привлекаю внимание всех детей к его победе и предлагаю всем его поздравить похлопать ему. Другим ребятам тоже хочется внимания, и они начинают стараться чему-то научиться.
В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами.
то желательно отмечать,говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать кубики» и т. д.
Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут,в таком случае надо говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку, и мы поиграем в интересную игру».
Используя при работе принцип «Целостности» в этом возрасте, стараемся, привлечь детей к анализу результатов труда, опираясь на их жизненный опыт. Например, «Сейчас мы с Полиной и Лерой посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Маша» и т. д. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т. е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.
Очень важным принципом в организации работы детей является принцип «Вариативности». Необходимо давать детям возможность самостоятельно выбирать материалы и способы действия.
Так при организации занятия по уборке группы дети сами выбирали, чем они будут заниматься, принесут ведро с водой или будут вытирать пыль. Но в этом возрасте еще необходимо помочь детям распределить работу, педагог должен стать партнером и помочь своевременно добиваться результата. Для того чтобы легче было договорится, была придумана игра «лото». Дети берут по одной картинке, и ищут товарища с такой же картинкой. На картинке изображен уголок который они будут убирать. Но им надо договорится, кто, что делает. Или например, говорю, что решила доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро,аккуратно и дружно: навести порядок в группе «Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!». Дети самостоятельно выбирают уголок который они будут убирать. Пока дети прибираются,я их постоянно подбадриваю: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»
Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.
Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т. д.
Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать приёмы – поощрения,говоря: «Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.
В своей работе я обязательно придерживаюсь принципа «Минимакса», учитываю индивидуальные особенности ребенка. Некоторые частично могут правильно одеться в два с половиной года и полностью — в четыре. Но многое зависит от темперамента ребенка. Более спокойные и усидчивые ребята раньше начинают справляться с пуговицами и «молниями», а гиперактивные дети самостоятельно одеваться начинают немного позже.
Большую помощь в организации трудовой деятельности младших дошкольников оказывают потешки (раздаточный материал). Особенно в организации самообслуживания.
К концу года дети нашей группы:
правильно пользуются предметами личной гигиены (расческа, мыло, полотенце, носовой платок);
многие дети самостоятельно раздеваются и одеваются, владеют простейшими навыками поведения во время еды;
умеют убирать игрушки и расставлять их по местам;
помогают убирать группу после занятий;
проявляют интерес и помогают младшему воспитателю накрывать стол;
испытывают положительные эмоции от совместной работы;
имеют представления о некоторых профессиях.
Список использованной литературы.
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/ Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
3. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
4. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Автор-составитель Трифонова Е. В. / Науч. рук. Л. Г. Петерсон. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.
Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.
«Я сам!» Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо.
Опыт работы «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» Доклад на семинаре «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ» (слайд 2) Мы живем в веке информационных.
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной.
Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста, через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности Вопросы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование.
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Актуальность. В современных социально-экономических условиях возрастает актуальность изменения социального заказа общества на подготовку.
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Уважаемые родители! Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические.
Советы дефектолога «Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения» Советы дефектолога. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения. 1 Для формирования навыков одевания и раздевания.
Навыки самообслуживания, их значение в развитии ребенка
. Навыки самообслуживания, их значение в развитии ребёнка
В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные навыки самообслуживания, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Среди навыков самообслуживания следует выделить базовые навыки: навыки опрятности, навыки приема пищи и навыки одевания и раздевания.
При воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.
После утренней гимнастики ребенку полезнее всего умыться. Он моет руки, лицо, освежает тело под струями воды. Необходимо, чтобы после умывания ребенок вытерся насухо. Перед дневным сном в летний период надо мыть ноги.
Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей навыков самообслуживания, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу, пользуются салфеткой.
Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все правила и нормы самообслуживания с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.
Навыки самообслуживания совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребенок ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы,завязать шнурки: Педагог это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия,то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение навыков самообслуживания создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, ребенок не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Взаимосвязано с формированием навыков самообслуживания складываются и развиваются нравственные чувства. Дети до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим ребенка к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому,что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!».
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н. К.Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [4;74]
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил и норм самообслуживания стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. [4;75]
Формирование навыков самообслуживания предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять, самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно пользоваться столовыми приборами во время еды.
Формирование навыков самообслуживания неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков самообслуживания.
Итак, формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста имеет большое значение в эстетическом, нравственном, волевом развитии ребенка. В процессе формирования навыков самообслуживания у детей формируются представления о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, о правилах приема пищи, о правилах ухода за одеждой и обувью и т. д.
Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.
Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.
Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.
Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.
Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Значение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.