рогатая шапочка на руси
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Тафья (куфья, скуфья, куколь, еломок, тафейка, тюбетейка – головной убор, в том числе казаков, происходит от древнего подшлемника).
Стоглавый Собор в Москве запретил ношение «тафей безбожного Мехмеда», как ровно и запретил употребление колбасы в пищу. Но казаки, и даже цари с боярами тафейку продолжали с удовольствием носить.
Из официальных источников: Тафья — шапочка татарского образца, надеваемая сановными людьми в качестве привилегии под шапкой, ношение которой было запрещено при царе Иоанне Васильевиче на Стоглавом Соборе 1551 г. (гл. 38).
В Книге описной 1648 г. всякому платью царя Алексея Михайловича и оставшемуся после блаженной памяти царя Михаила Федоровича, в статье «О тафьях» (лист 299), о тафье царевича упоминается следующим образом: «Тафья сукно червчато, подкладка тафта ценинна, обнизана жемчугом рогатым в одно зерно, счетом шестьдесят четыре зерна, напереди запона с финифты, в запоне семь камешков лазоревых, около запоны семнадцать зерен жемчугом рогатым; принес Боярин Борис Иванович Морозов 1642 года, июля в 11 день, а сказал: «Сей тафьи сукно Царевича Димитрея Иоанновича Углецкаго». Принята по книге у дьяка у Давыда Дерябина».
Согласно А. Далю, «ТАФЬЯ – шапочка, род скуфьи, ермолка, еломок, тюбетейка. На государе была тафья».
Забелин сообщает, что среди старинных казачьих головных уборов «ПО ПОРЯДКУ ПЕРВЫЙ головной убор составляла ТАФЬЯ, круглая шапочка, плотно покрывавшая голову по маковке, или по темени, род скуфьи.
Наша тафья по всему поселилась ТОЛЬКО В ВЕРХНИХ ПЕРЕДОВЫХ ЗНАТНЫХ И БОГАТЫХ, главное по тому обстоятельству, что это у казаков же взяло обычай стричь свои волосы, как говорит Флетчер, плотно до самой кожи, а знатные бояре, говорит Олеарий, брили головы и считали это украшением. Голая голова, конечно, требовала необходимого покрытия, каким и явилась ТАФЬЯ, по-татарски ТАКИЯ».
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Васильевич Грозный, и когда дело дошло до того, что казаки в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора»…
И далее: «В домашнем обиходе носили тафью без особых украшений, но на выходах, красуясь перед людьми, ее богато убирали золотным шитьем, унизывали крупным жемчугом и дорогими каменьями».
Обычай сбривать волосы на голове (чаще оставляя лишь оселедец, длинный чуб) восходит к практическим обычаям казаков-ордынцев. Даже до XIX-XX веков казаки обривали голову, сохраняя только прядь волос. Понятно, почему сложилась такая практика. Ведь казаки были основной военной силой Казачьей Орды, ушедшей в XIV веке на завоевание тогдашнего мира.
Волосы в походах брили для надежности, дабы не подхватить заразу в условиях воинского быта. Иногда весьма и весьма антисанитарного. Например, опасались вшей, распространителей тифа.
После раскола Империи казаки-ордынцы подверглись гонениям во многих имперских провинциях. Романовы видели в казаках своих основных противников и главное препятствие к установлению окончательного господства над страной. Многие прежние ордынские казачьи обычаи начали всячески изгоняться из казачьей жизни на территории, подконтрольной Романовым.
Такая чистка вскоре коснулась и повседневного быта. В том числе и головных уборов. Из обыденной жизни большинства населения России XVII века тафью постарались устранить. И, надо признать, добились успеха. Однако высшая романовская знать, среди которой в XVII веке еще оставалась, как мы видели, значительная часть ордынских, казачьих потомков, могла сохранить для себя некоторые, ставшие, впрочем, уже чисто символическими, следы прежних обычаев.
Как пережиток великого прошлого. Как некое волнующее воспоминание. Вероятно, к таким воспоминаниям относилось и ношение тафьи. Так что среди части русской знати той эпохи тафья могла сохраняться как некий символический знак принадлежности к прежним ордынским родам. С другой стороны, хотя новые властители России к ордынским наследникам не принадлежали и, более того, Казачью Орду ненавидели, тем не менее, перед своими подданными им приходилось выставлять себя в виде законных наследников прежних царей-ханов.
А поскольку одним из символов старых порядков была тафья, то романовская знать предпочла на какое-то время сохранить ее в своем обиходе, демонстрируя якобы преемственность. Во многих случаях – фальшивую. В общем, узурпаторы «натянули на себя» часть прежних казачьих обычаев, дабы легче было править бурлящей страной. Да и кроме того у любого обычая есть своя собственная инерция, на преодоление которой нужно время. Но время шло, ордынское-казачье прошлое затягивалось дымкой забвения. Власть Романовых укрепилась. Насущной необходимости носить тафью перед подданными уже не стало. Тафья постепенно стала забываться. Некоторые высшие чины пока что ее носили, но уже по инерции. Постепенно традиция сошла на нет.
Древнейшие правители тоже носили тафью. Тафья – «убор весьма древний. В тафейке ходил и АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, как он изображался на монетах».
Рогатая шапочка на руси
Русские головные уборы: Шапка-ушанка, платок, косынка
Рис. 4. Развитие образа и символизма шапки-ушанки (третья и четвёртая слова) и косынки (крайняя справа).
В частности, слово «платок» происходит от русского «поле», что является исходной вотчиной Макоши. Этимология слова «косынка» напрямую происходит от имени Макоши. Академик Б.А. Рыбаков производил имя этой богини от русского mokos, где первый слог обозначает «Мать», а второй – «жребий, рок, судьбу». Так как Макошь в себе содержи и Долю и Недолю, то косынка – диагональная часть целого платка-поля (платенце, полотенце) – соотносится с Долей и плодовитостью. Что в словаре В. Даля подтверждается этимологически, например, кося кур. жеребёнок. К утке с косым крылом нас относит русское слово косоус – столярн. выкаченная гуськом полочка, карнизик.
Русские головные уборы: Кока
Кока – так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев. Это вновь приводит нас к символизму Макоши, атрибутами которой является веретено, нитки и процесс плетения. Помимо нити жизни, ассоциирующей с уткой и ей снесённым яйцом, Макошь также прядёт и нить смерти. Последнее значение также закреплено в словах с корнем кок: кокать, кокнуть что – бить или разбить, хлопнуть, ударить, кокошить кого – ниж. тамб. бить, колотить кулаками, кокшила – драчун, забияка, кокошать кого, кокшить – бить; убивать до смерти, лишать жизни, коковеть – остывать и твердеть, черстветь, мерзнуть, промерзать, коковень сиб. или кок-коковень – стужа, от которой все костенеет, коснеет, цепенеет. Кстати, здесь мы пришли к этимологическому понятию значения слова кость – корень ко- + суфф. –сть = «Макошь/судьба/основа есть».
Таким образом, мы пришли к заключению, что головной убор на Руси, а также на других территориях распространения славянства (Европа, досемитические Греция, Шумер и Египет): являлся славянским религиозным культовым предметом; отражал космический символизм славянской религии, а именно, расположение созвездия Плеяд-Макоши-утки (покровительствовавшего Руси, в частности, Москве), на холке у Тельца-Велеса-быка; символизировал фазу плодовитости славянских женщин; если убор содержал элементы, похожие на рога, то они символизировали Велеса; остальная часть головного убора символизировала утку-Макошь и её гнездо. Такое назначение головных уборов в большинстве случаев сохраняется по сегодняшний день.
Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.
“Коса – девичья краса” являлась главной прической для незамужних девушек со времен наших предков славян.
Взрослея, в XVIII веке крестьянская девушка получала и носила так называемую «перевязку» или «повязку (это» широкая полоска ткани с украшенной налобной частью, называемой челкой, почелком и т.п.).
Венок из живых искусственных цветов.
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Разновидность обруча.
Итак, проследив историческое развитие женского головного убора, можем прийти к выводу, что его содержательные формы развиваются в культурном пространстве народной жизни, отражая в себе все принципиально возможные ментальные характеристики “национального колорита”. У наших предков моды на одежду не было. Она носилась, что называется, до износу. Праздничная одежда передавалась из поколения в поколение как символ благополучия, ее носило не одно поколение, особенно свадебные наряды.
А теперь давайте поговорим об эзотерическом значении волос))
Вспомните, разве в былые времена женщины отрезали кудри вкривь и вкось, называя это безобразие креативной прической? Росла себе коса, хоть до пояса, хоть ниже. Краса и гордость, а еще и страшная сила.
Испокон веков люди ценят длинные и густые волосы. Историки объясняют: в первобытном хозяйстве женщина укутывала ими (помимо теплых шкур) младенца, защищая его от ветров и холодов. Но уже тогда у прически возникла еще одна функция. Как утверждают биоэнергетики, мать создавала таким образом «энергетическое покрывало», которое оберегало ребенка от напастей мира нематериального: сглазов да порч.
В средние века возник обычай отрезать локоны на память и вкладывать их в медальоны. Особенно этим увлекались влюбленные. Они были убеждены, что такой подарок любимому человеку станет талисманом, который защитит его от любых бед. А как было в это не поверить, если даже Священное Писание подтверждало идею о том, что волосы обладают магической силой.
Ветхозаветный герой Самсон еще в материнском чреве был избран для служения Богу. Он дал обет назорейства, который, кроме аскетизма, требовал не стричь волосы. Именно в них заключалась невиданная сила Самсона, которую он направил на борьбу с ненавистными филистимлянами. Когда враги узнали его секрет, то подослали к нему красавицу Далилу. Коварная женщина остригла спящего героя, и он превратился в обычную беспомощную особь противоположного пола. Только когда волосы подросли, Самсон смог вырваться из плена филистимлян. Спрашивается, и чего те не брили богатыря регулярно? Ведь знали же: весь секрет в его кудрях!
В Древней Греции, отрезая прядь волос у мертвого, как бы отпускали его душу в загробный мир. По исламскому обычаю, пучок волос на голове покойника оставляли для того, чтобы за них правоверного подняли в райские кущи. В Китае обрезание волос и кастрация по значению считались равнозначными.