роды в самолете истории
Роды на высоте: рожденная в небе над Вьетнамом
17 июля на борту самолета, летевшего из Хабаровска в Таиланд, у одной из пассажирок родилась дочка. Ирина, 36-летняя супруга амурского бизнесмена и политика Сергея Бовкуна, летела в Пхукет с мужем и старшим ребенком, видимо, рассчитывая родить там.
Сейчас авиакомпании и турагентства наперебой стараются выяснить, как женщина на 38-й неделе беременности попала на рейс – большинство перевозчиков старается не брать таких пассажирок, по крайней мере, без справок от врача и гарантийного письма от самой будущей мамы. Хотя и запретить сесть в самолет – не очень законно…
Так или иначе, на пятом часу полета (до Пхукета оставалось два часа лету) события стали развиваться очень быстро. У женщины начались интенсивные схватки и отошли воды.
» Бортпроводники обратились к пассажирам с просьбой откликнуться, если среди них есть медики. Отозвались две девушки – студентки старших курсов медуниверситета и женщина-фельдшер.
Менее чем через полчаса малышка уже появилась на свет! Студенткам, никогда до этого самостоятельно роды не принимавшим, пришлось справиться с обвитием шейки пуповиной, и с этой внезапной «практикой» они тоже справились успешно.
» Все пассажиры затаили дыхание, ожидая первого крика новорожденной (правда, самые впечатлительные заранее ушли подальше, в носовую часть). После того, как девочке очистили дыхательные пути, и громкий крик огласил весь салон, раздались громкие аплодисменты!
Тем не менее, хотя роды прошли благополучно, маме требовалась медицинская помощь – небольшие разрывы было просто нечем зашить, и поэтому кровотечение не останавливалось, а до Пхукета оставалось целых два часа. Пришлось сажать самолет в аэропорту Ханоя, где медики забрали Ирину с ребенком в больницу. Ну, а самолет через пару часов продолжил свой рейс…
И, конечно, возникает вопрос – кто виноват в том, что и все пассажиры, и экипаж, и, конечно, сама роженица с ребенком пережили столь опасное приключение?
С одной стороны, авиакомпании, хоть и требуют, особенно после срока в 32 – 36 недель, справку от врача или гарантийное письмо от самой женщины, не имеют права вовсе не допускать ее на борт. Да и обстоятельства могут быть самые разные, требующие действительно экстренного перелета.
С другой – не очень-то хорошо (хотя это произошло, разумеется, невольно) делать всех пассажиров «участниками» родов, доставлять им немалые волнения, да к тому же задерживать их отдых на несколько часов.
Словом, счастье, что всё закончилось благополучно!
» И, кстати, по существующей традиции, ребенок, родившийся на борту самолета, получает от авиакомпании пожизненное право на бесплатные перелеты…
А о том, когда и как правильно путешествовать самолетами во время беременности – читайте на нашем сайте!
Рожденные в небе: как принимают роды на борту самолета?
В эти выходные на телеканале «МИР» стартует показ телесериала «Пилот международных авиалиний». В центре сюжета – двое лучших друзей-пилотов: командир воздушного судна Александр Степанов и второй пилот Николай Мечников. Очередной полет проходит в штатном режиме: Мечников рассказывает Степанову о своей давней мечте – отправиться на поиски затонувшего фашистского самолета, на борту которого должен находиться изумрудный ларец императрицы Анны Иоанновны. Их диалог прерывает стюардесса: девушка взволнованно сообщает, что у одной из пассажирок начались роды, а врачей на борту нет. Да еще и один из двигателей внезапно загорается.
Смотрите сериал «Пилот международных авиалиний» на канале «МИР» в субботу, 20 марта, в 12:05.
Кажется, что подобные истории происходят только в кино, но роды в самолете действительно иногда случаются. В таких ситуациях экипажу приходится действовать быстро и слаженно: времени на раздумья нет. Конечно, повезет, если на борту окажется врач, но полагаться лишь на удачу нельзя. Поэтому каждый бортпроводник обязательно должен обладать навыками акушера – этому учат на специальных курсах.
Корреспондент «МИР 24» поговорила со стюардессами о том, как принимают роды в полете, в каких случаях беременную женщину могут не пустить на борт и почему не стоит летать на последних сроках.
«Сын» «Уральских авиалиний»
7 июля 2018 года на свет появился мальчик с необычным именем – родители назвали его Уралбек. Малыш родился на высоте семь тысяч метров – в самолете, летевшем из Оша в Екатеринбург. Свое имя он получил в честь авиакомпании, которая в буквальном смысле подарила ему рейс в жизнь – «Уральские авиалинии».
Все произошло в считанные минуты. Вскоре после взлета одна из пассажирок подозвала старшего бортпроводника и пожаловалась на сильные боли в спине и животе. Оказалось, что у женщины отошли воды – она рожала. Экипаж среагировал мгновенно. Роженицу прикрыли ширмами, чтобы не смущать ее и других пассажиров; принимать роды доверили одной из стюардесс – Татьяне Юрьевой.
«У меня медицинское образование, поэтому это не первый мой опыт принятия родов, – рассказывает она. – Но больше рожениц [во время полетов] не было, это достаточно редко случается в нашей профессии».
Роды прошли легко и быстро: через 15 минут после начала схваток Татьяна уже держала в руках новорожденного мальчика. И он, и мама чувствовали себя хорошо. Самолет развернули назад, в Ош, в аэропорту мать с ребенком встретила бригада скорой помощи.
«Роды происходили прямо в салоне эконом-класса. Мы расположили роженицу на сиденьях – в бизнес-классе это сделать было бы куда труднее. Все прошло как нельзя лучше, ребенок здоров и выписался на третий день, как и положено. Абсолютно нормально перенесла [роды] и мама. Неожиданно, конечно, но тем не менее. Отец малыша потом связывался с нами, сказал, что все хорошо», – говорит Татьяна.
Все бортпроводники обязательно проходят курс медицинской помощи на этапе первоначальной подготовки, рассказывает она. Но на этом медицинское образование кабинного экипажа не заканчивается: в дальнейшем бортпроводники один раз в два года повышают свою квалификацию.
Обычно авиакомпании не приветствуют перелеты на последних месяцах беременности. Но это не значит, что будущую маму не пустят на борт, объясняет Татьяна: «Это носит лишь рекомендательный характер, выбор за пассажиром. Со справкой от врача беременная женщина может летать на любом сроке, так же как и дети могут путешествовать самолетом с первых дней жизни».
«Ни один врач не может дать гарантию, что в рейсе ничего не случится»
Бортпроводница Алена (имя изменено) в разговоре с «МИР 24» подчеркнула: роды на борту самолета – это чрезвычайно экстремальная ситуация, и, несмотря на то, что бортпроводников учат принимать роды, ни одна стюардесса не сделает это лучше врача.
«Нужно понимать, что бортпроводники – не врачи, и врача на борту может не быть. В таких случаях, если есть возможность, делают посадку в ближайшем аэропорту. Мы можем оказать только доврачебную помощь. Да, нас учили принимать роды, но это были самые обычные роды без каких-либо осложнений. Если женщина на борту начинает рожать, бортпроводники сразу обращаются к пассажирам по громкой связи, спрашивают, есть ли на борту врач. Если врача не будет, мы, конечно, будем помогать», – говорит Алена.
В аптечке каждого лайнера на такие случаи есть необходимые инструменты: бинты, щипцы, обеззараживающие растворы и т.д.
ФОТО: Марина Лысцева/ТАСС
«Если роды [проходят] без каких-либо осложнений, ребенок идет головкой [вперед], то женщина рожает сама, там нужна минимальная помощь. Необходимо просто немного поддержать малыша, помочь ему выбраться», – объясняет бортпроводница.
И все же садиться в самолет на поздних сроках беременности – большой риск, и вся ответственность в данном случае ложится на будущую маму.
«Мы же не врачи, чтобы не пустить на борт. Тут все очень тонко. На самом деле ни один врач не может дать тебе гарантию, что в рейсе ничего не случится, он же не может никак это проверить и предугадать, как [на организм] повлияет давление. Ну а так, конечно, если на большом сроке есть справка от врача, то женщина полетит. Но мы на борту никаких справок не требуем. Это все до входа в самолет решается. Мое личное мнение – нужно понимать свою ответственность и то, что на борту нет никакого специального оборудования на случай, если что-то пойдет не так. Я бы не полетела на большом срок, думая, в первую очередь, о своем малыше», – рассуждает девушка.
«Слушаем лекцию, смотрим видео, затем отрабатываем на тренажере»
Бортпроводница Дарья (имя изменено) также сталкивалась с ситуациями, когда женщины рожали прямо во время полета. На ее рейсах такого пока не случалось, зато интересный опыт был у коллег.
«Такие ситуации – большая редкость, однако наши коллеги сталкивались с этим, и, так как нас очень хорошо готовят к подобным ситуациям, все прошло успешно. И мама, и ребенок были в порядке. Я думаю, если бы я столкнулась с такой ситуацией, я бы тоже смогла оказать всю необходимую помощь, так как каждый год мы учим необходимую информацию и отрабатываем все на практике.
Ежегодно мы проходим переподготовку, чтобы обновить все наши знания, и также проходим курс медицины, на котором отрабатываем оказание первой помощи, куда входят и роды на борту. Мы слушаем лекцию, затем смотрим видео. Также у нас есть тренажер в виде женщины и ребенка, и на нем есть возможность проработать все свои действия – видна каждая манипуляция. Этот курс дает возможность принять роды в любых условиях», – рассказывает Дарья.
По ее словам, сейчас женщины редко летают на последних сроках, «за исключением направлений, где они планируют рожать». «Врачи разрешают летать на втором триместре из трех, и таких женщин можно встретить очень часто», – уточняет стюардесса.
Таким образом, бортпроводник – это не просто человек, который помогает вам найти ваше место в салоне и показывает, как правильно застегивать ремень безопасности. Представитель этой профессии должен всегда быть готов помочь пассажиру. И неважно, что требуется сделать – успокоить, сделать искусственное дыхание или помочь родить.
«Обслуживание питанием и напитками вовсе не является основной задачей бортпроводника, мы очень много обязанностей выполняем, – улыбается Дарья. – Знания оказания первой помощи крайне необходимы, ведь не всегда на борту может быть медицинский работник. Конечно, здесь необходима стрессоустойчивость. Поэтому на ежегодной медкомиссии с нами работают психологи, мы проходим различные задания и тесты – по человеку видно, если он где-то «хромает». После сдачи экзаменов могут отправить на дополнительные занятия с инструктором».
Я родила в самолёте. Чьё гражданство будет у моего ребенка?
Историй о том, как женщина родила во время международного рейса, и новорождённый получил иностранное гражданство много. Так бывает, но без подводных камней тут не обойтись. Вообще, летать на последних сроках не рекомендуется. Но уж если так вышло, то рассказываем, как на самом деле работают роды на борту самолёта.
Как рожать в самолёте
Хорошая новость: бортпроводники обучены принимать роды. Поэтому если вы оказались в такой ситуации, то не бойтесь и дышите глубже. Стюардессы знают, что делать.
Совет: находясь на последних сроках беременности, обязательно возьмите с собой в самолёт:
Перед вылетом предупредите о своём состоянии персонал. Есть вероятность, что от перепада давления и общего уровня стресса вам станет нехорошо. А в исключительных случаях, могут начаться преждевременные роды.
Вообще, Всемирная организация здравоохранения рекомендует отказаться от полёта в трёх случаях:
Как присваивается гражданство
Теперь к юридической стороне вопроса: как всё-таки присваивается гражданство? Ребёнок, который родился на борту, может претендовать на три вида гражданства:
В 2019 году принципа «права почвы» придерживаются страны:
В целом всё зависит от политики страны. Но самая частая практика — это получение гражданства той страны, который принадлежал самолёт.
Бесплатные авиаперелёты для рождённого на борту
Некоторые авиакомпании дарят ребёнку право летать бесплатно. Но это не обязательное условие, а бонус по решению компании.
К тому же часто вводятся ограничения. Например, летать можно определённое количество раз или только до совершеннолетия.
Так рожать или нет?
Авиакомпании не поощряют роды на борту. Вопрос не столько в гражданстве и бонусах, сколько в безопасности. Может случиться чрезвычайная ситуация, а средств, чтобы реанимировать новорождённого на борту нет.
Многие перевозчики ввели ограничения на перелёты для женщин в положении. Например, Air France и Lufthansa не возят беременных со сроком свыше 36 недель.
Если до предполагаемой даты родов осталось меньше 12 недель, лучше иметь при себе справку от врача с разрешением на перелёт. Её могут потребовать прямо перед посадкой в самолёт.
Перед покупкой билетов прочитайте, какие существуют ограничения у авиакомпаний на перевозку беременных женщин.
Небо, самолет, девочка: лайнер стал роддомом на высоте 10 тысяч метров
Самолет произвел вынужденную посадку в аэропорту Харькова. После приземления мать с новорожденной осмотрели врачи скорой помощи, а затем доставили их в ближайший родильный дом.
Человек родился
По словам очевидца произошедшего, пассажира лайнера Владимира Захватова, через 25 минут после взлета одна из пассажирок подошла к стюардессам и сказала, что у нее отошли воды и начались роды.
Роды у 29-летней москвички Анастасии, мамы теперь уже троих детей, принимали бортпроводница Марина Серебрякова и медсестра Софья, единственная из пассажиров с медицинским образованием.
Девушка вслед за бортпроводницей прошла в коридор, где находилась роженица.
По словам очевидца Захватова, несмотря на предпринимаемые медсестрой действия, новорожденная все равно не дышала.
Верное решение
По словам врача-педиатра высшей категории Евгения Бескоровайного, у детей, рожденных на таких сроках беременности, часто бывает сложно восстановить дыхание. Как правило, это делают в стационарах с помощью аппаратов искусственной вентиляции легких.
По словам врача, действия Софьи были верными.
По словам Бескоровайного, любой человек, который находится рядом в таких ситуациях, должен оказать помощь.
Прерванный полет
Командир воздушного судна Александр Кулаков за семь лет полетов никогда не сталкивался с такими нештатными ситуациями, как роды на борту.
Капитан сразу принял решение об экстренной посадке, при снижении ему помогал второй пилот Игорь Заболотников.
Новая жизнь
Пуповину девочке перерезали уже харьковские врачи скорой помощи. Через аварийный выход маму с дочерью вынесли из самолета.
Роды на борту. Акушерка поневоле
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Светлана Юрьевна Иванова треть своего века отдала гражданской авиации, а совсем недавно написала книгу «Для тех, кто не спит, или Мясо, рыба, курица?», в которой собрала замечательные истории и зарисовки из жизни бортпроводников. По мотивам одной главы, «Счастливый рейс», мы предлагаем вам окунуться в тот самый день – 14 сентября 2005 года, когда на рейсе Москва – Лос-Анджелес на высоте 10600 метров родился ребенок. Светлана Юрьевна принимала непосредственное участие в этом несанкционированном мероприятии.
– Светлана Юрьевна, расскажите, как вас в качестве бортпроводника обучали принимать роды?
– 2 января 1986 года я села за парту в учебно-тренировочном отряде № 21 во Внуково. Учились мы три месяца. В программе было много дисциплин. Наталья Викторовна Ахлебиненская преподавала английский и медицину. Самое страшное – роды на борту самолета. У нас был муляж туловища роженицы, без рук и без ног. Мы учились вытаскивать ребенка через родовые пути, правильно поворачивая, чтобы пуповина вокруг шеи не обмоталась. Можете себе представить, какие эмоции вызывало это действо у молодых балбесов. Для меня это было самым трудным во всем курсе. Почему-то хорошо запомнила, что плаценту надо внимательно рассмотреть и убедиться, что нет разрывов, а потом сохранить ее в сотейнике на льду – для медиков. Мы и на английском должны были про роды рассказывать. Я вызубрила все наизусть, но молила бога, чтобы мне не попалась эта тема на экзамене. А мысль о том, что это может произойти в самолете, вызывала священный ужас. Тьфу, тьфу, тьфу! Не дай бог!
Но, увы. Это случилось.
– Как поняли, что вас ждет самый необычный рейс в вашей жизни?
– Лос-Анджелес – одна из самых любимых командировок. Лететь из Москвы в Город ангелов 12 часов, иногда больше. Настроение прекрасное. Встречаю пассажиров. Заходит молодая красивая блондинка с животиком. На ней были белые брюки и мужская джинсовая рубашка. Что-то екнуло внутри. Хотела спросить о ее самочувствии, но не стала. Не буди лихо, пока оно тихо.
Взлетели. Все шло по плану. Через пять часов после взлета старший бортпроводник экономического класса Наташа Ласкина сообщила мне, что у беременной пассажирки на месте 17 G появились странные ощущения в пояснице, у нее срок 32 недели и ей предстоят вторые роды. Это была та самая блондинка – Людмила Янулис. «У любого человека после пяти часов в кресле появляются неприятные ощущения в теле, а тут женщина на 32-й неделе беременности», – говорила я сама себе. Но на всякий случай мы разместили Людмилу в салоне бизнес-класса, где кресла раскладываются и можно отдохнуть с комфортом. На сей раз подробно расспросила Милу о ее самочувствии. Она и сама не понимала, что происходит. До этого момента прекрасно себя чувствовала, с аппетитом поела, даже вина хотела выпить, но воздержалась, собиралась поработать с ноутбуком. У Милы уже был пятилетний сын, но при первых родах поясница у нее не болела. Вспоминаю, что и у меня были разные ощущения при первых и вторых родах.
– Оказался ли на борту человек с медицинским образованием и помогал ли он в родах?
– Когда я сообщила пассажирам, что нам необходима медицинская помощь, отозвалась только одна женщина по имени Елена. Она когда-то окончила первый медицинский в Москве, но давно переехала на постоянное место жительства в Америку, сменила профессию и стала певицей. Елена авторитетно заявила, что родов на борту не будет, потому что живот у Милы еще не опустился. На повторное объявление откликнулась врач-терапевт Любовь Максимовна. Она осмотрела Милу и подтвердила наши опасения: живот беременной в тонусе, скоро начнутся схватки. Впоследствии Любовь Максимовна призналась, что никогда не принимала роды, но готова нам ассистировать. Бывший медик Елена все время находилась рядом с нами, но в решающий момент запаниковала и призналась, что тоже беременна и ей нельзя волноваться.
– Как вам удалось взять волю над чувствами и принять решение, что Мила будет рожать в небе? Почему самолет не совершил экстренную посадку?
– Из-за большой протяженности трассы самолет поочередно ведут два сменных экипажа. Командиров было двое: Валерий Белан и Юрий Саблин. Они сообщили, что мы подлетели к полярной части Канады и теоретически можем совершить вынужденную посадку на военной базе. Однако взлетно-посадочная полоса военного аэродрома слишком короткая для «Боинга-767». И не факт, что там оказались бы специалисты, способные принять роды. Кроме того, во время снижения схватки могли усилиться и оказание помощи стояло бы под вопросом. Меня поставили перед выбором: экстренная посадка или роды на борту. Настал мой момент истины. Времени на раздумья не осталось. Решено было рожать в самолете. Меня спрашивали потом, как я не побоялась взять на себя ответственность за жизнь и здоровье мамы и малыша. Боялась, конечно. Но чувствовала, что поступаю правильно. Я верила в своих ребят. С принятием решения пришло спокойствие и уверенность в собственных силах. Все действовали согласованно. Не было паники и излишней суеты, а место для роженицы уже было готово. Мы открыли все имеющиеся на борту аптечки и на стойке второй кухни приготовили все необходимое для принятия родов: стерильные бинты, салфетки, перчатки, ножницы, йод, водку. Даже пакетики с оливковым маслом с подносов собрали, чтобы протереть ребенка от слизи и крови. Разложили кресло и застелили его пакетом. Сверху положили плед и стерильную пеленку.
– Как вела себя роженица? Как проходили сами роды? Были ли осложнения?
– Мила не захотела ложиться. Ей было легче переносить схватки стоя. Мы по очереди энергично растирали Миле поясницу, чтобы облегчить ее страдания. Самая молодая из нас, Юля Миронова, так старалась, что до крови растерла себе костяшки пальцев, даже не заметив этого. Наконец отошла слизистая пробка, а это значит, что организм женщины готов к рождению малыша. В этот момент нужно было определиться и понять, кто непосредственно будет принимать ребенка. Я, как старший бортпроводник, вела связь с пилотами. Каждые пять минут докладывала обстановку. Стюардесса Галя Савенкова вызвалась принимать роды, сказала, что у нее уже был такой опыт. Позже выяснилось, что роды она принимала у своей собаки. Но в тот момент Галина была спокойна и собранна. Ей удалось установить психологический контакт с роженицей. Галина смотрела ей в глаза и уверенным голосом объясняла, как надо дышать. Мила не отрывала глаз от лица Гали и послушно выполняла ее указания. Она достойно вынесла все выпавшие на ее долю испытания. Охнула пару раз – и все. Не хотела тревожить пассажиров. Мы все дышали вместе с ней в унисон! Женская часть экипажа так или иначе помогала роженице, а мужчины в это время заботились о пассажирах.
Вдруг мне пришла в голову счастливая мысль. Надо сфотографировать весь процесс! Это будут исторические кадры! Но в те годы не было крутых смартфонов, и фотоаппарата ни у кого из экипажа не было. Но я нашла выход: попросила фотоаппарат у пассажира бизнес-класса. Вот появилась головка малыша. Сделала снимок и бегом в кабину: «Мы головку родили! – Молодцы! Рожайте дальше!» Вот уже родилось левое плечико. Еще пара секунд – и Галина бережно держит в руках маленького человека. Родился мальчик! Чистый, розовый. И сразу закричал.
– Каким был сам момент рождения малыша? Каким вы его запомнили?
– Трудно передать словами чувства, переполнявшие нас: эйфория, радость, счастье, гордость. Командир корабля сделал объявление для пассажиров, что на борту нашего самолета произошло редкое событие – родился человек. Пассажиры аплодировали и ликовали вместе с нами! Когда командир продублировал эту информацию на английском языке, отчаянно захлопал единственный американец в бизнес-классе. Это было так мило. Все люди на борту почувствовали себя причастными к чуду и разделили радость вместе с нами.
– Как вас встретили в Америке? Поддерживаете связь с родителями малыша?
– Медики были очень удивлены и не могли поверить, что роды приняли бортпроводники. Я вручила им сотейник с плацентой, как нас и учили. Скорая помощь доставила маму с малышом в больницу, но прежде им надо было пройти иммиграцию. А тут возникла проблема. Впервые за всю историю в Америку прибыл пассажир без билета, без паспорта и без визы. Хотели сделать отпечатки его пальчиков, но не получилось – слишком они были малы. В итоге сделали отпечатки его ножек. Получилось, как у кота Матроскина: «Усы, лапы и хвост – мои документы». А у нашего малыша отпечатки ступней стали его идентификацией.
Муж Милы встречал жену в аэропорту и не подозревал, что уже стал отцом. А узнав об этом, сломя голову помчался в больницу. После приземления к экипажу подошли представители американских властей и запросили информацию о том, над какой именно точкой планеты появился на свет ее новый гражданин? Пилоты дали им координаты этой точки, которая расположена довольно далеко от границы США с Канадой. Они также подготовили и подарили маме малыша карту, на которой обозначено место его рождения. Насколько я знаю, у нашего малыша российское гражданство. На следующий день после прилета сотрудники представительства авиакомпании, женская половина нашей бригады и командир поехали в больницу поздравить маму и ее сына. Там мы познакомились с Сашей – отцом ребенка. Узнали, что мальчика назвали Михаилом. По оценкам врачей, состояние обоих пациентов было просто превосходным. Встреча была очень трогательной и теплой. Мила и Саша стали для нас родными людьми. Потом мы часто встречались – и в Лос-Анджелесе, и в Москве, когда они сюда прилетали. Позже у Милы и Саши родилась еще дочь, но уже в роддоме.
Фото из личного архива Светланы Юрьевны.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации