речевая характеристика персонажей на дне
Сайт здоровой семьи
Главные герои повести «На дне»
В речи каждого из персонажей драмы отражается его внутренний облик, характер, социальное положение, культурно-интеллектуальный уровень. Так, в речи Луки присутствует просторечие («давеча», «всяко», «отмаялась»), он употребляет синонимические пары («славно-хорошо»), использует лексический повтор («жил-жил», «глядел-глядел»), эпифору («Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит»).
Речь героя афористична, напевна, многие высказывания его похожи на пословицы, отражают народное мировидение: «Ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Где тепло, там и родина», «Все мы на земле странники…», «Человек — все может… лишь бы захотел…» Лука рассказывает ночлежникам притчу о «праведной земле». Исследователи отмечали, что этот интерес героя к легендам и преданиям может быть обусловлен крестьянским происхождением его, а также его прошлым общением с раскольниками. Вместе с тем мы отмечаем богатый жизненный опыт этого персонажа, его ум, наблюдательность.
Главным идейным оппонентом Луки считается Сатин. Он получил образование, прочитал много книг, в его памяти живы научные термины («трансцендентальный», «макро-биотика»).
При этом вряд ли он понимает значение этих выражений. «Люблю непонятные, редкие слова», — говорит Сатин. Речь героя также афористична, он обладает ораторскими способностями: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» В этой фразе использован прием анафоры и синтаксического параллелизма. Именно Сатину автор доверяет знаменитый монолог о человеке.
Афористична у Горького и речь Бубнова. Мудрость, наблюдательность этого персонажа переданы в его лаконичных замечаниях: «Люди все живут… как щенки по реке плывут…», «Все люди на земле — лишние…» Речь Бубнова несет отпечаток устного народного творчества. Его высказывания напоминают пословицы, они напевны, в них часто присутствует рифма: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье», «Все хотят порядка, да разума нехватка». В речи героя часто звучит просторечие: «валяй», «мелешь», «рожа», «тяпнуть», «укокошить», «айда».
Речь Актера ярко характеризует этого героя.
Он цитирует Пушкина, Беранже, Шекспира. Его высказывания часто напоминают реплики из пьес. «Он уйдет… увидите», — говорит он о себе в третьем лице. Свою роль на сцене Актер завершает краткой, лаконичной фразой: «Ушел». Это тонкий, восторженный, эмоциональный человек, в душе которого живы воспоминания о сцене. Речь его — отрывистая, эмоциональная, насыщенная восклицательными и вопросительными предложениями, а также многоточиями, передающими мечтательность и развитое воображение героя. Мы видим здесь прием парцелляции: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота…», «Врешь! Дед! Скажи ему, что он — врет. Я — иду! Каково?»
На речь Насти влияет стиль бульварных романов с их «романтическими атрибутами»: «ночь», «сад», «беседка», «левольверт».
Она рассказывает окружающим романтические истории, пересыпая их затертыми эпитетами («драгоценная», «любезная», «незабвенная»).
Собственные переживания героиня передает гиперболически, также в виде штампованных фраз: «дрожу от страха и горя», «пропаду от тоски по тебе».
В речи Васьки Пепла присутствует просторечие, звучат горячие, страстные интонации, раскрывающие безудержную натуру этого персонажа. Характерно, что, изображая босяков и бродяг, Горький отказался от использования воровского и блатного жаргона. Речь его героев в основном нейтральна. Однако при этом некоторые персонажи зачастую повторяют одно и то же слово, которое становится лейтмотивным в развитии данного образа. Так, для Барона это слово — «дальше». В этом — нежелание жить «настоящим», чувство равнодушия и безразличия ко всему.
Клещ постоянно повторяет то, что он — «рабочий человек». Это определение поддерживает в нем веру в собственные силы. Ключевое слово Луки — «терпение». Так, он советует потерпеть Анне и Актеру. Так же говорит он и о себе: «Ничего! Потерплю!»
Важную роль в пьесе играет монолог. Однако адресован он не зрительному залу, а другим персонажам, которые вставляют в него свои реплики. Эпический стиль характерен для монологов Луки, страстно и пафосно звучат речи Сатина, уныло и с оттенком высокомерия, ностальгического чувства — воспоминания Барона. Также использует Горький полилог, «разговор глухих», когда каждый из персонажей задает собственную тему, не слушая партнера по сцене.
Таким образом, речь героев раскрывает их внутренний облик, способствует разрешению идейно-философской проблематики пьесы, а также яркому изображению бесчеловечных условий человеческой жизни.
Речевая характеристика персонажей на дне. М. Горький «На дне»: описание, герои, анализ пьесы
Характеристики главных героев произведения На дне, Горький. Их образы и описание
Один из персонажей пьесы, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине пьянства. Помнит только псевдоним, представляется Сверчковым-Заволжским. Память Актера стала настолько плоха, что он тщетно пытается вспомнить стихи или продекламировать отрывки из пьес.
Больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж.
Один из наиболее жалких обитателей ночлежки в пьесе, бывший дворянин, промотавший свое состояние. Ему тридцать три года. Он когда-то был богатым аристократом, а теперь опустился на самое «дно», до положения сутенера. В прошлом у него остались сотни крепостных и карет с гербами.
Один из обитателей ночлежки, картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств.
Жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа.
Постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как и его отец. С такими напутствиями он и вырос. Ваське 28 лет отроду. Он молодой, жизнерадостный и от природы добрый человек. Он не хочет принимать такую жизнь и всячески пытается найти другую правду.
Одна из персонажей пьесы; жительница ночлежки; торговка пельменей. Квашня добрая женщина, что можно понять по ее отношению в больной Анне, которую даже муж не жалеет. Она часто подкармливает больную, ухаживает за ней.
Один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать.
Один из главных действующих лиц в пьесе, неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей.
Один из второстепенных персонажей в пьесе, дядя Василисы и Натальи, полицейский. Он является участковым района, где располагается ночлежка Костылева. Часто наведывается, чтобы следить за порядком.
Одна из жительниц ночлежки в пьесе, падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.
Сестра хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Её образ заметно отличается от других постояльцев. В Наташе сочетаются доброта, чистота, достоинство и гордость. Именно этими качествами она очаровала Ваську Пепла. Интрига пьесы в том сумеет ли она сохранить эти качества под влиянием грубой и жестокой среды.
Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитателей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого побольнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявляют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.
Васька Пепел, любовник Василисы,- вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обвиняет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он крадет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупает его у Васьки.
Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек кличкам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безучастность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, однако в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказывается в центре их внимания. В каждом из потерявших самих себя героев Лука обязательно видит светлые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Актер, например, заговаривает о творчестве и задумывается о возвращении на сцену.
После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и красиво, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабости и бесхарактерности героев, в их неумении, неспособности и нежелании преодолеть жизненные обстоятельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.
Большой нравственной проблемой является, несомненно, и отношение общества к таким людям, которые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.
В пьесе «На дне» Горький выступает как писатель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.
История создания пьесы
Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.
Основной сюжет произведения
Анализ пьесы
Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.
Сатин и Лука
Другие персонажи
Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.
Главные герои
Заключение
Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.
Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.
Судьбы всех этих людей и самое существование «дна» служат грозным обвинением буржуазному миру.
Своей пьесой «На дне» А. М. Горький опровергал идеалистические идеи: идеи непротивления, всепрощения, смирения. Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с большой буквы. Автор поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, на которые нельзя дать однозначного ответа. Можно сказать, что каждый из героев произведения в той или иной степени раскрывает позиции Горького по поводу нравственных вопросов.
Особенности речи, характерные реплики
Особенности речи, характерные реплики
В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно.
Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая его негативное отношение к миру.
Жизнь заставила ее стать проституткой, что и является социальным дном.
Мечтательная и романтичная особа, которая живет любовными романами.
Долгое время мечтает о большой и чистой любви, продолжая заниматься древнейшей профессией
В прошлом был настоящим бароном, но судьба распорядилась иначе, и он утратил все свое богатство.
Продолжает жить прошлым, вспоминая прелести своего прошлого положения, не воспринимает насмешки обитателей хижины
Главная мечта — вернуть прошлое положение и стать вновь состоятельным господином
Вечно пьяный и веселый сапожник, который никогда не старался подняться по социальной лестнице. Его легкомысленность и привела его на дно.
«А я — ничего не хочу; я — ничего не желаю», «Зато я весёлый мальчик, зато я хороший».
Алешка всегда всем доволен и о каких-то нуждах сложно сказать. Скорее всего, он мечтает о «вечном солнце и теплом ветерке».
Потомственный вор, который дважды сидел в заключении.
Влюбленный, слабохарактерный вор.
Мечтает уехать с Натальей в Сибирь и начать жизнь с нового листа, став добропорядочным гражданином.
На дно опустился из-за постоянного пьянства.
Часто цитирует литературные произведения.( Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи»)
Мечтает вылечится от алкоголизма, найти работу и выбраться из социальной ямы.
Загадочный странник, о котором мало что известно.
Утешает героев, учит их быть добрыми и сочувствовать, направляет на истинный путь.
Мечтает помочь многим нуждающимся.
Мечтает создать собственную философию и преподнести ее людям.
он теряет работу, переживает кризис.
Единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со «дна».
Скорее всего она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, скорее не столько по любви, сколько по необходимости за Клеща.
Свою жизнь она описывает следующим образом: «Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь».
Она полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.
лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия
Сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность.
Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня. ».
Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.
Это сильная женщина, которая сама зарабатывает себе на хлеб. За плечами у неё тяжёлая жизнь и неудачное замужество.
«Как издох мой милый муженек, – ни дна бы ему ни покрышки, – так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…»
«Ах ты, серый! Нет, ты меня за это мое, за больное место не тронь! Это, миленький, со мной было… Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно…»
Несмотря на свою тяжёлую жизнь и внешнюю грубость, она сберегла определённую доброту и сочувствие. Она помогает больной Анне, пытается её накормить. Прожив жизнь в нищете и страданиях, терпя побои мужа, она всё же не сломалась и сохранила крепость духа. В конце пьесы мы узнаем, что Квашня стала сожительствовать с Медведевым.
Дата добавления: 2015-08-27 ; просмотров: 9767 | Нарушение авторских прав
Характеристика героев пьесы М. Горького «На дне»
Пьеса «На дне», характеристика героев которой представлена в данной статье, является самым известным и значимым произведением, вышедшим из-под пера Максима Горького.
Главные действующие лица пьесы — люди, униженные судьбой, у которых нет будущего, но в чьих сердцах тлеет огонек надежды на лучшую жизнь.
Ее название передает социальное и моральное состояние героев, которые являются изгоями и падшими людьми, борющимися за свое право на жизнь.
Характеристика и анализ героев пьесы Максима Горького «На дне»
Главные герои произведения представлены в роли обитателей ночлежки, со своим мировоззрением и принципами. Философия персонажей состоит в смирении и покорности судьбе, которой уже не суждено стать лучше.
Описание их характеров и качеств составляет целый калейдоскоп, в котором переплелись жизни и судьбы самых разных людей.
Костылев
Костылев — владелец ночлежки, муж Василисы. Скрывается за маской доброты, но легко поддается вспышкам гнева и агрессии, меркантилен и во всем пытается найти личную выгоду.
К жителям ночлежки относится с пренебрежением и жестокостью, считая, что они его пожизненные должники.
К супруге он относится не лучше, постоянно пытаясь поймать ее на измене с Пеплом. В итоге тот, подстрекаемый Василисой, убивает Костылева в завязавшейся драке.
Василиса
Василиса — супруга Костылева, холодная и расчетливая женщина, склонная к жестокости и порокам, всегда и во всем находит выгоду.
Она знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми путями, подговаривая Пепла, с которым в прошлом имела интрижку, разделаться с ее пожилым мужем.
К собственной сестре испытывает лишь раздражение и зависть, вымещая на ней недовольство и злобу.
Наташа
Наташа — младшая сестра Василисы, терпящая от нее и ее мужа унижения и оскорбления. Васька старается оказывать ей всяческие знаки внимания, но в итоге понимает, что не в состоянии обеспечить ей достойную жизнь.
Вскоре после смерти Костылева девушка пропадает без вести.
Васька Пепел
Пепел — беззаконник, не раз отбывавший заключение в тюрьме за воровство. Ранее был в отношениях с супругой Костылева, Василисой, которые в самом начале пьесы сходят на нет.
После этого Васька начинает вовсю приударять за ее сестрой Наташей, обещая ей красивую новую и честную жизнь без бедности и горя. Но сбежать вместе им не суждено — Васька ввязывается в потасовку, в которой убивает Костылева, и снова попадает за решетку.
Лука— старик, сбежавший с каторги и пустившийся в странствия, чтобы помогать заблудшим душам. Жителям ночлежки он рассказывает небылицы и притчи и советует как нужно жить, пытаясь дать им силы и надежду.
Сложно сказать, положительный ли он герой или антигерой, ведь своими высказываниями и афоризмами он причинил больше вреда, чем пользы. Трудно понять, врал ли он намеренно или же просто старался успокоить и подбодрить соседей.
Актер
Актер — пьяница, чье прошлое связано с работой в театре. Проникшись рассказом Луки, который действует на него как лекарство, он начинает отчаянно копить деньги на поездку в мифический город, в котором его якобы смогут вылечить от пьянства.
Поняв, что это лишь обман, он начинает снова спасаться от безысходности пьянством и сводит счеты с жизнью.
Сатин
Сатин — алкоголик, зарабатывающий карточным мошенничеством. Отбыл тюремное заключение за убийство, но так и не смог встать на путь истины и честности.
При всей своей образованности продолжает промышлять жульничеством.
Барон
Барон — бывший чиновник, значение имени кроется в его дворянском происхождении. Состоит в отношениях с Настей, но относится к ней с пренебрежением, скидывая на нее свои обязанности и требуя денег на выпивку.
Его совершенно не волнуют ее чувства и то, откуда она берет деньги. Он воспринимает ее доброту и привязанность как должное.
Настя
Настя — девушка, зарабатывающая на хлеб непристойным образом. Встречается с Бароном и, несмотря на хамство и унижения с его стороны, продолжает спонсировать его пьянство и жаловаться на жизнь.
Ей нравится читать любовные романы, воображать себя их героиней и рассказывать соседям по ночлежке небылицы о своих прошлых романах.
Бубнов
Бубнов — бывший хозяин меховой мастерской, оставшийся после развода у разбитого корыта.
Не покидает надежд на возврат к нормальной жизни и перебивается случайными заработками, занимаясь шитьем и продажей шапок.
Клещ — ремесленник, работающий слесарем, супруг Анны. Беспрестанно унижает, оскорбляет и избивает больную жену, объясняет свои неудачи ее виной, и даже болезнь супруги не смогла смягчить его сердце.
После смерти Анны ему приходится продать все свои инструменты для работы, чтобы на вырученные деньги организовать ей похороны. Это выбивает его из колеи и оставляет безо всяких перспектив на жизнь за пределами ночлежки.
Анна — жена Клеща, медленно и мучительно умирающая от чахотки. Терпит побои и жестокое отношение мужа, считая их причиной своей болезни.
По мнению остальных постояльцев ночлежки, она является ненужной частью обстановки, зря занимающей место и мешающей спать своим кашлем.
Она до последнего надеется хоть на каплю сочувствия и доброты от супруга, но в муках и горе умирает от своей болезни.
Квашня
Квашня — продавщица пельменей, подвергавшаяся побоям и жестокости все восемь лет несчастливого брака.
Становится женой милиционера Медведева, поверив в его обещания о мирной и спокойной жизни. Но после его ухода в пьянство начинает срываться и бить супруга.
Медведев
Медведев — милиционер, приходится родным дядей Василисе и Наташе. Пытается всячески завоевать внимание Квашни и сватается к ней, обещая, что не повторит ошибок ее бывшего супруга.
Но после долгожданной женитьбы спивается, за что жена начинает его избивать. Старается игнорировать все «темные дела» Василисы, Костылева и Васьки, закрывая глаза на издевательства, от которых страдает Наташа.
Татарин
Татарин — работает крючником и выступает в пьесе борцом за справедливость и соблюдение законов, обличает жульнический промысел Сатина и Барона.
По этой причине оказывается втянутым в драку с Кривым Зобом и, сломав руку, остается без работы.
Алешка
Алешка — пьянствующий сапожный мастер. Любит развлекать соседей по ночлежке игрой на гармошке и пением.
Частый гость милицейского отделения из-за пьянства и хулиганства.
Кривой Зоб
Кривой Зоб — грузчик по профессии, проводит досуг, распевая песни и играя в карты. На основе общего с Бароном и Сатиным увлечения, оправдывает их жульничество.
Позже, из-за драки с Татариным, вступает в ссору с Медведевым.
Заключение
В этом произведении Горький поднимает не только остросоциальный вопрос, но и тему поиска смысла жизни, взаимопонимания и доверия, любви, правды и лжи. Здесь у каждого героя есть своя предыстория, которая привела его к жизненному падению. Цитаты героев и их мысли дают понять читателю, что даже на самом дне общества есть жизнь и надежда.