ребенок долго рассказывает историю
Зачем учить ребенка рассказывать истории
Умение рассказывать истории сейчас становится одним из обязательных навыков успешного человека. Lisa.ru рассказывает, как правильно учить этому малышей с раннего детства.
Умение рассказывать истории (по-другому — «сторителлинг») становится сегодня востребованным навыком. Сейчас захватывающие истории используются в продажах товаров и услуг, в сферах обслуживания. Конечно, не факт, что твой ребенок будет заниматься этим в будущем. Но красивое и яркое повествование может пригодиться в самых разных жизненных ситуациях.
Что такое хорошая история?
Что отличает хорошую историю:
Сюжет истории должен быть понятен слушателю: логика героев ясна, а путь от обстоятельства, которое дало старт сюжету к его развязке,— прямым. И чем короче будет история, тем лучше.
Слушателю и читателю будет интересно, если ему близка ситуация, в которую попал герой, или же он вызывает у него сопереживание. Оно обычно возникает, когда у героя есть проблема, которая актуальна. Тогда зрители действительно будут волноваться, какой же будет финал.
Разумеется, это не обязательно проблема «двойки» в школе или нежелание есть манную кашу. Даже маленькие дети способны создать ассоциативный ряд и заинтересоваться рассказом, где обстоятельства — чуждые, но проблема — своя, родная. Например, история про крокодильчика, с которым не хотела дружить обезьянка, потому что крокодильчик не мог с ней лазить по деревьям, будет прекрасно понята малышом, у которого есть желание дружить, но не очень получается.
Как вырастить рассказчика?
Для того, чтобы ребенок мог легко рассказывать истории, нужно не только заниматься его общим развитием речи, но и тренировать именно способность составлять сюжет.
С малышами стоит не только много разговаривать, но и как можно чаще читать и рассказывать им коротенькие сюжетные произведения. Лучше всего — в стихах. Русский народный фольклор содержит массу таких примеров, а современные авторы подражают народному творчеству.
Также очень полезно играть в игры, которые развивают сюжетное мышление. Простая игра «спрятался — нашли» может оказаться подготовкой к сторителлингу, если ты увлеченно озвучишь свои действия:
— Где же наша шапка? Может ее Тузик утащил? Нет, у него на подстилке ее нет. Может, наш кот ее съел? Нет, он молочко и рыбку любит. Ааааа! Вот она наша шапка! Это мы с тобой ее за вешалку уронили!
Когда ребенок станет более активным слушателем, подкрепляй свои игровые действия словами и не стесняйся проявлять фантазию. Например, поиграй в ракету и посадку на луну или поход в магазин.
Главное, чтобы ты сама могла давать ребенку примеры последовательных действий от завязки к развязке.
— Захотелось Маше яблок, пошла она в магазин. Набрала целую тележку. Подошла к кассе, сунула руку в карман, а денег-то нет! Зато во-о-от какая дырка у Маши в кармане! Пришлось ей без яблок домой возвращаться и зашивать кармашек.
5 причин, почему дети плохо знают историю (и как в этом виноваты учителя)
Навязывание идеологии, заучивание порой бессмыссленных дат и хронологический разброс. Историк Тамара Эйдельман и журналист Сергей Бунтман в проекте «Открытая библиотека» обсудили проблемы в преподавании школьной истории, а мы выбрали пять основных.
1. От школьников требуют, чтобы они знали всё
Мы все когда-нибудь в жизни говорили своим детям: «Как можно не читать вот это? Как можно не знать вот этого?». У нас распространено мнение, что мы должны всё знать — хотя сами прекрасно понимаем, что это невозможно.
«Одна преподавательница много лет назад во время экзамена в МГУ сказала: «Естественно, дети должны знать все факты по истории России, потому что это их Родина». Я так и хотела спросить её: «А вы знаете все факты? Я — нет. Главное — зачем?»
С одной стороны, это традиция, которая идёт от дореволюционных гимназий, ещё от немецких школ — всё надо знать подробно. А с другой — сегодня это хорошо вписывается в общую консервативную тенденцию. Есть много учителей и методистов, которые много лет положили на то, чтобы в истории не просто изучали факты, а развивали мышление.
2. Дети запоминают факты (а не анализируют)
У школьников (да и вообще в обществе) нет исторического мышления. И это самое страшное. В нашем сознании всё происходило одновременно и вообще смешано в одну кучу.
«Поляки 1612 года для нас — это те самые поляки, что и 1939 года, и те же, которых в 2005-м били в Москве около посольства».
