резьба по дереву в казахстане история

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ И КОСТИ У КАЗАХОВ

В северных районах для резьбы по дереву использовали лиственные породы, особенно красную березу с красивой текстурой, черную и красную ольху, клен, орех, ясень, дуб. Дерево этих пород легко режется и окрашивается, хорошо поддается обработке.

В Семиречье лари, сундуки, подставки, шкатулки и многие другие вещи делались из яблони, ореха и облепихи. Музыкальные инструменты, например, кобыз, делали из ивы. Ножки для столов, некоторые детали каркаса юрты вырезали из сосны, осины и тополя.

Плотников, делавших двухколесные арбы и повозки, называли арбаши. Повозки и арбы производились преимущественно в северных и северовосточных районах Казахстана. Этому способствовало наличие лесного материала в этом регионе.

Согласно народному преданию, самые прославленные мастера резьбы по дереву происходили из племен кереев, аргынов, кипчаков, алимов, жагайбайлы и конгратов.

Изделия изготавливались не только для собственных нужд, но и на продажу.

Казахские умельцы резьбы по дереву владели контурной, трехгранно-выемчатой и плоско-рельефной резьбой. Противопоставление фона и рельефного узора характерно не только для плоско-рельефной резьбы, но и для ажурной. В резных изделиях орнаментальные узоры подчеркивались игрой светотени.

Орнаментальные узоры резьбы всегда гармонично связаны с формой изделия.

С резьбой по дереву сочетается инкрустация фигурными пластинами из кости.

Из кости вырезали пластинки в виде кружков, треугольников, четырехугольников итд.

Из них на декоративной стороне кроватей, шкафов, сундуков, створок дверей юрты составлялись различные геометрические фигуры, круглыми пластинами окаймлялись края изделий. Хорошо известны пластины из кости, вырезанные в виде парных рогов барана.

В резьбе по кости широко применялись и рога архара, сайгака, быка. Из них делали табакерки, чаши, черпаки, а также фигурные пластинки для инкрустации мебели, посуды и музыкальных инструментов. Эти пластины покрывались рельефным узором.

Фигурными пластинами из кости также украшалась посуда и различная кухонная утварь.

Источник

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяr_nedo

r_nedo

Оригинал взят у резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяsergey_krotkrot в ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историягрозовик, защищает от непогоды.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяогневик, символ Рода – защита от упырей и навий.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историязащита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяв христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.

Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историязнак рысич – защита от тёмных сил.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историярубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяКогда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.

Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историядневное, на кокошниках или боковинах. (

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяночное, на подоконной доске.

Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.
резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяБесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяземля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяраспаханное поле

Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историязасеянное поле

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяэти символы обычны в нижней части наличника.

Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем, или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Персонаж тотема был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись, как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.

Велесовы знаки
Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а так же и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяВелесов знак «Комоедицы».

Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяВ домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.

Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяИногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяОгнедышащий дракон – это оберег от молний.

У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяИногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.

Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяЕё символ – женские груди на подзоре.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяи прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.

В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историярезьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историянередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.

Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историярезьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историярезьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

У славян символ небесного огня. Вспомните: «Пустить красного петуха», «Жареный петух клюнет». Являлся оберегом от молний.
В христианстве это символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историярезьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.

Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.

Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.

Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.

Створки раковин
Символ возрождения

Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.

Пчела
Символ чистоты души.

Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историярезьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история– трилистник.

Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историялилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историявиноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.

Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.

Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.

Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.

Горох – один из символов плодородия.

Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.

Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историямандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историясимвол чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историясимвол Святой Троицы.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историячетыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане историяв обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.

Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.

Источник

Nomad Kazakhstan

Иллюстрированный журнал

Художественная обработка дерева у казахов

С глубокой древности одним из распространенных видов домашнего ремесла казахов была художественная обработка дерева. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Казахстана и Алтая. Старинные художественные традиции орнаментальных мотивов, технологических приемов изготовления изделий из дерева сохранились в творчестве народных мастеров Казахстана и поныне.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Большинство предметов из дерева, находящихся в собрании Государственного музея искусств Казахстана им. Кастеева, датируются концом ХIХ – началом ХХ вв. Искусство казахских резчиков представлено коллекцией самобытной мебели, оригинальной посуды, музыкальных инструментов. Само жилище кочевника – юрта, немыслимо без участия дерева, по-скольку каркас его изготовляется из легко гнущегося ивняка, называемого по-казахски тал.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Известный русский исследователь Р. Карутц считал, что ошибочно было бы полагать, что Казахстан представляет собой только бескрайние степи, безводные пустыни, сыпучие пески. Наряду с ними край этот славится и богатыми лесными массивами. В районах Семиречья, Сарыарки, Алтая, Урала, Алатау, Тобола, Иртыша произрастают более 30 видов твердых и мягких пород деревьев.

Издревле кочевники почитали дерево как святыню. На одиноко растущее дерево или кустарник привязывали кусочек ткани или ленту. Дерево, как совершенное создание природы, было источником вдохновения поэтов, художников и писателей. Удивительно контрастная природа Казахстана была не только основным источником творческого вдохновения в искусстве, но и давала сырье и материал для народных умельцев ағашұста.
Мастера, в большинстве случаев, владели всеми видами обработки дерева и таких профессионалов в народе уважительно называли ұста или ісмер. Именно о них бытовала пословица «Он саусағынан өнер тамған» («Десять пальцев, источающие искусство»). На языке казахов это звучит поэтично, метко выражая талант и виртуозное искусство мастера. Работа мастера ценилась довольно дорого, поэтому не каждый мог позволить себе сложные заказы. К примеру, орнаментированная и инкрустированная мебель бытовала в среде зажиточного населения. Казахская мебель, ассортимент которой был невелик, отличалась легкостью, малогабаритностью и транспортабельностью, что особенно важно в условиях кочевого и полукочевого образа жизни с характерной для него подвижностью быта.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Музейная коллекция традиционной мебели казахов, несмотря на малочисленность, тем не менее, дает определенное представление о развитии этого вида искусства на рубеже конца ХVIII – начала ХХ вв. Время наложило свой неумолимый отпечаток на сохранность изделий, однако это не умаляет всех достоинств этого вида искусства и представляет огромный интерес, благодаря его большой художественной значимости.
Профессиональные резчики по дереву виртуозно владели различными видами резьбы. О достаточно высоком уровне исполнительского мастерства свидетельствуют произведения безымянных народных мастеров, которые ныне занимают достойное место в экспозиции прикладного искусства Казахстана.

Примером является кебеже – ларь для хранения продуктов. Фондовая коллекция музея насчитывает ряд интересных по композиционному строю и декору кебеже, орнаментальная композиция которых, в большинстве своем, состоит из древнейших геометрических мотивов: ромб, зигзаг, треугольник, круг и др. Декоративные розетки включают растительные мотивы, являющиеся поэтическим переосмыслением богатейшей растительной флоры Казахстана.
В резьбе по дереву особое место занимают космогонические мотивы. Известно, что многие доарабские культы Средней Азии и Казахстана имели ярко выраженную астральную окраску, что нашло определенное выражение в прикладном искусстве. Дошедшие до нас космогонические мотивы казахского орнамента возникли в толще напластования культур древних племен и народов.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Главным мотивом солярно-астральной тематики является богато расчлененный круг или розетка. Круг (дөңгелек), считается общеизвестным символом солнца и вечного движения, крестовина (төрт құлақ) – символ четырехсторонней ориентации света, спираль известна со времен саков, как символ круговорота жизни. Художественная обработка дерева сочетает в себе элементы канвы, строчной линии, сетку квадратов и диагоналей, радиальные и концентрические линии на круге. По своей значимости, как в количественном, так и в декоративном отношении, космогонические мотивы занимают центральное место среди сопутствующих им более простых геометрических вариаций.

Многие произведения из числа музейной коллекции имеют сложную семантику орнаментального декора, наделенного философской, космологической и обереговой символикой. К примеру, қошқар мүйіз – бараний рог, құсқанат – птичьи крылья, түйетабан – след верблюда, өрмекші – паук, имели некогда значение оберегов.

Орнаментальные композиции создавали нанесением резьбы на лицевые поверхности предметов. Наиболее распространенной была плоскорельефная резьба под прямым углом с раскраской, которая получила наиболее широкое распространение в Западном Казахстане. По характеру исполнения орнаментальных мотивов резное дерево Западного Казахстана имеет аналоги с резным деревом каракалпаков. Повсеместное распространение имел прием плоскорельефной резьбы с высоким округло обработанным рельефом, который близок по характеру исполнения деревянным изделиям, найденным в Пазырыкских курганах. Нужно заметить, что плоскорельефная резьба является самой распространенной в декоре бытовых предметов многих народов: киргизов, каракалпаков и др. От других видов рельефной резьбы ее отличает незначительная глубина порезки и один уровень, на котором остаются орнамент и фон. Другой разновидностью плоского рельефа является контурная резьба, напоминающая гравировку. Чаще всего она используется на предметах домашней утвари.
Сквозная (ажурная, прорезная) резьба создается полным удалением фона. Она создает эффект тонкой, легкой, работающей на просвет декоративной композиции. В сквозной резьбе для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки из другого материала.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Из цельного куска дерева, корневища, либо капо-корешкового нароста изготовлялись предметы домашнего обихода. Каповая посуда считалась особенно ценной, благодаря прочности и плотности стенки и, кроме того, особой узорчатой текстуры дерева. Деревянная посуда была обязательной принадлежностью каждой казахской семьи. Повседневная посуда была практически лишена орнаментального декора. Казахские тои сопровождались приездами многочисленных родственников, по этому случаю употреблялась особая, праздничная посуда. Для приема гостей ставили парадные комплекты кумысного сервиза, художественно обработанные резьбой, декорированные серебряными ажурными пластинками и вставками из крупных цветных камней.

В художественно-декоративном отношении большую роль играла пластика, гибкость и выразительность дерева. Ожау – половники для разливания кумыса, конструктивная форма которых не просто красива, самобытна, но и удобна при пользовании, привлекают внимание виртуозностью своего исполнения. Выдолбленные из цельного куска дерева, с изогнутыми фигурными ручками, часто с подвесными колечками. Бесспорно, вызывает восхищение и интерес кольцевое переплетение, в исполнении которого нет составных частей, ни начала, ни продолжения, ни завершения – настолько тонкая и поистине ювелирная работа. Эта трудоемкая техника называлась шығыршық ою, что в переводе значит «вырезать кольцами», еще говорят бұрама сапты – крученый на ручках. Несмотря на сложность исполнения, техника шығыршық ою встречается повсеместно, в основном на ручках предметов домашней утвари.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

Долблено-резной техники саптыаяқ – чаша для растирания табака, расписанная вихревой розеткой. В народе об умельцах, владеющих этим искусством, с восхищением говорили «Ағаштан түйін түйген», что значило «плетущий узоры из дерева».
Резьба была не единственным способом декоративного оформления изделий из дерева. Лицевые части посудных шкафов, кроватей, музыкальных инструментов и других предметов инкрустировались костью, часто сочетая инкрустацию с ажурными пластинками из серебра. Техника инкрустации костью в декоре мебели известна многим народам, но у казахов она имела свои своеобразные черты. Казахские ағашұста в этой технике применяли фигурные и прямоугольные пластинки, покрытые крупными крестообразными, округлыми или другими узорами, нередко с ажурными сквозными прорезями. На самых роскошных предметах (в основном, в декоре кроватей и шкафов) казахские мастера применяли резьбу с инкрустацией костью в сочетании с серебряными накладками. Инкрустация костью порой сочеталась с сукном или бархатом, причем применялась только с геометрической разновидностью резьбы. Красное или черное сукно подкладывалось под костяные пластинки. К сожалению, со временем ткань ветшала и оставались только «следы» или обрывки лоскутков, что, несомненно, сказывалось на сохранности экспоната. Равенство фона и узора, многократное повторение отдельных элементов, среди которых основное место занимают рогообразные завитки, S-образные знаки, круги, квадраты, ромбы, вихревые розетки – отличительные особенности украшения музейных экспонатов.

Своей необычной конструкцией и экзотической самобытностью привлекает внимание төсеқағаш – кровать. В основе конструкции казахской кровати – плоская прямоугольная пластина, насаженная с боковых сторон на вертикально изогнутые под углом стойки, переходящие в опорные ножки. В композиции казахского интерьера төсеқағаш в комплексе с настенным ковром тускиизом занимает самое почетное место – төр, образуя единый ансамбль с остальными предметами, акцентируя собой значимую роль в пространственной организации жилища.

резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история резьба по дереву в казахстане история. Смотреть фото резьба по дереву в казахстане история. Смотреть картинку резьба по дереву в казахстане история. Картинка про резьба по дереву в казахстане история. Фото резьба по дереву в казахстане история

В технике инкрустации выполнялись лицевые части посудного шкафа – асадал. Название довольно символическое и в переводе значит «благородная пища». Бытовали следующие виды асадалов: одностворчатые, двустворчатые и смешанного типа (со створками и выдвижными ящиками). Наличие высокого цоколя (подножия), как для шкафа, так и для ларя, было продиктовано необходимостью предохранить продукты и посуду от сырости.

Еще одна характерная черта казахской мебели – орнаментом украшались только лицевые части предметов, поскольку в силу кругового построения юрты основной акцент визуально притягивала именно та часть, что была на виду. Остальные детали ограничивались только конструктивными особенностями. В целом, примечательной стороной казахской мебели считается ее многофункциональность, где наиболее ярко проявилась практическая смекалка и формотворчество народных мастеров. Примером необычной конструкции является изголовье – жастықағаш (имеет некоторое сходство с русскими подголовниками). В дневное время его использовали как приставную полку под постельные принадлежности, а ночью разворачивали в другую сторону, где конструкция с небольшим скосом под углом выполняла функцию изголовья под подушки. Красиво декорированные изголовья находятся в фондовом собрании музея.

Своей необычной древовидной конструкцией привлекает шест-вешалка адалбақан, в отдельных регионах она известна под названием түсбақан. В юрте вешалка устанавливалась недалеко от двери на мужской половине. Она была удобна и практична тем, что сюда могли вешать одежду не только взрослые, но и дети, свободно располагающие свои одежды на нижних ярусах.
Все эти предметы, выполненные из дерева, являются подлинными произведениями искусства, которые вошли в сокровищницу национальной культуры.

Умиткан Аязбекова, Заведующая сектором центра прикладного искусства Казахстана. ГМИК им. Кастеева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *