речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

Речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

Объем работы, соответствующий данному разделу, существенно зависит от того, какой вариант дислексии или дис-графии обнаружен у ребенка: «дисфазический» или «дис-гнозический». В первом случае обычно используется весь комплекс приемов по развитию навыков устной речи: звуко-произношения, грамматических навыков, диалогической и монологической речи и т. п. При «дисгнозической» дислексии или дисграфии достаточно ограничиться формированием лишь основных речевых предпосылок письма и чтения (фонематического слуха, фонематического анализа и т. п.).

Стимуляция осознания звуковой стороны речи. С помощью игровых и дидактических упражнений ребенка подводят к самостоятельному осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки. Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец. » [Фомичева М. Ф., 1981], «Какое слово потерялось?» [Максаков А. И., Тумакова Г. А. 1983], «Какой звук потерялся?» (там же), «Подскажи Петрушке звук». Подбирая картинки к словам-паронимам («дом — том», «коза — коса» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

Стимуляция слухового внимания. Для этого могут быть использованы игры и упражнения из программы детского сада: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» [Фомичева М. Ф., 1981] и др. Детей учат понимать смысловое значение интонации. Подобные упражнения особенно важны в тех случаях, когда причиной ошибок в письме является опора только на проговаривание.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений. Одновременно с постановкой правильного звукопроизношения (если оно нарушено) детей учат различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Проводится работа со словами, данными в различной грамматической форме. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы, где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т. п.

Источник

Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой

Объем работы, соответствующий данному разделу, суще­ственно зависит от того, какой вариант дислексии или дис-графии обнаружен у ребенка: «дисфазический» или «дис-гнозический». В первом случае обычно используется весь комплекс приемов по развитию навыков устной речи: звуко-произношения, грамматических навыков, диалогической и монологической речи и т. п. При «дисгнозической» дислек­сии или дисграфии достаточно ограничиться формировани­ем лишь основных речевых предпосылок письма и чтения (фо­нематического слуха, фонематического анализа и т. п.).

Стимуляция осознания звуковой стороны речи. С помо­щью игровых и дидактических упражнений ребенка подво­дят к самостоятельному осознанию того факта, что непрерыв­ный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки. Могут быть использованы игры: «Кто приду­мает конец. » [Фомичева М. Ф., 1981], «Какое слово поте­рялось?» [Максаков А. И., Тумакова Г. А. 1983], «Какой звук потерялся?» (там же), «Подскажи Петрушке звук». Под­бирая картинки к словам-паронимам («дом — том», «коза — коса» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

Стимуляция слухового внимания. Для этого могут быть использованы игры и упражнения из программы детского сада: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Уга­дай, что делают?» [Фомичева М. Ф., 1981] и др. Детей учат понимать смысловое значение интонации. Подобные упраж­нения особенно важны в тех случаях, когда причиной оши­бок в письме является опора только на проговаривание.

Совершенствование фонематического восприятия и вос­питание правильных фонематических представлений. Од­новременно с постановкой правильного звукопроизношения (если оно нарушено) детей учат различать и дифференциро­вать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Проводится работа со слова­ми, данными в различной грамматической форме. Напри­мер, ребенка просят показать на картинках: где нарисован

стол, а где столы, где девочка рисует карандаш, а где девоч­ка рисует карандашом и т. п.

Формируя навыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения:

а) отклепывание слоговой структуры слов;

б) игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записы­вает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апель­син). Материал для таких игр приведен в книге Л. Ф. Тихо­мировой и А. В. Басова (1995);

в) игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую струк­туру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово (например, чье имя из присутствующих отсту­чал педагог?);

г) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово; более сложный вариант игры представляет собой называ­ние слогов, паузы между которыми заполнены интерфери­рующей речевой продукцией (это отвлекает и затрудняет удержание слогов в памяти). Например: «Первый слог в слове МО, за ним идет слог ЛО, после него следует слог КО» (молоко);

д) игра «Собери в корзинку»: логопед «кидает» слоги в корзинку одному из детей, называя их в неправильном по­рядке. Ребенку предлагается догадаться, какое слово собра­лось в корзинке.

Этот раздел работы подробно описан в работах Р. Е. Ле­виной (1968), Р. И. Лалаевой (1983), И. Н. Садовниковой (1995) и др.

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления

Как показали наши исследования, высокий уровень раз­вития наглядно-образного и конструктивного мышления зна­чительно повышает успешность коррекционной работы при Дислексии. Данный раздел включает следующие основные направления работы.

Отработка ориентировочной фазы при выполнении пер­цептивных и конструктивных заданий. Ребенка учат пла-

номерному последовательному анализу изображений и кон­струкций. Основные значимые элементы изображения или фигуры выделяются сначала на предметном уровне, с помо­щью шаблона, а затем эти действия переводятся в мыслен­ный план. Так, например, осваивается дифференциация эта­лонной фигуры и фона: сначала путем наложения шаблона, а затем на образном уровне. Для этой же цели годятся куби­ки Кооса.

Совершенствование оперирования сенсорными эталона­ми и овладение соответствующими словесными понятия­ми: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий — узкий, длинный — короткий и т. п.), обозна­чением пространственного взаиморасположения (над — под, перед — позади, право — лево и др.).

Для этого удобно использовать игру «Угадай, что заду­мано?». Один из детей описывает задуманный предмет, а остальные должны догадаться, что это за предмет.

Аналогична по направленности игра «Догадайся, что нарисовал художник». Например, учитель описывает де­тям рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него — квадрат поменьше, кото­рый поделил двумя линиями крест-накрест на четыре час­ти. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?» Кроме того, полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм (рис. 22).

Развитие навыков мысленного перемещения и транс формации зрительных образов. Для этого могут быть ис­пользованы такие упражнения, как складывание картинок, разрезанных на несколько частей, модификации матриц Равена, некоторые из заданий, приведенных Г. Айзенком (1972) (рис. 23).

Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений. Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лаби­ринте [Венгер Л. А., Холмовская В. В., 1978]. Той же цели служит игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место. Подобные упражнения облегчают впоследствии ус­воение схем фонематического, морфологического и грам­матического анализа.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются

Источник

Методологические основы подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются Андреева Юлия
Методологические основы подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой

Методологические основы подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой. Становление методики обучения грамоте.

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Процесс обучения детей грамоте был предметомисследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др., лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов, классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др., современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).

Взгляды педагогов на проблему обучения дошкольников грамоте

Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению. Вызывает недоумение и попытка как ученых, так и практиков дошкольного звена образования, механически перенести содержание работы по обучению грамоте, который определяется действующими программами для детей подготовительной к школе группы на детей старшей группы.

В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.

Как известно, умения читать и писать необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности. Ученые признают чрезвычайную сложность процесса усвоения грамоты, наличие в нем нескольких взаимосвязанных этапов, большинство из которых приходится на начальную школу. Однако следует заметить, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте необходима, а большая часть умений, традиционно относимых к обучению грамоте, необходимо начинать формировать у детей еще на этапе дошкольного возраста.

Что необходимо ребенку перед школой?

Ребенок, который приходит в первый класс, должен быть хорошо подготовленным к обучению грамоте,а именно:

• иметь хорошую устную речь;

• развитый фонематический слух;

• сформированные элементарные представления об основных языковых единицах, а также начальные навыки аналитико-синтетического характера в работе с предложениями, словами и звуками;

подготовлен к овладению графикой письма.

Работа студентов с Программой (вычленение задач по обучению грамоте)

Задачи работы по обучению грамоте:

• Ознакомить детей с основнымиединицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «предложение», «слово», «звук», «слог».

• Сформировать элементарные представления о слове как основной единице речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления, действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное).

• Дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и предлогов).

• Научить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль.

• Упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка слов в них и составлении предложений из разрозненных слов, с заданным словом, в распространении предложений новыми словами; привлекать детей к моделированию предложения в работе со схемами предложений.

• Ознакомить со звуками речевыми и неречевыми; на основе совершенствования фонематического слуха и совершенствование звукопроизношения, формировать умения звукового анализа речи.

• Дать знания о гласных и согласных звуках на основе понимания различия их образования; дать понятие о составе слова, образованного из одного или нескольких звуков, о роли гласных звуков.

• Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамотеявляются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

В дошкольном учреждении еженедельно во всех возрастных группах проводят специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи формирования разных сторон речевой деятельности.

В средней группе детей знакомят с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

Хотя это трудоемкий и длительный процесс,но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяФотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяКонспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста «Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Памятка для родителей «Основы безопасности детей дома» Хотя дом принято считать надежной крепостью, все же и в нем появляются опасности. Может возникнуть много ситуаций, при которых на ребенка.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Источник

Сущность подготовки детей к обучению грамоте

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются Елена Ануфриева
Сущность подготовки детей к обучению грамоте

Успехи в чтении и письме во многом будут, зависят от того как ребенок введен в грамоту и в усвоении русского языка в целом.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей.

Поэтому важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи, является составной частью общей пси-хологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью. Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются умения: сосредоточивать внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений, навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений, навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке, соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение — это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и др. доказали, что фонематический слух (способность воспринимать звуки человеческой речи) развивается очень рано. К двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска). Однако первичного фонематического слуха недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Задачи подготовки к обучению грамоте в детском саду

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности ка к предпосылки обучения грамоте.

Задачи обучения грамоте детейдошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Та-ким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.

2) развитие фонематического восприятия.

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.

4)двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.

5) развитие артикуляционной моторики.

6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу. Развивая речь ребенка,важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно,например: «Придумай название действия на заданный звук» и т. п.

7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в пред-ложении и т. д., произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы.

9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. самосознания.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук». В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове. В подготовительной к школе группе,рекомендуется: дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упражнять в составлении предложений из 2 – 4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.

Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамотецелесообразно выделить следующие направления:

1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2. ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3. ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4. ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5. ознакомление со звуковым строением слов,формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова слово, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву,а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

Методика ознакомления со словесным составом предложений.

На протяжении всего периода обученияиспользуются следующие приемы:

— четкое произнесение слов с паузой;

— произнесение слов под хлопки;

— последовательное называние слов в предложении;

— в громкой речи, про себя;

— произнесение слов по рядам;

— шепотный анализ предложения;

— составление предложений с заданным словом;

— составление предложений по «живой сценке»;

— перепрыгивание через скакалку;

— отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

Дидактические игры и упражнения для обучения грамоте.

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Ход игры: Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание.

Ход игры: Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Ход игры: Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко, с-п-г- (сапоги) и т. д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.

Ход игры: 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке. 2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Ход игры: Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

2. Невская Л. Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990.

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2004.

6. Козырева Л. М.Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5—7 лет. Пособие для педагогов и родителей / 2006

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяДидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Смотреть картинку речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Картинка про речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являются. Фото речевыми навыками и функциями необходимыми для овладения грамотой являютсяНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *