ребенок любит историю какую профессию выбрать
Кем быть: выбираем профессию с ранних лет?
Профориентация: как готовить ребёнка к будущей профессии
Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.
С младых ногтей
Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»
Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.
Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.
Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.
Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.
Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.
Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.
Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.
Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.
Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!
Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.
Поясняет психолог Анна Назарова:
«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»
Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за компанию» — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.
Школьные и внешкольные увлечения
Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.
Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.
И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:
«На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием».
У меня растут года.
А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде. На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.
А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом «Кто есть я?» — а это само по себе неплохо
А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:
Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы «физико-математический», «гуманитарный» и «класс для отстающих».
Рассказывает психолог Анна Назарова:
«Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на «тройку». Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка, активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог «подтянуться» по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности «звукорежиссёр» и не жалеет о выбранной специальности».
Профессии как они есть
Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:
По этим простым правилам можно составить для себя «идеальную формулу профессии» и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.
Цели труда в этих областях могут быть разными
Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип «человк-человек» разбили на два: «социальное общение» (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и «общение в сфере бизнеса» (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)
Какие методы профориентации бывают
Выбирать профессию можно разными путями:
Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки («Образование от А до Я» и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!
Как правильно выбрать профессию?
Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:
Выбрать — выбрали. А применить?
Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:
«На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться».
Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?
Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему «Довольны ли россияне полученным образованием?». Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:
На вопрос: «Работаете или работали ли вы по специальности?», всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.
Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.
Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:
«Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере «с нуля» не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество «неподходящих факторов»».
А что на рынке труда?
Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:
Екатерина Крушинская
Консультант: Анна Назарова,
психолог, сотрудник кадрового агентства
Кем работать, если нравится история?
Лев Левицкий
Историческое образование учит критическому мышлению, работе с источниками, анализу и прогнозированию. Правда, не все выпускники истфака знают, где их знания могут пригодиться, если не в преподавании или археологии. Кем работать, если нравится история? Знакомьтесь: 10 неочевидных профессий, которые можно выбрать после истфака.
1. Государственный служащий
Конечно, для этого есть политологи и госуправленцы. Но историки выигрывают у них более фундаментальным понимаем картины мира, развитым критическим мышлением, умением работать с документами. Историческое образование обязательно включает историю политических, правовых и социальных учений, поэтому историки хорошо разбираются в политике и ее механизмах.
Государственные служащие — это все, кто работает в государственных органах, от министров и глав субъектов до помощников депутатов. Попасть на госслужбу проще всего через стажировку. Например, правительство Москвы ежегодно приглашает студентов на работу. Такая стажировка позволяет понять, кем работать, если нравится история — ведь можно попробовать себя в разных департаментах и определить, какое направление вам ближе.
Если вы пока не знаете, какую профессию выбрать, воспользуйтесь бесплатной консультацией в нашем центре. Что это такое? Все просто: вы расскажете о себе и о своих интересах. А специалист посоветует, на какие специальности обратить внимание, в какой вуз поступать, какие ЕГЭ сдавать. Так вы сэкономите время на подготовку и сможете выбрать образование, которое точно окажется для вас интересным и полезным!
2. Комьюнити-менеджер
У историков неплохо получается заниматься комьюнити-менеджментом — управлении сообществом. Главное — развитые социальные навыки и хорошее понимание «психологии толпы». Эти навыки историки приобретают на занятиях по психологии, социологии, источниковедению. Комьюнити-менеджеры должны грамотно выстраивать отношения бренда с целевой аудиторией. А историческое образование — отличный фундамент для специализированных знаний по этой теме.
Профессия коммьюнити-менеджера востребована уже сейчас. В дальнейшие годы ее популярность будет только расти! Всё больше и больше людей подходят осознанно к покупке товаров и услуг. Клиенты не хотят поддерживать бизнес, если за ним стоит человек с плохой репутацией. И, наоборот, охотно покупают продукты тех людей и брендов, которые нравятся им лично.
Лучший способ стать комьюнити-менеджером после истфака — пройти онлайн-курс по маркетингу, чтобы лучше разбираться в этой сфере. Также можно попробовать получить опыт на некоммерческих проектах в ходе обучения. Например, поработать в студенческих организациях. Совет: не ограничивайтесь комьюнити-менеджментом! историк может разобраться в любой профессии, связанной с медиа, ведь в вузе его учат анализировать информацию и представлять ее в формате, подходящем для аудитории.
3. Специалист по историческим костюмам и антуражу
Да-да, есть такая должность при театрах и киностудиях! Даже 90-е, которые, кажется, были не так уж давно, превратились в историю. Режиссёрам нужен специалист, который бы проконсультировал их по костюмам, предметам и декорациям. В чем заключается его работа? Например, не дать герою пробежать в военном фильме с автоматом, которого ещё не существовало, и не позволить героине пройтись в платье, которое было уже не модным в 1780-м году.
Конечно, для этого необходима специальная квалификация. Лучший способ получить ее — постажироваться в музее, куда вполне реально попасть даже во время учебы. Там сотрудники научат вас разбираться в артефактах разных эпох. Немного практики — и вы уже разбираетесь в платьях, шинелях и каретах. Некоторые историки консультируют исключительно по определённому периоду или только по оружию. Поэтому, если вы занимаетесь историческими исследованиями в какой-то узкой области, можете получать дополнительный доход, помогая режиссерам!
