рижский вокзал история создания

Рижский вокзал в Москве

Рижский вокзал Москвы расположен на одноименной площади, в месте пересечения Сущевского вала и Проспекта Мира.

Внешнеторговый оборот царской России бурно развивался в конце девятнадцатого века. Этот фактор стал толчком к рассмотрению вопроса о развитии железнодорожного сообщения с прибалтийскими странами, у которых имелся выход к незамерзающему участку Балтийского моря.

В марте месяце 1897 года император Николай II издал Высочайший указ о начале строительства железной дороги, которую назвали Московско-Виндаво-Рыбинская. Общая протяженностей путей в этом направлении составила порядка 2453 километров.

рижский вокзал история создания. Смотреть фото рижский вокзал история создания. Смотреть картинку рижский вокзал история создания. Картинка про рижский вокзал история создания. Фото рижский вокзал история создания
Фото 1. Здание Рижского железнодорожного вокзала в Москве

История Рижского вокзала со дня основания

Место под постройку Виндавского вокзала (в будущем Рижского) выделили у Крестовской заставы, в непосредственной близости от 1-ой Мещанской улицы. Участок находился между путями Николаевской железной дороги и городским Лазаревским кладбищем.

Хотя место и было неосвоенным, акционерам железной дороги необходимо было выполнить ряд условий Городской Думы: облагородить прилегающие к станции территории, подремонтировать выходящий на пустырь Москворецкий водопровод, замостить Трифонов переулок и проезд вдоль границ Лазаревского кладбища.

Архитектором проекта вокзала стал Станислав Бржовский, уже имевший опыт создания такого объекта в Санкт-Петербурге. Это был Витебский вокзал.

Непосредственно работами руководил другой архитектор – Юлий Дидерихс.

Сроки поджимали. Строительство путей и вокзала вели ускоренными темпами.

Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.

Фасад здания железнодорожного вокзала был выполнен в традициях древнего русского стиля. Три стилизованные под терема строения соединялись между собой крытыми переходами, устроенными на уровне первого этажа. В центральной части вокзала устроили крытое стекло.

Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.

Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.

В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.

Рижский вокзал Москвы в наши дни

Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и обветшания здания.

Хотя вокзальное хозяйство потеряло часть территории и вспомогательных помещений (грузовой двор, а также камеры хранения), сам Рижский вокзал реконструировали с особой тщательностью.

Отрадно то, что во время восстановительных работ не то что не достраивали лишних помещений, но восстановили бывшую лепнину и убранство внутренних залов. Воссоздали даже старинные люстры.

В настоящее время площадь вокзала составляет порядка 5 тысяч квадратных метров с возможностью одновременного размещения более 1300 пассажиров.

К сожалению, эти мощности слабо задействованы из-за ограниченного трафика поездов. В наши дни от перрона отправляются и прибывают лишь три состава дальнего следования, а также пригородные электрички.

Рижский вокзал находится по адресу: Москва, Рижская площадь, 2 (станция метро «Рижская»).

Источник

Рижский вокзал в Москве. Справка

рижский вокзал история создания. Смотреть фото рижский вокзал история создания. Смотреть картинку рижский вокзал история создания. Картинка про рижский вокзал история создания. Фото рижский вокзал история создания

Рижский вокзал ‑ один из девяти московских железнодорожных вокзалов, был открыт 24 сентября (11 сентября по старому стилю) 1901 года.

В конце XIX столетия рост внешнеторгового оборота царской России потребовал усиленного строительства новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Латвии. Так, высочайшим Указом от 2 марта 1897 г. Николай II потребовал создания кратчайшего, бесперегрузочного пути из «старой столицы» к портам Виндаве (ныне Вентспилс), Риге.
Поскольку время на постройку новой железной дороги было ограничено, ее проектирование велось по упрощенным техническим условиям, с созданием большого количества обходов естественных препятствий Клинской гряды.

В связи с проблемами, возникшими при выкупе земель у частных землевладельцев по трассе будущей дороги, укладка рельсов началась только в сентябре 1898 г., а основные работы ‑ лишь зимой 1899 г.

Вокзальное здание для новой дороги решено было построить у площади Крестовской заставы (с 1947 года ‑ Рижская площадь). Здание возводили каменное, частично двухэтажное.

Автором проекта был петербургский архитектор Станислав Бржозовский (автор Витебского вокзала в Санкт‑Петербурге), однако строительство велось под руководством архитектора Дитриха (по другим источникам – Дидерикса или Дидерихса), главного архитектора Московско‑Виндавской железной дороги). По другим данным, строительством руководил академик Фома Дворжецкий‑Богданович.

Наружный фасад вокзала был выполнен в псевдорусском стиле с использованием элементов, заимствованных из русского зодчества XVII века, и состоял из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала выведены в два этажа. Фасад украшают практически все элементы, встречавшиеся в русской архитектуре XVII века: разнообразной формы окна, изящные наличники, пышные кокошники, бегунки и поребрики. Особенно торжественно выглядела центральная часть с крытым крыльцом.

В отличие от других московских вокзалов, его здание ориентировано не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям.

24 сентября 1901 года в Москве состоялось праздничное открытие нового вокзала, который получил название «Виндавский» ‑ по имени портового города Виндава.

На станции между двумя мачтами была натянута зеленая муаровая лента с надписью «Московско‑Виндавская железная дорога, 11 сентября 1901 года». После того, как лента была перерезана, раздался свисток, и поезд тронулся в путь. Этот состав дошел без пассажиров до станции «Москва‑П» и вернулся назад. Первый поезд в этот же день вечером отправился до Виндавы, в этом составе было 800 пассажиров, в основном коммерсанты, предприниматели, моряки. Дорога с первых дней пользовалась популярностью, изо дня в день росли пассажирские и грузовые потоки в порты Прибалтики, налаживались и крепли партнерские связи.

Вокзал обслуживал пассажиров северо‑западных направлений железных дорог, построенных в 1862‑1913 гг. и соединивших промышленные Московский и Петербургский районы с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний. С Виндавского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки (он занимал первое место среди вокзалов на российских железных дорогах).

Вокзал был во многом технически совершенен для своего времени, располагая своей электростанцией, которая освещала помещения и платформы.

В конце1930‑х гг. сложилась ситуация, при которой технические скорости пригородных поездов с паровой тягой стали сдерживать все виды железнодорожных перевозок.

Электрифицированная железная дорога обладала повышенной пропускной способностью. Согласно плану третьей пятилетки, первые электрички на рижском направлении должны были появиться в 1943 г. Но помешала Великая Отечественная война. И первые электрички прошли только весной 1945 г.

Вокзал неоднократно менял свои названия: со времени постройки и до 1930‑х гг. он был Виндавским, затем Балтийским, Ржевским. В 1946 г. вокзал стал называться Рижским.

Со временем Рижский вокзал ветшал. Из‑за транспортных пробок в переустройстве нуждалась и Рижская площадь. 10 января 1995 г. правительство Москвы приняло постановление «О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки».

Основной проблемой, стоявшей перед городом, было решение транспортной развязки на пересечении проспекта Мира с Рижской эстакадой и Сущевским валом. Из возможных вариантов ‑ тоннеля и эстакады ‑ специалисты предпочли эстакаду, учитывая сложную гидрологическую обстановку вокруг. Строительство эстакады потребовало частичного сноса грузового двора Рижского вокзала, камеры хранения и ряда других строений.

В обновленном виде вокзальная площадь стала представлять собой современное пролетное строение с многополосным движением в обе стороны и системой подземных пешеходных переходов, которые объединили здание вокзала, станцию метро, улицы города. После реконструкции облик вокзала не изменился: никаких пристроек, дополнительных этажей не появилось. Более того, по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали нарядные люстры.

Площадь современного Рижского вокзала составляет около пяти тысяч квадратных метров, здесь располагаются билетные кассы, световая информация в залах и на платформе, просторные залы ожидания, вмещающие 1,3 тысяч человек, комната матери и ребенка, гостиница и многое другое. Пропускная способность вокзального комплекса увеличилась втрое.

С Рижского вокзала отправляются пассажирские железнодорожные поезда дальнего следования до Великих Лук и Риги, а также пригородные электрички рижского направления, следующие до станций Румянцево, Павшино, Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Волоколамск, Шаховская и др.

Несколько железнодорожных путей Рижского вокзала занимает экспозиция Музея истории железнодорожной техники Московской железной дороги. С платформы этого музея по выходным дням отправляется экскурсионный ретро‑поезд на паровозной тяге. Он состоит из паровоза времен Великой Отечественной войны (типа «Л» или ЭР») и вагонов первого и третьего классов.

Состав следует до депо «Подмосковное» на станции «Красный Балтиец», где пассажиры знакомятся с механизмом работы паровоза и смотрят его разворот на автоматическом круге.

Затем паровоз везет своих пассажиров обратно на Рижский вокзал. Во время следования состава пассажирам на плазменных мониторах, которыми оборудованы все вагоны, демонстрируют документальные фильмы о жизни дореволюционной Москвы, ролики, смонтированные с использованием кинохроники начала ХХ века.

Рядом с Рижским вокзалом расположен наземный павильон станции метро «Рижская» и платформа «Рижская» Октябрьской железной дороги.

В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савеловского вокзалов в начале 2000‑х гг. предлагалось их закрыть, а пригородные электрички перевести на другие вокзалы Москвы (также рассматривались варианты создания новых железнодорожных терминалов) и ликвидировать подъездные железнодорожные пути. Однако планы по закрытию вокзалов не были реализованы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Рижский вокзал

Вокзал для двоих

Рижский вокзал сменил много имен: до 1930 года назывался «Виндавский», до 1942 — «Балтийский», а до 1946 — «Ржевский». Одно время его даже хотели закрыть, но он устоял.

рижский вокзал история создания. Смотреть фото рижский вокзал история создания. Смотреть картинку рижский вокзал история создания. Картинка про рижский вокзал история создания. Фото рижский вокзал история создания

Здание Рижского вокзала возвели по проекту Станислава Бржозовского в 1897-1901 годах при строительстве Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Строить дорогу начали по указу Николая II в 1897 году. Для пассажирского вокзала выбрали пустырь у Крестовской заставы, чтобы возле здания осталась большая площадь для подъезда экипажей. Товарную станцию хотели расположить рядом с пассажирской. При этом городские власти потребовали, чтобы Общество железной дороги благоустроило улицы и урегулировало вопрос с городским водопроводом, так как трубы попадали на территорию вокзала.

Здание Рижского вокзала в старинном русском стиле стало одним из самых красивых в Москве. Оно состоит из трех двухэтажных теремов, соединенных крытыми переходами на уровне первого этажа. Украшают здание типичные для русской архитектуры XVII века элементы: наличники, кокошники, бегунки, поребрики.

При этом Рижский вокзал был технически совершенен для своего времени — у него даже была собственная электростанция для освещения помещений и платформы.

рижский вокзал история создания. Смотреть фото рижский вокзал история создания. Смотреть картинку рижский вокзал история создания. Картинка про рижский вокзал история создания. Фото рижский вокзал история создания

Со временем Рижский вокзал обветшал, а Рижская площадь начала задыхаться от пробок. В 1995 году этот транспортный узел реконструировали.

Облик Рижского вокзала не изменился. А по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и отреставрировали нарядные люстры.

Сейчас на Рижском вокзале работает Центр инновационного развития на железнодорожном транспорте с выставочным залом — вход напротив музея железнодорожной техники.

А знаменитый фильм «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов снял тоже на Рижском вокзале. Выбрал он его потому, что интерьер вокзала в русских традициях отлично подходил к сюжету.

Источник

Ансамбль в неорусском стиле: Рижский вокзал признали памятником архитектуры

рижский вокзал история создания. Смотреть фото рижский вокзал история создания. Смотреть картинку рижский вокзал история создания. Картинка про рижский вокзал история создания. Фото рижский вокзал история создания

Ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Он считается одним из самых примечательных архитектурных творений в Москве и традиционно притягивает взгляды жителей и гостей столицы. Теперь его внешнее и внутреннее убранство стало предметом особой охраны государства.

Ансамбль включает в себя здание пассажирского вокзала (Рижская площадь, дом 1) и примыкающее к нему здание бывшего Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Сегодня там находятся Центр научно-технической информации и библиотек и Центр инновационного развития с выставочным залом.

Рижский вокзал является образцом псевдорусского (или неорусского) стиля. Для него характерно использование элементов древнерусского зодчества. Например, на фасадах можно увидеть арочные ниши, украшенные витыми и гладкими полуколонками с бусинами, а также множество разнообразных фризов (декоративных поясов). Оконные дверные проемы обрамлены резными наличниками, кокошниками и гирьками.

Вокзал, расположенный на Рижской площади, возвели в 1899 году в ходе строительства Московско-Виндавской железнодорожной линии. Она соединяла Центральную Россию с незамерзающими портами Балтики.

Вплоть до середины 1930-х годов вокзал назывался Виндавским по латвийскому городу Виндава (сегодня — Вентспилс). Потом он стал Балтийским, а с 1942 года — Ржевским. Свое нынешнее название Рижский вокзал получил в 1946 году.

Строительством Московско-Виндавской железнодорожной магистрали занималось Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Проект здания вокзала заказали архитектору Станиславу Бржозовскому. Однако строительством занимался уже другой архитектор — Юлий Дидерихс. Он внес ряд изменений в первоначальный проект.

«Здание пассажирского вокзала состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником. Центральная и две боковые части соединены между собой одноэтажными переходами. В главной части находился вестибюль багажного отделения и залы для пассажиров первого и второго класса. В правом крыле располагалась парадная комната, а в левом — зал ожидания для пассажиров третьего класса», — прокомментировал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Источник

Новое начало спустя столетие: история и будущее Рижского вокзала

Иван Сиренев

рижский вокзал история создания. Смотреть фото рижский вокзал история создания. Смотреть картинку рижский вокзал история создания. Картинка про рижский вокзал история создания. Фото рижский вокзал история создания

Рижский вокзал, один из самых маленьких и в то же время самых уютных в столице, в последних числах сентября отпразднует свое 120-летие. Рассказываем о славной истории этого транспортного узла, его настоящем и будущем.

Торжественное открытие Виндавского вокзала, именно такое название он носил первоначально, состоялось 11 сентября 1901 года (по новому стилю его день рождения празднуется 24 сентября). Вокзал освятили, и вечером, в пять минут седьмого, под рукоплескания собравшихся с перрона отправился поезд на Виндаву (сейчас Вентспилс, Латвия).

Экономика Российской империи бурно развивалась, и железнодорожная связь с незамерзающими портами в Балтийском море стала насущной необходимостью. В марте 1897 года император Николай II подписал Высочайший указ о строительстве вокзала, и вскоре после этого на площади Крестовской заставы Камер-Коллежского вала (границы Москвы, прочерченной еще в екатерининские времена) закипела работа. Проект поручили архитектору Станиславу Бржозовскому, который спроектировал Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Правда, руководил строительством другой зодчий, Юлий Дидерихс.

Он внес в проект коррективы, и вокзальные здания в неорусском стиле стали настоящим украшением города. Оборудовали вокзал по последнему слову техники, у него даже была собственная электростанция.

Здание сохранило свой архитектурный облик до наших дней, и в этом ему помогли столичные реставраторы: в 2007 году во время капремонта вокзала они руководили восстановлением утраченных элементов фасадов и интерьеров, восстанавливали лепнину, исторические люстры и многое другое. А в начале этого года Рижский вокзал получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

— Здание пассажирского вокзала состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником, — рассказал глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

рижский вокзал история создания. Смотреть фото рижский вокзал история создания. Смотреть картинку рижский вокзал история создания. Картинка про рижский вокзал история создания. Фото рижский вокзал история создания

Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Живописное здание и интерьеры Рижского по достоинству оценили кинематографисты. Например, он стал «вокзалом для двоих» в знаменитом фильме Эльдара Рязанова. А в киноэпопее «Семнадцать мгновений весны» он стал цюрихским, где Штирлиц ожидал поезд в Берлин.

В начале прошлого века вокзал принимал и отправлял поезда во все прибалтийские и некоторые другие западные губернии России. В наши дни все иначе: железнодорожное сообщение стремительно сбавляло обороты, а из-за пандемии совсем прекратилось.

В первое десятилетие этого века Рижский думали и вовсе закрыть, предлагали, например, сделать из него музей, как из вокзала Орсе в Париже. Но потом от этой идеи отказались. Зато здесь открыли Центр научно-технической информации РЖД и Центр инновационного развития со своим выставочным залом.

Сейчас это самый тихий и спокойный вокзал Москвы, правда, ненадолго. В ближайшее время он станет частью одного из крупнейших транспортных хабов. Долгое время Рижский был одним из двух вокзалов, расположенных за Кольцевой линией метро, а построенная возле него «Рижская» — единственная привокзальная станция подземки, на которой нет пересадки на другие ветки. Но уже в следующем году новая станция Большого кольца метро свяжет Калужско-Рижскую линию с остальными диаметрами. Помимо подземных магистралей, транспортно-пересадочный узел свяжет Московские центральные диаметры, Рижско-Курский, уже действующий, и будущий Киевско-Горьковский.

НАСЛЕДИЕ

Рядом с памятником архитектуры, зданием вокзала, хранятся и памятники науки и техники. Это паровозы Ов-841, ФД21–3125, Су214–10. Первый — почти ровесник вокзала, он встал на рельсы в 1903 году. ФД (аббревиатура расшифровывается как «Феликс Дзержинский»: Железный Феликс на протяжении нескольких лет был наркомом, то есть по-современному, министром путей сообщения) выпускался в СССР с 1931 по 1941 год. На момент запуска в производство он был самым мощным паровозом Европы. Слыша название Су214–10, мы невольно вспоминаем о его тезках-самолетах.

Но КБ Сухого к его разработке не имеет никакого отношения: его создал выдающийся русский инженер-локомотивостроитель Константин Сушкин. Он же, кстати, автор паровозов ФД. Еще один памятник — салон-вагон № 32. В таких в 30-е годы ездили по стране первые лица СССР. Паровозы и вагон несколько лет назад получили статус памятников науки и техники первой категории. Это гордость расположенного рядом с Рижским вокзалом Музея железнодорожной техники. В экспозиции — больше 70 экспонатов подобного рода, это не только паровозы и вагоны разных типов, но и тепло- и электровозы, и скоростные локомотивы, произведенные в России, Р-100 и «Сокол», один из двух сохранившихся на сегодняшний день. Кстати, один из паровозов ежедневно отправляется в путь по бывшей Московско-Виндавской дороге. Чтобы прокатиться, нужно записаться заранее.

ИМЕНА И ЭПОХИ

Рижский вокзал в разное время назывался по-разному. Первоначальное имя, Виндавский вокзал, он получил по названию города, в котором оканчивалась ведущая от него железная дорога. России очень нужна была связь с незамерзающими портами Балтики, и путь от Первопрестольной к Виндаве оказался кратчайшим. Но уже в 1915 году, во время Первой мировой войны, город был оккупирован немецкими войсками, а тремя годами позже впервые в истории на карте появилось независимое государство Латвия. Город был переименован в Вентспилс, и название вокзала утратило свою актуальность. Правда, переименование состоялось только в 1930 году, Виндавский стал Балтийским. В годы Великой Отечественной он стал Ржевским: отсюда подо Ржев шли эшелоны с солдатами, перед которыми стояла задача отразить удары фашистских войск. Память об этом названии долгие годы хранила платформа «Ржевская», ныне станция «Рижская» второго Московского центрального диаметра. В мирном 1948 году вокзал стал Рижским.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *