регистрация персонажа как товарного знака
Авторское право на персонаж
«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования
Все персонажи, которые могут быть признаны результатом творчества автора, являются частями его произведения и охраняются авторским правом, действующим в настоящее время на территории России. При этом стоит разграничивать произведение целиком и сам персонаж, поскольку он может охраняться посредством закона вне зависимости от всего произведения.
Впервые о возможности распространения авторских прав на «персонаж» было упомянуто в 4-й части ГК, которая вступила в силу в январе 2008-го года. До этого момента, в прежнем законодательстве, такая привилегия никогда не упоминалась. Но это совершенно не значит, что персонажи произведений, созданные в период до 2008-го года, не охраняются авторским правом.
Следует проводить четкие различия между литературными персонажами и теми персонажами, которые воплощены, например, в фильмах и телепередачах, как аудиовизуальных произведениях.
О литературных персонажах и персонажах кинематографа
Литературным считается персонаж из произведений литературы – романов, повестей, рассказов, сценариев. Многое из того, что нашло свое словесное творческое выражение, подходит под определение «произведения литературы». Пытаясь перевести данные персонажи в некие зрительные образы, например, снабжая роман красочными иллюстрациями, авторы-художники создают новые, творчески самостоятельные произведения. В таком случае автор литературного произведения не становится соавтором изображения, но правами на персонаж продолжает обладать.
Художники приобретают права только на созданное ими – не новый персонаж, а только изображение персонажа. Общемировая практика – автор персонажа Винни-Пух – писатель Алан Милн, а не художники, изобразившие Винни. Если основой кинофильма служит роман, сценарий или какая-либо повесть, то его персонажи с точки зрения авторского права не могут являться персонажами романа, поскольку они имеют принципиальное различие по форме выражения.
Это утверждение справедливо, несмотря на качественные совпадения персонажей кино со своими книжными аналогами. Другими словами, совершенно ясно различие между литературным персонажем и персонажем фильма. Оба объекта авторского права могут считаться совершенно разными творческими единицами, даже если их объединяет одно целое произведение.
В связи с этим, когда авторское право на фильм первоначально возникает у предприятия, осуществившего съемку этого фильма, то все права на персонажи фильма также закрепляются за ним, как правообладателем. Это общее положение вытекает из пункта 7-го ст. 1259-й ГК РФ, причем оно должно применяться и к фильмам, выпущенным до принятия нового законодательства (2008г.).
Все авторские права на персонажи произведений, относящиеся к категории аудиовизуальных, также могут переходить к другим лицам на основе юридически правильно составленного договора.
Вопросы охраноспособности персонажей
Для начала надо определить, что такое «персонаж» непосредственно в контексте авторского права. Само название термина происходит от латинского слова «persona», которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений.
В литературном произведении синонимом персонажа является литературный герой или литературный образ (характер). Литературоведы под персонажем понимают конкретное действующее лицо, характеризующееся как в описании, так и в действии. Российская юридическая литература неоднократно свидетельствовала: прежде чем решать вопросы об охране какой-либо части произведения, необходимо решить, какие элементы отдельно взятого произведения в принципе юридически значимы и охраняемы, а какие являются «юридически безразличными» и не охраняются авторским правом.
Также важно отметить один факт! В практике административных разбирательств Роспатента были случаи двойственного определения персонажей. При параллельном творчестве двух или более совершенно независимых авторов, любые повторяющиеся персонажи в их произведениях, не признаются объектами, защищаемыми авторским правом. На охрану авторского права могут претендовать отнюдь не все персонажи и образы, созданные авторами и их творческими усилиями и наделенные признаками оригинальности.
Традиционные и жанровые персонажи, например, Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла из знаменитой итальянской комедии в стиле дель арте, которые переходили из одного спектакля на сцену другого, можно отнести скорее к идее, нежели к форме произведения. То же самое можно сказать и русских народных персонажах, например, бабе Яге, Иванушке-дурочке, скатерти-самобранке (неодушевленный персонаж русского фольклора).
А вот сам язык произведения, диалоги персонажей, причем даже жанровых, описания мыслей, переживаний и поступков не могут быть взяты (заимствованы) в целях, которые выходят за рамки цитирования, разрешенного законодательством об авторском праве. Российское законодательство предусматривает два критерия охраны «персонажа» произведения: возможность его самостоятельного (отдельного) использования и его творческий характер.
«Персонаж» для регистрации товарного знака
Регистрируя интеллектуальную собственность на тот или иной персонаж (или его имя) в качестве своего товарного знака, а также, заключая договор об использовании персонажей мультфильмов, вы берете на себя определенные обязательства перед обладателями авторских прав на данные произведения.
Существует множество примеров, подтверждающих выгоду от коммерциализации персонажей. Для того чтобы продвинуть свой бизнес в целом или ряд услуг, частные предприниматели или различные акционерные общества регистрируют выбранный персонаж в качестве своего собственного товарного знака. Время от времени около таких регистраций возникают серьезные споры, которые решаются в суде.
Например, в начале двухтысячных в Апелляционной палате рассматривалось заявление с жалобой Антона Табакова режиссера, знаменитого актера и по совместительству владельца шикарного ресторана под звучным названием «Обломов на Пресне» об аннулировании торговой марки «Обломов», принадлежащей ОАО «ИГБ компания». Жалобу удовлетворили и вынесли решение об аннулировании данного торгового знака. Судья пояснил, что такая регистрация противоречит общественным интересам.
Свободное использования персонажа
Являясь самостоятельными объектами авторского права, персонажи могут быть обычными литературными героями – неотъемлемыми частями литературных произведений, не включающими визуальные элементы. А также мультипликационными героями, где основное – это визуализация действия. В обоих случаях, используя имя персонажей в собственных литературных произведениях, авторы не нарушают права.
Примечание: данное использование персонажа не должно причинять неоправданный ущерб законных интересов правообладателей. Простое упоминание того или иного персонажа в частном литературном произведении не может являться нарушением авторского права. Тоже касается и использования персонажей в произведениях, относящихся к пародийному жанру, пусть даже в такой пародии персонаж играет основную роль.
Статьи и новости по теме:
Это должно стимулировать здоровое развитие китайской игровой индустрии >
Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>
Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>
Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>
Благодаря коммуникациям с представителями некоммерческого партнерства по содействию защите прав на интеллектуальную собственность «Эдельвейс» информационной службе Copyright.ru удалось уточнить подробности конфликта вокруг незаконного использования изображений персонажей мультфильма «Маша и Медведь» в Челябинске и области >>>
В один миллион рублей оценили авторы мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» несанкционированный выпуск петербургской компанией «Умная Бумага» объемных пазлов с изображениями персонажей мультфильма >>>
Как зарегистрировать товарный знак
Разобрались, как зарегистрировать товарный знак, чтобы его охранял закон. Полтора года, триста тысяч рублей, одна большая инструкция — и он ваш.
Зачем регистрировать знак в Роспатенте
В законе есть определение товарного знака: обозначение для индивидуализации товаров юридических лиц или предпринимателей. Для услуг такое обозначение называется знаком обслуживания. Хоть названия знаков отличаются, регистрируются они по одним правилам. Обозначением или знаком обслуживания бывают названия, логотипы, упаковки, звуки, ароматы.
Товарный знак регистрируют компании и предприниматели, но это строго по их желанию. Если бизнес — магазин «Продукты» у дома или парикмахерская «Елена», товарный знак низачем не нужен, и Роспатент его не зарегистрирует, потому что посчитает неуникальным. Но если эта же парикмахерская становится сетью или запускает франшизу, понадобится придумать и зарегистрировать уникальный знак.
Как производитель детских планшетов борется с подделками
Защита от подделок. Конкурент заказывает дешевую партию товара с известным логотипом в Китае и продает в России как оригинал. Подделки снижают прибыль настоящей компании и портят репутацию: клиенты покупают дешевую копию, а в плохом качестве винят производителя оригиналов. Если логотип зарегистрирован, с подделками можно бороться.
