река альта на карте древней руси
Альта (река)
Альта | |
---|---|
Ильтица | |
Водоток | |
Устье | река Трубеж |
· Местоположение | Переяслав-Хмельницкий |
Расположение | |
Страна |
Считается местом убийства в 1015 году князя Бориса своим братом Святополком Окаянным. В 1068 году в битва на Альте половцами была разбита киевская дружина.
Упоминание в летописях
— ПСРЛ, XXXI, Летописцы последней четверти XVII в., 50
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Альта (река)» в других словарях:
Альта — Альта: Альта (Алта) город в Норвегии. Альта женское имя. Альта река на Украине. Альта украинская противотанковая управляемая ракета. Альта Верапас департамент на севере центральной части Гватемалы. Альта Виста район г. Оттава, Онтарио, Канада … Википедия
Ильтица (река) — Река Альта Ильтица Протекает по территории Киевская область, Украина Устье река Трубеж Альта река на Украине, правый приток Трубежа. Считается местом убийства в 1015 году князя Бориса своим братом Святополком Окаянным … Википедия
Сегура (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сегура (значения). Сегура (исп. Segura, лат. Thader) … Википедия
Переяславль уездный город Полтавской губернии — при реках Альте и Трубеж; состоит из города собственно и трех предместий. Жителей в 1896 г. 15582 (7621 мужч. и 7961 женщ.): православных 7887, раскольников 34, католиков 110, протестантов 58, евреев 7392, прочих исповеданий 101. Дворян 218,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Переяславль, уездный город Полтавской губернии — при реках Альте и Трубеж; состоит из города собственно и трех предместий. Жителей в 1896 г. 15582 (7621 мужч. и 7961 женщ.): православных 7887, раскольников 34, католиков 110, протестантов 58, евреев 7392, прочих исповеданий 101. Дворян 218,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Административное деление Оттавы — Столица Канады город Оттава имеет централизованное управление в виде городского совета и мэрии (см. Сити холл (Оттава)). В то же время, как и во многих других городах Канады, в Оттаве принято деление на районы. Чаще всего используются следующие… … Википедия
Ривервью (Оттава) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ривервью. Пригородная улица в Ривервью … Википедия
Пуэрто-Рико — (Puerto Rico) Государство Пуэрто Рико, география и история Пуэрто рико, государственный строй Государство Пуэрто Рико, природа и география, население, политическое и экономическое устройство Содержание Содержание 1. История острова Доколумбов… … Энциклопедия инвестора
Валь-д’Аран — исп. Valle de Arán Комарка Испании (АЕ 3 го уровня) … Википедия
Реки истории Руси
Калка, Альта, Стугна и другие реки неоднократно упоминаются в летописных источниках, повествующих об исторических событиях. Так уж сложилось, что одной из первых прозвучала речка Альта.
В 1015 году после смерти Владимира Святого, пытавшегося крестить Киев в 988-990 годах, но ни в коем случае не Русь, продолжилась политика распространения христианства от Киева в другие земли. Ярым поборником проведения христианизации земель выступил Святополк Владимирович, объявивший себя Великим князем. Как ни странно, но все его шаги по распространению чуждой религии не нашли поддержку у его многочисленных братьев от разных матерей. Из летописей известно, что «Святой Равноапостольский» Владимир изрядно баловался винчишком и не пропустил ни одной более или менее симпатичной обладательницы женских юбок. Совместно с ним проживало несколько жен с детьми, а также свыше восьмисот наложниц, имевших бесчисленное множество детишек «Святого».
После смерти отца наиболее расторопным оказался другой сын Рогнеды – Святополк и объявил себя Великим князем Киевским. Он не имел старшинства по возрасту, но зато имел авторитетного тестя – польского короля Болеслава 1 Храброго. Напомню, что в те времена титул короля в покоренных землях присваивал своим наместникам глава католической церкви – папа Римский. То есть с данного момента всерьез сталкиваются интересы двух ветвей христианской церкви – Западной и Восточной.
Итак, на девятый день после кончины отца Святополк ( впоследствии прозванный Окаянным) убивает на речке Альте родного брата Бориса. Спустя полтора месяца такая же участь постигла Глеба, а потом и Святослава. Крещенные Борис и Глеб впоследствии были канонизированы христианской церковью греческого обряда.
Спустя четыре года Святополк на этом же месте на речке Альте, поддержанный половцами-печенегами, исповедовавшими в то время близкую к изначальному Православию традицию, терпит сокрушительное поражение от Ярослава, возглавлявшего новгородскую дружину.
В 1068 году нашествие на киевские земли половцев во главе с ханом Шеруканом завершилось разгромом коалиции князей Всеволода, Изяслава и Святослава Ярославичей все на той же реке Альте. Складывается впечатление, что эта река всегда вставала на пути нападавших со стороны Польши, Новгорода, а также половецких земель. Видно здесь было наиболее удобное место для масштабных ристалищ или это – очередная выдумка придворных летописцев. Возможна и такая версия: столица половцев находилась гораздо севернее широты Киева.
Хочу заострить ваше внимание на союзе Полоцких князей с поляцкими (польскими) родственниками и даже с печенегами, которые неожиданно исчезли с политической арены после поражения Святополка при речке Альте в 1019 году и бегстве его в Польшу, где и скончался.
В 1019 году Ярослав выдает грамоту Новгороду об освобождении от уплаты ежегодной дани великому князю.
В 1021 году на Новгород нападает полоцкий князь Брячислав, племянник Ярослава. По заключению мира к Полоцкому княжеству отходят Усвят и Витебск.
В 1022 году Мстислав Владимирович, княживший в Тьмуторокани, покоряет касогов и расширяет свои земли, строит церковь во имя Святой Богородицы.
В 1023 году киевский князь Ярослав терпит поражение от младшего брата Мстислава при Листвене и бежит в Новгород. На следующий год происходят волнения язычников в Суздальской земле, что не удивительно при ослаблении власти христиан.
В 1024 году Мстислав со своей дружиной из касогов и хазар подступил к Киеву, но киевляне не пустили его. Тогда пришел Мстислав в Чернигов и стал княжить в нем. Ярослав обратился за помощью к варяжскому князю Якуну. После поражения Ярослав вновь возвращается в Новгород.
В 1025 году – летописное предание об основании Ярославля.
В 1026 – мир Ярослава Мудрого с Мстиславом Тьмутараканским. По предложению Мстислава братья делят земли по Днепру: Ярославу достались западные земли, а брату – восточные.
В 1030 году – поход Ярослава на чудь, основание Юрьева (он же – Дерпт и Тарту).
В 1031 году – поход объединенного войска Ярослава и Мстислава против Польши.
В 1032 году в Киеве состоялось бракосочетание дочери Ярослава Елизаветы с норвежским королем Харальдом.
В 1034 году Киев осадили печенеги-половцы, но не смогли взять.
В 1035 году – грамота Ярослава Новгороду об освобождении от дани.
В 1037 году Ярослав окончательно утверждает столицу в Киеве.
В 1040 году – поход Ярослава на Литву в Мазовию (так в те времена назывались земли, которым предстояло стать Польшей в 18 веке).
В 1043 году – неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию, попытка избавиться от влияния ромеев на Киев.
В 1046 году – заключение мира с Византией.
В 1049 году – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита греческого происхождения Иллариона.
В 1050 году – «Слово о погибели Русской земли» неизвестного автора из Переяславля-Залесского.
В 1051 году – поставление на митрополию Ярославом священника села Берестово без предварительного согласия с константинопольским патриархом ( первый митрополит из русских).
Этому событию предшествовало торжественное бракосочетание в Реймсе французского короля Генриха 1 с Анной Киевской-дочерью князя Ярослава. Вновь победила прозападная партия.
В 1054 году скончался Ярослав Мудрый. На престол заступил старший сын Изяслав. Поход Всеволода Ярославича в Причерноморье. Заключение мира с половцами. Большое событие в христианском мире – уния Рима с Константинополем.
В 1060 году – поход объединенных сил Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей при поддержке Всеслава Полоцкого в Причерноморье на борьбу с язычниками.
В 1061 году – первый поход половцев на русские земли. Поражение Всеволода.
В 1064 году – бегство из Новгорода князя Ростислава Владимировича, двоюродного брата Ярославичей в Тьмуторокань. Отравление Ростислава греками.
В 1065 году – захват Новгорода Всеславом Брячиславичем Полоцким.
В 1067 году – ответный поход Ярославичей в полоцкие земли, захват и полное разграбление Минска, разгром войск Всеслава на реке Немиге (3 марта).
В 1068 году – поражение и бегство Ярославичей в битве на речке Альте. Восстание населения Киева и возведение на престол освобожденного из темницы Всеслава. Изяслав бежит в Польшу к Болеславу 11 Смелому, затем в Германию к Генриху 1V, потом к римскому папе Григорию V11.
В 1069 году Изяслав с помощью поляков восстанавливает свою власть в Киеве. Всеслав бежит в Полоцк.
В 1068-1072 – народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской, Черниговской землях.
В 1070 году Изяслав изгоняет Всеслава из Полоцка.
В 1071 году – восстание смердов-язычников в Суздальской земле и на Белоозере.
В 1072 – русская церковь добивается у Константинополя канонизации князей-мучеников Бориса и Глеба. Вновь лидирует византийская партия.
В 1073 – изгнание Изяслава Ярославича из Киева братьями Святославом и Всеволодом.
В 1073-1074 – поход русской рати во главе с Владимиром Мономахом по просьбе императора Михаила V11 Дуки на усмирение восставшего против Византии Херсонеса.
В 1075 году Святослав 11 Ярославич принимает послов германского императора Генриха 1V и ведет с ними переговоры о возвращении великокняжеского престола Изяславу 1, принявшему католицизм. Святослав11 категорически отказывает брату великое княжение и 27 декабря следующего года неожиданно умирает в 50-летнем возрасте. Спустя четыре дня, 1 января 1077 года подписывается волынский мир между Изяславом 1, пришедшим с польским войском и Всеволодом, уступившим ему престол.
Весь последующий год идет непрерывная война братьев. Носит она исключительно религиозный характер двух христианских течений: римского и византийского толка и, как следствие, ослабление христианского ига.
Обращает на себя внимание тот факт, что в этой междоусобице регулярно принимают участие половецкие ( жителей Поля) войска. После их победы на реке Альте свыше четырех лет продолжались народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской, Черниговской землях. Это лишний раз подтверждает, что принятие правящей верхушкой христианства, не искоренило в народе Ведические традиции. Как известно, эти восстания возглавляли волхвы. Суть этих народных возмущений была искажена последующими летописцами победившей идеологии и следовавшими за ними историками. Народ боролся против распространения влияния латинской церкви, а в отдельных случаях и за восстановление древних ведических традиций или Истинного Православия, в последствие названного язычеством.
Если вспомнить истинное значение слова «языки», то есть «народы», то без труда можно понять, что с участием христианской церкви проводилась политика установления абсолютной монархии по образу и подобию уже существовавшей во всех христианизированных государствах в противовес существовавшим «языческим» законам избрания князей общенародным Вече из числа наиболее достойных вождей. Перспектива лишения избирательного права и толкала народ к вооруженным выступлениям. Поддержку народному язычеству в то время могли оказать только половцы – жители бескрайнего Поля, проживавшие на территории от Москвы-реки до Черного моря и от Днепра до Байкала. Эта территория звалась Великое Поле. От Дуная до Днестра искони
Еще несколько столетий назад многие народы ясно представляли, что Дон – река, вода; Днепр – Донапр – Дон порожистый; Днестр – Дон стремительный; Дунай – Дон могучий (полноводный). Сегодня же только в Ос(в)етии – Алании могут без боязни называть свои реки истинными именами: Ардон, Кармадон, Фиагдон и т.д.
До принятия верхушкой половецкой знати стремительно распространявшегося ислама христиане называли этот народ печенегами (печеными) или татарове (татаРа). Позднее стали звать половцами или татарами. Иногда к этим названиям примешивали арабское кипчаки, при этом во ВСЕХ (!) летописях и переведенных хрониках звучит «поганые» т.е. не познавшие «истинного» бога еврейского, но все это был един народ никогда и никуда не пропадавший. С принятием частью народа ислама и последующей ассимиляцией с восточными народами начался новый виток взаимоотношений внутри самого народа половецкого. Причина смены религии нами будет подробно рассмотрена немного позже. Удивляет другое: всегда и все ученые знали об этом, но почему-то боялись писать. Неужели за каких-то три сотни лет из нас полностью вытряхнули наше национальное самосознание, отучили мыслить и уважать самих себя.
Речение – так назывался процесс движения в едином информационном пространстве, то есть движение в единой реке жизни, едином информационном потоке. Отречение – процесс отторжения преступников (преступивших Законы Прави) или изгнания фальсификаторов и лжецов. Первой рухнула КПСС (Крайне Правые Силы Сатаны), остатки которой все еще цепляются за хлебные места в Думе. То же самое происходит и РПЦ, т.к. первый признак развала – безудержный, преступный процесс накопления капитала любой ценой, включая торговлю отравой, в виде табака и водки.
В мае 1125 года преставился великий князь Владимир Всеволодович Мономах на уже известной реке Альте. Названный отцом Всеволодом Владимир при крещении получил имя Василий, а мать греческая царевна Анна звала сына по имени отца своего Мономахом (единоправящим).
Описание битвы на реке Альте: ход сражения и последствия
Первая битва на Альте 1019 года
Ярослав собрал в Новгороде новое войско и шел к Киеву. Святополк не вступил сразу в сражение, убежал в южные степи, где призвал на помощь печенегов. Они согласились ему помочь и двинулись навстречу Ярославу. Решающая битва произошла на реке Альта. Именно на ней был убит по приказу Святополка святой князь Борис. Согласно летописям, сражение было упорным, воины три раза сходились в схватке. В результате печенеги бежали, Святополк покинул пределы Киевской Руси, Ярослав победил.
Второе сражение на реке Альте 1068 года
Хотя первая битва произошла в ходе междоусобной войны, в ней уже с одной стороны участвовали степные кочевники. В 1068 году на этой же реке состоялось еще одно известное сражение между русскими князьями и уже другими южными племенами половцами.
Предыстория и предпосылки
Исторические условия того времени показали, что борьба между оседлым земледельческим населением Восточно-Европейской равнины и кочевниками на границах с ним шла постоянно с большей или меньшей интенсивностью. Степные просторы в северном причерноморье привлекали сюда своими природными условиями кочевые народы, которые, как показывает история, совершают набеги на соседние государства.
После разгрома печенегов в 1036 году был период затишья. Спустя несколько лет вместо них пришли новые племена половцев, тоже периодически совершавшие набеги. Естественно, князья организовывали оборону и ответные походы для защиты южных границ. После первого крупного нападения половцев в 1061 году, когда они преодолели построенные на границах при великих киевских князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром оборонительные сооружения, земляные валы, стало понятно, что возникла новая угроза. Считается, что в 1068 году кочевники совершили следующий крупный набег.
Ход битвы
Когда была получена весть о приближении половцев во главе с Шаруканом, навстречу ему выступили киевский князь Изяслав Ярославич, черниговский князь Святослав Ярославич и переяславский князь Всеволод Ярославич. В сентябре 1068 года они сошлись с половцами. Если в битве на Альте 1019 года киевский князь Ярослав Мудрый победил печенегов, на этот раз русские дружины на этой реке потерпели поражение от кочевников. Подробностей о ходе битвы источники не сообщают. Известно, что она произошла ночью. После этого князья Изяслав и Всеволод вернулись в Киев, Святослав в черниговские земли.
Последствия для Киева
Реванш Ярославичей на Снове
После победы на Альте половцы вторглись в южные пределы Руси, в том числе в Черниговское княжество. Правивший здесь князь Святослав решительно напал на них с трехтысячным войском. 1 ноября 1068 года произошла битва на реке Снова. У половцев было двенадцать тысяч воинов. Несмотря на это русские дружины одержали победу в ходе решительного удара. Есть сведение, что в плен попал руководивший кочевниками Шарукан. После этого вновь наступил период относительного затишья. Следующий крупный набег половцев датируется 1093 годом. Как и печенеги, они не только сами совершали нападения на южные границы Киевской Руси, но и часто принимали участие в княжеских междоусобицах.
Изложенные события в целом содержат основные особенности отношения кочевников к русской истории. Битва на реке Альте 1019 года показала, что они использовались в войнах между князьями, что повторялось в последующее время. Оба сражения закончились по-разному для киевского князя. И впоследствии военные действия велись с переменным успехом. Также не раз в летописях встречаются сведения об активности народного веча. В этом смысле обе битвы на реке Альта были ранними событиями в истории отношений Руси и степных кочевников.
Битва на Альте в 1068 г. Рассуждения об истории.
Пожалуй, что одной из самых непростых и в тоже время интересных задач при создании последнего романа стала битва на реке Альта. Не хотелось оставлять это сражение «за кадром», сухо упомянув, что да – половцы разбили триумвират Ярославичей, после чего принялись без всякой опаски грабить южную Русь.
И в тоже время сухие строки летописей и несмелые упоминания историков оставляют богатую пищу для размышлений. Да и чем вообще так занимательна эта битва и почему мы, в большинстве своем, ничего про нее не слышали? Сначала изложу только общеизвестные факты: в 1068 году половецкий хан Шарукан Старый собрал большую орду и вторгся с ней на Русь. Против нее, внимание, выступил триумвират Ярославичей – полновластных правителей Руси, сыновей Ярослава Мудрого. По старшинству: Изяслав – великий князь Киевский, Святослав – князь Черниговский и Всеволод – младший и любимый сын своего отца, князь Переяславский. Впрочем, говорить о том, что они поставили «под ружье» всю Русь, преждевременно, но об этом чуть позже.
Изначально, не очень хорошо зная этот фрагмент древнерусской истории, я полагал, что объединившись, князья вышли в степь и дали бой за пределами своей земли. Как это было, например, в 1060 году, когда триумвират выступил против торков, заставив их мигрировать к границам Византии. Но нет, как оказалось, степняки прорвались за Посульскую линию, и сражение случилось на территории Переяславского княжества.
Что еще известно о ходе битвы? Некоторые историки, например Шамбаров, упоминают, что схватка случилась ночью, и что вся пространство перед рекой было занято кострами степняков. Есть летописные упоминания, что «множество половцев склонили головы под мечами русскими», но, тем не менее, взяли верх в битве. И вот собственно, все упоминания.
Для себя я объяснил все происходящее с одной стороны, страхом князя перед степняками после столь масштабного поражения, и возможно, неспособностью адекватно воспринимать происходящее вследствие пережитого стресса. Ну, слышали про шоковое состояние. А с другой – к нему, ВЕЛИКОМУ князю Киевскому, обратился с веча простой люд! Простой люд. И не важно, что они выступили с адекватной просьбой – для уязвленного поражением князя она звучала как требования. А дальше в его голове все звучало так: «да кто они такие! Да я, ВЕЛИКИЙ князь…»
Короче, Изяслав отказал. И тогда киевляне подняли восстание, а великий князь… Он бежал в Польшу, бросив свой народ и столицу.
Подытожим факты: половцы прорвали укрепленную на реке Суле границу Руси, разбили объединенные княжеские дружины, представлявшие собой если не все русское войско, так его профессиональное ядро, основу. Южная Русь осталась практически без защиты – помощь с Новгорода все равно прийти не успеет, с вятичами на северо-востоке или полочанами на северо-западе вообще все сложно. А глава государства бежал за границу, искать у поляков – неизменного врага! – помощи против собственного народа! Да, это еще не Батый. Но на деле очень близко. В сущности, катастрофу на Альте вполне можно сравнить с разгромом на Калке, а сложившуюся в принципе ситуацию очень близкой к 1240 году.
Теперь немного о творческом процессе. Задача первая – определиться с датой битвы. Самое смешное, что я, например, изначально нигде не смог найти даты битвы, потому отталкивался от сражения при Снове, произошедшее между половцами и черниговцами в ноябре 1068 года. Кратко об этой битве: Святослав, единственный из братьев, в сложившейся катастрофической ситуации не спасовал, а собрал, всех кого смог, и вновь пошел рубиться с куманами. Этот видно не побоялся вооружить ополченцев. Тут летописи уже называют конкретные цифры и месяц: 3 тысячи русичей против 11 половцев, ноябрь. Самое интересное, что в этот раз Святослав побил врага и, по Новгородской летописи, пленил самого Шарукана!
Я начал думать: итак, половцы идут в поход. Что они должны успеть сделать дома до вторжения? Для степняков жизненно важна заготовка сена на зиму. На Руси сенокос завершался в конце июля, я предположил, что и куманы примерно в это же время успевали закончить с покосом. Далее: половцы ведь не дураки, они идут грабить, а что грабить у славян? Ну, помимо рабов? Речь ведь сейчас не о штурме крупных городов, где можно злата и серебра разжиться, упоминаний о взятии Переяславля в летописях нет. Логично предположить, что половцы дождались до завершения сбора урожая, приходящееся на конец августа, начало сентября, и уже тогда ударили.
Но путь им преградила Посульская линия. Об укреплениях оборонительного рубежа на реке Сула мы подробно расписали с соавтором в книге, упомяну лишь то, что какой бы ни была сильной половецкая рать, ее на этом рубеже тормознули на несколько дней. А гонцы в стольные города полетели еще до того, как орда приблизилась к линии. Таким образом, мы определили, что дата битва – это именно сентябрь 1068 года.
Как же я смеялся, когда все же натолкнулся на источник с датой битвы на Альте. Сентябрь 1068 года)) Логика зарешала))
Немного о древнерусском войске 11-го века. Несмотря на то, что варяги Рюрика из числа полабских славян и скандинавских викингов привыкли сражаться плотным пехотным строем, да и «наши» славяне были преимущественно пехотинцами, конница русов появилась уже в армии Олега Вещего. Именно он переподчинил себе северян и радимичей, данников хазар, имеющих очень сильную кавалерию, есть упоминания о стычках с ними, где русы Олега вводят в бой конницу. А Святослав разгромил каганат, да еще и разбил касогов и ясов – последние и вовсе считаются одними из лучших панцирных всадников. Да, сын Игоря использовал в боях легких печенежских всадников, но без собственной тяжелой кавалерии ему этих битв было не выиграть. Упоминания о коннице Святослава есть и в византийских источниках в описании их противостояния.
Теперь о половцах. В моем представлении они всегда были лишь легкими всадниками, способные одержать верх благодаря лишь собственной многочисленности. И только начав плотно изучать эпоху, я узнал, что археологи находят и половецкие доспехи, и что куманам был хорошо известен ламяллярный панцирь – пластинчатая броня. В начале подобные утверждения кажутся странными – ну откуда у кочевников столь высокий уровень металлургии, чтобы ковать их? Но с другой, куманы ведь в свое время заняли всю степь от Руси до Китая, славящегося своими технологиями. Граничили они и с Хорезмом, да и если вспомнить о тех же уйгурах, так же соседях половцев и по слухам – весьма развитом народе… Короче, подсмотреть варианты защитной брони половцы могли много у кого. И у них же угнать в полон мастеров-кузнецов – это, кстати, можно было и на Руси сделать, как-никак, с 1060 года владеют степью, 8 лет. Да и собственные кузнецы у куманов также имелись – иначе кто бы ковал сабли, наконечники копий и стрел? Понятно, что тяжелой кавалерии у них было не слишком много. Но все же она имелась в армии и вполне могла использоваться ханами как резерв, брошенный в схватку в критический момент.
Свою версию хода битвы мы изложили с соавтором в последней книге. Но что вы думаете, дорогие читатели? Как вы считаете, протекала битва при Альте? Какой численности были армии противных сторон, и почему русичи проиграли? И наконец, почему история киевского бунта столь нелогична? Буда рад прочитать ваши ответы в комментариях))