ревизская сказка это в истории
Ревизские сказки
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.
Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811) включали только мужчин.:
1-я ревизия проводилась в 1718—1719 гг. при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года. Для производства ревизии были назначены особые переписчики, находившиеся под непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Проводилась ревизия под руководством воинской и ревизион-коллегии. В ходе ревизии, законченной в основном к 1724 году, было учтено 5,4 млн «душ» мужского пола. Подушная перепись закрепила «гулящих людей» за помещиками, на землях которых она их застала, что увеличило количество крепостного населения.
2-я ревизия — в 1743—1747 гг. (подача дополнительных сказок продолжалась до 1756 г.). Инструкцией, дополнявшей правила, устанавливалось производство ревизий через каждые 15 лет.
3-я — в 1761—1767 гг. и отличалась от первых двух тем, что производилась без посылки офицеров, подача сказок было сосредоточена в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях.
4-я — в 1781—1787 гг. производилась под заведованием сената, прием сказок был возложен на городничих, нижние земские суды и казенные палаты.
5-я — в 1794—1808 гг. производилась на основании правил 4-й ревизии.
6-я назначена на май 1811 г., но прервана в связи с угрозой войны с Францией.
7-я — была проведена в 1815—1825 гг.
Во время производства 6-й и 7-й ревизий действовали так называемые ревизские комиссии из уездного предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.
8-я — была в 1833—1835 г. по Манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 г. Устав 1833 г. перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи и в 11 главах систематически излагает правила её производства и проверки собранного материал. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом уставе, так и в этом уставе о 10 ревизии. В ревизские сказки вносились сведения в порядке номеров семей, по данной и по предшествующей ревизии. На одной стороне листа бумаги вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии; сколько лиц выбыло, сколько состоит налицо. На другой стороне листа вписывались лица женского пола с отметкой о возрасте. Участниками сбора данных последних ревизий были помещики, особые ревизские комиссии и казенные палаты. Окончательная проверка сказок производилась специально посылавшимися в уезды чиновниками, в обязанности которых входил не только просмотр метрических книг, но и розыск всех «утаенных и прописных».
9-я была назначена на 1850 г.
10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 гг. по «Уставу о производстве 10 народной переписи» от 3 июня 1857 г. Эта ревизия впервые учитывала население всей России, с Польшей и Финляндией. По данной ревизии было учтено 11244913 душ мужского пола, а всего крепостных людей 23069621 человек, что составило 34,39 % по отношению к общему числу жителей Российской Империи по состоянию на 1 января 1859 г.
Один экземпляр «ревизских сказок» был передан в уездное казначейство. Другой же экземпляр был передан непосредственно в казенную палату.
Первые три ревизии хранятся в РГАДА, остальные — в архивах субъектов федерации.
Форма внесения сведений со временем изменялась. Ниже представлены варианты форм ревизий, проведенных в 1763, 1795 и 1857 годах.
Связанные понятия
Подушные переписи («ревизии») — переписи, проводившиеся на основе новой учетной единицы — мужских душ вместо «тяглового двора», использовавшегося в Русском государстве в XVI—XVII веках. Подушные переписи стали проводить с 1718 г. при Петре I.
Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.
В 1990-х годах в Российской Федерации насчитывалось свыше 1030 городов, в которых проживало 73 % населения.
Ревизские сказки
Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.
Всего было десять ревизий [1] :
№ | Год | Численность |
---|---|---|
I | 1719 [источник не указан 752 дня] | 15 738 000 |
II | 1742 [источник не указан 752 дня] | 21 200 000 |
III | 1762 [источник не указан 752 дня] | 23 200 000 |
IV | 1782 [источник не указан 752 дня] | 28 400 000 |
V | 1795 [2] | 37 400 000 |
VI | 1811 [2] | 41 010 400 |
VII | 1816 [2] | 46 300 000 |
VIII | 1836 [2] | 59 132 955 |
IX | 1851 [2] | 68 500 000 |
X | 1858 [2] | 74 556 400 |
См. также
Примечания
Ссылки
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ — именные списки населения России 18 1 й пол. 19 вв., составлявшиеся во время ревизий … Большой Энциклопедический словарь
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ — см. РЕВИЗИЯ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ — РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ, именные списки нас. Росс. империи 18 1 й пол. 19 вв. Составлялись в связи с ревизиями помещиками или их управляющими, в селениях гос. крестьян старостами, в городах представителями гор. управления. В Р. с. включались все жители… … Демографический энциклопедический словарь
Ревизские сказки — именные списки населения Российской империи 18 19 вв., охваченного Ревизиями (переписями). Составлялись помещиками или их управляющими, в селениях государственных крестьян старостами, в городах представителями городского управления. В Р.… … Большая советская энциклопедия
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ — именные списки населения России, охваченного ревизиями. В Р. с. включалось все население данного селения. Р. с. были первичными материалами ревизий. Содержат сведения о численности, географич. размещении, сословном (классовом) и нац. составе… … Советская историческая энциклопедия
ревизские сказки — именные списки населения России XVIII 1 й половины XIX вв., составлявшиеся во время ревизий. * * * РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ, именные списки населения России 18 1 й пол. 19 вв., составлявшиеся во время ревизий … Энциклопедический словарь
Ревизские сказки — см. Ревизия; Сказки … Большой юридический словарь
Ревизские сказки — и Ревизии см.Переписи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ревизские сказки — именные списки муж. нас. России, подлежавшего обложению подушной податью и отбыванию рекрутской повинности в 18 1 й пол. 19 в. Р. С. составлялись во время ревизий, в них вносились лица, относившиеся к податным сословиям, крестьяне, посадские люди … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.
Что такое ревизская сказка
Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.
Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.
В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».
В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.
Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»
«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».
Ревизские сказки
Из Википедии — свободной энциклопедии
Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения. Ревизские сказки представляли собой поимённые списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизских сказках (за некоторыми исключениями) учитывались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из важных источников в генеалогических исследованиях.
Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811 годы) включали только мужчин [1] :
№ | Дата указа [2] | Численность |
---|---|---|
I | 26.11.1718 | 15 738 000 |
II | 16.12.1743 | 21 200 000 |
III | 28.11.1761 | 23 200 000 |
IV | 16.11.1781 | 28 400 000 |
V | 23.06.1794 | 37 400 000 |
VI | 18.11.1811 | 41 010 400 |
VII | 20.06.1815 | 46 300 000 |
VIII | 16.07.1833 | 59 132 955 |
IX | 01.01.1850 | 68 500 000 |
X | 26.08.1856 | 74 556 400 |
2-я ревизия — в 1743—1747 годах (подача дополнительных сказок продолжалась до 1756 года). Инструкцией, дополнявшей правила, устанавливалось производство ревизий через каждые 15 лет.
3-я — в 1761—1767 годах и отличалась от первых двух тем, что производилась без посылки офицеров, подача сказок было сосредоточена в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях.
4-я — в 1781—1787 годах производилась под руководством Сената, приём сказок был возложен на городничих, нижние земские суды и казённые палаты.
5-я — в 1794—1808 годах производилась на основании правил 4-й ревизии.
6-я — назначена на май 1811 года, но прервана в связи с угрозой войны с Францией.
7-я — была проведена в 1815—1825 годах.
Во время производства 6-й и 7-й ревизий действовали так называемые ревизские комиссии из уездного предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.
8-я ревизия состоялась в 1833—1835 годах по манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 года. Устав 1833 года перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи и в 11 главах систематически излагает правила её производства и проверки собранного материал. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом уставе, так и в этом уставе о 10-й ревизии. В ревизские сказки вносились сведения в порядке номеров семей, по данной и по предшествующей ревизии. На одной стороне листа бумаги вносился поимённый список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии; сколько лиц выбыло, сколько состоит налицо. На другой стороне листа вписывались лица женского пола с отметкой о возрасте. Участниками сбора данных последних ревизий были помещики, особые ревизские комиссии и казённые палаты. Окончательная проверка сказок производилась специально посылавшимися в уезды чиновниками, в обязанности которых входил не только просмотр метрических книг, но и розыск всех «утаенных и прописных».
9-я ревизия была назначена на 1850 год.
10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 годах по «Уставу о производстве 10 народной переписи» от 3 июня 1857 года. Эта ревизия впервые учитывала население всей России, с Польшей и Финляндией. По данной ревизии было учтено 11 244 913 душ мужского пола, а всего крепостных людей 23 069 621 человек, что составило 34,39 % по отношению к общему числу жителей Российской империи по состоянию на 1 января 1859 года. Один экземпляр ревизских сказок был передан в уездное казначейство. Другой же экземпляр был передан непосредственно в казённую палату.
Первые три ревизии хранятся в РГАДА, остальные — в архивах субъектов федерации.
Форма внесения сведений со временем изменялась. Ниже представлены варианты форм ревизий, проведённых в 1763, 1795 и 1857 годах.
Что такое ревизская сказка?
Некоторые понятия имеют разные толкования. Чаще всего это связано с историей. Она влияет и на смысл выражений, и на их дальнейшее понимание. Речь пойдет о ревизских сказках, об их историческом прошлом, какое отношение к ним имеет Николай Васильевич Гоголь, и что с ними сделал Театр на Таганке?
Контроль
Ревизская сказка – это документ, в котором отражались результаты проведенной проверки податного населения. Проводилась она несколько лет. В общей сложности было проведено 10 ревизий с 1718 по 1856-й. Цель такого контроля была в том, чтобы осуществлять подушное налогообложение населения.
Ревизская сказка имела вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносили поименно жителей Российской Империи. В нем указывалось имя, отчество и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье.
Уточнения
Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки».
Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа уже умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевного налога, а также происходили те самые злоупотребления, о которых и говорил Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».
Исторические события
Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка продлилась до 1724 года. Её проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая «перепись» учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины не учитывались при проверке.
Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. Кроме того, попытались даже установить правило, которое требовало проводить ревизии раз в 15 лет. Уже в 1761 году прошла третья проверка, которая разнилась тем, что провели её без участия офицеров. Списки подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.
Четвертая ревизская сказка была записана в 1781 году, результаты стали принимать городничие, суды и казенные палаты. 5-ю ревизию провели в 1794 году, и она ничем не отличалась от предыдущей. А вот 6-ю пришлось прервать из-за угрозы военного конфликта с Францией. Поэтому в 1815 году была проведена уже 7-я ревизия.
Восьмая и девятая ревизии проводились по специальному утвержденному государством Манифесту, который был установлен в 1833 году. В список входили мужчины, на обратной стороне указывались женщины. Проводить сборы стали помещики и комиссии. Проверять их работы стали чиновники, которым нужно было контролировать метрические книги и находить все «утаенные и прописанные» души.
Последняя ревизская сказка была проведена с 1857 по 1859 года. По её результатам было найдено более 11 миллионов душ мужского пола. Часть крепостных людей составила почти 35% от всего населения Империи.
Хранение
Мало кто знает, но именно благодаря этим документам можно проводить генеалогическое исследование. Результаты проверок находятся в Российском государственном архиве древних актов, а также в других архивах субъектов федерации. Здесь можно найти ревизские сказки уезда Тверской провинции или Волынской губернии. Фрагменты этих проверок есть даже в электронной форме. Таким образом, можно проследить изменение формы актов.
В интернете также можно найти ревизские сказки губернии, в которой, по вашему мнению, могли проживать потомки. К примеру, есть целый архив Пермского края, в котором указаны года проведения ревизий, уезды, села и даже заводы.
Если в интернете сложно найти информацию, можно обратиться к архивам города, но как показывает практика, далеко не везде сохранились ревизские сказки. Многие были утрачены во время войны.
Писательские труды
Часто именно с литературой связывают понятие «ревизская сказка». Гоголь Николай Васильевич в свое время написал поэму «Мертвые души», и именно исторический документ о переписи населения вдохновил его на это произведение. «Мертвые души» как раз и относятся к ревизским сказкам. Как уже говорилось ранее, из-за уточнений, которые фиксировались лишь в последующий год, некоторые умершие могли считаться живыми. Поэтому манипуляции с отсутствующей «ревизской душой» встречались часто и были вполне законными. Именно на этом и основывается сюжет гоголевского произведения – афера Чичикова.
Другие варианты
Конечно, первый вариант связи «Мертвых душ» с ревизскими сказками более вероятен. Но исследователи предполагают также еще одну теорию. Часто утверждают о мистических наклонностях Гоголя, а поэтому не удивительно, что возможно «Мертвые души» пошли от поэмы Данте «Божественная комедия». Считается что персонажи поэмы – это души, которые сам писатель встретил в «аду» своей современности.
Театральный смысл
Исторические события привели к тому, что Гоголь написал свою поэму «Мертвые души». Но он был не единственный, кто в своем творчестве упомянул этот «журнал». В 70-х годах было поставлено представление, которое так и называлось – «Ревизская сказка». Шнитке Альфред создал музыкальное произведение к этому театральному действию – «Гоголь-сюита».
Представление было поставлено в Театре на Таганке. Возглавлял все это действо талантливый режиссер-постановщик Юрий Любимов. Цель спектакля имела задачу донести до посетителя внутренний мир Гоголя, показать его душу. Кроме того, режиссер хотел не просто рассказать и напомнить о писателе, но и указать на главный мотив судьбы Гоголя.
Музыкальное сопровождение
Как уже говорилось, автором главной темы спектакля стал Альфред Шнитке, который и написал музыку для постановки, которая называлась «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» переполнена музыкой и все потому, что Гоголь был очень близок к ней. Он любил её, знал нотную грамоту. Поэтому не случайно его произведения были прославлены благодаря опере.
Шнитке же сумел передать с помощью музыки то настроение и тему. «Гоголь-сюита» является неотъемлемой частью спектакля, она не просто сопровождает все действия, которые происходят на сцене, а также играет важную роль, создает особое пространство и время.
Музыкальное произведение, как и спектакль в общем, состоит из нескольких частей. Каждая имеет особое название, по которому можно догадаться, что сейчас будет происходить на сцене. Например, начинается постановка с «Увертюры», далее действо переходит в «Детство «Чичикова». После упоминаются повести «Портрет» и «Шинель». Следом пятая часть сюиты «Фердинанд VIII» и еще три части: «Чиновники», «Бал» и «Завещание».
Значение
Ревизские сказки были значимы для всего населения и истории в целом. Но, как и любое государственное явление, имели свои неточности и огрехи. Поэтому были позже описаны в литературе. Наиболее ярко о них рассказал Николай Васильевич Гоголь. Конечно, после него были и другие произведения, но «Мертвые души» можно считать наиболее ярким и точным отображением событий того времени.
Театр на Таганке поставил спектакль «Ревизская сказка», но по смыслу рассказывал о Гоголе. Именно поэтому главным действующим персонажем является писатель. Сейчас эта постановка выведена из репертуара.