реформы петра 1 проект по истории

Проект по истории России 7 класс «Реформы Петра 1»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Изучить реформы центрального управления. Рассказать об указе о единонаследии. Узнать результат военной реформы. Раскрыть цели областной, городской и церковной реформ.

Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это,, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительский аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям. И.Т. Посошков из книги «Книга о скудности и богатстве.»

Причины реформ Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости

В 1699 году была упразднена Боярская дума. В 1711 году был создан правительствующий сенат, он обладал законодательными, распорядительными и судебными функциями. Над деятельностью сената также был установлен король: в 1722 году был назначен генерал-прокурор П. И. Ягужинский которого назвали оком государевым в Сенате. Реформы 1718-1720 годов был упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии.

Царь, император с 1721 г. Ближняя канцелярия (1699-1711), Консилия министров (совет глав важнейших ведомств при царе 1711-1719) Боярская дума до 1704 г. Правительствующий Сенат (судебные функции, контроль за расходами, в составе 9 человек) Коллегии (состояли из президента, вице-президента, четырех советников, четырех асессоров, секретаря, переводчика, подьячих) Сохранились приказы, которые ведали ямским, строительным и медицинским делом. Наиболее известен Преображенский приказ, занимающийся политическим сыском Обер-фискал Синод Приказы

В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярам вотчина. Теперь не существовало разницы между дворянскими и боярским землевладением. В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов рангов чиновников: в гражданской службе – от коллежского регистратора. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку вне зависимости от его происхождения.

В178 году для усиления местного аппарата власти и повышения авторитета и роли в деле управления страна была разделена на 8 губерний. Губернии были поделены на уезды, а позднее – на провинции.

Городская реформа не только способствовала экономическому подъёму городов но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.

Управление церковными делами было передано духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейшей Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер–прокурор – гражданский чиновник, назначаемый царем. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

Таким образом, государственные реформы, проведённые Петром 1, имели большое значение для страны. Создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны, помогло решению назревших внешнеполитических задач. Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав. Они усовершенствовали систему местного управления, впервые в истории единого Российского государства введя выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век» 7 класс. Москва «Просвещение» 2002 г. 2. Алдонина Р., Сазонова О. “В нашем царстве-государстве…”/ – М., 2009. 3.Источники интернета

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Номер материала: ДБ-527614

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проект по истории на тему «Россия в период реформ Петра 1»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

реформы петра 1 проект по истории. Смотреть фото реформы петра 1 проект по истории. Смотреть картинку реформы петра 1 проект по истории. Картинка про реформы петра 1 проект по истории. Фото реформы петра 1 проект по истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по истории «россия в период реформ петра I» Подготовила студентка группы № 23, II курса ГАПОУ СО «Перелюбского аграрного техникума» Роточкова Елена

Петр I –родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремесел.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни.

Реформа армии и военно-морского флота

С 1705 года правительство делает следующий шаг – прекращает приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения. Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Основу армии составляла пехота. Наряду с пехотными полками были созданы гренадёрские полки. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю. Особое значение в этих условиях приобретали воинские уставы, регламенты – кодекс военного права. Пётр не мыслил без флота могущества своего государства, не представлял без кораблей своей жизни. Создание флота было для него первейшим долгом после создания армии

Источник

Проект. Мой взгляд на реформы Петра I

Считаю реформы великого преобразователя своевременными и необходимыми.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Мой взгляд на реформы Петра I»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ПОРТФОЛИО»

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88»

ВЗГЛЯД НА РЕФОРМЫ ПЕТРА I СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Ученик 11 класса МОУ «СОШ №88»

Анатолий Алексеевич Бочков

Глава1-Биография Петра I

Детство, юность, образование

Начало самостоятельного правления

Уроки Северной войны

Преобразования в экономике

Преобразования в области культуры

Итоги петровских реформ

Глава2-Взгляд на реформы Петра I сквозь время

2.1 Аналитическй труд Х. Баггера

2.2 Петровские реформы глазами В.О. Ключевского

2.3 С.Ф. Платонов о Петре I

2.4 Петровский тоталитаризм глазами Е.В.Анисимова

2.5 Краткая оценка Петра I С.Г. Пушкаревым

2.6 Краткое мнение Людовика ХIV

2.7 Мнение И.В. Сталина

2.8 Мнение людей ХХI века

2.9 Мое мнение о реформах ПетраI

Для своего реферата я выбрал эту тему, потому что мне очень интересен Петр Великий, как личность и исторический деятель. И мне интересно, как развивалась наша страна в годы царствования Петра.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный период своей истории. Россия в то время не имела крупных промышленных предприятий, выходов к морям. В России не было и военного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим правилам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Необходимо было реорганизовывать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить все управления страной.

Для коренной ломки старого уклада жизни нужен был умный и талантливый руководитель. Таким и был Петр I. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище. Нужны были и реформы, которые завершали бы процессы, на протяжении нескольких веков определявшие ход русской истории: закрепощение основной массы населения, создание мощного привилегированного сословия – дворянства, становление самодержавного государственного строя и др. Хотя свои преобразования Пётр проводил без определённой системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили её. Прежде всего из Московского государства, чьи контакты с внешним миром были довольно ограниченными, страна превратилась в Российскую империю – одну из могущественнейших стран Европы. Пётр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал всё от него зависящее, чтобы Россия стала европейской страной. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси. Но его реформы вызывали большие споры.

Фигура Петра I неотделима от истории России, впрочем, также неотделима она и от истории нашего города, может даже в большей степени нежели других городов, исключая, естественно С-Петербург. Основное же внимание историков всех времен и всех национальностей привлекали реформы российского царя, ставшие поворотным пунктом в жизни российского государства.

Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в

великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке. Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

В своем реферате я и попытаюсь, используя материал различных книг,

взглянуть на реформы Петра глазами разных историков. Впрочем, вероятно, ту же задачу преследовал и датский историк Ханс Баггер. Поэтому свою работу по анализу взгдядлв различных ученых на данную проблему я

и начну с данного труда.

Глава1. Биография Петра I

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.

Детство, юность, образование

Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии. В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу (см. Кукуй), где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Начало самостоятельного правления

Во второй половине 17 в. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и дяде, Л. К. Нарышкину (см. Нарышкины). Царь по-прежнему мало бывал в Москве, хотя в 1689 по настоянию матери женился на Е. Ф. Лопухиной. Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей. Лишь в 1695 он решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет. Вскоре после возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стрелецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698), где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими (см. Стрелецкое восстание 1698).

За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден — Св. апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшееся до 1917. Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией.

Уроки Северной войны

В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».

Преобразования в экономике

Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Однако ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капиталовложений, получаемых в основном путем чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.

Преобразования в области культуры

Время Петра I — это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).

По возвращении из Великого посольства Петр окончательно порвал с нелюбимой первой женой. Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (будущая императрица Екатерина I), с которой венчался в 1712. Она родила ему нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна). Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724 короновал ее императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Однако незадолго до смерти он узнал об измене жены с В. Монсом. Не складывались и отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в 1718. Сам Петр умер от болезни мочеиспускательных органов, не оставив завещания.

Устав Петра I о наследии престола (5 февраля 1722)

Итоги петровских реформ

Источник

Проект по истории на тему: Реформы Петра I: за и против.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сафоновский индустриально-технологический техникум»

Выполнила: студентка 1 курса Маркизова Дарьи Алексеевны

Руководитель : Куваева Наталья Алексеевна

2.1.Краткий обзор теории вопроса.

3.Итоги и значение реформ Петра I ……………………………. …стр.13

Список используемой литературы……………………………………..стр.15

Тема исследования: Реформы Петра I: за и против.

Расширить знания об эпохе Петра I

Определить значение преобразований для России.

1. Выяснить необходимость реформ

2. Изучить содержание реформ.

3. Дать оценку реформам

Реформы были крайне необходимы. Петр I своими реформами преобразовал традиционную Русь и » прорубил окно в Европу».

психологическая диагностика (анкетирование),

2. чтение и анали з энциклопедической, научной литературы,

3. анализ полученной информации.

I. Подготовительный этап

Подобрать литературу по вопросу.

Изучить теорию вопроса.

II. Исследовательский этап

Составить анкету и провести анкетирование по проблеме исследования.

Выявить положительные и отрицательные стороны реформ

III. Аналитический этап

Провести анализ и дать оценку полученным результатам.

IV. Практический этап

Участвовать в школьном Дне науки.

Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Реформаторская деятельность Петра I ещё при жизни по-разному оценивалась его современниками. И после смерти Петра не продолжали утихать споры. Одни называли его великим реформатором, который превратил Россию в крупную и сильную европейскую державу. Другие обвиняли в попрании традиций, обычаев, в разрушении национальной самобытности. Поэтому сегодня возникает желание вникнуть в существо, характер процессов, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве.

Я считаю, что эта тема сегодня очень актуальна. В настоящее время Россия переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам.

Краткий обзор теории вопроса.

Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.

Реформа государственного управления

Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств. Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.

В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением. В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.

В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)

Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию

Церковная реформа Петра

Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод, все члены которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Административная реформа Петра

Военная реформа Петра

Петр заменил иррегулярное стрелецкое войско и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. От рекрутского набора освобождались только гражданские чиновники, духовенство и некоторые категории крестьян. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

Экономическая реформа Петра

Реформа Петра в области образования

Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге школа математических и навигационных наук, артиллерийская школа, инженерная школа, медицинская школа, морская академия, горные школы при Олонецких и Уральских заводах, Цифирные школы для «детей всякого чина», Гарнизонные школы для детей солдат, Духовные школы, Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора).

Реформы Петра в области культуры

При Петре начали издавать первую в России газету «Санкт-Петербургские ведомости», был открыт первый русский музей — Кунсткамера, созданы новые типографии и начался перевод на русский язык многих европейских книг. Ввел запрет на ношение боярами бород, и требование к дворянству носить европейское платье, создал ассамблеи, где дворяне должны были появляться вместе с женами.

2.2. Анализ положительных и отрицательных последствий реформ Петра I.

Итоги реформ Петра I следует рассматривать в контексте особенностей его царствования. Эти годы оказались очень сложными для истории России, поскольку это было переходное время. Император вел войну за выход страны к Балтийскому морю и одновременно осуществлял преобразование всей общественно-политической системы в государстве.

Минусом его деятельности было то, что он осуществлял свои преобразования с расчетом на то, что это были временные меры для управления страной на время войны. Однако впоследствии вышло так, что эти временные меры оказались, как никогда, долговечными. Но сам правитель действовал, что называется, на скорую руку, поэтому итоги реформ Петра I оказались весьма спорными в том смысле, что очень часто вводились в спешном порядке и административными методами, без учета специфики тех или иных областей, которые подвергались изменениям.

Все меры нового правителя были направлены на то, чтобы обеспечить России победу во время Северной войны со Швецией за выход к Балтийскому морю. Но царь также был заинтересован в том, чтобы страна была включена в систему европейских государств, так как понимал, что выход к морю неизбежно приведет к изменению геополитического положения государства. Поэтому он стремился к тому, чтобы как-то уравнять степень развития страны с Западной Европой. Итоги реформ Петра I в этой сфере можно назвать спорными, по крайней мере, историки и исследователи расходятся в оценках их эффективности. С одной стороны, заимствования в управлении, администрации и культуре можно назвать важным шагом для европеизации государства, но вместе с тем их спешность и даже некоторая беспорядочность привели к тому, что западноевропейские нормы усвоила только очень узкая прослойка дворян. Положение же основной массы населения не изменилось.

В результате реформы государственного управления была создана такая система управления, которая без принципиальных изменений просуществовала вплоть до Февральской революции. Это говорит о том, что меры правителя по преобразованию государственной машины оказались к месту и были проведены в нужное время. Разумеется, российская действительность вносила свои коррективы, что учитывал и понимал сам император, когда вводил свои новшества в управление и администрацию.

В основу новых органов власти был положен принцип камерализма. Его главными составляющими были: функциональная организация управления, коллегиальность в учреждениях с точным определением обязанностей каждого, введение четкой системы канцелярского труда, единообразия чиновничьих штатов и жалованья. Структурными подразделениями коллегии были канцелярии, в которые входили конторы.

В новых государственных учреждениях быстро утвердилась вера во всесилие циркуляров и инструкций, пышно расцвел культ бюрократического распоряжения. Именно Петр I считается отцом российской бюрократии. [10]

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим. не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнётом, мало чем уступавшим войне Петровского времени», – писал известный российский историк В.Я. Уланов.

Плюсы и минусы петровских реформ особенно ярко проявились в военной сфере.

Именно Петр создал ту регулярную российскую армию, которая одержала столько блестящих побед в XVIII веке. То была армия по европейскому образцу, которая могла успешно конкурировать с войсками других государств. Вместо старой системы император ввел рекрутскую систему набора в солдаты. Это означало, что определенное количество дворов должно было поставлять в армию какое-то количество бойцов. Эта новая система просуществовала довольно долго, вплоть до второй половины XIX века, когда в годы правления Александра II была заменена на систему всеобщей воинской повинности.

Помимо создания армии, императору принадлежит заслуга в организации постоянного регулярного морского флота, который блестяще проявил себя уже в годы Северной войны со Швецией, когда одержал ряд крупных побед на море. Благодаря преобразовательной деятельности царя в данном направлении Россия стала мировой морской державой. Несмотря на то, что при ближайших преемниках царя строительство кораблей было приостановлено, тем не менее, уже во второй половине XVIII века, особенно при Екатерине II, русский флот вновь блестящим образом проявил себя в ряде войн. Заслуга царя состоит в том, что он позаботился о создании флота с расчетом на будущее. Он не просто строил корабли для сиюминутных потребностей, но именно предполагал сделать Россию морской державой, что ему и удалось.

Для службы в армии и работы на предприятиях нужны люди. Чтобы обеспечить необходимое количество «воинских чинов» и рабочей силы, требовалось перестроить социальную структуру общества.

Петр ликвидировал различные категории селян: в 1714 г. было отменено деление крестьян на поместных и вотчинных, в ходе церковных реформ не стало церковных и патриарших крестьян. Теперь существовали крепостные (владельческие), дворцовые и государственные крестьяне, которых и приписывали к мануфактурам.

Петр поощрял развитие промышленности, способствовал развитию заводов, освоению месторождений полезных ископаемых. Он поощрял торговлю и городскую жизнь, понимая, что от этого во многом зависят экспорт и импорт товаров.

Однако все эти меры имели и оборотную сторону. Дело в том, что, поощряя развитие торговли, император вместе с тем облагал купцов высокими налогами. Мануфактуры и заводы основывались на крепостном труде: к ним приписывались целые деревни, жители которых прикреплялись к производству.

Отрицательные итоги реформ Петра I также нельзя сбрасывать со счетов. Ведь преобразования осуществлялись за счет усилившейся эксплуатации населения, причем речь в данном случае идет обо всех слоях общества, начиная с крепостных крестьян и заканчивая дворянами-военнослужащими.

Однако этого было мало, и в том же 1714 г. вышел указ, что приобретать собственность дворянин может только после 7 лет военной службы, или 10 гражданской, или 15 лет пребывания в купеческом чине. Лица, не находившиеся на государственной службе, никогда не могли стать собственниками. В случае отказа дворянина поступить на службу его поместье немедленно конфисковалось. Самой необычной мерой был запрет дворянским детям жениться, пока они не выучатся необходимым для службы наукам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *