речь царицы речь царевны

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –
Гово­рит одна девица, –
То на весь кре­ще­ный мир
При­го­то­вила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Гово­рит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Нат­кала я полотна».
– «Кабы я была царица, –
Тре­тья мол­вила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымол­вить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в свет­лицу вхо­дит царь,
Сто­роны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь послед­ней по всему
Полю­би­лася ему.
«Здрав­ствуй, крас­ная девица, –
Гово­рит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выби­рай­тесь из светлицы.
Поез­жайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А дру­гая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пусти­лись во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Сал­тан за пир честной
Сел с цари­цей молодой;
А потом чест­ные гости
На кро­вать сло­но­вой кости
Поло­жили молодых
И оста­вили одних.
В кухне злится повариха,
Пла­чет у станка ткачиха –
И зави­дуют оне
Госу­да­ре­вой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С пер­вой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Сал­тан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей нака­зы­вал себя
Побе­речь, его любя.

Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Насту­пает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с пись­мом она гонца,
Чтоб обра­до­вать отца.
А тка­чиха с поварихой,
С сва­тьей бабой Бабарихой
Изве­сти ее хотят,
Пере­нять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неве­дому зверюшку».
Как услы­шал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смяг­чив­шись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для закон­ного решенья».
Едет с гра­мо­той гонец
И при­е­хал наконец.
А тка­чиха с поварихой
С сва­тьей бабой Бабарихой
Обо­брать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют гра­моту другую –
И при­вез гонец хмельной
В тот же день при­каз такой:
«Царь велит своим боярам,
Вре­мени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бро­сить в без­дну вод».
Делать нечего: бояре,
Поту­жив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней при­шли толпой.
Объ­явили цар­ску волю –
Ей и сыну злую долю,
Про­чи­тали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмо­лили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горь­кая вдовица,
Пла­чет, бьется в ней царица;
И рас­тет ребе­нок там
Не по дням, а по часам.
День про­шел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гуль­лива и вольна;
Пле­щешь ты, куда захочешь,
Ты мор­ские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поды­ма­ешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послу­ша­лась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлы­нула тихонько.
Мать с мла­ден­цем спасена;
Землю чув­ствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно голов­кой уперся,
Пона­ту­жился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам про­де­лать?» – мол­вил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широ­ком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеле­ный над холмом.
Сын поду­мал: доб­рый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сги­бает лук,
Со кре­ста сну­рок шелковый
Натя­нул на лук дубовый,
Тонку тро­сточку сломил,
Стрел­кой лег­кой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь под­хо­дит он,
Вот и слы­шит будто стон…
Видно, на море не тихо:
Смот­рит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Кор­шун носится над ней;
Та бед­няжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кро­ва­вый навострил…
Но как раз стрела запела –
В шею кор­шуна задела –
Кор­шун в море кровь пролил.
Лук царе­вич опустил;
Смот­рит: кор­шун в море тонет
И не пти­чьим кри­ком стонет,

К ним народ навстречу валит,
Хор цер­ков­ный Бога хвалит;
В колы­ма­гах золотых
Пыш­ный двор встре­чает их;
Все их громко величают,
И царе­вича венчают
Кня­жей шап­кой, и главой
Воз­гла­шают над собой;
И среди своей столицы,
С раз­ре­ше­ния царицы,
В тот же день стал кня­жить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораб­лик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раз­ду­тых парусах.
Кора­бель­щики дивятся,
На кораб­лике толпятся,
На зна­ко­мом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
При­стань с креп­кою заставой –
Пушки с при­стани палят,
Кораблю при­стать велят.
При­стают к заставе гости
Князь Гви­дон зовет их в гости,
Их он кор­мит и поит
И ответ дер­жать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Кора­бель­щики в ответ:
«Мы объ­е­хали весь свет,
Тор­го­вали соболями,
Чор­но­бу­рыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо ост­рова Буяна,
В цар­ство слав­ного Салтана…»
Князь им вымол­вил тогда:
«Доб­рый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К слав­ному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Про­во­жает бег их дальный;
Глядь – поверх теку­чих вод
Лебедь белая плывет.
«Здрав­ствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опе­ча­лился чему?» –
Гово­рит она ему.

Источник

Сравнительная характеристика царевны и царицы — героинь сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».

Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».

Характер, поступки

Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.

Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».

Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.

Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».

Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.

Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.

Отношение других персонажей к героиням

Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.

Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.

Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.

Отношение автора к героиням

В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.

О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».

О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».

Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)

Параметры сравненияЦаревнаЦарица
ПортретКрасива, «белолица, черноброва».Красива, «высока, стройна, бела».
РечьГоворит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна.Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом.
Черты характера, поведениеДоброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой.Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно).
Отношение к другим людямПомогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их.К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя.
Отношение других людей к героинямВсе, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила.Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы.
Отношение автора к героинямЛюбит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом.Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой».
ВыводОбщее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными.

Вывод

Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *