ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников по возрастам

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык Андреева Юлия
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников по возрастам

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам).

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкамначинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

• принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

• мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

• подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

• полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

• пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

• пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

• ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

• не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

• мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

• разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;

• подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

• прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

• положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

• Завернуть рукава одежды ребенка.

• Проверить температуру воды.

• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга.Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!» и т. п.

• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

• Вымыть лицо, называя каждую его часть.Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

• Еще раз обмыть водой руки ребенка.

• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»)

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки, трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

• Снять полотенце с крючка.

• Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.

• Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.

• Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

• Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке,спросить: «Какие теперь ручки?»Ответить: «Сухие, чистые!» Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

• Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

• Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

• Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

• Знать свою расческу и место, где она лежит.

• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

• Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

• Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»).

• Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

• Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

• Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).

• Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

• Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков

по возрастным группам.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыкиповедения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места, опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкКонспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкМастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкСемейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Источник

Контрольная работа: Контрольная работа по Педагогике 3

1) Понятие «культурно-гигиенические навыки» и «привычки поведения», необходимость их формирования в раннем возрасте.

В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.

2. Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (ориентироваться на программу, отражающую содержание культурно-гигиенических навыков).

Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:

1. Навыки личной гигиены — любить чистоту; следить за опрят­ностью своей одежды, обуви; пользоваться только индивидуальны­ми предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только пред­варительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнасти­кой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.

2. Навыки культурного поведения — не кричать, а вежливо по­просить то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы <желания>; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раз­девании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на ме­сто игрушки, книжки после действий этими предметами; здоровать­ся и прощаться, уступать место старшим, а мальчики должны усту­пать место девочкам; проявлять заботу о младших и др.

При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года жизни должен уметь пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу, поверни голову, открой рот)/ У ребенка посте­пенно закрепляется навык чистоты. Он положительно относится к общим гигиеническим ваннам, причесыванию, стрижке ногтей, поль­зованию при необходимости горшком.

К 1 году 6 месяцам ребенок ест самостоятельно ложкой, по­нимает речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета, и вы­полняет по его просьбе доступные действия, связанные с этими про­цессами, просится на горшок.

К 2 годам он ест самостоятельно все виды пищи, знает свое место за столом, самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола после еды, пользуется салфеткой, отрицательно относится к неопрятному виду своей одежды, садится за стол с чистыми руками, правильно сидит за столом, раздевается и одевается при помощи взрослого, знает свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относится к процессам умывания, закаливания, контроли­рует физиологические отправления. В этом возрасте ребенка надо учить выслушивать требования взрослого и выполнять их (прине­си книгу, отнеси игрушку на место и др.).

К 3 годам эти навыки закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест само­стоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит «спа­сибо», здоровается.

Напомним, что с самого раннего возраста до 3 лет надо приучать ре­бенка есть только вымытые фрукты и овощи, никогда не поднимать с полу и не есть поднятую пищу, сохранять порядок в комнате, вытирать ноги у вхо­да в помещение, принимать участие в уборке квартиры, для этого иметь дет­ское оборудование — веник, тряпочку для мытья игрушек, лейку для полив­ки цветов и т, п.

Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста

Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку

Источник

Ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навыкребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык

Гигиенические основы воспитания детей

Для здоровья детей большое значение имеет санитарно-гигиенический уход, особенно в период новорожденности и на первом году жизни малыша.

Помещение, где находится ребенок, необходимо достаточно и своевременно проветривать, поддерживать постоянную температуру воздуха (не выше +22°).

На первом году жизни ребенку меняют пеленки, подгузники, ползунки по мере надобности. В более старшем возрасте постельное белье меняют, когда требуется, но не реже одного раза в неделю.

Санитарно-гигиенический уход включает регулярную стрижку ногтей, туалет глаз (ребенку первых месяцев жизни), а также обязательное подмывание после мочеиспускания и акта дефекации.

Очень важно возможно раньше регулярно следить за чистотой полости рта. Поскольку ребенку раннего возраста (до 1,5 лет) свойственно брать все в рот, следует следить за чистотой игрушек, за тем, чтобы малыш не брал грязные предметы, особенно во время прогулки.

Как только ребенок перестанет получать грудное молоко (которое обладает бактерицидными свойствами) и пока он не научился полоскать рот, целесообразно давать после еды немного воды, чтобы смыть остатки пищи.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Строится оно с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.

Какие гигиенические правила следует соблюдать, чтобы все меры воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?

1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных процессов.

2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Очень важно не пропустить оптимальные сроки (возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному сохранению более примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если же ребенок уже чему-то научился и может делать, он должен делать самостоятельно.

3. Обучение новому можно проводить только тогда, когда ребенок находится в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т. е. он не подавлен, у него хорошее, бодрое настроение.

Если в первые годы жизни это многократные совместные действия взрослого и ребенка, показ, обучение при помощи слова, то после 3 лет уже обоснование требований, осознание детьми навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими действиями.

5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за ребенком и обучающих его в дошкольном учреждении и дома, должны быть согласованными. Кроме того, поведение взрослого должно служить для ребенка примером во всех его действиях и поступках.

6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков: почему тот или иной навык важен для здоровья, почему надо выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте и др.

Какие средства гигиенического воспитания дошкольников следует использовать дома и в дошкольном учреждении?

1. Условия, способствующие усвоению и закреплению навыков; дети должны быть обеспечены индивидуальными предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, мочалки), постельными принадлежностями и полотенцами (при обязательной смене их не реже одного раза в неделю); умывальники, мебель должны соответствовать росту детей.

2. Наглядность в обучении: фотографии, предметы, картинки, игрушки, книги, кинофильмы, наборы открыток.

В соответствии с гигиеническими требованиями на занятиях дети получают определенный объем знаний, у них формируются необходимые свойства характера и нормы поведения. Гигиенические сведения дети получают на занятиях по ровному языку, рисованию, ознакомлению с природой, при чтении книг, рассматривании картинок и др.

Эффективным средством обучения гигиеническим навыкам является игра. В игровой деятельности дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но для этого взрослые следят за содержанием игры, включая в нее элементы гигиенических знаний. Например, в распространенной игре «Дочки-матери» должно быть усвоено большое число конкретных навыков: обязательное мытье рук перед едой; как правильно чистить зубы (в том числе и перед сном), опрятно раздеваться и одеваться; уметь пользоваться столовым прибором, салфеткой; убрать со стола, в комнате; положить на место книги, игрушки и др.

Важно помнить, что формировать тот или иной навык надо продолжать до тех пор, пока он не станет потребностью ребенка, привычкой поведения.

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык
Рис. 44

Гигиенические навыки. Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:

При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года жизни должен уметь пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу, поверни голову, открой рот). У ребенка постепенно закрепляется навык чистоты. Он положительно относится к общим гигиеническим ваннам, причесыванию, стрижке ногтей, пользованию при необходимости горшком.

К 1 году 6 месяцам ребенок ест самостоятельно ложкой, понимает речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета, и выполняет по его просьбе доступные действия, связанные с этими процессами, просится на горшок.

К 2 годам он ест самостоятельно все виды пищи, знает свое место за столом, самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола после еды, пользуется салфеткой, отрицательно относится к неопрятному виду своей одежды, садится за стол с чистыми руками, правильно сидит за столом, раздевается и одевается при помощи взрослого, знает свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относится к процессам умывания, закаливания, контролирует физиологические отправления. В этом возрасте ребенка надо учить выслушивать требования взрослого и выполнять их (принеси книгу, отнеси игрушку на место и др.).

К 3 годам эти навыки закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест самостоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит «спасибо», здоровается.

Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами! С какого возраста формировать этот навык? 1

1 ( Методика обучения детей чистить зубы рекомендована детским стоматологом проф. Т. В. Виноградовой)

К 4 годам круг навыков и умений по сравнению с предшествующим годом расширяется незначительно, но ранее приобретенные умения и навыки становятся более совершенными. Ребенок аккуратно ест, хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, не крошит, не роняет пищу, без напоминания пользуется салфеткой; выходя из-за стола после еды, говорит «спасибо»; умеет хорошо пользоваться мылом, насухо вытираться полотенцем, правильно чистит зубы, полощет рот; сам хорошо одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду.

В этом возрасте ребенок начинает активнее участвовать в хозяйственно-бытовом труде по поддержанию чистоты и порядка в помещении (комнаты, группы), на участке, по уборке игрушек, строительного материала, по содержанию в порядке детских книг, находящихся в группе; бережно обращается с игрушками. Выполняет поручения взрослых: поливает комнатные цветы, кормит рыб, помогает маме, бабушке нести сумку (хорошо иметь для ребенка маленькую сумочку, куда положить пакет молока или булку).

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык
Таблица 8. Культурно-гигиенические навыки детей раннего и дошкольного возраста

Напомним, что одной из важнейших предпосылок успеха гигиенического воспитания детей до 7 лет является соблюдение всех элементов режима, в том числе утренней гимнастики, физкультурных занятий, закаливания. О физиологическом значении и действии их было сказано на первых страницах книги.

Правила воспитания культурно-гигиенических навыков:

1. Гигиенические привычки являются показателями культуры ребенка.

3. Если гигиенические процедуры никогда не причиняли ребенку неприятных ощущений, то навык чистоты закрепляется быстро и прочно.

4. Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье и волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает организм к социальной адаптации, обучению в школе, систематическому труду.

5. Пример окружающих взрослых и единство воспитательных подходов и требований со стороны взрослых являются важнейшим условием для приобретения и закрепления гигиенических навыков.

6. Все гигиенические и культурные навыки, приобретенные в детстве, становятся прочными, если взрослые дома и в дошкольном учреждении подкрепляют их своим примером.

Особое место в формировании гигиенических навыков и культуры поведения принадлежит трудовому воспитанию.

Формы организации трудовой деятельности разнообразны, зависят от возрастных возможностей ребят, их физической подготовленное и, состояния здоровья.

Трудовое воспитание начинается рано, с простейших навыков самообслуживания. На третьем году жизни малыш может выполнят! элементарные поручения взрослых (помочь маме убрать книжки, принести хлебницу или по просьбе воспитателя вынести на прогулку игрушки и др.). К концу дошкольного детства ребенок может выполнять более сложные поручения и обязанности: убрать свою постель, постирать и погладить кукольную одежду, помыть овощи, смастерить закладку для книг, починить сломанную игрушку и т. п.

Следует помнить, что в процессе выполнения любого поручения у ребенка формируются не только навыки работы, скажем по хозяйству или уходу за растениями или животными, но и жизненно важные качества: организованность, самостоятельность, целеустремленность, а также желание сделать дело, полезное для всех.

ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Смотреть картинку ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Картинка про ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык. Фото ребенок самостоятельно контролирует свои физиологические отправления прочный навык
Таблица 9. Оборудование и материалы для трудовой деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи 1

1 ( Таблица составлена по данным кн.: Детский сад. Книга для заведующих М 1982, с. 200)

накрывать на стол и убирать со стола посуду;

убирать свою комнату, свой игровой уголок; поддерживать порядок в игровом уголке дошкольного учреждения, которое ребенок посещает;

подметать участок, сгребать опавшие листья, очищать дорожки от снега;

готовить рабочее место, пособия для занятий рисованием, ^лепкой, письмом, счетом и др.;

стирать и гладить кукольное белье, ленточки, мыть игрушки.

мастерить из разных природных материалов игрушки и другие поделки, нужные в быту (сувениры, книжки-малышки, закладки к книгам, коробочки для наглядных пособий и природного материала, домики для птиц, скамейки для ног, кукольную мебель и др.).

поливать цветы, сажать семена и черенки растений;

проводить вторичную перекопку земли;

собирать ягоды, овощи;

полоть сорняки, окучивать растения;

правильно пользоваться лейкой, лопатой, граблями, метлой;

ухаживать за домашними животными, кормить их, готовить им корм, чистить клетки, аквариум.

В целях повышения уровня трудового воспитания детей в дошкольных учреждениях создаются кабинеты труда. Очень важно предусмотреть, чтобы их оборудование (рабочие столы, шкафы, верстаки, инструменты) соответствовали бы росту детей, их функциональным возможностям, мышечной силе рук. Дома для старшего дошкольника следует также организовать удобное место (так называемый рабочий уголок), где мальчик или девочка могли бы выполнять отдельные полезные дела.

Задания, которые получают дети, должны быть интересными и иметь практическое применение. Например, собрать из готовых деталей скворечник, подготовить детали кормушки для птиц, смастерить совок или лопатку для работы на участке, в саду, сделать новую обложку для книг, починить для малышей игрушки. Девочки с большим желанием шьют одежду для кукол, делают закладки для книг, мастерят пособия для детей младшего возраста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Контрольная работа по Педагогике 3
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: контрольная работа Добавлен 02:45:24 06 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 302 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать