роль городов в древней руси

ГОРОД В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Социально-политический и экономический центр, имеющий внутреннюю (кремль, детинец, град) и внешнюю оборонительную систему, с множеством функций – экономических, военных, административных, политических и культурных. Первоначально «городом» называли любое огороженное поселение. Возникновение первых городов на территории расселения восточных славян относится к IX-X векам.

Происхождение древнерусских городов в научной литературе

Скудность письменных источников по истории этого периода и сложность интерпретации данных материальной культуры приводили к множественности трактовок древнерусского города. Вопрос о времени и причинах возникновения древнерусских городов вызывал немало споров в историографии и до сих пор остается отчасти дискуссионным.

Другие ученые отводили первичную роль в процесс градообразования деятельности князей, рассматривая города как центры государственной власти и опорные пункты Рюриковичей.

М.Н. Тихомиров, Б.Д. Греков первичную роль в возникновении древнерусских городов отводили экономическим факторам. Они считали города населенными пунктами, жители которых были в той или иной степени оторваны от земледелия и занимались ремесленной или торговой деятельностью.

Несомненно, генезис древнерусского города также получил множество других интерпретаций. В современной историографии заметно стремление рассматривать город как сложный организм, выполняющий множество функций, сочетание которых отличает городские поселения от сельских. Было выделено несколько основных вариантов образования древнерусских городов: 1) из племенных или межплеменных центров в процессе консолидации вокруг укрепленного ядра поселения; 2) из поселения-крепости; 3) из укрепленного центра волости; 4)единовременное строительство города.

Этапы градообразования

На основании имеющихся археологических данных была выработана условная схема возникновения городов на Руси. На первом этапе (IX-X века) в роли протогородов выступали старые племенные центры и открытые торгово-ремесленные поселения, чья деятельность подпитывалась международными торговыми связями и расслоением родо-племенных отношений. К таким протогородам относятся Ладога, Гнёздово, Тимеревское селище, Городище под Новгородом. Они обладали одним или несколькими признаками города и, по-видимому, функционировали как пункты остановки ежегодного княжеского обхода за данью – полюдья. В XI в., когда устанавливается система управления через города и погосты, многие из них утрачивают свое значение. Ближе всего к городскому типу на этом этапе находятся Киев и Новгород, в которых укрепленный центр с языческим капищем окружают неукрепленные поселения.

Во второй половине X века на Руси идет процесс активного градообразования – особенно в Среднем Поднепровье, на юго-западе и северо-западе страны. В письменных источниках упоминаются Киев, Вышгород, Чернигов, Перемышль, Псков, Новгород и др. Начинает складываться типичная плановая структура древнерусского города: крепость – общественно-политический и культурный центр и обширная неукрепленная часть.

В ходе второго этапа (XI- начало XII века) завершается формирование общей плановой структуры городов: княжеского детинца и торгово-ремесленного посада, что было связано, с одной стороны, с укреплением государственности, и, с другой, специализацией ремесла и торговли и появлением устойчивых внутриэкономических связей.

Третий этап (с середины XII века) характеризуется преобладанием внутриэкономических причин появления городов, прежде всего успешного развития ремесла.

Древнерусские города в письменных источниках

Письменные источники по истории Древней Руси позволяют судить о функциях, выполняемых городами. Во-первых, они были центрами управления обширными областями, резиденциями князей или их наместников. Организация власти неразрывно связывалась с основанием новых городов. Во-вторых, в них концентрировались вооруженные силы, формирующие ополчение земель. В-третьих, города были идеологическими и культурными центрами. Кроме того, они были местом концентрации феодальной знати.

Население древнерусского города было очень разнородным: здесь проживала военно-служилая знать, княжеская администрация, ремесленники, челядь, крупное и мелкое купечество. По мере усложнения хозяйственной деятельности горожан и расширения функций города усложнялась и социальная стратификация его жителей.

Сам внешний облик и функционал древнерусских городов был довольно разнообразным: стольные центры крупных княжеств сильно отличались от простых волостных центров и удельных княжеских столиц.

Уровень владения ремеслами в древнерусских городах был достаточно высок, специализации ремесленников все время расширялись (выделяют не менее 64 специальностей). Однако внутренние торговые связи были слабо развиты, и крупная торговля была по большей части ориентирована на внешний рынок. В крупных ремесленных и торговых центрах находились фактории иностранного купечества.

Города в XIIIXV веках

С приходом на Русь иностранных захватчиков начинается упадок городской жизни. Большую роль в организации сопротивления монголо-татарам оказала оборона Рязани, Владимира, Москвы, Козельска и других городов. Часть древнерусских городов была тогда разрушена, были утрачены некоторые ремесла, нарушен нормальный процесс товарного производства и торговли. Большой урон был нанесен культуре, расцветающей в городских центрах. Только в XIV-XV веках удается преодолеть общий спад городской жизни, начинается новый подъем городов.

Источник

Роль городов в политической и социально-экономической структуре Древней Руси

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

“Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие”.

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи. В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения. Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей “очевидности” ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова “город” (родственное “жердь”), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, “городом” в древнерусских источниках до XVI в. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения “крупные”), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином “город” имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

История любых населенных пунктов на планете начинается с момента появления в данном месте первых людей, а при необходимости учитываются и глубины прошлого всей живой природы и геологической истории. На территории и в окрестностях многих средневековых городов, доживших до XXI века (Москва, Киев, Владимир и т. п.), выявлены разнообразные следы палеолита и последующих эпох. Со времен неолита в округах будущих городов существуют сравнительно устойчивые поселения, состоящие из нескольких или десятков жилищ (протогорода трипольской культуры на землях будущей России включали и сотни жилищ). В период энеолита поселения приобретают все более укрепленный характер, огораживаются или располагаются на возвышенных местах у водоемов. В начале железного века (задолго до нашей эры)всевозможных городищ различных археологических культур на территории будущей России — сотни. Общеизвестно возникновение реальных античных городов на землях, затем вошедших в состав средневековой Руси: Ольвия, Тирас, Севастополь, Танаис, Фанагория, Корчев и т. п. Средневековые «древнерусские» города наследовали богатейшую историю отечественного градостроительства, преимущественно деревянного, символом достижений которого был античный Гелон.

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

Непосредственными предшественниками русских городов раннего Средневековья были укрепленные святилища и убежища типа детинца или кремля, которые воздвигали жители ряда соседских селений, разбросанных среди окружающих их полей и лугов. Такой тип поселений характерен для археологических культур, предшествовавших Древнерусскому государству, например тушемлинской (IV—VII вв.), распространенной на территории Смоленского Поднепровья. Тушемлинская культура была, по-видимому, создана балтами[1]., и её селения погибли в огне в VII—VIII вв., возможно, в ходе наступления кривичей. Наличие мощных укреплений характерно также для поселений юхновской [2] и мощинской культур. Аналогичная трансформация типа поселений «от расположенных в низких местах незащищённых селищ — к городищам на высоких, естественно защищённых местах»[3] происходит в VIII—IX вв. и у славян (Роменско-борщевская культура, поздняя Лука-Райковецкая культура).

В IX—X вв., наряду с городами-убежищами появляются и небольшие заселенные крепости, возле которых не ранее конца X в. появляются городские посады — поселения ремесленников и купцов. Ряд городов представлял собой главные поселения того или иного «племени», так называемые племенные центры, на деле — центры «своих княжений», что подчеркивали летописи. Отсутствие письменных источников за VII—VIII в. и летописные свидетельства за IX—X вв. не позволяют установить хотя бы приблизительное количество городов Руси той эпохи. Так, по упоминаниям в летописях можно установить чуть более двух десятков городов, но их список безусловно не полон.

Даты основания ранних городов Руси установить трудно и обычно приводится первое упоминание в летописях. Однако стоит учитывать, что на момент летописного упоминания город являлся устоявшимся поселением, а более точная дата его основания определяется по косвенным данным, например, исходя из археологических культурных слоёв, раскопанных на месте города. В некоторых случаях археологические данные противоречат летописным. Например, для Новгорода, Смоленска, которые упоминаются в летописях под IX веком, археологами пока не обнаружено культурных слоёв старше X века или методика археологической датировки ранних городов недостаточно отработана. Приоритет при датировке пока отдаётся письменным летописным источникам, но все делается для дискредитации очень ранних дат в этих источниках (особенно — античных, уровня Птолемея).

С XI в. начинается бурный рост количества городского населения и количества древнерусских городов вокруг существующих городов-центров. Примечательно, что возникновение и рост городов в XI—XIII вв. происходит также и западнее — на территориях современных Чехии, Польши и Германии. О причинах массового появления городов создано немало теорий. Одна из теорий принадлежит русскому историку Ключевскому и связывает возникновение древнерусских городов с развитием торговли вдоль пути «из варяг в греки». Эта теория имеет своих противников, которые указывают на зарождение и рост городов не только вдоль этого торгового пути.

Тесная связь городской и сельской жизни характерна для ранних городов с глубокой древности, что сохранилось и на землях средневековой Руси, отчасти наследовавшей традиции Великой Скифии.

Археологические раскопки в русских городах IX—XII вв. подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады. Большое значение в хозяйстве имело животноводство — археологи обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д.

В городах было хорошо развито ремесленное производство. В своих капитальных исследованиях, основанных на глубоком изучении вещественных памятников, Борис Рыбаков выделяет до 64 ремесленных специальностей и группирует их по 11 группам. Тихомиров, однако предпочитает несколько иную классификацию[3] и подвергает сомнению существование, либо достаточную распространённость некоторых из них.

Обязательной принадлежностью городов — как и в античности Северного Причерноморья — был городской рынок. Однако, розничная торговля в нашем смысле слова на рынке была слабо развита.

4й вопрос
международные связи древнерусских земель

Как отмечают большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие, внешнюю деятельность первых киевских князей направлял преимущественно экономический интерес. И эта деятельность была направлена к двум главным целям:

1. к приобретению заморских рынков,

2. к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.

2.христианизация
Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь B 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они — мужчины, женщины, дети — вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них — церковь святого Василия — он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за ЭТИМ началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.
Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.
Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти — император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси — каменного собора святой Богородицы. Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии. Тем самым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеские доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.
Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т. е. богатых, семей. Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.

Источник

Роль города в истории Древней Руси

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

Какую роль играли города в истории Древней Руси? Прежде всего они были местом средоточия власти – именно здесь находился князь, его наместник или посадник. Городу подчинялась обширная сельская округа, с которой люди князя собирали дань.

Велико было и военное значение городов. Их жители формировали свои ополчения – городовые полки. В хорошо укреплённых городских крепостях находился также постоянный военный гарнизон, который состоял из воинов-профессионалов.

В центре города высился собор – главная церковь всей округи. В столицы крупных земель, как правило назначались епископы, в другие города – протопопы, которым подчинялись приходские священники. Монастыри также первоначально возникали преимущественно в городах или рядом с ними. Именно через города в языческую среду проникло христианство. Здесь же в середине века зарождались и ереси.

Город и политические дела

Традиции свободолюбия, демократизма и коллективизма, таким образом, были весьма развиты на Руси в XI-XII вв. Именно потому отдельные историки называют древнерусский политический строй республиканским и говорят о существовании городов-государств на Руси, сопоставляя их с городами государствами Древней Греции. Однако такой взгляд считается спорным.

В дальнейшем традиции «народничества» не получили развития. После того как на Руси воцарилось ордынское иго, создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Это связано с рядом причин. Города более всего пострадали от нашествия, они постоянно подвергались набегам и наездам лютых ханских послов. В этих условиях замолкает древнее вече. Зато быстро идёт усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками(грамотами) из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредотачивалась в руках крупных боярских семей и передаётся по наследству. В Твери тысяцкими были Шетневы, в Москве за эту должность боролись знатнейшие бояре Хвостовы-Босоволковы и Воронцовы-Вельяминовы (последние в итоге вышли победителями). Дело кончилось тем, что под нажимом великого князя должность тысяцкого в Москве вообще была отменена. В послемонгольский период в городах угасают древние демократические обычаи, и в XIV-XV вв. они становятся преимущественно княжескими центрами. «Устроителем» и «создателем» города, главной его фигурой в этот период выступает князь, чья воля, военное и экономическое могущество определяют судьбу того или иного центра.

Городское ремесло

Экономическое и культурное значение города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники – зодчие, каменотёсы-резчики, мастера «по меди, серебру и злату», иконописцы.

Изделия отечественных городских ремесленников славились далеко за пределами Руси. Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны в соседних странах под названием «русских» замков. О высоком искусстве мастеров черни (тонкой ювелирной работы по серебру) и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. Известны восторженные отзывы и о шедеврах русских златокузнецов. Так, в XI в. мастера-ювелиры изготовили позолоченные гробницы для первых русских святых – братьев Бориса и Глеба.

роль городов в древней руси. Смотреть фото роль городов в древней руси. Смотреть картинку роль городов в древней руси. Картинка про роль городов в древней руси. Фото роль городов в древней руси

Летопись отмечает, что «многи, приходящие из Греции и других земель», свидетельствовали: «Нигде такой красоты нет!» В XII в. ремесленники, работавшие прежде на заказ, перешли к выпуску изделий для массового сбыта.

Монгольское нашествие нанесло особенно тяжёлый урон городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики. В середине века ремесло основывалось на ручной технике, а следовательно, на навыках, приобретавшихся в ходе многолетней работы. Оборвалась связь мастер – подмастерье – ученик. Специальные исследования показали, что в целом ряде ремёсел во второй половине XIII в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской Руси. Среди археологических находок, относящихся к этому периоду, уже нет многих предметов, обычных для предшествующей эпохи. Зачахло и постепенно выродилось стеклоделие. Навсегда было забыто искусство тончайшей перегородчатой эмали. Исчезла многоцветная строительная керамика.

Однако примерно с середины XIV в. начался новый подъём ремесленного производства. До наших дней дошёл облик русского ремесленника-кузнеца того времени, мастера по имени Аврам, чинившего в XIV в. древние врата Софийского собора в Новгороде. На них он поместил и свой автопортрет. Мастер бородат, стрижен в кружок, в руках у него главные орудия труда – молот и клещи. Одет он в подпоясанный кафтан чуть выше колен и сапоги.

Во второй половине XIV в. стали изготавливать кованные и клепаные пушки, началось производство листового железа. Получило развитие и литейное дело, прежде всего литьё колоколов и ушек из бронзы. На Руси имелись выдающиеся литейщики, среди них особенно славился тверской мастер Микула Кречетников – «якоже и среди немец не обрести такова». Для литья предварительно изготавливали воскоую модель изделия, в которую затем вливался сплав меди и олова – бронза. Литьё было трудным делом и требовало большого искусства. Необходимо было не нарушать пропорцию металлов (и обязательно добавить серебра для чистоты колокольного звона!), не переварить («не передержать», как говорили мастера) металл, не попортить формы, вовремя извлечь готовое изделие. Недаром существовало поверье, что для пущей предосторожности надо пустить какой-нибудь ложный слух, который бы мог отвлечь внимание любопытных от производимой работы.

Торговля и города

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использовали великие водные пути – «из варяг в греки» и по Волге к Каспийскому морю – «из варяг в персы».

Путем «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.

Успехам торговли способствовало распространение по южнорусским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на земле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Волге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину. По Волге купцы спускаются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, проникают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологам клады арабских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII-VIII вв.

С развитием торговли связано у славян появление городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр – Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.

В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 25 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой – страной городов.

Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали такие княжества: Куявия (Куяба – вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *