роль второстепенных персонажей в пьесе вишневый сад
Роль второстепенных персонажей в пьесе Вишневый сад Чехова
У Чехова в пьесе нет второстепенных персонажей после прочтения мы понимаем, что каждый герой наделён своими особенными характеристиками. Каждому даже самому не значительному персонажу отведена особая роль. Которая подчёркивает то или иное действие главного героя.
Взять главную героиню Любовь Раневскую, она персона избалованная и легкомысленная. Яша её лакей, точно подражая хозяйке заносчив самолюбив, думает только о своём благополучии. Своим поведением, он только усиливает отрицательные черты главной героини Любви. Показывая остальным своё превосходство.
Дуняша горничная главной героини наоборот подчёркивает все положительные качества Раневской. Ведь несмотря на много отрицательных качеств которые сложились у Раневской из-за того, что её семья разорена, она где-то в глубине души остаётся доброй мягкосердечной, и ранимой. В точности как сама Дуняша.
Дуняша, которая своей добротой и наивностью влюбляет в себя похотливого дворянина Епиходова. Но при этом понимает, что человек этот только интересуется деньгами, не отвечает ему взаимностью. А на оборот влюбляется в Яшу, которому нет до неё дела.
Чехов в пьесе второстепенных героев упоминает очень скупо, так как они должны быть отражением главных героев. Но при прочтении мы невольно начинаем сравнивать главных героев с их слугами, и только в конце понимаем, что пьеса написана оригинально и практически каждый герой невольно становиться главным.
Если отсутствовали в пьесе второстепенные герои с такими яркими чертами, мы не смогли бы раскрыть для себя полный образ Любви, не узнали многогранность её характера. С помощью Дуняши мы раскрываем Раневскую как, наивную, добрую, легкомысленную простушку которая иногда витает в своих мечтах доже оставшись без поместья.
С подачи характера Яши мы узнаем, что Любовь может быть эгоистична, не предсказуема в своих решениях, может опуститься до сплетен и лукавства, которое сыграет ей на руку.
Так же второстепенные герои помогаем нам понять, что помещик Епиходов всего лишь играет роль неотёсанного не грамотного, слегка неуклюжего и зажравшегося помещика. На самом деле человек с израненной душой переживший предательство.
Ещё один герой появляющийся крайне редко старый Фирс. В пьесе мы о нём почти не чего не знаем, но именно ему достаются главные слова. Он наводит на размышления.
Как скоротечно время, и как порой тяжело даются перемены. Трагизм всей пьесы заключается именно в этом как бы не хотела Любовь, но её придётся смириться с новыми обстоятельствами своей жизни.
2 вариант
В пьесе «Вишневый сад» действия направлены для создания подробной жизни и быта дворян того времени. Главная героиня – Любовь Раневская – женщина по натуре легкомысленная и небрежная, но при этом романтичная и проста в общении аристократка. На ее поступки, касающиеся продажи вишневого сада, пытаются повлиять родные, близкие и прислуга – второстепенные герои.
Дополнением к образу Раневской является Яша – лакей, привезенный ею из Парижа. Он избалован и высокомерен, имеет противный характер. Несмотря на это, хозяйка продолжает платить ему немалое жалование, возит с собой за границу. Яша – полная противоположность старого лакея Фирса, который был уже членом семьи, помогал хозяевам по простоте душевной.
Епиходов – человек высокомерный и самовлюбленный. Благодаря образу неуклюжего и неловкого дворянина, создается комичность и трагизм произведения. Несмотря на малообразованность и тугое мышления, он считает, что земля вертится вокруг него. Очень любит высказываться англицизмами, хоть зачастую это не к месту – простым людям непонятно, хоть и звучит красиво.
Веру в хорошее и надежду на будущее олицетворяет образ Пищика – это мужчина, жизнь которого наполнена активностью и вечным поиском денег (пытается одолжить даже у разорившейся Раневской и ее семьи).
Отражением главной героини в пьесе является горничная в поместье – милая Дуняша, очень ранимая и впечатлительная личность. За ее доброту и простоту, Епиходов по уши влюбился в девушку, которая, по своей неопытности, предпочитает Яшу, для которого она «пустое место». Подобный любовный треугольник символизирует разочарование и боль в необдуманных поступках героев.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль второстепенных персонажей в пьесе Вишневый сад
Популярные сегодня темы
Самым увлекательным предметом в школе я считаю историю. Так интересно узнать, каким был первый человек, чем он занимался. Наскальные рисунки первобытного человека похожи на первые художества ребёнка.
Н. В. Гоголь в своей комедии «Ревизор» изображает характерный для России девятнадцатого века уездный городок, где из-за коррумпированности местных чиновников царит беспорядок.
Алексей Иванов, 35-летний капитан гвардии, возвращался домой после войны. На станции он увидел знакомую молодую девушку Машу и провел с ней ночь.
В картине преобладает белый цвет. Художник изобразил разгар настоящей русской зимы, которую сейчас почти нигде не встретишь. На полотне везде изображен снег, белоснежный и пушистый
Современная жизнь интересна и разнообразна. Множество различных гаджетов помогает человечеству расти и развиваться. Рассмотрим, что представляет из себя Интернет и как он влияет на нашу жизнь.
Роль второстепенных персонажей в пьесе Вишневый сад Чехова
«Вишеневый сад» — одно из самых лучших и известных произведений А.П. Чехова, написано в 1903г. Пьеса, благодаря своему трагикомическому сюжету, вошла в сердца читателей с легкость ю и непринужденностью; широко популярна как в то время, так и сейчас. Как и в любом литературном произведении, для писателя очень важным является главный герой – человек, судьбу которого описывают, и которая невозможна без второстепенных персонажей – людей, которые своеобразно влияют на становления главного героя как личности, на его действия и мысли.
В пьесе «Вишневый сад» действия направлены для создания подробной жизни и быта дворян того времени. Главная героиня – Любовь Раневская – женщина по натуре легкомысленная и небрежная, но при этом романтичная и проста в общении аристократка. На ее поступки, касающиеся продажи вишневого сада, пытаются повлиять родные, близкие и прислуга – второстепенные герои.
Дополнением к образу Раневской является Яша – лакей, привезенный ею из Парижа. Он избалован и высокомерен, имеет противный характер. Несмотря на это, хозяйка продолжает платить ему немалое жалование, возит с собой за границу. Яша – полная противоположность старого лакея Фирса, который был уже членом семьи, помогал хозяевам по простоте душевной.
Епиходов – человек высокомерный и самовлюбленный. Благодаря образу неуклюжего и неловкого дворянина, создается комичность и трагизм произведения. Несмотря на малообразованность и тугое мышления, он считает, что земля вертится вокруг него. Очень любит высказываться англицизмами, хоть зачастую это не к месту – простым людям непонятно, хоть и звучит красиво.
Веру в хорошее и надежду на будущее олицетворяет образ Пищика – это мужчина, жизнь которого наполнена активностью и вечным поиском денег (пытается одолжить даже у разорившейся Раневской и ее семьи).
Отражением главной героини в пьесе является горничная в поместье – милая Дуняша, очень ранимая и впечатлительная личность. За ее доброту и простоту, Епиходов по уши влюбился в девушку, которая, по своей неопытности, предпочитает Яшу, для которого она «пустое место». Подобный любовный треугольник символизирует разочарование и боль в необдуманных поступках героев.
«Вишневый сад» — завершающая пьеса А.П. Чехова, в которой герои заднего плана наделены особыми, искусными чертами характера. Оставаясь при этом неповторимыми, каждый по-своему является деталью огромного пазла в жизни главных героев.
Сочинение: Второстепенные герои и их значение в пьесе «Вишневый сад» (А. П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.06.2020 · Обновлено 30.06.2020
(572 слова) Лирическую комедию «Вишневый сад» нередко называют одним из самых известных произведений А. П. Чехова. Написана она была в 1903 году, а уже в 1904 — поставлена Московским художественным театром, на подмостках которого и началось ее долгое путешествие по сценам всего мира. Сюжет выстроен вокруг одной проблемы — имение с садом, принадлежавшее семье Раневских, должно быть продано за неуплату долгов. Любовь Андреевна Раневская, из-за расточительства которой и возникла данная ситуация, долго колеблется: с этим местом связано слишком много чудесных воспоминаний. Противостоит ей молодой купец Лопахин — деятельный материалист, для которого главное — совершить удачную сделку. Помимо основных персонажей, развивающих центральный конфликт, Чехов ввел множество второстепенных и не менее запоминающихся. Часто именно они создают различные забавные ситуации, но даже за показной веселостью можно разглядеть проблемы, поднимаемые драматургом.
Так, Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской — по сути своей является сентиментальным мечтателем. Он горячо убеждает окружающих в том, что сделает все что угодно, только бы имение осталось у них. Но так и не выполняет обещание.
«Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»
Его слова резко расходятся с действиями — он ленив, немного глуп, и способен только на пустые размышления.
Примерно таким же показан Петр Сергеевич Трофимов — вечный студент, возраст которого близится к тридцати. Он беден, не считает деньги чем-то существенно значимым в жизни, а важным условием развития страны называет желание человека работать, достигать каких-то высот. Он идеалист, но только в разговорах. Красивые слова, которые он произносит, никак не отображают его деятельность. Потому что ее попросту нет.
Варя — приемная дочь Раневской — противоположна этим героям. Она практичная, много работает, и в доме является кем-то вроде экономки. Серьезность, скромность и хозяйственность выделяют ее среди остальных.
Вторая дочь Любови Андреевны — Аня — более романтичная натура. Как наивный ребенок, она следует за Петей, внимая его речам. Она искренне поддерживает его позицию и готова следовать за ним в светлое, как ей кажется, будущее. Тем не менее, сам Чехов в письме Немировичу-Данченко, основателю Московского художественного театра, сводит роль Ани до милой, но совершенно незначительной.
«…может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Эта роль не из важных…»
Комическая сторона пьесы раскрывается в образах гувернантки-циркачки Шарлотты, неловкого конторщика Епиходова, жеманной служанки Дуняши и банкира Симеонова-Пищика, пытающегося выпросить деньги у каждого встречного. Все они хотят казаться намного образованнее и выше по социальному статусу, чем есть на самом деле, отчего и попадают в различные курьезные истории.
Человеком, собравшим в себе все существующие пороки, оказывается лакей Яша. Прожив пять лет в Париже, он, вернувшись, свысока смотрит на окружающих и с презрением относится к русскому народу, особенно, к крестьянам. Он жесток и эгоистичен, используя остальных ради удовольствия. Особенно это видно в эпизодах, где он играется с чувствами влюбленной в него Дуняши, а затем бросает ее.
На фоне этих персонажей (кроме Вари и, может быть, Ани), образ Фирса — старого слуги, видится нам очень трогательным и даже положительным. Он ни с кем особо не спорит, не участвует в раздорах. Лишь тихо и беспрекословно выполняет свою главную функцию — служит хозяевам имения. И, в конце концов, оказывается ими забыт.
«Заперто. Уехали… Ничего… я тут посижу…»
Через второстепенных героев Чехов показывает недостатки людей уходящей эпохи, их слабости. Они не способны услышать и понять друг друга, погруженные каждый в свои заботы и желания, отчего и не могут обрести счастье.
Второстепенные герои «Вишнёвого сада»
М ы привыкли завершать изучение крупного произведения сочинением, классным или домашним, давая возможность нашим ученикам систематизировать полученные знания, а себе — оценить результаты нашей совместной деятельности. Среди традиционных итоговых тем по чеховскому «Вишнёвому саду» — «Прошлое, настоящее и будущее России в “Вишнёвом саде” А.П. Чехова», «Новаторство драматургии Чехова», «Образы Гаева и Раневской (Ермолая Лопахина, Пети Трофимова)». На эти темы нельзя написать, не повторив многое из того, что говорилось на уроке; работа мысли у ученика в этом случае направлена только на то, чтобы логично выстроить пересказ того, что раньше было услышано и конспективно записано. Это делать довольно утомительно, хотя полезно, особенно в классах гуманитарного профиля, где нужно готовить выпускников к специальному экзамену. Но если такой необходимости нет, а на первый план выходит задача поддержать живой интерес к автору и тексту, удобнее предложить темы другого рода, частично исследовательские.
За несколько уроков по последней чеховской пьесе мы успеваем обсудить некоторые вопросы поэтики: особенности жанра и сюжета, основные мотивы, необычность диалогов, роль ремарок.
Можно опираться в беседе на книгу З.Паперного «Вопреки всем правилам…» и даже процитировать некоторые важные фрагменты, например такие.
Говорим на уроках и о героях, которых с некоторой натяжкой можно счесть главными, то есть о Гаеве, Раневской, Лопахине, Пете Трофимове.
При этом намеренно не касаемся (насколько это возможно) других персонажей — Епиходова, Шарлотты, Симеонова-Пищика, Фирса. О ком-нибудь из них ученики будут писать сочинение. Домашнее задание — подготовиться к классному сочинению на тему «Место Шарлотты (Епиходова, Симеонова-Пищика и т.д.) в системе образов пьесы». Для этого нужно перечитать пьесу, вспомнить все реплики и поступки персонажа и попытаться осмыслить их в свете того, что уже было сказано и понято.
Перед самым началом письменной работы (на неё отводится один час) говорим ученикам, что в хорошем сочинении должны оказаться ответы по крайней мере на три вопроса: как данный персонаж связан с основными мотивами пьесы, какие переклички можно обнаружить между ним и другими персонажами, как влияет он на общее настроение пьесы.
Разумеется, такое задание по силам не каждому ученику. В некоторых работах (на слабую троечку) не оказалось ничего, кроме более или менее добросовестного рассказа о том, что именно говорил и делал герой на протяжении четырёх действий пьесы. Полных, исчерпывающих ответов на поставленные вопросы не было ни в одном сочинении (да этого и ожидать было нельзя), встречались натяжки, а то и грубые ошибки в истолковании тех или иных реплик. Но интересные соображения и довольно тонкие самостоятельные наблюдения тоже не были редкостью. Об этом можно судить по приведённым ниже (в сокращении, но без редакторской правки) работам одиннадцатиклассников московской школы № 57 Игоря Ястребова, Светланы Поповой, Евгении Сечиной и Михаила Мешкова.
Симеонов-Пищик
Н а первый взгляд, Борис Борисович — герой, про которого с уверенностью можно говорить, что он — комический. Симеонов-Пищик засыпает во время своих реплик, шутит про то, что его род происходит от лошади, которую Калигула посадил в сенат, постоянно просит одолжить денег, даже во время танцев, теряет и находит те, которые у него есть. Конечно, у нас вызывает сочувствие его безвыходное финансовое положение, но комические сцены и невероятные истории приобретения необходимых денег, рассказываемые самим Симеоновым-Пищиком, не позволяют этому чувству стать острым. Однако иногда он совершает поступки, которые не вписываются в общую картину. Именно он уводит опьяневшего от своего счастья и коньячка Лопахина от горько плачущей Любови Андреевны после продажи вишнёвого сада; только он общается с Шарлоттой, которая “хочет поговорить, но не с кем”. Неожиданно Борис Борисович проявляет больше человечности, чем можно было бы от него ожидать.
Каждый герой пьесы «Вишнёвый сад» имеет собственный мотив, и Симеонов-Пищик — не исключение. Сам он постоянно ездит от одних знакомых к другим, желая взять взаймы или вернуть, и его мотив — движение. Во втором действии, когда все просто гуляют и разговаривают, мы его не видим, но он является, когда Раневская приезжает и уезжает из имения, он присутствует при возвращении Гаева и Лопахина с торгов. Он всё время торопится куда-то и заставляет торопиться других.
Герои, которых в пьесе «Вишнёвый сад» можно уверенно считать второстепенными, часто имеют общее с героями, претендующими на роль главных. Симеонов-Пищик всё время полон забот, пытается собрать деньги до определённого числа, куда-то спешит и часто не успевает. Этим он напоминает Лопахина, который тоже всегда следит за временем, у которого всегда много дел и который всегда опаздывает на поезд. Пищик из Ницше вынес, что можно “фальшивые бумажки делать”, а Лопахин прямо заявляет, что “читал книжку и ничего не понял”. И пускай один даёт взаймы другому, у них много общего.
Таким образом, Симеонов-Пищик занимает важное место в общей системе персонажей, и его отсутствие изменило бы наше ощущение от пьесы «Вишнёвый сад».
Епиходов
В комедии «Вишнёвый сад» много второстепенных героев, играющих важную роль в пьесе, одним из них является Епиходов. Он участвует во многих комических ситуациях, у него даже есть прозвище “двадцать два несчастья”. Епиходов натыкается на стул, раздавливает картонку с шляпой, положив на неё чемодан, его хочет ударить палкой Варя, когда попадает в Лопахина.
Как и многие другие герои пьесы, Епиходов ничего не делает, его несёт поток жизни. К Епиходову, как и к остальным персонажам комедии, можно отнести слово “недотёпа”. Он всё время что-нибудь ломает и пытается делать то, что не умеет: играет на гитаре и поёт, “как шакал”, смешно и неграмотно говорит о книгах и убеждениях, играет на бильярде и ломает кий. Его поступки и слова (например, неожиданный и ненужный вопрос о Бокле) дополняют множество других событий, произошедших некстати (например, бал в день торгов, возвышенные речи Гаева, попытка устроить объяснение между Варей и Лопахиным перед самым отъездом, бессмысленная трата денег Раневской).
В образе Епиходова можно увидеть усиленные комические черты главных героев.
Некоторые неправильные фразы малообразованного Лопахина (например, “Всякому безобразию есть своё приличие”) схожи с ещё более неграмотными и смешными словами Епиходова, употребляющего много лишних и загромождающих речь оборотов (“Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа”).
Попытки Епиходова, желающего казаться “развитым человеком”, говорить возвышенными словами (например, фраза “Для безумца, который влюблён, это мандолина”, сказанная, когда он играл на гитаре) и петь о высокой любви — более смешной вариант пустых речей Гаева о “многоуважаемом шкапе” и о “природе дивной”. И Гаев, и Епиходов некстати говорят о направлениях и убеждениях, в которых ничего не понимают, причём у Епиходова выходят совершенно нелепые слова о том, что он “никак не может понять, жить ему или застрелиться”, и на всякий случай носит при себе револьвер. Епиходов свои мелкие неприятности называет несчастьями, говорит, что к нему “судьба относится без сожаления, как буря к небольшому кораблю”, и этим напоминает Гаева, говорящего, что ему “за убеждения доставалось немало в жизни”.
Можно заметить некоторое сходство между Епиходовым и подлецом Яшей. Оба героя мнят себя образованными людьми и сразу же после того, как говорят о своей образованности, высказывают какое-нибудь нелепое суждение (фраза Епиходова про револьвер, слова Яши “ежели девушка кого любит, то она безнравственная”). Яша и Епиходов презрительно относятся к России и считают, что “за границей всё давно уж в полной комплекции”. И тот, и другой говорят жестокие слова о больном Фирсе. У Епиходова есть фраза “Долголетний Фирс, по моему окончательному мнению, в починку не годится, ему надо к праотцам”, Яша говорит Фирсу: “Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох”.
Итак, Епиходов является важным героем, участвующим в создании настроения и общей атмосферы пьесы, и помогает лучше понять других персонажей.
Шарлотта
Е сли выделять главных персонажей «Вишнёвого сада» (во всяком случае, наиболее важных), ими окажутся те, чьи судьба и мысли связаны с садом. Однако оставшиеся таким образом на периферии сюжета, насколько в данном случае это слово применимо, и в конце афишки действующие лица: Епиходов, Симеонов-Пищик, Шарлотта Ивановна — немаловажны для осмысления пьесы, что мы и постараемся показать на последнем примере.
Чревовещание Шарлотты, как и “несчастья” Епиходова и вечные заботы Пищика о деньгах, — одна из самых ярких фарсовых деталей «Вишнёвого сада» (вообще все трое в этом отношении превосходят главных героев, по крайней мере не уступают им: подобные черты есть, например, и у Гаева с его склонностью к прочувствованным речам, но в небольших ролях они сконцентрированы значительно сильнее).
Не так заметны, но многочисленны более обыденные её действия: приходит и уходит в первом действии, с лорнеткой на поясе; ест огурец; рассказывает, что её собачка “и орехи кушает” (Пищик (удивленно). Вы подумайте!); в старой фуражке возится с ружьём… В комическое и житейское врываются неожиданно тоскливые, ни к кому не обращённые реплики: “Не с кем мне поговорить. Всё одна, одна, никого у меня нет и. и кто я, зачем я, неизвестно. ” И, несмотря на разницу тональностей, начало самого длинного такого монолога: “У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне всё кажется, что я молоденькая”, — отсылает к образу Раневской с её “и теперь я как маленькая”.
Однажды возникнув, эта параллель развивается, и действия Шарлотты уже бросают отсвет на всю пьесу. Во время томительного ожидания результатов аукциона Шарлотта показывает фокусы и — ein, zwei, drei — “продаёт” плед, за которым прячутся Аня и Варя, — так преломляется мотив продажи дома; и потому на чаяния и надежды, связанные с торгами, ложится тень фиглярства этой сцены: они так же искусственны и неоправданны у Гаева и Раневской, а у Лопахина, по выражению Пети Трофимова, напоминают “размахивание руками”. А тогда и последний эпизод с участием Шарлотты, где само чревовещание вместо комического эффекта приобретает оттенок той же тоски: чем-то, в особенности, кажется, лёгкостью превращения “ребёнка” в узел, он подчёркивает неприкаянность, бесприютность Шарлотты (“Надо уходить. В городе мне жить негде”) — заставляет вспомнить, что бывшие хозяева поместья теперь бесприютны почти так же, как и она. Даже текстуальные совпадения приобретают символический смысл (Раневская, действие первое: “Мне хочется прыгать, размахивать руками”, — ремарка в третьем действии: “В зале фигура в сером цилиндре, в клетчатых панталонах, машет руками и прыгает” под крики “браво, Шарлотта Ивановна!”).
Итак, образ второстепенный, гувернантка Шарлотта по-своему оттеняет всю пьесу, внося в неё далеко не только комические ноты.
О браз Фирса — старого верного слуги Гаевых — занимает значительное место в системе образов пьесы. На мой взгляд, его слова и действия усиливают ощущение, создаваемое центральными персонажами: Любовью Андреевной и Леонидом Андреевичем, людьми, в значительной степени живущими своим прошлым. Ведь они для Фирса до сих пор “барские дети”. Он помнит, какая одежда полагается “на выезд”, и обращается к Гаеву со словами: “Опять не те брючки надели”, а ближе к ночи он приносит ему пальто. При этом Фирс — единственный хозяйственный человек в этом доме: “Без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом”. Фирс выступает в этом произведении как “дух усадьбы”.
Перед отъездом все о нём тревожились, беспокоились. Четырежды было уточнено, отправили ли Фирса в больницу. Однако этого так и не случилось, и он остаётся один в заколоченном доме, в котором до весны никого не будет. Но даже тогда он не перестаёт думать о Гаевых: “А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. Я-то не поглядел. Молодо-зелено!” Наверное, духу усадьбы и было суждено умереть вместе с ней. “Дух истории” забыли, как и саму историю, в которой он жил. На фоне такой картины горькой иронией звучат фразы “Прощай, старая жизнь!” и “Здравствуй, новая жизнь!”.
С Фирсом неразрывно связан и звук лопнувшей струны, дважды встречающийся в пьесе. После первого раза он произносит фразу, которую можно, наверное, назвать пророческой: “Перед несчастьем тоже было. ” Второй раз мы слышим этот звук уже после того, как Фирса оставили в запертом доме. С этого момента судьба его, как и судьба всего времени, которому он принадлежал, была предрешена. Таким образом, Фирс чрезвычайно сильно влияет на наше восприятие одной из поставленных в пьесе проблем — смены времени, будучи сам образом этого времени.
Роль второстепенных персонажей в пьесе вишневый сад
ВИШНЁВЫЙ САД. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПЬЕСЫ
Приступая к работе над «Вишнёвым садом», Чехов мечтал написать «смешную пьесу», весёлую комедию. Этим объясняется обилие комического элемента в пьесе, в частности в образах Яши, Епиходова и Дупяши. Особенно комическое впечатление производит стремление усадебных слуг подражать внешней, показной культуре своих господ.
Горничная Дуняша говорит о себе: «Нежная стала, такая деликатная, благородная». Подражая манерам нежной барышни, Дуняша, здоровая и весёлая девушка, жалуется на свои расстроенные нервы. Кокетливая и жеманная, с неизменным зеркальцем и пудреницей в руках, Дуняша вся во власти любовных мечтаний. Фирс не без оснований предупреждает её: «Закрутишься ты. »
Особенно комичное и в то же время грустное впечатление производит в пьесе образ Епиходова, конторщика вишнёвого сада. Епиходов считает себя «развитым человеком», читает «разные замечательные книги», но с трудом выражает свои мысли.
Претензии его выражаться «по-книжному» приводят к построению самых сумбурных фраз, состоящих из вводных слов и лишённых всякого смысла: «Конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние чувства». Простодушная Дуняша даёт по-своему удачную характеристику бессвязного языка Епиходова: «Хорошо и чувствительно, только непонятно».
Епиходов всё делает невпопад, неуклюже, за что получил прозвище «двадцать два несчастья». Эпитет недотёпа, не раз встречающейся в пьесе, больше всего подходит к Епиходову.