А вот, например, в англосаксонской системе преподавания хронологии исторических событий вообще нет. У них каждый год выбирает учитель. Допустим, изучают эпоху Средних веков — и сразу несколько тем.
«Это разрушает, естественно, представления об общем процессе. То есть теоретически можно выйти из школы, изучив, условно говоря, Марию Стюарт, а про Ивана Грозного ничего не узнав. И это нам кажется диким и странным. Но они изучают совсем по-другому. Преподавание нацелено не на запоминание фактов, а на развитие навыков: научиться работать с источниками, анализировать тексты, отличать факты от мнения, пропаганды и искажения действительности».
А дальше уже не важно, какая информация — историческая или то, что поступает из телевизора или из интернета. Умеешь анализировать — значит, цель достигнута. А найти, когда была Куликовская битва, несложно: погуглил — нашёл.
3. А ещё их не учат работать с источниками
Кстати, в этом плане ЕГЭ по истории — отличная вещь. Во-первых, ЕГЭ учит работать с информацией. Во-вторых, помогает развивать аналитическое мышление. Ведь в госэкзамене по истории большую часть занимает работа с источниками, анализ и сравнение разных точек зрения.
«Детям легче сдавать письменный экзамен, чем устный. Уж за 30 лет работы я такого наслушалась! В родном МГУ мальчику говорят: „Когда была написана работа Ленина ‚Основные задачи советской власти‘?“. Он отвечает: „Не знаю“. „Минус, — они говорят. — А теперь угадай“. Он: „Как?“ — „Давай угадывай“. Он пробует: „В 1917 году“ — „Нет, ещё один минус“. Три раза не угадал — получил за один вопрос сразу четыре минуса. А что он может доказать?»
4. От детей требуют чётких формулировок (и в этом опасность единого учебника)
В едином учебнике могут быть идеологические формулировки и оценки исторических явлений, фактов и личностей, которые ученикам (особенно на экзаменах) придётся повторять вне зависимости от того, что они об этом думают или читали в других источниках.
«Этим грешили советские учебники: там идеология встречалась даже в названиях: „Всемирное историческое значение того-то и того-то“. Если всемирное историческое, то это уже позитивное явление».
Оно заключало в себе идеологическую подсказку и формировало не знание истории, а идеологию. Такая опасность есть и в едином учебнике, если от учеников будут требовать чётких формулировок.
«Я бы сказала, что это связано не только с единым учебником, а, опять же, с нашей системой образования. Понятно, что ни один учитель не будет давать детям пять разных учебников и говорить разное. А подавляющее большинство учебников по истории в нашей стране монологичны. То есть, естественно, мне не нравится учебник, где написано, что Сталин — эффективный менеджер, мне больше понравится учебник, где написано, что Сталин — кровопийца. Но с точки зрения методики между ними нет разницы. Каждый из них заключается в том, что я говорю: „Дети, прочитайте, запишите и повторите“. И тогда всё сводится к воспроизведению фактов».
5. На преподавателе истории слишком большая ответственность
Учителям всё время приходится решать, какую информацию стоит давать, какую нет. И главное, как её преподносить. А в истории с этим особенно строго и легко исказить.
«Когда я начинала преподавать, я делала то, что делают многие учителя в разных московских школах. Я говорила: „Сейчас я вам расскажу про коллективизацию, а потом вы запишете то, что должны говорить на экзамене“. И мне очень стыдно за это сейчас, но никто пока не придумал ничего другого. Иначе ты зовёшь детей на баррикады, что, по-моему, неправильно. А врать детям нельзя, потому что они сразу это чувствуют».
А ещё у учителей есть власть над детьми, и это всегда тяжело и ответственно. Любая власть развращает. Есть простые способы установить дисциплину. Например, высмеять хулигана, унизить. Очень помогает. А такая простая вещь, как вопль, — тем более. Многие учителя через это проходили. Все сразу молчат, тихо сидят. Очень удобно. Можно потом сеять разумное, доброе, вечное. Все хотят дружить со своими учениками, но это на самом деле невозможно (разве что с выпускником). Нельзя дружить с человеком, которому ты можешь поставить двойку. Это иллюзия, на которую поддаётся много учителей.
Беседа прошла в рамках диалогов проекта «Открытая библиотека» на Новой Голландии. «Открытая библиотека» — общественно-культурный проект, созданный в Санкт-Петербурге в 2012 году. В дискуссиях участвуют лучшие русскоязычные спикеры, а вход на все мероприятия всегда бесплатный.
10 способов, как заинтересовать ребенка историей
Знакомство с историей – отличный способ расшевелить детскую любознательность и развлечь ребенка, ведь чего в истории только не было! Изобретения и динозавры, балы и кругосветные путешествия…
Сразу оговорюсь: мои советы не помогут сделать звезду конкурса вундеркиндов. Выдавать в шесть лет скороговоркой даты правления всех императоров династии Цинь – не значит понимать и знать историю. Любовь к истории – это интерес к жизни, познанию, всему новому.
Советы проверены на моей собственной дочери, но, конечно, у всех детей разные характеры и увлечения.
Не бойтесь!
Вы учили историю в школе, и с тех пор она напоминает вам дремучие дебри, а ребенок, как назло, спрашивает, когда и где жил Галилео Галилей? Не бойтесь признать, что не знаете ответа. (Скажу по секрету, историки-профессионалы, изучающие русский XVIII век, не сразу вспомнят, сколько было Крестовых походов). Поищите информацию вместе – и сами освежите знания, и ребенок поймет, что забыть что-то не так страшно, главное – желание узнать.
Рассказывайте о себе
История – это не только древнеегипетские пирамиды и Бородинское сражение. Детство родителей, бабушек-дедушек – тоже история, как бы молоды они ни были. Как мы договаривались о встречах без мобильных телефонов? Где проводили лето? Какие игрушки любили? Какими были талончики на автобус? Что было на месте этого нового дома?
Такие разговоры между делом (по дороге в магазин или школу) не потребуют от вас энциклопедической подготовки, зато сблизят с детьми гораздо лучше, чем расспросы, что было на обед в детском саду или что задали по математике.
Выбирайте тему по интересам ребенка
Девочки не всегда интересуются принцессами, а мальчики – танками. Бывает и наоборот. А еще пристрастия меняются – сегодня одни динозавры на уме, завтра – только гусары. Поддерживаем!
Книги
К счастью, появился качественный детский научпоп, который выпускают издательства “Пешком в историю”, “Самокат”, “МИФ” и другие. Причем, это не только традиционные энциклопедии, но и тематические книги с заданиями, альбомы с иллюстрациями и раскраски. Например:
Дети любят пиратские истории? Отличный выбор – “Остров сокровищ” Р. Л. Стивенсона, выпущенный издательством “Лабиринт-Пресс” в серии “Книга+Эпоха”. На полях книги исторический клад: какую одежду носили, что ели и как лечились во времена Джима Хокинса и капитана Флинта.
Пусть книги лежат повсюду, на виду, там, где ребенок сможет без труда их взять и полистать. Только не рассчитывайте, что получится вручить ребенку книгу для самостоятельного чтения, и он мгновенно влюбится в историю. Какая бы книга ни была сто раз красочная и увлекательная, поначалу понадобится ваша поддержка и пояснения.
Игры и мастер-классы
Настольные и карточные игры – еще один нескучный способ прикоснуться к истории. Издательство “Пешком в историю” выпускает целую серию игр: это и детское домино “Мои игрушки: 1812 год” для игроков от 3 до 7 лет, и карточные игры: “Битва народов” или “Эпоха Петра I с головы до ног” для ребят постарше. Игры пригодятся в отпуске, в дороге или на пляже.
В библиотеках, издательствах и музеях регулярно проходят мастер-классы – детей играючи и со знанием дела знакомят с историей.
Например, в Москве детское издательство “Настя и Никита” недавно проводило увлекательное занятие, на котором детей учили писать письма на древнеегипетский манер и ставить сургучные печати, а заодно рассказывали об истории почты. А в Детском зале Библиотеки иностранной литературы (“Иностранки”) прошло занятие для детей 8-11 лет “Глиняные таблички и клинопись” – одновременно путешествие в Древнее Междуречье и мастер-класс по составлению зашифрованных посланий.
Музеи и лектории
Выставленные в музеях старинные мечи, украшения, одежда и всякие древние красивые и необычные штуки впечатляют многих детей. Этой вазе пять тысяч лет, ничего себе!
Девиз похода в музей: чувство меры и интересы ребенка! Для начала выберите и осмотрите один-два зала (которые интересны ребенку! Пусть рассматривает в свое удовольствие 36 древних наконечников от стрел, а не ваш любимый гигантский глобус).
Не стоит тащить голодного и усталого экскурсанта через всю экспозицию, это же не каторга. Приберегите силы и настроение на чашечку чая в музейном буфете.
Во многих музеях есть детские занятия и лектории выходного дня. Но опять же – если ребенок маловат, не хочет туда ходить, или у вас есть еще один малыш, которого нужно укладывать спать и кормить (а еще бы самой отдохнуть), а вы вместо этого в истеричном состоянии везете старшего в ненавистный ему лекторий… Полистайте лучше дома книжку о динозаврах.
Прогулки и поездки
Поездка с детьми в прелестные города Золотого кольца, подмосковные старинные усадьбы или Рим – это настоящее путешествие во времени, прикосновение к истории. Но я с ужасом вспоминаю усталых заплаканных детей и издерганных родителей в Ватиканской пинакотеке.
Все дети разные, но лет до десяти они обычно быстро устают от пеших экскурсий, картинных галерей и вереницы достопримечательностей.
Мне кажется, семилетний ребенок заинтересуется историей скорее на празднике открытия фонтанов в Петергофе, чем в музеях Ватикана.
Кстати, есть и детские путеводители, например: Александра Балашова. “Стокгольм. Веселое путешествие”, МИФ, 2015.
Обсуждаем все
В истории много трагических страниц – войны, революции, репрессии… Не игнорируйте детские вопросы на эти темы, разбирайтесь вместе. Вам помогут:
Не давите и не расстраивайтесь
Не волнуйтесь, если ребенок зевает в музее или отбрасывает шедевральную “Историю старой квартиры”, возможно, он полюбит историю чуть позже, а сейчас хочет ставить химические опыты.
Коробка воспоминаний
Пишите историю своей семьи вместе с детьми: собирайте открытки и особые предметы-напоминалки о поездках и событиях, детские записки и рисунки, детсадовские грамоты, печатайте фотографии.
Автор: Яна Ларина, историк, книжный обозреватель, мама двоих детей.
Дети, которые помнят свои прошлые жизни: 12 жутких историй от шокированных родителей
Всё началось с одного вопроса, заданного пользователем Reddit.
«Родители, какие пугающие истории из «прошлой жизни» рассказывали вам ваши дети?» — спросил TapiocaTuesday. И неожиданно получил тысячи ответов на свой вопрос. Самые пугающие приводит BuzzFeed.
Это было ещё до пандемии. Я присматривала за трёхлетним сыном своей подруги. Он увидел военный корабль, посмотрел вдаль и сказал, что помнит, как утонула его лодка и что вокруг было много акул. Я рассказала об этом подруге, а она ответила, что такое случается регулярно
Я приглядывала за племянником. Тогда ему было около трёх или четырёх лет. Мы сидели у меня дома, и вдруг он показал на магнит с изображением аризонской пустыни и спросил, где это, а потом сказал, что жил в таком же месте с предыдущей семьёй. Он добавил, что у его прошлых родителей были тёмные волосы и что их съели койоты
У коллеги есть сын, который в трёхлетнем возрасте рассказал ей, что раньше выращивал рис в месте, где сливались две реки. Он даже смог назвать эти реки, а его мать нашла эту точку на карте в Юго-Восточной Азии
Мой трёхлетний брат однажды сказал, что, «когда был старше», у него была девушка и они погибли в дорожной аварии
Мой пятилетний сын (сейчас ему 31) однажды проснулся и спросил, где Банджо и когда мы отправимся его искать. Я был шокирован. Так звали нашего бультерьера, которого мы держали на ферме, когда я был ещё подростком. Во время наводнения Банджо пытался спасти моего брата, но утонул. Брат чуть не сошёл от этого с ума, а через два года его сбила машина. Я никогда не рассказывал сыну о Банджо
Мой сын однажды сказал, что, когда он был большим, а я маленькой, мы танцевали на кухне. Единственный человек, с которым я танцевала на кухне в детстве, был мой дедушка
Когда моему сыну было 4 года, мы проезжали мимо кладбища. Он спросил меня, помню ли я, когда он умер. Я уточнила, что он имел в виду. Сын ответил, что был похоронен на кладбище, а потом начал расти у меня в животе. Сейчас он уже не помнит, что говорил такое
Моя пятилетняя дочь сказала мне, что дважды была у меня животе и что в первый раз она умерла до того, как появилась на свет. За 8 месяцев до её зачатия у меня был выкидыш, но я никогда не рассказывала ей об этом
Пропавший без вести
Моему младшему брату было 3 или 4 года, когда он заявил, что однажды уже стал взрослым, ушёл на войну и не вернулся c неё
Мама рассказывала, что, когда мне было 3 или 4 года, я закричала и заплакала, увидев старый «Фольксваген-Жук» синего цвета из окна нашей машины. Она спросила, что со мной, а я ответила, что умерла в этом «Жуке» и что в момент смерти я была беременной и мне было очень жарко
Фото © Picryl / Metropolitan Museum of Art
Однажды моя дочь спросила, помню ли я её модную шляпку. Я ответила, что не помню. Тогда она рассказала, что раньше работала в банке, откладывала деньги и купила на них шляпу в круглой коробке. А когда она ехала с покупкой в автобусе, какой-то мужчина чуть не сел на неё. Потом произошло ДТП, и она погибла
Воспоминания о небоскрёбах
Мой младший брат родился сразу после теракта 11 сентября 2001 года. Когда он подрос, то рассказал, что работал в высоком здании и носил костюм и галстук. Родители были в шоке
Посмертное видео из отеля «Сесил»: что известно о пропаже Элизы Лэм, которая убегала от невидимки
WOW-news
Мальчик всё детство терпел нападки из-за внешности, но сейчас даже отец отказывается его узнавать
Эта метал-группа выпустила первый трек, и её вокалиста не превзойдёт ни одна звезда, ведь он — кот
У парня едва не случился приступ, когда он увидел, кто уставился на него из стиральной машины
Подпишитесь на LIFE
Комментариев: 1
Личная история: стоит ли волноваться, если ребёнок долго «валяет дурака»
Хочу рассказать историю из своей жизни и из жизни своего сына – историю о том, как важно понимать своего ребёнка, поддерживать его начинания, его желание самостоятельно найти себя. Пусть даже родителям кажется, что идеи любимого чада нехороши. Жизнь ребёнка, а особенно подростка, это его жизнь, которую он выбирает сам. Сам делает ошибки, сам достигает вершин или наоборот. Мы, родители, об этом часто забываем. Нам важно, чтобы наш ребёнок был «самым-самым» во всём, хотя наши ожидания могут не совпадать с его устремлениями и возможностями.
Мой сын Константин, которому сейчас 34 года, в детстве был математиком, обладал абсолютным слухом и отвратительно вёл себя в школе.
Два раза мы его записывали в музыкальную школу и вынуждены были оттуда «забирать». Он упорно не хотел заниматься в группе, срывал уроки и доводил преподавателей своими выходками. Правда, когда сын самостоятельно научился играть на гитаре, он неоднократно задавал мне вопрос, почему ему не дали музыкального образования…
Мы записали его в математический класс. Способности к этой точной науке были очевидны. А вот с литературой дела обстояли неважно. Классиков он не признавал. Мой сын старшеклассник, а я сама читаю заданные по программе произведения, чтобы ему пересказать, пишу за него домашние сочинения.
В конце концов нашла хорошего преподавателя литературы, собрала группу таких же нелюбящих читать одноклассников. И вот у нас в доме образовался своеобразный «литературный кружок по принуждению», где проходили разборы всего изучаемого материала.
Сын поступил в РГТУ (Московский авиационный технологический университет) на техническую специальность и вдруг начал склоняться к тому, что он на самом деле не технарь, а гуманитарий. На втором курсе поступил в колледж импровизационной музыки (не имея музыкального образования, вынужден был сначала год заниматься на подготовительных курсах). Учился параллельно на дневном отделении в институте и на очно-заочном в колледже. Играл в группе на бас-гитаре, выступал с концертами.
Стал очень много читать.
Потом решил, что его призвание – это психология. Мы Константина всегда поддерживали, хотя, как нам казалось, его часто кидало из крайности в крайность. Понять и принять эти метания было очень сложно.
Сын закончил психолого-педагогический университет по специальности «психологическое консультирование». Потом решил, что и этого образования ему мало и окончил институт экзистенциальной* и гуманистической психологии (г. Вильнюс) по специальности «психотерапевт экзистенциального направления».
Сейчас Константин психолог, экзистенциальный психотерапевт, психолог-консультант, член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии. У него свой кабинет, он ведёт приёмы, тренинги и даёт он-лайн консультации. Постоянно ездит на семинары, учится на курсах.
Читает бесконечно много и спецлитературу, и художественную. Ведёт свой блог. Пишет статьи по психологии, печатается в специализированных журналах. Неоднократно его приглашали на телевидение. И теперь я у него беру почитать интересные книги. Потом мы их обсуждаем.
Я горжусь сыном, его успехами, его непрерывным стремлением совершенствоваться. В его профессии довольно сложно занять достойное место, тем более без протекции. А у него любимая работа, ему интересно. Это самое главное. И горжусь, что мы, родители, в своё время сдерживались и не читали ему нравоучений, а наоборот, всегда его поддерживали.
* психологическое или моральное описание чувства человеческого существования в его конкретной реальности на уровне общественного индивида.