4. Администратор музея
Создание выставок, управление музейным архивов, пополнение коллекции, найм реставраторов — для всего этого необходимы знания историка. Часто историки открывают собственные музеи и работают не по найму, а как предприниматели — и довольно успешно.
Как попасть в музей? Обычно с этим не бывает проблем — обучение на истфаке подразумевает музейную практику. Остается собрать за время практики полезные контакты, устроиться на стажировку и набираться опыта!
5. Менеджер городских мероприятий
Часто городские мероприятия связаны с историей: день города, день Победы или любой другой исторический праздник. Везде нужен историк, который сможет организовать по-настоящему интересное меропритие. Нужно придумать программу и оформление, пригласить специалистов, организовать развлечения и тематическую еду.
Возможно, городские мероприятия кажутся вам неинтересными — в ваших силах это исправить! Вашей задачей будет привлечь молодёжь на исторический праздник. Сможете организовать день города, о котором школьники и студенты с удовольствием будут рассказывать в соцсетях?
Как стать менеджером мероприятий? Первый вариант — через стажировку в госорганах, которые занимаются праздниками. Например, Министерство культуры. Второй вариант — через музеи, так как организаторы мероприятий часто сотрудничают с ними. Не помешает опыт — обязательно поучаствуйте в организации студенческих праздников, пока учитесь в вузе!
6. Менеджер в сфере образования
Можно замахиваться на любой уровень: от министра просвещения до директора частной школы. У историка есть обширные знания, умение анализировать, работать с документами… Все это делает его отличным менеджером любого образовательного стартапа. Кстати, предыдущая министр просвещения Ольга Васильева – историк и религиовед по образованию.
Необязательно работать в образовательном заведении, если вы с содроганием вспоминаете школьные годы. Образовательных стартапов в наше время очень много: от онлайн-тренажеров до школ, которые учат необычным и востребованным навыкам. В таких проектах рады историкам! Идеально, если у вас будет опыт в образовательной сфере. Например, практика в школе или работа репетитором.
7. Работник департамента культурного наследия
В каждом городе или регионе есть такой департамент. Он занимается охраной объектов, которые представляют собой историческую ценность. Кому, как не историку знать, как важны для истории города определённые здания и памятники? Только такие специалисты могут защитить исторический облик города, сохранив его для потомков. Другая важная задача — познакомить население с этим наследием. Тут историк возьмет на себя функции комьюнити-менеджера, придумывая просветительские проекты.
Лучший способ устроиться на такую работу, как и в случае с организацией мероприятий — стажировка на госслужбе. Зато здесь вы лучше понимаете, в какое именно подразделение или департамент вам нужно попасть. На стажировке постарайтесь получить контакты будущих начальников и предложить им свое видение ситуации в городе.
8. Историк-реставратор
Конечно, для этой профессии необходимо получить дополнительные навыки, да и не только историки работают реставраторами. Но исторический бекграунд для такой работы – несомненное преимущество. Именно вы сможете корректно определить, как выглядел объект культурного наследия, обращаясь к источникам и применяя критическое мышление.
Эта работа особенно понравится тем, кто любит путешествовать. Памятники культурного наследия находятся в самых разных уголках России, и там бывает невероятно красиво! Проще всего стать реставратором, пообщавшись с преподавателями — и отправиться на стажировку. Вообще поговорить с преподавателями полезно, чтобы понять, кем работать, если нравится история. Опытные люди посмотят на вас со стороны и могут предложить какие-то неочевидные варианты — пользуйтесь этой возможностью!
9. Работник миграционной службы
Здесь понадобятся знания историков-религиоведов и историков-этноведов. Чтобы правильно выстроить процесс адаптации мигрантов, необходимо хорошо разбираться в их культурных особенностях. Важно учитывать все проблемы, которые могут возникнуть, и правильно их предотвратить.
Нет, вам не нужно будет стоять с собакой на границе. Вы будете создавать программы адаптации для мигрантов, изучать их потребности, помогать с работой и образованием. Лучший путь в эту профессию — стажировка в ФМС или региональном правительстве.
10. Журналист
Журналистика и история — одна из наиболее классных комбинаций, которая возможна в гуманитарной сфере. Работы на стыке медиа и истории всегда завоевывали внимание людей. Это и «Намедни» Леонида Парфенова в 2000-х, и проекты «Арзамаса», Юрия Дудя, «Редакции» в наши дни. Запросы на историко-медийные проекты есть у музеев, брендов, технологических компаний, потому что они позволяют управлять вниманием людей, создавая лояльную аудиторию.
Самое приятное, что дополнительно учиться не нужно. Если у вас есть историческое образование, смело отправляйтесь на стажировку в медиа. Вас примут с удовольствием и научат профессиональным навыкам. Если есть возможность, поработайте в студенческих СМИ в годы учебы. Имея за плечами опыт в медиа, можно сразу попасть в более престижное место.
Это были 10 направлений, в которые можно пойти после исторического образования. И это далеко не полный список! Главные преимущества историка — критическое мышление, умение анализировать и перерабатывать информацию, работать с текстами и документами.
Выпускники истфака с легкостью могут освоить новую профессию, так как они умеют учиться на практике и усваивать большое количество новых знаний за короткое время. Поэтому на вопрос «кем работать, если нравится история?» бесконечно много ответов. Только вы сами сможете понять, как применить историческое образование для вашей жизненной ситуации. Не забывайте про бесплатную консультацию по выбору профессии — она поможет вам выбрать вуз и направление, ориентируясь на ваши интересы и особенности.