родная история живая русь
Родная история живая русь
Международный стандарт МВА. Российский и американский MBA через интернет. 2 года. Поддержка продвижения карьеры и бизнеса слушателей. Зарегистрировавшимся с сайта curator.ru скидка 10% на всю стоимость обучения.
Латышина Д.И., Борисова Е.В. Программа курса “Родная история. Живая Русь”
Программа курса “Родная история. Живая Русь” с пояснительной запиской, методическими рекомендациями и примерным поурочным планированием.
Курс для младших школьников “Родная история. Живая Русь” вводит учащихся в мир истории нашей Родины, начиная с самых доступных для них реалий: народного быта, обычаев, трудовой деятельности человека. Это знакомство призвано не только обогатить школьников новыми знаниями, но и приобщить их к миру общечеловеческих нравственных ценностей, получивших в культуре и быте народа свою национальную специфику и окраску.
Основу курса “Родная история. Живая Русь” составляет содержание крестьянской жизни с ее особенностями, ведь земледелие исстари было основным занятием русских людей, и в связи с ним складывался быт, своя культура, земледельческий характер носили многие обряды и праздники. Крестьянство мало изменялось на протяжении веков, сложившаяся народная культура являлась традиционной и не подвергалась значительным внешним влияниям. Оставаясь самым многочисленным сословием в России, крестьянство было создателем, носителем и хранителем национальной культуры.
В культуре народа переплелись воззрения людей на мир, уходящие корнями в язычество, с православными представлениями, что привело не просто к механическому соединению этих двух начал, а к новому, своеобразному мировоззрению. Оно отразилось, например, в народных праздниках, языческих по происхождению, с которыми церковь вначале боролась (масленица, семик, Купала и др.), а потом они постепенно вобрали в себя и церковную культуру. Крестьянин плохо понимал истинные причины смены времен года, изменений в природе и считал живыми, одушевленными землю, растения, приписывая всему окружающему одухотворенность.
Все эти представления вошли в обычаи, обряды и фольклор, а позднее были опоэтизированы, стали частью народной эстетики, составили основу национальной культуры.
Особенности крестьянской жизни, когда мир большинства людей замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали; открытость деревни миру, когда все значительные события семьи были известны всем ее жителям; постоянное общение соседей и родных; совместный труд создавали особые взаимоотношения между людьми, служившие питательной средой для их духовной жизни. Все вместе взятое: образ жизни, труд, представления об окружающем мире привело к закреплению в практике общения определенных правил поведения, регулирующих человеческие отношения. Трудолюбие, взаимопомощь, заботливость, гостеприимство и сердечность, любовь к родным местам стали этическими нормами.
Стержнем учебного курса “Родная история. Живая Русь” является трудовая деятельность крестьянина в различные времена года и связанные с нею обычаи, праздники, народные промыслы, фольклор. Только рассматривая различные явления и жизненные реалии в совокупности, современный ребенок сможет понять содержание и воспринять форму народного искусства, впитать в себя моральные принципы, сложившиеся в течение веков.
1.Общие сведения о местах проживания русских людей в прошлом.
Возникновение городов как первых поселений. Древние города России. Устройство города. Занятия городских жителей. Быт горожан. Села и деревни. Обустройство крестьянского двора. Занятия сельских жителей. Орудия труда. Распорядок домашней жизни.
2.Трудовая деятельность крестьян.
3.Крестьянские дети: труд, учение, забавы.
Участие детей в трудовой деятельности семьи. Раннее включение в сельскохозяйственные работы, участие в домашнем труде. Уважительное отношение к труду. Детский труд как средство социализации.
Детские забавы. Народные игрушки, игры. Свободное времяпровождение детей.
4. Образ жизни в прошлом
Представления людей об окружающем мире и происходящих в нем событиях. Влияние язычества на эти представления. Старинные обычаи и обряды. Выражение в них взглядов народа о нравственности, его верований.
Нормы поведения людей: отношение к родным местам, внутрисемейные отношения, взаимопомощь, гостеприимство, милосердие. Духовная атмосфера крестьянской семьи. Уклад семейной жизни.
5.Художественное народное творчество: фольклор, лубок, искусство в народном быту, старинная одежда.
Место фольклора в жизни человека: в детские годы, в юношестве, в зрелом возрасте. Фольклор в повседневной жизни, в обрядах и праздниках. Отражение в былинах и сказках нравственных представлений русского народа, его истории и культуры.
Просветительская функция народного лубка.
Внутреннее и внешнее убранство крестьянских домов. Украшение орудий труда, домашней утвари, посуды.
Старинная мужская и женская одежда.
6. Народные праздники.
Включение детей с раннего детства в праздничные и обрядовые действа. Импровизационное участие всех жителей деревни в праздниках. Описание широко распространенных в России праздников: святки, масленица, праздник Ивана Купалы. Праздничные обычаи и обряды. Культура и традиционные элементы праздников.
7.Обобщение по всему курсу.
Учебное пособие Д.И.Латышиной “Родная история. Живая Русь” для младших школьников создано в соответствии с программой учебного курса. Оно состоит из 4 частей, каждая из которых отражает крестьянскую жизнь в соответствии с земледельческим календарем: 1) конец лета, 2) осень, 3) зима, 4) весна и начало лета. Кроме того в пособии имеются и более общие темы: город, деревня, село, основы мировоззрения человека в прошлом, которые вводят ребенка в историческую среду, помогают увидеть общую картину жизни предков русских людей.
Учебное пособие основано на общепедагогических концептуальных положениях, разработанных его автором; основными из них являются следующие.
В процессе обучения младших школьников чрезвычайно значимы некоторые психологические особенности детей этого возраста, мало принимаемые в расчет в современной школьной практике. Рассмотрим, как они учтены в данном пособии.
В “Тетрадях” детям предлагается обвести по точкам тексты, содержащие информацию о нравственности. Выполняя эту работу, ребенок опять же получает новое знание. Так осваивается “руками” предлагаемый материал, в то же время развивается психика ребенка: обогащаются эстетическая и нравственная сферы личности, развивается творчество, логическое мышление.
В обучении детей подсознание имеет огромное значение. Многое усваивается ими не благодаря словесным рассуждениям и доказательствам, а благодаря внушению и подражанию; “языком” подсознания являются чувственно-конкретные образы (П.В.Симонов).
Понимание и учет этой особенности психики очень важен для педагога, так как освобождает его от необходимости с помощью многословных объяснений добиваться “сознательного усвоения”, часто помогает ему с помощью конкретного примера, наглядного образа легко создать определенные представления, возбудить эстетические и нравственные чувства. Отсюда становится очевидной полезность для школьного обучения не только наглядных материалов, но и игры, имитации, творчества. Не следует стремиться перебороть в ребенке его природные особенности, заставляя его объяснять, анализировать то, что может быть освоено им на подсознательном уровне. Развивая так психику ребенка, школа проявит заботу и о его психическом здоровье, и о наиболее оптимальном пути освоения им учебного материала.
В предлагаемой учебной книге “Родная история. Живая Русь” содержится множество материалов, которые не нужно анализировать, их смысл понятен ребенку; наглядные образы, опираясь на которые ребенок сможет проявить самостоятельное творчество; различные игровые и развлекательные сюжеты, через которые материал осваивается ребенком без излишних перегрузок сознания, легко и радостно.
Важную роль в работе с нравственно-ориентированными текстами выполняет внушение и самовнушение, чему служат вопросы типа: “За что ты полюбил этого героя?”, “Напиши сочинение по рисункам от первого лица”. Школьники, таким образом, будут не только получать информацию, но и усваивать определенные образцы поведения, основанные на общечеловеческих нормах.
Учебное пособие “Родная история. Живая Русь” отличается не только своеобразным содержанием предлагаемого материала, но и новой технологией преподавания, выражающейся в следующем:
— изменение позиции обучающегося в учебном процессе, когда он становится автором собственных выводов, правил, умозаключений, а не заучивает их готовыми;
— оформление результатов освоения учебного материала в продуктивно-творческом виде: сочинениях сказок, песенок, загадок, создание проектов, в художественном творчестве (рисовании, лепке и т.п.);
— создание в учебном процессе атмосферы творческого поиска и открытий;
— осуществление сотрудничества учащихся между собою, и соавторства с создателем учебной книги;
— передача учителем ряда своих функций ученикам: самообразовательная работа детей вместо разъяснений учителя; само- и взаимопроверка выполнения дела и др.
— введение в уроки игры, импровизации, юмористических моментов, что вызывает у школьников эмоциональный подъем и поддерживает их активность.
Книги “Родная история. Живая Русь” предназначаются для уроков чтения в начальных классах в сочетании с другими учебными книгами по чтению. Работая по книгам, можно использовать методы и приемы традиционной методики чтения, хорошо известные учителю. В то же время, авторская концепция, изложенная ранее, определяет особенности уроков, проводимых по книгам “Родная история. Живая Русь”. Рассмотрим их.
Развитие логического мышления детей, занимающихся по этим книгам, опирается на наглядно-образную и наглядно-действенную основу; этому способствуют многочисленные иллюстрации, помещенные в книгах. В первой книге даны репродукции картин известных русских художников, показывающие различные стороны быта и культуры народа. Назначение рисунков, репродукций состоит не только в иллюстрировании текстов и погружении ребенка в мир исторических реалий, но и в сообщении новых знаний. Поэтому необходимо рассматривать каждый рисунок, репродукцию; наглядный образ может быть создан и самими детьми в процессе игры, инсценировки, имитации и т.д. Возможно использование на уроках и дополнительных иллюстративных материалов.
В учебном пособии “Родная история. Живая Русь” возможности для творческого развития детей значительно расширены и лежат в основе всей работы.
Особенности творчества состоят в том, что оно осуществляется на интуитивном уровне, не может быть ограничено правилами, условиями, рекомендациями. Важна рефлексия, основывающаяся на воспринятых ранее ребенком образах, его жизненном опыте. Для творчества нужен “строительный” материал: рисунок для сочинения загадки, образ городского старинного дома, сельского двора, старинного костюма. Роль учителя при творческом процессе детей видится в том, что учитель стимулирует, поддерживает, одобряет все то, что придумал и сделал ребенок. Творческая деятельность учащихся в каждой теме определена. Ее содержание сформулировано после названия темы курсивом. (Тема “Путешествие по городам и весям России”: “Лепим из пластилина или глины башни, дома, “строим” из них город.” (Книга1, Часть1, с.13), тема “Народный лубок”: “Делаем лубок” (Книга2,Часть2, с.45)). На эту запись следует обращать внимание детей особенно в первое время, предварительно нацелив их таким образом на предстоящую творческую деятельность. Это способствует тому, что чтение текстов будет рассматриваться детьми как предварительная подготовка к творчеству. Развитию детского творчества помогают игровые и соревновательные элементы, включаемые в урок. Проведение не потребует от учителя больших усилий, а дети с удовольствием принимают их. Проинсценировать, разыграть, отгадать можно на уроке без предварительной подготовки, опираясь на фантазию, воображение младших школьников.
Что не нужно учителю делать в книгах “Родная история. Живая Русь” и “Тетрадях для самостоятельной работы”:
Но как же оценить работу детей на уроке, выполнение заданий в книге?
Оценка техники чтения осуществляется в соответствии с требованиями современной методики (используются традиционные отметки).
Творчество детей лучше оценивать в словесной форме, подчеркивая при этом интересные находки и решения. Не нужно акцентировать внимание на недостатках и неудачах ребенка. Отдельные поделки, рисунки детей могут быть помещены на своеобразную выставку в классе.
Многие городские дети не бывали в деревне, поэтому им могут быть непонятны некоторые тексты, описывающие бытовые и трудовые процессы крестьян в прошлом. Им трудно представить себе, что такое коромысло, серп, соха. В таких случаях учителю надо либо продемонстрировать сам предмет, либо слайды, репродукции картин. Можно также проинсценировать приемы обращения с предметами быта (как с помощью ухвата поставить чугунок в печь, носить ведра на коромыслах, пахать землю сохой).
