речные торговые пути древней руси
Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение
Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.
Протяженность маршрута
Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.
Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:
Таким же образом плыли в обратную сторону.
Географические особенности
Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).
Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:
Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.
Историческое значение
Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:
Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.
Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.
Привозные товары
С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:
Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.
Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.
Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.
Речные торговые пути древней руси
Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста, обновите его, чтобы просматривать современные сайты.
28 января 2015 года
Древнейшие пути – водные. Мыты и волоки
Первым средством передвижения для наших предков были реки. Практически все древние городища, селища, погосты, курганные группы расположены на крупных и мелких реках. Река для славян – транспортная артерия, источник питания, промысла и мистический символ.
Основными древними речными путями восточного Подмосковья являлись реки: Москва, Ока, Клязьма и притоки Клязьмы: Воря, Шерна и Нерская.
Свидетелями древних речных путей являются известия о волоках. Волоки – пространства или участки суши между судоходными реками, через которые суда переволакивались или перекатывались на катках из деревянных брёвен. Такие места, которые нельзя было миновать в пути, как мосты, переправы через реки и волоки часто использовались властями для сбора налогов и пошлин. Прежде чем продать тот или иной товар, продавец вынужден был уплатить целый ряд пошлин. Надо было платить за взвешивание товара («весчее»), за перевозку по мосту («мыто») и т.д. Продавец, ехавший в город на возах, при переезде через реку должен был платить «мыто» и «костки». На таможенных заставах в середине XV века платили по деньге с воза и с человека «косток» (1). От слова «мыт» или «мыто» произошло название известного подмосковного города Мытищи, т.к. недалеко от него, в районе нынешнего города Королёва был известный волок из реки Яузы в реку Клязьму. Для охраны Яузского мыта был выстроен городок – небольшое укрепление. Яузский волок, был важен, так как суда сокращали путь из Оки в Волгу и обратно. Кроме того, вместо опасного плавания по Оке в районе Мещеры, плыли по населённому и более благоприятному для судоходства водному пути Московского княжества.
Яузский волок, возможно, являлся участком древнего водного пути XII-XIII веков из Великого Новгорода во Владимир на Клязьме. Как сообщают летописи, около 1200 года водным путём из Новгорода во Владимир ездили архиепископ Мартирий, посадник и прочие чиновники новгородские, по требованию великого князя Всеволода Большое Гнездо. «Сему пути от озера Ильменя способствовали реки: Пола, Явонь, с проездом по суше к озеру Селигеру; далее река Селижаровка, Волга до устья реки Держи, последняя до Волочанова, в Волоколамском уезде, Руза, Москва до Волочка, который был где-то между сею рекою и Клязьмою, ведущею до города Владимира» (2). По всей вероятности, речь в данном отрывке идёт именно о Яузском волоке.
В начале XIV века Коломна перешла от Рязани к Москве и стали пользоваться более коротким – около 1 километра, волоком из реки Нерской в реку Ушну. В связи с этим Яузский волок постепенно прекратил своё существование (3).
С XIII века известен на Клязьме волочёк Зуев – в районе нынешнего города Орехово-Зуево. В этом месте осуществлялся волок судов из реки Клязьмы в реку Нерскую и далее в Москву-реку и Оку.
Рис. 1. Карта-схема из работы В.Н.Алексеева (5).
Впервые о волочке на реке Нерской (Мерской) сообщается в Воскресенской летописи в связи с событиями 1209 года. Тогда два рязанских князя Изяслав Владимирович и Кюр Михаил Всеволодович, услышав, что владимирские полки ушли на Тверь, решили напасть на Москву. Но под Тверью владимирцы с новгордцами уладили дело миром и вернулись во Владимир. Великий князь Всеволод послал на Изяслава и Кюр Михаила сына своего Георгия. «Георгий же поиде через ночь противу на Мерску, той бе ему напереди, и быв на Волочке и оттоле уряди Сторожевой полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же, и в раннюю зарю сретошася сторожеве их, и погнаши Юрьевы сторожи Изяславлих и гнаша их лесом секуще я» (4).
Благодаря Волочку Зуеву из Клязьмы по речке Дрозне уходили на юг, затем переносили лодки посуху и попадали в притоки Нерской, а по ним в Москву-реку и Оку. Таким образом через Волочек Зуев осуществлялся кратчайший путь из Владимира в Рязань, центр Муромско-Рязанского княжества. Благодаря этому волоку дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдовое, по сравнению с дорогой через Яузский волок.
С XIII века торговый путь, связывавший Клязьму и верхнюю Волгу, проходил по реке Воре. Суда поднимались по левому притоку Клязьмы – реке Воре, затем по притоку Вори – реке Торгоше. В верховьях Торгоши, возле села Наугольного, проходил волок на реку Кунью, приток Дубны и далее в Волгу.
Торговое значение реки Клязьмы в XII-XIII веках и в XV-XVI веках доказывают клады, обнаруженные вдоль реки. Так, в 1924 г. на левом берегу реки Клязьмы в районе города Щёлково, был обнаружен клад серебряных слитков XII века (6). В 1901 г. в районе деревни Мизиново, находящейся на реке Воре, был найден горшок с мелкими серебряными монетами Ивана III. В 1948 г. в посёлке Успенский Ногинского района, находящегося на реке Клязьме, найдена кубышка с монетами Ивана IV (7).
Путь из варяг в персы
Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вниз по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вниз по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.
Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент.
Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921-922 гг.
Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».
С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.
Значение
Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, поэтому это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. В то время Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.
См. также
В искусстве и кино
Исторические торговые пути
Полезное
Смотреть что такое «Путь из варяг в персы» в других словарях:
Путь из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия
Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия
Из варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия
Из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия
Заволоцкий путь — исторический путь для перевозки товаров в Древней Руси, вероятно, проложенный варягами из Заволочья (Биармии) в бассейн Волги (см. Волжский торговый путь). Во времена Новгородской республики проходил по Северной Двине и Сухоне в Кубенское озеро,… … Википедия
Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Русь историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние… … Википедия
Древняя Русь — Русь первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом … Википедия
Киевская Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения). Киевская Русь … Википедия
Червонец — У этого термина существуют и другие значения, см. Червонец (значения). Червонец денежная единица в Российской империи и СССР. В разное время ей соответствовал различный эквивалент в рублях. Червонцами в обиходе ошибочно, начиная с начала XX … Википедия
Дукат (монета) — Запрос «Дукат» перенаправляется сюда; о других значениях слова см. Дукат (значения). Дукат, Королевство Сицилия, Рожер II. На аверсе Христос Вседержитель, на реверсе сам король со старшим сыном Рожером Апулийским. Дукат (итал. ducato) … … Википедия
Новое в блогах
В серии своих работ мы реконструировали отдельные участки торговых путей, проходивших в древности по территории Евразии. Вся обширная литература дана в указанных публикациях.
Данная работа выполнена на основе системных исследований данных археологии, генетики, антропологии и лингвистики и посвящена обобщению материала и попытке построения на его основе непротиворечивой с точки зрения системного анализа модели Северного торгового пути.
Отметим, изначально «Месопотамия лишена рудных источников и вообще очень бедна природными ресурсами (в особенности Южная)… В этих условиях месопотамское металлопроизводство базировалось на импорте». Поэтому египетско-шумерский регион значительно отставал в своём развитии от северных территорий – даже по освоению золота: «выделение этого металла из его природных сплавов положило начало новой исторической эпохе, что ознаменовалось открытием в 21-м в. до н.э. (во время ХI древнеегипетской династии) способа отделения золота от серебра».
В 2010 году в Сербии археологи обнаружили древнейшие в мире изделия из выплавленной меди – 5340 – 4640 лет до н.э. (культура Винча). Руду в сербское Беловоде доставляли из расположенных на территории нынешних Сербии и Болгарии медных рудников.
Разрыв в технологиях между югом и севером достигал 4 – 3 тысяч лет (в пользу севера). Этот разрыв можно представить из данных по металлургии 4 – 3 тыс. до н.э., которые проанализировал академик Е.Н. Черных в своей работе: «Базой данных послужили 32 – 33 тысячи многообразных металлических изделий, обнаруженных в различных памятниках южной половины Восточной Европы (Русской равнины – авт.), Кавказа, Малой Азии и Балкано-Карпатья… 23 – 24 тысячи относятся к золотым украшениям и только лишь 8500 предметов сделано из бронз или меди; несколько сотен изделий изготовлено из серебра, свинца и некоторых других металлов… Из золота и серебра выделывались лишь украшения и культовые вещи».
Для сравнения абсолютные цифры аналогичных находок этого времени для Месопотамии выглядят так: медный век – 6 находок, раннебронзовый век – 580, а также для Ирана: медный век – 160 находок, раннебронзовый век – 952.
Первым представим торговые пути 6 – 2-го тысячелетий до н. э., по которым происходила торговля серебром и медью. В самом начале 6-го тысячелетия до н. э. функционировала только северо-западная часть торгового пути с центром в Северном Причерноморье (это как раз время и место формирования индоевропейской семьи языков). К 3 – 2-му тысячелетиям до н. э. к ней присоединились остальные участки пути.
Северо-западный участок формировался усилиями мифологического завоевателя 3-го тысячелетия до н. э. Богумира, сына летописного Дажьбога. После прихода Богумира на Алтай здесь стала формироваться цивилизация, и со 2-го тысячелетия до н. э. Алтайский регион сделался одним из основных поставщиков этих металлов, которые из него расходились по северной ветке – в Москву и далее, по южной – в Иран.
Отметим, для исключения искажений на представленных карты Китай помещён так же, как и на средневековых картах, то есть к северу от «Китайской стены, а югу от неё помещена Сина (Чина).
В 3 – 2-м тысячелетиях до н. э. особого расцвета достигла торговля янтарём. Этот самоцвет был, в основном, прибалтийского происхождения, а торговали им на весьма обширной территории. На западе известны находки янтаря этого периода в Англии, на востоке – восточнее Перми и Екатеринбурга. Основная же масса камня реализовывалась в Центральной Руси, куда самоцвет поступал из Прибалтики – сначала через Псков, а потом – следовал через Тверь.
На Украине, в Италии и Греции – отдельные находки янтаря.
В тех же 3 – 2-м тысячелетиях до н. э. Древняя Русь вела обширную торговлю нефритом. Он добывался в Бадахшане (Северный Афганистан) и оттуда тремя потоками расходился по всему миру. Южный торговый путь вёл в Индию и Шумер. Восточный – пролегал по северной окантовке современной Монголии, уходил прямо на восток, а далее на юг – по Сине.
Третий путь – северо-западный – связывал два вышеназванных участка воедино, а уходил вдоль северных границ Казахстана на запад. Он начинался от Горно-Алтайска и шёл на Омск, Пермь, миновал Казань, Нижний Новгород, Владимир и доходил до Москвы. Здесь одно ответвление уходило на север – в сторону Иваново, Ярославля и Вологды, другое на юг – в сторону Одессы и земель Германии.
К 1-му тысячелетию до н. э. Северный торговый путь представлял из себя уже вполне сложившееся торгово-транспортное явление. По нему, раньше, чем образовался Великий шёлковый путь, двинулись первые изделия из шёлка. Северный путь обеспечивал шёлком даже Европу – уже в 6-м веке до н. э. модницы будущего Кёльна щеголяли в шёлковых нарядах. Параллельно с шёлком двигались и «китайские» зеркала. Этот комплекс предметов маркировал значительные территории. По этому пути состоялось в 4 – 7 веках великое переселения народов.
В раннем средневековье торговля на территории Руси приобрела огромный размах. В особенности это очень наглядно представлено находками кладов серебряных «арабских» дирхемов. Расположение торговых путей этого периода имеет центростремительную структуру с центром в Москве. Отдельные нити-пути связывали ранне-средневековую Москву со многими городами и регионами Европы и Азии.
Серебряные монеты чеканились в халифатах, но в них не оставались, а оправлялись почти в полном составе на Русь, точнее в Московию. В самих же халифатах в ходу были медные монеты. Такие взаимоотношения халифатов и Руси говорит в пользу главенствующей роли последней. Это же подтверждает и количество обнаруженных памятников – сотни, а также количество серебра в них – единицы и десятки килограммов.
Та же самая картина движения объектов торговли в 9 – 12 веках. Здесь показан торговый путь, по которому в 9 – 12 веках перемещался шёлк и изделия из него. В нижней части карты нанесён Великий шёлковый путь. Он проходил по большей части Сины, выходил из неё через западный край Таримской котловины и далее следовал на юг – через Иран в Турцию и другие страны Средиземноморского региона. Севернее существовал и другой путь. По нему товары из шёлка двигались на запад и достигали центральных областей Руси. Откуда перераспределялись далее – в скандинавские и европейские страны.
Совокупность участков свидетельствуют от развитости Северного торгового пути и показывают, что он складывался тысячелетиями и существовал для обеспечения массовой и объёмной торговли, в которой значение конкретного товара подчинялось требованиям конъюнктуры. На комплексную карту торговых путей нанесены все самые важные участки. В нижней части карты сгруппировались участки, представляющие Великий шёлковый путь.
Наша реконструкция Северного торгового пути стала возможной благодаря системной обработке археологических и иных данных. В этой связи интересно сравнить полученный результат со средневековой картой, на которой отражены те же торговые пути, что и отыскали мы. На этой древней карте показан и Северный путь. Он идёт по тем же местам, по которым провели торговый путь и мы, и на которые указывают многочисленные археологические находки. В левом верхнем углу карты указано направление торгового пути, точнее, его вход в Московию.
На основании изложенного сформулируем следующие выводы.
На территории России издревле существовал разветвлённый Русский торговый путь. Наиболее ранний их этап начал складываться в неолите: к 6-му тысячелетию до н. э. началась торговля медью и серебром между Центральной Русью и Балканами.
В 3-м тысячелетии до н. э. по Русскому торговому пути от Великобритании до Прибайкалья двигались нефрит и янтарь.
К началу железного века по Русскому торговому пути впервые в Древнюю Русь и в Европу стали перемещаться изделия из шёлка.
В средневековье по Русскому торговому пути в Центральную Россию стекалось серебро (дирхемы), изделия из шёлка, «китайские» зеркала и другие товары, представлявшие коммерческий интерес.
Суммарно: столь развитые торговые пути, существовавшие несколько тысячелетий подряд, в совокупности с общностью языка и этническим единообразием, говорят о том, что на русских территориях существовало древнее государство: «Есть один народ, который Геродот называет гипербореями. Нынешнее название этого народа – Московия», – Филипп Парацельс (16 век).