результат первого крестового похода

Крестовые походы в 8 пунктах

Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве возна­граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото­рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате­лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф­ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро­левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри­ки были отправ­лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто­носцев испытывали постоян­ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон­чился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса­лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан­ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво­вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три­поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз­никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно­стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие­ры при­няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Исто­рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол­жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон­ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари­ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший­ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну­лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен­ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про­визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим­ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид­ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру­гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Да, хотя их количество сложно под­считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре­мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж­чин приходилось 42 женщины. Неко­торые женщины участвовали в Кре­стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно­сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа­сти душу, помолиться у Гроба Господ­ня, посмо­треть на мир, забыть о до­машних неурядицах, а также просла­виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни­цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто­носцы старались соблюдать целомуд­рие: внебрачные связи карались, а про­ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го­ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан­тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя­щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре­зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме­шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро­лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз­ре­шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона­шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь­ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи­тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто­носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като­лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо­дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре­стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару­ше­ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид­рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза­мом. Но ко­гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру­салим. У му­сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска­лы» и ме­четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе­ления которой была арабоговорящей, говорил сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз­вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу­ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

Источник

Одиссея пяти армий

результат первого крестового похода. Смотреть фото результат первого крестового похода. Смотреть картинку результат первого крестового похода. Картинка про результат первого крестового похода. Фото результат первого крестового похода

После мрачных времён крушения Каролингской империи, буйства викингов и кровавых рейдов венгерской конницы, к XI веку Западная Европа перешла в стадию феодальной консолидации и «большого подъёма». Увеличение площади плодородных земель за счёт вырубки глухих лесов и осушения многочисленных болот, появление новых деревень, городов, рынков и церковных приходов являлись главной чертой эпохи. Процесс внутренней колонизации сопровождался значительным ростом населения — с 30 до 40 млн за XI столетие. Польша, Венгрия, Скандинавия были христианизированы и вовлечены в единый с Западной Европой процесс развития. Действенные системы правосудия, интенсификация экономических связей и усиление престижа церкви создали совокупность взаимозависимостей, позволившую латинскому христианскому миру сосредоточить огромные силы — в виде богатства и людских ресурсов — для реализации общего дела. Таким общим делом стал вооружённый путь покаяния к Гробу Господню — одно из самых удивительных явлений европейской и мировой истории.

Возникновение явления связано с синтезом трёх различных течений западной религиозной жизни — папским авторитетом, паломничествами и «священной войной». Именно соединение воедино всех факторов и послужило спусковым крючком к возникновению того, что позднее историки назовут крестовыми походами. Паломничества к святым местам берут начало с III века (ещё до официального принятия христианства в Римской империи), а к XI веку на Западе они стали достаточно распространены и даже вошли в моду.

Клермонская речь папы и формирование крестоносных армий

Папа Урбан II, возможно, и не догадывался, старт какому предприятию он дал. Защита паломничества в Иерусалим и военная помощь Византии от «нечестивых турок», вероятно, с целью последующего подчинения православной церкви Риму — вот каковы были его задачи. Речь Урбана в Клермоне 27 ноября 1095 года, ставшая апофеозом многомесячной подготовительной работы, превзошла самые смелые ожидания. Латинскую Европу охватил настоящий психоз. Энтузиазм приобрёл такие масштабы, что папе приходилось убеждать людей, неспособных к ратному делу, не поднимать крест, а испанских рыцарей обратить внимание на сарацин у собственных границ. Зима 1095–1096 гг. явила миру таких «народных демагогов» как Пётр Пустынник. Его проповеди о мести неверным, близком рае, манне небесной и отпущении грехов разбередили и разожгли души многим простым смертным. Уже в январе 1096 года стали собираться обширные возбуждённые толпы принявших крест простолюдинов.

Индульгенция для принявших крест стала для толп должников, уголовников и бродяг главным мотивом влиться в ряды новой бедняцкой силы, образующейся в надежде на светлую долю вокруг «народных демагогов». Больше всего эта армия оборванцев, плохо вооружённая и малоуправляемая, запомнилась необузданными грабежами и еврейскими погромами в прирейнских городах, умертвив за это время до 4000 иудеев. Главными вождями народной армии, в реальности разделённой на несколько групп, были Пётр Пустынник, священник Готшальк, рыцари Вальтер Неимущий, Вильгельм Плотник и Эмихо Лейзингенский. Общая численность народной армии доходила до 40 000 человек, в том числе около 700 рыцарей.

Главные силы крестоносцев начали формироваться в течение весны и лета 1096 года, когда народные армии уже двинулись на восток. Гораздо лучше вооружённые и обеспеченные, с костяком из опытных рыцарей, возглавляемые могущественными баронами Запада, крестоносные силы составились из четырёх контингентов (армий), условно называемых историками северофранцузской, лотарингской, провансальской и итало-норманнской.

В первой из армий начальствовала группа из четырёх знатнейших феодалов Франции: сына английского короля Вильгельма Завоевателя герцога Нормандского Роберта Куртгёза, брата французского короля Филиппа I и внука Ярослава Мудрого Гуго Великого, графа Вермандуа, графа Фландрского Роберта II и графа Блуасского Стефана II, отца английского короля того же имени. Знатность вождей не соответствовала их талантам, и если два Роберта компенсировали это рыцарской отвагой, то Гуго и Стефан проявили малодушие во время тяжелейших испытаний под Антиохией в 1098 году и дезертировали. Основу северофранцузской армии составляли французы, нормандцы и фламандцы, общая численность доходила до 15 000 человек, в том числе около 1500 рыцарей.

Лотарингская армия состояла, в основном, из валлонов, фризов и немцев. Во главе её стояли три родных брата — Евстахий, Готфрид и Балдуин Бульонские, из которых выделялся средний, гордый и решительный, бывший очень популярным среди крестоносцев и ставший образцовым рыцарем средневековых баллад. Общая численность лотарингской армии доходила до 15 000 человек, в том числе около 1500 рыцарей.

результат первого крестового похода. Смотреть фото результат первого крестового похода. Смотреть картинку результат первого крестового похода. Картинка про результат первого крестового похода. Фото результат первого крестового похода

Провансальская армия, состоявшая из провансальцев и ломбардцев, ведомая старым воякой графом Раймундом Тулузским, была самой многочисленной и первоначально рассматривалась римским папой как главный экспедиционный корпус намечающегося предприятия. Именно к ней был «прикреплён» папский легат Адемар Монтейльский, епископ Пюи, назначенный Урбаном II официальным главнокомандующим крестового похода. Но размах похода опрокинул расчёты римского престола, и армия Раймунда составляла едва треть от общего числа воинов. Её численность доходила до 20 000 человек, в том числе 2000 рыцарей.

Наконец, самой малочисленной (до 10 000 человек, в том числе 1000 рыцарей), но при этом самой боеспособной, была итало-норманнская армия Боэмунда Тарентского, сына грозного Роберта Гвискара, бывшего, как и его отец, выдающимся полководцем своего времени.

Численность и вооружение

Численность крестоносных армий была объектом жарких дискуссий. Отказавшись от бесконечных сотен тысяч, являющихся порождением народных фантазий, сознательной дезинформации и обычного бахвальства, учёные, опираясь на достижения демографии, военной логистики и экономической истории, пришли к выводу, что численность крестоносных сил не могла превышать 150 000 человек, включая обоз, женщин и стариков. Современные оценки вооружённой силы крестоносных армий без учёта «народной армии» колеблются в диапазоне от 50 000 до 100 000 человек. Тем не менее, со времён падения Римской империи Европа не выставляла армий такой численности и мощи!

Главной ударной силой крестоносцев была тяжеловооружённая конница, — рыцари и их оруженосцы, — составлявшая примерно 10–15% войска, или от 7000 до 12 000 тяжеловооружённых всадников. Возвышение сословия рыцарей относится к началу XI века, когда Европа покрылась замками. К началу крестовых походов количество рыцарей достигло пика — возможно, до 60 000 или 80 000 человек во всей латинской Европе. С конца XII и, особенно, с середины XIII вв. количество рыцарей в связи со значительным ростом стоимости экипировки быстро стало уменьшаться, но остающиеся приобретали всё больше влияния, богатства и славы.

