роль мустафы шокая в истории казахского общества
Презентация: РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА КАЗАХСТАН НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСТАФЫ ШОКАЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты Секция: история Выполнил: Жамбулатов Айдар, 11 А класс средняя школа №4 Петропавловск 2013г.
Цель исследования: Определить значение роли личности в истории Казахстана и повысить интерес к деятельности М.Шокая.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать различную литературу о роли личности в истории и биографии и М.Шокая. 2. Выяснить роль и М.Шокая на пути к независимости Казахстана.
Гипотеза исследования: Если выявить роль личности в истории и систематизировать информацию о роли личности в истории государства, то: получаем дополнительный информационный материал, который помогает глубже изучить историю своего государства; это способствует развитию патриотизма, а также получаем дополнительный источник для проведения мероприятий по истории Казахстана.
Процедура исследования состояла из следующих этапов: Изучение и анализа различных источников о представителях казахской интеллигенции в истории Казахстана начала ХХ века. Систематизирования сведений, составление схем и таблиц о деятельности А.Букейханова и М.Шокая.
Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время существует огромный поток противоречивой информации о роли интеллигенции Казахстана и ее влияния на ход развития истории государства. Изученные нами источники дают информацию о построении независимого государства в период становления Советской власти и прогрессирующей деятельности А. Букейханова и М.Шокая.
Актуальность данной темы заключается в том, что бы повысить интерес школьников нашей страны к истории и максимально раскрыть роль деятельности выдающихся личностей 20 века Мустафы Шокая и Алихана Букейханова.
Алихан Букейханов (1870-1937)
Значение движения «Алаш» (1905-1920) Огромный опыт политической борьбы Народная память несбывшихся надежд Опыт движения «Алаш» оказал существенное влияние на выбор строительства казахстанской государственности, в сторону демократии с рыночными отношениями Незабвенные образы великих людей Ахмет Байтурсынов Алихан Букейханов Магжан Жумабаев Халил и Джанша Досмухаметовы Жусупбек Аймауытов Значение движения «Алаш»
Мустафа Шокай (1890-1941)
«Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих»
Проблемы исследования : Заключается в том, что на данный момент слишком мало материала о роли личности в истории, в частности основная документация была уничтожена еще при Советской власти и осталась в российских архивах. Большинство литературы, статей что можно найти в библиотеках нашего города противоречива.
Выводы: Влияние личности огромно. Мустафа Шокай и Алихан Букейханов своими поступками (письма, обращения, доклады правительству) и словами (призывы) отстаивали интересы Казахстана, приблизив тем самым, день независимости РК. Проведенное исследование предоставляет возможность узнать о выдающихся деятелях : Алихане Букехайнове и Мустафе Шокае, которые внесли неоценимый вклад в развитие казахского общества.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-259079
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мустафа Шокай и Туркестанский легион
Ярким представителем казахской интеллигенции начала ХХ века, сыгравшим важную роль в становлении и развитии юридической мысли, был Мустафа Шокай, который являлся одним из основателей Туркестанской автономии. Он родился 25 декабря 1890 года в ауле Сулу тобе Кызылординской области.
Изучение наследия и процесс становления государственно-правовых идей и взглядов Мустафы Шокая можно разделить на три этапа.
Первый – это становление политико-правовых представлений М.Шокая, он начинается с рождения общественного деятеля и длится до 1916 года.
Второй этап — 1917-1920 годы – его активная государственно-правовая деятельность. В этот период М.Шокай является представителем Временного правительства в Туркестане, премьер-министром Туркестанской автономии. На всех этапах деятельности он продвигал идею о создании единой государственности тюркских народов.
Третий этап охватывает период с 1920 по 1940 годы – период эмиграции. В эти годы он выступает ярким критиком тоталитарного режима в Советском Союзе.
М.Шокай родился в знатной семье, его предки были степными аристократами, дед был правителем Сырдарьинской области Хивинского ханства, а отец — судьёй. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей, которые мальчик изучал самостоятельно. По воле старшего брата Алиша Мустафа пошёл учиться в русскую школу Перовска, так как знание русского языка было жизненно необходимым. В те годы в казахские степи стали прибывать безземельные крестьяне из России и селиться на землях коренного населения, что нередко становилось причиной конфликтов.
В 1902 году М. Шокай получает образование в Ташкентской гимназии, именно здесь он впервые услышал имя Александра Керенского. С интервалом в десять лет А. Керенский и М.Шокай окончили первую Ташкентскую мужскую гимназию, а позже оба с отличием закончили юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1899-1904 и 1910-1914 соответственно). В годы учебы М. Шокай продолжал защищать интересы не только земляков, но и всего народа Түркестанского края.
Когда в 1912 году умер отец Шокая, по просьбе земляков Мустафа на время вернулся домой и работал вместо отца судьей. Тогда в связи со столыпинской аграрной реформой в Казахстан стали массово переселять крестьян из России, землю для них отбирали у местных казахов, начались земельные споры. Требовался грамотный судья, который защищал бы интересы коренных жителей.
Становление государственно-правовых взглядов М.Шокая начинается с Февральской революции 1917 года. После отречения Николая II от престола началась борьба за власть по всей территории Российской империи. Шокай с соратниками уезжает из Петрограда домой в Туркестан. Охваченный свободолюбивыми идеями, весной 1917 г. начал издавать в Ташкенте газету «Бiрлiк туы — Знамя единства», где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов. Он также начал издавать газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.
В тот период М.Шокай принимает участие в Туркестанском съезде, где его избирают председателем созданного Постоянного исполкома Туркестанского национального совета. В июле 1917 года М.Шокай был делегатом первого Всекиргизского съезда в Оренбурге, где рассматривались такие вопросы, как форма государственного управления, автономия и земельный вопрос. На этом съезде впервые была создана казахская политическая партия «Алаш». В этом же году по рекомендации Туркестанского национального совета и предложению Керенского, ставшего председателем Временного правительства, Мустафа Шокай назначается членом Туркестанского комитета Временного правительства, в который входили бывшие депутаты первой и второй Государственной думы Алихан Букейханов и Мухамеджан Тынышпаев. Затем создается Туркестанская автономия во главе с Туркестанским временным советом, которым руководит М.Тынышпаев, а М.Шокай возглавляет Министерство иностранных дел. Однако вскоре с уходом М.Тынышпаева председателем становится М.Шокай. После разгрома Туркестанской автономии М.Шокай продолжал отстаивать свои идеи в Актюбинске, Челябинске, Закавказье, Баку и Тифлисе.
С 1920 года М.Шокай находится в эмиграции, где печатает публицистические материалы в различных изданиях. Очень скоро его имя становится популярным. С 1929 года в Берлине начинает издаваться журнал «Яш (молодой) Туркестан», главным редактором которого стал М. Шокай. Журнал просуществовал до начала Второй мировой войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров. Он знал около десяти языков, нередко выступал с докладами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве.
М.Шокай последние двадцать лет своей жизни прожил в эмиграции, но все его мысли и дела были направлены на создание независимого и единого Туркестана. Он верил, что родная страна обязательно будет свободной и независимой, внес большой вклад в разработку идейных основ национально-освободительной борьбы тюркских народов против советской империи.
Мустафа Шокай всесторонне анализировал все происходящие процессы и изменения, подвергал беспощадной критике национальную политику Советской власти. В своих работах он писал, что целью его деятельности является создание неделимого единого Туркестана. То есть он представлял Туркестан как цельное, единое национальное государство, признаками которого являлись бы этнический фактор, территориально-географическая среда, фактор историко-духовной и культурной общности, единое языковое пространство.
В 1933 году в сотрудничестве с представителями эмигрантских национальных движений тюркского мира, Кавказа и Украины, М. Шокай создает «Комитет дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины». Главной задачей членов Комитета становится требование отделения своих стран от СССР и создания независимых государств. Его авторитет в эмиграции был очень высок. Профессор А. Шульгин, бывший соратником М. Шокая по эмиграции, в своей речи, произнесенной 8 февраля 1942 года в Париже на торжественном собрании, посвященном памяти Шокая, сказал: «…Он был воплощением деятельности… Чокай обладал каким-то исключительным обаянием, он один находил в себе силу и настоящую страсть в отстаивании своих взглядов, в особенности, когда дело касалось его Туркестана…».
В день нападения 22 июня 1941 года нацисты в Париже арестовали всех заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Там же оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой.
Поняв, что использовать М. Шокая не удастся, немецкое руководство решает убрать его. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других национальных легионов. Так что к их созданию Мустафа Шокай не имеет никакого отношения. Он в это время лежал в берлинском госпитале «Виктория». 27 декабря 1941 года его не стало. В официальном заключении написано, что он «умер от заражения крови на фоне развивающегося сыпного тифа», которым он мог заразиться при посещении концлагерей. Но такие же симптомы могли быть и при отравлении. К тому же в своих воспоминаниях его жена Мария Горина-Шокай упоминала, что Мустафа уже переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет. В отравлении М. Шокая подозревают его сподвижника, узбека Вели Каюма, который и возглавил созданный в марте 1942 года Туркестанский легион.
Мустафа Шокай похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине. На надгробном памятнике чуть ниже даты кончины по воле супруги М. Шокая, Марии Яковлевны, проставлены три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, который гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих».
Гуманист-мыслитель, демократ, энциклопедист, просветитель Мустафа Шокай освещал проблемы истории и культуры народов Средней Азии и Казахстана, свободно владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, защите чести народов Средней Азии и Казахстана. До самой смерти сердце Мустафы Шокая билось вместе с родным народом.
Любая историческая действительность заслуживает того, чтобы о ней узнали. Таким заметным событием в истории Центральной Азии и Казахстана в годы Великой Отечественной войны стал Туркестанский легион. В начале войны сотни тысяч советских солдат оказались в плену. Очень много среди них было казахов, узбеков, кыргызов и представителей других восточных народов. Около 80% тюркоязычных солдат погибло в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей. Из остальных гитлеровцы пытались сформировать воинские части для борьбы против Советской Армии. Из выходцев из Казахстана и Средней Азии был образован Туркестанский легион из нескольких батальонов. Туркестанский легион – воинское подразделение, находившееся на стороне гитлеровской Германии.
Туркестанский легион— подразделение Вермахта, состоящее из представителей тюркских народов CCCР и Центральной Азии (казахи, узбеки, туркмены, киргизы, уйгуры, татары и т. д.), основатель — Мустафа Шокай. Мустафа Чокай
Движущей идеей объединения туркестанцев (тюрков Туркестана) и их борьбы против СССР заключались в общности цели освобождения Туркестана от русского гнёта. Источником пополнения Туркестанского легиона являлись военнопленные Советской Армии, а также эмигранты и беженцы, осевшие в европейских странах и в Турции, в том числе потомки из интеллигентских семей.
Участие в военных действиях
Туркестанский легион создан 15 ноября 1941 г. при 444-й охранной дивизии в форме т. н. «Туркестанского полка». «Туркестанский полк» состоял из четырех рот. Зимой 1941/42 он нёс охранную службу в Северной Таврии. В феврале 1942 года в Легионове (Польша) был создан учебный лагерь Туркестанского легиона. Организационно подчинялся Штабу командования восточными легионами (нем. Kommando der Ostlegionen) Весной 1942 года на фронт были отправлены два первых туркестанских батальона (450-й и 452-й), за ними — четыре (781—784-й), а весной 1943-го — 8 батальонов (785—792-й). Всего на территории Польши было сформировано 14 туркестанских батальона. К началу 1944 г. на фронте действовало 24 туркестанских батальона.
Туркестанский легион из-за своей малочисленности как и многие другие национальные легионы вермахта не часто привлекалась к активным боевым действиям и чаще была занята во вспомогательных и тыловых военных операциях а также на охране стратегических объектов. Большинство туркестанских батальонов было приписано к 6-й армии генерал-полковника Ф.Паулюса. С сентября 1942 г. по январь 1943 г. на астраханском направлении в подчинении 16-й мотодивизии находились 450, 782 и 811-й туркестанские батальоны. В приказе командования 16-й мотодивизии от 7 января 1943 г. отмечались заслуги этих батальонов. В мае 1943 г. в Нойхаммере была сформирована экспериментальная 162-я туркестанская пехотная дивизия под командованием генерал-майора фон Нидермайера. В сентябре 1943 г. дивизия была отправлена в Словению, а за тем — в Италию, где несла охранную службу и боролась с партизанами. В конце войны Туркестанский легион влился в состав Восточно-тюркское соединение СС.
Для более активного привлечения военнопленных в ряды создаваемого формирования требовались особая идеологическая работа и авторитетные вожди. Для этих этих целей был привлечен эмигрант, один из руководителей партии «Алаш», бывший глава Кокандской автономии Мустафа Шокай. Нацисты вывезли М. Шокая в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск.
Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни за колючей проволокой. Шокай написал письмо главе МИДа Третьего рейха: «…видя как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гёте, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными… я не могу принять предложение… возглавить Туркестанский легион и отказываюсь от дальнейшего сотрудничества. Все последствия моего решения я осознаю». 27 декабря 1941 г. М. Шокай скончался. Существует предположение, что он был отравлен. Объявление о создании Туркестанского легиона последовало в апреле 1942 г., т. е. почти четыре месяца спустя после смерти М. Шокая.
Таким образом, изучая правовые взгляды М.Шокая можно утверждать, что современное понятие государственности с его признаками были определены еще в те годы. Нынешнее определение независимости предполагает независимость государства как внутри страны, так и в международных отношениях. То есть каждое государство имеет право само решать свои внутренние вопросы и не допускать вмешательства извне. Признаками государства являются территориальная целостность, единство всего народа и самого государства. Нужно отметить, что еще тогда М.Шокай выдвигал идею развития полиязычия, которое является актуальным и сегодня.
В настоящее время имя Мустафы Шокая называют в числе первых, кто стал символом борьбы за независимость Казахстана. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в своих выступлениях не раз отмечал, что без восстановления исторической памяти немыслимо понять себя как народ, выяснить, кто мы и откуда, начертить план будущего. После обретения независимости Глава государства дал поручение собрать сведения о ключевых исторических личностях казахского народа. Так было возвращено на родину остававшееся за рубежом наследие М.Шокая. Были опубликованы воспоминания его супруги и политических соратников. Имя Мустафы Шокая было внесено в учебники истории, о нем сняли ряд фильмов. Его именем были названы улицы и школы в Кызылорде и Астане.
В настоящее время много внимания уделяется воспитанию молодежи в духе казахстанского патриотизма. Это правильно. Хотелось бы добавить, что в этой связи в учебных программах высших и средних учебных заведений необходимо предусмотреть отдельные курсы по изучению идей тех личностей, которые были первыми борцами за независимость Казахстана. В этом направлении во многих вузах предусмотрено изучение отдельных дисциплин. Например, в Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата преподается дисциплина «Шокайтану», создан центр «Шокаеведение».
Сегодня еще немало неизученных архивных документов, касающихся жизни и деятельности М.Шокая.
Исследователям вместе с профессиональными переводчиками предстоит перевести на казахский и русский языки многочисленные документы и статьи Шокая, опубликованные в газетах Закавказья, Турции и Западной Европы на турецком, французском, английском, немецком языках. Все это имеет важное значение для независимого Казахстана.
Институт истории государства
Республика Казахстан, г.Нур-Султан, ул. Мангилик Ел 8, под. 14
Международная научно-практическая конференция «Мәңгілік Ел», посвященная 550-летию образования Казахского ханства
Мустафа Шокай: к оценке роли личности в истории
Мустафа Шокай: к оценке роли личности в истории
В последнее время вновь оживилась дискуссия о личности казахского политэмигранта Мустафы Шокая. Их главный аргумент сводится к тому, что он якобы был предателем, а также создал «Туркестанский легион»
Но факты совершенно не подтверждают подобные утверждения.
Биография Мустафы Шокая такова. Он родился на территории современной Кызылординской области, учился в мужской гимназии в Ташкенте, затем в 1914 году окончил Петербургский университет.
Активно занимался политикой и в 1917 году стал одним из лидеров Туркестанской (Кокандской) автономии, принимал участие в организации работы Государственной Думы. Мустафа Шокай рано распознал сущность большевизма и был на стороне демократических сил. В 1918 году он выехал в Уфу на собрание КомУЧа, но ввиду разгона КомУЧа был вынужден эмигрировать за рубеж. В 1919 году через Грузию эмигрировал на территорию Турции, а затем переехал во Францию. Дружил с видными политическими деятелями как Виктор Чернов, Вадим Чайкин, Василий Шульгин и т.д.
Памятник Мустафе Шокаю, установлен недалеко от Парижа
Был женат на Марии Гориной.
Обвинения в предательстве в адрес М.Шокая совершенно беспочвенны.
Он не присягал Советской власти и не был гражданином СССР. Он не был членом партии большевиков и не был даже членом Российской социал-демократической партии. Своих убеждений не менял.
В предвоенные годы он прогнозировал, что вполне возможна война между Германией и СССР.
В начале Великой Отечественной войны, Мустафа Шокай посещал германские лагеря и пытался облегчить участь военнопленных, в том числе туркестанцев. Он обращался к германским руководителям с просьбой отнестись гуманно к судьбе несчастных пленных.
В декабре 1941 года он погиб из-за отравления. До сих пор не понятно, то ли это дело НКВД (департамент П.Судоплатова-Берзиня) или же немецкого гестапо.
«Туркестанский легион» был создан значительно позже смерти М. Шокая, в 1942 году и этот процесс занял длительное время. Следует сказать, что не все члены «Туркестанского легиона» служили немецкому вермахту. Многие члены легиона добровольно переходили на сторону Красной Армии.
В то же время, например, генерал Андрей Власов был гражданином СССР, учился в советских учебных заведениях. Генерал А. Власов принял военную присягу, командовал дивизией, а затем 2-ой ударной армией.
Поэтому, в отличие от М. Шокая – генерал Андрей Власов действительно был предателем, так как нарушил военную присягу.
Его жена Мария Горина хранила до самого конца верность мужу. Она умерла в 1969 году так и не дождавшись реабилитации мужа. Мадам М.Горина похоронена на православном кладбище во Франции,
Поэтому не зная настоящих фактов нельзя огульно обвинять человека. Граждане современного Казахстана совершенно объективно оценили деятельность Мустафы Шокаева. Ему в ряде мест, в г. Кызылорде были поставлены памятники, его именем названы улицы. Его имя введено в учебники истории. Его именем в Казахстане называют детей.
Буркутбай Аяган, директор Института истории государства, д.и.н., профессор
| Директор ГУ «Институт истории государства» © Copyright 2013. Институт истории государства
|