речной порт могилев история
речной порт «Могилев»
Сергей Викторович поделилась ссылкой
речной порт «Могилев» запись закреплена
Вистычи
Выходной день
Воскресенье 5 июля 2015 года
День работников водного транспорта
В первое воскресенье июля Беларусь отмечает День работников водного транспорта.
Показать полностью.
Несмотря на то, что речной транспорт в настоящее время переживает не лучшие времена, можно с уверенностью сказать, что профессия, которой овладевают крепкие увлечённые мужчины, необходима стране не меньше, чем многие другие.
В Беларуси есть судоходные реки, главными из которых являются Днепр, Березина, Западная Двина, Сож, Неман и Припять. На реках расположены 10 речных портов, из которых отходят пассажирские и грузовые суда. Некоторые грузы нельзя перевезти иначе, а только по воде. Именно поэтому в последние годы объём речных перевозок вновь начал расти.
Немало сделано с 1997 года для возрождения речного судоходства — реконструирован Днепро-Бугский канал, реконструируются судоходные шлюзы, на воды Западной Двины спущен пассажирский теплоход «Витебск», в БНТУ стали готовить корабелостроителей. В планах даже создание морского флота, а также развитие туризма и увеличение экономически рентабельного экспорта.
В давние времена по территории современной Республики Беларуси проходил путь «из варяг в греки» и сегодня её водные просторы бороздят водные суда.
Виновников торжества в стране, правда, всего около трех тысяч, зато в экономике Беларуси отрасль в последнее время приобрела стратегическое значение. Связано это с тем, что ей отведена важная роль в выполнении двух масштабных задач: развитие внутреннего туризма и экспорт без посредников, подразумевающий в первую очередь самостоятельную перевозку грузов.
Несмотря на то, что выхода к морю у республики нет, флотилии судов постоянно пересекают ее от края до края по рекам и каналам. Отрасль небольшая, но уникальная: белорусские водники сами проектируют, строят и эксплуатируют суда, на которых перевозятся массовые навалочные грузы. Ежегодный их объем составляет 1,7—2,0 миллиона тонн.
В системе водного транспорта Республики Беларусь действуют 10 речных портов — в Бобруйске, Бресте, Гомеле, Микашевичах, Могилеве, Мозыре, Пинске, Речице, Витебске, Гродно.
Четыре предприятия водных путей в Гомеле, Пинске, Мозыре и Бобруйске обслуживают реки Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Мухавеци Днепро-Бугский канал.
Благодаря высококвалифицированному кадровому потенциалу, накопленному опыту и техническим возможностям речники и моряки Беларуси выполняли и продолжают выполнять сложные задачи по развитию водного транспорта республики, проявляя высокую трудовую и творческую активность и профессиональное мастерство, оставаясь убежденными патриотами своей не легкой, но романтичной профессии.
Приметы
Если в этот день будет дождь, то будет урожай хлебов.
Если в этот день вечером играет месяц, то обещает хороший урожай.
Именины
Василий Галактион Геннадий Антон
Могилевщина
Могилевская область – одна из шести областей современной Беларуси. Эти земли люди обживали еще в каменном веке. Уже в нашу эру здесь селились балтийские и славянские племена, а возникшие города и поселения входили в состав Киевской Руси, Полоцкого княжества, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи.
Могилевская область в составе БССР была создана в 1938 г. В результате административных реформ 1944 г. и 1960-х гг. границы области несколько раз менялись. Сегодня в ее составе 21 район.
Во время гитлеровской оккупации на территории области действовали партизанские отряды и партизанские зоны, где была восстановлена советская власть. Наиболее известная зона – Кличевская, насчитывавшая более 18 тыс. партизан. В самом Могилеве действовала подпольная организация «Комитет содействия Красной Армии». В годы Великой Отечественной войны область понесла невосполнимые людские потери. Восстановление народного хозяйства потребовало от жителей Приднепровского края огромных сил. И только к концу четвертой пятилетки (1946–1950 гг.) народное хозяйство по основным показателям было восстановлено.
Современная Могилевщина обладает значительным многоотраслевым промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. На долю Приднепровского края приходится примерно десятая часть объемов промышленного и около 15% сельскохозяйственного производства страны. Ежегодно более половины всей производимой в Могилевской области продукции поставляется на экспорт.
В структуре промышленности ведущие позиции занимают химическая отрасль, машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В списке крупнейших предприятий Могилевской области – «Могилевхимволокно», «Белшина», «Красный пищевик», «Моготекс», холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка», обувная фабрика Shagovita, «Могилевлифтмаш», производитель текстильной продукции «Лента», «Серволюкс», «Бобруйскагромаш» и «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», «Джокей пластик», предприятие деревообработки «ФанДОК» и др. За последние годы в регионе создан ряд новых предприятий, наиболее значимые из которых «Технолит», Завод полимерных труб.
Успешно развивается аграрный сектор экономики. На протяжении последних лет в области намолачивается более миллиона тонн зерновых культур, развиваются крупные интеграционные формирования, объединяющие производство сельскохозяйственного сырья, переработку и сбыт конечной продукции. Положительными примерами такой формы работы могут служить предприятия: «Александрийское», «Агрокомбинат «Заря», холдинг «Купаловское». В результате действия принятой Государственной программы возрождения и развития села на Могилевщине было обустроено около 200 агрогородков.
В 2002 г. создана свободная экономическая зона «Могилёв», где зарегистрированы десятки современных предприятий из Германии, США, России, Польши, Великобритании и других стран.
Транспортная инфраструктура Могилевской области представлена широкой сетью автомобильных, железных, воздушных дорог. Международный аэропорт «Могилев», который находится в 17 км от города, обеспечивает грузоперевозки и пассажирские чартерные рейсы в Египет, Турцию, Болгарию. Для перевозки грузов используются филиалы «Белорусского Речного Пароходства» – «Речной Порт Могилев» на реке Днепр и «Речной порт Бобруйск» на реке Березина.
Могилевская область – крупнейший культурный регион республики, обладающий большим туристическим потенциалом.
В Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь более тысячи материальных недвижимых объектов Могилевской области, которые имеют статус историко-культурной ценности, тринадцать объектов – статус духовной нематериальной ценности. Архитектурными жемчужинами являются Ратуша, Собор Трёх Святителей, Собор Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве, Дворец Потемкина в Кричеве, Крепость времен Отечественной войны 1812 г. в Бобруйске. Один из самых известный туристических объектов – Мемориальный комплекс «Буйничское поле»), посвященный защите Могилева во время Великой Отечественной войны.
Среди памятников природы – Могилевский Зоосад, Гидрологический заказник республиканского значения «Заозерье» в Белыничском районе, уникальный по эстетической и природной ценности Дубовский каскад озер в Бобруйском районе, Полыковичский источник в Могилеве. В Быховском районе расположено Чигиринское водохранилище – место занятий гребным, водно-моторным и другими видами спорта, популярное место рыбалки; Каскад криниц «Захаренка», а также 300-летний дуб и 150–160-летние сосны.
Радует своих зрителей Могилевский драматический театр, который продолжает театральные традиции Могилева, заложенные еще в XVII в. Репертуар Могилевского областного театра кукол составляют постановки для детей и взрослых, созданные по произведениям классиков и современных драматургов. В Бобруйске действует Могилевский областной театр драмы и комедии имени В.И. Дунина-Марцинкевича.
Могилевская областная филармония объединяет высокопрофессиональных вокалистов, инструменталистов, многие из которых являются лауреатами и дипломантами престижных международных и республиканских конкурсов и фестивалей. Филармония ежегодно проводит более тысячи концертов в концертных залах области, Республики Беларусь и далеко за ее пределами, проводит республиканские и международные фестивали.
Визитными карточками области стали многие яркие фестивали, в числе которых – «Золотой шлягер», фестиваль духовной музыки «Магутны Божа», Международный молодежный театральный форум «М.art.контакт», фестиваль народного творчества «Венок дружбы», детский фестиваль «Золотая пчелка», фестиваль анимационных фильмов «Анимаёвка», пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» и др.
Особая гордость края – его люди. Более ста уроженцев Могилевской области стали Героями Советского Союза. Полковник Гусаковский, полковник Шутов, полковник Якубовский дважды удостоены этого высокого звания. За трудовые достижения также более ста передовиков производства получили звание Героя Социалистического Труда.
Могилёвщина стала родиной для многих талантливых прозаиков и поэтов: Винцента Дунина-Марцинкевича, Ольгерда Абуховича, Максима Горецкого, Аркадия Кулешова, Ивана Чигринова, Алексея Пысина.
Славные страницы в спортивную жизнь страны вписали спортсмены – уроженцы Могилевщины, которые в разные годы стали чемпионами и призерами Олимпиад. В их числе Светлана Баитова (гимнастика), Александр Масейков, братья Андрей и Александр Богдановичи (гребля на байдарках и каноэ), Оксана Менькова (легкая атлетика), Андрей Рыбаков (тяжелая атлетика), Сергей Новиков (биатлон).
Подробнее об истории, социально-экономическом и культурном развитии области можно узнать на официальных сайтах Могилевского облисполкома и Могилевского горисполкома, сайте «Архивы Беларуси».
Библиотечную сеть региона возглавляет Могилевская областная библиотека имени В.И. Ленина, которая по праву является в Беларуси лидером по созданию краеведческих ресурсов.
Могилев: старое фото. Казенная пристань.
Наступила весна, Днепр очистился ото льда. Ледоход прошел незаметно, не то что в старые времена, когда ледяные глыбы перегораживали русло реки и приходилось вызывать саперов. Глухие взрывы со стороны Днепра были слышны по всему Могилеву, но это не пугало горожан: понятно, что идет ледоход.
А местом службы Сергея Матвеевича был Днепр от Дорогобужа до Речицы. С началом навигации он перебирался на казенную пристань, над которой развивался под ветром флаг Министерства путей сообщения (МПС) и был пришвартован служебный пароход. Все пароходы МПС тоже ходили под таким флагом.
А на этом снимке мы видим, что у казенного дебаркадера стоит пароход «Припять». Такой тоже ходил по Днепру в 1914 году под флагом МПС. Пароход не впечатляет размерами, да они ему собственно и не требуются. Главное, что у него мелкая осадка и, благодаря этому, он даже по мелкой воде может добраться до любого места Днепра, где ведется навигация. Если вы думаете, что это цветное фото С.Прокудина-Горского, то вы заблуждаетесь: этот известный фотограф, делавший сто лет назад цветные снимки, в Могилев, к сожалению, не заезжал. Это местные умельцы решили раскрасить старое фото. Они недалеки от истины: в те времена предпочитали красить крыши исключительно в красный и зеленый цвета.
Ещё одно фото того же места. Та же «Припять» у дебаркадера. Но чуть дальше, у другого дебаркадера, пришвартовано большое пассажирское судно. Мы не знаем его имени, но ясно одно снимок сделан в разгар весеннего половодья, именно по большой воде могли добраться до Могилева такие посудины. А в другое время года они неминуемо застряли бы на перекатах ниже и выше городских пристаней.
А на этом фото говорится о речной полиции. Так иногда в России люди называли речную судоходную инспекцию. Хотя полицией она не была, как не является полицией в наши дни по отношению к автомототранспорту Государственная автомобильная инспекция.
Чем живёт Белорусское речное пароходство на Гомельщине
После распада Советского Союза мы плохо себе представляем, что происходит на внутренних водных путях у наших соседей. Казалось бы, между нами и белорусами нет никаких государственных границ, мы постоянно ездим в гости друг другу. А полного понимания, как устроены речные перевозки в Республике Беларусь, у большинства наших соотечественников нет, пишет российский портал korabel.ru. Известно только, что ими ведает по-прежнему государственная структура, в отличие от российских реалий. Но вот подробности…
А между тем по территории Беларуси, расположенной на водоразделе бассейнов Черного и Балтийского морей, протекает более 20 тысяч рек. Семь из них сегодня пригодны для коммерческого использования судоходства: Днепр, Припять, Сож, Березина, Неман, Западная Двина, а также Днепро-Бугский водный путь.
Мы решили получить информацию о ситуации на этих водных артериях прямо из первых рук и обратились к Белорусскому речному пароходству. Ниже публикуем ответы, подготовленные пароходством на наши простые вопросы о флоте, портах, грузах, пассажирах и глубинах.
Белорусское речное пароходство
Как устроено Белорусское речное пароходство — из чего состоит, кому подчиняется, на каких условиях, за что отвечает?
Структура организаций внутреннего водного транспорта Республики Беларусь остается практически неизменна еще со времен распада Советского Союза:
По итогам 2017 года внутренним водным транспортом Республики Беларусь перевезено 2,019 млн тонн грузов, что составляет 0,46% от общего количество перевезенных грузов в республике. Величина грузооборота составила 32 млн т*км (0,02% от грузооборота всеми видами транспорта).
РТУП “Белорусское речное пароходство” (ранее именовалось Днепро-Двинское речное пароходство, затем – Верхне-Днепровское речное пароходство) как самостоятельная транспортная организация выделилось из состава Днепровского и Северо-Западного пароходств в 1931 году.
Сегодня это основная организация, осуществляющая перевозки грузов и пассажиров водным транспортом в Республике Беларусь. В состав ее входит восемь филиалов, расположенных на территории трех областей:
Управление пароходства выполняет координирующую роль между речными портами. В его штате имеются специалисты, необходимые для осуществления методической и практической помощи речным портам (специалисты по безопасности судоходства, осуществлению перевозок, инженерно-технические работники и др.).
Основная задача и цель управления пароходства — повышение эффективности работы всех филиалов, входящих в состав предприятия, рост благосостояния и обеспечение достойного уровня жизни работников пароходства.
Филиалы не являются юридическими лицами, имеют собственные расчетные счета в обслуживающих банках, ведут самостоятельный баланс, наделены имуществом и действуют на основании Устава РТУП “Белорусское речное пароходство” и согласно “Положению о речных портах”, утвержденному начальником РТУП “Белорусское речное пароходство”.
Речные порты непосредственно осуществляют перевозку грузов водным транспортом, перевозку пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование грузов, выпуск продукции и оказание услуг промышленного характера.
Белорусское речное пароходство
На чем специализируются речные порты, какими средствами располагают?
Речной порт Гомель основан в 1933 году и расположен на 100 км реки Сож. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. В порту имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 455 метров. После реорганизации в 2012 году путем присоединения РУП “Гомельский судостроительно-судоремонтный завод” имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. Для перевозки пассажиров имеется четыре пассажирских теплохода.
Речной порт Брест основан в 1950 году и расположен на реке Муховец при впадении в реку Буг. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеет портальные краны грузоподъемностью 10 тонн. Обособленно от основной территории расположен причал “Гузни”, также находящийся в городской черте. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход.
Речной порт Мозырь основан в 1963 году и расположен на 192 км реки Припять, являясь главным перегрузочным объектом при осуществлении перевозок грузов в международном сообщении. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеет подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн.
Речной порт Речица основан в 1944 году и расположен на 1156 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов плавучими кранами грузоподъемностью 5 тонн. После проведенной в 2010 году реорганизации путем присоединения РУП “Речицкий судостроительно-судоремонтный завод” в порту имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. С целью оказания услуг по перевозке пассажиров в порту имеется теплоход.
Речной порт Могилёв основан в 1976 году и расположен на 1487 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 5 тонн и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн. Длина причальной линии – 120 метров. Пассажирские перевозки осуществляются плавверандой.
Речной порт Микашевичи основан в 1978 году и является специализированный порт по отгрузке продукции РУПП “Гранит” на речные суда. Порт находится в изголовье специально выполненного Микашевичского канала. В порту имеются конвейерные линии и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн.
Речной порт Бобруйск основан в 1970 году и расположен на 174 км реки Березина. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 16 тонн. Длина причальной линии – 560 метров.
Речной порт Пинск основан в 1939 году и расположен на реке Пина в 8 км выше города Пинска. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 10 тонн, а также плавучие краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 346 метров. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход.
Белорусское речное пароходство
Какова динамика грузо- и пассажирооборота за последние годы?
Структура перевозимых пароходством в 2013-2017 годах грузов представлена в таблице:
Наименование груза | Годы | Итого | ||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | тыс.т. | в % | ||
Песок строительный | 2692,0 | 2145,6 | 1500,6 | 1068,5 | 1342,6 | 8749,3 | 92,89 | |
Лесные грузы | 2,1 | 0,0 | 0,0 | 2,2 | 0,0 | 4,3 | 0,05 | |
Негабаритные тяжеловесные грузы | 0,7 | 3,2 | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 4,2 | 0,04 | |
Нефтепродукты | 4,7 | 3,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7,7 | 0,08 | |
Щебень и отсев | 262,9 | 199,3 | 35,6 | 68,2 | 84,2 | 650,2 | 6,90 | |
Шпат полевой | 3,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,3 | 0,04 | |
Всего | 2965,7 | 2351,1 | 1536,2 | 1138,9 | 1427,1 | 9419 | 100,0 |
Как видно из таблицы, доля строительного песка составляет 92,9 % от всех перевозимых пароходством в 2013 — 2017 годах грузов. На втором месте располагается перевозка щебня и отсева (продукция РУПП “Гранит”) – 6,9%. Оставшиеся 0,2% приходятся на перевозку иных грузов.
Стоит отметить, что в 2015 — 2016 годах на водных путях Республики Беларусь были отмечены аномальные гидрологические условия, повлекшие за собой невозможность осуществления перевозок по ряду участков рек.
Навигация 2017 года прошла удачней – предприятию удалось нарастить как количество перевезенных грузов (+27,9% к уровню 2016 года), так и величину грузооборота (28,4 млн т / км, или +66% к уровню 2016 года).
Пассажирские перевозки ведутся в районе городов Брест, Пинск, Могилев, Речица и Гомель судами одноименных портов. Данные перевозки представляют собой либо прогулочные рейсы незначительной продолжительности (менее часа), либо сдачу судна в почасовую аренду.
До 2012 года теплоходы пароходства работали на пригородных рейсах, частично дотируемых из бюджета:
В 2013 году местные исполнительные органы приняли решения о прекращении дотаций на вышеуказанные перевозки, что привело к их закрытию.
Количество перевезенных пассажиров за 2013-2017:
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Перевезено пассажиров, тыс. чел. | 170,9 | 176,0 | 100,7 | 91,4 | 95,3 |
Темп роста, % | х | 103,0 | 57,2 | 90,8 | 104,3 |
Количество перевезенных пассажиров в 2015 — 2016 годах значительно снизилось из-за падения покупательской способности населения.
Белорусское речное пароходство
Какие нестандартные операции были проведены в минувшую навигацию?
В навигацию 2017 года возобновились перевозки грузов в международном сообщении – из Херсона (Украина) на причал Мозырского НПЗ были доставлены два реактора депарафинизации для ОАО “Мозырский НПЗ”. Каждый из них имеет массу практически 170 тонн, длину — 20,83 м, высоту — 5,25 м, ширину — 5,15.
Также в 2017 году состоялась уникальная в своем роде перевозка по реке Сож двух металлических пролетных конструкций (ферм) для строительства моста из города Кричева в город Славгород (Могилевская область), расстояние перевозки по реке — 122 километра).
Габариты ферм впечатляют: длина каждой из них – 84,02 метра, высота – 14,18 метра, ширина – 8,83 метра, вес – 235 тонн. Ранее данные конструкции использовались на автодорожном мосте в г. Кричеве, однако в 2008 году в связи со строительством нового моста были демонтированы и установлены для хранение на берегу.
Кроме габаритов ферм, значительной трудности осуществлению перевозки добавили габариты реки Сож по маршруту перевозки (малые габариты, сильная извилистость), которые обусловили невозможность использования наиболее удобных для перевозки подобных грузов типов судов и повысили требованию к квалификации судоводителей.
Дополнительную трудность при проработке и осуществлении перевозки (ввиду высоты ферм) вызвали искусственные препятствия в виде линий электропередач и автодорожного моста в городе Чериков.
По сути, вышеуказанные факторы (с одной стороны — необходимость высоких уровней в реке Сож, со второй – необходимость прохождения под автодорожным мостом в Черикове), обусловили и период проведения перевозки – во время схода весенних паводковых вод.
Данная перевозка в очередной раз подчеркнула главное преимущество водного транспорта — возможность перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Уже в навигацию 2018 года осуществлена доставка двух тяжеловесных грузов для ОАО “Мозырский НПЗ” – вакуумной колонной и сепаратором кислого факела.
Белорусское речное пароходство
Вакуумная колонна была изготовлена компанией Walter Tosto SpA на производствах компании в Кьети и Ортона за 12 месяцев. Вес колонны с ложементами составляет 316,5 тонн, ее длина – 42,45 метра, диаметр – 9,46 метра.
Сепаратор кислого факела был изготовлен на заводе Kremsmüller в Штейнхаузе (Австрия) имеет вес 61 тонну, длину – 14,8 метра, диаметр – 5,96 метра.
Все эти объекты были доставлены морем в Херсон. Там сепаратор был перегружен на баржу-площадку портальным краном речного порта. Чтобы перегрузить вакуумную колонну потребовались два 275-тонных крана, расположенных на судне Tracer. По Днепру баржи довезли груз до Киева, после чего буксирные теплоходы пароходства БТ-0691 и БТ-0701 (проекта 570В) доставили их до причала Мозырского завода.
Путь от Херсона до места назначения был проделан за 20 суток и составил 1100 километров.
Какой флот сейчас находится в распоряжении пароходства? Типы судов, средний возраст, перспективы и необходимость пополнения, маршруты?
Основными типами транспортных судов, эксплуатируемыми пароходством, являются:
– буксир-толкач проектов 570А, 570В мощностью 220 кВт (автор проекта – РНУП “Белсудопроект”);
Класс Российского Речного Регистра – “Р”;
Размерения судна габаритные, м:
– длина – 25,59 м.;
– ширина – 5,35 м.;
– высота по несъемным частям от ОП – 6,75 м.;
Осадка средняя с полными запасами – 0,92 м.
Белорусское речное пароходство
– мелкосидящий буксир-толкач проекта 730 мощностью 220 кВт (автор проекта – РНУП “Белсудопроект”);
Класс Российского Речного Регистра – “Л”;
Размерения судна габаритные, м:
– длина – 25,9 м.;
– ширина – 6,75 м.;
– высота по несъемным частям от ОП – 6,87 м.;
Осадка средняя с полными запасами – 0,64 м.
Белорусское речное пароходство
– несамоходная баржа-площадка проекта 775 грузоподъемностью 900 т. (автор проекта – РНУП “Белсудопроект”);
Назначение судна: перевозка навалочных грузов, минерально-строительных материалов, добываемых из русел рек гидромеханизированным способом; контейнеров, гусеничной техники с давлением на палубу до 10 тс/кв.м., колесной техники с нагрузкой на ось до 9 тс и для соединения барж в наплавной мост “уступом”.
Класс Российского Речного Регистра – “*Р” – с правом эксплуатации в водохранилищах разряда “О” с ограничением по погодным условиям (высота волны до 1,2 м.);
Размерения судна габаритные, м:
– длина – 73,68 м.;
– ширина – 10,18 м;
– высота по несъемным частям от ОП – 4,08 м.
Осадка в порожнем состоянии – 0,41 м.
Осадка с грузом 900 т. – 1,77 м.
Грузовой бункер – 61,25 х 7,3 м, высота борта – от 1,3 м. до 1,5 м.
Белорусское речное пароходство
– несамоходная баржа-площадка проекта 775А грузоподъемностью 900 т. (автор проекта — РНУП “Белсудопроект”);
Назначение судна: баржа-площадка с грузовым бункером и съемным закрытием, эксплуатируемая без судового экипажа методом толкания и буксировки
Класс Российского Речного Регистра – “*Р” – с правом эксплуатации в водохранилищах разряда “О” с ограничением по погодным условиям (высота волны до 1,2 м.);
Размерения судна габаритные, м:
– длина – 73,68 м;
– ширина – 10,18 м;
– высота по несъемным частям от ОП – 4,67 м.
Осадка в порожнем состоянии – 0,48 м.
Осадка с грузом 900 т – 1,83 м.
Грузовой бункер – 61,25 х 7,3 м, высота борта – 1,5 м.
Основными типами судов, используемыми на перевозке пассажиров являются суда проектов Р-51Э и 95030.
Пассажирский теплоход проекта Р-51Э мощностью 220 кВт для внутригородских и пригородных линий (проект Р-51Э);
Размерения судна габаритные, м:
– длина – 38,2 м;
– ширина – 6,5 м;
– высота надводная с заваленной мачтой – 5,7 м.
Осадка судна с пассажирами и запасами – 1,13 м.
Скорость судна – до 24 км/ч.
Белорусское речное пароходство
Пассажирский теплоход проекта 95030 мощностью 110 кВт для внутригородских и пригородных линий (автор проекта – РНУП “Белсудопроект”);
Размерения судна габаритные, м:
– длина – 24,0 м;
– ширина – 4,13 м;
– высота надводная с заваленной мачтой – 4,45 м.
Осадка судна с пассажирами и запасами – 0,7 м.
Скорость судна – до 17,6 км/ч.
Белорусское речное пароходство
Абсолютное большинство эксплуатируемых судов было построено в 1980-х годах. Средний возраст флота пароходства составляет 31 год. Вместе с тем на предприятии осуществляется модернизация флота, улучшение его эксплуатационных характеристик.
Есть ли лимитирующие участки, каковы ограничения по осадке?
Достаточные для осуществления полноценной навигации глубины постоянно имеются лишь на Днепро-Бугском канале (участок порт Брест – гидроузел Стахово продолжительностью 243 км).
Глубины на участках рек в соответствии с техническим заданием по обслуживанию, улучшению и развитию внутренних водных путей Республики Беларусь на 2018 год:
Белорусское речное пароходство
Серьезная и актуальная в наши дни проблема обмеления рек – реальная угроза сохранению полноценного судоходства на реках Беларуси.
В течение последних лет уровень воды в реках упал до рекордного минимума за всю историю гидрологических наблюдений.
Два года подряд (2015 — 2016 гг.) Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ фиксировалась государственная чрезвычайная ситуация “Низкие уровни воды” с квалификационным признаком “Уровни воды ниже проектных отметок навигационных уровней на судоходных реках”.
Информация об уровнях глубин на внутренних водных путях Республики Беларусь по состоянию на 10 сентября 2015 года (день, в который были зафиксированы минимальные глубины в 2015 году):
Белорусское речное пароходство
В районе речного порта Брест глубина составляла 200 см, в районе Пинска – 155 см, а на соседнем участке Микашевичи-Стахово глубины составляли всего 40 см.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в навигацию 2016 года. Информация об уровнях глубин по состоянию на 20 сентября 2016 года (день, в который были зафиксированы минимальные глубины в 2016 году):
Белорусское речное пароходство
Навигация 2017 года оказалась более благополучной с точки зрения гидрологии – наблюдались более высокие уровни воды, позволившие пароходству увеличить количество транзитных перевозок грузов между портами. Но тем не менее, и в этом году ряд портов был вынужден приостановить свою деятельность из-за низких глубин на внутренних водных путях.
Самые низкие уровни воды зафиксированы 4 сентября 2017 года.
Белорусское речное пароходство
Как мы можем видеть, в 2017 году уровни глубин выше 2015 и 2016 годов. Глубины в районах речных портов пароходства таковы:
Следствием такой сложной ситуации на водных путях является то, что пароходство не может регулярно осуществлять транзитные перевозки грузов, которые занимают основную долю грузооборота пароходства, а также планировать их даже на краткосрочную перспективу, так как из–за недостаточных глубин основной состав флота идет недогруженным, снижается скорость продвижения грузов, что приводит к увеличению себестоимости и снижению рентабельности данных перевозок.
Отсутствие необходимых для перевозки глубин в течение всего навигационного периода сдерживает и развитие перевозок внешнеторговых грузов, не позволяет заключать договора с клиентами на регулярные внешнеторговые перевозки водным транспортом (глубины в меженный период падают до 1 метра и ниже).
Периоды неосуществления транзитных перевозок из-за недостаточных для судоходства глубин: