регулятивные ууд примеры по истории
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Свидетельство
Карточка – задание для группы № 1
Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.
Подготовьте небольшое выступление по теме «Может ли человек прожить без чистого воздуха?»
— промышленное загрязнение воздуха;
— сохранение озонового слоя земли;
Карточка – задание для группы № 2
Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какую роль в жизни человека играет вода?»
— сточные воды полей, заводов, городов и т.д.
— сокращение площади лесов, осушение болот;
— выброс в атмосферу химических веществ;
Карточка – задание для группы № 3
Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.
Подготовьте небольшое выступление по теме «Нравственное и хозяйственное значение леса в жизни человека?»
— рост производства и вырубка лесов;
— лес – лёгкие планеты;
— нравственное значение леса.
Карточка – задание для группы № 4
Человек и животный мир
Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.
Подготовьте небольшое выступление по теме «Как человек должен строить отношения с животным миром?»
— загрязнение воды и воздуха;
— вырубка лесов, освоение степей;
Положения, самостоятельно выработанные группой
Статья «Формирование регулятивных ууд на уроках истории в 5 классе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «СОШ №4 р.п. Линёво» Новосибирской области
Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе.
(Выступление на МО гуманитарные науки)
Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Одна из проблем образования заключается в том, что современные школьники не умеют организовывать учебную деятельность: не развиты компетенции самоорганизации, саморегулирования, самоконтроля, т.е. регулятивные универсальные учебные действия.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Критериями сформированности у обучающегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» Если на уроках обществознания дети могут осознать, для чего им эти знания, то на уроках истории сформулировать и тем более принять цель сложно. Зачем знать о Древнеегипетском государстве, финикийской колонизации или зарождении демократии в Афинах?
Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные кандидатом педагогических наук, доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
На первых уроках в 5 классе цель записываю сама, а ученики ее объясняют. Так же использую такие приемы, как создание проблемной ситуации, выбор цели из предложенных учителем формулировок и обоснование.
Например, на уроке «Древнейшие люди» показываю иллюстрацию и спрашиваю: «Кто изображен? Человек или животное?» Учитель: это древний человек. И объявляю тему. Как вы думаете, что мы должны выяснить, изучая тему? Подвожу к формулированию цели: выяснить, чем древний человек отличался от современного человека и чем – от животных.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
— обсуждение готового плана решения учебной задачи (это памятка);
— работа с деформированным планом решения учебной задачи;
— использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
— составление своего плана решения учебной задачи.
Знакомлю с планом (алгоритмом, инструкцией) действий. Допустим, как работать с текстом, составить план параграфа и т.д. Здесь, мне кажется, большую помощь окажут всем нам известные памятки. Пока дети сами не умеют выстраивать алгоритм своих действий, они пользуются такой подсказкой.
Возвращаюсь к уроку «Древнейшие люди». После записи цели урока спрашиваю: «Что мы должны сделать, чтобы это выяснить?». Уч-ся высказывают предположения. Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как выглядели, чем занимались, какие орудия труда использовали древние люди. Обращаю внимание на то, что параграф разделен на пункты, т.е. план изучения материала у нас есть, а вот план наших действий записываю на доске:
1) прочитать пункт 1;
2) рассмотреть рисунки;
3) записать в тетрадь, чем отличались древние люди от современных;
4) обсудить с соседом по парте;
5) проверить по образцу;
6) оценить выполнение задания;
Предлагаю оценить свою работу на данном этапе по алгоритму:
Что нужно было сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Удалось ли получить результат?
Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?).
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)
Как ты оцениваешь свою работу?
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия.
Таким образом, работа по планированию действий способствует, прежде всего, развитию осознанности выполняемой деятельности, а также контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки выделение и осознание учениками того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; результатов работы.
Можно использовать следующие приемы:
Работу в парах двумя способами:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы (пересказывания, решения логического задания и т.д.), обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Данные примеры показывают, как организовать целеполагание, планирование, контроль и оценку на этапе изучения нового материала.
На этапе первичного осмысления и закрепления материала так же формируются регулятивные ууд. Как правило, на этом этапе предлагаю ученикам логические задания и алгоритм их выполнения:
Порядок выполнения задания:
Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.
Найдите информацию, нужную для выполнения задания (в тексте, иллюстрации и т.д.)
Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию.
Запишите решение в требуемой форме: таблица, список, текст, схема.
Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых, во-вторых…».
Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.
Необходимо формировать оценочную самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке.
Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.
Например, по теме «Древняя Спарта» на этапе закрепления даю задание:
Составьте 2 списка: что запрещалось и что поощрялось в воспитании мальчиков. Проанализируйте, какие черты характера были востребованы в спартанском обществе.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях значком. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, надо похвалить ребенка за то, что тот исправил ее.
А на этапе рефлексии дети оценивают работу на уроке в целом. Можно оценивать эмоциональное состояние учеников, оценивать степень и способы достижения цели и деятельности. Но, как правило, времени на все не хватает, поэтому на каких- то уроках оценивают эмоциональное состояние, а на других – достижение цели, свою деятельность.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:
— Что ты узнал на уроке?
— За что себя можешь похвалить?
— Над чем еще надо поработать?
— Какие задания тебе понравились?
— Какие задания оказались трудными?
— Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Эти вопросы задаю ученикам регулярно в устной или письменной форме.
Для отслеживания результатов уровня сформированности ууд использую комплексные работы, свои наблюдения и методику Репкиной Г. В., Заика Е.В., 1993, которая позволяет отследить уровень сформированности таких компонентов учебной деятельности как целеполагание, действия контроля, действия оценки.
Используя данную методику в 5 классе, получила следующие результаты:
Около 23% обучающихся (1 уровень) лишь частично, формально ставят перед собой цель деятельности, при выполнении более сложных заданий не знают, что нужно делать, нуждаются в постоянной пооперационной помощи учителя, не могут выделять промежуточные цели и планировать свои действия. Практически отсутствует контроль. Часто допускают ошибки, не умеют самостоятельно их исправлять. Не испытывают потребности в оценке правильности своих действий.
Примерно столько же обучающихся (2 уровень) осознают, что надо делать, выделяют промежуточные цели, но в теоретических вопросах не могут осуществлять целенаправленных действий, действуют неосознанно, часто допускают ошибки, исправляют их неуверенно. Ученики не умеют и не пытаются оценивать правильность своих действий, но испытывают потребность в получении оценки своих действий со стороны учителя.
45% обучающихся достигли 3-4 уровня сформированности действий целеполагания, контроля, оценки. Эти ученики принимают познавательную задачу, принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения, но возникшая познавательная цель крайне неустойчива; допущенные ошибки обнаруживают и исправляют, но столкнувшись с новым заданием, не контролируют его адекватность новым условиям. Могут самостоятельно оценить правильность своих действий и обосновать свою оценку, но не могут до начала выполнения задания дать оценку своим возможностям.
9% обучающихся познавательную цель сохраняют при выполнении учебных действий; допущенные ошибки обнаруживают и исправляют. Могут самостоятельно оценить правильность своих действий и обосновать свою оценку.
Диагностика позволяет учителю спланировать последующую работу по формированию регулятивных ууд.
Доклад на педсовете на тему «Формирование регулятивных УУД ФГОС на уроках истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Форм регул УУД ФГОС на у ист Воловикова.docx
Формирование регулятивных УУД ФГОС на уроках истории.
Доклад на педсовете. Докладчик: Воловикова Людмила Киприяновна.
Январь 2016 – 2017 учебный год.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я могу запомнить, позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда!»
Стремительные перемены, происходящие во всех сферах жизни современного общества, влияют на поведение человека, меняют его жизненные ориентиры и ценности. Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.
(Файл 4) Современный учитель – одновременно и играющий тренер, и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого. Универсальные учебные действия : в широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции.
А. Дистервег говорил: «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».
(Файл 5) Формирование универсальных учебных действий (УУД) – это надежный путь кардинального повышения качества образования. Независимо от предмета на каждом уроке должны формироваться 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
самоопределение – внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка;
смыслообразование – мотивация, границы собственного знания и «незнания»;
морально-этическая ориентация и нравственная оценка – ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих действий.
целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
общеучебные универсальные действия;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
определение основной и второстепенной информации;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
постановка и решение проблем.
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
(Файл 10) Коммуникативные УУД:
сотрудничество и кооперация – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог ) – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
(Файл 11) Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС) поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД), куда входят регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир;
Уроки в форме публичных выступлений: конференция, семинар, дискуссия, репортаж, диспут, интервью;
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд;
Урок-мероприятие: экскурсия, прогулки, ролевые игры;
Урок-фантазия: сказка, спектакль, сюрприз;
Использование активных и интерактивных методов:
Кейс-метод – задается ситуация, учащиеся ее исследуют, предлагают варианты ее разрешения, выбирается лучший;
Метод проектов – самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы;
Проблемный метод – предполагает постановку проблемы и поиск решения через анализ подобных ситуаций;
Эвристический метод – объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований;
Исследовательский метод – перекликается с проблемным, только здесь учитель сам формулирует проблему, а учащиеся ее исследуют;
Метод модульного обучения – содержание распределяется в блоки-модули.
(Слайд 15). Использование приемов, формирующих УУД.
Регулятивные: приемы целеполагания; прием работы с текстом: создание алгоритмов действий; постановка вопросов по теме и выход на задачи;
Познавательные : прием развития критического мышления «верные и неверные утверждения», «кластер», «логические цепочки», «толстые и тонкие вопросы»; «таблицы»;
Коммуникативные : прием развития критического мышления «синквейн», «мозговой штурм», «попс – формула», «смытое слово» и др.
(Слайд 16) Приемы целеполагания:
(Слайд 17) «Тема – вопрос»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?» (5 класс).
Вспомнить , кто такие земледельцы и ремесленники.
Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
И т.д. (Смотреть презентацию)
СИНКВЕЙН как прием технологии развития критического мышления.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Чтобы сформировать у учащихся УУД на уроках истории используется проблемное, развивающее, личностно-ориентированное обучение, различные технологии, использование ИКТ, самостоятельная и под контролем учителя работа с рабочими тетрадями на печатной основе, в которых даны познавательные, развивающие, творческие задания по каждой теме урока и обобщающие и контрольные тестовые задания, ориентированные на память учащегося и поиск учебной информации.
Все это позволяет оптимально – при минимальной затрате времени на уроке включаться в работу всем ученикам и достигать более высокой результативности. Обеспечивает стабильность – обучающиеся могут применять полученные знания в любой ситуации на уроке. Формируются умения работать в малой группе. При этом используются приемы сравнения, анализа, синтеза объектов, подведение под понятие, доказательства.
Урок – есть открытие истины, поиск истины и ее осмысление в совместной деятельности обучающихся и учителя.