Как пользоваться книгой.
Учащимся предлагаются для выполнения задания двух типов: для индивидуального выполнения и группового выполнения. Условное обозначение поможет учителю и детям определить тип задания. В зависимости от особенностей класса, учитель может задание для индивидуального выполнения сделать групповым и наоборот, решить, в какой последовательности изучать материал и выполнять задания по данной теме. Например, тема “Веси: села, деревни” (Книга 1, Часть 1, с. 39): стихотворение можно прочитать в начале или в середине урока. Задание (с. 40) можно предложить выполнить до чтения текста, в процессе чтения или после прочтения. Таким образом, учитель сам, ориентируясь на свой класс, решает, следовать ли во всем книге или вносить в нее коррективы.
Благодаря раскрашиванию, у ребенка непроизвольно создается образ, сохраняющийся в памяти. Погружение в мир культурно-исторических реалий происходит на подсознательном уровне и служит созиданию личности. Кроме того, такие упражнения полезны для развития мелкой мускулатуры пальцев рук, наблюдательности, воображения.
Вопросы и задания в “Тетрадях” предполагают письменные ответы детей. Нужно сразу приучить детей писать ручкой, аккуратно, соблюдая правила каллиграфии и орфографии. Важно приучать детей проверять написанное друг у друга, обсуждать вслух содержание ответа. Периодически необходимо проверять записи учащихся; это можно делать во время выполнения детьми творческих заданий. Допущенные ошибки лучше помечать простым карандашом, так, чтобы ребенок потом мог сам их исправить.
Занятия по данным книгам не требуют от учителя большой предварительной подготовки: в книгах представлены достаточно полно и необходимый для чтения материал, и определена методика занятий; в них предусмотрено все, что обычно учитель подбирает сам (иллюстрации, репродукции). И совсем необязательно дополнять ее еще какими-то материалами. Учителя-энтузиасты, увлеченные историей и народной культурой, обязательно организуют выставки, фольклорные выступления детей, экскурсии в музеи, народные праздники и т.п.
Если Вы сможете с помощью родителей ваших учащихся сделать все это, ваши занятия на уроках станут еще более теплыми, добрыми и любимыми детьми. Но если таких возможностей не окажется, можно ограничиться и тем, что дано в книгах.
Организация работы детей.
Изменяется и позиция учителя на уроке. На этих уроках ему не нужно “держать весь урок на себе”, ведь дети работают сами, добывая знания, помогают друг другу, обсуждают совместно, что и как можно сделать.
Важно правильно разместить учащихся в классе, так как предполагается групповая (коллективная) форма организации работы, в которой участвуют 3-4 ученика. Таким образом, если в классе 25 человек, то получится 7-8 групп детей. В начале каждой книги показано, как дети могут разместиться в классе; это, конечно, не исключает другого расположения парт. Однако, размещение детей по маленьким группам само по себе еще не обеспечивает сотрудничества между ними. Как дети могут сотрудничать в маленькой группе? Обсуждать вместе задания, выбирать нужный ответ, разработать устно план сочинения и др. О результатах совместной работы классу сообщает один ученик, но от имени всей группы, так как, если спрашивать индивидуально отдельных учащихся, то теряется весь смысл совместного труда.
Детям можно предложить самим выбрать, как расставить парты и объединиться в группы по желанию. Надеемся, что такое расположение в классе понравится и детям и учителю, и подойдет для других уроков.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ТЕМАМ
Предлагаемое примерное планирование уроков по темам составлено применительно к учебному пособию “Родная история. Живая Русь”, исходя из того, что Книга 1, Части 1 и 2 изучаются в первом учебном полугодии (17 учебных недель, соответственно 34 урока), Книга 2, Части 1 и 2 изучаются во втором учебном полугодии (19 учебных недель, соответственно 38 уроков).
НОМЕР УРОКА ТЕМА УРОКА
11-12 Домашняя жизнь.
13-14 А и сильные, могучие богатыри на
славной Руси.
17-18 Правила жизни в старину.
11-12 Летние и осенние праздники.
13-14 Поздняя осень.
15-16 Зимние торги: ярмарки, базары.
17-18 Развлечения в дни Масленицы.
19-20 Старинные обычаи.
11 12 Летние развлечения детей.
13-14 Летние праздники.
Обращаем внимание на то, что учитель в своей работе по данному учебному пособию может взять за основу предложенное планирование, а может, учитывая особенности своего класса, сам решить, сколько часов отвести на изучение той или иной темы
Латышина Родная история Живая Русь Учебное пособие по чтению для 2 (3) класса Книга 2 Часть 2 1997 г
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 130.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Обратите внимание! Стоимость пересылки рассчитана при отправке до 600 км от Москвы | |
Оплата: Смотри в описании. |
№113301323 |
Д.И.Латышина «Родная история. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен».
Учебное пособие по чтению для 2(3) класса. Книга 2 Часть 2
Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997
Твердый глянцевый переплет, 112 стр. с илл.
Стоимость пересылки 130 рублей, может измениться от Вашего местоположения.
Оплата: на карту Сбербанка, системы денежных переводов WU
Доставка: Почта России
Уважаемые покупатели!
В связи с изменением стоимости почтовых услуг с января 2021 года, стоимость пересылки, указанная в лотах, может отличаться от реальной стоимости пересылки на сумму около 20-30 руб. (по 1 магистральному поясу – до 600 км). Если для Вас это имеет значение или Вы хотите узнать стоимость пересылки на расстояние более 600 км, пожалуйста, перед покупкой лота, напишите мне через Обсуждение лота.
Стоимость пересылки указана в случае отправки на расстояние до 600 км от Москвы ( кроме книг, календариков), на расстоянее более 600 км от Москвы стоимость пересылки рассчитывается по тарифам почты России
Оплата купленных лотов производится в течении 5-ти дней, с момента покупки. В противном случае лоты перевыставляются на продажу.
Купленные лоты отправляются Почтой России в течении 1-5 дней с момента оплаты.
Шесть русских государств до Рюрика: пора их признать
Писать об истории России (восточных славян) до 862 года не только трудно, но и опасно: легко угодить в список псевдоисториков. Поэтому соответствующие разделы учебников скупы и больше посвящены красотам Восточно-Европейской равнины. Малейшие же попытки поговорить о государственности восточных славян до этой даты гарантируют ярлык адепта «фолк-хистори». Но делать нечего, и цель наша не заткнуть за пояс кого-то, а применить к истории России… общемировой подход.
Предыдущую статью («История — лейтмотив Российского Возрождения») мы закончили замечанием о том, что вполне приличные учёные от Ближнего Востока до Дальнего, да и Европы тоже, не слишком рефлексируют в вопросах истории своих народов — этнической и государственной. Запросто сдвигая их на тысячу, а то и пару-тройку тысяч лет вглубь веков за счёт легенд и мифов собственных же народов (а то и «авторских»). За счет вымысла, который благодаря частому потреблению приобретает статус научной истины. В распоряжении российских историков новейшие методики оценки данных археологии, антропологии, генетики, языкознания, независимые (!) письменные (!) источники. Но… воз и ныне там.
В истории славянства есть ряд вопросов, считающихся «неразрешимыми». Об одном из них часть историков говорит с сожалением, часть со злорадством: «На карте Европы просто не остаётся места для прародины славян!». Однако учитывая с одной стороны несомненное родство славян с балтами, а с другой — свидетельства тесных связей славян со скифами, сарматами, аланами (строго говоря, это три этапа развития одной ираноязычной общности), можно дать единственно возможный, но и очевидный ответ: прародина славян — в восточной Европе, в узкой полосе между Лесом и Степью.
Отношения с каждыми новыми хозяевами Степи постепенно налаживались, и славяне даже чуть продвигались в лесостепь на земли, пригодные для пахотного земледелия. Беда случалась, когда хозяева Степи менялись, и пришельцы по старой доброй традиции кочевников истребляли всё и вся на своём пути. Часть славян прижималась к отрогам Карпат, часть — к болотам Припяти и Десны (на то, чтобы потеснить балтов севернее болот сил ещё недоставало). Часть бежала от «пожара» вперед, до Судет, другие применяли вечный приём беглецов — уходила «против пожара», вдоль него. Порой до Средней Волги (Именьковская археологическая культура 4−7 веков).
Вышесказанное позволяет ответить на второй «неразрешимый» вопрос: «Нет доказанной преемственности между предыдущими и последующими якобы „славянскими“ археологическими культурами!». Причем упор делается на примитивный орнамент «достоверно славянской» керамики по сравнению с более изысканным орнаментом ранних культур. Тогда как наследственность в форме керамики можно проследить и до 4 века и до рубежа эры и далее: та же короткая широкая шейка с едва заметным отворотом, то же тулово с расширением в верхней трети. А главная беда адептов этой «проблемы» в том, что, например, достоверно славянская пеньковская культура антов 4−6 веков разительно отличается от культур их прямых потомков (об этом ниже) — северян и вятичей 8 века!
Женщины (изготовление лепной керамики лежало на них) консервативны и несли навыки, переданные им матерями. Но до изысков ли было, когда приходилось мгновенно сниматься и преодолевать по 60−70 километров в день? Да «всё своё ношу с собой». Да неделями и месяцами пока не удавалось найти относительно безопасный уголок. Не первый и не последний случай регресса в истории. И всё же женщины без прекрасного жить не могут, и находили минутку хотя бы на несколько оборотов шнурка вокруг тулова и змейкой по шейке или чтобы отжать пальцами выемки по отвороту.
Ответим и на третий «неразрешимый» вопрос, связанный уже со вторым. Вопрос старый, ещё с 17 века, с явным русофобским душком, однако жив курилка и время от времени всплывает то тут, то там: «Откуда во второй половине 4 века в Европе вдруг появилось столько славян, что уже через 100 с небольшим лет они затопили Византию?». Не «вдруг». Славянам помогли… гунны: те облюбовали Паннонию, да и всю Европу, оставив своим вассалам Причерноморье. Где славяне, может быть, впервые и до самого аварского нашествия зажили относительно сытно и безопасно. Вот за шесть-семь поколений и «наплодились», набрались сил для удара по империи. «Гуннское иго» 4−5 веков стало «Золотым веком» славянства и временем рождения их первого или уже третьего государства (об этом тоже ниже). В общем, если и есть в истории славянства действительно неразрешимый вопрос, то это вопрос того, как славяне вообще выжили.
Надеемся, что теперь понятны причины сложностей с более точной локализацией прародины славян: в ничтожные сроки — исторически и буквально в течение жизни одного-двух поколений — основная масса небольшой группы племен перемещалась на гигантские расстояния Восточно-Европейской равнины, теряя отставших, и принимая в этом вечном движении родовые общины и целые племена таких же скитальцев. Соответствующие метаморфозы происходили, скажем прямо, с не слишком богатой материальной культурой: она то деградировала до едва ли не «одноразовой» посуды, то возвращалась к изящным образцам керамики, при этом уже отличавшимся от тех и там — на прежней родине. И всё же попытаемся обрисовать круг версий.
Ключевое условие — длительное соседство протобалтов и протославян. Так, своих сторонников имеет версия принадлежности к протославянам знаменитой Фатьяновской КБТ, протянувшейся от Волго-Окского междуречья до Средней Волги. В принципе, некий автор всеми нами любимой Википедии не соврал, назвав носителей Фатьяновской культуры «западными индоевропейцами» (ведь они пришли с запада, не так ли?). Другое дело, что, во-первых, в глазах неискушенного читателя такое определение с порога отметает возможную принадлежность фатьяновцев к протославянам. А во-вторых, в отношении «этнической» принадлежности других локальных культур КБТ историки высказываются куда увереннее.
Так, носители соседней Среднеднепровской культуры считаются протобалтами. Почти нет сомнений насчет протогерманцев: они оказались между Балтикой и Валдаем (Прибалтийская КБТ), но затем двинулись на север и через несколько столетий, пройдя через Аландские о-ва и Скандинавию, вернулись на Везер и Эльбу. Часть из них застряла в «углу» между Рижским и Финским заливом (Эстонская КБТ) и, видимо, дожила до античных времен. Римскому автору 1-го века Тациту обычаи эстиев показались похожими на германские, хотя их речь больше напомнила кельтскую (не путать с эстонцами, они приняли это книжное имя только к концу 19 века). Известна и этническая принадлежность носителей Абашевской культуры, потеснивших фатьяновцев в 1-й половине 2-го тл. до н.э. — протоиранцы. Известно также, кто в 7-м в. до н.э. обрушился на абашевцев и остатки фатьяновцев — носители Дьяковской (по Волге) и Городецкой (по Оке) культур — финны. Да, факт, чреватый взрывом мозга у определенной публики, но арии пришли в Волго-Окское междуречье за две тысячи лет до финно-угров, а носителей индоевропейской гаплогруппы R1a среди мордвы (и бывшей муромы и мещеры) больше, чем среди многих славянских народов. И воевали, и роднились. Рассказать о фатьяновской версии стоило уже ради этого. Две другие гипотезы обоснованы лучше.
Согласно гипотезе Алексея Шахматова прародина славян лежала с другой, западной, стороны от Среднеднепровской культуры балтов — в западной Белоруссии и восточной Литве. Да, придётся взломать еще один миф — об «огромном территориальном массиве племен предков литовцев и латышей», чей ареал только сокращался ввиду «славянской экспансии». Название «балты» — современное, научное, сами себя предки «балтов» так называть не могли даже теоретически, т.к. их прародина лежит далеко от Балтики. Парадокс, прабалты — «коренные» в Белоруссии и России, но «пришельцы» в Литве и Латвии. Они вытеснили предков славян за Вислу (Тшинецкая культура), а пару КБТ непосредственно на побережье Балтики ассимилировали. Также, правда, много позже они и на востоке дошли до верхней Оки и Протвы (Мощинская культура голяди/галиндов).
Наконец, наиболее разработанная гипотеза видит прародину славян на правом (южном) берегу Припяти и в Прикарпатье. Это Комаровская археологическая культура. А также в Сосницкой культуре на нижней Десне и Сейме (Черниговская, Сумская, Брянская и Курская области). Но есть одно забавное «но». Если избавиться, наконец, от идеи найти «стабильную», «подобающую» великим славянам великую прародину, и согласиться с тем, что эта прародина находилась в постоянном вынужденном движении (см. выше), то всё мгновенно станет на свои места.
Дело в том, что Тшинецкая культура (праславян, отступивших из западной Белоруссии под напором балтов), Комаровская культура (её раннее, припятское крыло) и Сосницкая культура (поднимавшаяся вверх по Десне и Сейму) это… звенья одной культуры 19−11 веков до н.э. Родство этих трех культур слишком очевидно и не оспаривается. Вот эту дугу, охватившую балтов с юго-запада, юга и юго-востока и следует, видимо, считать прародиной славян. Точнее, здесь 4−3 тыс. лет назад протославяне стали праславянами — группой племен со схожей культурой и взаимопонятными языками. До того, чтобы избавиться и от приставки «пра» — стать славянами, осознающими свое единство, было еще далеко. Но вскоре, возможно, появилось их первое… государство.
Уже праславянская Десна, середина 1 тл. до н.э. Многоугольник: Чернигов — белорусский Кричев — смоленский Рославль — Брянск — Орёл — Курск. Это земли народа будинов Геродота — Юхновской археологической культуры (литье близко тшинецкому, керамика уже практически славянская следующих эпох, в отличие от круглодонной, ещё сохранявшейся у балтов). Балтские элементы Юхновской культуры объяснимы: ранее это были их земли. Важно найти и объяснить соотношение культур — старых и новых. Было бы желание объяснять. Искать. Рыть землю носом.
Если вы возьметесь за 4-ю книгу Геродота, то обратите внимание на фразу: «у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной» (гелоны — переселенцы с юга, говорившие якобы на скифском с примесью греческого). Т. е., «Отец истории» прямо сообщает, что будины не скифы. О том же свидетельствуют их хозяйство и облик. Будины охотятся на бобра, выдру и очевидно соболя (пушной зверь «с четырехугольной мордой»), это единственный народ Скифии, который «питается сосновыми шишками» и единственный, поголовно имеющий «светло-голубые глаза и рыжие волосы». Кстати, ель в Греции почти не растет, и Геродот мог назвать «сосновыми» еловые шишки, их побеги — кладезь витаминов. А название «будины» заслуживает целой статьи. Самоназвание «пробудившиеся» (ср.: Будда), «разумные», «настоящие (мыслящие) люди»?
Итак, мы подошли к «историческим временам» — к эпохе писаной истории. Обратите внимание ещё только на один факт — поход Дария I на скифов в 513 году до н.э. Геродот называет вождей будинов «царями». Будины, не наёмники, набранные скифами, а войска во главе с этими вождями. Вместе с гелонами и небольшой частью скифов они выполняли труднейшую задачу — медленно отступая и беспокоя, заманивали персов на земли нейтральных племен, чтобы всё же вынудить тех вступить в войну. А затем преследовали войско Дария вплоть до Истра (Дуная). Геродот показывает, что племенные «царства» Скифии можно считать уже не протогосударствами, а начальными государствами. А отсюда следует, что доказательство принадлежности будинов и Юхновской культуры славянам означало бы признание существования первого славянского государства еще 2,5 тысяч лет назад. Ну, какой респектабельный историк согласится на такое? 862-й год как-то спокойнее. Действующих археологических экспедиций по Юхновской культуре в России сегодня нет.
Пора перенестись в другую часть Европы, где жил народ, говоривший совсем на другом языке, но давший славянам очень многое. Итальянская область Венето, со столицей в Венеции по имени древнего племени венетов. Неважно, кем они были по происхождению — анатолийцами, иллирийцами или кем-то ещё. Славянами они не были точно. Благодаря своему положению в северном углу Адриатического моря и тому, что Альпы здесь ниже и имеют больше проходов, венеты взяли в свои руки торговлю с внутренними областями Европы. Они открыли Рейнский путь на северо-запад Европы, альтернативный опасной Атлантике (Боденское озеро на Рейне даже называлось «Венетским»). Видимо, их фактории в Бретани объясняют загадку появления галльских венетов-мореплавателей.
Но нас интересует другой путь — «Янтарный», к побережью Балтийского моря. Еще в начале 1-го тл. до н.э. венеты, если не политически, то экономически освоили Норик — среднюю Австрию к югу от Дуная, с ее золоторудными месторождениями. Тогда же венеты начали поставлять в Италию янтарь, а в 7-м веке до н.э. происходило массовое переселение венетов к устью Вислы (Поморская культура). Таким образом, Нестор, утверждая, что родина славян на Дунае, а «норики есть славяне», ошибся лишь частично: С Дуная, из Норика, дав имя одной из групп славян (об этом ниже), но не славяне.
Венеты подчинили германские племена к западу от Вислы (те вытеснили отсюда славян) и славянские на правом берегу Вислы, у истоков Припяти, на Волыни, в Прикарпатье. В начале 2-го века уже нашей эры началось переселение в устье Вислы германского скандинавского племени готов (гутонов). Под их натиском ранее покоренные венетами германцы двинулись на юго-запад к границам Римской империи, а славяне — на юго-восток к Черному морю. Так началось Великое переселение народов. Куда же делись сами венеты? Ищем. И на этот раз с помощью исторической лингвистики. Будет сложновато, но в конце — приз.
Первое. Разночтение «венеты» и «венеды» несущественно: в «серебряной латыни», как позже и в «народной», происходило интенсивное озвончение взрывных согласных в нескольких позициях в середине слова. Т. е. начальная форма все же «венеты».
Второе. Античные авторы называют этот народ то «венетами», то «энетами». Ещё чешский славист 1-й половины 20 века Любор Нидерле высказал предположение, что в начале названия племени стоял звук, который отсутствует в греческом и латыни. Отчего одни авторы предпочитали передавать его буквой ‘v’, а другие — опускать. Этот звук — /w/ (в латыни он присутствует исключительно в сочетании со звуками /k/ и /g/: aqua, lingua). Блестящее подтверждение этой гипотезы дали кельты, чей язык «страдал» той же проблемой, что и латынь. Они выбрали третий возможный способ передать звук /w/ — их название бретонских венетов начиналось с… ‘gw’!
Третье. Ударение. Оно падало на первый слог (wEnet-), а гласный звук второго слога (второй /е/) редуцировался, ослаблялся вплоть до выпадения. Кроме того, общее правило таково, что после начального /w/ ударный /е/ становится максимально открытым, чем-то средним между /е/ и /а/, вроде русского /е/ в первом слоге слова «железо» (сравните акустически с /е/ после «л»). Обозначим его как /wɜnt/. А если к корню добавить германский суффикс определения, например, ‘al’?Получаем… Wandal.
Да, часть венетов смешалась с частью германского племени ругов (более ранних пришельцев из Скандинавии), приняв их язык, но передав им своё имя. Согласно источникам, сначала: Uuandali (двойная ‘u’ передавала /w/ до введения в средневековую латынь буквы ‘w’), затем — Wendel, Wentil, Vandili, Wandali. Ударение на первом слоге в имени венетов-вандалов сохранилось в итальянском и испанском языках: vandali, vándalos. При том, что эти языки склонны к ударению на предпоследнем слоге.
Что же насчет славян, отступавших под ударами готов на юго-восток? Часть их в период господства венетов жила на юге Волыни и в Прикарпатье в стороне от торговых путей и испытала меньшее влияние венетов. Выше в предгорья Карпат они и отступили. Византийские авторы называют их словом «склавини» / «склавени», похожем на греческое слово «раб» (σκλαβος «склавос»). Так авторы и объясняли происхождение слова «склавини», не задаваясь вопросом: с чего это сам народ будет себя так называть?
Здесь мы имеем дело с примером так называемой «народной» или «вульгарной» этимологии. «Прогуливаясь у реки, княгиня подвернула ногу и воскликнула: „Я хрома!“. С тех пор река носит имя: „Яхрома“». Сегодня над такими объяснениями смеются даже дети. В древности, увы, даже ученые мужи были не слишком щепетильны, стараясь быстрее «закрыть вопрос» с непонятным читателям названием. Так, Иордан, одним из первых упомянувший «склавенов», назвал свой труд об истории готов: «О происхождении и деяниях гетов». Только потому, что с фракийским племенем гетов читатель был лучше знаком. И это при том, что Иордан был наполовину готом и знал, что никакого родства с гетами у готов нет! Имеется и несколько других объяснений, но ясно, что здесь всего лишь искаженное имя славян.
Другая часть славян, с Вислы и верхней Припяти, отступала к Днепру севернее склавинов. Византийские авторы назвали их «антами». Опять же, не задаваясь вопросом, почему этот народ решил назвать себя греческим словом ἀντί «анти» — «находящиеся напротив», «стоящие против» чего-то. А ведь это всё то же /wɜnt/ — почти /wʌnt/, откуда грекоязычные авторы выбросили чуждый им звук /w/!
Но в случае антов смешение венетов со славянами было гораздо глубже, чем в случае с вандалами. Славяне-анты приняли от венетов не только имя, заметно отличающуюся культуру и даже в какой-то мере антропологический облик средиземноморского типа. Они приняли менталитет господ, что выразилось в нескольких войнах со склавинами, их подчинением. Иначе говоря, анты это венеты, сильно смешавшиеся со славянами, принявшие их язык, но… оставшиеся венетами. Это пересказ гипотезы польского археолога Витольда Хенселя, чьи статьи публиковались в международных научных журналах и альманахах, включая советские и российские. То есть у нас здесь почти без отсебятины. Хенсель даже считал, что венеды славянизировались уже к середине 1-го тл. до н.э., а мы этого не утверждаем. Но ненароком напоминаем, что французские или испанские историки начинают историю своих народов с эпох, лежащих за тысячи лет до их романизации.
Византийские авторы 6 века называют то два родственных народа, говорящих «на одном языке» (склавины и анты), то три (склавины, анты, венеды). Но не указывают, а где, собственно, в их, авторов, 6 веке… живут венеды. Да, на просторах интернета вы найдёте карты и со всеми тремя народами. Но имейте в виду, что эти карты рисовали не Иордан или Прокопий Кесарийский, а современные авторы, мучимые проблемой, которую византийцы легко отбросили в сторону. Здесь на помощь неравнодушным приходит немецкий язык, в котором «венедами» (Wenden) называли в широком смысле всех славян, а в узком — западных. Т. е. можно сказать, что такие карты не врут, но лукавят.
А теперь самое важное в этой части. Есть несколько примеров, когда в границах одного государства народ, формировавший элиту, передавал свое имя всему населению через название государства: Франция, Болгария, Русь, Украина («украинцами» первоначально поляки называли магнатов и щляхту, получивших земли юго-западной Руси, отнятые у Литвы в результате Люблинской унии 1569 года). Но, насколько нам известно, нет ни одного случая, когда название передавалось бы «просто так», «по соседству», вне границ единого государства. Т. е. германцы и славяне, принявшие имя венедов — соответственно «вандалы» и «анты» — находились в составе единого с венедами государства. Учитывая славянизацию венедов, господствующих в этом государстве, можно сказать, что государство балтийских венедов это второе славянское государство (после «царства» будинов). Понятно, отношения Польши и России сегодня таковы, что впору обвинять друг друга в истреблении неандертальцев, но взаимодействие историков двух государств дало бы позитивный результат.
Конец 3-го века и две трети 4-го — время войн между готами с одной стороны и союзниками антами и аланами с другой. В начале 370-х годов к границам Ойума подошли гунны. Союзники присягнули этой мощной силе. Готский король Витимир (он же Винитарий — «победитель венетов») не признал «новых реалий» и двинулся против антов, теперь уже вассалов гуннов. Потерпел поражение, но затем захватил в плен вождей антов (сымитировав готовность к миру?) и «ради наводящего ужас примера распял вождя их, по имени Бож, с сыновьями и 70 старшими вельможами, чтобы трупы повешенных как ужасный пример удваивали страх покорившихся». Это случилось в 375 году. Почти за 500 лет до пресловутого 862 года основания государства восточных славян. Первая дата, первое имя. Третье государство славян после государств будинов и венетов на Висле.
Да, дата чуть спорна: возможно, Бож был убит в 376 году. Имя очень спорно: возможно, здесь указан всего лишь титул — «Вождь». В греческом в эту эпоху всё еще происходил переход звука, обозначаемого буквой «В» от /б/ к /в/, отсюда: ‘alphabet’ и ‘Basil’ у народов, заимствовавших эти слова раньше, и «алфавит», «Василий» у тех, кто заимствовал позже. Так или иначе, но признаки ранней государственности: имущественное и уже классовое расслоение, наличие рабства, судебно-административная власть вождя и старейшин были налицо.
Сразу после убийства Божа гунны «заступились» за своих вассалов, разгромили готов и двинулись в Европу. Как мы уже писали, оставив Причерноморье антам и аланам до самого нашествия аваров в начале 560-х годов. Часть антов увлекается аварским потоком в Европу, часть отступает… ну, куда же еще? На Припяти спасаются «склавины», по старой памяти не слишком дружелюбные, поэтому анты отступают в леса вверх по Десне на земли близкородственной Колочинский культуры, грубо говоря, той части антов, которые предпочитали оставаться на этих менее плодородных, но более безопасных землях.
Анты в последний раз упоминаются в 602 году. Связываемая с ними Пеньковская культура Причерноморья очагами существует еще более ста лет почти до середины 8 века и гибнет под ударами хазаров. Но именно в это время еще смешанная славяно-балтская Колочинская культура становится чисто славянской. Более того анты-славяне быстро вытесняют с Оки балтскую Мощинскую культуру (впрочем, многое у балтов позаимствовав, например, знаменитые женские семилопастные височные кольца). Так от средней Десны и верховьев Оки до Москвы-реки и Клязьмы возникает Волынцевская культура вятичей.
Почему вятичей? Да потому, что они — всё те же анты. Венеты. Wɜnt. Теперь уже, конечно /vent/, поскольку /w/ не характерен и для славянских языков, и в общем случае даёт звук /v/. Извините за жутко примитивный пример, но мы предпочитаем передачу имени William как «Вильям», а не «Уильям» (избегаем «зияния» — стечения гласных, мы же не полинезийцы маори) и тем более не «Ильям». Совсем краткое возвращение к исторической лингвистике. /е/ в /vent/ был носовым, сохранившимся в польском: «мясо» — mięso /менсо/. В русских летописях он передавался через Юс Малый (Ѧ), рано давший /ja/ — /а/ со смягчением предыдущего согласного. Так «анты» стали /v’at/ — вятичами (отчества есть у всех и доказывать, что «-ич» — суффикс, смысла нет). Догадки о такой трансформации можно найти еще у Нидерле, позже ее развил советский лингвист Дмитрий Бубрих. А буква «Я» это скорописный вариант «Ѧ». Всё же прав был Нестор и здесь, когда писал крамольное: «радимичи же и вятичи — от рода ляхов». Ляхов, не ляхов — «материя тёмная»: ляхов как таковых ещё не было. Но с Вислы и Западного Бука.
Данное построение подтверждается и тем, что в нескольких списках (рукописных экземплярах) летописей, в той же «Повести временных лет», правда, в одном из неполных списков, переписчики допускали ляп: писали «ен» вместо уже умиравшего /е/ носового: «вентичи». А еще есть письмо регента (фактически последнего кагана) Хазарии Иосифа бен Аарона учёному единоверцу в Кордовском халифате рабби Хасдаю, в котором каган перечисляет народы, платящие ему дань. Среди них: Вннтит (вятичи в частичной огласовке иврита), Свр (северяне), Слвиюн (славины). Каган явно приукрашивает ситуацию: письмо написано в конце 950-х или в самом начале 960-х — за несколько лет до гибели Хазарии.
И ещё. Анты ассимилировали массу алан. Даже название северян происходит от аланского sew — «черный». Что интересно, название «северяне» закрепилось без перевода, тогда как название их столицы — Чернигова — уже в славянском переводе (разумеется, «князь Чернига» — народная этимология). Напомним об интересной гипотезе родства северян с геродотовыми меланхеленами (Μελαγχλαινοι — «черноцветные», «черноодетые», черноплащевые»), чьи просторы примыкали к Северщине с востока.
Но есть сложность. Типичные аланы — европеоиды, но широколицие брахицефалы (круглоголовые), а потомки антов (вятичи, радимичи и северяне) — узколицие долихоцефалы (длиноголовые). Причем… средиземноморского типа. Вот как об этом пишет Владимир Мавродин (Очерки истории СССР. Древнерусское государство. Учпедгиз, М, 1956, с.33−34): «Среди северян господствуют узколицые длинноголовые европеоиды с сильно выступающим носом, типичные представители так называемой „средиземноморской“ расы». Вятичи в большей мере смешались с балтами, но расовый тип оказался живучим: «У вятичей встречаются наиболее длинноголовые узколицые расовые типы (район Зарайска), близкие к так называемой „средиземноморской“ расе». Оборот: «так называемая „средиземноморская“ раса» понятен: борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом» продолжалась, а до расцвета «фолк-хистори» было ещё далеко. А всё же далеко забросило адриатических венетов: из итальянской глуши аж в подмосковный Зарайск! Это не попытка найти русским «благородных предков», это просто факты. А как их оценивать — дело читателя.
В 8-м веке восточные славяне — русские — объединялись уже не в племена и даже не в племенные союзы (вятичей, волынян, кривичей и др.) во главе с советом вождей и единым военным руководством, князем, в случае войны. Племенные союзы уже объединялись в коалиции, вроде «Дулебов» — волынян, древлян, хорватов. «Дулебы» это экзоэтноним, внешнее (германское) название. Т. е. именно соседи видели и зафиксировали это объединение. Явный надплеменной союз создали словене ильменские и псковские кривичи. Такой же характер носило объединение вятичей, радимичей и северян. Это четвертое, пятое и шестое русские государства до Рюрика.
Князья с дружинами были, жрецы — носители права, которое князья привлекали, верша правосудие, были. Власть, если еще не была узурпирована полностью, то в значительной мере была «делегирована» народом определенной прослойке. Не хватало объединения «всего» этноса в одном государстве? Но в этом случае государственность греков возникла только после ее завоевания Филиппом Македонским, а то и в границах Римской империи, а у немцев ее нет до сих пор. «Истина» — в трактовках и традициях (ага, «862 год»).
А самое обидное в том, сколько сил и времени отнял у российской исторической науки конфликт по вопросу: «Кто основал русское государство?» — пустячный, по сути «курино-яичный». «Норманисты» упирают на Рюрика, «антинорманисты» ищут «гастомыслов» или роются в «5-м пункте» Рюрика, пытаясь найти хоть какие-то захудалые западнославянские корни. Да, Рюрик основал первую относительно достоверную династию, что тогда и позже понималось, как основание государства. Но не сегодня!
А еще спорят о том, пригласили Рюрика словене, кривичи, чудь и меря, или он их завоевал. Не задаваясь элементарными вопросами. Например, таким: Если на территории нынешнего северо-запада России еще не существовало государства (которое можно целиком передать некоему правителю или которое может нанять дружину наемников), как варяги могли сюда «войти»? Трактовка слов Нестора о приглашении Рюрика в качестве верховной власти, никуда не годится. Чудь и меря воюют, чтобы не платить дань славянам, но вдруг вместе с ними приглашают варягов, чтобы платить дань им?
Может быть, варяги силой, целиком и сразу покорили четыре мощных племенных союза, по крайней мере, один из которых, словене, все последние 100 лет бил варягов при малейших попытках тех установить какие-то иные отношения, кроме торговых? Когда ещё в753 году сожгли шведскую крепость Альдейгьюборг, основав здесь славянскую Ладогу (Старая Ладога).
Таких вопросов десятки. Да, варяги были приглашены. И да, княжить! Но княжить «по-новгородски», что прекрасно понимал Нестор. Принимая князей как наемную дружину. Что варягов явно тяготило. А потому, захватив в «два приема» Киев (Аскольд и Дир или одно лицо Хаскольдюр, а затем Олег), этот хазарский погост, место сбора дани, варяги тут же перенесли столицу туда. Конечно, главной причиной переноса столицы в Киев (а Святослав пытался перенести даже в Переяславец на Дунае) была близость Византии и других земель, которые можно было «повоевати», но и указанное нами соображение наверняка принималось в расчет. Новгород же оставался де-факто независимым. Принимая княжичей из Киева, если они нравились, и отправляя обратно тех, кто пришелся не ко двору: «Если же две головы имеет сын твой, то пошли его к нам; а этого дал нам Всеволод, сами вскормили себе князя» (ответ Святополку II Изяславовичу, 1102 год).
В нас прочно засела дата основания Руси — 862 год. Дата случайная, слабая, уничижительная. Это не предложение «коренной ревизии» российской истории. А скорее предложение сблизить нашу методику определения даты начала государственности с «международными стандартами». Чтобы с еще большим правом ответить оппонентам (фраза из предыдущей статьи): «Россия — Европа, а вот почему и во что превратились они, еще нужно разобраться».