река почайна крещение руси
Река, которая может поворачивать течение вспять: тайны Почайны
В истории большей части старинных культур можно обнаружить уникальные природные объекты, затерянные на карте и во времени. Одним из таких стала киевская река Почайна – правый приток Днепра, в котором согласно историческим фактам происходило Крещение Руси. Существующая в реальности, она была стерта из карт и людской памяти, но восстала вновь.
История Почайны
Школьные учебники твердят, что в Днепре князь Владимир Святославович в 988 году провел первый обряд крещения жителей Киева. Все знают, что именно этот момент стал отправной точкой православия на территории Киевской Руси, но мало кто интересуется деталями. Точным местом проведения таинства была именно Почайна или Смородина, как ее именуют в некоторых источниках. На праздник Богоявления после обращения в христианство в этих местах устраивали Великое освящение воды, перед которым ежегодно устраивали крестный ход. Об этом говорит абсолютное большинство древних летописей и даже учебники советского периода в то время, как современные историки упустили этот факт из виду.
Выбор места крещения был выгоден со всех точек зрения. Во-первых, река значила для древних киевлян намного больше, чем сам Днепр. Во-вторых, большая часть населения и основная инфраструктура города находились как раз на ее берегу. И третьим, самым весомым, поводом для крещения в Почайне были безлюдные берега Днепра с колючими зарослями, продираться через которые никому не хотелось.
Как происходило Крещение?
В доправославном эпосе и сказках Почайна тоже успела оставить след. Она считалась аналогом древнегреческого Стикса, по которому мертвые переправлялись на тот свет. Именно в ней жил Змей Горыныч с тремя головами и двенадцатью хвостами, против которого выступили богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Здесь же перед Крещением низвергли идола Велеса – покровителя животных, торговцев и магов, второго после Перуна по важности в пантеоне богов. Еще одно доказательство, подтверждающее роль Почайны в принятии православия: в 1975 году археологи обнаружили здесь священный дуб Перуна и Велеса, служивший ритуальным местом для поклонения.
После уничтожения капищ прежних богов князь Владимир призвал народ креститься и обратиться к Константинопольской церкви. Во время обряда всеми его участниками была вознесена молитва:
«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»
Необъяснимые способности священной реки
Удивительно, но по мере того, как слабла вера людей в идеалы принятой ими религии, река будто стала отдаляться от них. Сначала она «скрыла» свой исток: все историки разделились на две группы, спорящие о том, находится он в Иорданском или Кирилловском озере. Анализ летописей и исторических записей прошлых веков не дает какой-либо ясности: река будто «пропадала» из видимости людей на десятилетия. С течением времени даже появилась группа историков, уверенных в «независимости» Почайны от Днепра.
Активистка и исследовательница истории древней реки Аннабель Морина считает, что историкам все-таки удалось прийти к компромиссу:
«Основные водяные притоки Почайны шли с материка – с запада, а не с востока, где протекает Днепр. Это летописная речушка Водица, считавшаяся первым правым притоком Почайны. Это Мушинка, Коноплянка, Куриный Брод, Западинка, Сырец. Кстати, на карте 1695 года, подготовленной подполковником Ушаковым по заказу Петра I, видно, как Сырец впадает в озеро Долгое (Кирилловское), с которым была соединена Почайна. В районе урочища Крещатик, в окрестностях колонны Магдебурского права можно увидеть памятную табличку со словами о том, что здесь в 988 году в слиянии волн Днепра и Почайны крестилась Русь.»
А позже Почайна и вовсе словно предпочла исчезнуть с людских глаз. Еще в XIX веке она была большим водоемом, отделенным от Днепра длинной косой. Когда-то в ее верховьях находилась крупная древняя гавань, которую даже благоустраивали с помощью системы каналов. Последний такой был прорыт в 1712 году для облегчения доступа судам к берегу.
С начала XX века, когда у людей снизилась вера в высшие силы, Почайна стала сильно мелеть. Началось строительство Северного железнодорожного кольца, отрезавшего легендарную речку от гавани. В 70-х годах оставшиеся рукава реки стали засыпать, несмотря не протесты местных жителей. От реки осталось лишь озеро Опечень – и то, благодаря удачно расположенной дамбе. Почайна «ушла» под землю, став системой озер в подземных коллекторах, из которых вытекает небольшая речка в районе Московского проспекта. Люди окончательно обидели великую реку, дав ей статус «технических водоемов».
Несколько лет назад застройщики из Киева стали упорно утверждать, что Почайны больше нет. Аннабель собрала активистов, чтобы препятствовать проведению дороги вдоль естественного русла реки. Волонтеры добились внесения Почайны в реестры и на карты, а также ее защиты от уничтожения. Аннабель комментирует свой поступок так:
«Мы не должны стать тем поколением, которое окончательно добьет эту летописную речку.»
Очевидно, в благодарность за это река явила ей в 2017 году новое чудо, о котором девушка уже рассказала прессе:
«На праздник Крещения, в ночь с 18 на 19 января, проводилось освящение воды в реке Почайна и озере Иорданском, которое относится к ее старому руслу. Впервые за множество десятилетий забвения. Я присутствовала и, конечно, купалась. Это было необыкновенное чувство, сильное и светлое. А на следующий день мы увидели, как в Почайне течение повернулось вспять…Чудеса рядом, их просто стоит замечать, и мир сразу преображается».
КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ
Авторский сайт Бударина М.Д.
ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. Перейти к оглавлению.
Река Почайна.
«Истина только вначале встречает сильное сопротивление, но чем более выявляется, чем более становится фактом, тем большее число приобретает себе друзей и поборников»
Река Почайна в Киеве.
« Над урной, где твой прах лежит, народов ненависть почила».
А теперь пришла пора определить эпицентр космического взрыва на реке Почайна, который разрушил древний Киев перед монгольским нашествием.
Река Почайна в Киеве представляла собой ныне не существующую восьмикилометровую протоку между Вышгородом и устьем Десны. По свидетельствам летописей она проходила по территории Оболони, мимо Подола и впадала в Днепр, предположительно в районе современного Пешеходного моста Киева. В нижнем течении, напротив Подола, она отделялась от Днепра узкой песчаной косой. В устье, река Почайна служила киевской гаванью и пристанью, и это место называлось Притыкой.
Этимология названия.
Опечень.
Река Почайна в Нижнем Новгороде.
«Несовершенство суждений – наибольший недостаток при умственном труде в любой области»
Ранее эта река имела другое название, которое не сохранилось. По народной нижегородской легенде, переименование реки и появление гидрографа Почайна, случилось во время правления князя Юрия Всеволодовича, который обнаружил родство между рекой Почайна в Киеве, и рекой в Нижнем Новгороде. Легенда весьма красноречива, но в реальной действительности князь Юрий не мог быть причастен к переименованию реки, потому что он, вместе с двумя сыновьями погиб в битве на реке Сити 4 марта 1238 года, и его обезглавленное тело было похоронено ростовским епископом Кириллом. То есть, князь Юрий был убит двумя годами ранее, чем произошла катастрофа Алатырь. Но вопреки летописному свидетельству, народная легенда упорно утверждает, что князь Юрий спасся, и ему удалось укрыться в городе Китеже, расположенном на берегу озера Светлояр. Там и настигли его воины Батыя, предав мучительной смерти. В момент его смерти, как свидетельствует легенда, воды озера расступились, и Китеж погрузился в волны. Устрашенные монголы в страхе бежали от этого места. А Китеж, согласно этого предания, должен явиться в мир накануне Страшного суда («конца света»). Русские легенды всегда удивительно красивы и жизнеутверждающи, а потому мы не будем придираться к тому, что в них реальная действительность слегка приукрашена вымыслом. Но родство рек действительно существует, ибо в 1240 году на берегах обеих рек Почайна, произошли космические взрывы осколков кометы Алатырь. И в этой легенде для нас важно лишь то, что она свидетельствует о событиях этой катастрофы. Это же зафиксировано и в мифологическом названии Дятловых гор (6), на которых и воздвигнут Нижний Новгород.
Новгородская земля оказалась чрезвычайно богата эсхатологическими легендами и «святыми местами», которым до сих пор поклоняются местные жители. На новгородчине, сильно пострадавшей от кометы Алатырь, люди всерьез верят в реальность этих мест. Таково свойство генетической памяти человечества. У меня нет возможности рассказать обо всех «святых местах» новгородчины в маленькой статье, потому что каждое такое место овеяно легендами и заслуживает подробного рассказа. Ведь среди новгородских «святых мест» числятся Дивеево, Керженец, Светлояр-озеро, Старцев угол, озеро Вад, Пустынские озера…
В Старцев угол, расположенный на границе Сеченовского района и Мордовии, до сих пор приезжают паломники со всей России. Когда-то здесь была Спасо-Преображенская мужская пустынь. Однако еще раньше, «с незапамятных времен», это место облюбовали старцы, жившие здесь, как монахи-отшельники, откуда и пошло второе, народное название этого местечка – Старцев угол.Сохранилось предание, что во время татаро-монгольского нашествия Старцевский храм вместе с молящимися монахами ушёл под землю. Говорят, в этом таинственном месте, до сих пор, то колокольный звон, то монашеское пение, доносятся из-под земли, а иногда и столп света озаряет ночь. Это сказание напомнило мне русскую легенду о Китеж-граде, о котором и будет наш следующий рассказ.
Примечания к статье Почайна.
«… мифа о крещении Древней Руси». По христианской легенде, на реке Почайне князь Владимир Святой в 988 году крестил древлян. И это легендарное событие отмечается как день крещения Руси. Можно предполагать, что космическая катастрофа 1240 года на реке Почайне, и способствовала созданию мифа о крещении Руси на реке Почайне. С точки зрения современной исторической науки, крещение Руси рассматривается как введение на территории Киевской Руси христианства, как основной государственной религии, произведенное в 988 году князем Владимиром (Святославичем) Святым. При этом современные историки повторяют традиционную мифологическую версию, которая опираясь на летописную хронологию, относит это событие к 988 году, как год, в который крестился князь Владимир. Этот год и принято считать началом официальной истории Русской Православной Церкви. С точки зрения мировой мифологии, место и год крещения Руси определены безупречно, но это совершенно не соответствует реальной исторической действительности. Ведь мифологическийгод крещения Руси (988 год) является всего лишь датой памяти глобального космического катаклизма 9612 года до н.э., и широко отмечался в Древнем Мире. (Подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»». Давайте кратко напомним события, предшествующие крещению князя. Вот что об этом сообщает историческая легенда. В 988 году русская рать князя Владимира приступила к городу Корсунь (Херсонес), главный город всех византийских владений в Крыму, осада которого продолжалась несколько месяцев. С падением Корсуни князь Владимир стал хозяином Тмутараканского княжества и Крымского полуострова, и посадил на престол в Тмутаракани своего сына. В Корсуни Владимир и прошел обряд крещения, приняв имя Василий (от греч. басилевс–царь). Обряд крещения был необходим язычнику Владимиру, чтобы жениться на православной христианке, дочери византийского императора, Анне. Ведь этот династический брак, давал возможность князю Владимиру породниться с константинопольскими царями, а его наследники от этого брака, при определенных условиях, могли претендовать на византийский престол. Вскоре Анна вместе со свитой и греческими священниками прибыли в Корсунь, где в кафедральном соборе и состоялся обряд венчания по греческому образцу. После бракосочетания, к прежним титулам русского великого князя впервые прибавился титул цесаря (царь), что дало ему право носить царские инсигнии. И позже, в Киеве, он стал чеканить собственные монеты по византийской традиции, на которых изображался со знаками императорской власти, в царской одежде, с короной, держа в деснице царский скипетр с крестом. В память об этих событиях, в Корсуни князем Владимиром была заложена церковь, а в Киев вместе с князем отправились многочисленные православные греческие миссионеры-священослужители, вместе со всей необходимой для совершения православных обрядов церковной утварью. По легенде, прибыв в Киев, князь, прежде всего, приказал разгромить почитаемые ранее языческие капища и ниспровергнуть языческих кумиров. При этом главного идола русских язычников, Перуна, привязали к конскому хвосту, и, протащив до днепровских порогов, бросили в реку. То же самое, согласно легенды, повторилось и в Новгороде Великом, где Перуна бросили в Волхов. Накануне дня крещения киевлян, князем было объявлено: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Крещение было совершено греческими священнослужителями и происходило в месте впадения реки Почайны в Днепр, после чего, как свидетельствует летопись: «… начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло». Такова официальная версия о крещении князя Владимира и Руси.
Однако надо хорошо понимать, что не было и не могло быть единой даты крещения Руси, ибо процесс христианизации Руси был болезненным и длительным, растянувшимся на несколько столетий. А самым мощным посылом к народной христианизации Руси, послужили события космической катастрофы 1240 года и монгольского ига. И я хочу обратить внимание читателя на то, что день памяти святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко, Русская Православная Церковь отмечает 28 июля (15 июля). Между тем, согласно летописи, катастрофа кометы Алатырь также произошла 15 июля.
Еще одна «случайность» этого исторического мифа о крещении Руси состоит в том, что дата крещения Руси определяется 988 годом. Между тем, в своей книге «Тайна «кометы-возмездие»», я уже рассказывал о том, что 988 год явился датой памяти самого страшного космического катаклизма 9612 года до н.э., причиной которого послужило столкновение Земли с «кометой-возмездие» (кометой Фаэтон), и эта дата широко отмечалась во всем Древнем мире, в том числе в Египте и Греции. Недоверчивый читатель может считать случайностью и то, что крещение Руси произошло на реке Почайна, на месте эпицентра космического взрыва одного из осколков кометы Алатырь 15 июля 1240 года. Однако все дело в том, что в мифах никогда не бывает случайностей. Составители мифов очень ответственно относились к историческому фону мифа или легенды. И если бы им понадобилась мифологизация другой даты или другого события, то можете не сомневаться, что в качестве бытовых подробностей, было бы употреблено имя иного подходящего исторического персонажа с необходимым сюжетом, которые делали бы правдоподобной излагаемую версию религиозного мифа. Осознание этого, дает мне возможность легко понимать рациональный смысл древних мифов и легенд.
(3) «… Опечень». Название дано не случайно. Окрестности огненной реки Почайны во время космического взрыва действительно напоминали библейскую «пещь огненную». Согласно словарю В.И. Даля, опечиной (от «опечень») называлась перегоревшая глина, т.е. это место, где располагалась «огненная пещь» всепожирающего огня космического взрыва. По очередному случайному совпадению, на Оболони современные улицы возле озер Опечень до сих пор носят название былинные названия Добрынинская и Богатырская. В настоящее время на Подоле сохранилась и Почайнинская улица, которая, как считается, проходит по бывшему руслу реки Почайна.
(4).» … шапка наполненная землей». В данном случае, речь идет о «шапке государства греческого», и здесь былина о Добрыне Никитиче в очередной раз проводит историческую параллель катастрофы 1240 года, с глобальной катастрофой 1528 года до н.э. В русской традиции «шапкой» называлась царская корона, (например, «шапка Мономаха), то есть речь идет всего лишь о шапке, как о венце (короне), символе космической катастрофы и одновременно, символе власти греческих царей. И несложно понять, что легенда сообщает о крещении князя Владимира, получившего титул цесаря и корону после венчания с Анной. Но при помощи этой же «шапки», здесь же, на реке Почайна Добрыня победил огнедышащего Змея Горыныча, то есть легенда прямо сообщает о мифологической взаимосвязи космической катастрофы с крещением Руси на реке Почайна.
(5) «… еще одной реке». У киевской реки Почайна есть несколько рек-двойников. Это река Сестра, в окрестностях Санкт – Петербурга (см. ст. Основание Петербурга), река Москва, вошедшая в русские былины и мифы река Смородина и река Почайна в Нижне-Новгородской области. Все эти реки имеют самое непосредственное отношение к космическим взрывам катастрофы 1240 года.
На Оболони чиновники пытаются уничтожить историческую реку Почайна, в которой крестили Киевскую Русь
Однако сейчас ее снова может не стать, если Киевсовет примет решение проложить по руслу реки дорогу.
На берегах Почайны древние славяне жили задолго до основания Киева. Название Почайна означает ковш или чашу, наполненную священной влагой. Во все века она была посвящена богам: вначале славянскому Волосу (Велесу), покровителю торговцев, поэтов и волхвов. Потом – христианскому. На картах Киева XVIII-XIX веков она подписана, как река Иорданская.
Последние 30-40 лет Почайна считалась утерянной. Сейчас ее название вновь внесено в Реестр домов, улиц и других поименованных объектов города Киева. На Яндекс карте Почайну можно найти в Оболонском районе столицы. Это малая речка, которая вытекает из Иорданского озера системы Опечень и впадает в Днепр в районе залива Волковата.
Последние года немногие из киевлян знали, что и эта речка, и озера системы Опечень (одно из позднейших названий Почайны – Пучай- Пичани – Опичани) имеют отношение к летописной реке. В X веке это была большая река, которая вытекала из болот в районе нынешнего Межигорья, омывала Киево-Подол и соединялась с Днепром в районе современного Пешеходного моста. Но человек неоднократно вмешивался в ее русло. Вначале Почайна потеряла его часть возле Подола, потом на заливе, которым она соединялась с Днепром, была построена Киевская Гавань, а в 30-тых годах XX после строительства железной дороги речка оказалась отрезанной от Гавани и разлилась большим озером перед насыпью ЖД.
Судя по картам Киева прошлого века, градостроители, вмешавшиеся в течение Почайны, не знали, что с этим делать. Поэтому в 40-50 тых годах русло Почайны попытались отвести в сторону Днепра в районе нынешнего озера Вербное. Был проложен специальный канал, но эксперимент не удался, его засыпали. Тогда и был создан залив Волковата, с помощью которого Почайну и озерцо в ее устье соединили с великом Славутичем.
В те же года изменилась и сама река. Из русла Почайны строители добывали песок, которым укрепляли берег будущего района Оболонь. В результате она превратилось в цепь из шести озер, связанных друг с другом коллекторами. Летописные реки, впадавшие в Почайну ( Коноплянка, Западинка, Курячий Брод, Сыреца и пр.), тоже заключили в коллектора. Теперь они впадают в систему Опечень-Волковата, которая, можно сказать, стала правоприемницей Почайны, но получила технический статус «открытой дренажной системы».
Гидрологи с таким определением категорически не согласны. По экспертному заключению профессора Виктора Вишневского, современная Почайна – это система озер и вытекающая из них река, которая впадает в залив Волковата. Причем вся эта система – это природный водный объект!
В Международном водном законодательстве (имплементацию которого мы должны завершить через несколько лет) есть понятие «сильно измененный водный объект». Сейчас в Киеве под это понятие попадают практически все исторические реки и озера. Они либо заточены в коллекторы, либо сильно изменили очертания, благодаря человеческой деятельности. Но так и остались водными объектами!
Поэтому для Почайны (системы Опечень – Волковата) решением Киевсовета от 2007 года определена не только площадь прибрежно-защитных полос, но и водного зеркала для каждого из озер, речки. При этом в официальных документах говорится, что ее ни в коем случае нельзя сокращать, иначе это грозит подтоплением Оболони.
Поэтому сейчас нас очень беспокоят планы градостроителей и застройщиков – проложить по остаткам исторической реки дорогу, вновь засыпать или вмешаться каким-либо образом в ее русло. На сессии Киевсовета вынесен проект Детального плана территории части Оболонского района, которым предлагается продлить улицу Вербовую в сторону Набережно-Рыбальской вдоль железно-дорожной насыпи. При этом дорога проектируется прямо по остаткам летописной реки, ее прибрежно-защитным полосам, в границах которых строительство запрещено.
Эксперты в дорожном строительстве говорят о том, что дорога эта невыгодна городу и людям, но, видимо, что-то значит для некоторых бизнесменов, которые благодаря «детальному плану» расширяют свои торговые площади в районе рынка Петровка, Книжного рынка или ТЦ «Блокбастер» (кстати, компанию, являющуюся официальным инвестором детального плана связывают с собственником данного ТЦ).
Но если дорога будет построена, то мы можем стать последним поколением, добившим летописную Почайну. А хотелось бы, наоборот, быть теми, кто возродит ее доброе имя, придаст исторический статус, облагородит берега, а, возможно, и очистит водоемы. Всем нам жить в этом городе.