роль краеведческого материала в преподавании истории в школе эссе
Статья «Роль краеведческого материала при изучении истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогическое значение школьного краеведения.
Использование краеведческого материала на уроках истории.
Внеклассная работа по краеведению:
а) работа в историко-краеведческом музее школы;
б) школьный кружок «Моя Малая Родина»;
в) краеведческие экскурсии.
Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и краеведения. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.
На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.
Школьными программами по истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории.
Одним из концептуальных основ историко-культурного стандарта является этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. Там указано, что в школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью.
Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края.
Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее. Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.
Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.
Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.
В качестве примера рассмотрим план урока на тему: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
Урок был проведен в краеведческом музее по следующему плану:
1. Мобилизация сил на борьбу с врагом
2. Сельское хозяйство в годы войны
3. Мои односельчане на фронтах Великой Отечественной войны.
На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге колхозников и интеллигенции края в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.
Остановимся на некоторых методических приемах установления связи содержания местного материала с материалом основного курса истории страны:
1. Формирование целостных знаний по вопросам, общим для истории России и истории родного края. В данном случае в качестве практической работы учащимся можно поручить составить план изучаемой темы. Так, например, при изучении темы “Советская страна в годы гражданской войны (1918-1920)” учащиеся, составляя сложный план, включают и местный материал об участии земляков в борьбе с белогвардейцами.
2. Выявление общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях общеисторического и местного значения. Например, изучая тему “Россия между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 г. – февраль 1917 г.), учащиеся выясняют особенности аграрной реформы Столыпина в крае.
Кроме того, узнали о поддержке восставших жителями нашего края, участии наших земляков в походах Пугачева. Анализируя причины поражения войны, ее историческое значение, узнали, как Екатерина II наказала население нашего села за поддержку бунтовщиков и 150 человек были повешены.
Внеклассная работа по краеведению
Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный краеведческий музей.
Работа в музее помогает понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.
В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.
На сегодняшний день, моя задача как учителя истории заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.
Экспозиция музея, а это предметы крестьянского, домашнего обихода, духовной культуры и почти все группы экспонатов были безвозмездно переданы музею местными жителями и жителями близлежащих деревень и сел.
В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, газетами и журналами, грамотами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами ремонтируют экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии.
Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.
Обращение к близкому, к местному материалу способствует:
развитию патриотизма и гражданственности;
развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;
возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.
Именно для этого на основе школьного музея работает кружок “Моя Малая Родина”, куда входят ребята среднего возраста. Весь накопленный материал я использую на уроках истории.
Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления:
Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода
Коноваленко Надежда Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гринёвская средняя общеобразовательная школа
Введение
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации, применяя в том числе и информационно – коммуникационные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.
Вначале вела историко – краеведческий кружок. С ребятами собирали воспоминания старожилов села, очевидцев значимых в истории села и района событий. Постепенно стали накапливаться вещественные памятники по истории родного края. Начали создавать на базе школы историко – краеведческий музей. Не последнюю роль сыграла и исследовательская деятельность самих учащихся. Результаты исследовательской работы со временем мной стали применяться не только на занятиях кружка и воспитательных мероприятиях, но и непосредственно на уроках истории и обществознания.
Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного села, исторический материал для учеников становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята в каком – то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.
В ходе своей работы с учащимися стараюсь научить их добывать знания путём исследовательского поиска. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных умозаключений, выводов, обычно самые прочные. Как правило, такие знания прочнее и глубже, чем сведения, добытые путём выучивания. Краеведческая работа сложна, требует времени и опыта. Но работа эта очень интересная, увлекательная и результативная. Эта работа не только указывает нам пути к обогащению знаний, но и как всякая разумная работа, даёт чувство человеческого достоинства. Внушает нам веру в творческие силы нашего разума, повышает самооценку учащихся, учит их преодолевать трудности.
Опыт, приобретённый в ходе краеведческой работы, помогает учащимся в их социализации, в дальнейшей учёбе в высших и средних специальных учебных заведениях. Там они уже без значительных трудностей пишут исследовательские работы, рефераты, работают над созданием проектных работ.
Применение краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, они учатся сопереживать. Когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у учащихся возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитии исторического процесса.
Краеведческая деятельность не теряет своей актуальности и в современных условиях информатизации российского образования. Компьютер, интернет здесь используются как активное средство познания родной истории. В подготовке уроков, основанных на краеведческом материале, где нужно привлекать максимально возможные источники информации, роль всемирной паутины – интернета трудно переоценить. Учащиеся не просто скачивают из интернета информацию, но они её перерабатывают, адаптируют, выбирают наиболее яркий и значимый материал.
Особую роль в применении краеведческого материала непосредственно на уроках истории выполняет созданный нами на базе школы историко – краеведческий музей. Музей является большим подспорьем в этом деле. Музейный предмет воспринимается детьми как некая ценность, весточка из прошлого. С помощью музейных предметов учащиеся не только погружаются в мир представлений о прошлых эпохах, но и формируют систему ценностей своего мира.
Всё это позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в образовательном процессе.
Применение краеведческого материала в нашей работе способствует более углубленному изучению истории, познанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реального проявления в истории края. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование мышления учащихся, их гражданской идентичности, активной жизненной позиции. Воспитательный потенциал занятий с применением фактов родной истории заложен в самом материале. И нам надо понимать, какой материал отбирать для таких занятий, и какие факты использовать при работе с учащимися.
Формы и методы краеведческой работы с учащимися
Пути изучения родного края разнообразны. Следует выделить два уровня познавательной краеведческой работы с учащимися. Первый уровень- это изучение уже имеющихся знаний о крае со слов учителя или из учебных пособий. Такая методика подходит для учащихся 5 – 7 классов.
Наши и близлежащие сёла имеют богатую историю, уходящую в 18 век, поэтому на первых уроках в 5 классе, хотя там изучается история Древнего Мира, несколько минут я рассказываю ребятам о крае, в котором они родились. Рассказываю об археологических находках стоянке первобытного человека (Юдиново). Показываю фотографии артефактов, которые были найдены в результате археологической экспедиции Вызывает неподдельный интерес у пятиклассников и демонстрация кусочка окаменевшего дерева, или кости неизвестного животного, которые хранятся в нашем школьном музее.
В 6 классе на уроке истории, посвящённом культуре Руси,. Ребята получают представления о том, каким трудом создавались письменные памятники истории нашей страны.
На уроках обществознания мы с учащимися создаём свои маленькие проекты, связанные с семьёй, домом, районом. Например: “Моя родословная”, “Мой дом”, “Моя школа” и другие. Особенно нравится ребятам деятельность по созданию своего родословного древа. Они с удовольствием защищают свои работы перед классом. Целью таких занятий является ознакомление учащихся с понятиями “генеалогия”, “родословная”, “предок”, “потомок”, “поколение”, “семья”, формирование у них умений в составлении родословных разными способами. Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с историей. История – прежде всего наука о людях. Поэтому столь значима та её отрасль, которую называют генеалогией, то есть изучением родословий. К тому же, на таких уроках осуществляются межпредметные связи истории, обществознания и краеведения. Вначале разъясняю ученикам принцип построения родословной (генеалогического древа). Ребята, выполняя домашнее задание, чертят родословную своей семьи и обозначают на нём родовые корни и ветви. Они описывают родословную своей семьи, связанную с Преображенкой, близлежащими сёлами. Дети оформляют свои работы в альбомах и рефератах. У многих возникает желание узнать историю своего рода. Ученики включают в свои работы фотоматериалы, что вызывает живой интерес и у ребят и у их родителей. Бывает, родители говорят, что им тоже было интересно помогать детям в составлении родословных. Порой в подобных работах всплывают ранее неизвестные факты истории нашего края. Попутно обогащается краеведческий материал школьного музея. А некоторая информация становится источниковедческой базой для создания исследовательских краеведческих работ уже в старших классах. Для меня каждая родословная – это и заочное знакомство с семьями ребят, это и проникновение в их семейную атмосферу и взаимоотношения. Можно сказать, что появился ещё один из педагогических приёмов изучения семьи ребёнка.
При изучении темы о культуре России второй половины 19 века провожу урок с использованием экспозиции нашего школьного музея “Быт российской деревни конца 19 – начала 20 века”. Обычно такие уроки вызывают неподдельный интерес у ребят. Через музейные экспонаты они как бы погружаются в эпоху. Предметы быта, утварь, старинные вещи дают учащимся представление о жизни людей уже далёкой для них эпохи. Стараюсь построить подобные занятия так, чтобы они приносили наибольшую пользу в познании учениками истории. Здесь важны выявление логики рассматриваемых объектов, последовательность изложения материала, его систематичность, ясность и доступность.
Музейная педагогика – это целая наука. И здесь главное – через музейные экспонаты заинтересовать детей историей. Через вещественные памятники истории, когда ребёнок может их потрогать, воспринять зрительно, легче передать атмосферу изучаемой эпохи, её значение для тех людей, которые жили до нас. Музейная педагогика помогает формировать систему ценностей учащихся, учит их ценить документальные свидетельства, беречь реликвии времени, понимать их историко – культурное значение.
Использую экспонаты школьного музея и при изучении темы о реформах С.Ю. Витте В нашем музее создана и постоянно пополняется музейная экспозиция “Человек в мире экономических отношений”. Там собрана небольшая коллекция денежных купюр начала и середины 20 века. В монетах вообще живёт история. Данную музейную экспозицию использую и при изучении советского периода в дальнейшем.
Не менее важна интонация, с которой мы ведём рассказ о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Она не должна быть слишком пафосной. Современные дети это не приемлют. Не нужно героизировать войну. Война проявляет всё самое высокое, но также и низменное в человеке. В войне нет романтики. В ней есть и подвиг, и жертвенность, и предательство. И в этом случае лучше краеведческого материала ничего не найти. Без него просто не обойтись в изучении сложных тем о Великой Отечественной войне. История войны, в случае применения краеведческого материала, становится близкой, осязаемой, подлинной.
Краеведческий материал обладает большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании учащихся. Тематику занятий выстраиваю так, чтобы она давала представления о системе ценностей людей.
Исследовательская работа с учащимися
Второй уровень изучения краеведческого материала – это изучение истории родного края через поисково – исследовательскую деятельность. Эта форма работы больше подходит для старшеклассников. Она формирует систему научных навыков и знаний, повышает мотивацию к учению, раскрывает индивидуальные способности, обучает информационным технологиям, развивает умение работать в коллективе.
Применению краеведческого материала на уроках истории и обществознания предшествует большая работа по исследованию родной истории, созданию источниковедческой базы, работа по созданию исследовательских краеведческих работ.
Краеведческая исследовательская работа в разы умножает знания учащихся истории своей Родины, истории родного государства.
Главную задачу любого исследования вижу как учитель в поиске чего- то необычного в обычном. Стараюсь, чтобы ученик увидел сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Чтобы развить в учащихся умения видеть проблемы, стоит научить их смотреть на одни и те же исторические события, явления с разных точек зрения. При этом развивается и критическое мышление учащихся.
Темы исследований выбираем с ребятами, учитывая наличие необходимой литературы, собственных материалов и наработок, значимые события в истории родного края. Используем в своей исследовательской работе и материалы интернета, районного и областного архивов. Не следует забывать и о воспоминаниях очевидцев значимых событий в истории родного края, старожилов села. Вполне возможно, что кто – то из них знает что – то важное о том, что исследуется.
Заключение
Применение краеведческого материала на уроках истории и обществознания, воспитательных мероприятиях, занятиях кружка позволяет в моей практике реализовать несколько современных педагогических технологий. Это и поисково – исследовательские формы и методы обучения, и технология развития критического мышления, и дифференцированное обучение, и информационно – коммуникационные технологии.
Краеведческая деятельность привлекает на только одарённых или просто успешных в учёбе учащихся, которые пишут исследовательские работы, выступают на научно – практических конференциях, но и слабоуспевающих в учёбе детей. Слабоуспевающим учащимся вполне по силам заниматься поисковой работой, создавать макеты и модели, готовить музейные экскурсии, заниматься поиском краеведческого материала в интернете. Что, несомненно, повышает их самооценку, создаёт ситуацию успеха.
Изучение прошлого и настоящего родного края позволяет ввести учащихся в сложный и противоречивый мир общественных отношений и помогает им научиться жить в этом мире, способствует выработке собственной жизненной позиции. Краеведение способствует формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества. При этом учитывается единство научного, дидактического, методического и воспитательного начал. Важно, чтобы ребёнок погрузился не только в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей своего мира.
Краеведческая деятельность позволяет выстраивать новые, субъектно – субъектные отношения учителя и ребёнка. Поисковая, исследовательская работа – это всегда сотворчество педагога и ученика.
Кроме того, в процессе краеведческой работы у детей формируется чувство любви к Родине, родному краю; уважение к своему и другим народам, складывается миропонимание. Развиваются память, внимание, наблюдательность, расширяется кругозор и словарный запас. Развиваются коммуникативные качества личности. При этом надо помнить, что если получилось зародить в ученике интерес к истории родного края, его следует постоянно поддерживать, помогать ребенку в преодолении трудных ступенек, ведущих к знаниям.
Статья «Роль краеведения в преподавании истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Роль краеведения в преподавании истории»
Выполнила преподаватель истории и
ВСМШ (колледж) Ярмонова В.И.
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники, и даже дополнительные источники информации, применяя, в том числе и информационно – коммуникационные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.
Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного села, исторический материал для учеников становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята, в каком – то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.
Роль исторического краеведения в преподавании истории и обществознания.
Краеведческий материал может играть огромную роль на уроках истории. Он позволяет современному ученику познакомиться со своим краем, узнать его историю, духовно – нравственные традиции. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Краеведение во все времена оказывало большое влияние на судьбу человеческой цивилизации. Оно, прежде всего, воспитывает любовь к родной земле. С. О. Шмидт, учёный – историк, возглавляющий союз краеведов России, так раскрывает это положение: “Краеведение возбуждает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов”
Часто при изучении истории нам сложно погрузиться в историческую эпоху и представить конкретного человека, его мысли, чувства. Изучение истории родного края помогает легче понимать людей другой эпохи и иных, не похожих на нашу, культур, а, следовательно, понимать себя.
Уроки истории и обществознания с использованием краеведческого материала являются учебным процессом, во время которого учащиеся узнают для себя что – то новое о своей малой Родине. Познавательное содержание здесь всегда неотделимо от нравственно – воспитательного воздействия. И потому такие занятия – это одна из форм воспитания.
Надо понимать, что историческое краеведение представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными свойствами: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельным характером. Иными словами, это не только область исторического познания (изучает историю края, отражённую в её памятниках, и опирается на принципы и методы исследования), но и сфера активной практической деятельности учителя и учащихся. Деятельность эта позволяет выстраивать между учителем и учеником новые, субъектно – субъектные отношения. Эти стороны применения краеведческого материала на уроках истории и обществознания образуют не просто сумму слагаемых, а нечто качественно новое – стройную систему различных видов деятельности. Познавательной, ценностно – ориентационной, коммуникативной и, наконец, преобразовательной.
Применение краеведческого материала в нашей работе способствует более углубленному изучению истории, познанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реального проявления в истории края. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование мышления учащихся, их гражданской идентичности, активной жизненной позиции. Воспитательный потенциал занятий с применением фактов родной истории заложен в самом материале. И нам надо понимать, какой материал отбирать для таких занятий, и какие факты использовать при работе с учащимися.
Формы и методы работы краеведческой работы с учащимися.
Уже с 5 класса детей можно знакомить с фактами из истории их родного города, показывать фотографии, создавать небольшие стенгазеты, посвященные каким-либо значимым событиям в его жизни. Особый интерес для детей могут представлять рассказы об местных археологических раскопках, демонстрация артефактов, связанных с древнейшей жизнью человека.
В 6 классе детей уже можно знакомить с местными письменными памятниками. При начале изучения курса История России, есть смысл рассказать детям о скифах и сарматах, населявших территорию нашей страны, на примере местных археологических находок.
Еще одним методом краеведческой работы на уроках истории и обществознания является составление своих маленьких проектов, связанных с семьёй, домом, районом. Например: “Моя родословная”, “Мой дом”, “Моя школа” и другие. Особенно нравится ребятам деятельность по созданию своего родословного древа. Целью таких занятий является ознакомление учащихся с понятиями “генеалогия”, “родословная”, “предок”, “потомок”, “поколение”, “семья”, формирование у них умений в составлении родословных разными способами. Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с историей. История – прежде всего наука о людях. Поэтому столь значима та её отрасль, которую называют генеалогией, то есть изучением родословий. К тому же, на таких уроках осуществляются межпредметные связи истории, обществознания и краеведения.
Вообще при изучении российской истории с 17 по 20 века всегда должна быть параллельная линия «а как то или иное событие отразилось на нашем родном крае, какие события разворачивались и на территории нашего города тоже?» Например, как отреагировали жители нашего города на известие об отмене крепостного права и т.д. Если какие либо исторические действия разворачивались непосредственно на территории родного города, можно посмотреть исторический фильм по данному событию и попытаться узнать свой город в кадре.
С 7 класса детей можно свозить в краеведческий музей. Здесь важны выявление логики рассматриваемых объектов, последовательность изложения материала, его систематичность, ясность и доступность. И главное – через музейные экспонаты заинтересовать детей историей. Через вещественные памятники истории, когда ребёнок может их потрогать, воспринять зрительно, легче передать атмосферу изучаемой эпохи, её значение для тех людей, которые жили до нас.
При изучении Великой Отечественной войны, дополнением к рассказам учителя и походу в музей будет приглашение человека каким- то образом, связанным с теми событиями. Вообще история войны, в случае применения краеведческого материала, становится близкой, осязаемой, подлинной.
Исследовательская работа с учащимися
Второй уровень изучения краеведческого материала – это изучение истории родного края через поисково – исследовательскую деятельность. Эта форма работы больше подходит для старшеклассников. Она формирует систему научных навыков и знаний, повышает мотивацию к учению, раскрывает индивидуальные способности, обучает информационным технологиям, развивает умение работать в коллективе.
Применению краеведческого материала на уроках истории и обществознания предшествует большая работа по исследованию родной истории, созданию источниковедческой базы, работа по созданию исследовательских краеведческих работ.
Темы исследований следует выбирать, учитывая наличие необходимой литературы, собственных материалов и наработок, значимые события в истории родного края. Ученики могут использовать в своей исследовательской работе книги из библиотеки, материалы интернета, районного и областного архивов. Не следует забывать и о воспоминаниях очевидцев значимых событий в истории родного края, старожилов села. Вполне возможно, что кто – то из них знает что – то важное о том, что исследуется.
Занимаясь исследовательской краеведческой деятельностью, ребята учатся анализировать исторический материал, прослеживать причинно – следственные связи исторических явлений, событий, переносить прежние знания в новые ситуации. Они учатся ставить перед собой цель и находить пути её достижения. При работе над исследованием ребята приобретают навыки сравнения и сопоставления научной информации с информацией, полученных из других источников; формулирования критической оценки своей деятельности; обоснованно отвечать на вопросы во время выступления. Да и сами этапы исследования оказывают воздействие на формирование личности учащихся. Они учатся сопереживать и критически мыслить, ощущают себя творцами истории.
Занятие исследовательской работой по истории родного края предполагает участие в различных конкурсах и конференциях. Это дает опыт в общении с людьми на научном уровне и может помочь в дальнейшей научной карьере ученика.
Экскурсия как форма краеведческой работы.
Такая форма краеведческой работы в школе как экскурсия предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.
После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
Краеведение Воронежской области.
Как мы уже выяснили, краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Изучает природу, население, хозяйство, историю небольшой территории. Я считаю, что перед тем как начинать краеведческую работу в школе, необходимо познакомиться с людьми, которые изучали историю Воронежской губернии и создали бесценные труды по истории нашего края.
Знакомым кажется имя Михаила Алексеевича Веневитинова (1844–1901). Происходит из старинной дворянской семьи, племянник поэта Д. В. Веневитинова. Был чиновником особых поручений, затем заведующим канцелярией губернии в Воронеже и секретарём Воронежского губернского статистического. Веневитинов участвовал в издании переписки митрополита Евгения (Болховитинова) с канцлером Н. П. Румянцевым, занимался историей своего рода, опубликовал ряд работ по истории Воронежского края XVII–XVIII вв., документы из семейного архива. Принимал участие в работе 4, 6, 8 и 10-го Всероссийских археологических съездов.
Николай Васильевич Воскресенский (1839–1904) – уроженец города Землянска. К изучению истории края пришёл через сотрудничество в местных газетах. Будучи помощником председателя Губернского статистического комитета, Воскресенский явился его первым летописцем. Детально проследив деятельность комитета с 1835 г., он поместил в «Памятной книжке Воронежской губернии на 1893 год» свою работу «Исторический обзор деятельности Губернского статистического комитета». Под руководством Воскресенского была издана «Памятная книжка Воронежской губернии на 1887». С середины 1880-х гг. он собирал материалы по истории «Воронежских губернских ведомостей. Результатом этого исследования явилась книга «Пятидесятилетие Воронежских губернских ведомостей: исторический очерк».
Николай Николаевич Второв (1818–1865) – чиновник Министерства внутренних дел, советник Воронежского губернского правления. В Воронеже вокруг Второва и товарища председателя губернской палаты гражданского суда К. О. Александрова-Дольника сложился литературный и историко-этнографический кружок. Кружковцы активно занимались краеведческими изысканиями, выявляли и изучали памятники воронежской истории, этнографии, фольклора, популяризировали знания о прошлом Воронежского края. С именем Второва связано начало деятельности Воронежского государственного статистического комитета, формально созданного в 1835 году.
Можно отметить еще одного профессора ВГУ, заведующего кафедрой «Истории России» Михаила Дмитриевича Карпачева. Краеведение является не самой главной его сферой изучения, однако Карпачев М. Д. является главным редактором двухтомной «Воронежской энциклопедии», которая вышла в свет в январе 2009 года. В энциклопедии обобщены сведения по разным областям жизни Воронежа и Воронежской области. Статьи энциклопедии посвящены истории региона, его природе, а также его культурной, спортивной и общественно-политической жизни.
Я считаю, что ученики в школе должны брать пример с выдающихся краеведов, иметь заинтересованность в истории родного края, а возможно и самим участвовать в исследовательской краеведческой деятельности.
Опыт, приобретённый в ходе краеведческой работы, помогает учащимся в их социализации, в дальнейшей учёбе в высших и средних специальных учебных заведениях. Там они уже без значительных трудностей пишут исследовательские работы, рефераты, работают над созданием проектных работ.
Применение краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, они учатся сопереживать. Когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у учащихся возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитии исторического процесса.