Для примера — сладости из супермаркета, которые на первый взгляд слишком похожи на популярные конфеты:
Автоматически за подделку товаров не наказывают. Чтобы производителя конфет Адель оштрафовали, владельцу знака Рафаэлло нужно обратиться в антимонопольную службу и доказать: знаки похожи настолько, что покупатель может их перепутать. В законе это называется «до степени смешения».
С зарегистрированным знаком компания подает в суд на производителя подделок и получает компенсацию.
Еще один способ защиты от подделок — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Если товарный знак есть в реестре, товары с ним не пропустят на таможне без разрешения владельца знака. Партию подделок задержат на таможне, и до покупателей она не доедет.
Продажа франшизы. Для покупателя франшиза — это бизнес, который можно купить. Но суть франшизы — передача прав на этот бизнес, в том числе товарного знака.
Продавать франшизу без регистрации товарного знака можно, но она, скорее всего, будет стоить меньше, потому что это рискованно для продавца и покупателя.
Продавец рискует, потому что франчайзи может зарегистрировать товарный знак сам, а потом запретить продавцу его использовать. Или другая компания зарегистрирует этот знак, и тогда продавец и франчайзи потеряют деньги.
С зарегистрированным товарным знаком таких проблем не будет, потому что он под охраной закона.
На что обратить внимание при покупке франшизы
Нематериальный актив. Знак — это актив компании. Чем известней знак, тем он дороже. Если товарный знак зарегистрирован, компания выставляет на продажу не только заводы, офисы и товары со склада, но и бренд: название, логотип.
Что можно зарегистрировать
Гражданский кодекс четко определяет, что может быть товарным знаком:
Мы будем говорить о регистрации слов и изображений: чаще всего это названия, логотипы и фирменные герои компаний. Фирменных героев еще называют маскотами или персонажами-талисманами.
С товарными знаками есть ограничение: зарегистрировать можно не всё. Например, не получится зарегистрировать логотип с флагом России или название для ресторана «Министерство культуры». Полный список таких ограничений есть в законе, например нельзя зарегистрировать такие обозначения:
Регистрировать знаки и владеть ими вправе только компании и предприниматели. При этом компания необязательно должна быть коммерческой: знак может принадлежать благотворительной или общественной организации. Только физлицу не может.
Регистрация знака занимает полтора года, а пошлина обходится по-разному: от 23 000 до 320 000 рублей. Вот что нужно сделать:
А теперь подробнее.
Шаг 1. Проверить уникальность знака
Знак можно зарегистрировать, если он уникален и не похож на уже зарегистрированные знаки. Роспатент для этого проводит экспертизу. Чтобы сэкономить время, компании предварительно проверяют знак по базе Федерального института промышленной собственности, сокращенно ФИПС.
В бесплатном доступе есть только словесные знаки, которые уже кто-то зарегистрировал. Еще Роспатент проверяет знак по заявкам, это платная услуга — экспертиза товарного знака. Стоит 11 500 рублей.
Для бесплатной проверки переходим на сайт ФИПС, во вкладке «Выбор базы данных для поиска» ставим галочку возле базы «Товарные знаки»:
Затем переходим во вкладку «Поиск», выбираем критерии поиска: логический или нечеткий. Лучше поискать сначала одним, а потом другим способом, чтобы быть уверенным в уникальности знака. Вводим в поисковую строку слово или фразу и нажимаем на кнопку «Поиск».
В результатах поиска есть обозначение «НТЗ в процентах». Эта цифра показывает, насколько товарный знак неуникален.
Если нажать на знак, откроется описание с именем владельца, классами и товарами, в которых зарегистрирован знак.
Это предварительная проверка, она не гарантирует, что при экспертизе Роспатентом не найдется похожий и уже зарегистрированный знак, но отсеет на 100% неуникальные варианты.
Считать знак уникальным или нет, решает эксперт Роспатента. Если компания докажет: знак уникален настолько, что покупатель не перепутает его с другими, — можно будет зарегистрировать. Для доказательства нужно сопоставить схожие элементы, проанализировать, совпадают ли товары и услуги у компаний, и подумать, как изменить знак, чтобы он был стал уникальным.
Для проверки логотипов в интернете пока нет бесплатной базы.
Шаг 2. Выбрать классы и товары
Роспатент пользуется международной классификацией товаров и услуг, сокращенно МКТУ. Это большой список, в котором товары и услуги рассортированы по классам. Класс — группа товаров с каким-нибудь одним признаком. Например, класс «Пища» объединяет товары, которые можно съесть.
Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно выбрать класс. У одного и того же знака могут быть разные владельцы в разных классах.
Допустим, есть товарный знак «Булки энд Котлеты». Его могут использовать несколько владельцев в разных классах:
класс 30 — продукты, если владелец продает полуфабрикаты;
класс 40 — услуги для третьих лиц, если владелец занимается переработкой отходов.
Всего в списке 45 классов. В каждом есть подклассы, Например, класс 30 — продукты питания, кроме овощей и фруктов, а подкласс 30.01 — мукомольная продукция, — бобовая мука.
Зарегистрировать товарный знак можно сразу в нескольких классах, каждый класс стоит 2050 рублей. Если выбрать все 45 классов из списка, придется доплатить 92 250 рублей.
Чтобы выбрать класс:
Теперь на примере. Допустим, компания регистрирует название для шоколада. Тогда она выбирает класс 30 — продукты питания — и подклассы: какао и продукты на основе какао, шоколад, шоколадные изделия, кондитерские изделия, конфеты, леденцы, пирожные, печенье, торты, вафли.
Бывает, что нужные товары находятся в разных классах, тогда придется доплатить по 2050 рублей за каждый класс. Класс и названия вписываем в заявку.
Шаг 3. Заполнить заявку
Заявка на регистрацию товарного знака — это анкета на три страницы. На первой странице указывают название, адрес и реквизиты компании, адрес для писем, товарный знак и его описание.
На второй странице выбираем тип товарного знака, указываем классы и названия товаров и пишем, какие документы сдаем вместе с заявкой.
На последней странице заявки — подпись и дата.
Сотрудники Роспатента могут не принять заявку, если в ней нет:
Бывает, что регистрацией занимается посредник — представитель компании или патентный поверенный. Тогда к заявке прикладывается его согласие на обработку персональных данных и доверенность на ведение дел с Роспатентом.
Шаг 4. Подать заявку на регистрацию товарного знака
Товарные знаки регистрирует Роспатент. Заявку компания передает как удобно:
Чтобы подать заявку через сайт Роспатента, понадобится электронная подпись.
При регистрации знаков главное — дата подачи заявки. В день, когда компания подала заявку, она получает приоритет на товарный знак. Это значит, что другие компании не смогут зарегистрировать этот же знак.
После подачи заявки Роспатент проводит формальную экспертизу и по ее результатам отказывает в регистрации или принимает заявку. Отказы Роспатента бывают предварительными и окончательными. Предварительный отказ можно оспорить, но об этом — в следующий раз.
Если Роспатент принимает заявку после формальной проверки, то проводит расширенную экспертизу — она называется экспертизой по существу — затем регистрирует знак и выдает свидетельство.
Шаг 5. Оплатить пошлину
Регистрация товарного знака платная. Госпошлина зависит от пакета услуг и количества классов, в которых регистрируется знак. Не стоит рассчитывать на минимум, потому что за каждое исправление в заявке, знаке или данных компании придется доплачивать.
Авторское право на персонажа
При слове “персонаж” многие думают, что это что-то основательное, похожее на Чебурашку, Винни Пуха, Микки Мауса или как минимум Машу и Медведя, за которыми стоят сильные бренды (такие, как Disney) или зарегистрированный товарный знак. Но на самом деле, каждый автор может создать персонажа и заработать миллионы долларов, как это получилось у Маргрит ван Бреворт (автора Ждуна).
Ждун — это персонаж. Причем то, что он выполнен в виде скульптуры, не важно, поскольку авторское право охраняет любую форму воплощения. Поэтому нельзя делать фотографии скульптуры или срисовывать с нее картинки и распространять в сети интернет. Собственно, поэтому с автором и договариваются. Ведь у нее не было возможности зарегистрировать в каждой стране свой товарный знак.
А если вы делаете персонажей серийно, то есть вероятность того, что с вами захочет работать Сбербанк. К примеру, летом 2020 года он приобрёл 8,06% акций в российской компании-разработчике виртуальных персонажей Malivar в обмен на 10 млн рублей инвестиций.
А теперь о том, за счет чего это получается у других и может получиться у вас независимо от страны происхождения (многие думают, что авторское право охраняет только американских и европейских граждан).
Персонаж как объект авторского права
Разберемся, может ли охраняться авторским правом персонаж произведения.
Итак, предположим, что вы нарисовали гусеницу.
Получили ли вы персонажа?
Нет. Даже высокохудожественная и тщательно проработанная гусеница осталась обыкновенной картинкой (тоже охраняемой авторским правом, но вот гусениц можно рисовать любых, а ждунов нет).
Что должно произойти, чтобы получился “персонаж”?
Во-первых, вы ее нарисовали, описали словами, сделали скульптуру (или каким-то еще образом сделали в “объективной форме”). Это значит, что другой человек может ее увидеть так же, как это сделали вы. Уже с этого момента можно регистрироваться в IREG, чтобы защитить права на персонажа.
Во-вторых, персонаж должен быть творческим.
Вопросы, на которые вы при этом отвечаете: “Достаточно ли персонаж узнаваем, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения? Присущ ли герою творческий характер?”
Характер — это определенная модель поведения, которую статичная картинка дать не может.
Предположим, что вы берете ту же гусеницу, и теперь она курит кальян и спрашивает: “Кто ты?” Независимо от того, читали или смотрели вы “Алису в стране чудес” и знаете ли этого героя, вы вспомните этого персонажа, потому что он “харизматичный”.
Творческий характер персонажа предполагается. Доказывать его не нужно. Он может быть оспорен, но это в любом случае судебная процедура. Поэтому достаточно ответить на вопрос: “Что делает картинку/описание харизматичным персонажем?” Ответ: “Это его поведение”. Причем необязательно описывать все возможные ситуации.
Например, как описан кот Матроскин:
“Кот Матроскин — хозяйственный и практичный герой, рационалист, склонен экономить, из всего стремится извлечь пользу. Собственную кличку называет фамилией. Сначала жил в Москве, у некоего профессора, который изучал язык животных. Там Матроскин, в свою очередь, выучил человеческий русский язык и начал разговаривать с людьми”.
Поэтому часто вместе с картинкой персонажа в IREG прикладывают и описание.
Что в персонаже охраняется авторским правом?
Чтобы это понять нужно разобраться в том, как работает авторское право на морковках. Есть слово “морковка”, и каждый представляет свою (обычно оранжевую, но также бывают белые, фиолетовые, розовые и желтые, разной величины, с ботвой и без). Если потом предложить нарисовать морковку, то получится рисунок разной степени детализации и связи с реальностью, а креативные ребята нарисуют руки, ноги и солнцезащитные очки и получат персонажа.
Авторское право не охраняет морковку как класс и не запрещает людям ее рисовать. Авторское право основано на том, что люди всегда должны будут рисовать разные морковки. Поэтому не все полосатые коты — это кот Матроскин.
В отношении авторского права не работает “сходство до степени смешения”, как для товарных знаков. Поэтому нет теста “различительной способности”, которая указывает “процент заимствований”, чтобы разрешить или запретить этот “процент”. И нет фокус-группы, которая сравнивает полосатых котов и определяет, кто из них Матроскин. Поэтому защитить персонажа товарным знаком — правильная и разумная идея (как раз чтобы работало сходство до степени смешения).
Нельзя взять, немного изменить цвет и размер и получить другого персонажа. Автороведческая экспертиза способна увидеть разницу и сказать, что персонаж производный, а следовательно, авторские права нарушены.
Жизнь персонажа. Как его создать и как защитить?
Как создать персонаж?
Персонажем аудиовизуального произведения как самостоятельным результатом творческого труда автора могут являться созданные и зафиксированные в аудиовизуальном ряде мультфильмов динамические рисованные (кукольные) образы главных героев, в отличие от других действующих героев обладающие такой совокупностью признаков, которые делают их оригинальными, узнаваемыми и отличительными от других героев в силу их внешнего вида, движений, голоса, мимики и иных других признаков, предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия.
Поскольку персонаж – это объект авторского права, то права возникают у человека, личным творческим трудом которого создано произведение. Причем охране подлежит любой объект авторского права, независимо от степени его готовности. То есть, эскиз персонажа – это тоже персонаж. А вот чтобы права получило юридическое лицо нужно заключить договор заказа, отчуждения исключительного права или лицензионный договор.
Что написать в договоре «на персонаж»?
В договоре на создание персонажа нужно его определить, он должен получить «форму». Описание может быть как текстовое, так и графическое.
Исходя из положений п.3 и п.7 ст.1259 ГК РФ персонаж произведения может быть объектом авторских прав, если он по своему характеру признан самостоятельным результатом творческого труда автора (п.7 ст.1259) и выражен в какой-либо объективной форме (п.3 ст.1259).
Фотография персонажа – это персонаж?
Фотография – это отдельный охраняемый результат авторского права, даже если кажется, что фотограф просто зафиксировал реальность, не прилагая никаких творческих усилий. Есть убеждение, что фотография делится на художественную (связанную с подбором кадра или созданием сценического образа) и репортажную (просто фиксация событий) и заблуждение, что фотография не является объектом, если фотограф просто нажал на кнопку, чтобы зафиксировать событие.
Кому принадлежат персонажи советских мультфильмов?
Суд пришел к этому выводу, рассматривая иск Эдуарда Успенского о запрете распространения флешек с изображением Чебурашки. Поскольку
Персонаж на тортах и майках.
Арбитражные суды регулярно рассматривают споры о персонажах, вне зависимости от их регистрации в качестве товарного знака. И в подавляющем числе случаев иски удовлетворяются полностью или частично, потому что воспроизведение произведения – это нарушение, даже если заказ был изготовлен по требованию правообладателя!
Часто те, кто изготавливают продукцию думают, ну нам же принесли дизайн сами клиенты. Мы просто сделали то, что ни просили, разве может это быть нарушением? Может. Любое воспроизведение произведения или изготовление его копии без договора – это нарушение авторского права и наказание за это может изменяться сотнями тысяч.
Может ли автор сценария использовать своих героев в других произведениях, даже если передал права на сценарий?
Автор не лишен права на использование созданного его творческим трудом сценарного произведения, включая и его персонажи, по своему усмотрению, в том числе путем передачи его другому лицу для создания нового произведения путем иной оригинальной экранизации, постановки, что полностью соответствует требованиям международного права, в частности Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 года, а также требованиям ст.1260, 1263 ГК РФ, которые регулируют и права авторов сценарных произведений при создании аудиовизуальных произведений или при создании производных произведений.
Что принимает суд в качестве доказательства?
Письменные доказательства, которые свидетельствуют о возникновении авторского права в объективной форме (акт, свидетельство о депонировании) и договоре, в котором прописано как право переходит к правообладателю.
«В качестве надлежащего доказательства суды нижестоящих инстанций обоснованно приняли авторский договор заказа от 15.05.2003 № 15/05-ФЗ/С, заключенный между обществом и автором Шайхинуровым С.М., по условиям которого автор обязался разработать образы, имена, логотип и произведения фирменного стиля для проекта «Смешарики» для их использования в Brandbook и в иных проектах заказчика на основании творческой концепции сериала, подразумевающей описание жанровой модели, основного сюжета описания персонажей и их среды обитания, в виде иллюстраций и текстового материала, которые дают полное представление о внешнем виде, характере персонажей и мире, в котором они живут».
Можно ли регистрировать персонажа в качестве товарного знака?
Персонаж – это отличный объект для регистрации в качестве товарного знака, поскольку обладает фантазийностью и может отличаться. Со словами этого эффекта достичь сложнее. Но нужно помнить, что товарный знак охраняет только по тем классам товаров и услуг, по которым зарегистрирован и на территории стран, на которых зарегистрирован. И в первую очередь персонаж это объект авторского права, поэтому нельзя забывать о заключении договора с автором! Если не заключить договор с автором, то автор может привлечь к ответственности за нарушение авторского права даже правообладателя товарного знака.