роден и клодель история любви
Камилла Клодель- любовь и боль Огюста Родена
В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и несмотря на то, что Роден продолжал жить с Розой Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866, и не собирался разрывать с ней отношения.
Все многочисленные натурщицы и возлюбленные знаменитого скульптора меркли рядом с элегантной, изящной и необычайно привлекательной девушкой. Все в ней было гармонично. «Прекрасный лоб над дивными глазами, того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и столь редко в жизни, большой чувственный, но еще и очень гордый рот, густая копна каштановых волос, спадающих до поясницы. Вид, впечатляющий дерзостью, прямотой, превосходством и веселостью», — так описывал 20-летнюю Камиллу ее брат Поль и такой ее увидел сорокалетний Роден. И рядом с небесной красотой соседствовал светлый ум, поистине мужской характер и редкий талант.
Камилле импонировала его увлеченность, трудолюбие, вечная неудовлетворенность достигнутым. Она начала лепить его бюст. Огюст сразу оценил мастерство девушки и стал уделять ей все больше внимания, а потом неожиданно предложил посетить его третью, секретную, мастерскую, где он работал для души и обычно принимал любовниц.
Клодель позировала для многих его скульптурных групп :»Поцелуй» «Рассвет», «Радуга»., «Мысль», «Франция», «Данаида», «Вечная весна». По мнению Родена, она должна была этим гордиться, а его отношения с Розой принимать как должное, а лучше и вовсе не обращать на «такие мелочи» внимания.
Помогая ему в работе, Камилла с каждым годом все четче осознавала, что она так и может остаться в тени великого скульптора. Когда в 1888 году Клодель выставила свое первое большое произведение «Забвение», критики увидели в нем отголоски роденовского «Поцелуя», для которого она служила моделью. Во всех ее скульптурах видели заимствование и копирование. «Свои произведения я извлекаю из себя самой, скорее страдая избытком, нежели нехваткой идей», — пыталась отстоять Клодель свою самобытность.
В настоящее время искусствоведы утверждают, что многие из ранних работ Камиллы — «Девушка со снопом», «Этюд мужской головы», «Молящаяся» — стали основой или частью роденовских скульптур «Галатея», «Скупость и роскошь», «Крик» и с уверенностью могут указать в произведениях мастера участки тела (руки, ноги), вылепленные ею.
Клодель овладела всеми премудростями лепки и стала скульптором самого высокого класса, как форматор не знала себе равных, а мрамор тесала с такой точностью, какой не достиг и сам Роден. Но критики того времени предпочитали этого не замечать.
Дни счастья и надежд сменялись безудержным гневом и упадническим настроением. Особенно стало невозможно продолжать эти отношения, после того как в период 1890—1892 годов (по данным биографов) Камилле пришлось прервать беременность, что оставило в ее душе очередную незаживающую рану.
Роден и с Огюстом-младшим никогда не ладил, и очередной незаконнорожденный ребенок был ему совершенно не нужен. Скульптуры Клодель «Выздоровление», «Прощание», «Девочка из Иллет» стали отголосками этого горького для женщины события.
Они были словно созданы Богом друг для друга: талантливые, трудолюбивые, полные идей, дерзкие в своем творчестве. Но хрупкое равновесие духовных и любовных отношений постоянно подтачивалось обоюдной рассудочностью. Каждый искал свою выгоду. Роден не желал терять ни домашнюю терпеливую Розу, которой в прошлом был многим обязан, ни прекрасную возлюбленную. Камилла уже не была ослеплена любовью, и, отдавая, хотела щедро получать.
Она позабыла свои слова: «Я не хочу разбивать твою жизнь, я хочу лишь вдохновлять тебя». Теперь она с горечью осознала, что, увлеченная страстью, обманывала себя. Ей была нужна определенность. Кто она? Не жена, не любовница, не содержанка и даже не скульптор. Только тень гениального Родена, которому она в конце концов со злобой бросила в лицо: «Я пожертвовала своей карьерой ради твоей».
Камилла уже давно поняла, что обречена не только их любовь, но и развитие ее творчества. Через 15 лет «совместной» жизни она решилась на разрыв. Можно лишь удивляться, как надолго хватило ее терпения. Камилла чувствовала себя раздавленной и несчастной. Ей было больно уходить. Она сроднилась с мастерской Родена — этой обителью любви и творческих исканий, и ощущала, что режет себя по живому. Но чаша терпения переполнилась, и теперь рядом с Огюстом Клодель теряла себя и больше не знала душевного покоя.
Слухи об их разрыве всколыхнули весь Париж. Роден был настолько оглушен, что сердечная рана не зажила до конца его жизни. Он не понимал случившегося, но, с детства привыкнув преодолевать трудности, продолжал работать. Успех его персонального павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 года был огромен, скульптор был награжден тремя орденами Почетного легиона. Деньги теперь текли к нему рекой, и от заказчиков не было отбоя.
А вот психика Камиллы не выдержала — нервный срыв следовал один за другим. Разрыв оказался губительным для нее, стал крушением всех надежд. Потеряв любовь и связь со своей духовной половиной, женщина оказалась беспомощной и одинокой в поистине мужском искусстве, требующем не только таланта, но и огромных денежных средств, которых у нее не было. Первые два года Клодель продолжала видеться с Роденом, а он надеялся на чудо, что она вернется
Но с 1895 года Камилла отказалась от какого-либо общения с ним. Известно о ее непродолжительной связи с Клодом Дебюсси, в то время еще никем не признанным композитором. Некоторые биографы считают, что разрыв с Роденом был связан именно с этим романом. Но для Клодель это оказалось мимолетным увлечением, которое потрясло Дебюсси, не затронув сердца Камиллы, поглощенной сведением счетов с Огюстом. Свое «Прощальное письмо незнакомке» Дебюсси посвятил Клодель.
Приходя в себя, Клодель создала немало превосходных работ, воплотив в мраморе задуманные еще при Родене «Вальс» и «Клито». Представленные в Салоне 1893 года, они были признаны настоящими шедеврами.
Роден безоговорочно признавал гениальность Клодель. Он продолжал беспокоиться о ней и в письме к писателю Октаву Мирбо с болью говорил: «Что до мадемуазель Клодель, чей талант достоин Марсова поля. Все как будто считают, что она моя протеже, когда это непризнанный талант. я уверен, в конце концов ее ждет успех, но бедная художница будет несчастна, еще несчастнее потом, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, может быть, слишком поздно, что она стала жертвой собственной гордыни; она художник, честно работающий, но, может быть, ей придется пожалеть о силах, растраченных на эту борьбу и запоздалую славу, раз за них приходится расплачиваться болезнью».
С 1905 года затворничество Камиллы приобрело маниакальный характер. В каждом посетителе она видела роденовского шпиона и вора ее идей. Клодель никак не могла смириться с тем, что духовная и творческая общность принесла славу только Огюсту, в то время как она оказалась в нищете.Клодель стала каждое лето уничтожать все созданные за год работы, превратив маленькую мастерскую в мусорную свалку.
В марте 1913 года, через неделю после смерти отца, мать, никогда не понимавшая свою дочь-бунтарку, и брат, в котором она зажгла искру веры в его высокое предназначение, были вынуждены принять трагическое для Камиллы решение и подвергнуть ее принудительной госпитализации.
Клодель же тридцать долгих лет провела в приюте для душевнобольных Мондеверг близ Авиньона. Она взывала к родным о помощи все эти годы, полностью осознавая окружающую обстановку. Но это было так, пока она не вспоминала о Родене. Камилла боялась, что он подошлет к ней людей и отравит, и поэтому сама варила себе картошку и яйца. Она отказалась перейти в палаты с более мягким режимом, потому что туда был разрешен свободный доступ посетителей. Ей приносили глину, но та засыхала бесформенными глыбами. Страх, что ее работы будут украдены и послужат для обогащения «проклятого художника» — «мерзавца Родена», так и не оставил ее.
Поль Клодель посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней только в прошедшем времени. В 1929 её посетила подруга юности Джесси Липскомб.
За все 30 лет, проведённые в клинике Монтедеверже, её ни разу не навестили ни мать, ни сестры.
В этих страшных условиях Камилла пережила мать, сестру и Родена. Она не знала, что, умирая, в бреду он звал ее. В своем печальном приюте Клодель скончалась 19 октября 1943 года. Могила ее не сохранилась. А все ее чудом сохранившиеся работы были размещены в отдельном зале музея Родена. Так они воссоединились в бессмертии.
Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».
Истории любви: Огюст Роден и его трагическая муза
Недаром говорят, что до любви до ненависти один-единственный шаг. Такова была история Камиллы Клодель, музы великого французского скульптора Огюста Родена. Он сохранил светлую память о ней до конца жизни, она же проклинала бывшего возлюбленного, обвиняя его в своей неудавшейся жизни и карьере. Впрочем, талантливые люди редко бывают счастливы…
Камилла Клодель родилась 8 декабря 1864 года в маленькой французской деревушке, в провинции Шампань. Ее родители были состоятельными буржуа. С детства Камилла увлекалась ваянием, лепя статуэтки из глины. После того как в апреле 1881 года семья Клоделей переехала в Париж, отец девушки показал ее работы известному в те времена скульптору Альфреду Буше. Пораженный талантом Камиллы, он взял ее в ученицы. А еще два года спустя произошла ее роковая встреча с Огюстом Роденом.
Сначала девушка стала натурщицей знаменитого скульптора, затем — его помощницей. И, наконец, возлюбленной… Ни родители Камиллы, ни гражданская супруга Родена Роза Боре долго ни о чем не догадывались. Роден стал появляться с Камиллой в свете. Розу он прежде никогда с собой не брал, так как она была простой, малообразованной женщиной. То ли дело Камилла — живая, остроумная, обаятельная…
Огюст Роден и Камилла Клодель сняли новую мастерскую на бульваре Итали, которая превратилась в гнездышко для влюбленных. Лишь через девять лет после начала их связи все открылось. Родные Камиллы и Роза Боре устроили грандиозный скандал. Тогда Камилла предложила Огюсту сделать выбор: или он расстается с Розой, или с ней… Роден предпочел остаться с Розой, которая была матерью его сына. Камилла ушла от возлюбленного и сняла крохотную квартирку неподалеку от его мастерской. Огюст Роден тяжело переживал разрыв с любовницей, пытался ее вернуть, но та даже не открывала ему дверь и больше ни разу не переступила порога мастерской на бульваре Итали…
Неделями не покидая стен квартиры, Камилла ваяла свои скульптуры. Но ни одна из них так и не стала шедевром, в отличие от творений великого мастера Родена. Камилла, которой было уже за тридцать, оказалась на грани нищеты. Несколько раз Роден пытался приглашать ее на званые обеды, но бывшая ученица отвечала, что у нее нет приличного платья, а башмаки совсем износились, так что не в чем пойти в приличное общество…
Видимо, уже тогда у Камиллы Клодель начали проявляться признаки душевной болезни. Ей стало казаться, что Огюст Роден издевается над ней, что он переделывает ее старые работы и выдает их за свои… Впадая в депрессию, она целыми днями не выходила на улицу, а еду ей приносили друзья, просовывая под дверь. Камилла пыталась лепить статуи, но затем в ярости разбивала их на куски. По всей квартире валялись осколки глины.
В 1913 году Камиллу Клодель забрали в приют для умалишенных, где она провела последние тридцать лет своей жизни. Женщина была уверена, что виновником ее заточения стал тот же Огюст Роден. Она винила его во всех своих бедах. Как-то великий скульптор попытался навестить бывшую возлюбленную в приюте, но она осыпала его проклятьями, после чего врачи посоветовали ему больше не искать встречи с Камиллой. Ее брат, известный писатель и дипломат Поль Клодель, привозил ей глину, из которой она пыталась что-то ваять. Но затем женщина бросила это занятие, замкнулась в себе и до конца жизни больше никогда не прикоснулась к работе…
Между тем, Огюст Роден так и не смог забыть Камиллу. Сначала он ваял возлюбленную по памяти, пытался выставлять ее работы… Мастер даже хотел отвести под скульптуры Клодель целый зал в своем доме, но затем почему-то передумал.29 января 1917 года Роден вступил в законный брак с Розой Боре. Спустя две недели Роза скончалась. В ноябре того же года 77-летний Огюст последовал за ней. Перед смертью он бредил, называя имя Камиллы…
Камилла Клодель умерла 19 октября 1943 года в возрасте 79 лет. Перед кончиной ее навестил брат, но она не узнала его. Сегодня в музее Огюста Родена можно увидеть рядом с его работами скульптуры, изваянные его ученицей Камиллой Клодель. Это было сделано по завещанию мастера. Возможно, таким образом он хотел увековечить рядом со своим прославленным именем имя женщины, которую любил всю жизнь.
Читайте другие статьи из серии «Истории любви»:
В тени Родена: трагическая судьба возлюбленной великого скульптора
«Я показал, где искать золото, а то золото, которое она нашла, принадлежит только ей».
Это слова Огюста Родена, сказанные о его самой талантливой ученице Камилле Клодель. Когда знаменитый французский скульптор, которому было уже за сорок, стал её ментором, девушке было всего 19 лет, и её экстраординарный талант и уникальное видение были очевидны. В возрасте двадцати лет она завершила свою первую важную работу — портрет шестнадцатилетнего Поля Клоделя — глиняный бюст, изображающий её любимого младшего брата. Поль сам был очень ярким молодым талантом, который впоследствии нашёл себя в поэзии и драматургии.
Роден оказал огромное творческое влияние на талант и навыки Камиллы как молодого скульптора и предоставил ей свою поддержку и опору, однако было очевидно, что их сложные и близкие отношения принесли плоды, оказавшие влияние на собственное творчество мэтра.
Отношения Огюста Родена и Камиллы Клодель представляли собой сложное партнерство, которое продлилось почти 15 лет. В конечном счете Клодель начала чувствовать потребность вырваться на свободу, уйти от постоянного наблюдения своего наставника. Камилла была не просто одарённой ученицей Родена, но и его верной помощницей, его музой и его возлюбленной и часто работала как модель для произведений учителя.
Единственным способом развить свой талант независимо от Родена и получить признание её собственной работы было покинуть своего учителя и своего любимого.
К сожалению, вдали от Родена жизнь Камиллы протекала болезненно, а творческая карьера оказалась короткой и непродуктивной.
В этом году мир отмечает столетие со дня смерти Родена и празднует давно и широко признанный гений знаменитого скульптора. Однако относительно таланта Камиллы Клодель подобное заявление было практически неприменимо. Даже при том, что с начала 80-х был замечен растущий интерес к её жизни и творчеству, все фильмы, многочисленные биографии и даже театральные постановки и балет всегда уделяли больше внимания сложным любовным отношениям Клодель и Родена, обращая минимум внимания на талант и творчество самой Камиллы.
Из всех работ Клодель сегодня сохранилось меньше сотни произведений. Большая часть её скульптур была потеряна или уничтожена самой Камиллой.
По тем работам, которые выставляются сегодня, заметно, что Клодель всегда интересовали небольшие интимные сюжеты, в отличие от грандиозных, масштабных проектов её ментора.
Большинство из них было отлито в бронзе Эженом Бло, парижским агентом Камиллы, спустя годы после того, как они были впервые смоделированы.
В отличие от её признанного всем миром наставника Огюста Родена, Клодель ни разу не работала над оплачиваемым заказом, хоть и регулярно выставляла свои работы, получала положительную критику и восхищение публики, отмечающей выдающийся художественный талант девушки и совершенное исполнение, абсолютно не уступающее в выразительности творчеству Родена.
В творчестве Камиллы Клодель, однако, практически отсутствует откровенное сексуальное содержание. Её работы наполнены чувственностью и тихой меланхолией, которые прекрасно сочетаются с небольшими размерами скульптур.
Камилла решилась выйти из тени своего учителя только для того, чтобы спуститься в беспросветный мрак психического расстройства, паранойи и психоза. В течение последних тридцати лет жизни Камилла Клодель была изолирована в психиатрическом приюте. Её умственное и эмоциональное состояние пошло на спад через несколько лет после того, как она рассталась с Роденом.
В приюте она редко принимала посетителей. Её отец, который всегда активно поддерживал Камиллу, умер почти сразу после того, как девушка попала в больницу. Камилла узнала об этом только спустя некоторое время. Мать художницы решила, что больше не хочет видеть дочь, и ни разу не навестила её в приюте для душевнобольных. Младший брат навещал её несколько раз и писал ей, но ему приходилось надолго отлучаться для дипломатических поездок за границу.
Самым душераздирающим последствием психического расстройства Камиллы Клодель стало то, что она совсем перестала работать. За тридцать лет она ни разу не взяла в руки глины.
Огюст Роден, несмотря на горькое расставание, продолжал поддерживать Камиллу в финансовом отношении на расстоянии, создав небольшой фонд, обеспечивающий Камиллу даже после его смерти.
Он всегда хотел, чтобы в его музее была комната, посвящённая Камилле Клодель и её творчеству. Музей Родена открылся спустя два года после смерти скульптора, однако его желанию относительно комнаты, посвящённой его выдающейся ученице, так и не удалось осуществиться.
Теперь, почти век спустя, большая часть из оставшихся работ Камиллы была собрана в новом доме-музее Камиллы Клодель в небольшом французском городке Ножан-сюр-Сен, в котором девушка начала свою карьеру.
Через много лет после безвестной кончины одной из самых талантливых художниц Франции и мира, имя Камиллы Клодель наконец-то получило заслуженное признание в виде музея с её собственным именем. Хоть и после смерти, но ей удалось выйти из тени своего наставника.
popova_artclass
Школа стильных образов и идей
При знакомстве с биографией и творчеством величайшего скульптора Огюста Родена, не могла обойти мимо биографию Камиллы Клодель, страстной возлюбленной Родена. Она была его музой, моделью, другом, любовницей, ученицей с любовью к которой связывают лучшие работы Родена. А период общения Родена с Камиллой считают наиболее творческим в жизни Огюста.
Камилла Клодель
Камилла с самого начала выгодно отличалась от своих сокурсниц, ее талант был пронзителен. Буше представляет свою лучшую ученицу директору школы изящных искусств, куда девушек не принимали, Полю Дюбуа.
Дюбуа, увидев ее работы, сразу же предположил, что Камилла обучается у самого Родена. Однако, тогда юная скульпторша еще не была с ним знакома…
В 1883 году происходит самое знаковое событие в жизни Камиллы, определившее ее дальнейшую судьбу. Тогда Буше уезжает в Италию, а обучение его воспитанниц продолжает тот самый Роден.
Мастер оценивает по достоинству талант девушки, его невероятно впечатляет одна из лучших ее работ — гипсовый бюст любимого брата Поля.
Уже в 1884 году Камилла начинает работать у Родена в мастерской. Спустя некоторое время она становится его моделью. А позже — любовницей и источником вдохновения.
Именно тогда Роден начинает изображать обнаженное женское тело, прекрасное и новое. Благодаря ему и его юной Камилле в XX веке появился современный идеал женских пропорций — стройный и летящий…
Однако, несмотря на появление в его жизни безумной страсти и новой музы, Роден не желает покидать Роуз Борэ, мать своего единственного сына, с которой он прожил уже более 20 лет.
Поэтому домом любви мастера и его ученицы была мастерская Родена. Камилла пропадала ночами, а матери говорила, что ей приходится задерживаться у метра допоздна из-за огромного количества работы…
В скором времени Роден уже настолько доверял Камилле, что позволял ей завершать свои собственные скульптуры и даже создавать целые их части.
Камилла стала прообразом многих его работ: тогда, в середине 80-х годов XIX столетия, были созданы лучшие произведения Родена, главной темой которых являлась чувственная любовь. Самые известные из них «Вечный идол» и «Поцелуй».
«Вечный идол». Роден Огюст
Спустя еще несколько лет, после окончательного разрыва, в 1900, Камилла создает еще более выразительную аллегорию своей трагедии — скульптурную композицию «Зрелый возраст», изображающую мужчину и уводящую его старую женщину от молодой девушки, молящей не уходить…
В первые годы нового столетия Камилла Клодель имела множество покровителей, у нее был и коммерческий успех, а ее работы выставляли на различных престижных выставках.
Критик Октав Мирабо сказал о прекрасной скульпторше «Бунт против природы: женщина — гений!».
Однако, Камилла так и не смогла пережить свою сердечную трагедию до конца. С 1905 года у нее начинают проявляться психические отклонения, а после того, как Поль женился и уехал с дипломатической миссией в Китай в 1906 году, Камилла живет не выходя их своей мастерской.
Теперь Камилла остается совершенно одна, только отец продолжает помогать своей любимой дочери не смотря ни на что.
В марте 1913 года он умирает. Буквально через несколько дней после похорон, по инициативе Поля, Камиллу определяют в психиатрическую клинику. Именно здесь проходит остаток ее жизни…
Сложно сказать, на самом ли деле ее состояние было настолько ужасным — сохранились письма из клиники, адресованные родным скульпторши, где говорилось о том, что Камиллу можно забрать домой.
Однако, ее мать на них не отвечала, и даже ни разу не посетила дочь в больнице. Только Поль изредка навещал старшую сестру — раз в несколько лет.
Камилла Клодель умерла 19 ноября 1943 года в клинике, прожив в этом печальном месте три долгих десятилетия…
Прочитав другие версии биографии Камиллы Клодель и просмотрев несколько документальных фильмах становятся известны другие подробности трагичной судьбы талантливой скульпторши.
Некоторые историки выдвигают догадки, что брат, тоже художник, был в тени её славы в мире искусства и просто решил убрать сестру с пути. Есть источники, согласно которым Камилла, хотя и имела психопатические вспышки, была в абсолютно ясном сознании, когда работала над своими скульптурами. Врачи пытались убедить её семью, что нужды держать Камиллу в клинике нет, но все же семья держала её там.
Роден и Камилла
Не без Всевышнего вмешательства-
часто на грани помешательства,
передаётся этот дар:
в сокрытом- тайну разгадать,
и бронзой- чувство передать,
души неистовый пожар.
Тот жест Адама сотворенья
Сикстинской* росписи стенной-
рук удержания стремленье,
заполонённого другой.
*роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.
.
Дэвид Вейс- «Нагим пришёл я. »
(роман об Огюсте Родене- гл.5-
«Страсть»)
(раскрытие- без иллюстраций; найдите этот сайт через google.ru)
Когда и от кого она впервые услышала о Родене? Кажется, от Альфреда Буше. В 1876 году Луи-Проспер получил назначение в Ножан-сюр-Сен. В это время в городе жил известный скульптор Альфред Буше. Отец пообещал Камилле привести его к ним домой, чтобы этот признанный мэтр взглянул на ее работы. Камилла целую неделю пребывала в возбуждении: если Буше не одобрит ее скульптуры, она возьмет молоток и разобьет их вдребезги. Но Буше работы понравились. «Странно, – небрежно заметил он. – Совершенно в манере Родена». Роден? Кто это? «Самый скандальный современный скульптор, – объяснил Буше. – Чего только о нем не говорят! Кто-то называет его гением. А кто-то называет его просто обманщиком. Рассказывают, что он делает статуи по слепкам с живого тела».
Спустя четыре года Луи-Проспер получает назначение в Рамбуйе, и семья перебирается в Париж С 1981 г..Камилла посещает академию Коларосси, где учится ваянию и снимает мастерскую вместе с тремя подругами-англичанками, слушательницами академии. Альфред Буше по-прежнему опекает ее. Он часто наведывается в мастерскую на Нотр-Дам де Шан, помогает советами. И представляет свою ученицу Полю Дюбуа, директору школы изящных искусств. Едва взглянув на ее работы, тот сразу спросил: «Вы учитесь у господина Родена?» Камилла качает головой. Кто, в конце концов, этот Роден, с которым ее все время сравнивают?
Еще современники Огюста Родена не скупились на эпитеты, называя его волшебником, мудрецом и выразителем идей века. А после его кончины, случившейся 90 лет назад, самой главной и емкой характеристикой стало слово «гений». В начале 80-х министерство культуры Франции сделало ему заказ для музея декоративного искусства – огромные ворота, украшенные иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Ему выделили мастерскую с высоченными потолками на длительный срок: планировалось выполнить более двухсот скульптур.
Любовная связь Родена и Камиллы послужила основой для пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1988 году был снят фильм «Камилла Клодель» о ее жизни и о сложных взаимоотношениях с Роденом. Со-продюсером выступила Изабель Аджани, которая и сыграла саму Клодель. Родена сыграл Жерар Депардье. Фильм дважды номинировался на приз Американской Киноакадемии (в номинациях «Лучшая Актриса» и «Лучший фильм на иностранном языке»), получил премию «Сезар» за лучший фильм года и премию Берлинского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
В 1999 году французский хореограф Мари-Клод Пьетрагалла совместно с труппой Национального Балета Марселя поставила балет «Sakountala» о жизни Камиллы Клодель.