Пехотные части, составлявшие до 85–90% армии крестоносцев, были особо полезны как вспомогательная военная и рабочая сила в полевых сражениях и при осадах крепостей. Вооружены они были, большей частью, копьями и луками. Новинкой Первого крестового похода, о которой с удивлением упоминает византийская принцесса Анна Комнина, было применение крестоносцами отрядов арбалетчиков.

Планы Запада и планы Византии

Главной целью похода для крестоносцев являлось освобождение от неверных Гроба Господня, для чего было решено собрать все силы воедино в районе Константинополя к пасхе 1097 года, а затем при помощи флота византийского императора Алексея Комнина переправиться в Малую Азию, двинуться вперёд и разбить любого неприятеля.

Планы Византии отличались от вышеизложенных. Потерпев в 1071 году в битве при Манцикерте сокрушительное поражение от сельджуков, стоившее разгрома полевой армии, развала обороны и, в итоге, политического коллапса и потери большей части Малой Азии, Византия переживала тяжелейшие времена. Были утрачены территории с населением до 6 млн человек, откуда преимущественно рекрутировалась солдаты.

Натиск сельджуков с востока дополнился натиском печенегов с севера и нормандцев с запада. Император Алексей Комнин, опираясь на новую наёмную армию и ловко используя дипломатию и помощь Венеции, сумел оттащить страну от края пропасти. Крестоносцев он рассматривал как силу, способствующую возврату потерянных территорий на Востоке. Он требовал вассальной присяги от крестоносцев и передачи ему всех бывших византийских владений, которые смогут захватить франки. Присягу принесли все, кроме Раймунда Тулузского, что не помешало (или, наоборот, помогло) крестоносцам в дальнейшем, ссылаясь на разные причины, считать эту присягу недействительной.

Армии крестоносцев двигались к Константинополю разными путями и пришли туда с большим разбросом по времени между июлем 1096 и маем 1097 гг.

Политика и армии Востока

Малая Азия, Большая Сирия (Сирия, Северный Ирак, Ливан, Палестина) и косвенно Египет были теми регионами, где развернулись кровавые события Первого крестового похода. Пятилетие перед появлением франков стало для региона временем катастроф, дезинтеграции и анархии. Два центра силы — Сельджукский султанат и Фатимидский халифат — были серьёзно ослаблены чередой естественных смертей и политических убийств на самом высоком уровне.

В 1092 году ассасинами был зарезан знаменитый визирь Сельджуков Низам ал-Мульк, следом умер могущественный сельджукский султан Малик-шах. В 1094 году после 58 лет правления скончался фатимидский халиф Египта ал-Мустансир, в том же году не стало его выдающегося визиря Бадра ал-Джамили и багдадского халифа ал-Муктади. «Это время зовётся годом смерти халифов и полководцев», — писал арабский хронист. Борьба претендентов захлестнула Восток. Самостоятельные эмиры и атабеки, засевшие в Антиохии, Алеппо, Мосуле, Дамаске, Хомсе и т.д. сражались за наследие сельджуков, а заодно против религиозных сект, этнических меньшинств и друг друга. Лучшего времени для крестоносцев нельзя было найти.

Основу армий Востока в конце XI века составляли конные тюркские лучники. Вооружённые сложносоставным луком и саблей, мобильные этнически спаянные отряды являли собой серьёзную боевую силу. Сирийские правители держали при себе регулярные дружины (аскары) численностью от 500 до 5000 человек, а всего в Сирии насчитывалось до 15 000 или 20 000 профессиональных воинов. Кроме того существовали племенные войска кочевых туркменов и арабское ополчение. Суммарно военный потенциал Сирии можно оценить в 100 000 воинов. Малоазиатский Румский султанат не уступал Сирии по потенциалу, а его полевая армия могла доходить до 30 000 или 40 000 человек. Силы Египта были вдвое больше.

Война в Малой Азии 1096–1097 гг.

Легко разгромленная под столицей сельджуков Никеей в октябре 1096 года народная армия оставила у турок ложное впечатление об истинной силе крестоносцев. Поэтому, когда главные силы объединённой армии численностью до 70 000 человек, включая остатки отрядов простолюдинов, в начале мая 1097 года появились под Никеей, сельджукский султан Кылыч-Арслан воевал против анатолийского эмира Малик-Гази Данишменда за город Митилену. Только грозные слухи о величине и силе армии христиан заставили его срочно заключить мир и двинуться на выручку своей столице.

Никея была сильно укреплена как природой, так и крепостными стенами длиной около 7 км по периметру, и казалась неприступной. Но, разбив 21 мая армию Кылыч-Арслана, обрушив с помощью минёров угловую башню и заблокировав снабжение через Асканийское озеро, крестоносцы вынудили осаждённых 19 июня выкинуть белый флаг всего через полтора месяца после начала осады. Энтузиазм переполнял европейскую армию. «Через пять недель мы будем в Иерусалиме, если только не задержимся перед Антиохией», — писал граф Блуасский жене. Никея, согласно договору, была передана византийскому императору. Отсутствие добычи у победителей Алексей Комнин обещал компенсировать выплатами из своей казны.

27 июня двумя колоннами крестоносцы двинулись через Малую Азию по направлению к Сирии. На пятый день пути, утром 1 июля, лагерь Боэмунда у Дорилея был внезапно атакован главными силами Кылыч-Арслана численностью до 25 000 воинов. В тяжелейшем положении рыцари смогли организовать оборону, дать знать о происшедшем другой колонне и в жестокой схватке дождаться подмоги. Подошедшие Готфрид Бульонский и Адемар Монтейльский ударили с фронта и тыла.

К вечеру турки были разгромлены, отброшены и в дальнейшем не могли серьёзно угрожать движению крестоносцев вооружённой рукой, перейдя к тактике выжженной земли. Переход через фригийские полупустыни в летний зной вкупе с диверсиями турок заставил христианскую армию страдать, привёл к падежу лошадей, но не смог остановить её движения. 15 августа крестоносцы достигли Икония. Попытка местных эмиров Хасана и Малик-Гази Данишменда ещё раз померяться силой с крестоносцами была в сентябре пресечена Боэмундом под Гераклеей. Путь в Сирию был открыт.

Битва за Антиохию

Основные силы крестоносцев в октябре 1097 года подошли к главной твердыне Сирии — мощной крепости Антиохия. Её оборонял один из лучших турецких военачальников Яги-Сиян с отрядом численностью около 5000 воинов при таком же количестве городского ополчения. Осада Антиохии длилась более полугода и отличалась крайним ожесточением с обеих сторон. Во время осады крестоносцы шаг за шагом блокировали подходы к городу, но затянувшееся противостояние привело к кризису снабжения и у них самих.

Зимой франки пережили тяжёлые времена: войско захлестнули болезни и голод. Армия таяла, уныние и дезертирство росло даже среди знатных рыцарей. Бежали на Кипр, в Эдессу, в Европу. Осаждённым было не легче. Две деблокадные армии из Дамаска и Алеппо были последовательно разбиты крестоносцами 31 декабря 1097 и 8 февраля 1098 гг. — слава победителя досталась Боэмунду. Зимой крестоносцы овладели морскими портами Сен-Симеон и Латакия, куда вошли пизанские и генуэзские корабли с провиантом, стройматериалами и подкреплением.

Иерусалим. Поход

Удивительно, но антиохийская победа парализовала действия не только сирийских эмиров, но и крестоносной армии. Месяцами Раймунд и Боэмунд спорили о статусе Антиохии. О передаче её Византии, как было первоначально оговорено, после того, как Алексей Комнин в тяжелейший момент не пришёл на помощь крестоносцам, не могло быть и речи. В ноябре решением совета вождей Антиохию передали Боэмунду. Осень и зиму крестоносцы посвятили захвату небольших окрестных сирийских городов и пережиданию вспыхнувшей в Антиохии эпидемии чумы. Только угроза прямого бунта в провансальском войске, когда рядовые воины потребовали начать «паломничество» к Иерусалиму и не останавливаться для захвата других территорий, заставила Раймунда Тулузского и других вождей (Готфрида Бульонского, Роберта Нормандского и Танкреда) согласиться на поход к священному городу.

В январе 1099 года армия крестоносцев общей численностью 20 000 воинов, разделившись на две колонны, «не останавливаясь» двинулась к Иерусалиму. Первую колонну вели Раймунд Тулузский, Роберт Нормандский и Танкред, вторую — Готфрид Бульонский и Роберт Фландрский. Крестоносцы задержалась на два с половиной месяца под триполийской крепостью Арой. Только письмо византийского императора о том, что он готов присоединиться к походу на Иерусалим, заставило крестоносцев продолжить путь — они посчитали, что помощь византийцев им не нужна и даже вредна. 19 мая 1099 года франки пересекли границу Фатимидского халифата у Бейрута, 20 мая прошли мимо Сидона, 23 мая — мимо Тира, 24 мая — мимо Акры, а 30 мая повернули вглубь Палестины к Святому Граду. Во вторник 7 июня 1099 года крестоносцы численностью около 13 000 человек, из них 1300 рыцарей, достигли Иерусалима и начали осаду.

С военной точки зрения Иерусалим был хорошо защищённой крепостью. Город располагался на возвышенном плато, его окружали мощные крепостные стены длиной в 4 километра. С юга стены стояли над крутым оврагом Геенна, с востока над долиной ручья Кедрон. Доступный подход к городу был открыт только с севера. К тому времени в Иерусалиме находилось до 20 000 жителей и гарнизон численностью 3000 человек под командованием Ифтикар ад-Даулы. Ожидался подход главной египетской армии во главе с визирём аль-Афдалем, что придавало осаждённым сил.

Штурм 13 июня закончился неудачей, несмотря на то, что передовые отряды смогли забраться на стены — дело решили нехватка лестниц и, как следствие, нехватка подкреплений на стенах. Крестоносцы приступили к планомерной осаде.

Прибытие шести кораблей с хлебом, вином и стройматериалами, экспедиция в леса Самарии, обнаружение балок и досок, припрятанных с прошлой осады 1098 года, когда египтяне, воспользовавшись событиями под Антиохией, захватили Иерусалим у дамасского эмира, позволили крестоносцам в ближайшие четыре недели возвести три осадные башни и 14 больших камнемётов.

В начале июля слухи о приходе египетской армии подтвердились — она ожидалась через две-три недели. Штурм в ближайшее время становился неизбежным. Не дожидаясь достройки третьей башни, в четверг 14 июля 1099 года крестоносцы начали общий приступ. К вечеру башня Раймунда была придвинута к стене, но крестоносцам не удалось пробиться в город. 15 июля к стене была придвинута башня Готфрида. Со второй попытки лотарингцы пробили брешь в обороне и ворвались в город.

Честь первого взошедшего на стены досталась рыцарю Летольду из Турне. Следом за Готфридом в город ворвались нормандцы Танкреда. Были открыты ворота Св. Стефана, и основная часть армии вошла в Иерусалим. Бившийся против Раймунда на южной стене комендант крепости, увидев происходящее, сдался и открыл Яффские ворота. Провансальцы присоединились к остальным крестоносцам. До ночи продолжалось яростное сопротивление в районе мечети аль-Акса (храма Соломона). Всего победителями было перебито до 10 000 мусульман и евреев, вместе защищавших город от крестоносцев.

Итоги

Первый крестовый поход завершился поразительным триумфом католического Запада. Пройдя за два года 2000 км по вражеской территории, разбив в полевых сражениях лучшие силы малоазийских сельджуков, сирийских атабеков и фатимидского Египта, основав три государства, крестоносцы доказали превосходство своей военной системы. Несмотря на склоки вождей и тяжелейшие невзгоды, крестоносцы достигли своей цели. Боэмунд и Готфрид были не совершенны, но они совершили великое дело, потому что, наперекор всему, верили в него. Конечно, разобщённость Востока сыграла свою немалую роль, но её не хватило бы для победы, если бы не моральный дух, проявленный крестоносцами.

Крестовый поход кардинально изменил политический ландшафт Ближнего Востока. Главную выгоду от него получили папский престол, укрепивший авторитет и влияние, Византийская империя, вернувшая значительные территории, итальянские торговые республики, получившие прямой выход на рынки Леванта, и несколько удачливых феодалов, закрепившихся на Востоке. Большинство же крестоносцев, кроме славы, ничего не приобрели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *