роль абая кунанбаева в истории казахского общества

А.Кунанбаев и его место в культуре Казахстана.

Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. Втянутый в дела родовых распрей, Абай вникает в сложнейший механизм общественной жизни казахов. Одновременно ему удается изучить российские колониальные порядки, познать европейские ценности. Он приходит к мысли о неизбежности конца традиций казахов и перехода к более прогрессивным, связанным с введением буржуазных, капиталистических начал.

В 1886 году, когда ему минуло 40 лет, Абай написал прекрасное стихотворение «Лето», все остальные 20 лет его жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности.

Абай написал стихотворения, назидания в прозе, поэмы: «Искандер», «Маегуд», «Сказание об Азиме»,

Абай был носителем новой концепции жизни, стоял на голову выше той среды, которая его породила. Просветитель хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышает «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью, ложному стыду. Человеческий характер, по его мнению, заключается лишь в борьбе с трудностями, в преодолении этих трудностей.

В результате колониальной политики царизма и усиления гнета во второй пол. XIX века шло очень быстрое ухудшение положения народных масс и разорения казахского шаруа. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай указывал им путь к существованию, призывая не чуждаться наемного труда, как более прогрессивной формы труДа вообще.

Абай выступал с протестом против межродовых распрей. Резко критиковал тщеславных, корыстолюбивых управителей, хитрых биев, нравы правящих слоев общества. Это отражалось в его раздумьях: «„.Разрознен мой родной народ, Расколот и разобщен. Мне жить спокойно не дает, Вражда со всех сторон. «, ‘. Я рос там, где тропы не прохожены, где много преград. Против тысяч один сражался. «. В стихотворении «О казахи мои, мой бедный народ» поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, из-за денег и власти кипит вражда».

Большие Надежды возлагал Абай на молодежь, он обращался к тем, «сердцем прозорлив и чуток». Тема просвещения народа в творчестве Абая приобрела огромное социальное звучание. В распространении знаний поэт видел средство освобождения людей от социального зла.

Абай глубоко верил в творческие силы народных масс и понимал, что при современных ему условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда.

Абай, когда вставал вопрос о путях изменения общества, считал, что реформы, в первую очередь, просвещения и науки, способны изменить настоящий строй.

1) казахский фольклор и устное поэтическое творчество;

2) традиции классического образца персидской и арабской литературы;

3) русская литература.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник

Абай (Ибрагим) Кунанбаев

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29.07.1845 — 23.06.1904) — поэт, просветитель и философ, основоположник новой казахской национальной письменной литературы и казахского литературного языка.

Родился в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода Кунанбая. Получил первоначальное домашнее образование у муллы, затем был направлен в медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Обучаясь в медресе параллельно посещал русскую школу. Владел арабским, персидским и др. восточными языками. Читал в оригинале произведения классиков Востока — Навои, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Хафиза, Сайхали.

Все остальные двадцать лет жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности. В середине 70-х годов Х1Х в. возобновляет изучение русского языка и классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Знакомство с русскими политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, И. И. Долгополовым и С. С. Гроссом сформирует его прогрессивные взгляды.

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. В поэтических произведениях, созданных в 1882 — 1886 гг. обращается к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития («Восьмистишия»). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Расценивал труд как единственный путь к богатству и изобилию общества. Вскрывал антагонистические противоречия между народом и господствующей верхушкой. Протестовал против межродовых распрей, критиковал тщеславие и феодальные нравы общества.

Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая было явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».
В вопросах управления придерживался демократических позиций. Считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа. Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс не сумел. Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности.

Пути улучшения жизни народа видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов он неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли.

Основную силу, способную преодолеть невежество видел в науке и просвещении. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов считал, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества — наука, передовые идеи, культура и настанет всенародное благоденствие. Мечтая о всенародном благоденствии, оставался на уровне просветителей своего времени считая, что в первую очередь просвещение и наука, способны изменить существующий строй.

Впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии («Поэзия — властитель языка»). Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания поэзии. Многие стихи написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Каламкас» — «Шлю привет тебе, тонкобровая»).
Воспевал женщину — мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахском обществе. В стихотворении «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть, и бледнеть»), «Ғашықтық тілі — тілсіз тіл» («Язык любви — язык без слов») показаны сила любви, красота женщины.

В 1887 году им написаны поэмы «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». Их сюжеты построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы.

Значительным вкладом Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли явились «Слова назидания» — «Гаклия» (1890 — 1898). Содержание книги составляют 45 «Слов назиданий» многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости. Центральная идея «Слов назидания» — вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа.

Органичная часть творчества Абая — переводы на казахский язык произведений русских классиков (около 50 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова). С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» — «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес», «Выхожу один я па дорогу…» и др. В переводах басен Крылова «Пестрые овцы», «Ворона и «Вороненок». «Стрекоза и муравей», «Дуб и трость» сохранить их обличительную силу и тонко передать выразительность и простоту языка. Метод вольного перевода позволил поэту творчески подойти к лучшим произведениям литературы и передать их в восприятии казахского народа.
При жизни Абая были опубликованы лишь несколько стихотворений. В Петербурге был издан сборник под названием «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева», тиражом 1 тыс. экземпляров.

Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Абай прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни народных композиторов Биржан сала, Акана сери, Таттимбета, Жаяу Мусы и других. Музыкальный дар поэта нашел свое отражение в лирических песнях. Песни «Айттым сәлем, Каламкас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Қор болды жаным» («Унижена моя душа»), «Сұрғылт тұман» («Серые тучи»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Татьянаның хаты» («Письмо Татьяны») и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.

Абай проявлял интерес и к песням русского народа, романсу, вокальному творчеству русских композиторов М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Г. Рубинштейна. В творчестве Абая имеется цикл песен, созданных на основе стихов, переведенных с русского языка. На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, М. Койшыбаев, Н. Тлендиев и др.

Литературное и эстетическое наследие Абая — национальная гордость казахского народа. Традиции Абая в своем литературном творчестве развивали Ш. Кудайбердыев (1858 — 1931), С. Торайгыров (1894 — 1921), М. Жумабаев (1893 — 1938), С. Донентаев (1894 — 1933). На наследии Абая воспитаны классики казахской литературы ХХ в.: М. Ауэзов, С. Сейфуллин, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, А. Тажибаев, К. Аманжолов, Т. Жароков.

Образ выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства. Его жизнь и творчество вдохновили М. О. Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая») (Ленинская премия, 1959 г.).

Труд Абая переведён на многие языки мира, среди которых русский, китайский французский и др.

В 2010 г. в Астане памятник Абаю разместился напротив Старой площади по проспекту, названному в его же честь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. — Алматы «Атамұра» 2010, — 768 с., илл., карты — С. 535–540.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 — 560 с. — С. 67 — 69.
Акмола: Энциклопедия — Алматы: Атамұра, 1995, — 400 с. — С. 282 — 283.

Источник

Абай Кунанбаев: что известно о великом казахском поэте

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Портрет Абая Кунанбаева: Wikipedia

Когда вся страна в 2020 году отмечала 175-летие великого поэта-просветителя Абая Кунанбаева, в РК установили новый праздник — День Абая. Теперь дата 10 августа — это особый повод вспомнить его биографию, прогрессивные взгляды и почерпнуть мудрость казахского философа, знаменитого на весь мир.

Жизненный путь Абая Кунанбаева

Кто такой Абай Кунанбаев? Его считают родоначальником казахской литературы, великим философом и просветителем своего времени. Биография культурного деятеля прольет свет на его судьбу и творчество.

Становление поэта и философа

Когда и где родился Абай Кунанбаев? Будущий поэт появился на свет 10 августа 1845 года в Чингизских горах (ныне — село Карааул Абайского района в Восточно-Казахстанской области). Интересно, что при рождении мальчику дали имя Ибрагим. Но бабушка Зере называла внука Абаем, что значит ‘осторожный’, ‘внимательный’.

Кунанбаев принадлежал к знатному роду Тобыкты из казахского племени Аргын:

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Абай Кунанбаев: творчество: YouTube/Tigran Zhampeissov

Благородное происхождение позволило Кунанбаеву получить хорошее образование. С 9 лет он обучался в медресе имама Ахмет-Ризы — мусульманской духовной школе в Семипалатинске. Можно сказать, что здесь и начался творческий путь Абая:

Отец хотел, чтобы Абай знал и русский язык. Поэтому параллельно юноша посещал русскую приходскую школу.

Кунанбаеву было суждено стать новым правителем рода. Когда ему исполнилось 13, отец решил передать сыну все необходимые знания. Он видел в юноше большой потенциал: к 20-ти Абай стал известным оратором, умел блестяще справиться с родовыми распрями.

В 28 лет Кунанбаев понял, что власть его не интересует. Он хотел путешествовать, учиться и заниматься творчеством. В этом возрасте Абай начал активную деятельность:

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы: Wikipedia

Последнее десятилетие XIX века стало для поэта самым плодотворным. Он много размышлял о жизни казахов, строе общества, равенстве. Свои рассуждения Абай записывал в прозе и позже собрал в «Слова назидания».

Семья и последние годы жизни

В те времена многоженство было разрешено, поэтому у Абая было три супруги:

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Абай Кунанбаев с сыновьями: YouTube/COVID-19 TV

Абай рано стал отцом: в 17 лет родился его первенец Акылбай. Всего у Кунанбаева было 10 детей от двух старших жен.

Многие из детей Абая выросли творческими, одаренными людьми. Некоторые из них писали свои произведения, были достойными судьями и военнослужащими. Отец любил детей и гордился ими. Именно их потеря стала для поэта фатальной.

Философия и взгляды

Чем известен Абай Кунанбаев? Он был не только одаренным поэтом и композитором. В свои произведения автор закладывал философские идеи, размышления о жизни и будущем казахов, напутствия для будущих поколений.

Его «Слова назидания» стали жемчужиной казахской литературы и источником безграничной мудрости. Предлагаем ознакомиться с главными идеями, которые пропагандировал поэт в своем творчестве.

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Абай Кунанбаев: YouTube/Хроники Архивариуса

Порицание лени и призыв к самосовершенствованию

В «Словах назидания» он поднимал эту тему особенно усердно. Именно в лени поэт видел корень коррупции и кумовства в обществе.

По мнению автора, именно труд делает человека богатым духовно и материально. Эту мысль он стремился донести в первую очередь молодому поколению. Поэт ме чтал, ч то родители будут с детства прививать детям любовь к учебе и труду.

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Цитата Абая Кунанбаева: NUR.KZ

Общественный строй и демократия

Свое отношение к власти Кунанбаев высказывал смело и категорично — ему претили пороки, которыми обладали должностные лица:

Пользуясь непросвещенностью простых людей, чиновники и духовенство обманывали и грабили их. Более того, свои должности они получали подкупом, из-за этого впоследствии должны были пресмыкаться перед «царизмом». Такое поведение Кунанбаев высмеивал в жесткой сатирической форме.

роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Смотреть картинку роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Картинка про роль абая кунанбаева в истории казахского общества. Фото роль абая кунанбаева в истории казахского общества

Цитата Абая Кунанбаева: NUR.KZ

Права женщин

Абай выступал за образование казашек, стремился к тому, чтобы казахская женщина стала в обществе наравне с мужчиной, могла занимать государственные должности. Кунанбаев уделял особое внимание жизни простой женщины, ее переживаниям и внутреннему миру — как в своих произведениях, так и в переводах мировой классики.

Так, при работе над переводом «Евгения Онегина» Пушкина поэт делал особый акцент на героине Татьяны, которая не побоялась первой признаться в чувствах мужчине. В казахском обществе того времени такое невозможно было даже представить.

Стоит сказать, что просветительская деятельность и прогрессивные идеи Кунанбаева не всем были по душе. Вокруг поэта плелись интриги, его творчество практически не распространялось. При жизни всего несколько стихотворений его авторства были напечатаны на страницах газет.

Прошли годы, и идеи Абая стали достоянием народа. Его произведения остаются актуальными, из них сможет черпать мудрость еще не одно поколение казахстанцев.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Абай Кунанбаев

Великие люди Казахстана XIX века — гордость, честь, совесть и душа нации. Они приложили огромные усилия, чтобы превратить разрозненные племена в единую нацию, прославили национальный язык, культуру, философию, литературу. Особенное место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву. Узнайте больше о его жизненном пути и достижениях.

У каждого народа есть знаменитые люди, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике.
Имена великих— визитная карточка народа и земли, взрастившей их. Известные люди Казахстана — отдельная страница нашей истории и культуры. Их биографии и достижения — то, что должен знать каждый казахстанец, который любит свою Отчизну и гордится национальной культурой.
Но нельзя ограничиваться только знанием, нужно еще и популяризировать людей, создающих имидж страны. А это выдающиеся личности Казахстана. По их свершениям судят о Казахстане, о его истории, культурных и ментальных ценностях.
Национальная гордость — залог свободы народа и государства. Она формируется из знаний о своем народе и лучших его представителях. Поэтому не ленитесь узнавать как можно больше о знаменитых людях Казахстана.

Прикоснитесь к национальной легенде — к биографии и достижениям Абая Кунанбаева.

Абай Кунанбаев — великий гуманист, общественный деятель, просветитель, талантливый поэт и мыслитель — человек, заложивший основы национальной литературы.
Этот славный сын Степи был представителем интеллектуальной аристократии казахского народа XIX века.
Род Кунанбаевых принадлежит к восточной ветви знаменитого племени аргын — тобыкты. Их родовые земли — предгорья и горы Чингизтау, река Чаган. В час рождения Абая в 1845 году эта территория находилась под управлением российского царя и относилась к Западно-Сибирской губернии, а сейчас это Восточный Казахстан.
Прямые предки Кунанбаева — батыры и бии рода тобыкты. Его отец — представитель духовной аристократии (кажы), управляющей на землях сибирских казахов во времена царской империи.
Мать Абая Улжан происходила из древнего рода Болата-ходжи по прозвищу Каракесек, — предводителя войска Орус-хана. Поэтому не удивительно, что в семье родился не просто талантливый ребенок, а личность, которая с молоком матери впитывала любовь к своему краю и народу. Самой судьбой Абаю было предначертано стать духовным лидером казахов.
Отцу великого поэта в преддверии рождения сына явился Анет баба — советник Тауке-хана.
Он предрек, что в мир придет великий сын казахского народа Ибрагим. Таким именем и нарекли Кунанбаева.
Почему же его называют Абай? Это прозвище появилось благодаря бабушке Зере (в девичестве Токбала), которая привила мальчику любовь к родному языку. Так ласкательно она подчеркнула вдумчивость и осмотрительность внука. Первые образовательные азы Абай постигал дома: песни, красивая звучная речь, обряды и традиции — то, что составило духовный мир мальчика и стало впоследствии основой для его творчества. Чтобы сын получил системное образование, обучился арабскому и персидскому, познакомился с религиозными текстами духовных отцов ислама, отец отправил Ибрагима в Семипалатинское медресе. Мальчик обучался у имама Ахмет-Ризы и параллельно учился в русской школе, где познакомился с передовыми достижениями науки.
К завершению школьного образования Кунанбаева уже посетила Муза: он пишет стихотворения, скрывая свое авторство (приписывал их Кокпаю Джантасову — другу детства). На время поэзию пришлось оставить, потому что отец готовил ему иную карьеру — управленца. Уже в тринадцатилетнем возрасте Абай был правой рукой и помощником отца. Юношу готовили к политической и административной деятельности.
Некоторое время Кунанбаев исполнял функции волостного управителя. Он стремился преодолеть бедность, искоренить безграмотность, просветить народ, улучшить социальные условия жизни казахов.
Не всегда взгляды на разрешение спорных вопросов, которые возникали у представителей рода, у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а отец не прочь был извлечь собственную выгоду.
Из-за этих расхождений Кунанбаев в 28 лет покинул отчий дом и перебрался в Семипалатинск.
Он возвращается к совершенствованию знаний, активно занимается самообразованием: читает труды восточных мыслителей и духовных отцов, знакомится с шедеврами тюркской литературы.
Встреча с политическими ссыльными — передовыми мыслителями и просветителями XIX века, сосланными царским правительством в Семипалатинскую губернию, — дает толчок к формированию демократического и гуманистического мировоззрения поэта.
По-настоящему глубокие и художественно совершенные произведения выходят из-под его пера в 1880-х годах, когда Абай приблизился к сорокалетнему жизненному рубежу. К этому времени у него появляются последователи и ученики.
Первыми среди них стали его трое сыновей.
Абай Кунанбаев оставил не только неоценимое по значению для формирования казахской культуры наследие, но и подарил казахскому народу трех блистательных поэтов — своих сыновей.
Он был счастливым и несчастным отцом одновременно. Его творчески одаренные дети писали стихотворения и воплощали в жизнь просветительские замыслы отца.
Двух сыновей — Абдирахмана и Магаша — Кунанбаев готовил для военной и чиновничьей службы. Ему хотелось, чтобы они стали настоящими реформаторами, принесли пользу своему народу. Однако из-за болезни Абдирахман не смог сделать военную карьеру и рано (в 27 лет) ушел из жизни. Младший Магауи, обладавший блистательным умом и даром красноречия, проучился в городском училище несколько лет и из-за болезни вынужден был вернуться в аул к отцу.
Из жизни он ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.

Ученые утверждают, что Кунанбаев стоял у истоков рождения национальной философской мысли. Его мировоззрение формировалось под влиянием русских мыслителей-гуманистов и поэтов эпохи Просвещения, а также философов Востока.
У Абая Кунанбаева нет специальных философских трудов, следовательно, нет целостной философской системы. Наиболее полно его размышления представлены в книге притч «Гаклия» («Слова назидания»).
Здесь автор последовательно излагает свое видение истории казахов, вопросов нравственности, права и морали.

Узнайте, какие вопросы больше всего беспокоили великого поэта казахского народа:
Материалистичность мира и роль труда в его познании.

Абай считал, что мир существует независимо от мышления и сознания человека. Познание — это процесс отражения в мыслях человека объективной реальности.
Так возникают понятия. Происходит это только в процессе трудовой деятельности. Абай утверждал, что знания также результат труда человека, ведь просто так они не даются. Всегда нужно убеждаться в правоте тех или иных выводов на собственном опыте, то есть получать личный опыт и так формировать познание мира.

Загадка души и ума человека.

Человек — основа мироздания. Душа человека — это его переживания, мысли, размышления. Этим люди отличаются от животных.
Они думают о настоящем, помнят прошлое и заботятся о будущем. Человек постоянно растет вверх, потому что стремится охватить своим взором как можно больше прелестей мира, познать их и осмыслить. Люди обладают уникальной возможностью «третьей формы познания» — познание душой.
Кунанбаев считал, что важнейшую роль в правильном понимании мира играет нравственная чистота человека. Если его душа лишена пороков, кичливости и эгоизма, то отраженный в ней мир чистый и ясный. Разум и сердце.
Это два способа познания мира. Разум, по мнению Абая, познает вещи, но не может им дать оценку. Он не может различить добро и зло, а вот сердце обладает такими свойствами.
Оно источник доброты и гуманизма, благородства и привязанности. Сердце побуждает людей быть добродетельными, справедливыми и милосердными, избегать злых поступков и стремиться к моральному совершенствованию.

Именно сердце, по мнению Абая, в условиях жестокого феодализма станет движущей силой изменений, заставит бороться за права обездоленных и бедных людей.

Высший этический идеал мыслителя можно выразить фразой: «Адам бол!» — ‘Будь человеком!’.

Образование — основа счастливого общества.

В связи с вышесказанным Кунанбаев особенную роль в духовном развитии человека отводил не религии, а именно образованию.
Он считал, что чем больше человек познает мир и самого себя, тем больше он стремится изменить существующие порядки, сделать совершенным всё, что его окружает, построить счастливое общество, в котором царят мораль и благонравие.
Несостоятельность религиозных догм.

Кунанбаев был одним из первых просветителей, кто выступил против религиозного тумана, который не позволяет человеку увидеть реальную картину мира и изменить его, сделав лучше. Религия, по его мнению, учит служить Богу.
Однако поэт не стремится разуверить людей в существовании или могуществе Всевышнего.
Он хочет осознанности их поступков и усиления ответственности за собственную жизнь.
Мыслитель говорит, что Бог создал болезни и здоровье, но никого не заставляет болеть.
Так же и с богатством, и с бедностью. Люди должны осознать тот творческий потенциал, которым их наделила природа и высшие силы.
Только тогда они превратят мир вокруг себя в цветущий сад.

Чтобы преобразить мир, достаточно правильно воспитать человека. Делать это нужно в семье и в школе.
Для детей очень важны моральные и духовные качества наставников — родителей и учителей. Поэтому воспитание — обоюдный процесс совершенствования человека.
Тот, кто имеет знания, у кого в сердце горит пламя любви и кто действует по справедливости, — совершенный человек, который построит светлое и прекрасное будущее.
О формировании такой личности следует заботиться родителям и учителям.
Гуманист Абай Кунанбаев очень высоко оценивал возможности и значение человека. Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.
От их культурного развития, считал мыслитель, напрямую зависит развитие мира. Чем больше узнает человек о мире, тем светлее становится его душа и мысли.
Высоконравственные люди — основа счастливого общества.

Абай Кунанбаев: стихи

Стихи Абая — отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов.
Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории.
Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм — произведений акынов.
Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева.
Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века.
Его лирика — это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий.
Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, — это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие.
Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них — экспромты. Они вдохновенны и исполнены истинного чувства.
Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта:
Природа. Зеленые травы, река и аул — природа идеальная и совершенная, в ней нет ничего лишнего. Пестрым ковром устлана степь. Эта гармония наполняет сердце человека счастьем.
Такова главная мысль поэзии «Лето — солнечная пора!». Это было одно из первых стихотворений Абая, напечатанное в газете.
Этой темы автор касается в цикле, посвященном временам года, а также в стихотворениях «На воде, как челнок, луна. », «Когда станет длинною тень. ».

В 1909 году вышел сборник стихов Абая Кунанбаева, где главенствующее место было отведено произведениям, в которых осуждался паразитизм баев, утверждались идеи дружбы, равноправия, взаимной помощи и благородства.
Вот как описал автор трагедию бедности в поэзии «Ноябрь — преддверие зимы»:
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрте натекло,
И улетучилось давно последнее тепло.
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Поэт ушел от восточной пышности поэтического образа, реалистично описал быт кочевников и жизнь аула.
Детали, яркие образы производят сильное эмоциональное впечатление на читателей.

Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников.

Поэт и поэзия в жизни общества.

Эту тему автор поднимает, касаясь морально-этической и духовной составляющей жизни народа.
В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека.
Его судьба — одиночество и борьба за души людей.

Эту тему можно считать осевой для Абая Кунанбаева.
О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность — вопросы, которые выходят на первый план.
Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». Они написаны в стиле назиры, но в идейном плане выходят за пределы этой традиции.
В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского.
Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком.
Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению.
Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия.
В поэме «Масгут» автор касается невежества и его губительного влияния, которое может ослепить даже острый разум.
Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово.
Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека.
Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост.
Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества.

Автор: Оксана Гольник

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *