риижт ростов на дону история
Риижт ростов на дону история
История федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» началась 30 мая 1929 года, когда Коллегия Народного Комиссариата путей сообщения СССР приняла решение об организации в г. Ростове-на-Дону вуза нового типа с наименованием «Механический институт транспорта». 3 июля 1929 года вышло постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров», утверждающее список новых учебных заведений, куда вошел и институт транспорта в г. Ростове-на-Дону, а 12 июля 1929 года решением Коллегии Народного Комиссариата путей сообщения СССР вуз был переименован в Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС).
1 октября 1929 года 292 студента первого набора РИИПС приступили к занятиям на трех факультетах: железнодорожном, водном и автодорожном. Вуз стал южным форпостом подготовки кадров для транспорта РСФСР и союзных республик: Армении, Азербайджана и Грузии.
К середине 30-х годов ХХ века прошел этап становления института, была создана учебно-лабораторная и производственная база и завершился процесс реорганизации РИИПСа в отраслевой железнодорожный втуз – постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 29 декабря 1934 года он был преобразован в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ).
В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Тбилиси. Несмотря на трудности военных лет, коллектив вуза продолжал подготовку специалистов для железнодорожного транспорта и вел научные исследования. Многие сотрудники и студенты РИИЖТа вошли в ополчение, и большая их часть геройски погибла на полях сражений. В их честь место расположения вуза названо площадью Ростовского стрелкового полка народного ополчения. В августе 1944 года РИИЖТ возвратился из эвакуации в родной город. За годы оккупации материально-техническая база института была почти полностью разрушена, поэтому все внимание коллектив вуза направил на восстановление и обновление института. В последующие годы РИИЖТ расширялся и укреплялся, появились новые факультеты, кафедры, лаборатории и кабинеты, учебные и производственные помещения.
Результатом плодотворной многолетней деятельности стало превращение вуза к началу 90-х годов в крупнейший учебно-научный и культурный комплекс Северо-Кавказского региона и отрасли.
К 50-летию институт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1993 году вуз получил новый статус «университет» и стал именоваться «Ростовский государственный университет путей сообщения». На рубеже веков в РГУПС была осуществлена масштабная реконструкция, модернизация научно-технической, учебной и научной базы. В 2000 году РГУПС получил Диплом Министерства образования Российской Федерации за достижения в развитии внутривузовской системы качества подготовки специалистов.
С момента основания и до 2004 года университет входил в систему Министерства путей сообщения Российской Федерации, которое осуществляло функции его учредителя. С 2004 года РГУПС находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Сегодня ФГБОУ ВО РГУПС осуществляет подготовку инженеров путей сообщения по всем основным железнодорожным специальностям, а также инженеров широкого профиля, экономистов, юристов и социальных работников. В университете обучаются почти 24 тысячи студентов. В структуру университета также входит лицей, техникум, филиалы высшего профессионального образования в городах: Воронеж, Минеральные Воды, Туапсе и техникумы – филиалы ФГБОУ ВО РГУПС в девяти городах.
В университете работают около 4500 сотрудников, в том числе более 1150 преподавателей и научных работников, свыше 70% из них имеют ученые степени и звания.
Деятельность вуза получила высокую оценку Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации. Уже дважды в 2009 и 2012 гг. университет получал Свидетельство о сертификации образовательной деятельности.
Учебный процесс и научные исследования в университете осуществляются на современном оборудовании, с использованием мощных вычислительных машин. В вузе реализован уникальный лабораторно-тренажерный комплекс «Виртуальная железная дорога», который позволяет проводить масштабные деловые игры с отработкой навыков взаимодействия и слаженной работы различных участников перевозочного процесса, как в штатных ситуациях, так и при отказе технических средств и различных нештатных ситуациях, возникающих на реальной железной дороге. Введены в эксплуатацию ряд новых аудиторий и лабораторий на строительном и электромеханическом факультетах. Научные исследования проводятся по актуальным и наукоемким направлениям. Исследования ведутся по заказам Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, ряда других министерств, крупных российских компаний (ОАО «РЖД», «Роснефть» и др.), предприятий и организаций Ростовской области, транспортного комплекса. Ряд исследований ведется по международным проектам. Ученые достигли высокого уровня цитирования в ведущих мировых изданиях. Университет издает журнал, рекомендованный ВАК России для публикации результатов диссертационных исследований. Университет имеет свой кампус, который находится в парке на территории студенческого городка площадью 20 гектаров. Здесь расположены учебные, научные и административные корпуса, Дворец культуры, консультационно-диагностическая поликлиника, студенческие общежития, кафе, спортивный комплекс с плавательным бассейном, стадион.
В университете активно развивается международное сотрудничество по широкому спектру научно-образовательной и культурно-просветительской деятельности. Студенты, аспиранты и преподаватели ежегодно принимают участие в международных проектах, которые включают в себя обменные программы, языковые и профессиональные стажировки на базе зарубежных вузов-партнёров, международные научно-практические конференции, семинары и форумы, подготовка и публикация совместных научных статей, международные выставки, программы «включенного обучения». Осуществляется реализация проекта «двойной диплом» по направлениям магистерской подготовки «Прикладная механика» и «Информатика» совместно с университетом дю Мэн (г. Ле-Ман, Франция).
Получают также развитие программы международных культурных обменов: организация и проведение гастрольных туров студенческих самодеятельных коллективов РГУПС на базе зарубежных учреждений-партнёров университета (университет дю Мэн, г. Ле-Ман, Франция, учебные заведения г. Анталья, Турция).
Краткая история
30-е годы. Становление
Подготовка инженеров-энергетиков в РГУПС имеет давние традиции. Еще в далеком 1929 г., при создании нашего вуза, были организованы две группы по специальности «Стационарная теплотехника» и «Теплоэнергетика». В 1930 г. были созданы кафедры «Тепловые двигатели» (зав. кафед-рой Н.В. Петровский), «Тепловое хозяйство» (зав. кафедрой В.И. Федоровский), «Электротехника» (зав. кафедрой А.Г. Белявский).
Весь коллектив преподавателей и студентов активно трудился на строительстве энергетического факультета, заложенного летом 1929 г. по проекту В.Н. Наумычева в стиле конструктивизма. Необходимо отметить, что этот стиль был одним из ведущих архитектурных языков в довоенном СССР, являвшийся логическим продолжением модерна, отбросившего классический подход в архитектуре.
Здание факультета в 35 году
В 1932 г. было открыто теплотехническое отделение и произошло перераспределение кафедр. Кафедра «Тепловые двигатели» преобразова-на в «Двигатели внутреннего сгорания»; «Тепловое хозяйство» в «Котельные и теплосиловые установки». Кроме этого, были созданы новые кафедры: «Термодинамика и паровые двигатели» (зав. кафедрой В.И. Ор-лов) и «Теплофикация и вентиляция» (зав. кафедрой В.И. Воронин).
Первый выпуск 40 инженеров-теплоэнергетиков состоялся в 1932 г. Из них остались в вузе В.Г. Крупа-Задонский, впоследствии проректор института и А.А. Жданов – декан механического факультета, начальник института в годы Великой Отечественной войны.
После 1932 г. наш институт начал специализироваться на выпуске инженеров механического профиля, и в 1934 г. теплотехническое отделение было закрыто. Однако в это же время в еще недостроенном здании, под руководством Н.В. Петровского, началось оборудование лаборатории двигателей внутреннего сгорания (машинного зала) и в последующие годы появились новые лаборатории: технологии топлива, воды и смазки и уникальная по своему составу лаборатория контрольно-измерительных приборов.
Лаборатория топлива, воды и смазки
Несмотря на сравнительно небольшой срок существования теплотех-ническое отделение оставило заметный след в истории. С 1932 по 1937 г. был выпущен 181 инженер, сложились и затем получили дальнейшее раз-витие основные направления научно-исследовательской работы кафедр теплотехнического цикла.
1945 г. Рождение факультета
Осенью 1944 г. по возвращении из эвакуации руководство института обратилось в ГУУЗ МПС с ходатайством о восстановлении энергетической специальности. Это разрешение было получено в январе 1945 г., и с 7 февраля начались занятия на новом факультете.
Деканом был назначен И.Р. Герцык, который 21 год руководил факультетом.
Герцык Иосиф Рафаилович (1945-1966)
В первые годы учебный процесс вели две кафедры «Теплотехника» (зав. кафедрой И.Р. Герцык) и «Электротехника» (зав. кафедрой А.Ф. Гикис) по специальностям «Энергоснабжение», «Электрические железные дороги» и «Теплоэнергетика».
Коллектив рос: в 1945 г. обучалось 100 студентов, в 1947 г. – 359.
Официально в 1948 г. состоялся первый выпуск 68 энергетиков.
С сентября 1949 г. начинаются занятия в восстановленном корпусе энергетического факультета.
50-е годы. Новый этап развития
В 50-х годах прошлого века факультет вступает в новый этап разви-тия. Увеличивается количество студентов, появляются новые специально-сти, кафедры. В эти годы защитили кандидатские диссертации С.А. Мал-кин, И.М. Мишкович, В.А. Соломенников, Н.Г. Михайличенко.
В 1950 г. на факультете обучалось 404 студента. Кафедра «Электро-техника» разделилась на две: «Электрические станции и сети» (зав. кафед-рой Е.М. Пухов) и «Теоретические основы электротехники» (зав. кафедрой А.И. Каплан).
В 1951 г. кафедра «Теплотехника» была реорганизована: появились две новые – «Теплосиловые станции и котельные установки» (зав. кафед-рой И.Р. Герцык) и «Теоретические основы теплотехники и тепловые дви-гатели» (зав. кафедрой Б.М. Якуб).
В 1953 г. открывается аспирантура у профессора Б.П. Татаринова и начинается планомерная подготовка научных кадров по специальности «Теплотехника».
В эти годы на кафедре «Электрические станции и сети» начали свою научно-педагогическую деятельность кандидаты технических наук, доцен-ты В.А. Глебов и Е.П. Фигурнов. В конце 50-х годов кафедра активно включается в подготовку и проведение электрификации Северо-Кавказской ж.д. Доцент Е.П. Фигурнов принял деятельное участие в разработке плана электрификации, в определении условий эффективной эксплуатации элек-тровозов. Доцент В.В. Пупко по заказу Новочеркасского электровозо-строительного завода провел испытания полупроводниковых устройств на электровозах.
Под руководством Б.М. Якуба ученые кафедр в содружестве с «Ро-стовэнерго» и «Ростовэнергоремонтом» разработали научные рекоменда-ции по улучшению эксплуатационных свойств турбин и котлов для ГЭС Кавказская и Каменской ТЭЦ.
В 1960 г. энергетический факультет отметил свою 15-ю годовщину. За эти годы факультет стал одним из ведущих. На нем обучалось 553 сту-дента. К этому времени для народного хозяйства подготовлено 1055 высококвалифицированных специалистов. Многие выпускники стали крупными руководителями, ведущими учеными и специалистами.
С 1960 г. факультет начал подготовку специалистов по промышленной теплоэнергетике и электрическим машинам. С 1961 г. – по электрифи-кации железных дорог.
В 1961 г. кафедра «Электрические станции и сети» была разделена на две: «Электрические машины и аппараты» (зав. кафедрой В.А. Глебов) и «Электротехника и электроснабжение» (зав. кафедрой В.В. Пупко). В этом же году создается новая кафедра «Техника безопасности» (зав. ка-федрой Н.Г. Михайличенко) (в 1965 г. преобразована в «Охрану труда»).
В 1963 г. кафедра «Электротехника и электроснабжение» была реорганизована и образовались кафедры: «Электроснабжение электрических дорог» (зав. кафедрой Е.П. Фигурнов) и «Теоретические основы электро-техники и автоматики» (зав. кафедрой В.В. Пупко).
В 1965 г. создается новая кафедра «Автоматизация и электрифика-ция железнодорожных предприятий» (зав. кафедрой Г.М. Каялов).
С 1966 г. факультетом руководил В.Ф. Фурсенко.
Фурсенко Василий Федорович (1966-1969)
к-т техн. наук, профессор
70-е годы. Два факультета
В эти годы деканом энергетического факультета был избран Д.Л. Палецкий.
В состав энергетического факультета входили кафедры: «Тепловые станции и котельные установки», «Теоретические основы теплотехники», «Тепловые двигатели», «Электрические машины и аппараты», «Охрана труда», «Физика».
Самсонов Юрий Яковлевич (1969-1970 гг.)
к-т техн. наук, доцент, с 1970-1980 гг. руководил фак. ЭЖД
Палецкий Дмитрий Лукич (1970-1980 гг.)
к-т техн. наук, доцент
Бурный рост техники потребовал более четкой специализации инже-нерных кадров. В связи с этим в 1970 г. был организован новый факультет «Электрификация железных дорог» (ЭЖД). Факультетом ЭЖД руководил Ю.Я. Самсонов.
В состав факультета ЭЖД вошли кафедры: «Теоретические основы электротехники», «Электроснабжение электрических железных дорог», «Автоматизация и электрификация ж.д. предприятий» и вновь организо-ванная кафедра «Электроподвижной состав» (зав. кафедрой Т.А. Тиби-лов).
Надо сказать, что, как показала история, жизнь этих двух факульте-тов тесно связана. Их общие истоки, традиции и успехи неразделимы.
В это время, как никогда, был высок авторитет научно-педагогического состава и выпускников-энергетиков.
В эти годы факультет динамично развивался, продолжал расти его авторитет. Одновременно на двух родственных факультетах обучалось до 1000 студентов. Впервые дипломные проекты начинают выполняться с применением ЭВМ.
В 80-е годы энергетическим факультетом руководил Б.В. Ворожбитов, а ЭЖД – В.И. Федоров.
Ворожбитов Борис Васильевич (1980-1991 гг.)
к-т техн. наук, доцент;
Федоров Валерий Иванович (1980-1991 гг.)
к-т техн. наук, доцент, декан фак. ЭЖД
Между факультетами всегда было здоровое соперничество в науке, спорте, художественной самодеятельности.
Как признание научного авторитета факультета было открытие от-раслевой лаборатории при кафедре «Электроснабжение электрических железных дорог» (зав. кафедрой Е.П. Фигурнов) и ОНИЛ «Криогенная техника на ж.д.» (научный рук. Э.К. Сакаев). Наибольший объем НИР вы-полняли кафедры под руководством Е.П. Фигурнова. Неоднократно на ВДНХ СССР номинировались работы наших ученых.
МПС СССР определило РИИЖТ головным вузом по двум направлениям, реализуемым на факультете: электроподвижной состав (ремонт и со-здание новых электровозов и электропоездов) и электроснабжение (эксплуатация, обслуживание и создание АСУ).
В этот период большую роль в объединении науки с производством сыграл проректор по научной работе, зав. кафедрой «Электрические ма-шины и аппараты» А.Л. Курочка. Он являлся автором создания на пред-приятиях СКЖД, НЭВЗе, ВэлНИИ и РЭРЗе филиалов кафедр РИИЖТа.
1986 г. вошёл в историю как начало глобальных социально-экономических перемен в стране, ознаменовавших трудный для неё период. Менялась и система высшего образования. Наряду с углубленной фундаментальной подготовкой студентов, усилением материально-технической базы, решались также и задачи демократизации управления вузом и учебного процесса. Научно-педагогический состав факультета активно участвовал в этом процессе.
Сложный этап в жизни не только факультета, но и всей страны. В 1991 г. факультеты объединились. Это было второе рождение энергетического факультета.
В этот непростой период факультетом руководили М.Ю. Тупченко (1991-1996 гг.) и А.Л. Быкадоров (1996-2011 гг.).
В состав факультета входят пять кафедр: «Автоматизированные системы электроснабжения», «Теплоэнергетика на ж.д. транспорте», «Электрические машины и аппараты», «Теоретические основы электротехники», «Физика».
Тупченко Михаил Юрьевич (1991-1996 гг.)
к-т техн. наук, доцент
На тот момент потенциал факультета по-прежнему был высок. В учебном процессе принимали участие 74 преподавателя, из них 85 % имели ученые степени, 87 % ученые звания, среди них 5 академиков отраслевых академий, один заслуженный деятель науки и техники РСФСР, 12 докторов наук.
Быкадоров Александр Леонович (1996-2011 гг.)
д-р техн. наук, профессор
Студенты активно привлекались к научным разработкам кафедр, выполняли реальные дипломные проекты. Эта работа неоднократно отмечалась именными стипендиями Президента и Правительства России, призовыми местами на конкурсах различного уровня.
На факультете большое внимание уделялось духовно-нравственному и физическому воспитанию студенческой молодежи.
В настоящее время высококачественное обучение студентов обеспечивает современное оборудование учебных и научно-производственных комплексов, уникальные лаборатории по изучению систем электроснабжения, теоретических основ электотехники и теплотехники.
На факультете сохранены лучшие традиции, характерные для советской высшей школы.
Студенческий строительный отряд факультета в 2011 г. признан лучшим по производственным показателям на Олимпийских стройках г. Сочи, в 2014 г. награжден знаменем как лучший отряд на стройках РосАтома.
Что касается физического воспитания, то наши студенты являются чемпионами по баскетболу, волейболу, футболу, шахматам и являются базой сборных команд университета.
На должном уровне духовно-нравственное воспитание. Студенты стали номинантами различных творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад и традиционных межфакультетских фестивалей художественной самодеятельности и творчества.
На факультете проводятся научно-практические конференции, по результатам которых у студентов есть возможность публикации своих исследований и как результат их успехи на научных форумах различного уровня. Ряд обучающихся имеет патенты РФ.
Студенты факультета получают именные стипендии Президента и Правительства РФ, Президента ОАО «РЖД», Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, Стипендию Мира ОАО «Башнефть», Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ».
В рамках программ международного обмена преподаватели и студенты проходят стажировки в зарубежных вузах-партнерах Чешской Рес-публики, Словакии и Польши.
Ростовский Государственный
Университет Путей Сообщения
Rostov State Transport University
РИИЖТ
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), ранее Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ) — один из ВУЗов г. Ростова-на-Дону.
Содержание
История
Известные студенты
Факультеты
Филиалы
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «РИИЖТ» в других словарях:
РИИЖТ — Ростовский институт изучения женского тела образование и наука, фольклорн. РИИЖТ Ростовский на Дону институт инженеров железнодорожного транспорта г. Ростов на Дону, ж. д., образование и наука, транспорт Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… … Словарь сокращений и аббревиатур
РИИЖТ — Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта … Словарь сокращений русского языка
Ростовский троллейбус — Троллейбусная сис … Википедия
РГУПС — Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), ранее Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ) один из ВУЗов г. Ростова на Дону. Содержание 1 История 1.1 Известные студенты 2 Факультеты … Википедия
Ростовский институт инженеров путей сообщения — Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), ранее Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ) один из ВУЗов г. Ростова на Дону. Содержание 1 История 1.1 Известные студенты 2 Факультеты … Википедия
Русский рок — Направление: рок Истоки: барды, русская народная музыка, зарубежная рок музыка и рок н ролл Место и время возникновения: 1960 е, СССР Годы расцвета … Википедия
Шабельников, Юрий Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шабельников. Юрий Шабельников … Википедия
Пекин Роу-Роу — Основная информация … Википедия
Стефанович, Эрнест Александрович — Эрнест Александрович Стефанович Поэт и общественный деятель, член СП России Дата рождения: 26 марта 1933 Место рождения: Борисов, Беларусь Эрнест Александрович Стефанович, поэт и общественный деятель … Википедия
Ростовскому государственному университету путей сообщения РГУПС 85 лет (видео)
Ростовскому государственному университету путей сообщения РГУПС (до 1993 года Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта РИИЖТ) исполнилось 85 лет. Это крупный специализированных транспортных ВУЗ, а его выпускники — инженеры железнодорожники работают на всех железных дорогах России.
Видео об истории и текущей деятельности.
История университета |