род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Древний дворянский род Аксаковых

Сайт рода Аксаковых, поколенная роспись, публикации.

Рубрика «Аксаковы. История разбитых судеб»

«Глава II — Часть I»

XX век. Исторические судьбы представителей рода Аксаковых

«И там и тут между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас!»

«Нет возражений? Правда с нами!»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других»

А. Блок

В начале XX века существовало три ветви древнего дворянского рода Аксаковых: уфимско-самарская, тульско-рязанская и калужско-московская.

Судьбы Аксаковых, оставшихся в России, были типичными для большинства русских дворян. В первой половине XX века на них выпали все тяготы этого сложного периода истории России – войны, эмиграции, а после революции – различных притеснений, ограничений, репрессий.

УФИМСКО-САМАРСКАЯ ВЕТВЬ

Уфимско-самарская ветвь рода в начале XX века была представлена дочерью Григория Сергеевича Аксакова, Ольгой Григорьевной Аксаковой, а также семьей и потомками его сына, Сергея Григорьевича Аксакова.

Ольга Григорьевна Аксакова

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Ольга Григорьевна Аксакова. Собрание Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».

Ольга Григорьевна Аксакова родилась 26 декабря 1848 года в Симбирске. Крещена в 1849 году в Спасовознесенском соборе, восприемниками являлись Николай Тимофеевич Аксаков и поручица Екатерина Васильевна Кроткова.

Ольга была любимой внучкой писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, ей посвящена книга «Детские годы Багрова внука» и сказка «Аленький цветочек». Замуж она не вышла, посвятила себя общественной работе. В 1889 году вблизи города Белебея основала кумысолечебное заведение (ныне санаторий имени С.Т. Аксакова). В своем имении она завела «образцовое» хозяйство, из которого в кумысолечебницу поставлялись молочные продукты, мясо и овощи.

В 1914 году в селе Языково Могутовской волости Бузулукского уезда Самарской губернии, где жила Ольга Григорьевна, произошел пожар, господский дом сгорел. О.Г. Аксакова поселилась в маленьком флигеле.

М.Н. Тихомиров так описывал его: «Барский» дом представляет собой маленький флигилек в четыре комнаты с кухней. Внутри сохранившийся домик поражает простотой и даже бедностью убранства – старая мебель, копии картин на стенах, два шкапа с французскими и английскими романами. Но и в этой бедности убранства теплятся какие-то воспоминания о минувшей жизни.

По признанию исследователей, «среди потомков писателя ей принадлежит особая роль, прежде всего потому, что она, собрав богатейший архив талантливых представителей рода Аксаковых, сохранила его, частично опубликовав, и остальное передала на хранение». Архив, который сначала хранила ее мать, перешел к ней окончательно после раздела имущества с братом Сергеем. Ольга Григорьевна Аксакова не просто хранила архив, но разбирала и описывала документы, в 1889 году подготовила к печати третий том писем Ивана Сергеевича Аксакова к родным.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Ольга Григорьевна Аксакова. Собрание мемориального дома- музея С.Т. Аксакова в Уфе. «Папа вспоминал Ольгу Григорьевну, свою тетку и крестную мать. Она известна всем как любимая внучка С.Т. Аксакова. Папа был ее любимым племянником, именно ему она хотела оставить наследство. Папа с юмором вспоминал ее прижимистость, как она ездила в Страхово в поезде третьим классом». Из воспоминаний И.С. Аксаковой.

Жизнь Ольги Григорьевны Аксаковой после 1917 года привлекла внимание исследователей еще в начале 1960-х годов. Журналист Ф.Г. Попов собрал в местных архивах и узнал у очевидцев несколько фактов ее последних лет жизни.

В соответствии с принятой в советской историографии парадигмой, внучка писателя была причислена к «прогрессивным деятелям». В статье Ф.Г. Попова утверждалось, что она поддержала «революционные перемены». В частности подчеркивалось, что когда в школах отменили преподавание Закона Божия, и родители перестали пускать детей в школу, то О.Г. Аксакова собрала крестьян и, поговорив с ними, убедила в неразумности такого поступка.

Когда в 1919 году в село Языково, где жила внучка писателя, вошли белогвардейские войска, то крестьяне были обвинены в том, что обижали Ольгу Григорьевну Аксакову. «Узнав об этом, Ольга Григорьевна приехала в сельское правление, где хозяйничали колчаковцы, и категорически опровергла обвинение, заявив, что ее никто и никогда не обижал».

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Одно из зданий кумысолечебницы, основанной О.Г. Аксаковой. Фото 1900-х годов. Собрание мемориального дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе.

В статье Ф.Г. Попова отмечалось также, что «в дружеских беседах с молодежью она выражала уверенность в том, что наш народ преодолеет разруху в стране и добьется небывалых успехов». Примером заботы о внучке писателя приводилась пенсия, назначенная в 1920 году «по предписанию уездного комитета партии Бузулукского исполкома». Таким образом, создавался один из множества мифов о том, что О.Г. Аксакова безоговорочно поддержала Советскую власть, а та, в свою очередь, бережно заботилась о пожилой помещице.

Однако источники и, в частности, отчет, написанный известным историком, впоследствии академиком М.Н. Тихомировым, о вывозе архива Аксаковых из села Языкова, вносит существенные коррективы в трактовки советского периода.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

М.Н. Тихомиров свидетельствовал, что «поразительно хорошее» отношение крестьян к Ольге Григорьевне Аксаковой действительно имело место, но обуславливалось не только симпатией к ней, но еще и обывательскими причинами, поскольку ее усадьба была очень маленькой и интереса «для разгрома» не представляла. Иным оказалось отношение местной власти, которая рассматривала имение как собственность волости. Уездные органы приняли меры к охране усадьбы, выдали охранную грамоту. О.Г. Аксакова была назначена «запасной учительницей» с поручением охранять семейный архив. Однако подобные меры не избавили ее от неумеренной и неуместной опеки, а также грубости властей. В феврале 1920 года уполномоченный по взятию на учет ценностей направил ей письмо, в котором бестактно угрожал «привлечь к законной ответственности», если архив не будет сохранен в целости. Такое напоминание являлось излишним, Ольга Григорьевна понимала историческую ценность архива и заботилась о нем еще до этого указания.

В 1921 году она стала научным сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. Выполняя его поручение, в последние месяцы жизни любимая внучка писателя делала копии с наиболее ценных документов архива. По ходатайству общества (а не по инициативе уездных властей, как указывалось в советских работах) О.Г. Аксаковой была назначена пенсия.

Дату смерти, установленную Ф.Г. Поповым, подтверждает и отчет М.Н. Тихомирова, который указывал, что внучка писателя умерла в апреле 1921 года.

После ее смерти охрану аксаковского архива временно взяла на себя Хиония Семеновна Лихачева, бывшая служанка О.Г. Аксаковой, прожившая с ней более 30 лет. «Вот этим двум женщинам Аксаковский архив, главным образом, и обязан своим спасением, почти чудесным среди общего разгрома помещичьих усадеб», – резюми-ровал М.Н. Тихомиров. В судьбе архива приняла также участие местная уроженка А.Г. Смарагдова. Она съездила в Самару и привлекла внимание губернских органов к ценностям усадьбы.

Вопрос о передаче документов в какое-либо центральное хранилище был поставлен еще при жизни Ольги Григорьевны Аксаковой. В начале марта 1921 года Общество археологии, истории и этнографии приняло предложение своего председателя А.С. Башкирова и направило М.Н. Тихомирова в Языково, чтобы договориться с Ольгой Григорьевной о передаче материалов Сергея Тимофеевича Аксакова в Самару. Однако пока он собирался, внучка писателя скончалась. М.Н. Тихомиров выполнил поручение и вывез наиболее ценные мемориальные предметы, остались «только вещи сравнительно небольшого значения». В отчете историк подробно перечислил выве-зенное имущество: мебель, рукописи, фотографии, портреты, письма. Разработал меры для сохранения мемориального места: передать усадьбу в ведение Самарского отделения Главнауки или Общества археологии, истории и этнографии, поручить заведование и охрану дома Х.С. Лихачевой, выразить благодарность Х.С. Лихачевой и А.Г. Смарагдовой за спасение аксаковского архива.

Сергей Григорьевич Аксаков

Сергей Григорьевич Аксаков, родился 28 августа 1861 года в Уфе. Крещен в Градо-Уфимской Троицкой церкви, восприемниками были действительный статский советник Петр Иванович Булгаков и его сестра Ольга Григорьевна Аксакова.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Как и отец, Сергей Григорьевич служил в системе Министерства внутренних дел, начав карьеру в 1887 г оду в одном из самых значимых его подразделений – Земском отделе.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Одна из свадебных фотографий Сергея Григорьевича и Серафимы Ивановны Аксаковых. Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия

В дальнейшем он был переведен в Варшавскую губернию, являлся комиссаромпо крестьянским делам Вроцлавского уезда, затем вернулся служить на родину, стал земским начальником Бузулукского уезда Самарской губернии, где ему принадлежало имение – село Страхово. По информации, сохранившейся у потомков, Сергей Григорьевич прекрасно играл на скрипке и страдал эпилепсией.

Умер Сергей Григорьевич Аксаков 8 ноября 1910 года в Санкт-Петербурге и был погребен 14 ноября в имении Страхово Самарской губернии.

Женился Сергей Григорьевич Аксаков 29 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге на Серафиме Ивановне Свешниковой (1860 – ок. 1919 гг.), дочери капитана 1 ранга, затем контр-адмирала Ивана Ивановича Свешникова и его жены Елизаветы Николаевны (урожденной Сотири).

У Сергея Григорьевича Аксакова было пятеро детей – три сына (Николай, Сергей и Константин) и две дочери (Мария и Елизавета).

Николай родился 3 мая 1877 года в селе Аксаково Бугурусланского уезда Самарской губернии. Умер в детстве.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Серафима Ивановна Аксакова (урожденная Свешникова). Собрание Государственного историко- художественного и литературного музея — заповедника «Абрамцево».

Младшая дочь Елизавета родилась в 1886 году, умерла 24 марта 1888 года и погребена в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге вместе с бабушкой Елизаветой Николаевной Свешниковой.

Мария Сергеевна Аксакова

Дочь Сергея Григорьевича Аксакова – Мария родилась 6 марта 1885 года в Санкт-Петербурге.

Была замужем за известным офтальмологом, доктором медицины Алексеем Алексеевичем Гастевым. Во время второй мировой войны доцент А.А. Гастев читал лекции на кафедре Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. С 1938 по 1945 гг. занимал должность декана хирургического факультета, созданного приказом Наркомздрава от 19 октября 1936 года № 95. Родной брат А.А. Гастева Владимир был женат на двоюродной сестре Марии Сергеевны – Кире, дочери приват-доцента Митрофана Ивановича Свешникова.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

У племянницы Марии Сергеевны Аксаковой (в замужестве Гастевой) сохранилась старая фотография солдата времен Первой мировой войны, с обратной стороны которой малограмотно написаны слова искренней благодарности Марии Сергеевне, за ее внимание «к раненым солдатикам». Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия.

Умер А.А. Гастев ок. 1968 года, похоронен в Ленинграде на Охтинском кладбище (по информации И.С. Аксаковой, племянницы Марии Сергеевны).

Во время первой мировой войны Мария Сергеевна добровольно стала работать в госпитале сестрой милосердия. В семейном архиве Ирины Сергеевны Аксаковой сохранилась фотография одного из солдат, Александра Алексеевича Иванова, за которым после ранения ухаживала Мария Сергеевна. На обратной стороне фотографии полуграмотно написаны трогательные слова благодарности, адресованные М.С. Аксаковой, и поставлена дата 23 апреля 1915 года.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Константин Сергеевич Аксаков. Фото начала ХХ века. Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия.

Именно своей старшей сестре Марии оставил на хранение семейные реликвии (книги и вещи) ее брат, композитор Сергей Сергеевич Аксаков, когда в смутное время с семьей отправился в далекий путь в Китай через территорию, занятую армиями А.В. Колчака.

Детей в семье Гастевых не было. Мария Сергеевна Аксакова умерла 25 декабря 1922 года и похоронена в Петрограде.

Константин Сергеевич Аксаков

Константин Сергеевич Аксаков родился 4 октября 1888 года в Царском Селе, был крещен в Царскосельской придворной церкви.

Вместе с братом Сергеем учился в престижной Поливановской гимназии в Москве. Он страдал детским параличом, который в шутку приписывал «гимназическим волнениям», плохо владел ногой и рукой. Несмотря на физический недостаток, любил танцевать, а резко выраженное заикание не мешало ему выступать с декламацией литературных произведений. Татьяна Александровна Аксакова вспоминала, что из-за его плохой дикции не оценила в юности стихов А. Блока. В начале XX века Константин Сергеевич Аксаков руководил собственным частным театром.

После революции проживал вместе с братом Сергеем Сергеевичем Аксаковым в Харбине, а после 1928 годав Шанхае. Умер Константин Сергеевич Аксаков 23 ноября 1950 года в Шанхае, был кремирован, прах предан земле.

Сергей Сергеевич Аксаков

Сергей Сергеевич Аксаков, впоследствии известный русский — советский композитор родился 24 декабря 1890 года в Самаре. Его судьба и судьбы его потомков описаны в Главе III, «Аксаковы в Эмиграции».

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Константин Сергеевич (слева) с братом Сергеем Сергеевичем (справа) перед прогулкой на велосипедах. Фото начала ХХ века. Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия.

ТУЛЬСКО-РЯЗАНСКАЯ ВЕТВЬ

Тульско-рязанская ветвь рода в начале XX века была представлена детьми Петра Николаевича Аксакова, Николаем, Александром и Василием.

Из них особенно выделялись двое – Николай Петрович и Александр Петрович, проявившие себя в области общественной деятельности и литературы.

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Николай Петрович Аксаков

Известный поэт и публицист Николай Петрович Аксаков родился 18 июня 1848 года. Получил домашнее образование, затем учился в университетах Германии и Франции. В 1868 году в Гессене защитил диссертацию «Идея Божества», за которую получил степень доктора философии.

С 1868 года жил в Москве, с 1895 года – в Санкт-Петербурге. Особенный интерес проявлял к истории славянских народов. Являлся секретарем Общества любителей российской словесности и председателем Аксаковского общества. По общественным взглядам примыкал к славянофилам но подвергал критике отдельные положения их теории, в частности – учение о государстве.

В апреле 1893 года Николай Петрович Аксаков поступил на службу в Государственный контроль, был командирован в Департамент железнодорожной отчетности, где прослужил около 10 лет, чина не имел.

Умер Николай Петрович Аксаков 5 апреля 1909 года в Санкт-Петербурге. Информация о браке и потомстве Николая Петровича Аксакова в известных нам источниках отсутствует.

Александр Петрович Аксаков

Публицист и литератор Александр Петрович Аксаков родился 17 января 1850 года в селе Юдинки Алексинского уезда Тульской губернии.

В службу вступил в 1877 году в Министерство государственных имуществ, с 1892 года – коллежский регистратор, служил в местных органах Тверской, Новгородской, Ярославской губерний, преимущественно – в губернских статистических комитетах.

Во время всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года состоял членом Ярославской губернской переписной комиссии. В 1901 году причислен к Министерству юстиции, с 1904 года – младший ревизор Департамента военной и морской отчетности Государственного контроля в чине коллежского асессора, затем – надворного советника.

Александр Петрович Аксаков разрабатывал теорию о способах исправления преступников, главным считая труд на благо людей и Бога. Предлагал реформировать тюремную систему России, но его проекты не были реализованы. Издавал сборник «Братская жизнь» (1910–1911 гг.) и журнал «Зерна» (1916–1917 гг.). В последнем издании сотрудничали его брат Федор Петрович и сестра Прасковья Петровна, редактировал газету «Южное Слово». Умер в 1917 году, был холост.

Василий Петрович Аксаков

Их младший брат Василий Петрович Аксаков избрал военную карьеру. Он родился 1 сентября 1857 году в городе Серпухове. Окончил II Военное Константиновское училище и в 1880 году был назначен прапорщиком в 6-ю резервную артиллерийскую бригаду. В 1885 году переведен в 1-ю Гренадерскую артиллерийскую бригаду, а в 1891 году – в Ивангородскую крепостную артиллерию. За время службы достиг чина штабс-капитана. Из-за слабого здоровья его постоянно командировали в артиллерийские части, расположенные в южной части страны: в 1896 году – в Севастопольскую крепостную артиллерию на 1 год, в 1900 году – в Кавказское окружное артиллерийское управление на тот же срок. В феврале 1902 года Василий Петрович Аксаков был окончательно зачислен в запас полевой пешей артиллерии.

Женат Василий Петрович Аксаков был на московской мещанке Матрене Его ровне Золотаревой. Судя по формулярным спискам, детей у них не было. Умер Василий Петрович Аксаков в 1908 году, погребен в селе Чашниково Зубцовского уезда Тверской губернии.

В ходе настоящего исследования не удалось обнаружить сведения о представителях тульско-рязанской ветви после 1917 г. Возможно, что она пресеклась. Это предположение разделяют потомки Прасковьи Петровны Квашниной-Самариной (урожденной Аксаковой).

Источник

Михаил Кильдяшов и Павел Коровин: Могучий объединяющий нас род Аксаковых

род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Смотреть картинку род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Картинка про род аксаковых в зеркале российской истории и культуры. Фото род аксаковых в зеркале российской истории и культуры

Великий Аксаковский род объединяет века, пространства, людей, народы, смыслы. Кто напитался аксаковским словом, тот обрел Родину, с особым трепетом посмотрел на ближнего, узрел великое в малом.

Юбилеи крупнейших представителей Аксаковской семьи должны становиться общегосударственным событием, пробуждать нашу историческую память, помогать открывать неведомое и беречь обретённое.

Так в 2020 году будет отмечаться юбилей среднего сына С.Т. Аксакова – Григория Сергеевича. Сразу в нескольких регионах России планируются масштабные мероприятия. О том, что необходимо сделать в первую очередь и о том, чему может научиться у Аксаковых современный человек, мы беседуем с автором и исполнителем патриотических песен, лидером Аксаковского движения в Самарской области Павлом Анатольевичем Коровиным.

Аксаковское движение

– Павел Анатольевич, сегодня аксаковское движение вовлекает в свою орбиту самых разных людей: писателей, филологов, историков, военных, производственников, предпринимателей – тех, кто радеет за Отечество, стремится делать державное дело. А с чего начался Ваш аксаковский путь?

– Лет десять назад я мало что знал об Аксаковых: могучий род, патриоты, славянофилы – не более того. В 2008 году я познакомился с Александрой Иосифовной Мартиновской – председателем Историко-филологического общества при Самарском институте культуры. Она знала, что мне интересна культурная жизнь нашего края, что моими стараниями в Самаре установлен памятник Чехову и потому решила познакомить меня с историей Аксаковской семьи. Подарила библиографический указатель «Литературное семейство Аксаковых», который издали в нашем городе ещё в 1993 году. Там была вступительная статья Александры Иосифовны о связи Аксаковых с Самарой. Статью я читал с огромным интересом, с каждой страницей всё больше восхищаясь этими великими людьми.

Я откликнулся на просьбу Александры Иосифовны включиться в борьбу за отстаивание в Самаре места, где был дом Григория Аксакова. Но что я, необременённый должностями и званиями, мог сделать? У меня было понимание, что чиновники, от которых зависело спасение памятника культуры, просто, как и я прежде, об Аксаковых ничего не знают. Интернет в ту пору был не так развит, как сейчас: отправлять письма или информационные ссылки на электронную почту департаментов или министерств большого смысла не имело. Нужен был личный контакт. Я раздобыл несколько десятков экземпляров «Литературного семейства Аксаковых», сделал в них закладки, подчеркнул самое главное, подготовил официальные обращения и стал ходить по властным кабинетам.

На удивление чиновники просветились. Собралась Комиссия по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий, и отстоять Аксаковское место нам в итоге удалось. Сейчас там заброшенный сквер, но мы планируем установить памятник, макет которого был подготовлен скульптором Иваном Ивановичем Мельниковым ещё в 2009 году. По замыслу, в этой работе встречаются три поколения: на скамейке сидит Сергей Тимофеевич, за его спиной сын Григорий, а перед писателем внучка Оленька с цветком в руках, который вдохновляет деда на знаменитую сказку. Скульптуру автор назвал «Аленький цветочек».

Вот с этих пор вне Аксаковского движения я себя не мыслю.

– География России – это не только природные зоны, ландшафты, города и сёла. Это и литература: идя по следу великих имён, мы можем прокладывать маршруты, подобные Аксаковском кольцу, в котором соединились Оренбуржье, Самара, Башкирия, Ульяновская область, Москва и Подмосковье. Почему Аксаковы остаются важны для всей России? Почему Аксаковская семья — это нечто надвременное и надпространственное?

– Читая С.Т. Аксакова, мы погружаемся в историю. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и другие произведения – это окно в прошлое, это машина времени, с помощью которой мы переносимся на двести лет назад в те места, где можно побывать и сегодня, увидеть, что сохранилось, а что изменилось.

Читая С.Т. Аксакова, человек становится добрее, нравственнее. Учится видеть красоту родной природы даже в чём-то, на первый взгляд, неказистом. Например, урёма — казалось бы, какой-то редкий лесок, чапыжник – описана у Аксакова в «Записках ружейного охотника» с необыкновенной любовью.

Читая Аксакова, ты будто общаешься со старшим товарищем, бывалым другом, что делится с тобой опытом, рассказывает о себе богатейшим и самобытнейшим русским языком, который мы сегодня растеряли.

Через «Детские годы Багрова-внука» мы вспоминаем себя в детстве и лучше понимаем своих детей, осознаем, что одно наше дурное слово или действие может обернуться для ребёнка целой трагедией.

Творчество Аксакова, его биография способны оздоровить современное общество, в то время как его самыми разными способами растлевают. Если мы будем строить свои семьи, ориентируясь на Аксаковых, то и Отечество возродится. Если же будем отдаляться от этого примера, то уподобимся Содому и Гоморре.

– Какова в Аксаковском кольце миссия самарского звена, за которое Вы отвечаете?

– В Самарской губернии несколько десятилетий назад аксаковские места были в полнейшем забвении. Знали о них только избранные историки, филологи и краеведы. Глубоко и основательно аксаковедением в Самаре занялась Раиса Павловна Поддубная, написавшая несколько книг об этой семье: «Самарская хроника Аксаковых», «Аксаковы: страницы жизни», «Константин Сергеевич Аксаков», «Ольга Григорьевна Аксакова». А ещё послесловия и комментарии к аксаковским произведениям, «Аксаковский календарь – 2019», исследование «Аксаковы и Серноводск».

Сегодня в самарское аксаковское движение включились многие. Студенты нашего института культуры подготовили передвижную выставку «Аксаковские места в Самаре», которая вызвала большой интерес в городе и области, приобщила много людей к нашему делу. У нас поставлен музыкальный спектакль «Аленький цветочек». С ним мы активно ездим по стране, участвуем в театральных фестивалях.

В Борском районе, в селе Языково, силами администрации и общественников мы основали музей, посвященный Ольге Григорьевне Аксаковой. В Языково прошли её последние дни, там она упокоилась. В селе Страхово действует турбаза «Аленький цветочек», где сберегают деревья аксаковских времён. Детской библиотеке Борского района несколько лет назад присвоено имя С.Т. Аксакова, неподалёку от библиотеки открыли Аксаковский сквер.

Нам нужно продолжать возрождение аксаковских мест в городе и области. Для этого создан Аксаковский комитет, активно занимающийся просветительской работой и укрепляющий связи с нашими единомышленниками из соседних регионов.

Любовь к отеческим гробам

– Широкому читателю хорошо известно творчество С.Т. Аксакова, специалисты знакомы с публицистикой Ивана Аксакова и с критическими работами Константина Аксакова. А вот средний сын Сергея Тимофеевича Григорий, который был государственным деятелем, известен сегодня, пожалуй, в меньшей степени. Что необходимо знать о нём нынешнему поколению?

– Да, Григорий Аксаков незаслуженно забыт. Если Ивану и Константину Аксаковым посвящены отдельные исследования, то Григорий остался в тени отца и братьев. Но жизнь этого человека была удивительна. В полном объёме и глубоко её никогда никто не изучал. Татьяна Евгеньевна Петрова – научный сотрудник уфимского Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова – работая в Пушкинском доме с перепиской Григория Аксакова, открывает его внутренний мир, душевные переживания, восполняет исторический пробел.

В большей степени известны дела Григория Аксакова на государственных постах. Он был губернатором трех губерний – Оренбургской, Уфимской, Самарской. За период губернаторства в Самаре Григорий Сергеевич трижды удостаивался Высочайшего Императорского благоволения. Григорий Сергеевич – почётный гражданин Уфы и почётный гражданин Самары. Причём в Самаре это звание ему присвоили уже после того, как он по собственному желанию ушёл со своего поста. Потом трижды избирался Предводителем самарского дворянства. В голодный 1873 год, уже не будучи губернатором, он лично объезжал самарские земли и, чем мог, помогал крестьянам.

Григорий Аксаков был создателем первой в России школы сельских учительниц, подготовившей девятьсот девяносто педагогов для просвещения крестьян. Григорий Сергеевич был убежден, что сельское образование следует доверять не только приходским священникам, светским мужчинам, но и женщинам. Если женщина как мать прекрасно воспитывает ребенка в семье, то она способна на это и в обществе. Григорий Сергеевич открыл такую школу в Самаре, и его примеру последовали многие губернии.

Когда он умер, его хоронили всей Самарой, неся гроб более пяти километров от Дома дворянства до железнодорожного вокзала, в сопровождении архиерейского хора и губернатора. На вокзале гроб погрузили на поезд до станции Марычевка, а оттуда гроб несли уже крестьяне, до села Страхово восемнадцать верст по весенней распутице. И это свидетельство глубокого уважения всех сословий к такому замечательному чиновнику, гражданину, общественному деятелю.

Григорий Аксаков – пример самозабвенной любви к Отечеству. Современным чиновникам полезно знать, что на властных постах в русской истории были люди, служившие Родине и не грабившие её, для них было нормой жить не ради собственного блага, а ради народа. Нынешний же чиновник наверняка тешит себя мыслью, что его предшественники воровали во все времена, оттого ему тоже позволено воровать. Честность и порядочность среди «слуг народных» сегодня не в чести, подвергается всяческому осмеянию. На пьедестале теперь стоят не бессребреники, а золотой телец.

Празднование 200-летия Григория Аксакова должно пройти максимально широко, потому что это ещё и признание важности нравственного начала в человеке, осознание властителями и судьями своего долга перед Россией.

– В нас, несмотря ни на что, по-прежнему живёт «любовь к отеческим гробам». Но судьба могилы Григория Аксакова печальна. Что можно и нужно сделать нам в год его юбилея, чтобы облагородить погребение?

– Григорий Аксаков похоронен с церковным причтом у храма в селе Страхово. В советские времена его расселили из-за строительства электростанции, и фамильный склеп Аксаковых оказался заброшен. Точное место склепа и могилы Григория Сергеевича неизвестно. Мы знаем, что вместе с ним в склепе упокоились его жена Софья Александровна и две их дочери. Там же должен быть сын Сергей Григорьевич, который умер в Петербурге и завещал похоронить его в Страхово.

Нужно найти склеп. Отыскав склеп, необходимо исследовать останки, определить, кому они принадлежат, проведя антропологические и генетические экспертизы. После этого предстоит определить границы мемориального захоронения и непременно поставить памятник.

Если это делать исключительно на частные средства, то затраты окажутся огромными. Если же с государственной помощью, то всё будет гораздо проще и дешевле. Мы хотели подать раскопки как проект на Президентский грант. Но эксперты, которые консультировали по поводу оформления заявки, в итоге нас отговорили: сложно объяснить, какой социальный эффект дают такие поиски, непонятно, кто является «благополучателем». Якобы кроме аксаковских активистов это больше ни для кого не важно.

Но если осознать это как общее дело, не только одной губернии, но и всей России, осознать как сохранение исторической памяти, как единение зрелых и молодых людей — социальный эффект будет велик.

О праздновании в 2020 году 200-летия Григория Сергеевича Аксакова уже издал указ президент Башкирии. Должны подключиться оренбуржцы и ульяновцы. Самарский губернатор поручил министерству культуры подготовить план мероприятий к юбилейной дате. Но, к сожалению, пока в этот план не входит поиск могилы. И если мы не осуществим этот поиск к 200-летию, то, я боюсь, он не осуществится никогда. В 1991 году, когда под эгидой ЮНЕСКО отмечалось 200-летие Сергея Тимофеевича Аксакова, Башкирия и Оренбуржье, воспользовавшись моментом, облагородили, аксаковские места, а в Самаре в ту пору решили, что восстановительные работы не имеют смысла, что всё быльём поросло. Видимо, так думают и по сей день. Несмотря на то, что губернатор нас искренне поддерживает, из-за смены министра культуры дело не движется. Оргкомитет по празднованию 200-летия Григория Аксакова до сих пор не создан. Такое равнодушное отношение со стороны чиновников – это верх цинизма, который рейтинга им уж точно не поднимет.

Аленький цветочек всем миром возведём

– Дочери Григория Аксакова Ольге — любимой внучке — Сергей Тимофеевич посвятил «Аленький цветочек». Такая близкая русскому сердцу и одновременно такая загадочная сказка… Что она несла и продолжает нести читателю?

– Ольга Григорьевна Аксакова тоже была очень интересным человеком. Она так и не вышла замуж, потому что найти достойного, нравственного спутника и в то время было сложно. В наследство от отца, который пережил своих братьев, она получила великое богатство: не огромные деньги, а семейный архив, где хранились рукописи и личные вещи Сергея Тимофеевича, Ивана и Константина Аксаковых, а также Федора Ивановича Тютчева, который был тестем Ивана Сергеевича. Всё это она берегла в четырех сундуках в селе Языково, и, когда в усадьбе случился пожар, первым делом Ольга Сергеевна спасала эти сундуки. После революции она не переслала архив за границу, не эмигрировала с ним, а всё передала новой советской власти, благодаря чему драгоценное наследие осталось с нами, как свет того аленького цветочка, сказку о котором внучке Оленьке посвятил Сергей Тимофеевич.

«Аленький цветочек» написан языком ключницы Пелагеи. Тем языком, что так поразил героя повести «Детские годы Багрова-внука». Аксаков создает свою сказку как народную, будто стремится отказаться от авторства, желая сохранить в ней живое начало устного творчества.

Это сказка о добре и зле. О семейных ценностях. Было у отца три дочери, и все красавицы, а меньшая краше всех. Почему? Потому что была добрее и ласковее. А старшие сёстры, как мы потом понимаем, злы, завистливы, коварны и ценили они больше всего богатство и роскошь.

Сегодня многие тоже считают, что богатство – залог счастья человека. А подлинное счастье в любви. В семейной любви. Купец ищет аленький цветочек для дочери, рискуя жизнью. А потом уже она спасает отца, идя на самопожертвование.

Наше общество подобно заколдованному принцу, оно превратилось в чудище. И я надеюсь, что любовь, доброта, долготерпение, которые не ищут внешней красоты, а умеют видеть внутреннюю, позволят нам это общество расколдовать.

– В Вашей песне об Аленьком цветочке, которую называют гимном Аксаковского движения, есть такие слова: «Аленький цветочек всем миром возведём». Вокруг чего мы можем сегодня объединиться «всем миром»? Сохранились ли те точки опоры, на которых держалась Россия Аксаковых?

Когда мы задумали в Самаре аксаковский сквер и памятник трём поколениям Аксаковых, я подумал, что было бы хорошо написать объединительную песню, которая призывала бы возвести аленький цветочек для наших детей. И родилась строчка этой песни: «Аленький цветочек для чада своего». А потом пришла строчка «Аленький цветочек всем миром возведём», как дом нашего Отечества, где обретём Аксаковых во всей полноте их жизни и творчества.

Как раз вокруг Аксаковых мы и должны объединиться. Всем миром. Всей Россией. Общественным движением нужно повлиять на воспитание, нравственно сориентировать общество, прежде всего современного юного человека.

Семья Аксаковых – это пример патриотизма. В ту пору, когда дворянство говорило в своей среде на французском языке, Аксаковы общались на русском и не подражали западному образу жизни, образу мыслей, считали, что у нас есть свои корни и мы должны питаться от них. При этом Аксаковы заботились не только русских, но и других народах России, о братьях-славянах, которые тоже должны дорожить своей культурой и историей. Это многообразие складывается воедино, как лепестки в бутон аленького цветочка. Будем трудиться, чтобы чудесный бутон сегодня не рассыпался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *