реально ли выучить историю за год
Как без репетитора подготовиться к ЕГЭ по истории
История — самый объёмный школьный предмет. Для того чтобы подготовиться к ЕГЭ по этому предмету, нужно приложить немало усилий. И, конечно же, нужно время. Готовясь по двадцать минут в день, получить на экзамене по истории высокий балл не удастся, какую бы методику вы ни выбрали. Я попробую дать вам пошаговую инструкцию по подготовке к ЕГЭ по истории.
1. Подумайте о своём выборе
Первое, что нужно сделать, это понять: вам оно точно надо? Если вы за два часа не можете запомить пять дат, а любая информация даже после повторения вылетает из головы через несколько часов, то надо серьёзно задуматься, стоит ли. Особенно если вы решили готовиться к экзамену за год до поступления.
Обычно для того чтобы набрать высокий балл на ЕГЭ по истории, необходимо не меньше двух лет самостоятельной подготовки. Можно ли подготовиться за год? Можно, но для этого нужно обладать хорошей памятью, развитыми навыками и умениями. Подготовиться за несколько месяцев к экзамену невозможно. Минимум — год!
Вы поняли, что точно будете сдавать экзамен. Определитесь, сколько у вас времени. Если два года — один алгоритм действий, если один год — другой. Я опишу второй вариант, когда у вас есть всего год на подготовку.
Для начала вам понадобится теоретическая база. Я советую взять ваши школьные учебники по истории за предыдущие годы (вы с ними уже знакомы). Разложите стопку на две части: первая — всеобщая история, вторая — история России.
Помимо школьных учебников советую приобрести учебник Орлова, Георгиева, Георгиевой «История России». Эту книгу рекомендуют многие репетиторы, потому что там достаточно кратко и простым языком описаны все основные события. Правда, некоторые темы изложены слишком узко и только с одной точки зрения.
Если вы претендуете на высший балл, то неплохо ознакомиться с вузовским учебником М. Н. Зуева «История России: Учебник для вузов». Он вам поможет при выполнении заданий 24 и 25.
4. Купите таблицы, схемы, атласы
Дальше запасаемся атласами, приобретаем или скачиваем книгу со схемами и таблицами. Информация в них почти одинаковая, только с разным оформлением, поэтому можно взять любую понравившуюся (В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах», О. А. Ильина «История России в схемах и таблицах», Касьянов, Шаповалов, Шаповалова «История России в схемах, таблицах и картах»). Атласы приобретаем по всем историческим периодам.
5. Сохраняйте типовые задания
Далее надо найти сайты с типовыми заданиями по истории и добавить их в закладки, чтобы не потерялись. Именно с сайтами проще всего работать, если вы готовитесь к экзамену самостоятельно. Тесты на печатной основе тоже можно купить, но зачем, если есть бесплатные ресурсы в интернете? Единственный их минус — они могут зависать, особенно часто это происходит в мае. Поэтому лучше скачивать задания оттуда заранее, тогда проблем не будет. Сайтов очень много, самые популярные: Решу ЕГЭ, Незнайка, Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ. Сложность последнего сайта в том, что там нет ответов, поэтому придётся потратить время, чтобы себя проверить, зато разработчики реальных вариантов ЕГЭ берут задания именно оттуда. Ещё могу порекомендовать сайт Историконлайн. Он не такой популярный, но там тоже немало заданий по истории.
6. Читайте, но пока не учите
После того как вы приобрели всё необходимое и подготовились к началу самостоятельных занятий, нужно сделать следующее: возьмите в руки книгу Орлова «История России» и прочитайте её как художественную литературу за несколько дней. Не учите ничего. Просто прочитайте. У вас сложится чёткое представление о каждой исторической эпохе, а даты, термины, имена, реформы и так далее вы выучите позже.
7. Смотрите кодификатор
После прочтения книги скачайте демоверсию текущего ЕГЭ. Откройте её и распечатайте информацию, которая содержится в кодификаторе. Там будут блоки, которые вам необходимо знать. Каждый блок разделён по темам. Темы по истории России для вас в приоритете, так как отдельных заданий по всеобщей истории всего два. Это не значит, что всеобщую историю не надо учить. Просто упор делаем на историю России. Сначала изучаем её, затем всеобщую историю, но обязательно проводим параллели.
8. Составьте расписание
Дальше определитесь, сколько времени вы готовы тратить на изучение и закрепление материала. Например, у нас 76 тем по истории России и не меньше по всеобщей истории. Вы начали готовиться в первых числах сентября, скажем, с третьего числа. Подумайте, как часто вы будете заниматься подготовкой к экзамену по истории.
Не рекомендую изучать новый материал каждый день. В голове будет каша, отработать каждую тему не получится
Также нужно помнить, что вам нужно качественно подготовиться ещё к трём предметам. Не стоит всё это учить вместе.
Распределите дни, когда вы будете заниматься математикой, русским языком, историей и ещё одним предметом, который будете сдавать. Выявите предмет, который знаете хуже всего и уделяйте ему больше времени. За один день готовьтесь не больше, чем к двум экзаменам. Запомните, к началу мая все темы должны быть изучены.
Май — для повторения. Чтобы потом не было мучительно больно, распределите темы так, чтобы выучить всё к середине апреля, так как вы можете заболеть или по каким-то другим причинам не сможете сесть за подготовку к экзамену. А май у вас в любом случае должен остаться для комфортного повторения материала.
9. Распечатайте Спецификацию из демоверсии
Оттуда вы узнаете, сколько баллов можно получить за каждое выполненное задание, сколько длится экзамен, сколько времени нужно потратить на каждое задание и так далее. То есть вы узнаете структуру и особенности экзамена, что тоже важно.
10. Работайте с темами
Вы уже основательно подготовились к началу изучения первых тем. Начинайте с истории России. Теперь нужно снова открыть учебник Орлова и прочитать первую тему. Затем то же самое нужно сделать со школьными учебниками и книгой Зуева.
Вы прочитаете одну и ту же тему три раза. После этого не надо ничего зубрить. Возьмите листок или откройте Word на компьютере и сделайте карточки с датами, терминами и именами. Вырежьте карточки.
с одной стороны дата, с другой событие;
с одной стороны название термина, с другой расшифровка;
с одной стороны историческая личность, с другой — кто это такой.
Разложите карточки в три коробочки. С каждой темой их будет становиться всё больше и больше. Каждый день выделяйте хотя бы по 10-20 минут, чтобы повторять информацию из карточек. Далее сделайте плакат, где будут описаны главные события, изложенные в теме. Здесь вам поможет книга со схемами и таблицами. Можно вырвать или отксерокопировать лист с таблицей или схемой оттуда, можно сделать самому, пользуясь текстом учебника. Эти листы-плакаты развешивайте в квартире: на холодильнике, шкафах, перед вашим рабочим столом и так далее.
Эта информация будет постоянно мелькать у вас перед глазами. Усвоить материал станет проще. Обязательно работайте с картой. Здесь вам в помощь атлас и контурные карты (их нужно заполнять самостоятельно, чтобы набить руку).
Изучая культуру, обращайте внимание на иллюстрации, запоминайте, как выглядят храмы, памятники, картины и так далее
Работайте с текстами в учебниках. После выполненной работы вы будете знать основу, изложенную в тексте, останется только постоянно её повторять.
11. Закрепляйте материал
Лучше это делать на следующий день, при этом сначала стоит повторить то, что уже изучено. Выберите сайт с заданиями по истории, который вам нравится, и решайте эти задания, проверяя себя. Так делайте с каждой темой.
Постепенно у вас накопится большая стопка с терминами, датами, именами. Весь дом будет увешан листовками с краткими историческими событиями в виде схем и таблиц. Листовки периодически придётся менять (места в квартире на все листовки всё равно не хватит). Таблица или схема с представителями правящих династий должна быть перед глазами постоянно. Повторять придётся не только предыдущую тему, а абсолютно весь изученный материал, иначе толку не будет.
12. Пишите сочинения
Когда изучите первый блок по истории, попробуйте написать историческое сочинение. Делайте это после каждого изученного блока. Когда будете подходить к XX веку, чаще пишите сочинения из первых исторических периодов, так вы дополнительно будете закреплять материал.
13. Почитайте об особенностях заданий
Про особенности каждого задания в экзамене писать не буду. Это отдельная тема для статьи, причём не одной. Да и в интернете можно найти подробные инструкции, как выполнять отдельно взятое задание, какие есть особенности, подвохи и уловки. Например, наберите: «ЕГЭ по истории задание 24 как выполнять». Вы найдёте много хороших статей. Дублировать я их не буду.
14. Помните о дедлайне
К маю вы должны знать весь теоретический материал. Повторяйте его каждые два-три дня и решайте задания на Решу ЕГЭ или других сайтах.
15. Следите за временем
Вы сможете самостоятельно подготовиться к экзамену, только если обладаете самоорганизацией. Ставьте себе памятку на телефоне на определённый день и определённое время. Как только телефон зазвонит, вы должны сразу начинать подготовку к экзамену.
Если не можете сами себя контролировать, попросите родителей, бабушек, дедушек и так далее. Пусть они вам напоминают о занятиях. Самоорганизация — самое важное в подготовке к экзамену. Именно из-за её отсутствия большинство старшеклассников не могут самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и идут к репетиторам.
Удачи в сдаче экзамена! У вас всё получится!
Лайфхак абитуриента: Как я сдала ЕГЭ по истории на 100 баллов
Запутанная история
Я училась в Астрахани в гимназии № 3 с углубленным изучением иностранных языков. Выбрала на ЕГЭ историю, потому что решила поступать на юридический факультет. При этом до 10 класса я не только не думала ее сдавать, но и вообще была категорически против: считала этот предмет чересчур сложным и запутанным. Однако по мере изучения история стала нравиться мне все больше и больше.
Я не считаю, что история — один из самых сложных ЕГЭ. Ведь в ней все более-менее конкретно, в отличие, например, от обществознания. В «обществе» много «воды», сотни различных определений и теорий. В истории же, на мой взгляд, все проще: есть дата, есть правитель, есть событие. Четкий круг причин и следствий.
С Древней Руси до Медведева
Готовиться к экзамену я стала потихоньку, в 10 классе пыталась укрепить базу, а вот уже в 11 классе занялась историей как следует. Для начала я прочитала школьные учебники, с Древней Руси до Медведева. Они очень помогают выстроить всю цепь событий и сформировать фундамент. Потом прослушала курс из 30 аудиолекций по истории России. Как только прочитывала или изучала какой-то материал, сразу начинала решать тесты по соответствующей теме. Параллельно учила даты, список которых взяла в конце учебника Орлова, на разных сайтах и в пабликах. Также выучила все даты по всемирной истории, которые были даны в кодификаторе ЕГЭ по истории на сайте ФИПИ. Параллельно с помощью приложений пыталась запомнить детали по архитектуре и живописи, с которыми у меня всегда были проблемы. И у меня получилось. Я могла бы посоветовать приложение Memrise: там есть категория «История России» и курсы по живописи, архитектуре и культуре.
Еще я прочитала учебник по истории России Орлова, тот, что с синей обложкой. Он очень интересно написан. Плюс, уровень этого пособия выше школьных учебников, что и помогло сформировать новое видение предмета, более полное.
Очень важно ознакомиться с критериями части 2, чтобы не попасть в западню. Эксперты ведь оценивают ответы по ключам, и нужно знать, как это происходит. Я изучила все критерии оценки части 2, чтобы знать, как лучше писать и оформлять свой ответ.
Основной совет, который могу дать, — больше решайте заданий в качестве тренировки, чтобы научиться «чувствовать» вопросы и ответы. И в части 2, где нужно написать развернуто несколько вопросов, лучше писать больше. Неправильные ответы засчитывать не будут, но в ваших записях может оказаться много дельного. Конечно, это не означает, что нужно писать откровенную чушь или все подряд, но чем больше вы напишете по теме, тем лучше.
Ожидания и «пробники»
Самыми простыми в ЕГЭ для меня были вопросы, где надо было выбрать ответы, количество которых указывалось в задании (это часть 1). А вот задания с картами я то решала, то не решала, как повезет. Самыми сложными я считаю два типа заданий: вопросы, где нужно написать в ответе три пункта по теме, и задания, где требуется раскрыть «за» и «против». Здесь надо писать по делу, но развернуто. А я это не люблю.
«Пробников» мы решили не так много. Я точно не помню своих результатов, но 100 баллов у меня не было, а может быть, было даже меньше 90. Сложно сказать, на какой балл я рассчитывала. На максимальный! Хотелось получить как можно больше. Думала, отлично получится, если удастся набрать выше 90 баллов. Такой результат тогда казался мне счастьем.
Жара на ЕГЭ
Когда я увидела свой вариант на экзамене, он показался мне несложным. Я была спокойна: знала, что готовилась и смогу сделать хоть что-то. Меньше волнения — лучше результат. Эссе я писала по периоду правления Дмитрия Донского. Изначально знала, что выбирать буду именно ранние периоды истории — Древнюю Русь, например, я просто обожаю. Так получилось, что каждый раз, испытывая разные методики обучения, я начинала именно с этой темы и знала ее лучше всего остального вместе взятого.
А самым сложным на экзамене было все успеть. Писать приходилось сразу на чистовик. Но, слава Богу, времени хватило. А еще было очень жарко в кабинете, окна не открывали, потому что от ветерка с улицы со столов улетали листки. Кто был в Астрахани летом, тот поймет меня. Так что это, наверно, и оказалось самым трудным. И еще рука уставала от письма. Одним словом, у меня были только технические проблемы.
Непредсказуемый результат
После экзамена я была готова ко всему, но с нетерпением ждала 90+. ЕГЭ — непредсказуемая вещь, даже если ты уверен, что написал все на 150 процентов, результат все равно может быть очень плохим. Поэтому я просто надеялась на максимум.
Когда увидела свои баллы, то испытала приятный шок. Просто не верилось, что я получила 100 баллов. Я до сих пор до конца не могу осознать этот факт. Мои друзья и одноклассники были рады за меня. Они ждали от меня высоких результатов, но я даже не знаю, готовы ли они были к такой нереальной цифре.
Вторая волна
Я подавала документы в три вуза: Казанский федеральный университет, Саратовскую государственную юридическую академию и МГУ им. М.В. Ломоносова. В первую волну я прошла только в первые два вуза, так как ДВИ по обществознанию в МГУ сдала на невысокий балл. Тогда я решила рискнуть и подать оригинал аттестата в МГУ. В итоге главный университет страны покорился мне со второй волны.
C чего начать подготовку к ЕГЭ по истории: пошаговая инструкция
С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда — история предмет сюжетный и структурный.
Читать книжки наобум, не понимая, что тебе понадобится на экзамене — это первая и главная ошибка, которую совершают многие, взявшиеся за подготовку.
Из чего состоит история?
Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней — первый шаг к осознанному изучению истории.
В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.
Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.
Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект».
Как составлять слепой конспект я рассказываю в рамках своего бесплатного недельного марафона, принять участие в котором можно по ссылке: https://vk.com/wall-75386214_16185
На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.
Даты
Или то, с чего стоит начать изучение истории.
Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.
Базовые даты — это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.
Что нам понадобится?
Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.
Алгоритм работы с ней следующий:
По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).
Резюмируем: у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.
Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения». Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.
Твоя цель — выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.
Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.
Как понять, какие даты нужны, а какие нет?
На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.
Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты — рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.
Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ.
Сюжеты
Переходим к следующей части — сюжетам.
История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое. Как в сериале здесь есть действующие лица — исторические личности. Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете — термины.
Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) — причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто.
Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом — у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.
Исторические личности и термины — так же немаловажная вещь. И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.
Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.
Так какие задания проверяют знание сюжетов?
Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.
При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно — любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.
Источники
Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.
Источникам мы посвятим отдельные инструкции.
Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать — все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны.
Таким образом — путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет — изучить базис курса из правителей России.
Советы эксперта: как сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов
Экзамен по истории в том виде, каком он существует сейчас, отвечает потребностям выпускников, планирующих посвятить свою жизнь исторической науке или стать учителем. ЕГЭ подразумевает серьезную работу с историческими источниками и более глубокое погружение в предмет.
Бесспорно, знание истории своей страны позволяет сформировать компоненты гражданской позиции, но, на мой взгляд, нет необходимости для достижения этой цели владеть навыками работы с источниками в том объеме, который проверяет ЕГЭ. Предположу, что более рационально разделить экзамен по истории на базовый и профильный уровень.
ЕГЭ по истории проверяет знания, умения и навыки по предмету, которые должны быть освоены в течение обучения в школе. Но часто будущий экзаменуемый только за год, в лучшем случае за два, должен освоить большой объем теоретического материала. Это одна из основных трудностей, которая становится еще более острой при анализе реальных учебников, используемых сегодня в школе: огромные параграфы, отсутствие четких акцентов на важные процессы, события и явления. Все это не дает учителю пройти необходимый объем. К примеру, в 10 классе в течение года требуется изучить два учебника по отечественной истории и один учебник — по европейской.
Школьнику важно сформировать навыки письменной речи, наладить работу с контурными картами и визуальной информацией. В советской школе поездки по стране были чем-то само собой разумеющимся, но сегодня существуют организационные сложности перевозки группы детей. Их следствием становится ограниченное мировоззрение школьника, ослабевание его интереса к истории. Дети плохо знают памятники культуры. Для сдающего ЕГЭ по истории это чревато потерей баллов по заданиям № 18 и 19.
Для экзамена по истории характерны все те же трудности, что и для испытаний по любому другому гуманитарному предмету. Важно сформировать в собственном сознании не только банк знаний, но и вооружиться навыками речемыслительной деятельности: уметь аргументировать собственную позицию по той или иной цитате, которая имеет отношение к определенному историческому этапу, событию.
Не секрет, что современные школьники с трудом излагают свои мысли. Эта трудность возрастает в разы, если речь идет о письменной речи. Требуется буквально отшлифовать каждую фразу, при этом учитывая критерии задания. Сдавая экзамен по истории, нужно владеть литературными навыками, иначе не справиться с вопросами, которые требуют развернутого ответа.
Прежде чем ответить на ваш вопрос, выскажу свою принципиальную позицию: все задания ЕГЭ по силам школьнику при условии планомерной, систематизированной подготовки. Но в КИМах нет заданий, которые можно решить, применив «изобретательность» или выполнить методом угадывания ответа. На экзамен невозможно «натаскать», как говорят в последнее время чиновники.
Первой по сложности я бы поставила тему гражданской войны, ввиду ее насыщенности именами, событиями, героями и историческими оценками. Тема трудна даже для профессиональных историков.
Наравне с ней можно поставить темы «Перестройка в СССР» и «Распад Советского Союза и образование РФ» из-за их близости к нашему времени.
Я уже упоминала о сложностях, связанных с темами культуры, важность которых осознает далеко не каждый учитель. Такое же положение дел и с зарубежной историей.
Как написать историческое сочинение
За день до экзамена надо продумать стратегию ответа, четко распределить время и силы. Начинайте с того задания, которое требует зоркости, неусталых глаз, высокой концентрации внимания. Это вопросы № 13 и 16 КИМов ЕГЭ по истории (работа с картой) и задания № 18 и 19 (работа с визуальной информацией).
Начинать лучше вообще с части 2, с заданий, которые требуют развернутого ответа. Из шести заданий второй части три связаны с работой по историческому источнику, которая вполне по силе выпускнику.
Вопросы № 23 и 24 — задания повышенной сложности. Думаю, что их нужно выполнять в два этапа: сделать заготовку на черновике, перейти на прорешивание вопросов первой части и вернуться через час с тем, чтобы скорректировать ответ.
Особое внимание обращу на 25-е задание. Историческое сочинение — самое «высокооплачиваемое» задание, за него можно получить до 11 баллов из 53 первичных баллов. Одна пятая успеха на экзамене. И, разумеется, оно требует больше всего времени (как справиться с этим заданием, смотрите в видео «Историческое сочинение: семь шагов к успеху». — Прим. «Учёбы.ру»).
Задания № 1 и 11 подразумевают знание не только отечественной, но и зарубежной истории. Как и история культуры, европейская в большинстве школ изучается по остаточному принципу. «Вес» заданий в совокупности составляет 4 балла. Выпускник до экзамена должен знать о трудностях этих вопросов и решить для себя, будет ли он уделять внимание зарубежной истории или пожертвует этими баллами.
Определенную сложность имеет задание № 4, где требуется на основе предложенного определения вставить определяемый термин. Казалось бы, всего одно слово, но если не знать содержание «опричнины» или толкование слова «диссидент», то с заданием не справиться. Всякая наука требует знания терминологии, историческая не исключение.
В задании № 6 представлены два источника и шесть суждений, из которых нужно выбрать верные. Для того чтобы выполнить это задание, нужно понять, о каком периоде идет речь в каждом отрывке, соотнести суждения с собственными знаниями о нем. Только после этого решать, какие суждения являются верными.
Кроме, собственно, знаний по предмету, для успешной сдачи экзамена надо учиться минимизировать стресс.