римас туминас биография личная жизнь жена дети
Римас Туминас
Римас Туминас (Rimas Tuminas). Родился 20 января 1952 года в Кельме Литовской ССР. Советский, российский и литовский режиссер, актер, театральный деятель, педагог. Художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова (с 2007 года). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000).
Римас Туминас родился 20 января 1952 года в Кельме Литовской ССР.
Имеет литовские по отцу и русские по матери корни. Его мать из семьи старообрядцев, была портнихой, шила платья на заказ.
В 1970-1974 годах учился в Литовской консерватории по специальности «режиссер телевидения».
В 1978 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа, курс И. Туманова.
В 1978 году дебютировал в Театре драмы Литовской ССР со спектаклем «Январь» по пьесе Й. Радичкова.
С 1979 года преподавал на актерско-режиссерском факультете Литовской государственной консерватории, доцент (1998).
В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. Там он поставил спектакли: «Здесь не будет смерти» (пьеса написана Р. Туминасом в соавторстве с поэтом В. Кукуласом); «Вишневый сад» А.П. Чехова; «Галилей» Б. Брехта; «Улыбнись нам, Господи» Г. Кановича; «Маскарад» М.Ю. Лермонтова; «В ожидании Годо» С. Беккета; «Мадагаскар» М. Ивашкявичюса; «Три сестры» Чехова; «Мистрас» М. Ивашкявичуса.
Римас Туминас в молодости
В 1994 году Римас Туминас стал обладателем Национальной премии Литвы за спектакли «Вишневый сад», «Галилей» и «Улыбнись нам, Господи» в Малом театре Вильнюса.
Ставил спектакли за рубежом: «Дядя Ваня» Чехова и «Дон Жуан» Мольера в Финляндии; чеховские «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад» в Исландии; «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского в Швеции; «Труффальдино, или Слуга двух господ» К. Гольдони в Варшаве.
В 1999 году Римасу Туминасу присвоено звание Лауреата Государственной премии РФ в области просветительской деятельности «за международное культурное сотрудничество».
Снимался в фильмах литовского производства. В частности, сыграл капитана Уозоласа в социально-криминальной драме «Взгляд змия» по одноименному роману С.-Т.Кондротаса. Это история жизни разбойника Мейжиса, действие происходит в 1930-е годы.
Римас Туминас в фильме «Взгляд змия»
С 2012 года в Друскининкае проходит международный фестиваль Римаса Туминаса Vasara («Лето»).
Постановки Римаса Туминаса в театре им. Вахтангова:
В спектакле «Вахтангов. Путь к Турандот» как актер сыграл роль основателя Московского Художественного театра Константина Станиславского.
В 2021 году Римас Туминас представил на Вахтанговской сцене спектакль «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого. Постановка Римаса Туминаса стала ярким событием театральной жизни России, тонко передающим художественный стиль романа Льва Толстого, в нем звучит музыка Фаустаса Латенаса, а сценография Адомаса Яцовскис и художника по костюмам Марии Даниловой помогают зрителю в полной мере погрузиться в атмосферу того времени и событий.
Личная жизнь Римаса Туминаса:
У пары родилась дочь Моника.
Римас Туминас и первая жена Юрате Анюлите с дочерью
У них родилась дочь, которая также стала актрисой.
Режиссеру приписывали роман с актрисой Анастасией Бегуновой, но последняя это опровергала: «И в круг любовных увлечений нашего худрука Римаса Туминаса тоже никогда не входила, иначе на всех афишах было бы только мое имя! Римас после скандальных телепередач шутил: «Ну что, Бегунова, раз у нас с тобой роман, заходи после репетиции!» Весь театр над этим смеялся».
По данным СМИ, режиссер перенес онкологическое заболевание, лечился в Израиле.
Фильмография Римаса Туминаса:
Режиссерские работы Римаса Туминаса:
Награды и звания Римаса Туминаса:
последнее обновление информации: 02.11.2021
Римас Туминас
фотографии >>
биография
Римас Туминас
Литовский театральный режиссёр и педагог.
Родился 20 января 1952 года в Кяльме.
В 1970-1974 годах учился в Литовской консерватории по специальности «режиссёр телевидения».
В 1978 году окончил режиссёрский факультет Московского театрального института им. Луначарского.
В 1979-1990 годах был режиссёром Литовского Государственного академического театра.
Основатель и руководитель Вильнюсского малого театра (с 1990).
Поставил свыше 40 спектаклей, которые были показаны на театральных сценах разных стран: США,Канады, Швеции, Англии, Франции, России и т.д.
Большинство спектаклей получили награды на различных международных театральных фестивалях.
Командорский крест ордена Великого литовского князя Гядиминаса (1998).
Театральная премия «Золотая маска» за лучший зарубежный спектакль, показанный в Москве (1999).
Государственная премия Российской федерации за вклад в литературу и искусство России (2000).
Туминас Римас Владимирович
Художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова. Выдающийся театральный режиссёр. Педагог. Лауреат Государственной премии РФ, также Лауреат Национальной премии Литвы. Мастер метафор и иронических загадок.
Римас был тогда богат и наполнен этим знанием. Параллельно его пригласили репетировать как актера в Молодежный театр. И все, что делалось в театре и главное, как делалось, показалось ему таким неинтересным, серым, обыденным и бездарным по сравнению с новообретенным знанием. Он грезил мечтой ставить Чехова и хотел научиться этому.
И тогда показалось единственно правильным решением поехать в Москву. Что он и сделал: приехал, поступил в ГИТИС на курс к Туманову. В 1978 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа курс И.Туманова.Его первым спектаклем стал «Январь» болгарского драматурга Й. Радичкова в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР, а первой московской постановкой – «Мелодия для павлина» О. Заградника в 1979 году в Театре им. К.С. Станиславского. Соединяя трудносоединимое, в том числе концертность исполнения с ансамблевостью постановки, режиссер дал критике повод писать о «гармонии дискомфорта» в его ранних спектаклях.
В 1999 году Туминас покинул театр. Последними спектаклями стали «Царь Эдип» Софокла, и «Ричард III» Шекспира.
С 1979 года Римас Туминас преподавал в Литовской консерватории.
После успешного показа в Москве в рамках III фестиваля им. Чехова спектакля «Маскарад», ставшего лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший зарубежный спектакль 1998 года», Туминас был приглашен на постановку театром «Современник», где в 2000 году выпустил спектакль «Играем. Шиллера!» по пьесе Фр. Шиллера «Мария Стюарт».
В 2002 году, по приглашению Михаила Ульянова, на сцене Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас поставил спектакль по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», который критики назвали «самым скандальным и одновременно спорным спектаклем сезона».
В 2007 году Римас Туминас возглавил Театр имени Евгения Вахтангова в качестве Художественного руководителя.
Римас Туминас выпустил в «Современнике» спектакль «Горе от ума», премьера которого состоялась 9 декабря 2007 года.
С приходом Римаса Туминаса, Вахтанговский театр занял одну из ведущих позиций среди театров не только Москвы, но и России. В 2011 году Театр признан самым посещаемым театром Москвы.
Вахтанговский театр является неизменным участником многих театральных фестивалей России и зарубежья, среди которых: «Международная прибалтийская театральная весна», «Балтийский дом» ( Петербург), «Балтийские сезоны» (Калининград), «Life», «Контакт», «Международный театральный фестиваль им. Чехова», фестиваль «Театр «Гешер» представляет…» (Израиль), «Осенний фестиваль весной» (Мадрид), Международный театральный фестиваль «Sabanc» (Турция), Международный фестиваль «Театр» (Прага), Марафон шекспировских постановок в лондонском театре «Глобус» и другие. С 2012 года в Друскининкае проходит международный фестиваль Римаса Туминаса «VASARA».
В конце юбилейного сезона Вахтанговского театра в 2012 году Римас Туминас основал Первую Студию Вахтанговского театра. В ее работе принимают участие студенты театральных вузов, которых лично отбирал Туминас. Спектакли играют в бывшем общежитии, где оборудован подвал со сценой и небольшим количеством зрительских мест. Студия стала звеном между ВУЗом, малой и большой сценами Вахтанговского театра.
В декабре 2012 года Римас Тумнас вместе с актерами театра имени Е. Вахтангова посетил Сахалин с постановками «Дядя Ваня» и «Посвящение Еве». Желающих посетить спектакли было больше, чем мест в зале. Зрители Чехов-центра оказались в неимоверном восторге от мастерства и художественной подачи классических произведений.
Государственная премия Российской Федерации (1999)
Премия «Золотая Маска»
Орден Дружбы — 4 ноября 2010
Премия «Живой театр» (2011)
Трёхкратный лауреат Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации Лучший спектакль за спектакли «Дядя Ваня» (2011), «Пристань» (2012), «Евгений Онегин» (2013)
Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссер» (2013)
Премия «Золотая маска» лучшему театральному режиссёру (2014).
Римас Туминас
фотографии >>
биография
Римас Туминас
Литовский театральный режиссёр и педагог.
Родился 20 января 1952 года в Кяльме.
В 1970-1974 годах учился в Литовской консерватории по специальности «режиссёр телевидения».
В 1978 году окончил режиссёрский факультет Московского театрального института им. Луначарского.
В 1979-1990 годах был режиссёром Литовского Государственного академического театра.
Основатель и руководитель Вильнюсского малого театра (с 1990).
Поставил свыше 40 спектаклей, которые были показаны на театральных сценах разных стран: США,Канады, Швеции, Англии, Франции, России и т.д.
Большинство спектаклей получили награды на различных международных театральных фестивалях.
Командорский крест ордена Великого литовского князя Гядиминаса (1998).
Театральная премия «Золотая маска» за лучший зарубежный спектакль, показанный в Москве (1999).
Государственная премия Российской федерации за вклад в литературу и искусство России (2000).
Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»
Худрук Театра им. Вахтангова в спецпроекте «Театрала»
20 января художественному руководителю Театра им. Вахтангова Римасу Туминсу исполняется 67 лет. В интервью и в своей биографической книге Римас Владимирович не раз говорил, что с годами отчетливо понял: первой скрипкой в оркестре жизни для него всегда была его мама. В день рождения режиссера публикуем его монолог о главном человеке в жизни…
– Раньше многие говорили, что я похож на отца: смуглая кожа, грубоватые руки, некая угловатость в движениях. А вот глаза – мамины. И восприятие мира у меня тоже от мамы. И если есть во мне интуиция или сентиментальность, жалость, сочувствие, то это, безусловно, от нее. Несмотря на свой тихий и терпеливый характер, мама способна была на поступок.
Это была очень нежная и деликатная русская женщина. Ее предки – дворяне-старообрядцы – веками жили на псковской земле, имели крепкое хозяйство, достаток. А когда начались гонения за веру, они, все бросив, бежали в Литву и поселились в одной из многочисленных старообрядческих деревень.
А мама крестилась в католической церкви, потому что очень хотела выйти замуж за моего отца и венчаться в костеле. Это трогательная история любви. Родители моего отца категорически не разрешали им жениться без венчания. В те времена такая совместная жизнь считалась большим грехом. И мама решилась пойти против своей родни. Это был поступок сильного духом человека. Ради любви. Она и имя поменяла: из Веры превратилась в Веронику, по-литовски – Веруте.
У нее всегда были печальные глаза. Постоянно грустила и вздыхала. Делает что-нибудь по дому и вздыхает. У меня ее вздохи вызывали жалость и желание помочь.
Детские годы я помню слабо, впечатления менялись, потому что мы часто переезжали с места на место. Везде по три-четыре года жили. Не знаю, как мама воспринимала эти переезды, жалела ли о том, что приходится оставлять обжитой дом. Она никогда не говорила об этом, не жаловалась. Разве что говорила, что верит в Космос, верит в Разум, это и есть Бог.
Когда мне было лет 15, отец уехал в Клайпеду, чтобы учиться на мореходных курсах. А я на летних каникулах устроился работать в управление дорог. Это громко звучит. На самом деле от Эндреяваса до Аблинги я убирал вдоль обочин сено и вырубал кусты. Гравийная дорога, жара, пыль, комары, мухи… Но зарабатывал я неплохо. Мама в то время не могла работать, так как родила моего младшего братика. Семью содержал в основном я.
Мама всегда зарабатывала шитьем. У нее был хороший вкус и золотые руки. Все учительницы моей школы шили в нашем доме наряды. Мама всегда беспокоилась:
– Ну как ее убедить, что ей это не подходит? У нее крупная фигура, а она хочет узкое платье.
Очень переживала по поводу своих клиенток, хотела, чтобы одежда, сшитая ее руками, сделала их красивее. Ее творческие муки были точно такие же, как у меня сейчас в театре. Так много этих женщин было, и все такие разные. Они не только любопытство у меня вызывали, но и раздражение: приходят, и мне надо перебираться в другую комнату. Мама выгоняла:
– Иди уроки готовь!
Я уходил, но невольно отвлекался, слыша шорох платьев.
Конечно, мама была эстеткой. К своей внешности относилась придирчиво и, сколько ее помню, очень переживала из-за бровей. Часто сетовала:
– Ах, прямо как у свиньи. Нет бровей, нет совсем.
И всю жизнь их подрисовывала.
Заказчицы маму ценили еще и за то, что она дорого за работу не брала. Но однажды вдруг нагрянула инспекция, поскольку по тем временам шла кампания по борьбе со спекулянтами. Мол, она занимается нелегальной деятельностью. А я тогда увлекся скульптурой. Но пластилина у меня не было, поэтому лепил из теста. Мама раскатывала тесто, давала мне кусок, и я пытался что-нибудь вылепить. Позже я пытался лепить из глины, еще позже – из пластилина. Мне очень нравилась лепка. Думал, что стану скульптором.
Стащили они меня за руку и попытались открыть диван. Но он не открывался, это был обычный диван для сидения, а не раскладной диван-кровать. А проверяющие все пытались поднять диванное сиденье: вдруг там мама прячет шитье или отрезы материала на продажу. Тогда это была бы уже не просто нелегальная деятельность, а спекуляция. В комнате стояла небольшая этажерка, а на ней бюст Ленина, который я вылепил.
Тут мама и говорит:
– Что вы делаете? Не трогайте моего сына! Он Ленина вылепил.
Инспектор поворачивается ко мне и кричит:
– А разрешение у вас есть? А знаете, что нельзя Ленина лепить? Начнет тут каждый Ленина лепить! Это святая вещь.
С этими словами он взял бюст Ленина, и с размаху разбил его о печку. Я почувствовал себя пострадавшим от советской власти.
Когда живешь без отца, то некому заступиться. Мама жила в постоянной тревоге, что нас выгонят на улицу из служебного дома, и надумала уже корову продавать. В итоге интуиция ее не подвела. Мы все понимали, что до следующей зимы не протянем в этом доме. Тем более соседи стали уже на наш огород покушаться. Нас совсем прижали. Тогда мама велела мне ехать в Клайпеду, разыскивать отца. А адреса его мы не знали. Отец писал маме письма, но обратный адрес никогда не указывал. Но мама была уверена, что я смогу его найти в городе.
Утром я сел на велосипед, сказал, что вернусь поздно, и покрутил педали в сторону Клайпеды. Это ни много ни мало сорок километров. Мне шел семнадцатый год, а я никогда еще не был в городе. Я думал, что Клайпеда чуть больше нашей деревни. А приехав, испугался: улиц много, домов много. Меня сразу же остановил милиционер, выкрутил ниппели из камер, выпустил воздух, а ниппели конфисковал. В те времена нельзя было разъезжать на велосипедах по центральной улице. Как я вернусь домой, ведь мама будет волноваться? Я сел на тротуар, не зная, что делать. И тут произошло чудо. Смотрю – по противоположной стороне улицы идет мой отец. Он не видел меня. Не окликая его, я пошел следом, таща на спине свой бесполезный велосипед. Отец вошел в какой-то дом, постучал в дверь квартиры и скрылся за ней. Оставив велосипед в коридоре, я постучал в ту дверь.
Открыла женщина. Я говорю:
– Ищу Туминаса.
Она:
– Владас, тут к тебе какой-то мальчик.
Отец пригласил меня войти. Здесь резко пахло чужой жизнью. Отец стал предлагать мне свитеры, широкие матросские брюки со словами:
– Мама ушьет.
А я ему говорю:
– Мама плачет.
Я по ночам слышал, как она вздыхает и всхлипывает. Она жалела меня и моего маленького братишку, которому шел только второй годик, оплакивала свою несчастную судьбу. Я сказал это отцу и ушел. В полночь с его подарками я вернулся домой. Но маме я ни в чем не признался, не хотел ее расстраивать, чтобы она еще больше плакала. Думаю, что она и без моих слов все прекрасно понимала.
Спустя месяц приехал отец. Они с мамой долго вдвоем сидели на кухне, тихо разговаривали. Потом отец уехал, а когда вернулся, объявил, что забирает нас в Клайпеду. Мама привычно начала паковать вещи. А я не поехал, решил окончить школу в Эндреявасе. Если честно, я просто боялся переводиться в клайпедскую школу: там ведь уже сформировавшиеся классы, и я понимал, что не приживусь, потому что у меня не тот уровень. Мама меня понимала и потому настаивать не стала.
Я остался жить один. Скучал ли по маме? Не помню. Некогда было предаваться эмоциям: я учился, а после школы работал, сам себя содержал.
Но едва окончил десятый класс, часть служебного дома, в котором я жил, чиновники отобрали. Куда податься? Пришлось ехать к родителям в Клайпеду. Мама была рада воссоединению семьи.
Я поступил в вечернюю школу, чтобы иметь законченное среднее образование, а днем работал сварщиком. Но это, конечно, не было пределом моей мечты. Получив аттестат о среднем образовании, я поехал в Каунас, где в профессионально-техническом училище были курсы киномехаников. Но в Каунасе мне не понравилось. Я не увидел себя героем в этом городе. Должен был быть в другом – намного красивее! Намного! Вернулся к родителям. И тут вдруг мама прочитала в газете, что в Вильнюсе объявлен дополнительный прием на телевизионную режиссуру, и говорит:
– Видишь, дополнительный! Значит, у них недобор! А ты ведь как раз с кино связан.
Ее уверенность передалась мне. Во мне сразу же все всколыхнулось. И я решил: еду. К своей мечте я впервые в жизни полетел на самолете – на «кукурузнике». И сколько потом было еще авиаперелетов в моей жизни, но такого ощущения тревоги и счастья не испытывал больше никогда.
В вильнюсскую консерваторию, на телевизионную режиссуру, меня приняли на правах кандидата. Когда меня спросили: «Так вы хотите учиться?» – я сделал паузу и вспомнил маму. Я знал, что если скажу маме: «Понимаешь, может, это не совсем то, что я хотел… А может, и вообще не то…» – она мне поверит.
Я позвонил маме, чтобы рассказать обо всем. Не знал, что делать дальше, хотел все бросить и уехать в Литву. И пока эта идея бродила в моей голове, однажды утром открылась дверь моей комнаты в общежитии, и на пороге стояла мама. Приехала в Москву! Как она нашла меня? Как приехала? Как не заблудилась в городе? И зачем приехала?
Она молча прикусила губу, тем дело и кончилось. Побыла у меня еще несколько дней и улетела. Это был поступок. Вот тогда-то я вдруг понял, насколько безгранична сила материнской воли, желание спасти ребенка и восстановить справедливость… Она просто меня спасла.
Редакция сердечно поздравляет Римаса Туминаса с днем рождения!
Выражаем благодарность Гражине Байкштите за предоставленный материал.