ремесла на руси 3 класс смотреть
Презентация по окружающему миру по теме: «Ремёсла на Руси»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основным материалом для русских мастеров на Руси издавна считалось дерево.
Мастера плотники Из различных пород дерева простыми инструментами искусные плотники строили целые города. «Один за всех и все за одного»
Мастера столяры. Большого искусства достигли русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели.
Что давал труд столяра? Шкаф- поставец, изящный стол, ажурная скамья, легкая нарядная колыбель, покрытые искусной резьбой, вносили радость в повседневную жизнь людей.
Орудия труда столяра Основными инструментами столяра были топор, рубанок, дрель, клещи.
Резчики деревянных игрушек. Издавна пользовались славой резчики деревянных игрушек. Из чурок мягких пород дерева вырубали топором основные формы будущей фигурки.
Инструменты мастера- резчика Ножом и различными резцами прорабатывали детали. Игрушки раскрашивали, что придавало им веселый нарядный вид.
Мастерицы – пряхи Долгие зимние вечера проводили русские женщины за нарядной расписной прялкой.
Орудия труда прях Вначале лен прочесывали гребнем, затем полученную кудель пряли в нити. Из них ткали полотно, которое шло на шитье одежды.
Мастера- гончары Различные предметы домашнего обихода делались из глины на вращающемся круге.
Орудия труда и материал гончара Под умелыми пальцами гончара из глины возникала различная посуда.
Кузнецы- умельцы Раскаленный кусок железа под звонкими ударами молота превращался в опытных руках кузнеца в различные изделия из металла.
Орудия труда кузнеца. Куй железо пока горячо.
Орудия труда кожевенников. Шкуры замачивались в чанах, их скребли скребками, а затем могучие руки кожемяк мяли подготовленные таким образом кожи.
Все это плоды труда земного!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Основным материалом для русских мастеров на Руси издавна считалось дерево.Из различных пород дерева простыми инструментами искусные плотники строили целые города.«Один за всех и все за одного»
•Воздвигали сказочные терема, ставили деревенские избы, изобретательно и нарядно украшенные резьбой.Издавна пользовались славой резчики деревянных игрушек.
Из чурок мягких пород дерева вырубали топором основные формы будущей фигурки.
Номер материала: 259109
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект и презентация по окружающему миру (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Золотая хохлома.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возникновение ремёсел на Руси. Труд ремесленника
Шлем князя Ярослава Всеволодовича 1216 год
Труд кузнеца в наше время
Ткацкое и прядильное ремесло
Производство продуктов питания
Выбранный для просмотра документ тест к уроку.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обработкой дерева занимался…
На Руси всё что душе угодно можно было найти …
Выбранный для просмотра документ урок.docx
Предмет окружающий мир, класс 3Б, учитель Начевная Ольга Дементьевна
Тема урока:____ Возникновение ремесел на Руси. Труд ремесленника. __
Предметные: характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (возникновение ремесел, развитие городов);, рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, рассказывать об особенностях быта славян.
Личностные действия: желание приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности,
Познавательные действия: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, система голосования, толковые словари, солёное тесто, музейные экспонаты по теме, выставка книг, детских рисунков, цветные карандаши, бумажная модель круглого пирога для каждой группы, разрезанная на части по количеству учащихся,
Урок по окружающему миру для 3 класса «Народные ремёсла»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет. Окружающий мир.
Тема. Народные ремёсла.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить с народными ремёслами.
Воспитывающая цель: Дать первичные сведения о ремёслах;
Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою Родину, за людей труда.
Создать условия для формирования УУД:
— Расширять представления учащихся о ремёслах
-Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.
— Высказывать предположения, в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы
— Организовать дифференцированную работу с целью обучения учащихся эффективному продуктивному взаимодействию в группах и микрогруппах (поисково-исследовательская деятельность)
— Анализировать ответы сверстников, сравнивать с собственной точкой зрения;
— Анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
— Выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог, строить понятные для собеседника монологические высказывания;
— Расширять общий интеллектуальный кругозор учащихся (просмотр презентации, сообщение ранее неизвестных фактов, и исследований)
Дать первичные сведения о промыслах и ремёслах;
Усилить мотивацию к изучаемому предмету.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места. Дети садятся группами
Весь урок сопровождается презентацией.
Работа с пословицами.
3.Создание проблемной ситуации и формулирование темы урока (3мин)
-Сегодня мы отправляемся в путешествие по Кубани и познакомимся с вами, а вот с чем? Вы узнаете, выполнив первое задание.
-Что такое пословица?
-Найдите слово, которое повторяется в каждой пословице. (чтение пословиц, их толкование)
-Догадались, о чём мы на уроке будем говорить с вами?
Ученики сами подходят к тому, каких знаний им не хватает, и что они будут изучать
Дети высказывают различные мнения.
Читают по очереди и объясняют смысл пословиц
— Сегодня речь на уроке пойдёт о ремёслах.
1.Кто считает, что уже достаточно знает о ремёслах – поднимите жёлтый сигнал.
-Дети поднимают сигнальные жетоны
На партах прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны).
— Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.
-Давайте выясним значение слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».)
Организуется работа в группах : учащиеся совещаются, находят значение слова «ремесло» в словарях и зачитывают.
Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.
В каждой группе на парте лежит словарь С.И.Ожегова
4.Поиск решения проблемы
Определить профессию мастера – ремесленника по его изделию ( рисунки изделий в тетради)
-Дети находят нужную страницу, разглядывают рисунки, совещаются и дают свои ответы
Использование дополнительного материала (тетради «Кубановедение» авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.стр.20)
-Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень «Труда». Он расположился в самом живописном месте Атамани – на берегу Азовского моря. –
-Покажите на карте территорию Краснодарского края, Атамань
Один ученик показывает на карте территорию Краснодарского края, Атамань
Карта Краснодарского края
— Вы сидите группами, каждая группа представляет мастерскую ремесленника
— Давайте повторим особенности групповой работы.
(Составление правил работы в группах с опорой на условные значки)
— Для успешной работы вашей группы на столах присутствует необходимый раздаточный материал.
— Вы должны внимательно слушать и оценивать работу другой группы. По окончанию урока, мы установим, какая группа работала лучше всех.
– применять правила делового сотрудничества
-выслушай мнение товарища
Буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).
Поисково – исследовательский метод
-Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю группы предлагается достать из сундучка один предмет и определить название ремесла.
По одному участнику из группы предлагается достать из сундучка один предмет, посовещавшись группе, определяют, какую ремесленную мастерскую они будут представлять.
Сундучок с предметами
-Давайте выясним, что такое буклет?
Дети высказывают различные мнения, разглядывая буклет.
— Это печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
Буклет — путеводитель по выставке.
5.Открытие новых знаний.(10мин)
Работа с текстом учебника
-Откройте учебники, внимательно прочитайте текст.
-Каждая группа достала из шкатулки предмет и получила буклет, где на одной из страничек написаны ключевые слова, вам нужно используя эти слова представить ремесло.
Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете) совещаются и представляют ремёсла.
1 группа Искусство художественной обработки дерева.
Формы кубанской керамики.
Художественные произведения из металла.
«Окружающий мир 3 класс» автор Н. Ф. Виноградова
Буклет для каждой группы
1.Кто считает, что уже достаточно узнал о ремёслах – поднимите жёлтый сигнал.
Дети поднимают сигнальные жетоны
На партах прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны).
Самопроверка и самооценивание
-Продолжаем наше путешествие по мастерским кубанских ремесленников.
-Установите соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание на карточках)
Чашка обработки дерева
Подковы Гончарное ремесло
—Поднимите жетон красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой
Проектная работа в группах
Презентация и защита работы.
— Каждая группа получила конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.
Задача группы: составить рекламную страничку в вашем групповом буклете
1. выбрать нужную иллюстрацию из конверта
2. вписать название ремесла,
3.указать материал из которого изготавливается изделие,
5.приклеить иллюстрацию с изображением ремесленника и его изделия, изготовленного в мастерской.
Группа делится на микрогруппы и каждый выполняет «свою» работу. Учащиеся работают с иллюстрациями и в ходе дискуссии создают рекламную страничку в буклете.
Выбирают, кто будет представлять рекламную страничку буклета всему классу.
буклеты, клей, иллюстрации с изображением изделий.
Дети отгадывают по жестам, чем занимается человек. (по очереди выбирается ведущий ) (2-3 чел)
7.Закрепление материала (2мин)
Самопроверка и самооценивание
Работают в буклете вставляют пропущенные буквы.
Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке, раскрашивают жетоны
У каждого ученика буклет и жетоны
8.Первичный контроль (3мин)
Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?
Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.
В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.
лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники
-Сегодня на уроке вы овладели поисково –исследовательским методом и можете продолжить открывать тайны кубанских ремёсел. Другими методами можно воспользоваться дома: посмотреть передачу про ремёсла, задать вопросы по телефону знакомым, найти информацию в Интернете, библиотеке. Для этого вам будет домашнее задание.
1.У каждого из вас на буклетах остались карточки установите последовательность изготовления этих изделий. Используя дома дополнительную информацию и поисково – исследовательский метод
Дети забирают домой индивидуальные буклеты и работают по ним дома.
1.Узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе. ( по выбору)
10.Рефлексия деятельности урока (2мин)
Что запомнилось сегодня на уроке?
-Как прошёл урок проголосуйте жетонами.
-И в заключение урока мне бы хотелось, прочитать вам замечательные слова..
… мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.
-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…
Подводится итог. Самой активная группа вручаются эмблемы « Самая лучшая мастерская ремесленника.»
Дети выбирают соответствующий жетон и опускают в конверт.
Жё – задание выполнено с ошибкой
Кра – задание выполнено без ошибок
Раздаются конверты с названием мастерской ремесленника каждой группе, куда опускаются жетоны.
Презентация к уроку окружающий мир «Ремесленники» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Р1 Е 2 Т 3 С 4 Л 5 У 6 М 7 Е 8 Ф9 О10
1.Лапти были основной летней обувью жителей деревни. 2. Помещики – богатые землевладельцы. 3. Трудился крестьянин только в поле. 4. Дворянин-землевладелец, владеющий поместьем – это помещик. 5.Крепостной крестьянин являлся собственностью хозяина. 6. В крестьянском хозяйстве не было разделения труда на мужской и женский. 7.Крепостной крестьянин являлся собственностью хозяина. 8.Царя звали Иваном, который подписал документ об освобождении крестьян? 9. Вид сельскохозяйственного орудия, похожий на вилку, называют лопатой. 10.Крепостное право отменили в 1861году.
Ремесло –изготовление изделий ручным, не фабричным, домашним, кустарным способом, без современных сложных машин
Ремесленник –человек, который занимается ремеслом, то есть изготавливает изделия ручным способом, без применения сложных машин
Богородские и Сергиева Посадские игрушки
Тест 1. Как называется труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели? А) Промысел; Б) Ремесло; В) Ярмарка; 2. Как называется ремесло по изготовлению драгоценных камней, колец, браслетов? А) Строительное; Б) Скорняжное; В) Ювелирное. 3. Как называют человека, который занимается ремеслом? А)Гончар; Б) Ремесленник; В) Кузнец.
4. Убери лишнее слово: А) Каравай; Б) Подкова; В) Пряник. 5. Как в старину называли плотников? А) Древоделы; Б) Топоры; В) Сувениры. 6. Артель – это А) разновидность ремесла Б) объединение ремесленников 7.Соедините продукт ремесла и его название: Деревянная посуда гончарное Глиняная посуда обработка дерева Кольца и броши обработка шерсти Сапоги ювелирное Серьги и бусы башмачное
Домашнее задание на выбор: 1. Узнать, кто из родственников или знакомых владеет каким-либо ремеслом-провести мини-исследование 2. Подготовить рассказ об одном из ремесел, не изученных на уроке 3. Составить кроссворд по теме урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Номер материала: ДБ-1434276
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела
Труд, который приносит доход – такое краткое определение можно дать ремеслу. От латинского «ремес» (плотник) появилось это слово, но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», т.е. подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу. Ремесла Древней Руси – вот о чем пойдет речь в этом обзоре.
Вы узнаете, как связан ручной труд с сакральными смыслами, что становилось предпосылкой развития того или иного ремесла и как традиция прорастает в современных трендах.
История
Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.
Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.
7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:
Виды ремесел на Руси
То, что появилось в древности, не осталось сугубо историческим артефактом. Ремесленники не просто существуют сегодня, они востребованы, их труд жив и имеет своего почитателя. И если даже не называть громко это одной из национальных скреп, то совершенно точно это одна из базовых потребностей эволюции человека – продолжать отображать мир художественно, пусть даже это касается декорирования предметов быта.
Предлагаем посмотреть видео-обзор главных русских ремесел:
Прядение и ткачество
Например, простая льняная ткань, из которой делали рубашки, полотенца, убрусы, именовалась полотном. Грубую ткань именовали вотолой. Грубая шерсть – ярига и сермяга, а для верхней одежды предназначалось сукно.
Технически ремесло было очень развито: ткачи использовали несколько систем переплетений, они изготавливали и несколько сортов тканей. На все был спрос, ведь именно ткачество и прядение обеспечивало человека одеждой и разными предметами быта. Старинный промысел имеет современный отклик – и хотя легкая промышленность практически оставила ткачей не у дел, ремесло возрождаются. Мастера покупают и делают станки (иногда – по старинным чертежам), занимаются ткачеством и ковроткачеством. А тканые вручную ковры сегодня являются пиковым интерьерным трендом.
Работа с деревом
Главный материал производства в России – дерево. Из него строили дома, мастерские, укрепления для города, хозпостройки, корабли, сани, даже водопроводы и мостовые… Особенно преуспели в обработке дерева центральные и северные регионы страны, где много лесов.
Виды деревообрабатывающих ремесел:
Запрос на продукты обработки дерева у общества всегда был высок. И одно ремесло способствовало развитию другого. Например, мастера делали деревянные прялки. Когда возникла потребность в украшении прялок, сначала для этого использовали резьбу, а потом – роспись по дереву. Так появилась городецкая роспись.
Если сегодня открыть странички ремесленников в соцсетях, можно увидеть, как популярны интерьерные деревянные игрушки, декор для дома и посуда из дерева, различные панно. Ну а тренд на стол, сделанный своими руками из дерева, только набирает обороты. Мастера делают и фотофоны для блогеров. А значит, работа с деревом все так же популярна у ремесленников.
Деревянная игрушка, XXI в.
Кузнечное дело
Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом.
Отметим, что на Руси металлургия быстро отделилась от кузнечного дела. Производили железо сельские металлурги, добыча руды приходилась на межсезонье.
Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом. В хозяйстве трудно было обойтись без кузнечной продукции – от ножей и игл до рыболовных крючков и замков с ключами. Сегодня кузнецов гораздо меньше, но спрос на ручную продукцию существует.
О кузнечном деле вы узнаете немного больше, после просмотра этого видео.
Гончарное дело
Глины, годные для лепки посуды, находили во множествах регионов страны. Но в городах гончарство было более развито, чем на селе. Помимо посуды делали детские игрушки, а еще плитку для облицовки, кирпичи. Они могли выполнить светильник или рукомойник. На днище сосуда мастер оставлял уникальное клеймо.
В 9-10 веках случился переход от лепной керамики к гончарной, круговой. Пока это не случилось, лепкой занимались женщины. Но уже с кругом стали работать мужчины. Сегодня гончарное дело тоже не дремлет: открываются маленькие семейные мастерские, студии для всех желающих научиться керамике. И хотя такая продукция будет дороже посуды массового производства, люди любят покупать теплые гончарные чашки, миски, фигурки и т.д.
Скорняжное дело
Скорняками называли мастеров, которые занимались выделкой и обработкой животных шкур (подробнее о выделке шкур). Кожаные изделия и пушнина шли на производство одежды, одно был один из самых выгодных товаров, которыми можно было торговать.
Мастера на мясную часть шкуры наносили состав из овса, оставляли его для размягчения на несколько дней. Потом специальным ножом они снимали размокшее мясо, шкуру обрабатывали мелом, удаляли влагу. Потом ее выбивали и вытягивали, после чего она готова была к изготовлению изделия. Труд серьезный, кропотливый, но очень выгодный по тем временам.
Обработка кости
Из кости в древности резали гребни и пуговицы, делали рукоятки для ножей, ручки для зеркал, шахматы, иконки. Косторез использовал в своем деле ножи и сверла, резцы и пилы, а также токарный станок. В 9-13 веках ассортимент изделий костореза был широк.
Костяной гребень (фрагмент) XI-XIII вв. с городища Старая Рязань
Сырьем служили кости крупного домашнего скота, а также рога лосей, оленей. Немалую часть косторезных изделий составляли и поделки, имевшие большее художественное предназначение – различные пластинки для декора шкатулок, навершия посохов, которые могли выглядеть как головы зверей и птиц.
Плетение
«Лапотная» Россия – немного обидное название, характеризовавшее страну отсталой и примитивной. Но лапти и впрямь были востребованы простым людом, и в них ходила почти вся русская деревня. Так как плели лапти из разных пород, они называли дубовиками, ракитниками, берестяниками, вязовиками.
Занимались на Руси и лозоплетением. Из нее делали домашнюю утварь, разные емкости (корзины, короба, вазы). Лозой называли любой природный растительный материал, который мог после обработки гнуться и держать форму. Например, Одинцовский район Московской области ассоциируется именно с лозоплетением – целыми поселениями там плели корзины.
Сегодня плетение более ассоциируется с макраме и бисероплетением. Это заимствованные ремесла, которые обрели большую популярность в 20 веке у славян. Макраме и вовсе стало одним из самых востребованных занятий среди ремесленников наших дней – наверное, потому что плетеные поделки невероятно удачно вписываются в современные луки и интерьеры.
Роспись
Художественная роспись на Руси занимает особое место. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси. В русском творчестве разновидностей и школ росписи немало: какие-то потеряны в дымке лет, но многие остались и их традицию продолжают современные мастера или целые фабрики.
Золотой фонд русской росписи:
Мастера вдохновлялись природой, с которой жили в тесной связи, в почитании и уважения. Глубокий символизм позволял иначе относиться к вещи, считая ее или оберегом, или пожеланием, или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.
Ювелирное дело
Золотари и серебрянники – так звали ювелиров в древности. Преимущественно ювелирное дело процветало в крупных городах. Долю изделий отправляли в широкий сбыт, многое делали на заказ. У ювелиров были высокопоставленные покровители. Самыми крупными ювелирными центрами Руси можно считать Новгород, Рязань, а еще Полоцк и Киев.
Украшение, XIII в.
12-13 столетия стали пиком развития ювелирного искусства на Руси. Мастера овладели такими техниками как «зернь», «филигрань», «скань». Они создавали невероятной красоты украшения. Еще одна излюбленная техника – «чернь» (чернение). Из олова, меди, серы и серебра создавали фон для выпуклого изображения. Причем, там могли изображаться как Христос и Богородица, так и фантасмагорические чудища и языческие празднества.
Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день.
Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день. Какие-то виды ремесел стали не более чем историческим фактом. Но многие виды не просто сохранены, они живут и сегодня. Стоит сказать, что заслуга в этом и конкретных людей, сподвижников, которые через время и меняющийся политический строй смогли пронести наследие предков.
И сегодня ремесленные мастерские, проекты конкретных мастеров находят своих поклонников. А все потому, что ручной труд по нельзя сопоставить с промышленным. И эта великая ценность ремесленничества, душевное наполнение продукта, не просто держит его на плаву, а смело расправляет ему паруса.