результаты обучения история казахстана
история казахстана. ЕМН.ОГН. История Казахстана.Типовая учебная программа. Типовая учебная программа
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Результаты обучения | Критерии оценки |
1 | Цивилизация: особенности развития | Центральная Азия: исторические и географические аспекты понятия. История изучения традиционных цивилизаций Центральной Азии. Исторические и географические аспекты понятия «Центральная Азия». История термина. Факторы возникновения цивилизации Центральной Азии. Древние очаги центрально-азиатских цивилизаций. Особенности центрально-азиатских очагов цивилизации. Культурные очаги оседло-земледельческих цивилизаций. Истоки и особенности возникновения цивилизации Великой Степи (энеолит, эпоха бронзы). Историко-географическая характеристика понятия «Великая Степь». Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников. | 1.Использовать понятие «Центральная Азия» для характеристики историко-географических особенностей региона. | 1.Объясняет географическое отличие Центральной Азии; 2.Характеризует особенности исторического развития Центральной Азии; 3. называет факторы возникновения цивилизации Центральной Азии. |
2.Анализировать взгляды ученых о роли Центральной Азии в мировой цивилизации. | 1. Называет ученых исследовавших историю стран Центральной Азии; 2.Определяет общее и отличия во взглядах ученых о роли Центральной Азии в мировой цивилизации. | |||
3.Характеризовать особенности древних центрально-азиатских очагов цивилизаций. | 1.Называет древние центрально-азиатские очаги культуры и места их локализации; 2.Анализирует факторы, которые повлияли на формирование особых черт развития древних центральноазиатских цивилизаций. | |||
4.Анализировать истоки и особенности возникновения цивилизации Великой Степи. | 1.Определяет на карте историко-географический регион «Великая Степь»; 2.Объясняет сущность понятия «Великая Степь» на основе анализа исторических источников; 3.анализирует преемственность и взаимовлияние древних культур Великой Степи. | |||
5.Характеризовать особенности древних археологических культур на территории Казахстана. | 1.Анализирует характерные особенности цивилизации Великой Степи по периодам (энеолит, эпоха бронзы); 2. оценивает влияние цивилизации ранних кочевников на ход мировых исторических процессов, анализируя различные точки зрения. | |||
5.Анализировать достижения материальной и духовной культуры народов Центральной Азии, обобщая их вклад в общечеловеческий прогресс. | 1.Характеризует взаимодействие оседлого и кочевого населения в системе торгово-экономических отношений; 2.Раскрывает роль достижений материальной и духовной культуры народов Центральной Азии в развитии мирового прогресса. | |||
2. | Этнические и социальные процессы | Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана. Понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос». Формирование казахского этноса как результат многовекового этнического процесса. Культурно-генетический код как основа нации. Историческая обусловленность формирования родоплеменной структуры казахов. Эволюция родоплеменной организации казахов. Функциональное значение принципа родства и родовой структуры. Понятия «устная историология», «шежіре», «ру», «тайпа», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел». Консолидирующая роль родоплеменной организации казахов. Особенности социальной стратификации традиционного казахского общества. Понятия «ақсүйек», «қарасүйек», «хан», «сұлтан», «би», «батыр». Функции социальных институтов в традиционном обществе казахов. | 1.Определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов. | 1.Использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана; 2. Анализирует этапы этногенеза на территории Казахстана устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья; 3.Выявляет преемственность этнических процессов. |
2.Анализировать формирование родоплеменной организации казахов на основе анализа исторических периодов. | 1.Использует понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов; 2.Характеризует этносоциальную структуру традиционного казахского общества; родоплеменной организации казахов; | |||
3.Раскрыть функциональную роль социальных институтов традиционного казахского общества. | 1.Использует понятия «ақсүйек», «қарасүйек», «хан», «сұлтан», «би», «батыр» для выявления характерных особенностей социальной стратификации казахов; 2.Объясняет функции социальных институтов традиционного казахского общества. | |||
3. | Из истории государства, войн и революций | Политическая организация ранних государств на территории Казахстана. Понятия «государство», «власть», «политическая организация». Три типа кочевых государств. Первая кочевая империя. Тюркская империя – классический образец государственности кочевников. Преемники Тюркской империи. Становление и развитие Великого Тюркского каганата. Преемники Тюркской империи. Преемственность форм государственного устройства. Геополитическая активность тюркских государств раннего и развитого средневековья. Роль Тюркской империи в формировании и развитии тюркского мира. Империя Чингисхана и ее наследники. Роль Чингисхана в мировой истории. Развитие улусной системы на территории Казахстана. Геополитическая активность государств XIII-XV веков и их влияние на ход исторических процессов в Евразии. Ак Орда – основа Казахского ханства. Историческая преемственность Ак Орды и Казахского ханства. Образование Казахского ханства – закономерный результат исторических процессов на территории Казахстана. Роль казахских ханов в создании и укреплении Казахского государства. Казахское ханство: политические институты государства. Политические институты Казахского ханства. Преемственность форм государственного устройства. Роль предков в защите и сохранении благодатной земли. Борьба казахского народа за восстановление государственного суверенитета. Утрата государственного суверенитета. Национально-освободительная борьба казахского народа за восстановление государственного суверенитета. Восстановление государственного суверенитета в форме Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий. Советская форма казахской государственности. Понятия «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство». Достижения и противоречия общественно-политического развития Казахстана в советский период. Возрождение национальной государственности. Роль Первого Президента Н.А.Назарбаева в возрождении национальной государственности. Восстановление государственной независимости Казахстана – закономерный результат исторического процесса. Государственные стратегии и программы развития Республики Казахстан. | 1.Анализировать исторические этапы формирования ранних государств на территории Казахстана. | 1.Использует понятия «государство», «власть», «политическая организация» для определения признаков государственности ранних кочевников Казахстана; 2.Определяет хронологию исторических этапов развития государственности на территории Казахстана; 3.На основе сравнительной характеристики выделяет особенности политического устройства ранних государств на территории Казахстана. |
2.Исследовать процесс развития тюркских государств на основе изучения источников. | 1.Называет источники, раскрывающие процесс развития тюркских государств; 2.Анализирует геополитическую активность тюркских государств раннего и развитого средневековья; 3.Оценивает роль Тюркской империи в формировании и развитии тюркского мира. | |||
3.Характеризовать геополитическую активность государств XIII-XV веков, выявляя степень их влияния на ход исторических процессов в Евразии. | 1.Определяет роль Чингисхана в мировой истории; 2. Анализирует процесс развития улусной системы на территории Казахстана, выявляя преемственность форм государственного устройства; 3.Определяет степень влияния государств XIII-XV веков на ход исторических процессов в Евразии. | |||
4.Обосновывать образование Казахского ханства как закономерный результат исторических процессов на территории Казахстана. | 1.Определяет и анализирует факты исторической преемственности Ак Орды и Казахского ханства; 2.На основе исторических источников доказывает образование Казахского ханства как закономерный результат исторических процессов на территории Казахстана 3. Оценивает роль казахских ханов в создании и укреплении государства. | |||
5.Исследовать особенности политических институтов Казахского ханства, выявляя преемственность форм государственного устройства. | 1.Называет и характеризует особенности политических институтов Казахского ханства; 2. На основе сравнений политических институтов Казахского ханства и предыдущих кочевых государств доказывает преемственность форм государственного устройства кочевых цивилизаций Евразии; | |||
6.Исследовать борьбу казахского народа за восстановление государственного суверенитета. | 1.Устанавливает причинно- следственные связи утраты государственного суверенитета 2.Характеризует этапы национально-освободительной борьбы казахского народа; 3. Анализирует историю восстановления государственного суверенитета в форме Алашской и Туркестанской автономий; 4.Определяет влияние общественно-политической мысли начала ХХ века на развитие национально-освободительного движения в Казахстане; 4.Оценивает роль исторических личностей в борьбе за восстановление государственного суверенитета; 5. Оценивает значение борьбы казахского народа за восстановление государственного суверенитета. | |||
7. Анализировать достижения и противоречия общественно-политического развития Казахстана в советский период.. | 1. Использует понятия «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство» для объяснения советской формы казахской государственности; 2.Выявляет достижения и противоречия в период советской формы казахской государственности; 3.Определяет причины противоречий.общественно-политического развития Казахстана в советский период. | |||
8.Исследовать содержание государственных стратегий и программ, прогнозируя перспективы развития Республики Казахстан. | 1.Анализирует деятельность и вклад Первого Президента Н.А. Назарбаева в возрождении национальной государственности; 2.Объясняет содержание государственных стратегий и программ; 3.Оценивает перспективы развития Республики Казахстан | |||
4. | Развитие культуры | Материальная культура и прикладное искусство казахского народа. Понятия «культура», «степная цивилизация», «материальная культура», «духовная культура», «прикладное искусство», «культурное наследие». Эволюция и преемственность историко-этнографических процессов на территории Казахстана. Традиционное мировоззрение казахов. Понятия «обряд», «ритуал», «обычаи», «традиции», «менталитет». Духовные и нравственные ценности казахского народа: обычаи и традиции. Патриотизм как особое отношение к родной земле, культуре и традициям. | 1.Анализировать важнейшие достижения материальной культуры казахского народа. | 1.Описывает достижения материальной культуры казахского народа; 2.Раскрывает значение культурного наследия казахов для сохранения национальной идентичности; 3.Обосновывает преемственность историко-этнографических процессов на территории Казахстана; |
2.Объяснять духовные и нравственные ценности казахского народа на основе исследований обычаев и традиций.. | 1. Использует понятия «обряд», «ритуал», «обычаи», «традиции», «менталитет» для выявления особенностей традиционного мировоззрения казахского народа; 2.Описывает смысловое значение ценностей содержащихся в обычаях и традициях казахского народа; | |||
3.Характеризовать известные памятники истории и культуры степной цивилизации, важнейшие достижения казахской литературы, отражающие духовно-нравственные ценности народа; | 1.Классифицирует памятники истории и культуры, учитывая их типологические особенности; 2. Определяет значение устного народного творчества в культурном наследии казахского народа; 3.Выделяет важнейшие достижения казахской литературы и музыкальной культуры; 4.Определяет истоки и особенности традиционной музыкальной культуры на основе фольклора и трудов исследователей; | |||
4.Анализировать достижения и противоречия, обобщая особенности развития культуры советского периода. | 1.Определяет новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период; 2. Выявляет достижения и противоречия в период советской в области культуры Казахстана в советский период; 3.Определяет причины противоречий и характеризует последствия изменений; | |||
5.Характеризовать новые направления и жанры в области культуры Республики Казахстан. | 1.Выделяет особенности новых направлений и жанров в области культуры Республики Казахстан; 2.Раскрывает значимость процесса интеграции в международное культурное пространство | |||
5. | Цивилизация: особенности экономического развития | Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана. Промыслы и ремесла. Кочевое скотоводство и земледелие на территории Казахстана. Влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения населения Казахстана. Понятия «система жизнеобеспечения», «система расселения», «экосистема». Классификация традиционной хозяйственной деятельности. Промыслы и ремесла в традиционной системе жизнеобеспечения казахского народа. Этнографическое изучение ремесел и промыслов казахов. Развитие экономики Казахстана в ХХ веке. Понятия «экономическая система», «традиционная (аграрная) экономика», «плановая (социалистическая) экономика». Факторы, определившие направления экономического развития Казахстана в ХХ веке. | 1. Определять особенности кочевого скотоводства и земледелия. | 1.Определяет влияние географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения населения Казахстана в разные исторические периоды 2. Используя понятия «система жизнеобеспечения», «система расселения», «экосистема» объясняет особенности кочевого скотоводства и земледелия; 3. Классифицирует традиционную хозяйственную деятельность; |
2.Характеризовать развитие ремесла и промыслов у казахов на основе этнографических материалов. | 1. Описывает виды традиционного ремесла и промыслов; 2.Анализирует развитие ремесла и промыслов у казахов на основе этнографических материалов; | |||
3.Анализировать роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов Казахстана. | 1.Определяет направления и трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана, используя карту; 2.Оценивает роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов Казахстана; 3.Раскрывает причины упадка Великого Шелкового пути; | |||
4.Характеризовать взаимодействие оседлого и кочевого населения. | 1.Раскрывает пути и формы взаимодействия оседлого и кочевого населения в системе торгово-экономических отношений; 2.Анализирует культурное взаимовлияние оседлого и кочевого населения на основе источников; | |||
5.Анализировать факторы, определившие направления социально-экономического развития Казахстана в ХХ веке | 1. Использует понятия «экономическая система», «традиционная (аграрная) экономика», «плановая (социалистическая) экономика» для анализа особенностей экономического развития Казахстана; 2.Выделяет положительные и отрицательные факторы, определившие направления социально-экономического развития Казахстана в ХХ веке. | |||
6.Анализировать этапы развития экономики Республики Казахстан, выявляя их особенности.. | 1.Характеризует основные этапы и особенности развития экономики Республики Казахстан на современном этапе; 2. Определяет причины изменения этнического состава населения на территории Казахстана; 3.Анализирует этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана. | |||
2. Характеризовать особенности культурного взаимовлияния этносов Казахстана в советский период.. | 1.Использует понятия «депортация», «спецпереселенцы», «полиэтническое общество», «национальная политика», «интернационализм», «толерантность» для объяснения процесса формирования полиэтнического общества Казахстана; 2.Объясняет особенности культурного взаимовлияния этносов Казахстана в советский период | |||
3.Оценивать казахстанскую модель межэтнического, межконфессионального согласия. | 1. Использует понятия «миграция», «эмиграция», «иммиграция», «репатриант», «диаспора», «ирридента» для определения особенностей миграционной политики; 2. Анализирует основные направления и приоритеты миграционной политики на основе казахстанских законодательных актов и программ; 3. Оценивает роль Ассамблеи народа Казахстана в укреплении национального единства и казахстанской идентичности. | |||
7. | Развитие общественно-политической мысли | Истоки и развитие общественно-политической мысли. Общественно-политическая мысль древнего и средневекового Казахстана. Движение «Алаш» и политические взгляды казахских революционеров-демократов. Историческая основа общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Общенациональные ценности казахстанского общества. Значимость консолидирующих ценностей идеи «Мәңгілік Ел». Политика государства в области идеологии («Патриотический акт – Мәңгілік Ел», «Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства»). | 1.Анализировать общественно-политические идеи исторических личностей древнего и средневекового Казахстана. | 1. Определяет основные идеи мыслителей древнего и средневекового Казахстана; 2.Находит общее и отличия в общественно-политических взглядах исторических личностей древнего и средневекового Казахстана; 3.Оценивает значение правовых уложений Казахского ханства. |
2.Оценивать вклад исторических деятелей в развитие общественно-политической мысли Казахстана; | 1.Определяет основные идеи в творчестве представителей «Зарзаман», отражающие историческую судьбу казахской национальной государственности; 2.Раскрывает общественно-политические взгляды казахских просветителей XIX века; | |||
3.Определять исторические основы национальной идеи «Алаш». | 1.Раскрывает суть национальной идеи «Алаш»; 2.Характеризует общественно-политические взгляды национальной интеллигенции о путях развития казахской государственности; 3. Оценивает вклад исторических деятелей в развитие общественно-политической мысли Казахстана 4.Определять значимость консолидирующих ценностей идеи «Мәңгілік Ел». | 1.Исследовать вклад ученых средневекового Казахстана в развитие научных знаний. 2.Характеризует образовательные учреждения, исходя из специфики их деятельности. | ||
3. Анализировать реформы советской системы образования и развитие науки в Казахстане. | 1.Объясняет основные этапы развития советской системы образования и науки в Казахстане; 2.Характеризует достижения и противоречия советской системы образования и науки в Казахстане; 3.Определяет роль АН Казахской ССР в развитии науки Казахстана; 4.Оценивает вклад выдающихся ученых Казахстана в развитие науки в советский период. | |||
4.Анализировать проблемы и перспективы развития образования и науки Республики Казахстан в контексте интеграции в мировое образовательное и научное пространство. | 1. Объясняет предпосылки и значение модернизации системы образования и науки на основе изучения стратегий и программ Республики Казахстан 2.Оценивает значение создания инновационных организаций образования и науки для интеграции в мировое образовательное и научное пространство.
|