региональный этап олимпиады по истории 9 класс
Задания для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории
В разработке представлены примеры заданий по работе с иллюстративным материалом на олимпиадах по истории в 9-11 классах. Задания могут быть использованы также для подготовке к сдаче итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Просмотр содержимого документа
«Задания для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории»
Задания для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории
Задания по работе с иллюстративными источниками.
Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа участника не
сводилась к простому «узнаванию» зрительного образа. Он должен мобилизовать свои
знания по истории культуры, чтобы правильно ответить на заданные вопросы. Данные задания усложнены установлением хронологической последовательности
1.Перед Вами несколько картин, в основу которых положены известные исторические события. Вспомните автора этих полотен и расположите картины в хронологической последовательности (последовательности изображенных на них событий). Ответ оформите в виде таблицы.
А
Б
В
Г
Д
Е
Буквенное обозначение картины
Событие (желательно с датировкой)
Буквенное обозначение картины
Событие (желательно с датировкой)
Покорение Сибири Ермаком (1581-1585) (м.б. указана только первая дата
Степан Разин (1667-1671) (м.б. указаны любые даты руб. 1660-х-1670-х
Боярыня Морозова (раскол, старообрядцы (м.б. указаны любые даты сер. 1660-х-1670-х гг.).
Утро стрелецкой казни. Восстание стрельцов 1698 г.
Меншиков в Березове. Опала Меншикова (к. 1720-х гг., или правление Петра III
Переход Суворова через Альпы (1799)
2. Перед Вами фрагмент из воспоминаний замечательного русского художника Константина Алексеевича Коровина об одном из его близких друзей. Ознакомьтесь с текстом, определите, о ком именно идет речь, и выберите из предложенных Вам портретов деятелей культуры только те, на которых изображены современники К.А. Коровина и того, о ком идет речь в тексте. Под выбранными Вами портретами современников прямо в таблице сделайте подписи, кто на них изображен.
О ком идет речь в тексте?______________________________________________________
Задания на анализ документов.
Общий подход, принятый во всех олимпиадах, состоит в том, чтобы решение заданий было максимально похожим на реальную работу исследователя. В первую очередь
речь идет об анализе исторического источника – основе любого научного знания о прошлом. На олимпиаде от участника требуется не просто соотнести прочитанный текст (или увиденную фотографию, или воспроизведенный рисунок) с теми или иными событиями курса, а самостоятельно выяснить с их помощью нечто, ранее ему неизвестное.
Перед Вами – фрагменты стихотворений, посвященных героям Великой Отечественной войны и их портреты. Определите, о ком именно идет речь в каждом фрагменте, соотнесите с портретным изображением, вспомните, когда и где был совершен описанный подвиг, и заполните таблицу.
1 2
3
4 5
6
Региональный этап 2021 ВОШ олимпиады по истории 9, 10, 11 класс задания и ответы
ПОДЕЛИТЬСЯ
Задания, ответы и разбор заданий регионального этапа 2021 год ВОШ по истории для 9, 10, 11 класса всероссийской олимпиады школьников, официальная дата проведения: 08.02.2021-09.02.2021 (8-9 февраля 2021 года)
Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2021 9 класс 1 день: скачать
Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2021 9 класс 2 день: скачать
Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2021 10 класс 1 день: скачать
Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2021 10 класс 2 день: скачать
Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2021 11 класс 1 день: скачать
Ссылка для скачивания заданий ВОШ 2021 11 класс 2 день: скачать
Ответы и критерии для 9 класса: скачать ответы
Ответы и критерии для 10 класса: скачать ответы
Ответы и критерии для 11 класса: скачать ответы
Региональный этап 2021 ВОШ олимпиады по истории задания и ответы для 9 класса:
Региональный этап 2021 ВОШ олимпиады по истории задания и ответы для 10 класса:
Региональный этап 2021 ВОШ олимпиады по истории задания и ответы для 11 класса:
Темы для эссе:
1)«История… временами подбрасывает нам удивительные парадоксы. Святослав – первый Рюрикович с чисто славянским именем, был по характеру наибольшим варягом среди всех киевских правителей этого дома» (М.Ю. Брайчевский).
2)«Андрей ловко пользовался всеми обстоятельствами, чтобы показывать свое первенство во всей Руси. Кроме желания лично властвовать над князьями у Андрея едва ли был какой-нибудь идеал нового порядка для русских земель… При всем своем уме, хитрости, изворотливости Андрей не установил ничего прочного в русских землях…» (Н.И. Костомаров).
3) «Русские княжества представляли для Бату не такой уж большой интерес … Тем не менее именно Бату стал олицетворением злых степных сил, приносивших Руси беды и разорения, хотя при его преемниках походы ордынцев на Русь были куда более разорительны и часты, чем при самом Бату» (Р.Ю. Почекаев).
4)«Даже если понимать образование государства в привычном смысле, как объединение Руси под властью Москвы, то и в этом случае нет оснований начинать с Ивана Калиты, не говоря уже о предыдущих московских князьях … Какая-то сознательная политика объединения русских земель вокруг Москвы или иного политического центра не наблюдается до конца XIV века» (М.М. Кром).
5)«Наше московское государство с его земскими соборами было таким же сословным государством, как и западные сословные государства… У нас, как и на западе, н окрепшая еще государственная власть ищет опоры в этих «самородных силах» в годы кризисов. И там, и здесь эти силы, легко организуясь, поддерживают часто шатающуюся и падающую власть. И там, и здесь, как только власть достаточно окрепнет, она, идя к абсолютизму, отбрасывает ставшую ей ненужной подпору представительных сословных собраний» (Н.П. Павлов Сильванский).
6)«Петр поставил себе цели, повелительно диктовавшийся неудовлетворенными
экономическими потребностями России в свободном выходе к морю, в возвращении старых, насильственно отнятых чужеземцами в XVI–XVII вв. русских балтийских берегов… Вовсе не авантюрные завоевательные претензии и честолюбивые фантазии приковывали мысль Петра к Балтийскому морю, но невозможность и даже опасность откладывать надолго выполнение задачи, которая была осознана, как сказано, еще в XVI–XVII вв.» (Е.В. Тарле).
7)«Самый непредсказуемый российский император Павел I… считал, что предыдущее правительство развалило державу и что его долг — навести в стране порядок. Он предпринял решительные меры по борьбе с коррупцией, инфляцией, обнищанием народа, но своими действиями настроил против себя правительственную элиту и значительную часть гвардейского генералитета» (А.М. Песков).
8)«Реализация данной политики, обусловленной требованиями жесточайшей экономии государственных средств при сохранении численности армии на уровне военного времени сопровождалась волнениями поселян и находилась в крайнем противоречии с идеями либеральных реформ, которым был еще не чужд император» (О.Р. Айрапетов о создании военных поселений).
9)«Но будто злой рок тяготел над Россией: в XIX в. она занималась тем, что теряла время, отпущенное для преобразований, и происходило это по вине ее монархов. Внес свой вклад в дело затягивания неразвязываемых узлов и Александр III, причем с самыми лучшими намерениями, считая, что упрочивает будущее своей семьи, династии, России и даже Европы» (В.Г. Чернуха).
10)«Все-таки революция промчалась не напрасно: бессмысленная и злая в частях, таковая особенно к исходу, на «издыхании» (экспроприации, убийства), она оживила организм, быстрее погнала кровь, ускорила дыхание, и вот это внутреннее движение много значило…Россия сейчас, несомненно, крепче … и она, несомненно, гораздо устойчивее, нежели не только в пору Японской войны, но и чем все последние 50 лет» (В.В. Розанов, октябрь 1911 г.).
11)«В 1920-1921 гг. разразился острый социально-политический кризис, который знаменовал последний всплеск Российской революции… Однако это последняя вспышка антиавторитарной революции проходила в условиях всеобщей усталости масс, важных экономических уступок со стороны правящей партии и отсутствия организующего центра оппозиции. Это позволило большевикам сохранить свою власть и на этом, решающем этапе революции, который определил ее итоги» (А.В. Шубин).
12)«Необоснованные попытки ведения наступательных операций при отсутствии необходимых на то условий затрудняли создание устойчивой обороны фронтами и являлись одной из причин наших неудач не только в 1941, но и в 1942 году … Ошибки и нерешительность политического и военного руководства, которое переоценивало боеспособность Красной Армии, жестко требуя от фронтов наступательных действий, привели к трагическим результатам» (В.Н. Киселев).
13)«Вопросы идеологии, несомненно, играли очень существенную роль в возникновении «холодной войны». Мы не можем уйти от природы Советского государства и диктаторских наклонностей и характера Сталина … Но все это не снимает вопросов геополитики и реальной политики в советских действиях после Второй мировой войны» (А.О. Чубарьян).
14)«От Горбачева останется то, что он ликвидировал коммунизм, частично против воли, но дефакто он его ликвидировал. Без насилия. Без кровопролития. Кроме этого, из того, что действительно осталось, больше ничего не приходит мне в голову» (Гельмут Коль).
15)В средневековом праве социальный статус человека нередко определялся тяжестью судебного наказания за его убийство. Перед вами 12 социальных категорий населения Древней Руси по «Русской Правде». Распределите их по 4 группам в зависимости от величины виры и заполните таблицу.
16)Перед вами 8 изображений памятников русской культуры, каждый из которых хронологически соотносится с одним из правителей, представленных в династической схеме. При этом два изображения соответствуют первому и последнему правителям в предложенной династической схеме. Изучите представленные материалы и заполните таблицу.
17)В 2021 году целый ряд городов Российской Федерации будут праздновать юбилейные и памятные даты. Перед вами карты, где отмечены эти города, фрагменты описаний этих городов конца XIX – начала XX вв. и их фотографии того же времени. Изучите представленные материалы и заполните таблицу.
18)Перед Вами подборка иллюстраций времён Второй Мировой войны, из сатирического иллюстрированного журнала «Крокодил». Распределите фотографии по годам (представлены все годы в списке): 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. Ответ оформите в виде таблицы, вписав цифровые обозначения фотографий в ячейки под соответствующими годами.
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по Истории 2020-2021 ответы и задания
ВОШ Региональный этап ответы и задания для 9, 10, 11 классов олимпиады по Истории региональный этап 2020-2021 всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Олимпиада проходит во всех школах регионах России 08 и 09 февраля 2021
задания: 9 кл. 1 тур + 2 тур | 10 кл. 1 тур + 2 тур | 11 кл. 1 тур + 2 тур
решения: 9 кл. 1 тур + 2 тур | 10 кл. 1 тур + 2 тур | 11 кл. 1 тур + 2 тур
Смотреть Онлайн 9 класс
Смотреть Онлайн 10 класс
Смотреть Онлайн 11 класс
Темы ЭССЕ:
1)«История… временами подбрасывает нам удивительные парадоксы. Святослав – первый Рюрикович с чисто славянским именем, был по характеру наибольшим варягом среди всех киевских правителей этого дома» (М.Ю. Брайчевский).
2)«Андрей ловко пользовался всеми обстоятельствами, чтобы показывать свое первенство во всей Руси. Кроме желания лично властвовать над князьями у Андрея едва ли был какой-нибудь идеал нового порядка для русских земель… При всем своем уме, хитрости, изворотливости Андрей не установил ничего прочного в русских землях…» (Н.И. Костомаров).
3) «Русские княжества представляли для Бату не такой уж большой интерес … Тем не менее именно Бату стал олицетворением злых степных сил, приносивших Руси беды и разорения, хотя при его преемниках походы ордынцев на Русь были куда более разорительны и часты, чем при самом Бату» (Р.Ю. Почекаев).
4)«Даже если понимать образование государства в привычном смысле, как объединение Руси под властью Москвы, то и в этом случае нет оснований начинать с Ивана Калиты, не говоря уже о предыдущих московских князьях … Какая-то сознательная политика объединения русских земель вокруг Москвы или иного политического центра не наблюдается до конца XIV века» (М.М. Кром).
5)«Наше московское государство с его земскими соборами было таким же сословным государством, как и западные сословные государства… У нас, как и на западе, н окрепшая еще государственная власть ищет опоры в этих «самородных силах» в годы кризисов. И там, и здесь эти силы, легко организуясь, поддерживают часто шатающуюся и падающую власть. И там, и здесь, как только власть достаточно окрепнет, она, идя к абсолютизму, отбрасывает ставшую ей ненужной подпору представительных сословных собраний» (Н.П. Павлов Сильванский).
6)«Петр поставил себе цели, повелительно диктовавшийся неудовлетворенными
экономическими потребностями России в свободном выходе к морю, в возвращении старых, насильственно отнятых чужеземцами в XVI–XVII вв. русских балтийских берегов… Вовсе не авантюрные завоевательные претензии и честолюбивые фантазии приковывали мысль Петра к Балтийскому морю, но невозможность и даже опасность откладывать надолго выполнение задачи, которая была осознана, как сказано, еще в XVI–XVII вв.» (Е.В. Тарле).
7)«Самый непредсказуемый российский император Павел I… считал, что предыдущее правительство развалило державу и что его долг – навести в стране порядок. Он предпринял решительные меры по борьбе с коррупцией, инфляцией, обнищанием народа, но своими действиями настроил против себя правительственную элиту и значительную часть гвардейского генералитета» (А.М. Песков).
8)«Реализация данной политики, обусловленной требованиями жесточайшей экономии государственных средств при сохранении численности армии на уровне военного времени сопровождалась волнениями поселян и находилась в крайнем противоречии с идеями либеральных реформ, которым был еще не чужд император» (О.Р. Айрапетов о создании военных поселений).
9)«Но будто злой рок тяготел над Россией: в XIX в. она занималась тем, что теряла время, отпущенное для преобразований, и происходило это по вине ее монархов. Внес свой вклад в дело затягивания неразвязываемых узлов и Александр III, причем с самыми лучшими намерениями, считая, что упрочивает будущее своей семьи, династии, России и даже Европы» (В.Г. Чернуха).
10)«Все-таки революция промчалась не напрасно: бессмысленная и злая в частях, таковая особенно к исходу, на «издыхании» (экспроприации, убийства), она оживила организм, быстрее погнала кровь, ускорила дыхание, и вот это внутреннее движение много значило…Россия сейчас, несомненно, крепче … и она, несомненно, гораздо устойчивее, нежели не только в пору Японской войны, но и чем все последние 50 лет» (В.В. Розанов, октябрь 1911 г.).
11)«В 1920-1921 гг. разразился острый социально-политический кризис, который знаменовал последний всплеск Российской революции… Однако это последняя вспышка антиавторитарной революции проходила в условиях всеобщей усталости масс, важных экономических уступок со стороны правящей партии и отсутствия организующего центра оппозиции. Это позволило большевикам сохранить свою власть и на этом, решающем этапе революции, который определил ее итоги» (А.В. Шубин).
12)«Необоснованные попытки ведения наступательных операций при отсутствии необходимых на то условий затрудняли создание устойчивой обороны фронтами и являлись одной из причин наших неудач не только в 1941, но и в 1942 году … Ошибки и нерешительность политического и военного руководства, которое переоценивало боеспособность Красной Армии, жестко требуя от фронтов наступательных действий, привели к трагическим результатам» (В.Н. Киселев).
13)«Вопросы идеологии, несомненно, играли очень существенную роль в возникновении «холодной войны». Мы не можем уйти от природы Советского государства и диктаторских наклонностей и характера Сталина … Но все это не снимает вопросов геополитики и реальной политики в советских действиях после Второй мировой войны» (А.О. Чубарьян).
14)«От Горбачева останется то, что он ликвидировал коммунизм, частично против воли, но дефакто он его ликвидировал. Без насилия. Без кровопролития. Кроме этого, из того, что действительно осталось, больше ничего не приходит мне в голову» (Гельмут Коль).
15)В средневековом праве социальный статус человека нередко определялся тяжестью судебного наказания за его убийство. Перед вами 12 социальных категорий населения Древней Руси по «Русской Правде». Распределите их по 4 группам в зависимости от величины виры и заполните таблицу.
16)Перед вами 8 изображений памятников русской культуры, каждый из которых хронологически соотносится с одним из правителей, представленных в династической схеме. При этом два изображения соответствуют первому и последнему правителям в предложенной династической схеме. Изучите представленные материалы и заполните таблицу.
17)В 2021 году целый ряд городов Российской Федерации будут праздновать юбилейные и памятные даты. Перед вами карты, где отмечены эти города, фрагменты описаний этих городов конца XIX – начала XX вв. и их фотографии того же времени. Изучите представленные материалы и заполните таблицу.
18)Перед Вами подборка иллюстраций времён Второй Мировой войны, из сатирического иллюстрированного журнала «Крокодил». Распределите фотографии по годам (представлены все годы в списке): 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. Ответ оформите в виде таблицы, вписав цифровые обозначения фотографий в ячейки под соответствующими годами.
Олимпиады по истории
Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по истории: тематические подборки и тесты, авторские статьи и лекции, а также важные новости из олимпиадного мира.
Показать полностью.
ЗАДАНИЯ, СОЧИНЕНИЯ, МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИОГРАФИИ НАХОДЯТСЯ В РАЗДЕЛЕ «ДОКУМЕНТЫ».
Олимпиады по истории запись закреплена
НАБОР ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ И РЕГИОНОВ В ШКОЛЫ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ЦПМ ПО ИСТОРИИ
Хотите интенсивно подготовиться к олимпиадам гуманитарного профиля бесплатно с лучшими одноклассниками? Не упускайте свой шанс и поступайте в школу 625 и Лицей при Финансовом университете.
Вы из Москвы
Показать полностью.
Школа 625 будет рада видеть вас в своих стенах!
Набор ведется в 10–11 олимпиадные классы на исторический и обществоведческий профили. Профильные уроки проходят во всем знакомом корпусе ЦПМ на Хамовническом валу. Занятия ведут олимпиадные тренеры ЦПМ. Проект работает уже три года, за это время ученики классов получили 48 дипломов ВсОШ.
Вы из другого города
Отлично — если вы действительно горите своим предметом, Лицей Финансового университета предоставит вам возможность изучать его в столице под руководством тренеров московской олимпиадной сборной!
Открыт набор в 10–11 профильные классы. Профили обучения: история, обществознание, право. 86 приглашенных, 35 призеров и победителей ВсОШ за два года работы проекта
Лицей предоставляет общежитие, ознакомиться с условиями проживания и алгоритмом поступления можно на сайте.
Олимпиады по истории запись закреплена
ТЕСТ «А НЕ ПОУЧАСТВОВАТЬ ЛИ МНЕ В ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ?»
На сайте olimpiada.ru недавно появился тест, который будет интересен не только новичкам, но и тем, кто участвует в олимпиадах уже не первый год. Его вы можете найти, перейдя по этой ссылке: https://olimpiada.ru/article/988.
Заметим, что на этом сайте есть много полезной информации. Например, можно найти расписание олимпиад: даты всех этапов, задания прошлых лет. Так что не поленитесь заглянуть!
Олимпиады по истории запись закреплена
В начале ХVII века в России началась Смута. На престол взошёл «сын Иоанна Грозного». В честь торжественной коронации Лжедмитрия были отчеканены медали (монеты) из серебра и золота.
Профиль выполнен в Византийском стиле (на Руси до этого события не было монет с изображением правителя), на нём изображён Димитрий Иванович в царском облачении. На оборотной стороне мы видим двуглавого орла вместе с копейщиком.
17 мая 1606 года самозванец был убит в Московском Кремле, поэтому чеканка рублей была прекращена. До нашего времени дошло всего несколько экземпляров, один из них хранится в собрании Эрмитажа.
Олимпиады по истории запись закреплена
Ассоциация победителей олимпиад (АПО)
Появилась информация о датах регионального этапа ВсОШ!
Готовиться к нему вы можете уже сейчас в Школе АПО. Позже мы анонсируем онлайн-интенсивы и выездные школы по подготовке к этому этапу олимпиады!
Олимпиады по истории запись закреплена
Сергей Васильевич Рахманинов — потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, который стал символом русской музыки.
После Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, однако его музыкальные сочинения были известны во всем мире, в том числе и в Советском Союзе.
Олимпиады по истории запись закреплена
29 октября 1944 года началась Будапештская наступательная операция советских войск.
Будапештская наступательная операция — стратегическая операция советских войск в ходе Великой Отечественной войны, проводимая с 29 октября 1944 года по 13 февраля 1945 года силами 2-го и 3-го Украинских фронтов. Целью сражения стало освобождение Будапешта и вывод Венгрии из войны.
Показать полностью.
Успеху будущей операции способствовало то обстоятельство, что здесь, в центре и на левом крыле 2-го Украинского фронта, к этому времени находилась самая сильная его часть – 53-я, 7-я гвардейская и 46-я армии, 2 танковых и 3 механизированных корпуса, а также румынская 1-я армия. Всего в операции приняло участие 720 000 советских воинов. Им противостояли 11 немецких и венгерских дивизий из состава группы армий «Юг». Для отражения атаки 38-й армии 4-го Украинского фронта и правого крыла 2-го Украинского фронта были задействованы 31 дивизия и 3 бригады. В ходе операции сторона противника насчитывала 250 000 солдат и офицеров.
В начале боевых действий советские войска встретили активное сопротивление противника на подступах к Будапешту. Им не удалось сразу захватить город, так как сказывались накопленная в боях за Венгрию усталость и плохие погодные условия. Тогда к войскам 2-го Украинского фронта были присоединены части 3-го. К тому времени они успешно форсировали Дунай, и 20 декабря оба фронта перешли в наступление. Оборона противника была прорвана, а позже войскам удалось окружить в Будапеште 188-тысячную группировку под командованием генерала Пфеффер-Вильденбруха.
Немцы трижды пытались снять блокаду. 18 января 1945 года 4-й танковый корпус противника тараном сумел рассечь оборону 3-го Украинского фронта и выйти к Дунаю. Однако, несмотря на большое количество техники, прорваться к городу им все же не удалось. К этому времени к советским войскам присоединились 30-й стрелковый и 23-й танковый корпуса, они остановили немцев.
13 февраля 1945 года вражеские соединения были окончательно разбиты, а город Будапешт был освобожден от захватчиков, что стало важнейшим военно-политическим итогом операции.