революционное народничество это в истории
НАРОДНИЧЕСТВО
В 1869 году С. Г. Нечаев с целью подготовить государственный переворот создал организацию «Народная расправа», построенную на слепом подчинении её членов лидеру, сверхцентрализме, терроре, обращённом не только против чиновников, но и против сомневающихся внутри организации. Реакцией на «нечаевщину», которую осудило б. ч. революционного подполья, стало создание Большого общества пропаганды («чайковцы»: Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, П. А. Кропоткин, М. А. Натансон и др.).
На первый план выдвинулось реформаторское народничество. Его идейными выразителями стали сотрудники газеты «Неделя» (Я. В. Абрамов, И. И. Каблиц, П. П. Червинский), выдвинувшие теорию «малых дел», В. П. Воронцов, публицисты журнала «Русское богатство» (С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, Н. Ф. Даниельсон), руководимого Н. К. Михайловским, газеты «Сын отечества» (выходила в Санкт-Петербурге в 1862-1901 годах) и др., которые, исходя из необходимости решать повседневные проблемы жизни крестьянства и отрицая революционную борьбу, призывали интеллигенцию покидать крупные города и работать сельскими учителями, врачами, агрономами и т. д. с целью поднять общий интеллектуальный и нравственный уровень народа, развить его самодеятельность и тем самым служить народному благу.
Они выдвинули программу улучшения экономического положения народа путём организации народного кредита, страхового дела, содействия покупке земель крестьянами и аренде казённой земли, распространения современных по тому времени земледельческих орудий, обеспечения населения семенами высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, развития крестьянских промыслов и кооперации. Главная роль в реализации этой программы реформаторские народники отводили легальной деятельности в общественных организациях, работе в земствах, выступлениям в печати. Теория «малых дел» в 1880-1890-е годы воплощалась в реальной деятельности многих тысяч молодых людей из самых различных слоёв общества. Популярности идей реформаторских народников способствовало и изучение пореформенной русской деревни народниками-экономистами (Воронцов, Даниельсон и др.).
Народничество оказало существенное влияние на культуру второй половины XIX века. К нему были близки писатели Н. Г. Гарин-Михайловский, П. В. Засодимский, Н. Н. Златовратский, В. Г. Короленко, Н. А. Некрасов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский. Влияние народнической идеологии проявилось в изобразительном искусстве в творчестве художников В.В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, В. Г. Перова, И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко и др. В то же время часть интеллигенции осуждала революционное народничество (Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Н. С. Лесков и др.).
На рубеже XIX-XX веков как возрождавшееся революционное, так и умеренное народничество трансформировались в неонародничество.
Народничество 19 века (кратко)
Народничество – идеологическое течение разночинной интеллигенции в России в 1860–1900 годах. Название течение получило благодаря своему постулату – «сближение интеллигенции с народом». Народничество XIX века в России началось с предложенной А. Герценом и развитой Н. Чернышевским теории общинного социализма. Постулатами этой теории и как следствие, основой идеологии народничества стали идеи о том, что:
— историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
— для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
— самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
— в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
— ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
— крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
— крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
— революция – единственно верный способ социальных изменений.
Истоки и причины возникновения. Социальная база.
В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей, стоявшей перед российской властью. Ибо оттого как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества. Свое виденье на этот счет на рубеже 1840-1850 годов изложил публицист, писатель и философ А. И. Герцен. Под впечатлением от поражения европейских революций конца 1840 годов, он выдвинул теорию о том, что социализм должен утвердится именно в России на основе крестьянской общины. «Общинный социализм» Герцена был развит в конце 1850 годов другим видным публицистом и философом Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена, он полагал, что община – переходный этап к коллективной форме производства и потребления. Идеи «общинного социализма» нашли горячий отклик в среде разночинной интеллигенции. А ее неудовлетворенность ходом крестьянской реформы 1861 года, стала поводом к действию. Кроме того, введенная в 1861 году плата за получение высшего образования закрыла двери университетов для большого числа разночинной молодежи, не имеющей возможности оплачивать свое обучение. От них, по выражению А. Герцена, «заперли науку». Они и стали социальной базой народничества 19 века.
Цели движения.
Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.
Течения в народничестве.
Деятельность народников.
Значение народничества.
Первыми организациями народников были опробованы методы политической борьбы. Методом проб и ошибок народники пришли к пониманию какой должна быть революционная организация. Этот бесценный опыт был перенят следующим поколением революционеров – социал-демократами. Методы борьбы тоже стали уроком для следующих поколений революционеров, наиболее точно и емко это наследие народников характеризует ленинское «Мы пойдем другим путем».
Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.
Народничество
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничества
Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничества
Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничества
Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Деятельность народников
В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничества
Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
Основные идеи народничества в России 19 века
Главные и существенные черты движения:
особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;
уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;
капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;
в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;
преобразования можно осуществить только революционным путем.
Причины и истоки возникновения
Истоки возникновения народничества:
идея просвещения о всеобщем равенстве людей;
утопический социализм с его проектами построения идеального общества;
дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;
идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).
В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.
Автор теории общинного социализма
Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.
Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.
Три течения народничества
В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:
пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции
захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства
История революционного народничества
Хождение в народ и пропаганда
60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.
Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.
Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.
Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».
«Земля и воля»
Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.
Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.
Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.
Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.
Раскол
Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.
«Теория малых дел»
К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел».
Либеральное народничество
В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.
В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.
Неонародничество
В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.
Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.
Историческое значение народничества
Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.
Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.
Революционное народничество
Народничество представляло собой движение в России, которое возникло во второй половине 19 века и позиционировало себя на «сближение» интеллигенции с простым народом.
Народничество имело множество течений и направлений.
Революционное народничество отрицало руководящую роль рабочего класса в революции и идеализировало крестьянскую общину.
Направления революционного народничества
Революционное народничество возникло в 1870 – ых годах и определилось в следующих направлениях:
Лидером анархизма был М.А. Бакунин. Он опирался на взгляды Ж.Прудона с его знаменитым высказыванием «собственность есть кража». Анархисты считали государство источником деспотизма. Бакунин призывал народ « к топору» и утверждал, что крестьянство может осуществить революцию, стоит только, по его изречению, «бросить спичку».
Главой пропагандистского направления считался П. Л. Лавров, призывавший к просвещению крестьянства. На данный процесс, по его мнению, стоит отвести примерно 20 лет.
Теоретиком заговорщицкого направления в народничестве был П.Н. Ткачев, последователь революционера Л.О. Бланки. Он считал, что необходимо парализовать государственную машину с помощью захвата власти революционным путем.
С 1874 г. народники начали массовое «хождение в народ» с целью осуществить перемены в сознании людей.
Сам термин «народ» они считали священным. Крестьянство как класс, по их мнению, было угнетаемой массой и воплощало в себе общинные добуржуазные институты.
Важно отметить, что попытки «разжечь» бунт среди крестьян не увенчались успехом. Люди оказались не готовы к демократическим и к социалистическим преобразованиям. Народ не принимал и сам же предавал в руки полиции борцов за свои права.
С 1876 г. народники стали вести «оседлую пропаганду» на местах. В деревнях создавались колонии, работающие в земствах и волостных управлениях.
Земля и воля
Представителями данной организации являлись А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. М. Кравчинский, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и другие.
А.И. Герцен описывал в своих трудах понятие «аракчеевский элемент» в революционном движении, что означало «стереотипные отношения господства и подчинения в сознании русского народа», которое впитывались русскими с самого детства. Другими словами одна часть всегда подчиняется другой в духе всеобщего послушания, что было заложено многовековой традицией самодержавия в стране.
В итоге революционная деятельность народников следовала традициям самого самодержавия, против которого и вела борьбу. Среди лидеров и руководителей шла ожесточенная борьба за власть, процветала бюрократизация революционного дела: многочисленные печати, документы, ревизии, расписки использовались для контроля и доносительства.
Народная воля
В конце 1879 г. из-за различий и споров во взглядах организация «Земля и воля» разделилась на два отдельных общества — «Черный передел» и «Народную волю».
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов и В. И. Засулич. Эта организация придерживалась пропаганды социалистических идей и очень быстро была уничтожена правительством. Лидеры организации уехали за границу и там перешли в марксистские течения.
Народная воля активно действовала на территории России и представляла собой партию революционного террора.
Под ее давлением были достигнуты следующие результаты:
Правительство страны боялось поддержки террористических организаций со стороны крестьян, поэтому шло на значительные уступки. Действительно многие люди вышли на сторону народников, например, годовой бюджет «Народной воли» в 80 тыс. руб. составлялся в основном из пожертвований сочувствующих либералов.
Убийство царя завершило движение народников. Планы, которые связывались с цареубийством, не смогли осуществиться. Восстания и падения самодержавия так и не произошло.
В 1880-ых гг. народничество отдает позиции либералам, которые делятся на два крыла: