революционное народничество это в истории

НАРОДНИЧЕСТВО

В 1869 году С. Г. Не­ча­ев с це­лью под­го­то­вить государственный пе­ре­во­рот соз­дал ор­га­ни­за­цию «На­род­ная рас­пра­ва», по­стро­ен­ную на сле­пом под­чи­не­нии её чле­нов ли­де­ру, сверх­цен­тра­лиз­ме, тер­ро­ре, об­ра­щён­ном не толь­ко про­тив чи­нов­ни­ков, но и про­тив со­мне­ваю­щих­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции. Ре­ак­ци­ей на «не­ча­ев­щи­ну», ко­то­рую осу­ди­ло б. ч. ре­во­люционного под­по­лья, ста­ло соз­да­ние Боль­шо­го общества про­па­ган­ды («чай­ков­цы»: Н. В. Чай­ков­ский, С. Л. Пе­ров­ская, П. А. Кро­пот­кин, М. А. На­тан­сон и др.).

На пер­вый план вы­дви­ну­лось ре­фор­ма­тор­ское народничество. Его идей­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми ста­ли со­труд­ни­ки газеты «Не­деля» (Я. В. Аб­ра­мов, И. И. Каб­лиц, П. П. Чер­вин­ский), вы­дви­нув­шие тео­рию «ма­лых дел», В. П. Во­рон­цов, пуб­ли­ци­сты журнала «Рус­ское бо­гат­ст­во» (С. Н. Кри­вен­ко, С. Н. Южа­ков, Н. Ф. Да­ни­ель­сон), ру­ко­во­ди­мо­го Н. К. Ми­хай­лов­ским, газеты «Сын оте­че­ст­ва» (вы­хо­ди­ла в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1862-1901 годах) и др., ко­то­рые, ис­хо­дя из не­об­хо­ди­мо­сти ре­шать по­все­днев­ные про­бле­мы жиз­ни кре­сть­ян­ст­ва и от­ри­цая ре­во­люционную борь­бу, при­зы­ва­ли ин­тел­ли­ген­цию по­ки­дать круп­ные го­ро­да и ра­бо­тать сель­ски­ми учи­те­ля­ми, вра­ча­ми, аг­ро­но­ма­ми и т. д. с це­лью под­нять об­щий ин­тел­лек­ту­аль­ный и нравственный уро­вень на­ро­да, раз­вить его са­мо­дея­тель­ность и тем са­мым слу­жить народному бла­гу.

Они вы­дви­ну­ли про­грам­му улуч­ше­ния эко­но­мического по­ло­же­ния на­ро­да пу­тём ор­га­ни­за­ции народного кре­ди­та, стра­хо­во­го де­ла, со­дей­ст­вия по­куп­ке зе­мель кре­сть­яна­ми и арен­де ка­зён­ной зем­ли, рас­простра­не­ния сов­ре­мен­ных по то­му вре­ме­ни зем­ле­дельческих ору­дий, обес­пе­че­ния на­се­ле­ния се­ме­на­ми вы­со­ко­про­дук­тив­ных сор­тов сельскохозяйственных куль­тур, раз­ви­тия кре­сть­ян­ских про­мы­слов и коо­пе­ра­ции. Главная роль в реа­ли­за­ции этой про­грам­мы ре­фор­ма­тор­ские на­род­ни­ки от­во­ди­ли ле­галь­ной дея­тель­но­сти в об­щественных ор­га­ни­за­ци­ях, ра­бо­те в зем­ст­вах, вы­сту­п­ле­ни­ям в пе­ча­ти. Тео­рия «ма­лых дел» в 1880-1890-е годы во­пло­ща­лась в ре­аль­ной дея­тель­но­сти многих ты­сяч мо­ло­дых лю­дей из са­мых различных сло­ёв об­ще­ст­ва. По­пу­ляр­но­сти идей ре­фор­ма­тор­ских на­род­ни­ков спо­соб­ст­во­ва­ло и изу­че­ние по­ре­фор­мен­ной русской де­рев­ни на­род­ни­ка­ми-эко­но­ми­ста­ми (Во­рон­цов, Да­ни­ель­сон и др.).

Народничество ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на куль­ту­ру второй половины XIX века. К не­му бы­ли близ­ки пи­са­те­ли Н. Г. Га­рин-Ми­хай­лов­ский, П. В. За­со­дим­ский, Н. Н. Зла­то­врат­ский, В. Г. Ко­ро­лен­ко, Н. А. Не­кра­сов, Д. Н. Ма­мин-Си­би­ряк, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин, Г. И. Ус­пен­ский. Влия­ние на­род­нической идео­ло­гии про­яви­лось в изо­бра­зительном искусстве в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков В.В. Ве­ре­ща­ги­на, И. Н. Крам­ско­го, В. Е. Ма­ков­ско­го, В. Г. Пе­ро­ва, И. Е. Ре­пи­на, Н. А. Яро­шен­ко и др. В то же вре­мя часть ин­тел­ли­ген­ции осу­ж­да­ла ре­во­люционное народничество (Ф. М. Дос­то­ев­ский, К. Н. Ле­он­ть­ев, Н. С. Лес­ков и др.).

На ру­бе­же XIX-XX веков как воз­ро­ж­дав­шее­ся ре­во­люционное, так и уме­рен­ное народничество транс­фор­ми­ро­ва­лись в не­она­род­ни­че­ст­во.

Источник

Народничество 19 века (кратко)

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Народничество – идеологическое течение разночинной интеллигенции в России в 1860–1900 годах. Название течение получило благодаря своему постулату – «сближение интеллигенции с народом». Народничество XIX века в России началось с предложенной А. Герценом и развитой Н. Чернышевским теории общинного социализма. Постулатами этой теории и как следствие, основой идеологии народничества стали идеи о том, что:

— историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
— для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
— самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
— в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
— ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
— крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
— крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
— революция – единственно верный способ социальных изменений.

Истоки и причины возникновения. Социальная база.

В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей, стоявшей перед российской властью. Ибо оттого как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества. Свое виденье на этот счет на рубеже 1840-1850 годов изложил публицист, писатель и философ А. И. Герцен. Под впечатлением от поражения европейских революций конца 1840 годов, он выдвинул теорию о том, что социализм должен утвердится именно в России на основе крестьянской общины. «Общинный социализм» Герцена был развит в конце 1850 годов другим видным публицистом и философом Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена, он полагал, что община – переходный этап к коллективной форме производства и потребления. Идеи «общинного социализма» нашли горячий отклик в среде разночинной интеллигенции. А ее неудовлетворенность ходом крестьянской реформы 1861 года, стала поводом к действию. Кроме того, введенная в 1861 году плата за получение высшего образования закрыла двери университетов для большого числа разночинной молодежи, не имеющей возможности оплачивать свое обучение. От них, по выражению А. Герцена, «заперли науку». Они и стали социальной базой народничества 19 века.

Цели движения.

Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.

Течения в народничестве.

Деятельность народников.

Значение народничества.

Первыми организациями народников были опробованы методы политической борьбы. Методом проб и ошибок народники пришли к пониманию какой должна быть революционная организация. Этот бесценный опыт был перенят следующим поколением революционеров – социал-демократами. Методы борьбы тоже стали уроком для следующих поколений революционеров, наиболее точно и емко это наследие народников характеризует ленинское «Мы пойдем другим путем».
Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.

Источник

Народничество

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Источник

Основные идеи народничества в России 19 века

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Главные и существенные черты движения:

особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;

уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;

капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;

в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;

преобразования можно осуществить только революционным путем.

Причины и истоки возникновения

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Истоки возникновения народничества:

идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Автор теории общинного социализма

Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Три течения народничества

В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:

пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции

захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства

История революционного народничества

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Хождение в народ и пропаганда

60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.

Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.

Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».

«Земля и воля»

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.

Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории



Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

«Теория малых дел»

К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел».

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Либеральное народничество

В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.

Неонародничество

В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.

Историческое значение народничества

Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.

революционное народничество это в истории. Смотреть фото революционное народничество это в истории. Смотреть картинку революционное народничество это в истории. Картинка про революционное народничество это в истории. Фото революционное народничество это в истории

Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.

Источник

Революционное народничество

Народничество представляло собой движение в России, которое возникло во второй половине 19 века и позиционировало себя на «сближение» интеллигенции с простым народом.
Народничество имело множество течений и направлений.
Революционное народничество отрицало руководящую роль рабочего класса в революции и идеализировало крестьянскую общину.

Направления революционного народничества

Революционное народничество возникло в 1870 – ых годах и определилось в следующих направлениях:

Лидером анархизма был М.А. Бакунин. Он опирался на взгляды Ж.Прудона с его знаменитым высказыванием «собственность есть кража». Анархисты считали государство источником деспотизма. Бакунин призывал народ « к топору» и утверждал, что крестьянство может осуществить революцию, стоит только, по его изречению, «бросить спичку».

Главой пропагандистского направления считался П. Л. Лавров, призывавший к просвещению крестьянства. На данный процесс, по его мнению, стоит отвести примерно 20 лет.

Теоретиком заговорщицкого направления в народничестве был П.Н. Ткачев, последователь революционера Л.О. Бланки. Он считал, что необходимо парализовать государственную машину с помощью захвата власти революционным путем.

С 1874 г. народники начали массовое «хождение в народ» с целью осуществить перемены в сознании людей.
Сам термин «народ» они считали священным. Крестьянство как класс, по их мнению, было угнетаемой массой и воплощало в себе общинные добуржуазные институты.

Важно отметить, что попытки «разжечь» бунт среди крестьян не увенчались успехом. Люди оказались не готовы к демократическим и к социалистическим преобразованиям. Народ не принимал и сам же предавал в руки полиции борцов за свои права.

С 1876 г. народники стали вести «оседлую пропаганду» на местах. В деревнях создавались колонии, работающие в земствах и волостных управлениях.

Земля и воля

Представителями данной организации являлись А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. М. Кравчинский, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и другие.

А.И. Герцен описывал в своих трудах понятие «аракчеевский элемент» в революционном движении, что означало «стереотипные отношения господства и подчинения в сознании русского народа», которое впитывались русскими с самого детства. Другими словами одна часть всегда подчиняется другой в духе всеобщего послушания, что было заложено многовековой традицией самодержавия в стране.

В итоге революционная деятельность народников следовала традициям самого самодержавия, против которого и вела борьбу. Среди лидеров и руководителей шла ожесточенная борьба за власть, процветала бюрократизация революционного дела: многочисленные печати, документы, ревизии, расписки использовались для контроля и доносительства.

Народная воля

В конце 1879 г. из-за различий и споров во взглядах организация «Земля и воля» разделилась на два отдельных общества — «Черный передел» и «Народную волю».

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов и В. И. Засулич. Эта организация придерживалась пропаганды социалистических идей и очень быстро была уничтожена правительством. Лидеры организации уехали за границу и там перешли в марксистские течения.

Народная воля активно действовала на территории России и представляла собой партию революционного террора.

Под ее давлением были достигнуты следующие результаты:

Правительство страны боялось поддержки террористических организаций со стороны крестьян, поэтому шло на значительные уступки. Действительно многие люди вышли на сторону народников, например, годовой бюджет «Народной воли» в 80 тыс. руб. составлялся в основном из пожертвований сочувствующих либералов.

Убийство царя завершило движение народников. Планы, которые связывались с цареубийством, не смогли осуществиться. Восстания и падения самодержавия так и не произошло.

В 1880-ых гг. народничество отдает позиции либералам, которые делятся на два крыла:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *