римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Римское общество в царский период

С основания Рима и до 509 г. до н.э. в нем правили цари. Вместе с Ромулом их было семеро. Цари правили всеми делами города, возглавляли войско и были верховными жрецами Рима. Царя римляне избирали из числа лучших граждан. Делало это народное собрание, а утверждал его решение совет старейшин – сенат. Пока новый царь не был назначен, сенаторы по очереди правили городом.

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Только патриции могли участвовать в народном собрании, и только главы их семей могли стать членами сената, которых римляне называли отцами-сенаторами.

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Плебеи были лишены права участвовать в общественной жизни Рима. Поначалу их не допускали до службы в римском войске. Браки между плебеями и патрициями считались незакоными. Даже храмы и святилища у плебеев и патрициев были разные. Среди плебеев выделялись семьи состоятельных ремесленников и торговцев, но даже они не имели права владеть землей, а при невыплате долга в срок вся семья попадала в кабальное рабство.

За время правления царей Рим разросся и стал многолюднее. С разных концов Лация в него стремились беглые рабы, преступники, несостоятельные должники. Рос Рим и за счет присоединения соседних поселений: например, война между римлянами и сабинами закончилась слиянием двух общин.

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Со временем Рим подчинил себе Альбу Лонгу и переселил к себе ее жителей. Теперь его главным соперником были этруски, контролировавшие Лаций: в самом Риме был квартал, где жили этруски, три последних римских царя были этрусками по происхождению.

Источник

Римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Считается, что Рим был основан в 753 г. до н.э. Время основания города Рима характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Все полноправное население Рима — римский народ (populus romanus), делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на Народные собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д. Старейшины родов входили в сенат («сто отцов») — совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из 300 сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке — царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

Предание называет 7 царей, последовательно правивших Римом в VIII-VI вв.: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, которые принадлежали к разным племенам — латинянам и этрускам. Шестой царь Сервий Туллий провел реформы: патрициев и плебеев поделил на разряды (по размеру имущества), так появился единый римский народ.

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты — обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, — будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Это конспект по теме «Древний Рим: Царский период». Выберите дальнейшие действия:

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: История Рима (с иллюстрациями)

НАСТРОЙКИ.

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Книга является переизданием труда выдающегося русского антиковеда про­фессора С. И. Ковалева (1886—1960), но благодаря редакции и комментариям его ученика Э. Д. Фролова — профессора, заведующего кафедрой истории Древней Греции и Рима СПбГУ, а также в силу обширных дополнений (они выделены в тексте более мелким шрифтом) ее можно считать кардинально новой.

Яркие, глубокие и детальные зарисовки окрашивают всю историю Рима — от его основания в середине I тысячелетия до н. э. до падения под натиском варвар­ских племен Западной Римской империи в V в. — и оживляют картины прошлого для читателя.

В книге раскрываются важнейшие проблемы истории Рима: формирование сословий патрициев и плебеев, особенности римской государственности, граждан­ские войны, становление империи и т. д. Даются характеристики известных деяте­лей истории: Пирра и Ганнибала, Сципиона Африканского и Катона, Суллы и Пом­пея, Цезаря и многих других.

Издание рассчитано на студентов гуманитарных факультетов вузов, а также будет интересно всем увлекающимся историей античности.

Э. Д. Фролов. ДРЕВНИЙ РИМ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ИСТОРИОГРАФИЯ

История Древнего Рима составляет заключительный и для дальнейшего развития европейских народов наиболее результативный этап античной ис­тории, заложившей, как известно, фундамент для построения новейшей за­падной цивилизации. Слово «античный» (от латинского antiquus — «древ­ний») употребляется для обозначения не всей вообще древней истории, а именно греко-римской древности, заложившей основы западного пути раз­вития. История начинается на Востоке. В Египте — долине реки Нила и в Месопотамии — междуречье Тигра и Евфрата во второй половине IV тыс. до н. э. возникают первые очаги цивилизации и складываются первые госу­дарственные образования. В Египте на рубеже IV—III тысячелетий склады­вается единое государство, которое просуществовало, практически без перерыва, до конца VI в. до н. э., когда египтяне, покоренные персами, утра­тили свою независимость. В Месопотамии шла смена лидирующих государ­ственных формирований: Шумера, Аккада, Старовавилонского царства, Ас­сирии и, наконец, Нововавилонского царства.

По соседству с этим вторым очагом древних цивилизаций, в Малой Азии, в начале II тыс. до н. э. сложилось Хеттское государство, из облом­ков которого позднее возникли Фригийское и Лидийское царства. В Си­рии и Палестине в начале I тыс. до н. э. возвысились финикийские города-государства Тир и Сидон и Древнееврейское царство с центром в Иеруса­лиме. А к востоку от Месопотамии в VIII—VII вв. до н. э. возникли древние иранские государства Мидия и Персия. Последняя, начав с инкорпорации в свой состав Мидии, обратилась затем к покорению сопредельных терри­торий Малой Азии и Междуречья и с присоединением Египта преврати­лась в сильнейшую мировую державу, с которой позднее пришлось иметь дело грекам.

Все эти государственные образования Египта и Переднего Востока вне­сли существенный вклад в развитие человечества. Они создали первые формы политической организации общества, развили сложные иерархи­ческие структуры, разработали богатые религиозно-мифологические представления и элементы прикладной науки (математики и астрономии), наконец, изобрели различные формы письма — от древнейшего и наибо­лее сложного иероглифического (у египтян) до простейшего алфавитно­го (у финикийцев).

Никому не придет в голову отрицать эти фундаментальные сверше­ния народов классического Востока. Однако нельзя закрывать глаза и на теневые стороны исторической жизни Древнего Востока. К ним отно­ сится прежде всего слабое развитие городов, если под последними пони­мать не просто укрепленные ставки властителей (таких на Востоке было в избытке), а еще и центры ремесла и торговли, которые одни могут быть основаниями полнокровной экономики. Затем, в политической жизни ха­рактерным было почти безраздельное преобладание единоличной монар­хической власти, деспотии, а в общественной — засилье жречества. Со­ответственно, ввиду сильнейшего идеологического давления со стороны царской власти и жреческой верхушки, духовная жизнь в странах Восто­ка отличалась скованностью, показательным было слабое развитие свет­ской литературы и свободных гуманитарных наук и искусств, практиче­ски полностью отсутствовали философия и историография.

Совершенно иной исторический путь избрали для себя греки и итали­ки — индоевропейские народы, расселившиеся во II тыс. до н. э. в Юго-Западной Европе, соответственно на Балканском и Апеннинском полуос­тровах. Первыми греки (или эллины, как они сами себя называют) в сере­дине II тыс. до н. э. создали свои государства на юге Балканского полуострова и на острове Крит. Это были еще весьма примитивные обра­зования, сложившиеся не вокруг городов (их еще не было), а под эгидой укрепленных дворцовых центров. Созданные первыми греческими племе­нами ахейцев и ионийцев, эти государства являли собой небольшие мо­нархии с непомерно разросшейся дворцовой бюрократией и весьма еще несовершенной письменной культурой. В конце II тыс. до н. э. они были смыты новой волной греческих племен, среди которых выделялись дорий­цы («дорийское завоевание»).

Разрушение ахейских дворцовых центров, повлекшее за собой падение древних монархий, открыло путь для нового исторического опыта, для нового политогенеза — на основе свободных сельских общин, среди кото­рых выделялись более крупные, разраставшиеся в подлинные города, ста­новившиеся государствами, но притом сохранявшие свою общинную струк­туру. То были городские гражданские общины-полисы, жизнь которых характеризовалась большим или меньшим демократизмом, облекалась в республиканские формы и отличалась невиданной духовной динамичнос­тью и культурным подъемом.

Эти успехи были естественны при наличии у граждан гарантированного законом политического равноправия, материальной обеспеченности и досу­га. Последнее создавалось широким использованием рабского труда, при­чем именно труда рабов-иноплеменников, преимущественно не греков, кото­рых презрительно именовали варварами («варвар» — звукоподражательное слово, означающее того, кто не может говорить членораздельно, «по-наше­му» [ср. русское «бормотать»]). Так была найдена особая форма рабства, за которой закрепилось название античной, а вместе с тем и особый путь исто­рического существования — за счет варварской периферии, которая стала объектом непрерывной военной агрессии, поскольку за ее счет греки удов­летворяли свою нужду в земле, в стратегическом сырье и рабах.

Новый тип рабовладельческих городов-государств (полисов) сложился у греков в VIII—VI вв. до н. э. При этом ведущими государствами стали Афины и Спарта, под чьим водительством в первой половине V в. греки отразили персидское нашествие, но чье соперничество во второй полови­не того же столетия ввергло греческий мир в междоусобную брань, подо­рвавшую недавно обретенную стабильность и завершившуюся общим кри­зисом полисной системы. Новый импульс исторической жизни греков дала державная политика царей — правителей самой северной греческой обла­сти Македонии. При Филиппе II (359—336 гг.) греческие полисы были объединены под властью македонской короны, а при его сыне Александре Великом (336—323 гг.) греко-македонская экспансия на Восток привела к разгрому Персидского царства и созданию новой политической системы — мировой греко-македонской державы.

Правда, после скорой смерти ее создателя новая империя развалилась, но сформировавшиеся из ее частей новые территориальные монархии ока­зались более жизнеспособными. Эти, как их принято называть, эллинис­тические государства (от термина «эллинизм», которым обозначают рас­пространение эллинского, т. е. греческого, влияния на Восток) смогли про­существовать без малого три столетия, пока, наконец, их процветанию и самому существованию не был положен конец наступлением на них но­вых сильных соседей. С Востока усилился натиск сложившегося к середи­не III в. до н. э. нового иранского государства — Парфянского царства, а с запада началось наступление Рима.

Впрочем, ставить этих двух противников эллинистического мира на одну доску было бы неверно: между тем как в лице парфян греки столкну­лись с непримиримой реакцией совершенно чуждого эллинству иранско­го Востока, в Риме, ввиду его культурной и политической близости гре­ческому миру, они могли

Источник

Римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов

Ромул (753-716). Создал армию, сенат, заложил основные системы управления, которые будут в Риме эволюционировать, но не меняться. Разделил людей на патрициев и плебеев. Ввел такие понятия, как Триба, Курии. (Легенда) Похищали Собинянок, так как своих девушек было мало.

Нума Помпилий. Заложил все основы экономической жизни Рима. Полностью скорректировал религиозную жизнь, создал календарь, при нем возникает культ бога Януса. Практически не вел войн.

Тулл Гостилий — по легенде, третий царь Древнего Рима. Правил с 673 по 641 г. до н. э. При нём был разрушен город Альба-Лонга, а границы Рима впервые вышли за пределы городских стен.

Луций Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Гордый. Тирания. Активное расселение, двигаются вглубь полуострова.

В начале республики в Риме образовалось 300 родов. Эти 300 родов делились на 30 курий. Все 30 курий делились на 3 трибы. Возможно, происхождение понятий «курия» и «триба» произошло от религии или войны.

У патрициев широкие права, хорошие политические, военные и экономические возможности, плебеи же в этом ограничены.

Строилось деление верховной власти.

Реформы Сервия Тулия

Предлагает новое социальное деление. Он предлагает делить территориально все общество на трибы (другое понятие, чем ранее). Предлагает сделать городские (4 шт) и сельские (17-21 шт) трибы.

На основании классового деления происходило военное наполнение. Люди из первого класса составляли пехоту, конницу. В пехоте нужно иметь коня, а в пехоте амуницию: наколенники, защиту ног, запястий, шлем и так далее. Нужно было иметь возможность обмундировать себя. Все остальные классы шли в легкую пехоту, где не предполагалось амуниция, кроме меча. Незащищенные люди выставлялись вперед, а все тяжелые назад.

Для Римлянина служить в армии была большой радостью и честью.

Было четыре центурии музыкантов. Собирались из всех классов талантливые люди. Иногда одну центурию выставляли для уборки помоев за армией.

Всего центуриев было 193. Это была большая цифра, которая поражала своим количеством в то время.

У историков есть большие сомнения на тему того, как это было на самом деле. В 6-7 веках никакого денежно ценза не было (он был введен в 4 веке до нашей эры), мерилом богатства была земля, а отследить у кого, сколько земли сложнее намного, чем проследить у кого сколько денег. Перепись населения также случилась в 443 году, а до него никакого населения Рима не переписывалось, и сказать, сколько человек было невозможным. Данные археологии говорят, что люди воевали и организовывались в структуры по родовому признаку. Они были далеко не по 100 человек. Есть версия, что все это лишь концепт на бумаге Сервия Тулия.

Реформы проходили не в полном объеме. В результате снизилось влияние рода, пусть и незначительно.

Все это приводило к хронической социальной напряженности и вывелось это в борьбу патрициев и плебеев

Источник

Римское царство

Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и носят легендарный характер. Традиционно к этому периоду относят 753 – 509 гг. до н. э.

Античные авторы рассказывают, что место, где возник Рим, было издревле заселено и привлекало иноземцев. Они считали первыми колонистами Италии, конечно же, древних греков с их знаменитыми героями Гераклом и Эвандром.

Римское царство

753 г. до н. э. – 509 г. до н. э.

лат. Regnum Romanum

римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов
Ранний Рим
римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Смотреть картинку римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Картинка про римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов. Фото римский царь разделивший общество по имущественно территориальному признаку на 5 классов
ФлагГерб
СтолицаРим
Языклатинский
Форма правлениявыборная монархия
Законодательная властьсенат, Римские комиции
Религияранняя римская религия
В алюта
Площадь
Населениелатины, сабины, этруски
Династия
Правители государства

Лавиния (регентша)

Асканий-Юл

Сильвий

Эней Сильвий

Латин Сильвий

Альба

Капис

Капет

Тиберин

Агриппа

Ромул Сильвий

Авентин

Прока

Амулий

НумиторЦари РимаРомул

Тит Таций

Нума Помпилий

Тулл Гостилий

Анк Марций

Луций Тарквиний Приск

Сервий Туллий

Луций Тарквиний Гордый

Первым римским историком считается Фабий Пиктор (ок. 254 г. до н. э. – ок. 201 г. до н. э.), на основе работ которого создавали произведения последующие греческие и римские историки. Кроме работ Пиктора более поздние историки использовали в своих работах произведения Валерия Анциата и Лициния Марка. Большое значение для изучения этого периода имеют также произведения Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского, Полибия, Плутарха и других

Согласно древних преданий, после падения легендарной Трои к побережью Лация пристали корабли троянских беглецов во главе с героем-троянцем Энеем. После многолетних скитаний по Средиземному морю, троянцы устали от бесконечного морского путешествия, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание и сжечь корабли. Звали её Ромой; существуют версии, по которой в честь неё и был назван город Рим.

Один из местных царей, Латин, приветливо встретил троянцев и выдал за Энея свою дочь Лавинию. В честь неё Эней назвал основанный троянцами город Лавиний. После смерти Латина Эней стал царствовать и над переселенцами, и над коренными жителями. Сын Энея Асканий-Юл под давлением этрусков перенёс столицу государства в основанный им новый город — Альба-Лонгу, который вскоре стал господствовать над всеми городами Лация и сплотил их в Латинский союз.

Эта древняя федерация городов Лация насчитывала 30 общин. Первоначально во главе Латинского союза стояла Альба-Лонга, с VI века до н. э. союз возглавил Рим (после разрушения им, согласно легендарной традиции, в VII веке до н. э. Альба-Лонги).

Образовавшаяся правящая династия потомков Аскания-Юла стала называться династией Сильвиев. В легендах приводятся имена царей, правивших в Альба-Лонге в последующие четыреста лет (сер. XII в. до н. э. — сер. VIII в. до н. э.).

Но близнецы не утонули, а выжили и были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Братья подросли и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору, убив узурпатора Амулия. Нумитор послал Ромула и Рема основать новую колонию Альба-Лонги.

Таким образом, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma) и стал его первым царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом и была проведена борозда, обозначившая границу города.

Для увеличения населения города Ромул предоставил вновь прибывшим права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Новые граждане селились на Капитолийском холме. В город начали стекаться преступники, беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран. Не удивительно, что они часто совершали набеги на соседние народы.

Соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян, поэтому в Риме женская часть населения почти полностью отсутствовала. Чтобы исправить этот недостаток, Ромул через четыре месяца после основания города, 21 августа, он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями.

На праздник съехались соседи римлян, в том числе сабиняне. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Римляне захватили женщин — кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.

Против таких действий Рима восстали соседи, но войско Ромула отбило нападение и захватило города Ценин и Крустумерий. Успех римлян привлек в город этрусков. Они заселили Эсквилинский холм.

Сабиняне под предводительством своего царя Тация пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

В городе начали развиваться ремёсла и торговля. Были образованы государственные структуры, такие как сенат и институт ликторов. Влияние Рима настолько возросло, что бывшая колония сумела захватить и разрушить свою метрополию — Альба-Лонгу (при Тулле Гостилии). Однако все последующие годы Рим был вынужден вести затяжные войны с соседями: сабинянами, латинами и этрусками.

Все цари после Ромула имели этрусские имена, Рим попал под сильное этрусское влияние. Сама власть царей была ограничена и должность царя поначалу не передавалась по наследству: на то время, пока пустовало курульное кресло, сенатом назначался временный царь (интеррекс), который правил не более одного года и за это время должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить её на голосование в куриатных комициях.

Впоследствии власть передавалась либо по сестринской линии, либо приёмным детям, что также является этрусским обычаем. Последние цари приходили к власти в результате заговоров и убийства своих предшественников. Последним царём Рима был Луций Тарквиний Гордый, который прославился своим тираническим правлением и был изгнан римлянами. Так в 510 году до н. э. в Риме закончилась монархия и была провозглашена республика.

Во время Ромула в Риме сохранялись родовые отношения. Род, подобно греческому, был отцовским, сородичи носили одно имя, которое производилось от имени предка. Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корнелии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели землёй, обладали общим местом погребения.

Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны были латины Палатинского поселения, Тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были Луцеры, ученые думают неодинаково; считают, что это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою.

Население состояло из 300 родов, 10 родов соединялись в курию, а 10 курий — в трибу. Каждая из трёх триб представляла собой отдельное племя. Членом римского народа мог стать лишь тот, кто принадлежал к одному из родов.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей лучшей доли назвал «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Старейшину выбирали все члены рода, совет старейшин (сенат) ведал делами общины. Впоследствии в качестве старейшин стали избирать представителей только одной семьи каждого из родов, что привело к возникновению родовой знати и «патрицианских» семей.

На расширившейся в результате завоеваний территории Рима оказалось новое население из покоренных, преимущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название плебс — то есть множество.

Представители военной аристократии составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану. Народное собрание, собиравшееся по куриям, принимать участие в котором имели право только мужчины-воины, получило название куриатных комиций. На них обсуждались, а затем принимались или отвергались новые законопроекты, а также избирались высшие должностные лица, включая царя. Оно представляло собой высший судебный орган в вопросах вынесения смертного приговора римскому гражданину, в её функции входило также объявление войны. Римские цари совмещали функции военачальника и верховного судьи.

Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями, которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимались торговлей и ремеслом. В процессе смешения с римскими родами и через институт клиентелы плебеи постепенно включались в родовую организацию на ограниченных правах. К данному периоду Римской истории относится и возникновение рабства, не получившего ещё значительного развития. Рабы, использующиеся преимущественно в домашнем хозяйстве, набирались из числа военнопленных. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение.

В правление Анка Марция усиливается влияние на Рим этрусской культуры. Все последующие цари были по происхождению этрусками. В обиход вводятся многие этрусские обычаи и верования. Возможно, этруски захватили власть в Риме. Вскоре после этого обостряется борьба народа против родовой знати, причиной которой могли являться противоречия между плебеями и коренным населением Рима.

В этот период аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству (реформы Сервия Туллия). Вводится новое устройство римской общины (территориально-имущественный принцип). В результате территория Рима была разделена на 4 трибы, представлявших теперь обычные территориальные округа, вместо старого родоплеменного значения.

В это время плебеи включаются в политическую жизнь общества, а власть сената ослабляется. В состав новых триб вошло всё гражданское население, проживающее на данной территории, из числа как патрициев, так и плебеев (землевладельцев данного округа). Патриции и плебеи были разделены на 5 классов по имущественному признаку. На каждый из классов возлагались военные обязанности по выставлению определённого количества центурий — сотен (пехотинцев или всадников), разграничение касалось и качества вооружений. Политическим результатом реформы стало вытеснение куриатных комиций — собранием по центуриям, большинство в котором принадлежало представителям высших классов.

Неимущие не входили ни в один из классов. Они получили название пролетариев (от лат. proles — потомство). Этим подчёркивалось, что всё их имущество состоит только в потомстве.

Новое общественное устройство привело к ослаблению власти родовой патрицианской знати и крушению прежних порядков, на месте которых возникают органы государственной власти. Включение плебеев в общину и борьба против этрусского господства усиливают сопротивление царям. Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния Гордого привело к его свержению и образованию республики. Изгнание царя, очевидно, символизирует освобождение Рима от этрусского господства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *