река мжуть история названия
Река мжуть история названия
Можайское Историческое Общество предлагает проект туристического маршрута, описание которого мы помещаем на сайте.
Использование данного материала только с разрешения автора.
Поход за красотой, историей и флюоритами
Протяженность маршрута около 10 км. Но из-за трудностей его прохода время потребуется до 4-5 часов.
Маршрут начинается в пяти километрах на юго-запад от города Вереи, в селе Каменка (точка 1).Из села направляемся вдоль течения реки Ратовки, которая через километр пути значительно углубляет свое русло и течет по живописному заросшему густым лесом каньону. Высота бортов каньона достигает двадцати метров, и сложены они из известняковых отложений каменноугольного периода.
Ратовский овраг. Фото начала XX века.
Места здесь труднопроходимые – переплетение кустарников, рухнувшие мощные деревья, густые ельники и заросли трав в рост человека. Но попадая в эти, почти таежные дебри, воочию представляешь себе, как могла выглядеть подмосковная земля несколько веков назад. Впечатление усиливается тем, что к Ратовке выходят звериные тропы –лоси, кабаны и косули спускаются сюда на водопой, оставляя многочисленные следы.
Ратовка в этом месте имеет горный режим – перекаты, небольшие водопады, покрытое галькой дно.
В Верейском краеведческом музее имеется небольшая подборка каменных топоров и тесел из коллекции краеведа Сергея Александровича Поспелова. Эти каменные орудия найдены им на берегах Ратовки, но конкретное место находок не известно. Их относят к дьяковской культуре, но, возможно, это более ранний период – фатьяновская культура. Каменные топоры, как предполагают некоторые археологи, в хозяйственных нуждах не использовались, а являлись некими ритуальными предметами.
В XV-XVI вв. здесь добывали известняк для строительства Вереи и Борисова городка. До сих пор еще можно видеть места, где ломали камень.
Но не только первозданной дикой красотой знаменит Ратовский овраг – он знаменит и тем, что является подлинным геологическим памятником.
Г.И. Фишер-Фон Вальдгейм (1771-1853)
Так выглядят кристаллы флюорита
Через четыре километра выходим к дороге Верея-Можайск, пересекающей Ратовский овраг (точка 2). В этом месте привал и отдых. В октябре 1812 года французская армия, отступая от Малоярославца, проходила именно этой дорогой и в этом месте переправлялась через Ратовку. 16 октября этой дорогой проследовал в Можайск Наполеон.
От места привала маршрут продолжается далее по каньону.
При выходе из каньона Ратовка превращается в обыкновенную подмосковную речушку с заросшими кустарником и ивами берегами. Эти места из-за обилия осин облюбовали бобры и регулярно возводят здесь свои плотины, подтопляя речную пойму.
Выходим на слияние рек Ратовки и Протвы (точка 3).
Протва интересна своими живописными местами и своей историей. Некогда здесь жил таинственный народ голядь, чье происхождение теряется в веках. Этот народ оставил после себя слишком мало следов, чтобы уверенно судить о его культуре и этнических корнях.
Возможно, что голядь пришла сюда с берегов Балтийского моря, вытесненная тевтонами. Там это племя называли галиндами, и размещались они на южном побережье Балтийского моря на территории современной Польши.
В норвежской «Саге об Инглингах» говориться о том, что в древности на север от Черного моря до Балтики, и от Днестра до Урала лежали земли Великой Швеции. Видимо, под Великой Швецией надо понимать Готское государство. Если это так, то остается только поражаться неуемной энергии готов, подчинивших своему влиянию огромную часть европейской части континента. Поэтому предположение Карамзина о том, что голядь является одним из готских племен, не столь уж и беспочвенно – уж слишком чуждым был этот народ в славянском мире. Вполне возможно, что голядь могла быть одним из готских племен, ушедших далеко на восток и осевших по реке Протве.
Голядь была окончательно покорена русскими князьями в 1147 году, и после этого в летописях уже не упоминалась.
Готский вождь. Мозаика из Большого императорского дворца в Константинополе.
Мозаика из того же императорского дворца. Возможно, это изображение еще одного гота.
Так археологи определяют область расселения голяди
В 25 км от Вереи, вверх по течению Протвы, рядом с деревней Гальчино находится интересное городище, получившие название Гальчинское. До сих пор оно, практически, не исследовано. Первые раскопки на Гальчинском городище проводились в 1998 г., но на очень незначительной площади, поэтому судить о том, кто там жил и когда – весьма затруднительно. Но, скорее всего, это одно из поселений голяди, на месте которого впоследствии было построено славянское укрепление, существовавшее до XV века. Возможно, это была одна из пограничных крепостей Московского княжества. Вызывает интерес и топоним Гальчино, который слишком нетипичен для данных мест. Не исключено, что это название принесли переселенцы из Галича – западного княжества Киевской Руси. Поселение с таким же названием есть и в Костромской области. Есть город Галич на Западной Украине. Возможно, это говорит о том, что после уничтожения голяди на этих местах поселились выходцы из западных княжеств. Возможно, пришли они сюда с галицким князем Иваном Ростиславичем, известным в нашей истории под прозвищем Берладник. Иван Ростиславич участвовал со своей дружиной в походе князя Святослава Ольговича на голядь.
После победы над голядью, Святослав Ольгович 4 апреля 1147 года встречается со своим союзником Владимирским князем Юрием Долгоруким в Москве, где они пировали и обменивались подарками.
Князь Юрий Долгорукий в Москве
Голядь жила в окружении славянского племени вятичей или в близком соседстве с ними.
В конце XI века князь Владимир Мономах воевал с вятическим князем Ходотой и его сыном, но особых успехов не добился. В своем знаменитом «Поучении детям» он вспоминал о том, как две зимы подряд «в вятичи» ходил: «на Ходоту и на сына его», «и к Корьдну ходил первую зиму».
Корьдна – это, по предположению ученых, один из городов вятичей, но точное местоположение его не известно. По мнению Б.А. Рыбакова Корьдно был главным городом вятичей и отождествляется им с селом Корно Мосальского района Калужской области. А Мосальск находится совсем близко от Вереи – всего в 120 км.
Возможно, в летописи вкралась ошибка при многочисленных переписках, и название города следует читать как Кородня или Городня. В этом случае локализация Корьдно затруднительна, поскольку топонимов, в основе которых корень ГОР (город, городище), – в европейской части России великое множество.
Территория расселения вятичей
О вятичах в летописи записано следующее:
На севере соседями голяди были кривичи.
Через сто лет, в XIII веке, народ, обитавший в этих местах, в русских летописях стал именоваться литовцами. Можно предположить, что и голядь была родственна литовским племенам. Против подмосковных литовцев, которые вели упорную борьбу за свою самобытность и свободу, Владимирские князья предпринимали много военных походов. В 1248 году в одном из таких походов погиб в битве на Протве князь Михаил Храбрый, младший брат Александра Невского.
Михаил Ярославич Храбрый 1229-1248.
Окончательно сопротивление литовцев было сломлено лишь в XIV-XV веках. Но следы этого народа еще долго сохранялись среди местных жителей. В середине XIX века Владимир Даль отмечал разительные отличия в языке жителей Можайского, Волоколамского и Рузского уездов от жителей остальных уездом Московской губернии.
Здесь же на Протве некогда располагались обширные вотчины князя Владимира Ивановича Старицкого, двоюродного брата царя Ивана Грозного. Старицкому принадлежали Верея и Вышгород, в котором находился двор князя. Царь Иван Грозный часто наведывался в Вышгород и охотился здесь.
Ивану IY настолько нравился Вышгород с окрестностями, что он будто бы выменял этот город у своего двоюродного брата на дворцовый город Дмитров,
Спустя несколько лет, Грозный, подозревая, что бояре хотят поставить царем Владимира, повелел умертвить своего брата и его детей.
Потом эти земли перешли боярину, а впоследствии и царю, Борису Годунову. Некоторые историки утверждают, что Годунов хотел перенести столицу Московского государства на Протву. Привлекали его эти места не только своей живописностью, но и тем, что здесь было много известняка – основного строительного камня того времени.
Царь Борис Годунов
В 1751 г. эти земли, получившие название дворцовой Вышегородской волости Верейского уезда, по Указу императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы за верную службу в вечное и потомственное владение графу Александру Ивановичу Шувалову — главе Тайной канцелярии Российской Империи.
Граф Александр Иванович Шувалов 1710-1771.
О происхождении названия реки Протвы
Ученые выдвинули две основные версии происхождения названия реки: славянскую и балтскую. Но, скорее всего, название реке дали угро-финские племена, жившие здесь еще до прихода славян и балтов. В русских летописях река упоминается довольно поздно – первый раз в записи за 1147 год. Тогда ее название звучало как ПОРОТВА. По-мордовски, парат-ава значит хорошая девушка, добрая. Это говорит о том, что угро-финские племена, проживавшие в этих местах, говорили на мордовском языке.
Достаточно ознакомиться с названиями притоков Протвы, чтобы даже на слух почувствовать, что они имеют не славянское и не балтское звучание:
Откуда взялись странные названия российских рек
Важная особенность гидронимов в том, что это самые старые имена
Об авторе: Николай Яковлевич Дорожкин – кандидат технических наук, член Российского национального объединения историков естествознания и техники, член Союза писателей России.
Река Кия (Кемеровская область). Чулымские татары называли эту реку Кысу. Фото автора
В древних былинах, сказках и песнях (народных и авторских) часто упоминаются названия рек и речек, а то и просто слово «река» в разных вариациях. На берегах рек – Калки, Каялы, Невы, Вожи, Дона, Непрядвы, Волги – происходили знаменитые сражения. Герои-полководцы получали титулы по названиям рек, где они одерживали победы, – Александр Невский, Дмитрий Донской, Румянцев-Задунайский, Суворов-Рымникский…
«Вон как он дно прет!»
Однако названия большинства рек остаются загадками. Например, в Московской области есть три небольших реки – Сестра, Малая Сестра и Большая Сестра. Значит, чем-то похожи или впадают в одну и ту же реку? Есть и несколько рек по имени Дубна. Тоже все понятно – дубы растут по берегам! А вот две речки с названием Яхрома – это как понять? Да какая-то тетка кричит: «Я хрома!» Тогда уж можно продолжать: Осетр – там осетры хорошо ловились, Воря (тоже не одна) – там, говорят, какой-то вор, искупавшись, решил раскаяться и закричал: «Вор я!», Вобля и Моча – ну, это понятно…
А название знаменитой реки Днепр, протекающей по России и Украине (там он – Днипро), один наблюдатель объяснял так: «Вон как он дно прет! Днипро – он и есть Днипро!» В Тамбовской области есть река Ворона, а в Нижегородской река Сережа – здесь и так ясно! И так далее и тому подобное…
На самом деле, конечно же, все не так просто. Иначе как бы пришлось объяснять происхождение таких известных гидронимов, как, например, «Кама», «Ока», «Дон», «Сура», «Вятка», «Хопер», «Урал», «Тобол», «Иртыш», «Обь», «Чулым», «Енисей», «Бирюса», «Ангара», «Амур», «Зея»? Или, если взять западнее, «Москва», «Клязьма», «Лама», «Вожа», «Протва», «Руза», «Нерль», «Цна», «Десна», «Мокша», «Молога», «Сейм», «Псел», «Оскол», «Двина», «Волхов», «Нева», «Онега», «Пинега», «Мезень», «Вохма»?
А сколько одноименных рек протекает в отдаленных друг от друга местах – Ока в Европе и Ока в Азии, Нерль во Владимирской и Тверской областях, несколько Яуз только в Подмосковье, Сережа нижегородская и Сережа тверская, Воря московская и Воря смоленская, Цна тверская и Цна тамбовская, Исса псковская и Исса мордовская…
В чем тут дело? Что значат эти названия? Почему они так разбросаны по стране? И на каких языках были названы эти реки?
Издалека долго течет река…
У гидронимов, то есть названий рек, есть одна важная особенность. Это самые старые имена! Город может сменить несколько названий в течение десятилетия, страна – за один век, море – за тысячу лет. А вот река нередко сохраняет имя, полученное в незапамятные времена.
Возьмем для начала самую известную реку России. Что означает слово «Волга»? Ведь не иностранное, а свое, русское, славянское… Догадались? Можно подсказать: в некоторых местностях по Волге и Дону есть прилагательное «волглый», то есть «влажный, мокрый». Это значит, что «Волга» означает всего-навсего… «влага» или «вода». От «Волги» и название маленькой речки – «Волгуша».
А приток Волги – Ока? Поскольку там, где она протекает, проживали племена финно-угорской языковой группы, слово «Ока» производится от финского «йоки» – «река», «поток воды».
Проследуем в Сибирь. Вот река Обь. Эта могучая река протекает по землям, где издавна живут ханты и манси. А самые древние жители Приобья – ираноязычные скифы – обитали когда-то у истоков реки. В иранском языке слово «об» значит «вода» и «река». Стало быть, названия «Обь», «Ока» и «Волга» – практически синонимы.
Волга не всегда носила русское имя. Ранее для булгар и хазар имя великой реки звучало и писалось как «Итиль», что переводится тоже как «река». А еще раньше Волга называлась словом «Ра» – «река».
И в связи с этим стоит обратить внимание на целое семейство рек и речек, названия которых оканчиваются на «-ра». Сколько их? Например, в Подмосковье – Истра, уже знакомые Сестра, Малая Сестра и Большая Сестра, Нара, в Рязанской области – Пара и Пра, в Калужской – Жиздра, в Самарской – Самара, а через Пензенскую и Ульяновскую области, через Мордовию и Чувашию течет приток Волги – большая река Сура. В Вологодской, Новгородской и Пермской областях есть реки с названием «Вишера», в Республике Коми – «Печора».
Значит, все эти названия образованы из слова «ра», то есть «река», и какого-нибудь «довеска», характеризующего эту реку. В названии «Сура», возможно, соединились два слова, обозначающие реку – древнее «ра» и более позднее тюркское «су».
В Европейской России много подобных речных семейств. Вот, например, еще одно: Москва, Нева, Протва, Непрядва, Лысьва, Сосьва, Калитва, Сылва, Вильва, Койва… Здесь в основе каждого названия слово «ва», которое тоже означает «вода» или «река» на одном из финно-угорских языков, а именно на современном коми-зырянском или древнем мерянском (народ меря соседствовал когда-то со славянскими и другими племенами, а затем растворился в них).
А какая это вода или река – Талая (Сылва), Новая (Вильва) или Птичья (Койва), – об этом говорит первый слог гидронима.
Названия многих рек оканчиваются на «-на» – например, «Десна» (в бассейнах Днепра, Москвы, Южного Буга) или «Сосна», «Тосна», «Березина». Известны целых четыре Дубны, две Двины (Северная и Западная). Нетрудно догадаться, что каждое из этих названий составное – первый слог описывает, какая именно «на» (то есть «вода» или «река») протекает в данной местности. И не надо быть специалистом по топонимике, чтобы догадаться о смысле названий типа «Онега» («Ветлуга», «Молога», «Пинега») или «Яуза» и «Береза» с «Вазузой». Скорее всего слог «-за» или «-уза» тоже переводится как «река» или «вода».
На языке древних скифов
Отдельного рассмотрения заслуживают названия таких рек, как Москва, и целого семейства сходных между собой имен – Дон, Дунай, Днепр, Днестр.
О происхождении гидронима «Москва» ученые спорят давно. Есть предположения, что это наименование складывается из определения «моск», восходящего к прибалтийско-финскому «муст» («мутный», «темный») и мерянского «ва». По другой гипотезе, в основе лежит мерянское слово «маскава» – «медведица». Интересно, что и в одном из языков североамериканских индейцев есть слово «мусква» – «черный медведь»…
Что касается Дона, Дуная, Днепра и Днестра, то в названиях этих рек основа – «дон» или «дн», то есть «река» на языке древних скифов, кочевавших на огромных пространствах Европы и Азии. Скифы были ираноязычным народом. К таковым же относятся и современные осетины, на языке которых «дон» – тоже «река».
Правда, есть еще река Дон в Шотландии. Побывали там скифы или это случайное совпадение? Может быть, и не совсем случайное. Потому что некоторые исследователи не исключают скифский след в Шотландии. Очень уж похожи названия этих далеких друг от друга народов! По-русски скифские владения – «Скифия» («Скития») или «Скуфь», а шотландские по-английски – «Скотланд»…
В азиатской России картина с названиями рек примерно такая же. С Обью уже все ясно – иранское «оба» значит «вода» или «река». Откуда иранское в Сибири? Сибирь велика – по площади она больше всей Европы. И всякому языку там найдется место. В частности, ираноязычные скифы проживали когда-то как раз в тех местах, откуда начинается река Обь, то есть в предгорьях Алтая.
Приток Оби – Томь, впадающий в нее недалеко от города Томска, называется так из-за темноватого цвета воды. На языке народа кетов (их еще называют «енисейскими остяками») слово «тома» означает «темная».
Другой приток Оби – Иртыш – получил имя от монгольского «эртис» – «река». По другой версии, в основе этого гидронима – тюркские слова «ир» («земля») и «тыш» («рыть»). Есть и кетское слово «Ирцис» – «бурная, стремительная река», каковой и является Иртыш в верховьях. Удивительное дело! Кеты – очень маленький народ, их всего несколько тысяч, а дали имена таким большим рекам.
Гидроним «Енисей» складывается из эвенкийского «енэ» – «большая река» и опять же кетского «сесь» – «река». Это естественно – ведь Енисей протекает по землям, населенным этими народами. Но и не только: на территории Тувы Енисей именуется по-тувински – Улуг Хем («большая река»).
А вот имя реки Амур имеет более сложное происхождение. Монголы называют ее Хара-Мурэн – «черная большая река, впадающая в море». Эвенки зовут ее словом «Амар» или «Амур» («река»), нанайцы – «Маму» («мутная»).
Есть в Сибири и несколько рек, имена которых оканчиваются на «-я». На Дальнем Востоке это – Зея и Бурея, в Западной Сибири – Чая (в Томской области), Кия и просто Яя (Кемеровская область). Здесь велика вероятность того, что в основе этих названий находится мансийское «я» – «река». Что касается названия реки «Кия» (приток Чулыма), то в нем соседствуют селькупское «кы» («река») и мансийское «я». Чулымцы (иначе чулымские татары – небольшой тюркоязычный народ) называли эту реку Кысу, соединяя селькупское «кы» и тюркское «су» – то и другое означает «река». Интересно, что похожее название – «Кы-чу» – имеет река, на берегах которой располагается столица Тибета – знаменитый город Лхаса…
А на Северном Урале протекает уникальная река Чусовая, приток Камы. Уникальность ее в том, что ее название отражает историю пребывания на берегах реки поочередно нескольких разных народов. Получается, что когда-то здесь проживали племена тибетского происхождения, давшие реке имя «Чу» («река»). Затем их сменили некие тюрки (скорее всего – вездесущие татары), добавившие свое название «су» («река»). Позже появились коми-пермяцкое «ва» («река») и мансийское «я» (тоже «река»). Чу-су-ва-я!
Может быть, это и легенда, но говорит она о многом и в значительной степени отражает действительность.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Река мжуть история названия
Существует несколько толкований происхождения названия Можайска. Народная этимология соотносит его со словом «МЕЖА», т.е. граница, связывая его с пограничным расположением города в древности. И в самом деле, во времена удельных княжеств Можайск находился на рубежах то Смоленского, то Черниговского, а затем и Московского княжеств. По этой версии, первоначальное название города было Межайск, и лишь позднее приобрело нынешнее звучание.
Вторая версия встретилась мне в газете «Московские губернские ведомости». Неизвестный автор, подписавшийся одной литерой «. Ъ», в статье за 1841 г. сделал такое предположение: «Слово Можайск, если происходит не от реки, то ни от глагола ли МОГУ, МОЖАИ, т.е. мужественный, могучий?» И с грамматической, и с этимологической точки зрения эта версия крайне слаба и к тому же несет в себе много искусственной нарочитости.
Версия, на первый взгляд, очень убедительна и не требует для своего подтверждения каких-либо лингвистических ухищрений. Тем более, что народное название города (и историческое!) «МОЖАЙ» звучит совершенно так же, как и приведенное литовское слово.
Но и с этой версией согласиться трудно, так как она объясняет название всего лишь одной реки. Все остальные гидронимы Можайского района остаются загадкой для лингвистов. Трудно согласиться с тем, что ареал расселения балтского этноса был настолько мал, что не распространился далее реки Можайки (длина ее в настоящее время не более трех километров).
Для ответа на этот вопрос обратимся прежде всего к истории. Из летописей известно, что восточными соседями славян была Меря, один из народов финно-угорской группы населявшая половину нынешней Московской области. Археологические раскопки подтвердили это: граница между племенем Вятичи и Меря проходила в IX-XI вв. по территории Московской области (в том числе и Можайского района. В течение средневековья Меря была славянизирована. Меря исчезла, ее язык был забыт, но следы пребывания ее на этих землях сохранились в названиях рек, доставшись нам как загадочное лингвистическое наследство.
Кроме гидронимов есть в Подмосковье и загадочные топонимы. Вот с них и начнем наши попытки определить язык давно исчезнувшей мери.
Даже бросив не слишком пытливый взгляд на карту окрестностей современного Можайска, мы обнаружим множество названий, чье звучание если не чуждо нашему русскому уху, то, по крайней мере, полностью лишено семантического смысла: Пеньгово, Ченцово, Моденово, Отяково, Шишиморово. Названия этих сел не связаны с реками и, можно думать, остались от мери, жившей в этих местах. Если это так, то мы приходим к весьма любопытным выводам. Прежде всего, следует сказать, что эти села не могут быть очень древними. Основаны они, конечно же, не в IX и даже не в XV веке, а значительно позднее. Возможно, лет четыреста, а то и триста назад. А это значит, что еще при Петре I мерянская речь была если не преобладающей, то довольно распространенной в нашем крае. Видимо, ассимиляция этого народа шла очень медленно, топонимы сохранялись в естественной языковой среде, благодаря чему и дожили благополучно до наших дней.
Ни древнерусские, ни литовские словари не проясняют семантику названий этих сел. Объяснение нашлось лишь в мордовском языке. И вот что получилось:
Приуральские скифы. Реконструкция. Возможно, они и были предками мордвы.
Теперь обратимся к гидронимам.
Расселение мордвы на территории совресенной Европейской части России
Как видим, со всех сторон Можайск окружают мордовские названия. Можно предположить, что и само
имя города (или реки) имеет мордовские корни. Вариантов может быть два.
Для примера можно привести очень любопытные случаи изменения рода гидронимов. Еще сто лет назад под Можайском протекала река Мжуть (жен. род). Ныне это река Мжут! Говорит ли это о том, что ментальность славянская превозобладала над ментальностью финской?
Стоит обратить внимание на распространенный в Подмосковье топоним Мордвиново. Такое село есть и в Можайском районе. Можно предположить, что все эти села принадлежали графам Мордвиновым. Но такая версия не слишком убедительна и не подтверждается документами. Скорее всего, перед нами еще одно свидетельство, пережившее века, о древнем населении нашего края.Весьма примечательно то, что рядом с Мордвиновым находилась и деревня Русина (сейчас она исчезла). Это очень ценное свидетельство того, что первоначально на этой территории жили различные этносы.
На основе мордовского языка можно дать объяснение названию Москвы-реки, до сих пор остающейся загадкой для лингвистов. Прежде всего обратим внимание на то, что «МЕРЯ» не есть самоназвание народа в его полном смысле. Это был, скорее, этнический синоним. А как же тогда называл себя в далекой древности финский народ, населяющий эти места? Может быть, «МОКША», как себя называет до сих пор мордва? (Мордва делится на два больших племенных образования: мокша и эрзя. И кроме этих этнических имен исконный мордовский язык иных наименований для своего народа не знает). И если были река Русская и река Мерянская, то почему бы не быть реке Мокшанской? Название этой реки могло звучать как «МОКШАВА», т.е. мокшанка. Славянский язык несколько переиначил это название: вначале оно звучало как Моксава, а впоследствии стало звучать и как Москва. Если это предположение верно, Москва-река была в древности главной рекой племени мокша, центром ее расселения.