ретроспективный метод изучения истории заключается в

Ретроспективный метод изучения истории

Вы будете перенаправлены на Автор24

Ретроспективный метод – это один из главных методов исторических исследований, нацеленный на изучение происхождения и этапов развития исторических явлений и анализ причин изменений.

Содержание метода

Ретроспективный метод является одним из наиболее часто используемых в исторических исследованиях. Его суть состоит в последовательном и системном раскрытии всех свойств, функций, изменений изучаемого предмета в процессе исторического движения, что дает возможность максимально близко воспроизвести реальную историю объекта. Таким образом, объект будет отражаться в наиболее конкретной форме. Познание должно идти строго последовательно от единичного качества к особенному, а затем к общим и всеобщим характеристикам.

К функциям ретроспективного метода относят:

Готовые работы на аналогичную тему

Преимущества ретроспективного метода

Ретроспективный метод позволяет показывать непосредственно причинно-следственные связи и закономерности исторического развития, и характеризовать исторические личности и события в их индивидуальности и образности. При применении этого метода наиболее всего могут проявляться индивидуальные особенности историка-исследователя. Они могут положительно воздействовать на исследовательский процесс в мере отражения общественной потребности.

Ретроспективный метод является наиболее универсальным, гибким и доступным методом исторических исследований. Но вместе с тем ему присуща определенная ограниченность, что может привести к некоторым издержкам при абсолютизации.

Недостатки ретроспективного метода

Ретроспективный метод, прежде всего, направлен на анализ развития явления. Потому при недостаточном внимании к фиксированию определенной временной данности возникает опасность релятивизма, который, абсолютизируя динамическую природу объективной исторической реальности, отрицает возможности получения о ней истинных знаний. Несостоятельность релятивизма связана с односторонним рассмотрением объективной исторической реальности. Она учитывает только изменения и игнорирует факт того, что объективной реальности, помимо них, свойственна также известная устойчивость, исходящая из того, что всякая качественная определенность имеет тот или иной определенный диапазон количественного выражения. Пока непрерывные изменения имеют только количественный характер, но не приводят к появлению нового качества, у всех объектов, явлений и процессов исторической реальности сохраняется устойчивость. Поэтому важнейшее значение имеет выявление мер количественных определенностей соответствующих качеств.

Это означает, что при применении ретроспективного метода необходимо сочетание показа изменений и фиксирования пределов качественной устойчивости исследуемой исторической реальности.

Далее, ретроспективный метод при усиленном внимании к детальности может привести к выпячиванию индивидуального и затушевыванию общего. Как говорится, в исследовании за деревьями может исчезнуть лес. В этой связи в завершенном виде ретроспективный метод должен включать характеристику единичного, общего и особенного. К примеру, анализ аграрных проектов тех же декабристов должен органически сочетать характеристику отдельных проектов и раскрытие их места и роли во всей аграрной программе декабристов, а также их общие представления о необходимости преобразований и систему существовавших в историческую эпоху представлений об общественном прогрессе. Это не означает, что анализ единичного должен содержать обязательную развернутую характеристику особенного, общего и всеобщего, но суть единичного может быть выявлена лишь при рассмотрении его в прочно установленной связи с особенным, общим и всеобщим.

Ретроспективный метод стремится к описательности и фактографизму. Это обуславливается тем, что в историческом исследовании часто необходимы большие временные затраты на сбор и обработку конкретно-фактических данных. В результате создается иллюзия, что главная задача исследования состоит именно в этом, либо на теоретический анализ выявленных фактов не остается времени. Чтобы предотвратить эмпиризм, следует помнить, что какими бы яркими не были факты, эмпирическое наблюдение никогда не может доказать закономерность данного состояния. Для этого обязательно необходим теоретический анализ фактов, который в принципе отвергается позитивистским подходом, ограничивающим познание эмпирической стадией.

Помимо всего указанного выше, ретроспективный метод при своей давности и достаточно широкой области применения не имеет четкой логики и разработанного понятийного аппарата. Это делает его методику, а, следовательно, и технику, расплывчатой и неопределенной, затрудняя сопоставление и сведение результатов отдельных исторических исследований воедино.

Все перечисленные слабые стороны ретроспективного метода ярко проявляются при применении его для изучения массовых исторических явлений.

Источник

Ретроспективный метод истории

Вы будете перенаправлены на Автор24

Ретроспективный метод истории: сущность понятия

Ретроспективный метод является одним из методов познания и исследования в исторической науке.

Само слово «ретроспективный» происходит от латинских слов retro — назад, spectare — смотреть.

Ретроспективный метод является методом познания исторического явления, события или процесса путем от его следствия к причине, что приводит нас к пониманию, оценке и возможности реконструировать, восстановить историческое событие прошлого.

Отметим, что ряд специалистов рассматривают ретроспективный метод как синоним дедуктивного метода.

Ретроспективный метод является методом познания, который используется и в неисторических дисциплинах с целью исследования исторических условий в прошлом и выявления причин и предпосылок, которые породили современные нам явления.

Используя означенный метод, специалисты могут восстановить объекты прошлого по имеющимся и дошедшим до нас различным источникам. Ретроспективный метод используется при изучении как отдельных событий в прошлом, так и целых исторических эпох.

Основной идеей метода является представление об эволюционном и закономерном характере развития всего человеческого общества, что дает возможность выстроить и реконструировать модель прошлого этого общества.

В качестве методологического требования при использовании ретроспективного метода выступает необходимость определить реликтовый характер имеющегося источника, и доказать, что этот источник действительно принадлежит к конкретной эпохе и отражает события ушедшей исторической реальности.

Метод может быть реализован при соблюдении принципа историзма в исследованиях и оценке рассматриваемых явлений.

Функции ретроспективного метода

К числу функций ретроспективного метода относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Историческая реальность и принцип историзма

Рассмотрим более подробно упоминаемые ранее понятия «историческая реальность» и «принцип историзма» которые соотносятся с ретроспективным методом.

Итак, историческая реальность определяется как историческая действительность, которая противостоит субъекту исторического познания. Отметим, в классической науке понятие «историческая действительность» является синонимом понятия «объективная историческая реальность».

При этом в неклассической исторической науке сама историческая реальность является воплощением идей исследователя о прошлом на основе имеющихся данных о минувших событиях, тогда как мир исторической действительности является прошлым, которое вовлечено в процесс познания истории.

Историческая действительность как прошлое существует в нашем настоящем в трех формах:

Принцип историзма представляет собою один из принципов исторического познания, который требует исследовать любое событие, случившиеся в прошлом, изучать его в развитии и с учетом уже сложившейся современной ситуации.

Также под принципом историзма понимается основа исторического сознания, которое предполагает наличие различий между прошлым и настоящим, а также необходимость соблюсти исторический контекст и восприятие истории как некоего процесса. Такой процесс помогает найти конкретный путь извлечения необходимых знаний в результате проведения научного исторического исследования.

Историзм как интеллектуальное течение развивался в условиях перехода от представлений о циклическом характере развития человеческой истории к пониманию, что процесс развития необратим, и неизбежно различие друг от друга различных времен и эпох.

Историзм появился в первой половине XIX века в Германии. Представители идеалистического историзма делали акцент на неповторимости исторической и культурной реальности, её индивидуальности.

Представители материалистического историзма пришли к выводу об объективной закономерности происходящего исторического процесса. Они считали, что существует связь между прошлым и будущим. Представители материалистического историзма также негативно относились к традициям прошлого и были положительно настроены по отношению к предсказанию будущего на основе законов истории. Наиболее ярким примером являются здесь работы К. Маркса и Ф. Энгельса и разработанный ими формационный подход, согласно которому, каждая общественно-экономическая формация сменяет другую, а следующим этапом в развитии после капитализма будет социализм и коммунизм, как вершина общественного и экономического развития всего человечества.

В современности идеалистический и материалистический историзм продолжают существовать в различных национально-исторических вариантах.

Во второй половине ХХ века принцип историзма был подвергнут критике со стороны постмодернистов.

Постмодернисты считают, что прошлое лишь результат нашей умственной деятельности и потому историзм отжил свое и его уже нельзя считать обоснованным интеллектуальным течением.

Но и установки постмодернистов были подвергнуты критике в рамках уже новой неоклассической модели исследования прошлого. И согласно представлениям неоклассической науки принцип историзма заключается в том, что историческая реальность – это, что было в прошлом «на самом деле».

Неоклассическая модель исторического исследования прошлого выделяет в принципе историзма три аспекта:

Источник

ГЛАВА 17. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД

Историческое познание является ретроспективным (от лат. retro — назад и specio — смотрю) в том смысле, что оно обращено к тому, как развивались события в реальности — от причины к следствию. Историк же идет от следствия к причине, это правило познания действует в любом случае без исключения. В снятом виде последующее содержит в себе предыдущее, точнее, некоторые элементы ушедшей в небытие структуры, причем в двоякой форме: либо в виде пережитков, остатков прошлого, либо в качестве составной части другого, более развитого этапа (ступени) одной и той же линии развития реальности.

Патриархальное рабство — пережиток рабовладельческих отношений эпохи Античности. Оно не является элементом возникновения нового в жизни древних германцев и славян в Средние века. Напротив, развитие семейно-брачных отношений от рода через выделение большой семьи и образование малой индивидуальной семьи представляет собой иной тип эволюции в соотношении прошлого и настоящего. То же самое можно сказать о развитии капиталистических отношений от простой кооперации через мануфактуру к фабрике, о развитии капитализма от ступени свободной конкуренции к монополистической стадии и к господству транснациональных корпораций.

Суть ретроспективного метода заключается в опоре на более высокую ступень развития с целью понимания и оценки предыдущей. Делается это не только по причине возможной нехватки фактических данных, источников, хотя и это само по себе важно. Дело в том, что для понимания сути изучаемого события или процесса мышления необходимо проследить его развитие из конца в конец, однако и этого недостаточно. Каждый предыдущий этап можно понять не только благодаря его связи с другими этапами, но и в свете последующей и более высокой стадии развития в целом, в которой наиболее полно выражена суть всего процесса. Это помогает понять и предыдущие этапы. Французская революция конца XVIII в. развивалась по восходящей линии, если иметь в виду степень радикализации требований, лозунгов и программ, а также социальную сущность приходивших к власти слоев общества. Последний, якобинский этап в наибольшей степени выражает эту динамику и дает возможность судить и о революции в целом, и о характере и значении предыдущих ее этапов.

При какой-либо иной логике мышления адекватное понимание этого события невозможно.

Суть ретроспективного метода лучше всего выразил К. Маркс. Речь идет о понимании вполне конкретных явлений и об истории в целом. О способе изучения средневековой общины немецким историком Г.Л. Маурером К.Маркс писал: «Но печать этой «земледельческой» общины так ясно выражена в новой общине, что Маурер, изучив последнюю, мог восстановить первую» [362]. Своеобразной вершиной применения ретроспективного метода являются исследования Л. Г. Моргана. В своем труде «Древнее общество» он показал эволюцию семейно-брачных отношений от групповых форм к индивидуальным. Л. Г. Морган воссоздал историю семьи в обратном порядке вплоть до первобытного состояния господства полигамии. По мнению Ф. Энгельса, Л.Г. Морган «. нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории» [363]. Что он имел в виду? Наряду с воссозданием появления первобытной формы семьи Л. Г. Морган доказал принципиальное сходство развития семейно-брачных отношений у древних греков и римлян и американских индейцев. Что ему помогло понять это сходство? Это, по существу, идея о единстве мировой истории, которое проявляется и асинхронно, а не только в пределах временной горизонтали.

Свое представление о единстве историк выразил следующим образом: «Их (форм семейно-брачных отношений в Древней Греции и Риме с отношениями американских индейцев. — Н. С.) сопоставление и сравнение указывает на единообразие деятельности человеческого ума при одинаковом общественном строе» [364]. Открытие Л.Г.Моргана обнажает в механизме его мышления взаимодействие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Взаимосвязь и взаимодействие различных методов в познании является общей и характерной чертой мышления.

В отечественной историографии ретроспективный метод успешно применялся И.Д. Ковальченко при изучении аграрных отношений в России в XIX в. Суть метода состояла в попытке рассмотреть крестьянское хозяйство на разных системных уровнях: отдельные крестьянские хозяйства (дворы), более высокий уровень — крестьянские общины (селения), еще более высокие уровни — волости, уезды, губернии. Система губерний представляет наиболее высокий уровень, именно на нем, по мнению ученого, наиболее отчетливо проявлялись основные черты социально-экономического строя крестьянского хозяйства. И.Д. Ковальченко считал, что их знание необходимо для раскрытия сути структур, находящихся на более низком уровне.

Характер структуры на низшем (подворном) уровне, будучи соотнесенным с ее сутью на высшем уровне, показывает, в какой мере общие тенденции функционирования крестьянского хозяйства проявлялись в единичном.

Ретроспективный метод применим к изучению не только отдельных явлений, но и целых исторических эпох. Наиболее отчетливо эта суть метода выражена у К. Маркса. Он писал: «Буржуазное общество — есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т.д. Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более позднее уже известно» [365]. К.Маркс дал примеры применение этого метода. Одним из них является анализ причин отсутствия у Аристотеля единого понятия стоимости: «. того факта, что в форме товарных стоимостей все виды труда выражаются как одинаковый и, следовательно, равнозначный человеческий труд, — этого факта Аристотель не смог высчитать из самой формы стоимости, так как греческое общество покоилось на рабском труде и поэтому имело своим естественным базисом неравенство людей и их рабочих сил. Равенство и равнозначность всех видов труда, поскольку они являются человеческим трудом вообще, — эта тайна выражения стоимости может быть расшифрована лишь тогда, когда идея человеческого равенства уже приобрела прочность народного предрассудка. А это возможно лишь в таком обществе, где товарная форма есть всеобщая форма продукта труда. Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношения равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чем же состоит «в действительности это отношение равенства»» [366].

В конкретно-историческом исследовании ретроспективный метод весьма тесно связан с «методом пережитков», под которыми историки понимают способ реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современной историку эпохи остаткам.

Известный исследователь первобытного общества Э. Тейлор (1832—1917) писал: «Между свидетельствами, помогающими нам проследить действительный ход цивилизации, существует обширный класс фактов, для обозначения которых я почел бы удобным ввести термин «пережиток». Это те обычаи, обряды, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого» [367]. Э.Тейлор оперировал главном образом этнографическим материалом, что и сказывается на его понимании пережитков. Об их значении для изучения этой эпохи он писал следующее: «Пережитки, рассеянные по всему пути развивающейся культуры, как дорожные знаки, исполненные значения для того, кто умеет разбирать их надписи, и теперь еще сохраняются в нашей среде, служа памятниками первобытности, памятниками варварской мысли и жизни. Исследование их неизменно подтверждает, что европеец может найти среди гренландцев и маори многие черты для воссоздания картины жизни своих собственных первобытных предков» [368]. К пережиткам в широком смысле слова мы можем отнести памятники, сведения реликтного характера. Если речь идет о письменных источниках, относящихся к определенной эпохе, то реликтными в них могут быть данные или фрагменты, включенные из более древних документов. Наиболее ярким примером источников, содержащих сведения современной их возникновению (фиксации) эпохи и пережитки более древних эпох, являются варварские правды. Фиксирующие в форме юридических постановлений возникновение государства, привилегии его должностных лиц, эти источники содержат немало сведений, относящихся к распорядкам родоплеменных отношений, т.е. к обычному праву. Рукописи Салической правды, относящиеся по времени их записи к IX в., содержат сведения архаического характера — правовые нормы, которые по своему содержанию отражают гораздо более древние эпохи. К числу титулов архаического содержания относятся, например, титул 45 «О переселенцах».

«Метод пережитков» широко применялся в немецкой историографии XIX в. в связи с изучением проблем аграрной истории Средних веков, причем в работах отдельных историков он являлся решающим методом аграрно-исторических исследований. В применении этих историков данный метод обнаруживает тесную связь с отправными методологическими положениями их исследований: с убеждением в эволюционном характере исторического развития, в котором прошлое воспроизводится в настоящем и является его простым продолжением, и в отсутствии глубоких качественных изменений в общинном строе на всем протяжении его существования и т.д.

Этими положениями определялись отношение, указанных историков к пережиткам, их понимание, а, следовательно, и характер применения самого метода, который в их работах тесно связан со сравнительно-историческим, ретроспективным методами: пережитки — это не реликты прошлого в условиях качественно иной действительности, а в целом однотипные с ней явления.

А. И.Данилов пишет по этому поводу: «Именно поэтому Мейцен, например, рассматривает кучевую деревню как форму населения вообще. Вне зависимости от того, кто населял такую деревню: свободные члены соседской общины — марки, крепостные крестьяне, крестьяне — частные собственники земли или крестьяне-арендаторы земли у буржуазного собственника. Естественно, что забвение коренных особенностей общественных отношений, существовавших, например, у населения одной и той же кучевой деревни на протяжении ее длительной истории, не могло не привести Мейцена к антиисторическому, в конечном счете, подходу к реликтам прошлого, сохранившимся в условиях современности» [369].

В соответствии с этим такие пережитки ушедшей в прошлое действительности, как топографические и межевые планы и карты более позднего по отношению к изучаемым явлениям происхождения, объявляются достоверным источником первостепенного значения.

Чрезмерная генерализация данных, полученных Мейценом с помощью «метода пережитков», выразилась в том, что он без должной критической проверки освещал сельскохозяйственные распорядки одного района на основе межевых карт другого района и переносил свидетельства германских межевых карт на аграрный строй Франции, Англии и других стран [370].

Те из историков, которые более последовательно, чем Мейцен, проводили принцип историзма, получали возможность более результативного применения «метода пережитков». Это относится, в частности, к К. Лампрехту, который при изучении подворных общин, имевших место в первой половине XIX в. в районе города Трира, обнаруживал в них черты, не являющиеся прямым пережитком древней свободной общины [371].

Историзм, в значительной степени присущий взглядам французского историка М. Блока и представителей его школы, позволил ему успешно применять «метод пережитков» к анализу французских межевых карт XVIII в. Историзм расширял возможности научного применения не только данного, но и ретроспективного метода, которым М. Блок широко пользовался при изучении аграрных отношений [372].

Практика рассмотренных историков показывает, что основное методологическое требование, которое предъявляется к «методу пережитков», заключается в необходимости определить и доказать реликтный характер тех свидетельств, на основе которых историк хочет реконструировать научным путем картину давно исчезнувшей исторической реальности. Условием научного применения этого метода является подлинный историзм в оценке явлений прошлого. Не подлежит сомнению также необходимость дифференцированного подхода к различным по своему характеру реликтам прошлого.

Источник

Ретроспективный метод

ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть фото ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть картинку ретроспективный метод изучения истории заключается в. Картинка про ретроспективный метод изучения истории заключается в. Фото ретроспективный метод изучения истории заключается в ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть фото ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть картинку ретроспективный метод изучения истории заключается в. Картинка про ретроспективный метод изучения истории заключается в. Фото ретроспективный метод изучения истории заключается в ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть фото ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть картинку ретроспективный метод изучения истории заключается в. Картинка про ретроспективный метод изучения истории заключается в. Фото ретроспективный метод изучения истории заключается в ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть фото ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть картинку ретроспективный метод изучения истории заключается в. Картинка про ретроспективный метод изучения истории заключается в. Фото ретроспективный метод изучения истории заключается в

ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть фото ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть картинку ретроспективный метод изучения истории заключается в. Картинка про ретроспективный метод изучения истории заключается в. Фото ретроспективный метод изучения истории заключается в

ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть фото ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть картинку ретроспективный метод изучения истории заключается в. Картинка про ретроспективный метод изучения истории заключается в. Фото ретроспективный метод изучения истории заключается в

Историческое познание является ретроспективным (от лат. retro — назад и specio — смотрю) в том смысле, что оно обращено к тому, как развивались события в реальности — от причины к следствию. Историк же идет от следствия к причине, это правило познания действует в любом случае без исключения. В снятом виде последующее содержит в себе предыдущее, точнее, некоторые элементы ушедшей в небытие структуры, причем в двоякой форме: либо в виде пережитков, остатков прошлого, либо в качестве составной части другого, более развитого этапа (ступени) одной и той же линии развития реальности.

Патриархальное рабство — пережиток рабовладельческих отношений эпохи Античности. Оно не является элементом возникновения нового в жизни древних германцев и славян в Средние века. Напротив, развитие семейно-брачных отношений от рода через выделение большой семьи и образование малой индивидуальной семьи представляет собой иной тип эволюции в соотношении прошлого и настоящего. То же самое можно сказать о развитии капиталистических отношений от простой кооперации через мануфактуру к фабрике, о развитии капитализма от ступени свободной конкуренции к монополистической стадии и к господству транснациональных корпораций.

Суть ретроспективного метода заключается в опоре на более высокую ступень развития с целью понимания и оценки предыдущей. Делается это не только по причине возможной нехватки фактических данных, источников, хотя и это само по себе важно. Дело в том, что для понимания сути изучаемого события или процесса мышления необходимо проследить его развитие из конца в конец, однако и этого недостаточно. Каждый предыдущий этап можно понять не только благодаря его связи с другими этапами, но и в свете последующей и более высокой стадии развития в целом, в которой наиболее полно выражена суть всего процесса. Это помогает понять и предыдущие этапы. Французская революция конца XVIII в. развивалась по восходящей линии, если иметь в виду степень радикализации требований, лозунгов и программ, а также социальную сущность приходивших к власти слоев общества. Последний, якобинский этап в наибольшей степени выражает эту динамику и дает возможность судить и о революции в целом, и о характере и значении предыдущих ее этапов.

При какой-либо иной логике мышления адекватное понимание этого события невозможно.

Суть ретроспективного метода лучше всего выразил К. Маркс. Речь идет о понимании вполне конкретных явлений и об истории в целом. О способе изучения средневековой общины немецким историком Г.Л. Маурером К. Маркс писал: «Но печать этой «земледельческой» общины так ясно выражена в новой общине, что Маурер, изучив последнюю, мог восстановить первую». Своеобразной вершиной применения ретроспективного метода являются исследования Л. Г. Моргана. В своем труде «Древнее общество» он показал эволюцию семейно-брачных отношений от групповых форм к индивидуальным.

Л. Г. Морган воссоздал историю семьи в обратном порядке вплоть до первобытного состояния господства полигамии. По мнению Ф. Энгельса, Л.Г. Морган «. нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории». Что он имел в виду? Наряду с воссозданием появления первобытной формы семьи Л. Г. Морган доказал принципиальное сходство развития семейно-брачных отношений у древних греков и римлян и американских индейцев. Что ему помогло понять это сходство? Это, по существу, идея о единстве мировой истории, которое проявляется и асинхронно, а не только в пределах временной горизонтали.

Свое представление о единстве историк выразил следующим образом: «Их (форм семейно-брачных отношений в Древней Греции и Риме с отношениями американских индейцев. — Н. С.) сопоставление и сравнение указывает на единообразие деятельности человеческого ума при одинаковом общественном строе». Открытие Л.Г. Моргана обнажает в механизме его мышления взаимодействие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Взаимосвязь и взаимодействие различных методов в познании является общей и характерной чертой мышления.

В отечественной историографии ретроспективный метод успешно применялся И.Д. Ковальченко при изучении аграрных отношений в России в XIX в. Суть метода состояла в попытке рассмотреть крестьянское хозяйство на разных системных уровнях: отдельные крестьянские хозяйства (дворы), более высокий уровень — крестьянские общины (селения), еще более высокие уровни — волости, уезды, губернии. Система губерний представляет наиболее высокий уровень, именно на нем, по мнению ученого, наиболее отчетливо проявлялись основные черты социально-экономического строя крестьянского хозяйства. И.Д. Ковальченко считал, что их знание необходимо для раскрытия сути структур, находящихся на более низком уровне.

ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть фото ретроспективный метод изучения истории заключается в. Смотреть картинку ретроспективный метод изучения истории заключается в. Картинка про ретроспективный метод изучения истории заключается в. Фото ретроспективный метод изучения истории заключается в

Характер структуры на низшем (подворном) уровне, будучи соотнесенным с ее сутью на высшем уровне, показывает, в какой мере общие тенденции функционирования крестьянского хозяйства проявлялись в единичном.

Ретроспективный метод применим к изучению не только отдельных явлений, но и целых исторических эпох. Наиболее отчетливо эта суть метода выражена у К. Маркса. Он писал: «Буржуазное общество — есть наиболее развитая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его организации, дают вместе с тем возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых оно строится, частью продолжая влачить за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в виде намека и т.д.

Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Наоборот, намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более позднее уже известно». К. Маркс дал примеры применение этого метода. Одним из них является анализ причин отсутствия у Аристотеля единого понятия стоимости: «. того факта, что в форме товарных стоимостей все виды труда выражаются как одинаковый и, следовательно, равнозначный человеческий труд, — этого факта Аристотель не смог высчитать из самой формы стоимости, так как греческое общество покоилось на рабском труде и поэтому имело своим естественным базисом неравенство людей и их рабочих сил.

Равенство и равнозначность всех видов труда, поскольку они являются человеческим трудом вообще, — эта тайна выражения стоимости может быть расшифрована лишь тогда, когда идея человеческого равенства уже приобрела прочность народного предрассудка. А это возможно лишь в таком обществе, где товарная форма есть всеобщая форма продукта труда. Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношения равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чем же состоит «в действительности это отношение равенства»».

В конкретно-историческом исследовании ретроспективный метод весьма тесно связан с «методом пережитков», под которыми историки понимают способ реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современной историку эпохи остаткам.

Известный исследователь первобытного общества Э. Тейлор (1832-1917) писал: «Между свидетельствами, помогающими нам проследить действительный ход цивилизации, существует обширный класс фактов, для обозначения которых я почел бы удобным ввести термин «пережиток». Это те обычаи, обряды, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого». Э. Тейлор оперировал главном образом этнографическим материалом, что и сказывается на его понимании пережитков. Об их значении для изучения этой эпохи он писал следующее: «Пережитки, рассеянные по всему пути развивающейся культуры, как дорожные знаки, исполненные значения для того, кто умеет разбирать их надписи, и теперь еще сохраняются в нашей среде, служа памятниками первобытности, памятниками варварской мысли и жизни. Исследование их неизменно подтверждает, что европеец может найти среди гренландцев и маори многие черты для воссоздания картины жизни своих собственных первобытных предков».

К пережиткам в широком смысле слова мы можем отнести памятники, сведения реликтного характера. Если речь идет о письменных источниках, относящихся к определенной эпохе, то реликтными в них могут быть данные или фрагменты, включенные из более древних документов. Наиболее ярким примером источников, содержащих сведения современной их возникновению (фиксации) эпохи и пережитки более древних эпох, являются варварские правды. Фиксирующие в форме юридических постановлений возникновение государства, привилегии его должностных лиц, эти источники содержат немало сведений, относящихся к распорядкам родоплеменных отношений, т.е. к обычному праву. Рукописи Салической правды, относящиеся по времени их записи к IX в., содержат сведения архаического характера — правовые нормы, которые по своему содержанию отражают гораздо более древние эпохи. К числу титулов архаического содержания относятся, например, титул 45 «О переселенцах».

«Метод пережитков» широко применялся в немецкой историографии XIX в. в связи с изучением проблем аграрной истории Средних веков, причем в работах отдельных историков он являлся решающим методом аграрно-исторических исследований. В применении этих историков данный метод обнаруживает тесную связь с отправными методологическими положениями их исследований: с убеждением в эволюционном характере исторического развития, в котором прошлое воспроизводится в настоящем и является его простым продолжением, и в отсутствии глубоких качественных изменений в общинном строе на всем протяжении его существования и т.д.

Этими положениями определялись отношение, указанных историков к пережиткам, их понимание, а, следовательно, и характер применения самого метода, который в их работах тесно связан со сравнительно-историческим, ретроспективным методами: пережитки — это не реликты прошлого в условиях качественно иной действительности, а в целом однотипные с ней явления.

А. И. Данилов пишет по этому поводу: «Именно поэтому Мейцен, например, рассматривает кучевую деревню как форму населения вообще. Вне зависимости от того, кто населял такую деревню: свободные члены соседской общины — марки, крепостные крестьяне, крестьяне — частные собственники земли или крестьяне-арендаторы земли у буржуазного собственника. Естественно, что забвение коренных особенностей общественных отношений, существовавших, например, у населения одной и той же кучевой деревни на протяжении ее длительной истории, не могло не привести Мейцена к антиисторическому, в конечном счете, подходу к реликтам прошлого, сохранившимся в условиях современности».

В соответствии с этим такие пережитки ушедшей в прошлое действительности, как топографические и межевые планы и карты более позднего по отношению к изучаемым явлениям происхождения, объявляются достоверным источником первостепенного значения.

Чрезмерная генерализация данных, полученных Мейценом с помощью «метода пережитков», выразилась в том, что он без должной критической проверки освещал сельскохозяйственные распорядки одного района на основе межевых карт другого района и переносил свидетельства германских межевых карт на аграрный строй Франции, Англии и других стран.

Те из историков, которые более последовательно, чем Мейцен, проводили принцип историзма, получали возможность более результативного применения «метода пережитков». Это относится, в частности, к К. Лампрехту, который при изучении подворных общин, имевших место в первой половине XIX в. в районе города Трира, обнаруживал в них черты, не являющиеся прямым пережитком древней свободной общины.

Историзм, в значительной степени присущий взглядам французского историка М. Блока и представителей его школы, позволил ему успешно применять «метод пережитков» к анализу французских межевых карт XVIII в. Историзм расширял возможности научного применения не только данного, но и ретроспективного метода, которым М. Блок широко пользовался при изучении аграрных отношений.

Практика рассмотренных историков показывает, что основное методологическое требование, которое предъявляется к «методу пережитков», заключается в необходимости определить и доказать реликтный характер тех свидетельств, на основе которых историк хочет реконструировать научным путем картину давно исчезнувшей исторической реальности. Условием научного применения этого метода является подлинный историзм в оценке явлений прошлого. Не подлежит сомнению также необходимость дифференцированного подхода к различным по своему характеру реликтам прошлого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *