роль княгини ольги в истории руси

Святая княгиня Ольга. Моменты истории

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Принятие христианства

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Как известно, княгиня Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдовой. Согласно летописной легенде, византийскому императору Константину русская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным отцом), он у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Жизнь княгини

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.

После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать.

Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.

Потом княгиня приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. После этого древляне прислали Ольге в виде дани птиц, а она велела привязать к их лапам горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись на свои насиженные места и, тем самым, сожгли город древлян.

В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было вполне закономерным.

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.

Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

роль княгини ольги в истории руси. Смотреть фото роль княгини ольги в истории руси. Смотреть картинку роль княгини ольги в истории руси. Картинка про роль княгини ольги в истории руси. Фото роль княгини ольги в истории руси

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г. Фрагмент картины. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник

Княгиня Ольга
исторический портрет

Краткая биография

Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора налога с подчиненных племён (за что Игорь и был убит) и провела ряд мероприятий, который можно считать налоговой реформой: установила размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты, а также систему центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор дани.

Согласно Повести Временных Лет Ольга прошла обряд крещения в 955 году, в Константинополе. Её визит описан византийским императором Константином VII Багрянородным под 957 годом.

Первый военный поход Святослава ПВЛ упоминает в 964 году, юному князю было не интересно сидеть в Киеве, поэтому внутренними делами государства продолжала заниматься Ольга.

В 968 году княгиня вместе с внуками находились в Киеве во время осады города печенегами и впоследствии, после того как Святослав прибыл с войском и разбил печенегов, укоряла сына в оставлении столицы без должной защиты.

В 969 году Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду, согласно собственному пожеланию.

Правление княгини Ольги
945-964 годы

Краткая характеристика внутренней политики

Княгиня, однако же, приняла бразды правления от имени своего малолетнего сына и, поддерживаемая варяжской дружиной, решила проучить свободолюбивых древлян. Тем не менее, для предотвращения восстаний из-за злоупотреблений при сборе дани, Ольга пересмотрела сам процесс налогообложения.

Месть древлянам за убийство Игоря

Первая месть — прибывших древлянских сватов прямо с ладьями закопали заживо.

Вторая месть — новых послов сожгли в бане.

Третья месть — на пиру-тризне по убитому Игорю древлян опоили и перебили.

Четвертая месть — после долгой осады города Искоростеня Ольга предложила обороняющимся мир и в качестве налога — птиц, которые проживали под крышами домов. Затем княгиня приказала перед отпусканием птиц привязать к их ногам пучки соломы и тем самым подожгла город. Большая часть защитников была перебита, остальные покорились.

Налоговая реформа

Летописи сообщает о поездке Ольги в 947 году в новгородские и псковские земли и назначении там уроков (размеров выплаты дани), после чего княгиня вернулась к сыну Святославу в Киев.

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Кроме известного посольства в Константинополь и крещения, существует информация о направлении Ольгой послов к германскому королю Оттону I — он согласился направить в Киев епископа, однако затея не увенчалась успехом ввиду непринятия славянами идей новой религии.

Когда князь Святослав повзрослел и начал совершать походы в соседние земли, княгиня сосредоточилась на решении внутренних вопросов.

В 968 году Ольга присутствовала в Киеве, во время осады города печенегами.

Таблица «основные события внешней политики княгини Ольги»

Крестным отцом княгини стал сам император, после чего она вернулась домой

Императору было мягко отказано в предоставлении военной помощи, послов отпустили обратно с дарами959 – Ольга направила послов к германскому королю Оттнону IПо просьбе Ольги король направил в Киев епископа для продвижения новой религии, но это мероприятие не имело успеха.968 – осада Киева печенегамиВместе с внуками Ольга находилась в осаждаемом городе и могла руководить обороной

Итоги и результаты правления

Семья и личная жизнь

Отношения Ольги с мужем не описаны в летописях, однако княгиня жестоко отомстила убившим Игоря древлянам, что можно трактовать и как средство доказательства собственной власти, и как месть из привязанности и глубокого чувства к супругу.

Их отношения не были идеальными, так, например, Святослав отказался переходить в новую веру матери и не прислушивался к её просьбам больше времени уделять управлению собственным государством, а не походам в чужие страны.

Киевская Русь после княгини Ольги

Её правление не было идеальным, но одно можно сказать точно — она смогла не только удержать доставшееся в управление государство, но и укрепила его, подготовив для свего сына Святослава и внука Владимира мощный фундамент, позволяющий продолжить развитие и расширение подконтрольных территорий.

После смерти матери Святослав продолжил свои походы на граничащие с древнерусским государством земли. Он, как и прежде, во всём проявлял храбрость, порой безрассудную, и в конце концов поплатился за это — весной 972 года печенеги убили князя во время переправы на днепровских порогах.

Образ в культуре и памяти поколений

Княгиня Ольга оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины, фильмы и памятники, посвященные княгине.

Чесноков Константин Иванович

Добрый день! Интересуюсь историей ещё со школы и убеждён, что изучение биографий выдающихся личностей не только обогащает знаниями, но и помогает лучше прочувствовать дух разных эпох.

Помните совет Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Источник

Служение России: Великие женщины древней Руси. Княгиня Ольга

1-01-2012, 17:13 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: virginiya100 | комментариев: (6) | просмотров: (13 450)роль княгини ольги в истории руси. Смотреть фото роль княгини ольги в истории руси. Смотреть картинку роль княгини ольги в истории руси. Картинка про роль княгини ольги в истории руси. Фото роль княгини ольги в истории русироль княгини ольги в истории руси. Смотреть фото роль княгини ольги в истории руси. Смотреть картинку роль княгини ольги в истории руси. Картинка про роль княгини ольги в истории руси. Фото роль княгини ольги в истории руси

роль княгини ольги в истории руси. Смотреть фото роль княгини ольги в истории руси. Смотреть картинку роль княгини ольги в истории руси. Картинка про роль княгини ольги в истории руси. Фото роль княгини ольги в истории руси

Схема Древнерусского государства Х века

Об Ольге, как и о других правителей древнерусского государства, немного фактов, в истории её личности есть спорные моменты, на счет которых историки дискутируют, и по сей день. Много споров о её происхождении, одни считают, что Ольга была крестьянкой из Пскова, другие считают княгиню родом из знатного новгородского рода, а третьи вообще считают, что она из варягов.

Ольга была достойной женой киевского князя, имел в своем владении Вышгород, что под Киевом, села Будутино, Ольжичи и другие русские земли. Пока Игорь Старый был в походах, Ольга занималась внутренней политикой русского государства. У Ольги была даже своя дружина, и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией, после удачного похода Игоря.

После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья Ольга установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева. Ольга установила «уставы и уроки», «становища и ловища», «погосты». Погосты – место сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти. Смысл реформ княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти. Долгое время Ольга приводила в действия эту реформу, оттачивая её механизмы. Эта работа не принесла ей славы, не обросла легендами, зато имела большое значение в становлении русского государства. Теперь русское хозяйство имело административно – хозяйственную систему.

Во внешней политике, во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, Ольга решила позаботиться и о престиже Руси на мировой арене. И, если Ольгины предшественники Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга предпочитала пользоваться дипломатией. И, тут особое значение приобрело крещение Ольги в православие. «Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее на свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Княгиня приняла православие и стала первой правительницей – христианкой на Руси. Историки спорят, где же приняла Ольга веру православную, в Киеве или в Константинополе? Скорее всего, в Киеве Ольга только ознакомилась с христианством, а непосредственное крещение приняла уже в Византии, куда её сопровождал киевский священник Григорий. Сам Византийский Император стал крестным отцом русской княгини. Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, но её внук, Владимир Святославович продолжит дело княгини.

роль княгини ольги в истории руси. Смотреть фото роль княгини ольги в истории руси. Смотреть картинку роль княгини ольги в истории руси. Картинка про роль княгини ольги в истории руси. Фото роль княгини ольги в истории руси

Думается, что при Ольге стали формироваться особые культурные традиции Древней Руси, связанные с творческим заимствованием и переработкой на местной почве лучших образцов византийского искусства и архитектуры. Вполне вероятно, что рассказы княгини о Константинополе повлияли не только на ее сына, пожелавшего после завоевания Болгарии переехать в эту страну, но и на внуков, захотевших жениться на прекрасных гречанках. Как известно, первой женой старшего Ярополка стала монахиня-гречанка, отличавшаяся необычайной красотой. Ее захватил в плен Святослав и привез сыну в жены. После гибели Ярополка гречанку взял в жены Владимир. Позднее он даже смог высватать сестру византийских императоров принцессу Анну.

В целом Ольга стала идеалом для многих поколений русских женщин, стремящихся во всем на нее походить: быть не только мудрыми, но и хитрыми, смело отстаивать честь своей семьи, интересы детей и внуков, являться рачительными хозяйками в масштабах не одного своего дома, но и всей страны, сохранять чистоту и целомудрие до глубокой старости, заботиться о благе не одних ближних, но и всех подданных.

Несомненно, с правления Ольги началась новая эпоха в русской истории и культуре: окончательно оформилось государство и начался переход от язычества к христианству.

Источник

Роль княгини Ольги в истории Руси

Описание в Типографской и Иоакимовской летописях легенд о рождении и приходе к власти Ольги. Анализ внешней и внутренней политики княгини: подавление древлянского восстания, проведение административной реформы. История принятия христианства Ольгой.

РОЛЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ИСТОРИИ РУСИ

От природы эта женщина обладала острым умом, неудержимой энергией, широтой взглядов и твёрдой волей. Первая княгиня-христианка хорошо осознавала значение новой веры, понимала необходимость реформ, стремилась достичь процветания своего государства.

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле.

Хорошо известно, что в тот период процветали и другие города Руси, например, Новгород. Были и десятки других известный и богатых городов.

Правила преуспевания и сейчас, и тысячу лет назад одни и те же: правь по совести и по закону, соблюдай принятые обязательства, заботься, чтобы народ твой был защищен, спокойно занимался ремеслами и взращивал хлеб, обеспечь своим купцам выгодные условия торговли. Это созидательное начало в русской истории было связанно не с Игорем Старым, а с его женой, Ольгой.

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Псковa. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуто Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение (скандинавское) подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря на Ольге.

Внешняя политика. Крещение

Вряд ли во время русско-византийских переговоров мог подниматься вопрос о бракосочетании: княгиня была уже немолода, а император женат. Возможно, речь шла о совсем другом династическом браке: есть основания полагать, что Ольга предложила обручить своего сына с дочерью императора, но получила отказ.

Император вручил Ольге «дары многи», а патриарх при отъезде домой благословил: «Благословенна ты в жонах руських, яко возлюби свет, а тьму остави». Тем не менее, итоги визита разочаровали Ольгу. Её миссия имела торгово-политическую направленность. Возможно, она хотела восстановить или дополнить договор своего мужа с греками 944 г. и провести переговоры относительно крещения Руси. Мечтала она также получить от императора королевский титул. Свое путешествие Ольга начала весной и через месяц, где-то в начале мая, прибыла с посольством в Суду, Константинопольскую гавань, где и дожидалась приема более четырех месяцев, вынужденная все это время жить на корабле. Несмотря на то, что Ольгу все же пригласили ко двору, планам её не суждено было сбыться. Более того, приём, описанный императором, носил унизительный для русской княгини характер. После поездки в Царьград русско-византийские отношения остались напряженными.

Вскоре после возвращении Ольги в Киев на Русь прибыли византийские послы и напомнили княгине об обещанных встречных дарах императору: «Яко много дарих тя; ты бо глаголяши ко мне, яко аще возвращюся в Русь, многи дары прислю ты: челядь, воск и скору и воя многи в помощь». Княгиня резко возразила на это: «Яще ты рци тако ж постоите у мене в Почайне, яко же аз в Суду, то тогда ти дам».

Ольга умерла 11 июля 969 г. на 77-м году жизни. Известно, что она завещала «не творить над нею тризны». Где именно похоронили княгиню, неизвестно, возможно, это была одна из христианских церквей, построенных ею в Киеве. В «Повести временных лет» рассказывается о погребальном обряде над её телом, осуществленным христианским «презвутером», то есть священником. Там же упоминается, что в 1007 г. князь Владимир перенес останки княгини в Десятинную церковь, где она и была похоронена в каменном саркофаге. Потомки по достоинству оценили огромные заслуги княгини Ольги в деле государственного строительства и особенно в христианизации Руси: за переход к христианству Русская православная церковь еще в домонгольский период канонизировала её.

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю русскому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

ольга политика административный реформа христианство

Подобные документы

Происхождение княгини Ольги согласно «Повести временных лет» и «Пискаревской летописи». Легенда о знакомстве Ольги с князем Игорем. Гибель князя Игоря, месть древлянам, начало и результаты правления княгини Ольги. Принятие ею крещения в Константинополе.

презентация [1,1 M], добавлен 18.12.2013

Происхождение княгини Ольги и её характер в предании. Месть княгини древлянам и значение предания о мести, ее политический и экономический аспекты. Принятие христианства княгиней. Образ Ольги как правителя, её нововведения и политическая деятельность.

контрольная работа [39,0 K], добавлен 09.07.2012

Крещение Руси, значение принятия христианства. Первая религиозная реформа князя Владимира. Крещение, канонизация (общецерковное прославление) княгини Ольги. Визит Ольги в Константинополь. Историческое значение введения христианства в Киевском государстве.

реферат [24,9 K], добавлен 13.02.2011

Князь Святослав – единственный сын князя Игоря Рюриковича и Великой княгини Ольги. Роль и значение эпохи правления Святослава в истории. Особенности внутренней и внешней политики князя Святослава как одной из самых загадочных фигур в Киевской Руси.

реферат [23,1 K], добавлен 10.11.2012

Версии установления христианства. Неудачные попытки Ольги крестить Русь. Необходимость принятия христианства. Религиозные реформы князя Владимира. Крещение киевлян и новгородцев. Организационная структура церкви. Значение принятия христианства.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 16.05.2015

Культурные, торговые и дипломатические взаимоотношения между древней Русью и Византией. Русско-византийская война 941—944 годов, походы князя Игоря на Царьград. Посольство княгини Ольги в Константинополь. Принятие князем Владимиром христианства на Руси.

презентация [3,3 M], добавлен 27.09.2014

Характеристика социальных, экономических и политических аспектов, повлиявших на формирование древнерусского государства. Особенности и историческое значение образования государства восточных славян. Хазары и норманны (варяги). Реформы княгини Ольги.

презентация [5,2 M], добавлен 29.11.2011

Основные этапы зарождения и развития дипломатического искусства в Древней Руси. Русско-византийские договоры 907, 911 и 944 годов, их содержание и значение для дальнейшего развития государства, место в его истории. Внешняя политика княгини Ольги.

реферат [53,7 K], добавлен 04.11.2009

Реконструкция древнего славянского календаря. Описание основных праздников древних славян: День Ильи Муромца, День памяти княгини Ольги, День богини Карны-Плакальщицы. Анализ народного календаря примет. Особенности народной крестьянской культуры.

доклад [51,4 K], добавлен 10.04.2012

Причины принятия христианства на Руси, этапы христианизации. Времена принятия христианства княгиней Ольгой, ее миссионерская деятельность. Попытки Владимира упрочить духовное единство в рамках язычества. Историческое значение принятия христианства.

реферат [33,5 K], добавлен 06.06.2014

Источник

Исследовательская работа на тему «Святая равноапостольная княгиня Ольга и ее вклад в становление государственности на Руси»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Святая равноапостольная княгиня Ольга

и ее вклад в становление государственности на Руси

Введение

Российская Федерация является многонациональным государством. На территории нашей страны проживают около 140 национальностей и народностей, каждая из которых обладает своей культурой, традициями и особенностями вероисповедания. В главном законе государства – Конституции закреплено право гражданина на свободу вероисповеданий, таким образом, на территории нашей необъятной Родины мы можем встретить мусульманские мечети, буддийские ступы и православные храмы. Однако, исторически Русь всегда являлась православной страной, и большая часть населения являются представителями именно этой религии.

О принятии христианства на Руси знает каждый школьник. Это событие произошло в 988 году, когда князь Владимир принял решение креститься сам, а затем и крестить Русь на реке Днепр. Однако, князь Владимир был далеко не первым христианином на Руси, еще в 955 году его бабушка княгиня Ольга приняла крещение от византийского патриарха в Константинополе. Существует мнение, что именно она положила начало распространению православной веры на Руси и стояла у истоков формирования государственности. Помимо этого, после своей кончины, княгиня Ольга была прославлена в чине равноапостольной и является одной из самых почитаемых святых. Таким образом, тема исследования является актуальной и на сегодняшний день.

Целью исследования является определение роли личности княгини Ольги в превращении Руси в православную страну и становлении государственности на Руси. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить период жизни Ольги до восхождения ее на престол Руси;

— исследовать деятельность княгини, как главы государства;

— выяснить, почему Русская Православная Церковь прославила княгиню в чине равноапостольной, и какое культурно-историческое наследие осталось в память о ней.

Объектом исследования являются исторические источники, статьи, литература, посвященные жизни и деятельности княгини Ольги.

Предметом исследования – образ святой равноапостольной княгини Ольги.

В процессе работы над исследовательской работой можно выделять несколько этапов:

изучение различных исторических источников, литературы, посвященной княгине;

анализ ее деятельности как главы государства;

В данной работе использован ряд методов:

Исторический, который позволяет установить последовательность действий княгини Ольги, причины этих действий и последствия, сделать оценку роли данной исторической личности в становлении государственности;

Историко-сравнительный, дает возможность сравнить состояние русской государственности до появления Ольги на престоле и после ее правления;

Логический метод, который заключается в непосредственном анализе шагов и нововведений, которые предпринимала Ольга находясь на престоле.

Период до восхождения Ольги на престол Руси

Происхождение будущей княгини

Княгиня Ольга – это реальная историческая личность, о которой известно не так много. Доподлинно известна дата кончины святой – 11(24 по новому стилю) июля 969 года. В летописи имя Ольги впервые упоминается в 903 году в связи со сватовством к ней великого киевского князя Игоря, согласно данным летописи, в то время Ольге было 10 лет. Однако не стоит удивляться, ведь такие ранние браки считались нормой для Руси того времени.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что родилась Ольга в 893 году и прожила довольно длительную по рамкам и условиям средневековья жизнь. О происхождении княгини также существует множество споров, однако ряд источников утверждает, что Ольга была родом из псковских земель. Вот отрывок из «Повести временных лет»: «В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Приложение №1

Сама Ольга родилась в языческой семье, принадлежала к роду князей Изборских и изначально имела варяжское имя Хельга, но на Руси это имя приобрело немного другое произношение. Несмотря на то, что родители Ольги были язычниками и идолопоклонниками, они придерживались правил разумной и честной жизни и смогли воспитать в Ольге такие качества как мудрость, глубокий и пытливый ум и нравственная чистота.

Брак с князем Игорем

Князь киевский Игорь был язычником и многоженцем, и согласно приведенному выше отрывку из «Повести временных лет» женился на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Существует легенда о знакомстве будущей княгини с князем Игорем. Однажды, будучи молодым охотником, князь Игорь переправлялся через реку под Псковом, и заметил, что перевозчиком являлась молодая девушка, которая была переодета в мужскую одежду. Этой девушкой и была Ольга, молодому князю она очень понравилась, но он получил от нее отказ. Прошло время, настала пора Игорю искать себе невесту, и тогда князь вспомнил о той девушке, которая так пришлась ему по душе, и послал Олега за невестой, не желая искать другой жены для себя. Приложение №2

Количество детей у Ольги и Игоря также подвергается сомнению. Бесспорно лишь то, что в 942 году у них родился сын Святослав. Однако в исторических источниках имеются сведения о том, что в течение нескольких лет княгиня пережила несколько смертей своих детей, которые умирали, не доживая до года. Приложение №3

Согласно житию княгини она обладала волевым характером, мудростью, пытливым умом и смелостью. Ее брак с князем Игорем можно считать счастливым, несмотря на то, что у Игоря были и другие жены, Ольгу он почитал больше всех.

Княгиня Ольга во главе государства

Однако в 945 году наследнику престола Святославу было лишь 3 года, конечно же он не мог стать правителем Киевской Руси. Тогда дружина Игоря признала представителем законного наследника малолетнего князя Святослава его мать княгиню Ольгу. Стоит отметить, что в те времена женщины не обладали какими-либо правами, а тем более стать главой государства для женщины было невозможно. Но Ольга смогла склонить дружину в свою сторону и благодаря своей политике в отношении древлян.

После расправы над князем Игорем, древляне решили, что они освобождены от киевской власти и соответственно от уплаты дани киевской княгине. Помимо этого, они захотели женить своего князя по имени Мал на княгине Ольге и послали в Киев послов. Князь Мал с 20 древлянами прибыл в Киев на ладье и предложил Ольге супружество, Ольга пошла на хитрость и согласилась выйти замуж за князя. Затем по ее приказу была выкопана глубокая яма, в которую была брошена ладья и сами послы, которых закопали заживо. Это была первая месть Ольги древлянам. Приложение №4

Но на этом княгиня не собиралась останавливаться. Она приказала древлянам прислать к ней своих лучших воинов, аргументировав это тем, что она могла «с великою честью пойти» за их князя. Древляне не почувствовали подвоха и отправили своих лучших людей. Встречала их княгиня с почестями и даже велела растопить баню, в которой и сожгли всех послов. Приложение №5

Третья месть Ольги древлянам произошла на их же земле. Киевская княгиня отправилась на место смерти своего излюбленного супруга для того чтобы устроить тризну на его могиле, древляне также были приглашены. Напоив древлян, дружинники Ольги, по ее приказу, отрубили им головы. Существуют данные о том, что в этот день погибло около 5 тысяч древлян. Приложение №6

Но и этого Ольге было мало, в 946 году Ольга всместе со своим малолетним сыном задумала захватить главный город древлян – Искоростень. Осада затянулась и тогда Ольга пошла на уловку. Она отправила послов к древлянам и приказала в качестве дани и во имя заключения мира, чтобы жители от каждого двора дали по три голубя и три воробья. Конечно же, древляне обрадовались и выполнили требования киевской княгини. По наступлении ночи, Ольга приказала своим воинам к лапкам голубей и воробьев привязать по тлеющему труту и отпустить. Птицы вернулись в свои гнезда и подожгли город. Среди людей началась паника и жители бросились бежать из города. Город был полностью разрушен, а с его жителями Ольга поступила осень жестоко. Одних убили ее воины, другие были вынуждены стать рабами у дружинников, а третьих княгиня обложила «тяжкой данью». Приложение №7

Именно с таких событий началось правление Ольги. Следует отметить, что она придерживалась правил «кровной мести», делая это жестко и даже жестоко. Но важно понимать, что когда происходили эти события, Ольга еще была язычницей, и согласно этому ее поведение считалось вполне закономерным.

Внутренняя и внешняя политика княгини

Историки считают, что правление княгини Ольги было более успешным, чем ее супруга князя Игоря. Внутренняя политика княгини Ольги была направлена на подчинение славянских племен власти Киева. В 947 году княгиня организовала систему погостов (мест, где останавливались сборщики дани). Данная система пришла на смену полюдью и установила твердые размеры дани (уроки). Стоит отметить, что погосты выполняли не только функцию мест сбора дани, но и являлись так называемыми административными центрами: имели право устраивать суды. Позже, именно на территории погостов строились православные храмы.

Большие усилия приложила княгиня Ольга для укрепления оборонной мощи княжества. Города укреплялись и застраивались, появились первые строения из камня. Именно при княгине Ольге было положено начало каменному строительству. В Киеве первыми каменными зданиями являлись городской дворец и загородный терем княгини. При всем этом отчетливо видна укрепившаяся роль Киева. Также к правлению Ольги историки относят установление первых государственных границ с Польшей, на западе. Расширились и международные связи Киева. Наемники из Дании, Швеции и Германии охотно вступали в русское войско.

Во всех делах управления великая княгиня Ольга проявляла мудрость и дальновидность. Во время своего правления княгиня избежала военных походов, а проблемы с другими государствами решала с помощью дипломатии. Врагам она внушала страх, для своих людей была защитницей и любимицей, милостивой правительницей.

Крещение княгини Ольги

Огромнейшую роль княгиня Ольга сыграла в распространении христианства на Руси и стала первой из правителей Киевской Руси, которым было принято крещение. Этот шаг княгини предопределил принятие православия всем русским народом. Великая княгиня Ольга способствовала распространению на Руси христианства и стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Изначально Ольга была язычницей, но прожив довольно долгую и насыщенную событиями жизнь, она хотела найти успокоение. Имя Бога Вседержителя уже славилось на Руси, и тогда Ольга решила отправиться в Константинополь- столицу греческой империи и христианской веры.

Прибыв в Константинополь в 955 году, Ольга была поражена особенностями и величием христианской веры и решила стать христианкой. Сам патриарх Феофилакт стал ее крестителем и наставником, а император Константин – восприемником от купели. При крещении Ольга был наречена именем Елена, в честь святой равноапостольной Елены. Приложение №8

Незадолго до своего крещения с княгиней произошло событие, которое показало мудрость и хитрость киевской правительницы. Княгиня Ольга очень пришлась по душе византийскому императору Константину, и он хотел взять ее в жены, на что Ольга ответила, что она является язычницей, и если император хочет, то должен крестить ее сам. Император согласился, а после крещения Ольга сказала, что невозможно заключать брак между крестным отцом и его дочерью. Так Ольга и перехитрила византийского императора.

Во время пребывания княгини в Константинополе, в честь ее был утроен величественный прием, что показало большую значимость и влияние киевской княгини на международном уровне.

Крещеная и получившая наставления о жизни в новой вере, княгиня вернулась в Киевскую Русь воодушевленной. Ей очень хотелось, чтобы ее веру разделил ее сын, князь Святослав, однако, как ни старалась Ольга, Святослав был закоренелым язычником и менять веру не собирался. И убеждения Ольги о том, что крещение князя послужило бы хорошим примером для всего народа так и остались без внимания.

В Киев княгиня вернулась с иконами и богослужебными книгами – с этого момента и началось ее апостольское служение. По ее распоряжению на месте могилы первого князя-христианина Аскольда был воздвигнут храм во имя святителя Николая. Многие киевляне, следуя ее примеру также приняли крещение. С рассказами и призывом к принятию новой веры княгиня отправилась на север, там она уничтожала языческие идолы и на их месте возводила православные кресты.

Внук великой княгини – святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства.

Русская Православная Церковь в 1547 году причислила великую княгиню к лику святых в чине равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории. Приложение №9

Великая княгиня Ольга прославлена православной церковью в чине равноапостольной. Равноапостольный – это лик святых, которые особо прославились проповедованием Евангелия и распространением православной веры. Княгиня Ольга по праву занимает одно из главенствующих мест в этом чине.

Память равноапостольной княгини увековечена в городе Пскове, который она основала. Весь город пропитан упоминанием об этой великой правительнице, этому свидетельствует упоминание ее имени во множестве архитектурных сооружений. Здесь расположены два памятника, посвященных великой княгине, стоит отметить, что оба они были установлены в 2003 году. Автором одного из них является Вячеслав Михайлович Клыков (одной из самых знаменитых его работ является звонница на Прохоровском поле). Эта скульптура расположена недалеко от псковского Кремля, и представляет собой бронзовое изваяние великой княгини, а рядом с ней скульптуру мальчика – ее внука, князя Владимира. Приложение №10

Автором второго памятника княгине Ольги в Пскове является Зураб Церетели. Он представил княгиню воительницей и защитницей земли Русской, в одной руке она держит щит, в другой меч, а на шее виднеется православный крест. Приложение №11

В честь княгини освящены более 90 храмов в различных городах нашей необъятной родины. Стоит отметить, что в Белгородской области возведен один храм в честь святой равноапостольной княгини Ольги. Этот храм возведен в 2008 году в городе Старый Оскол. Приложение № 13

Следует отметить, что в честь княгини Ольги названы ордена, такие как:

Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги, учреждённый императором Николаем II в 1915 году. Приложение №14

«Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997 года. Приложение №15

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *