роль сатирического обличения в изображении персонажей в поэме н в гоголя мертвые души
Сатирическое обличение чиновников по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)
В своих произведениях Н. В. Гоголь высмеивает нравственные пороки всех слоёв русского общества «страдальческим смехом». Этим порокам действительно подвержены все изображаемые Гоголем персонажи. В своей поэме «Мёртвые души» он представил читателям целую галерею сатирических портретов. В неё входят, безусловно, сам Чичиков, помещики и чиновники.
Но речь пойдёт именно о последних.
Губернские чиновники имеют минимальное понятие о просвещении и культуре. Как сам Гоголь писал, «Чиновники были более или менее людьми просвещёнными: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто и совсем ничего не читал».
Один из помещиков, Собакевич, абсолютно точно характеризовал чиновников: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все эти факторы говорят о том, что чиновники не стремятся к самовоспитанию, крадут, мошенничают и бездельничают.
Автор злобно высмеивает одного из них, страшного взяточника, Ивана Антоновича «Кувшинное рыло». Он опытный артист в своём деле, ведь нужно быть настоящим виртуозом, чтобы «не заметить» положенные перед ним деньги, однако тут же накрыть их книгой, в эпизоде с диалогом Чичикова и Ивана Антоновича. Сатира автора, по моему мнению, проявляется в том, что председатель палаты обо всём уже знал.
Все строки поэмы пропитаны сатирой Гоголя, он смеётся над низостью людей и тем, что они готовы на всё ради денег, что к сожалению, правда. Но смеётся он нерадостным смехом. Автор показал, что городом управляют глупые, необразованные, бесчестные люди, а также подчеркнул в повести о капитане Копейкине, что такая ситуация характерна для всей страны.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» (1 вариант)
Школьное сочинение
Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.
Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.
Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.
Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.
Роль сатирического обличения в изображении персонажей в поэме н в гоголя мертвые души
Н. В. Гоголь всегда считал литературу социально-преобразующей, просветительской силой. Именно поэтому в поэме «Мертвые души» он стремится продолжить пушкинские традиции сатирического обличения в романе «Евгений Онегин».
Особое место в произведении занимает обличение пороков чиновничества. Можно отметить, что Гоголь достигает новых вершин в развитии этой темы. Если сравнить чиновничество в «Ревизоре» и «Мертвых душах», то становится ясным, что автор создал уже не только отдельные образы-символы, но великолепный собирательный образ бюрократии губернского города NN. Комизм, юмор «Ревизора» перерастает в иронию и сарказм в поэме. Изображению мира чиновников посвящена частично первая глава, в которой Чичиков, приехав в город, начинает налаживать нужные связи. Павел Иванович «отправился делать визиты всем городским сановникам». Автор дает краткое, но емкое и яркое описание каждого из этих «отцов города», например губернатор «имел на шее Анну. впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». Гораздо более подробно чиновники описаны в главах 7-10. В этом мире бюрократии царят две силы: взяточничество и казнокрадство. Главный герой поэмы возвращается в город и решает оформить в палате совершение купчей. Это позволяет Гоголю дать широкую картину нравов чиновников. При этом он пользуется излюбленными приемами иронии, гиперболы и алогизма. В «присутственных местах», куда вошли Чичиков и Манилов, «шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями». Попытавшись выяснить, где можно совершить купчую, Павел Иванович сразу же сталкивается с типичной для такого рода мест волокитой. Найдя, в конце концов, крепостную экспедицию, Чичиков знакомится с чиновником, если так можно выразиться, средней руки. Автор так описывает Ивана Антоновича Кувшинное Рыло: «. это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс». Как мне кажется, интересно сопоставить, как чиновники дают взятку в комедии «Ревизор» лицу вышестоящему и как Чичиков дает взятку чиновнику, хотя и ниже его по чину и положению, но от которого в определенной степени зависит решение дела. Хлестаков берет деньги легко, говоря, что берет их взаймы, постепенно увеличивая называемые суммы, Иван Антонович, прозрачно намекнув, что хотя проситель и знаком с председателем палаты Иваном Григорьевичем, но тот «не один; бывают и другие». Получив от Чичикова так называемого «барашка в бумажке», делает вид, что бумажку «не заметил и накрыл тотчас ее книгою». Всё происходит весьма обыденно, привычно, по неким уже сложившимся правилам. Сарказм автора, по нашему мнению, проявляется и в том, что председатель палаты прекрасно обо всём осведомлен. Отдав приказания и уладив дела Чичикова, он даже с гордостью говорит: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Мои приятели не должны платить».
Гоголь выделяет у каждого из чиновников некую черту, позволяющую запомнить этот образ (например, прокурор, который подмигивает глазом, о котором больше, кажется, и сказать-то нечего). Все персонажи представляют собой, можно сказать, части единой бюрократической машины. Они превращают службу а средство получения незаконных доходов, а часто и в досуг, ведут жизнь праздную, практически лишенную каких-либо духовных запросов длинные вечера заполняются преимущественно карточной игрой. Опять-таки вспоминается городничий Сквозник-Дмухановский, который говорил, что в карты он не играет, так как для него важнее дела государственные. Все притязания чиновников на просвещенность Н. В. Гоголь развенчивает всего одной фразой: «Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Хотя миру бюрократии и уделяется места меньше, чем изображению помещиков, но автор создал картину яркую и многогранную.
Вероятно, отнюдь не случайно одним из последних эпизодов в поэме «Мертвые души» является сцена похорон прокурора, который «пришел домой, стал думать, думать. и ни с того, ни с другого умер». Какого поистине убийственного сарказма полны строки автора о том, что «тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».
Н. В. Гоголь в обличении пороков чиновничества достиг высот типизации, которых никто из его предшественников не достигал. Продолжателем гоголевской традиции в раскрытии этой темы стал в дальнейшем М. Е. Салтыков-Щедрин.
2. Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака; попытка осознания собственного «я» в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути. ».
Среди русских поэтов Серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.
Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия — листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.
Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать — одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.
Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, — то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».
Попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.
Основная философская проблема — проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует — и все. Без всяких «почему» и «зачем»:
Зачем так церемонно
Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она — неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя — жизнь», — говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:
Со мной, с моей свечею вровень
Миры расцветшие висят.
Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:
Легко проснуться и прозреть,
Словесной сор из сердца вытрястъ
И жить, не засоряясь впредь.
Все это — не большая хитрость.
Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь — не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном — это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений Поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова. » на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно — некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги к литовского князя Ягайло дало начало новому государству.
Чувство любви роднит человека и мир:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора — это полное принятие всех обликов жизни.
Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник под названием «Когда разгуляется», вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Своеобразным поэтическим манифестом этого сборника стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», по замыслу самого писателя открывавшее книгу. Первое предложение стихотворения становится смысловым центром произведения и несет на себе большую идейную нагрузку:
Во всем мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
Лирический герой находится в постоянном поиске, он стремится найти правду, постичь суть вещей. Желание познать тайны и загадки жизни, жажда деятельности с первых строчек удивляет своей настойчивостью и эмоциональностью. Стихотворение очень динамично, оно призывает, влечет, в нем есть движение и порыв. Но, как ни странно, автор крайне редко употребляет глаголы (самую динамичную часть речи). Он выражает свои стремления и порывы души в статичных, на первый взгляд, существительных:
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Какое движение, какой порыв чувствуется в этих строках! Не может не восхитить мастерство поэта, сумевшего при помощи простейшего приема перечисления однородных членов придать повествованию такую динамику, напряжение и силу чувства!
В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу – проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты. Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что герой стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Отбрасывая пустые слова, герой ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь. По его мнению, только когда человек чувствует, он живет на самом деле:
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни, ее высокий и единственный смысл!
Поэт сформулировал в стихотворении свое определение смысла человеческой жизни. Человек должен жить, постигая законы этого мира — законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность — проклятье». Таков для Пастернака «конечный вывод мудрости земной». Философия Пастернака — жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода очищающим душу катарсисом. Нельзя сказать — «Мир прекрасен», но нужно — «Мир существует, и это прекрасно». Им правит закон любви. Все это должен принять человек, принять и трудиться.
Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» (1 вариант)
Школьное сочинение
Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.
Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.
Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.
Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.
Сочинение: Сатира в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.07.2020 · Обновлено 29.07.2020
(491 слово) Лирика, фантастика, сказка и сатира – все было подвластно перу Николая Васильевича Гоголя. В поэме «Мертвые души» раскрылся сатирический талант автора. В описании образов помещиков Гоголь сатирически выделяет их пороки и многочисленные недостатки. Их образы отражают процесс упадка помещичьего класса. Ироничные строчки Гоголя «бьют не в бровь, а в глаз». Писатель упоминает о таких вещах, которые было не принято обсуждать в обществе. Юмор автора на первый взгляд выглядит добродушным, но он никого не щадит. Каждая фраза несет скрытый смысл и имеет какой-то подтекст. В сатире Гоголя много иронии.
Поэма описывает приключения чиновника Чичикова, который скупает «мертвые души» в разных деревнях. Гоголь рисует пять непохожих характеров помещиков, у которых гостит Чичиков. Наглядно показан процесс оскудения человеческой личности на этих пяти примерах. Автор не жалеет сатирических красок для описания картины разложения крепостнического общества. Так, в поместье Манилова автор высмеивает господский двор, с претензией на английский сад. Характер Манилова обходительный, вежливый и добрый, но, увы, все его прекрасные качества доведены до неприятной приторности. Он мечтатель и фантазер, не желающий погружаться в реалии жизни. Нужды крестьян не сильно заботят помещика, считающего себя представителем духовной культуры. Высмеивает Гоголь и слащавость Манилова в отношениях с супругой. Говоря о другой помещице – Коробочке, автор иронизирует по поводу ее узкого кругозора. Она отчаянно торгуется за «мертвых душ», боясь продешевить, вечно прибедняется, хотя имеет достаточно денег, а также не интересуется ничем, кроме хозяйства. Во всех остальных вопросах она неправдоподобно глупа, за что автор награждает ее эпитетом «дубиноголовая». Ноздрев показан, как несусветный враль и хвастун, который имел «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». В этой фразе мы видим интересные художественные средства для сатирического эффекта: уменьшительный суффикс, образующий неологизм, и употребление жаргонизма, которые характерны для сатирических произведений Гоголя. Для Ноздрева типично агрессивное и вызывающее поведение. В речи проскальзывают бранные слова, которые усиливают комический эффект и впечатление от образа. Обличает автор и Собакевича. Гоголь описывает его хитрым и прижимистым помещиком. Его железная хватка идет в противовес благодушию Манилова. Автор создает образ, поражающий своей грубостью. Неспроста Чичикову Собакевич напоминает медведя. Собакевич — единственный, кто, верно понял суть предложения Чичикова, и он радостно пытается извлечь свою выгоду, что демонстрирует его беспринципность. Интересны и другие приемы автора: описывая твердую, практичную и уродливую мебель хозяина, он подчеркивает его черты характера. А вот имя Плюшкина после выхода поэмы стало нарицательным. Так стали называть скаредных и жадных людей, которые к тому имеют болезненную склонность к коллекционированию ненужных вещей. Гоголь отмечает, кроме скупости, и моральную деградацию Плюшкина. В его речи преобладают довольно забавные гиперболы и обобщения:
«Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить…»
Автор считает, что причиной разорения помещичьего хозяйства является болезненная скупость Плюшкина, которая сделала его циничным и мелочным до безумия. Даже о своих прежних знакомствах он говорит так: «Все мои знакомые перемерли или раззнакомились».
Таким образом, злая сатира обрушивается на всех помещиков, встреченных Чичиковым на своем пути. Гоголь сатирически описывает экономический и духовный упадок, характерный для того времени, используя множество средств для придания повествованию комического эффекта.